Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.

7 июля —День работников морского и речного флота ПЕРВАЯ ВЫСОКОШИРОТНАЯ ТРИДЦАТЫЕ годы... Это бы- ■ ло время широкого на­ ступления на Арктику, интен- сизного освоения Северного морского пути. На пустынных острозах и на побережье строились полярные станции, 8 неизведанные районы выходи­ ли гидрографические суда, росли объемы перевозок снаб­ женческих грузов в различные пункты Арктики. Героические рейсы по Се­ верному морскому пути «Си- бирякоза», «Челюскина» и «Литке» в 1932—1934 годах, «Анадыря», «Сталинграда», «Искры», «Ванцетти» в 1935 году положили начало прак­ тическому освоению великой магистрали. 8 приветствии ЦК ВКП{6) со­ ветским полярникам в связи с 15-летием начала регуляр­ ных научно-исследовательских работ в Арктике была по­ ставлена трудная, но реальная задача превращения Северно­ го морского пути в нормаль­ но действующую трассу. Для ее решения было необходимо не только изучить трассу, но и обследовать обширные райо­ ны за пределами магистрали. Уж е давно вы сказы валась ги ­ потеза о существовании летом в вы соких широтах сплошной залрипайной полыньи, протя­ гивающейся от Гренландского моря до Берингова пролива. Вспомним статьи В. А. Руса­ нова, в которы х он вы сказы ­ вался за использование для плавании пути в Карском мо­ ре севернее мыса Ж елания, на­ конец, его последнее плавание на «Геркулесе» — мечтал он пройти на восток, оставляя се­ вернее острова Уединения, Но­ восибирские и Врангеля. Д. И. Менделеев в докладной в правительство России «Об исследовании Северного поляр­ ного океана» писал: «Не пы та­ ясь, конечно, ничего нельзя достичь, попытна же пройти безостановочно к полюсу и к Берингову проливу достойна полного напряжения сил и, по моему крайнему разумению , года в три, наверное, может доставить успех». В тридцаты х годах считали, что Великую полынью можно использовать для плавания судов. 7 августа 1933 года в Арктическом инсти туте в Ле­ нинграде состоялось специаль' К 50-летию экспедиции парохода «САДКО» нее совещание по этом у вопро­ су. Было признано целесооб­ разным изучить высокие ши­ роты с помощью судов, само- летоз и дирижаблей. Это и по­ служ ило толчком к подготовка специальной высокоширотной экспедиции* на ледокольном п а­ роходе «Садко» летом 1935 го- ДЗ. В программу исследовании, помимо всестороннего изуче­ ния еще неизведанных или ма­ лоизвестны х высокоширотны х районов Северного Ледовитого океана, входило: сбор материа­ лов для развития методики долгосрочных ледокольны х прогнозов, изучение морских льдоз и, наконец, изучение по­ ведения судна среди льдоз в море. В состав экспедиции вошли лучшие и самые опытные спе­ циалисты. Начальником ее на­ значили Г. А. Ушакова — по­ лярника с большим практиче­ ским стажем работы в Аркти­ ке, заместитель по научной части Н. Н. Зубоз был иззес- тен своими исследованиями Баренцева моря, капитан «Садко» И. М. Николаев со­ вершил в 1934 году трудней­ ший рейс по Северному мор­ скому пути с востока на запад на ледорезе «Литке». Участ­ никами экспедиции были так­ же известные впоследствии морезеды и геофизики Вс. Бе­ резкин, Вл. Березкин, В. Г. Богоров, Г. П. Горбуноз, А. Ф. Лактионов, М. М. Ермолаев, Н. Н. Евгеноз и другие. На борт судна взяли два неболь­ ших самолета, авиационную группу возглавлял прославлен­ ный ас Арктики М. С. Бабуш­ кин. С ИЮЛЯ Архангельск тепло ” проводил «Садко». На причале состоялся многолюд­ ный митинг. Над ' Северной Двиной гремел «Интернацио­ нал». На берега Двины при­ шли колонны рабочих лесо­ пильных заводов со знамена­ ми, транспарантами и оркест­ рами. Целая флотилия кате- роз, лодок и спортивных судов сопровождала полярникоз вниз по реке. За 85 суто к «Садко* обогнул с северо-запада Шпицберген, спустился к Новой Земле, за­ тем опять стал подниматься в высокие ш ироты , к архипела­ гам Земли Ф ранца Иосифа и Северной Земли. Пароход про­ шел по обширным неисследо­ ванным районам Ледовитого океана более ш ести ты сяч миль во льдах и почти половину из них — за 8С?-й параллелью . 1 сентября «Садко» достиг 82 градусов 42 минут север­ ной широты и 87 градусов 04 минут восточной долготы, тем самым поставив рекорд сво­ бодного плавания судна без ледокола. Здесь садкозцы оп­ робовали первую в истории Арктики глубоководную комп­ лексную научную станцию, потребовавшую непрерывной 12-часовой работы всего со­ става экспедиции. 28 сентября 1935 года паро­ ход благополучно вернулся в Архангельск. Научные результаты экспе­ диции оказались выдающими­ ся. Было выполнено 107 гид­ рологических и 51 гравитаци­ онное исследование километ­ ровых глубин многочисленны­ ми приборами, тралами, сетя­ ми на всех уровнях, вплоть до самого грунта с целью опре­ деления характеристик воды, течений, животного мира. Про­ водились работы по определе­ нию взаимодействия корпуса судна со льдом, его льдопро- ходимости в зависимости от мощности машины, толщины и прочности льдоз. Гидрологические и ледовые исследования вы соких широт арктических морей, прозеден> ные в экспедиции, имели боль­ шое значение для прояснения картины дрейфа льдов, дви­ жения водных м асс, ледовых прогнозов и, в конечном итоге, для судоходства по Северному пути. Был сделан зы зод: при наличии мощ ных ледоколов плавание здесь возможно зи­ мой и ранней весной, когда припай еще не взломан. В НАШИ ДНИ эта идея по­ лучает свое второе рож­ дение. В 1961 году атомоход «Ленин» высадил дрейфую­ щую станцию «СП-10» на ши­ роте 75 градусов 27 минут в восточном районе Арктики. Высадка осуществлялась позд­ ней осенью, когда с трас­ сы Севморпути ушли а базозые порты все суда. Ле­ докол двигался на восток и потом возвращался в запад­ ный район, придерживаясь границы многолетних льдов, которые оставил к северу. Этот рейс был первым в чис­ ле известных высокоширотных рейсов последующих лет, дав­ ших значительное количество ценнейшего материала для изучения специфики плавания в Северном Ледозитом океане. Выдающимся достижением в освоении высокоширотного плавания явился переход атом' ного ледокола «Ленин» и ле­ докола «Владивосток» из Мур­ манска в Певек в мае—июне 1971 года, а также дизель- электрохода «Капитан Мышеа- ский» под прозодкой атомохо­ да «Сибирь» в мае—июне 1973 года. Исторический рейс атомного •ледокола «Арктика-» (ныне «Леонид Брежнев») в августе 1977 г. к Северному полюсу также был частично подчинен задачам более полного изуче­ ния обширного региона С е ­ верного Ледовитого океана. Все эти рейсы воочию под­ твердили возможность исполь­ зования полыней для транс­ портного судоходства в высо­ ких широтах в ранние сроки и послужат осуществлению важ­ ной задачи, поставленной пар­ тией перед моряками Запо­ лярья, — проведению кругло­ годичной назигации по всему Арктическому бассейну. А. ГАВРИЛОВИЧ, действительный член Гео­ графического общества СССР. САМАРИН Павел Сазонова О РЫБАКАХ И РЫБКАХ* «Маска, я вас знаю...» ч Это уже будни. Старо, как мир... Инспекторы сидят в засаде на берегу реки Колы. Схема известна. Сначала на противо­ положной стороне появляют­ ся «сторожа». На этот раз их двое. Они внимательно огля­ дывают берег, где сидят ин­ спекторы. Результаты наблю­ дений- их удовлетворяют. Сле­ дует едва уловимый сигнал, мол, все спокойно. И на бе­ регу вырастает фигура бра- - коньера со спиннингом в ру­ ках ' и в маске на лице. За­ брос, еще. Чувствуется «ра­ бота» специалиста. На этот фаз блесна легла точно, на крючке бьется мощная рыба. . Пека браконьер занят выужи- . ваннем, а это процесс доволь­ но длительный, инспенторы еще раз. в бинокль вниматель­ но осматривают его одежду, ф и гур у, снасть, чтобы запом­ нить этого человека, и садят- ‘ ся з машину. Нескольно минут езды, и они уже а поселке Ш онгуй. Машина останавливав ется около сарайчиков, как грибы выросших на берегу ре­ ки, В них-то и находят убежи­ ще браконьеры до и после своего преступного промысла. Инспекторы спуснаю тся к реке, откуда к ним навстречу поднимается с рыбой и в мас­ ке, сделанной из лыжной ша­ почки, браконьер. Дальше — опять по схеме. Следует очень живописный рассказ о том, как семга сама выбросилась на берег, а он, добрый человек, поднял ее и вот (вы видите!) решил сне­ сти ее в инспекцию рыбоох­ раны. «Спасибо, что вы вовре­ мя приехали...» Скучающе инспекторы (им не один десяток раз приходи­ лось слышать байки и похле­ ще) достают бланки протоко­ лов и предлагают «бескорыст­ ному» члену общества охраны рыбных запасов познакомиться. Представляются первыми — так требует их устав службы. Но стоящий напротив гражда­ нин становится необыкновенно застенчивым, стеснительным и особого желания наззать се­ бя не изъявляет.' — Ну хотя бы шапочку снимите, — предлагают ин­ спекторы. Их зизази мнется, отступа­ ет, но, поддавшись дружным уговорам, наконец сбрасыза- ет шапку-маску. Ба! Знако­ мые все лица! — Маска! Мы вас знаем, — хором воскликнули инспекто­ ры, демонстрируя знания ли­ тературной классики. Перед ними во всей красе, красный от возбуждения и жары, стоял Игорь Валентино­ вич Устинов, водитель ТУСМ-3 (технический узел союзных магистральных езязей и теле­ видения — учреждение солид­ ное...) Но очередное знакомство, хо ть и неприятное, было бы не очень страш ное для Игоря Ва­ лентиновича, если бы ... Если бы r январе этого года в нлубе кирпичного завода не состоялся суд, гд.е подсудимым ф игурировал... Игорь Валенти­ нович. Тогда ему суд вынес приговор достаточно м ягкий — 300_ рублей ш траф а за лов рыбы а реке Коле. Но этого ему показалось мало или слишком много. И вот а нюне, чтобы возместить утраченное о январе, И. В. Устинов вновь отправился на рыбалку. Чем кончился демарш зло­ стного браконьера, уже изве­ стно. Остается добавить, что материалы переданы в след­ ственные органы для возбуж­ дения уголовного дела. А. ФЕСТ, государственный инспектор управления «Мурманрыбвод*. ОТ РЕДАКЦИИ . Уже неод­ нократно редакция газеты под­ нимала зопрос о многочислен­ ны х сараях, выросших на ж и ­ вописных берегах Колы. WJa- ло того, что они портят вид реки, ар хитен тур у поселков, они являю тся еще и местом укры тия браконьеров, хране­ ния ими орудий промысла — сете», спиннингов и прочего. Не пора ли Кильдинсноаду поселковому С овету, К о ль­ скому райисполкому принять решение о сносе эти х само­ вольны х построен? С ПРОМЫСЛА- В ПО Р Т По предварительным данным диспетчерских служб флотов. Сегодня ожидаются,- ТР «Вик­ тор Лягии», экипаж ППР-829 «Буссоль* самолетом из Москвы рейс N* 2339 (54 человека), БМРТ-110 «Алтай»; завтра: подменный экипаж № 7 «Мурманрыбпрома» сам о­ летом из Москвы рейс № 2339 (20 человек), экипаж БМРТ-123 «Холмогоры* самолетом из Мос­ квы рейс № 2339 (50 человек); 7 ию ля: ПСТ-13 16 «Нагорск», РТ 330 «Молодогвардеец*. БМИТ-406 «Спутник», БМРТ 404 «Мир»; 8 июля: экипаж БМРТ-0025 «Павел Стрельцов» самолетом из Москвы рейс № 2341 (92 че­ ловека); 9 июля: экипаж БМРТ 372 «Таруса* самолетом из Москвы рейс’ 2317 (70 человек), эки- - паж ППР-829 «Буссоль» сам о­ летом из Москвы рейс Aft 2339 (44 человека), экипаж ВМРТ-123 «Холмогоры» самолетом из Москвы рейс № 2339 (35 ч е­ ловек) и рейс №' 2347 (20 ч е­ ловек); 10 июля: ТР «Микайло Ло­ моносов*. ПСТ-1342 «Мензе- линск». БМРТ-401 «Куприн». БМРТ-420 «Прогресс» с экипа­ жем РПКт4 на борту; 11 июля: ПСТ-1320 «Кар- пннск» («по зеленой») ПОГОДА ИЮЛЯ Средняя месячная темпера­ тура воздуха по Мурманской области ожидается около сред­ них многолетних значений — норма +12, |-14 градусов, на побережье Мурмана +8, +10. Месячное количество осадков ожидается около нормы (норма 45—60 мм). ГИДРОМЕТЦЕНТР СССР. . 29 и ю н я 1935 года х-на 73чц го д у ж и з н и посл е тя ж е л о й д0. лезни ско н ч а л ся ста р е й ш и й ра. б о тн и к уп р а в л е н и я «Севрыб. пром р азве д ка» С А М А Р И Н Па. вел С азонович. Вся ж и з н ь и д олгая тоудо. зая д е ятел ьно сть П авла СазоА. н о зи ч а С ам арина связан ^ Заполярьем , с р ы б но й пром ыщ . л е н н о сть ю С еверного бассейна. Б лагодаря зн ан иям , больш ом у о п ы ту , п ре д а н но сти труд ном у р ы б а ц ко м у делу, он прошел п у т ь о т ш тур м а н а , напитана п р о м ы с л о в ы х и п о и с к о в ы х су­ дов до зам естителя начальника п р о м ы сл о во й р азвед ки. Явля­ ясь вы соко кв а л и ф и ц и р о ва н н ы м сп ец и а л и стом , пионером Поо- м ы сло вой р азве д ки, П. С. Са­ м ар ин вы давал п ро м ы ш л ен н о ­ сти н а у ч н о о б о сн о ва н н ы е реко­ м енд ац ии по исп о льзо ва н ию сы р ьев о й базы пром ы сла, ор. га н и зо в ы в а л и н ап р а вл ял рабо* т у п о и с к о в ы х суд ов на увели­ ч е ни е вы лова р ы б ы ф лотом . На всех п о ста х П?вел Сагэ- н овн ч п ро явл ял себя грам от­ н ы м , и н и ц и а ти в н ы м , неутом и­ мым т р у ж е н и к о м , отлично зн аю щ им с ы р ь е в у ю базу про­ м ы сла з р а з л и т ы х районах Б аренцева м оря. Он «нес ве­ со м ы й в кл г ^ .з дело развития ры б ол овства, в освоение н овы х р а й о н о в про м ы сла . М н о го сил, вни м а н ия и на­ с то й ч и в о сти Павел С азонович п ро явл я л в в осп и та н и и моло­ д ы х п око л е н и й м ор яко в, поис­ к о в и к о в и иссл ед ований моря, П. С. С ам арин — чле:: ИЛСб с 1944 года, у ч а с т н и к об< v -- С ове тско го Заполярья — всегда оставался п р и н ц и п и а л ь н ы ^ ко м м ун и сто м . За м ноголетний* д о б р о со ве стн ы й тр у д и уча стие в З елиной О течественной войне он уд остаивался го суд а р ст­ в е н н ы х наград . И нахо д ясь на п е н си и , он приним ал^ а кти в н о е уча сти е в п а р ти й н о й ч о бщ ественной ж и з н и н ол ле ктчза . М ы знали П авла С азонозича н ак о тл и ч н о го спец иал иста, д о бр о ж е ла те льн ого товарищ а, о тзы а ч и зо го человека. За свои тр уд ол ю б ие , л и ч н у ю д и с ц и п л и ­ н и р о в а н н о сть , скр о м н о сть, чут­ кое о тн о ш е н и е к лю дям он по п р а в у пользовался больш им а вто р ите том и уваж е н ие м . С ветлая п а м ять о П авла Са- зо но зи ч е С ам арине навсегда со- х п а н и тс я з ско п ц а х его коллег, д р узей и о л и з к и х . Администрация, партийный w профсоюзный комитеты управлении «Сеарыбпрэмл разведка». Ре р актор С. Н,. ДАЩИНСКИЙ, СЧИ ТА ТЬ НЕД ЕЙСТВИ ТЕЛЬНЫМ диплом на звание судового м еха н и ка третьего разряда по двигателям внутреннего сгора­ ния за № 46ЯЗ-Д 72, в ы д анны й М ур м а н ским р ы б ны м портом 14 ф евраля 1972 года на им я СА ХА РО ВА Дс.мьяна Алексеези- ПРИГЛАШАЮТ НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО - МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВРПО «СЕВРЫБА» каменщиков, плотников, мо.ч- тажникоз по монтажу жепезэ- бетонных конструкций. Одиноким предоставляется благоустроенное общежитие. ^ Семейные обеспечиваются благоустроенными комнатами в 2- и 3-комнатных кварти­ рах в 401-м микрорайоне (в. районе кинотеатра «Мур­ манск», з новом доме]. Обращаться по адресу: г. Мурманск-23, ул. Халтурим, 11, отдел кадров, тел. 6-44-15 |прм себе иметь фотографам 3x4 ем]. ОБЪЕДИНЕНИЕ ФИРМЕННЫХ РЫБНЫХ МАГАЗИНОЗ младших продавцов, кассиров, грузчиков, продавцов, авт®* электрика IV—У разрядов (предусмотрено совмещение^. Обращаться в Отдел кадров, телефон: 7-61-83. 183038. Мурманск, ул. Шмидта, 4 3 ( 1-й этаж, правое крыло). Телефон для справок — 7-47-08. Городские и АТС рыбного порта: редактор — 7-47-19, 40-90, зам. редактора — 42-25, секретариат — 40-32. ОТДЕЛЫ: партиниой жизни и пропаганды — 42-25, бере­ говых предприятий — 40-72, промышленного рыболовства — 41-02, культуры й быта, информации и спорта — 7-62-84, писем — 7-47-08, редакция факсимильной газеты — 7-76-68. Типография издательства обкома КПСС, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. «Рыбный Мурман». Индекс 52832. Тираж 16035, Зак, 5141, ПН-05366.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz