Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.
7 июля —День работников морского и речного флота ПЕРВАЯ ВЫСОКОШИРОТНАЯ ТРИДЦАТЫЕ годы... Это бы- ■ ло время широкого на ступления на Арктику, интен- сизного освоения Северного морского пути. На пустынных острозах и на побережье строились полярные станции, 8 неизведанные районы выходи ли гидрографические суда, росли объемы перевозок снаб женческих грузов в различные пункты Арктики. Героические рейсы по Се верному морскому пути «Си- бирякоза», «Челюскина» и «Литке» в 1932—1934 годах, «Анадыря», «Сталинграда», «Искры», «Ванцетти» в 1935 году положили начало прак тическому освоению великой магистрали. 8 приветствии ЦК ВКП{6) со ветским полярникам в связи с 15-летием начала регуляр ных научно-исследовательских работ в Арктике была по ставлена трудная, но реальная задача превращения Северно го морского пути в нормаль но действующую трассу. Для ее решения было необходимо не только изучить трассу, но и обследовать обширные райо ны за пределами магистрали. Уж е давно вы сказы валась ги потеза о существовании летом в вы соких широтах сплошной залрипайной полыньи, протя гивающейся от Гренландского моря до Берингова пролива. Вспомним статьи В. А. Руса нова, в которы х он вы сказы вался за использование для плавании пути в Карском мо ре севернее мыса Ж елания, на конец, его последнее плавание на «Геркулесе» — мечтал он пройти на восток, оставляя се вернее острова Уединения, Но восибирские и Врангеля. Д. И. Менделеев в докладной в правительство России «Об исследовании Северного поляр ного океана» писал: «Не пы та ясь, конечно, ничего нельзя достичь, попытна же пройти безостановочно к полюсу и к Берингову проливу достойна полного напряжения сил и, по моему крайнему разумению , года в три, наверное, может доставить успех». В тридцаты х годах считали, что Великую полынью можно использовать для плавания судов. 7 августа 1933 года в Арктическом инсти туте в Ле нинграде состоялось специаль' К 50-летию экспедиции парохода «САДКО» нее совещание по этом у вопро су. Было признано целесооб разным изучить высокие ши роты с помощью судов, само- летоз и дирижаблей. Это и по служ ило толчком к подготовка специальной высокоширотной экспедиции* на ледокольном п а роходе «Садко» летом 1935 го- ДЗ. В программу исследовании, помимо всестороннего изуче ния еще неизведанных или ма лоизвестны х высокоширотны х районов Северного Ледовитого океана, входило: сбор материа лов для развития методики долгосрочных ледокольны х прогнозов, изучение морских льдоз и, наконец, изучение по ведения судна среди льдоз в море. В состав экспедиции вошли лучшие и самые опытные спе циалисты. Начальником ее на значили Г. А. Ушакова — по лярника с большим практиче ским стажем работы в Аркти ке, заместитель по научной части Н. Н. Зубоз был иззес- тен своими исследованиями Баренцева моря, капитан «Садко» И. М. Николаев со вершил в 1934 году трудней ший рейс по Северному мор скому пути с востока на запад на ледорезе «Литке». Участ никами экспедиции были так же известные впоследствии морезеды и геофизики Вс. Бе резкин, Вл. Березкин, В. Г. Богоров, Г. П. Горбуноз, А. Ф. Лактионов, М. М. Ермолаев, Н. Н. Евгеноз и другие. На борт судна взяли два неболь ших самолета, авиационную группу возглавлял прославлен ный ас Арктики М. С. Бабуш кин. С ИЮЛЯ Архангельск тепло ” проводил «Садко». На причале состоялся многолюд ный митинг. Над ' Северной Двиной гремел «Интернацио нал». На берега Двины при шли колонны рабочих лесо пильных заводов со знамена ми, транспарантами и оркест рами. Целая флотилия кате- роз, лодок и спортивных судов сопровождала полярникоз вниз по реке. За 85 суто к «Садко* обогнул с северо-запада Шпицберген, спустился к Новой Земле, за тем опять стал подниматься в высокие ш ироты , к архипела гам Земли Ф ранца Иосифа и Северной Земли. Пароход про шел по обширным неисследо ванным районам Ледовитого океана более ш ести ты сяч миль во льдах и почти половину из них — за 8С?-й параллелью . 1 сентября «Садко» достиг 82 градусов 42 минут север ной широты и 87 градусов 04 минут восточной долготы, тем самым поставив рекорд сво бодного плавания судна без ледокола. Здесь садкозцы оп робовали первую в истории Арктики глубоководную комп лексную научную станцию, потребовавшую непрерывной 12-часовой работы всего со става экспедиции. 28 сентября 1935 года паро ход благополучно вернулся в Архангельск. Научные результаты экспе диции оказались выдающими ся. Было выполнено 107 гид рологических и 51 гравитаци онное исследование километ ровых глубин многочисленны ми приборами, тралами, сетя ми на всех уровнях, вплоть до самого грунта с целью опре деления характеристик воды, течений, животного мира. Про водились работы по определе нию взаимодействия корпуса судна со льдом, его льдопро- ходимости в зависимости от мощности машины, толщины и прочности льдоз. Гидрологические и ледовые исследования вы соких широт арктических морей, прозеден> ные в экспедиции, имели боль шое значение для прояснения картины дрейфа льдов, дви жения водных м асс, ледовых прогнозов и, в конечном итоге, для судоходства по Северному пути. Был сделан зы зод: при наличии мощ ных ледоколов плавание здесь возможно зи мой и ранней весной, когда припай еще не взломан. В НАШИ ДНИ эта идея по лучает свое второе рож дение. В 1961 году атомоход «Ленин» высадил дрейфую щую станцию «СП-10» на ши роте 75 градусов 27 минут в восточном районе Арктики. Высадка осуществлялась позд ней осенью, когда с трас сы Севморпути ушли а базозые порты все суда. Ле докол двигался на восток и потом возвращался в запад ный район, придерживаясь границы многолетних льдов, которые оставил к северу. Этот рейс был первым в чис ле известных высокоширотных рейсов последующих лет, дав ших значительное количество ценнейшего материала для изучения специфики плавания в Северном Ледозитом океане. Выдающимся достижением в освоении высокоширотного плавания явился переход атом' ного ледокола «Ленин» и ле докола «Владивосток» из Мур манска в Певек в мае—июне 1971 года, а также дизель- электрохода «Капитан Мышеа- ский» под прозодкой атомохо да «Сибирь» в мае—июне 1973 года. Исторический рейс атомного •ледокола «Арктика-» (ныне «Леонид Брежнев») в августе 1977 г. к Северному полюсу также был частично подчинен задачам более полного изуче ния обширного региона С е верного Ледовитого океана. Все эти рейсы воочию под твердили возможность исполь зования полыней для транс портного судоходства в высо ких широтах в ранние сроки и послужат осуществлению важ ной задачи, поставленной пар тией перед моряками Запо лярья, — проведению кругло годичной назигации по всему Арктическому бассейну. А. ГАВРИЛОВИЧ, действительный член Гео графического общества СССР. САМАРИН Павел Сазонова О РЫБАКАХ И РЫБКАХ* «Маска, я вас знаю...» ч Это уже будни. Старо, как мир... Инспекторы сидят в засаде на берегу реки Колы. Схема известна. Сначала на противо положной стороне появляют ся «сторожа». На этот раз их двое. Они внимательно огля дывают берег, где сидят ин спекторы. Результаты наблю дений- их удовлетворяют. Сле дует едва уловимый сигнал, мол, все спокойно. И на бе регу вырастает фигура бра- - коньера со спиннингом в ру ках ' и в маске на лице. За брос, еще. Чувствуется «ра бота» специалиста. На этот фаз блесна легла точно, на крючке бьется мощная рыба. . Пека браконьер занят выужи- . ваннем, а это процесс доволь но длительный, инспенторы еще раз. в бинокль вниматель но осматривают его одежду, ф и гур у, снасть, чтобы запом нить этого человека, и садят- ‘ ся з машину. Нескольно минут езды, и они уже а поселке Ш онгуй. Машина останавливав ется около сарайчиков, как грибы выросших на берегу ре ки, В них-то и находят убежи ще браконьеры до и после своего преступного промысла. Инспекторы спуснаю тся к реке, откуда к ним навстречу поднимается с рыбой и в мас ке, сделанной из лыжной ша почки, браконьер. Дальше — опять по схеме. Следует очень живописный рассказ о том, как семга сама выбросилась на берег, а он, добрый человек, поднял ее и вот (вы видите!) решил сне сти ее в инспекцию рыбоох раны. «Спасибо, что вы вовре мя приехали...» Скучающе инспекторы (им не один десяток раз приходи лось слышать байки и похле ще) достают бланки протоко лов и предлагают «бескорыст ному» члену общества охраны рыбных запасов познакомиться. Представляются первыми — так требует их устав службы. Но стоящий напротив гражда нин становится необыкновенно застенчивым, стеснительным и особого желания наззать се бя не изъявляет.' — Ну хотя бы шапочку снимите, — предлагают ин спекторы. Их зизази мнется, отступа ет, но, поддавшись дружным уговорам, наконец сбрасыза- ет шапку-маску. Ба! Знако мые все лица! — Маска! Мы вас знаем, — хором воскликнули инспекто ры, демонстрируя знания ли тературной классики. Перед ними во всей красе, красный от возбуждения и жары, стоял Игорь Валентино вич Устинов, водитель ТУСМ-3 (технический узел союзных магистральных езязей и теле видения — учреждение солид ное...) Но очередное знакомство, хо ть и неприятное, было бы не очень страш ное для Игоря Ва лентиновича, если бы ... Если бы r январе этого года в нлубе кирпичного завода не состоялся суд, гд.е подсудимым ф игурировал... Игорь Валенти нович. Тогда ему суд вынес приговор достаточно м ягкий — 300_ рублей ш траф а за лов рыбы а реке Коле. Но этого ему показалось мало или слишком много. И вот а нюне, чтобы возместить утраченное о январе, И. В. Устинов вновь отправился на рыбалку. Чем кончился демарш зло стного браконьера, уже изве стно. Остается добавить, что материалы переданы в след ственные органы для возбуж дения уголовного дела. А. ФЕСТ, государственный инспектор управления «Мурманрыбвод*. ОТ РЕДАКЦИИ . Уже неод нократно редакция газеты под нимала зопрос о многочислен ны х сараях, выросших на ж и вописных берегах Колы. WJa- ло того, что они портят вид реки, ар хитен тур у поселков, они являю тся еще и местом укры тия браконьеров, хране ния ими орудий промысла — сете», спиннингов и прочего. Не пора ли Кильдинсноаду поселковому С овету, К о ль скому райисполкому принять решение о сносе эти х само вольны х построен? С ПРОМЫСЛА- В ПО Р Т По предварительным данным диспетчерских служб флотов. Сегодня ожидаются,- ТР «Вик тор Лягии», экипаж ППР-829 «Буссоль* самолетом из Москвы рейс N* 2339 (54 человека), БМРТ-110 «Алтай»; завтра: подменный экипаж № 7 «Мурманрыбпрома» сам о летом из Москвы рейс № 2339 (20 человек), экипаж БМРТ-123 «Холмогоры* самолетом из Мос квы рейс № 2339 (50 человек); 7 ию ля: ПСТ-13 16 «Нагорск», РТ 330 «Молодогвардеец*. БМИТ-406 «Спутник», БМРТ 404 «Мир»; 8 июля: экипаж БМРТ-0025 «Павел Стрельцов» самолетом из Москвы рейс № 2341 (92 че ловека); 9 июля: экипаж БМРТ 372 «Таруса* самолетом из Москвы рейс’ 2317 (70 человек), эки- - паж ППР-829 «Буссоль» сам о летом из Москвы рейс Aft 2339 (44 человека), экипаж ВМРТ-123 «Холмогоры» самолетом из Москвы рейс № 2339 (35 ч е ловек) и рейс №' 2347 (20 ч е ловек); 10 июля: ТР «Микайло Ло моносов*. ПСТ-1342 «Мензе- линск». БМРТ-401 «Куприн». БМРТ-420 «Прогресс» с экипа жем РПКт4 на борту; 11 июля: ПСТ-1320 «Кар- пннск» («по зеленой») ПОГОДА ИЮЛЯ Средняя месячная темпера тура воздуха по Мурманской области ожидается около сред них многолетних значений — норма +12, |-14 градусов, на побережье Мурмана +8, +10. Месячное количество осадков ожидается около нормы (норма 45—60 мм). ГИДРОМЕТЦЕНТР СССР. . 29 и ю н я 1935 года х-на 73чц го д у ж и з н и посл е тя ж е л о й д0. лезни ско н ч а л ся ста р е й ш и й ра. б о тн и к уп р а в л е н и я «Севрыб. пром р азве д ка» С А М А Р И Н Па. вел С азонович. Вся ж и з н ь и д олгая тоудо. зая д е ятел ьно сть П авла СазоА. н о зи ч а С ам арина связан ^ Заполярьем , с р ы б но й пром ыщ . л е н н о сть ю С еверного бассейна. Б лагодаря зн ан иям , больш ом у о п ы ту , п ре д а н но сти труд ном у р ы б а ц ко м у делу, он прошел п у т ь о т ш тур м а н а , напитана п р о м ы с л о в ы х и п о и с к о в ы х су дов до зам естителя начальника п р о м ы сл о во й р азвед ки. Явля ясь вы соко кв а л и ф и ц и р о ва н н ы м сп ец и а л и стом , пионером Поо- м ы сло вой р азве д ки, П. С. Са м ар ин вы давал п ро м ы ш л ен н о сти н а у ч н о о б о сн о ва н н ы е реко м енд ац ии по исп о льзо ва н ию сы р ьев о й базы пром ы сла, ор. га н и зо в ы в а л и н ап р а вл ял рабо* т у п о и с к о в ы х суд ов на увели ч е ни е вы лова р ы б ы ф лотом . На всех п о ста х П?вел Сагэ- н овн ч п ро явл ял себя грам от н ы м , и н и ц и а ти в н ы м , неутом и мым т р у ж е н и к о м , отлично зн аю щ им с ы р ь е в у ю базу про м ы сла з р а з л и т ы х районах Б аренцева м оря. Он «нес ве со м ы й в кл г ^ .з дело развития ры б ол овства, в освоение н овы х р а й о н о в про м ы сла . М н о го сил, вни м а н ия и на с то й ч и в о сти Павел С азонович п ро явл я л в в осп и та н и и моло д ы х п око л е н и й м ор яко в, поис к о в и к о в и иссл ед ований моря, П. С. С ам арин — чле:: ИЛСб с 1944 года, у ч а с т н и к об< v -- С ове тско го Заполярья — всегда оставался п р и н ц и п и а л ь н ы ^ ко м м ун и сто м . За м ноголетний* д о б р о со ве стн ы й тр у д и уча стие в З елиной О течественной войне он уд остаивался го суд а р ст в е н н ы х наград . И нахо д ясь на п е н си и , он приним ал^ а кти в н о е уча сти е в п а р ти й н о й ч о бщ ественной ж и з н и н ол ле ктчза . М ы знали П авла С азонозича н ак о тл и ч н о го спец иал иста, д о бр о ж е ла те льн ого товарищ а, о тзы а ч и зо го человека. За свои тр уд ол ю б ие , л и ч н у ю д и с ц и п л и н и р о в а н н о сть , скр о м н о сть, чут кое о тн о ш е н и е к лю дям он по п р а в у пользовался больш им а вто р ите том и уваж е н ие м . С ветлая п а м ять о П авла Са- зо но зи ч е С ам арине навсегда со- х п а н и тс я з ско п ц а х его коллег, д р узей и о л и з к и х . Администрация, партийный w профсоюзный комитеты управлении «Сеарыбпрэмл разведка». Ре р актор С. Н,. ДАЩИНСКИЙ, СЧИ ТА ТЬ НЕД ЕЙСТВИ ТЕЛЬНЫМ диплом на звание судового м еха н и ка третьего разряда по двигателям внутреннего сгора ния за № 46ЯЗ-Д 72, в ы д анны й М ур м а н ским р ы б ны м портом 14 ф евраля 1972 года на им я СА ХА РО ВА Дс.мьяна Алексеези- ПРИГЛАШАЮТ НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНО - МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВРПО «СЕВРЫБА» каменщиков, плотников, мо.ч- тажникоз по монтажу жепезэ- бетонных конструкций. Одиноким предоставляется благоустроенное общежитие. ^ Семейные обеспечиваются благоустроенными комнатами в 2- и 3-комнатных кварти рах в 401-м микрорайоне (в. районе кинотеатра «Мур манск», з новом доме]. Обращаться по адресу: г. Мурманск-23, ул. Халтурим, 11, отдел кадров, тел. 6-44-15 |прм себе иметь фотографам 3x4 ем]. ОБЪЕДИНЕНИЕ ФИРМЕННЫХ РЫБНЫХ МАГАЗИНОЗ младших продавцов, кассиров, грузчиков, продавцов, авт®* электрика IV—У разрядов (предусмотрено совмещение^. Обращаться в Отдел кадров, телефон: 7-61-83. 183038. Мурманск, ул. Шмидта, 4 3 ( 1-й этаж, правое крыло). Телефон для справок — 7-47-08. Городские и АТС рыбного порта: редактор — 7-47-19, 40-90, зам. редактора — 42-25, секретариат — 40-32. ОТДЕЛЫ: партиниой жизни и пропаганды — 42-25, бере говых предприятий — 40-72, промышленного рыболовства — 41-02, культуры й быта, информации и спорта — 7-62-84, писем — 7-47-08, редакция факсимильной газеты — 7-76-68. Типография издательства обкома КПСС, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. «Рыбный Мурман». Индекс 52832. Тираж 16035, Зак, 5141, ПН-05366.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz