Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.
Люди рыбацкого Севера ' Ч АСТО, бывая на су д а х, разговари вая с моряками, я спрашиваю : «А как вы относитесь к капитану?» И это — не праздный вопрос, поскольку, как известно, от первого руководителя зависит практически все: экономиче ские показатели, моральный клим ат, настрой на дела и т . д. Не секрет ведь, что на судне, где хорошо зарабаты ва ю т, но о капитане — нелестные от зы вы , люди не задерж иваю тся. На свой вопрос я слыш ала на раз н ы х суд ах разные ответы . И нередко моряки равнодушно пожимали плечами: «Нормально. Капитан как кап итан ». Иные говорили: «Я — что? Поговорите со старпомом или с первым помощни ком, они его больше знаю т». За дипло матичной фразой отчетливо слыш алось: «Не нравится мне это т человек, но го ворить о том небезопасно, капитан все- та ки » . На Б А Т «Константин Душенов» люди, услы ш ав вопрос о Яковлеве, о тклады вали в сторону дела и принимались р ассказы вать. Припоминали случаи давн их лет и недавние эпизоды . При чем говорили на удивление охотно, да же как-то весело. Равнодуш ия не виде ла я ни в ком. Из эти х рассказов моряков стано вился ясным облик талантливого про мы словика, умелого руководителя, от зывчивого человека капитана-директора Б А Т «Константин Душенов» Валерия А лександровича Яковлева. Душа-человек — Когда я в первый раз увидел Яковлева, — р ассказы вает первый помощник капитана Анатолий Юрь евич Недашковский, — он мне по к азался таким доброжелательным да ласковым, что я подумал: ну и доб ренький дядя! А потом смотрю — ошибся я. Валерий Александрович действи тельно мягок в разговоре, сдерж ан в движениях. Только пытливый, цепкий взгляд глубоко посаженных глаз из- под густых черных бровей выдает уп ругую напряженность. Словно сж а тая пружина, в любой миг готов ка питан к активному действию, прин ципиальному возражению , Доброта. Мы сейчас нередко гово рим о дефиците ее. А нужно ли это качество капитану-директору? ...У одного из моряков умерла мать! И недалек порт, да по волнам не побежишь. А тут рядом судно в Мурманск уходит. Но на море све ж ая погода. Что решишь, капитан? Яковлев распорядился спустить катер. Матрос-рулевой — Александр Гориленко («опытней любого ш тур м ана»), четвертый механик Констан тин Карпович с ним и «пассажир». Риск? Конечно. А как ж е быть, коли ж у человека беда, куда же ему с бе- дой-то? И какой из него работник сейчас?... Один из моряков рассказывал: — Ж ен а ж ила в Москве, и ни в какую не соглаш алась перебираться в Мурманск. Три года с лишним уго варивал я ее, убеждал. Нет, и все. Пошел к капитану: «Валерий А лек сандрович, такое вот дело...» А тут как раз вечер нашего экипажа во Дворце. Мы с женой пошли. Смот рю: отвел ее Яковлев в сторонку, минутки три поговорил. Ж ена под ходит ко мне и сообщает: «Ладно. После отпуска приедем в Мурманск насовсем». Я спрашивала Яковлева про этот эпизод: «К акие же слова вы нашли тогда?» Он засм еялся, помолчал, а потом сказал: «Да какие там слова! Говорил, что такого парня, как ее муж, надо на руках носить, а у него работа из рук валится из-за вас». Не знаю, те ли самые слова говорил с &>гда капитан, но они помогли. ...Моряки напряженно следили за ваерами. Молчали. Последний трал — будет ли он последним? Вдруг ока жется, что рыбы так много и мешок не выдержит... И вот заулы бались парни, забега ли по палубе, заним ая свои рабочие места. Теперь скорей обработать! Яковлев спустился с мостика в «сушилку», чтобы пожать руки тем, кто поднял этот последний трал (тра диция, почему-то забы тая многими капитанами). А потом (опять ж е по традиции) последний ящик моряки оклеили всеми этикетками, какие бы ли на рыбофабрике, и дружной тол пой под грохот музыки принесли его в каюту Яковлева, чтобы всем вме сте подарить эту коробку Нептуну. И вот так всегда: в трудный час или в минуты отдыха, на рыбофабри ке или на волейбольной площадке они всегда рядом: капитан и команда. — Обидно, когда приходят на суд но молодые ребята и не хотят ничем заниматься, — говорит Валерий А лек сандрович. — Я с удовольствием иду играть с молодежью в волейбол, в ш ахматы , настольный теннис. А нын че перед Новьш годом приходят ре бята и говорят, что надо, чтобы я пел. — И пели? — А куда ж е я денусь! Все коман диры участвовали в концерте. А длил ся он пять часов, чтобы обе вахты посмотрели. Зато потом выпуск про дукции сразу вырос на 5 —6 тонн. Я считаю, в любой праздник надо лю дям дать отдохнуть, ведь и настрое ние поднимается, и моряки лучш е узнают друг друга. А ведь в экипа ж е талантов много: и художники, и музыканты , и спортсмены. Кстати, о спорте. Обычно у нас играют 6 во лейбольных команд — это на пере ходах. Н азначаем официально день открытия олимпиады. Поднимаем флаг. Д аж е футбольные матчи про водим, 3 человека в каждой коман де... ... — Я работал первые дни на «Душенове», — рассказы вает второй помощник капитана Владимир Шку- сти» — огромный талант. А отда ча?.. Коллегиальность — Давайте посоветуемся, — гово рит Яковлев. Ф раза эта не повседневная. Но ко ли она прозвучала, значит, где-то на каком-то участке судна — сложная ситуация, может, техническая, может, моральная. А то и стратегическую задачу надо решить: остаться в этом районе промысла или пойти дальше. Конечно, капитан-директор волен сам принять решение, издать приказ и на этом поставить точку. Благо, опыта ему не занимать. Но... — Д еятельность капитана, который принимает субъективное решение в «гордом одиночестве», обречена на провал. И рано или поздно это про изойдет, — так объяснил мне В але рий Александрович свою точку зр е ния на дилемму: что лучше, автори тарные методы руководства или кол легиальные. КРЕДО КАПИТАНА рнн. — Однажды пришел с вахты, подумал: «Сегодня мой день рожде ния, ну да что ж , море есть море». А утром по трансляции слышу, капи тан поздравляет меня, стихи читает. Потом Валерий Александрович при шел в каюту и говорит: «Что же вы лежите в такой праздник?» Прихожу в кают-компанию — на столе торт... — Может, это к вам только такое отношение? — Ко всем. И у человека появ ляется особая ответственность... ...— Это — душа-человек, спра ведливый и добрый, — глаза матроса Д емура Михайловича Багишвили све тятся восхищением. — Мы ходили вместе еще в 70-м году. И до сего дня он остался таким же, ни годы, ни слава не изменили его. Помню, как-то заболел я. Валерий А лександ рович часто приходил ко мне. Подол гу разговаривали... ...— В долгом рейсе бывает вся кое, особенно под конец, — буфет чица Мария Петровна Сухарева, от ложив начатую уборку, с теплотой р ассказы вает о капитане. — Когда все устали, когда малейшее н едоразу мение, не тем тоном сказанное слово могут обернуться конфликтом, очень важно, как держится капитан. Ведь чащ е всего идут разбираться к нему. В алерий А лександрович или переве дет все в шутку, или сделает вид, что не понял, потом, мол, решит. А ему разве легче, чем другим? Уди вительный человек. Очень простой. Знаете, он не считает зазорным вы мыть чашки, когда уйдут гости. Я приду уборку делать, скажу: «Ну зачем вы сами...» А он улыбается: «Ничего страшного». Сто человек в экипаже, сто хар ак теров: добрые и жесткие, инертные и активные, «контактные» и зам к нутые. Уметь к каждому подойти и поговорить именно в его «тонально ...Т раулер вышел на промысел путассу. Надо работать, а в трюмах — теплынь. Во время ремонта си стему охлаждения опрессовали сж а тым воздухом, а не инертным газом. Образовались пробки. Я ковлев попро сил помочь специалистов с БМ РТ «Владимир Бродюк». Общими уси лиями довели до ума систему. Но за неделю простоя образовался долг по пищевой. Как н аверстать упущенное, если и так к аж д ая вахта работает в полную силу? И тогда капитан собрал экипаж и сказал: «Давайте посоветуемся...» И моряки сами, безо всякого нажима и уговоров предложили выходить на подвахгы ночью и еще на час увели чить рабочий день. Й пока не вышли на «сегодняшний» день, пока не на гнали нужное количества продукции, люди шли без напоминаний и пригла шений на дополнительные часы рабо ты. Но на том же общем собрании Я ковлев сказал еще одно: «У кого есть опыт разделки путассу на спин ку, останьтесь, посоветуемся, как нам всех обучить». Обучили. Н ередко Валерий Александрович приходит на мостик с такой речью: «Что-то обстановка слабенькая. Вас четверо штурманов. Почему ж е свет лые головы не работают? Куда пой дем?» Н ачинается спор. А Яковлев очень это дело любит; возраж ает, выслу шав собеседника, вы зы вает ответное мнение. А результат? 'Н а промысле все экипажи следят в оба: где «Д у шенов»? Потому как где «Душенов» — там обязательно рыба. Согласитесь, не очень<го часто к а питаны ходят на комсомольские соб рания, довольствуются беседами с комсоргами. А Валерий А лександро вич никогда не пропускает такие соб рания, послушает, о чем спорит мо лодежь, выступит сам, напомнит, что комсомольско-молодежный экипаж коммунистического труда БАТ «Кон стантин Душенов» носит имя XIX съ езда ВЛКСМ , а значит... И приходнтслава Как-то при подведении итогов со ревнования выяснилось, что одна вахта рыбообработчиков намного отстает от соперников. Капитан пред ложил «посоветоваться». После того часть наиболее опытных моряков из вахты -лидера перешла к отстающим и вскоре вывела их на первое место. БАТ «Константин Душенов» вы шел и з ремонта на 3 ,5 м есяца р ан ь ше, чем планировалось. Почему? Да потому, что треть намеченного объ ем а ремонта выполнена силами эки пажа. В первом году 1 1-й пятилетки на тр ау л ер е достигли рекордного на Северном бассейне вылова рыбы — 162,3 центнера. Ударными стали д л я экипажа 1982 и 1983 годы. Р а ботали тогда в крайне сложных про мысловых условиях, когда просто выполнение плана приравнивалось к подвигу. З а эти два года коллектив БА Т «Константин Душенов» только сверхплановой продукции выпустил на 2 миллиона 6 2 9 тысяч рублей. В сентябре 1983 года экипаж пер вым в ВРПО «Севрыба» рапорто вал: «Есть пятилетка по вылову ры бы!» О собенно тр у д н ы м бы л для м ор яко в тр а у л е р а п р о ш л ы й год. О днако «запас п р о ч н о сти » , н а к о п л е н н ы й в п р е д ы д у щ и й период, и с тр а стн о е ж е л а н и е б ы ть п е р в ы м и п ом о гл и э к и п а ж у в м арте « п о с та в и ть т о ч к у » на годовом зад ан ии по в ы л о в у , а в о ктя б р е з а в е р ш и ть план года и 11-й п я т и л е т к и по всем п о ка за те л ям . За ч е ты р е год а на с у д н ! и зго то в и л и 86,5 ты с я ч и ц е н тн е р о в св ер хп л а н о во й п р о д у к ц и и . Т а к о го к о л и чества не доби лся б о льш е н и один э к и п а ж ! Н епре взо йд е н но й на ф лоте о каза л ась и д о с т и гн у т а я на БАТе за ч е ты ре года п р и б ы л ь — п о ч ти 5 м ил л и о н о в р уб лей. Д есятки миллионов рублей даст флоту перевод тр аулера на 10-лет ний безремонтный цикл эксплуата ции. К ак, за счет чего достигнуты та кие успехи? Р асск азы вать об этом — значило бы писать книгу, где р аскры ли сь бы самы е разны е аспек ты личности капитана, его роли в организации производственных про цессов. Тут бы нашла отражение борьба капитана за стабильность коллектива, и — как результат — постоянство основных специалистов. Причем «думающих специалистов» (выражение Я ковлева), ищущих, творческих. С ледовало бы расска зать, как Валерий Александрович учит штурманов, прослушивая радио переклички, на специальной таблич ке ставить возле каждого траулера один, два или три восклицательных зн ака, чтобы затем поспешить в рай он с «тремя». О том, что капитан знает чуть ли не в совершенстве технологию обработки рыбы и рабо ту машинного отделения. О том, что «все цифры у него мгновенно у к л а дываются в голове». Но все-таки самый главный та лант Я ковлева — талант отличного психолога. Об этом говорили все, с кем мне довелось беседовать на судне. «С Яковлевым н ельзя работать «по нор ме», надо обязательно больше. И вовсе не потому, что требует он то го. Кстати, он никогда ничего не требует: или просит, или предлага ет. Но ж елание сделать больше то го, что «по норме», становится у экипаж а потребностью, необходимо стью, жизненной позицией». Ну вот, например, как он, стоя в сторонке и наблюдая за самостоя тельной швартовкой ш турмана, рас сказывает: «А знаешь, как я первый р а з ш вартовался? От страха колен ки тряслись и звон в ушах. А ни чего, вот уж е скоро 30 л ет рабо тало...» Капитан знает, что у судо водителя знаний достаточно и уме ние есть, а вот страх побороть еще не получается. «Я торчу на мости ке для поддерж ания духа», — го ворил мне Я ковлев, вспоминая одну из швартовок своего молодого по мощника. Ясное дело, опытнейший капитан находится на мостике вовсе не для «поддерж ания духа», особен но в сложной навигационной обста новке, но не стал он подчеркивать это. И еще один штрих. Сто человек в экипаже, причем, как это обычно бывает, половина — новички. И В а лерий Александрович ум удряется каждого (каждого!) звать по имени- отчеству. Естественно, когда капитан приходит на рыбофабрику и со зн а нием дела обсуждает ту или иную проблему, уважительно выслушивая мнение моряков, авторитет его стре мительно растет. И люди стараю тся сделать все во славу общей цели. И слава п р и х о д и т . Э к и п а ж и им я ка- п и та н а -д и р е н то р а В. А . Я ковлева Д о н е се ны в о б л а стн ую К н и гу почета. О п ы т р аб о ты это го к о л л е к ти в а одобрен б ю р о о б л а стн о го н о м и те та КПСС. Т о л ько в этом го д у э к и п а ж стал и н и ц и а то р о м с о ц и а л и с ти ч е с к о го со р е в н о в а н и я * ч е сть 40-летия В е л и ко й Победы и л и В се м и р н о го ф е стива л я м олодеж и и сту д е н то в . К ста ти , В л ад им ир Ш н у р и н в тор о й п о м о щ н и к к а п и та н а , в числ п я т е р ы х м у р м а н ч а н б уд ет у ч а с тн и к о м это го ф е стива л я. К а п и та н -д и р е к то р БАТ <<Конст^ н ™ “ Д уш енов» В але р ий А л е к са н д р о в и ч Я к о в лев в ы д в и н у т на с о и с к а н и е Госуд ар- ств е н н о й п р е м и и СССР. ^ Б Е Р Е ЗЮ К . РЫБНЫЙ мурман 12 июля 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz