Рыбный Мурман. 1985 г. Февраль.
БЕСЕДА С УВЛЕЧЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ < Л ЮБОПЫТСТВО, с которым разглядываешь квартиру нового знакомого, — любопытст во извинительное. Это просто способ побольше узнать о живущих здесь людях. На каждой вещи хоть чем-то да отпечатывается характер владельца. И немые реплики мебели, корешков книг, предметов убранства, даже кухонной ут вари сплетаются порой в подробный рассказ о людях, собравших их здесь. ...Вот хозяин щелкает потайным выключате лем, и штора, закрывающая окно, медленно ползет к стене. Другой щелчок — коричневое полотно возвращается на место. Причуда? При хоть? Не совсем. Просто решение интерьера комнаты требовало, чтобы окно было закрыто от стены до стены, а через диван рукой не очень-то дотянешься до шторы. Поэтому и по надобилась «малая механизация»... Одна из двух комнат квартиры перегорожена: ведь каждому в семье неплохо иметь свой уголок. Вот теперь и у хозяйки — свой, так сказать, будуар, а хозяину принадлежит маленький кабинет, где нужные книги, вещи всегда под руками, даже встроенный у изголовья магнитофон. Не загля нуть ли на кухню? Все здесь устроено просто и практично. Стол, раковина и плита скомпо нованы в единое целое. И сделано это было двадцать лет назад, задолго до того, как спе циализированные издания по домоводству объ явили такое расположение наиболее целесооб разным. Над плитой — вытяжка, тоже собст венной конструкции... Впрочем, кажется, насчет практичности было сказано поспешно: зачем бы к полкам с кухонной утварью приделывать те левизор? А затем, оказывается, что хозяйка здесь проводит достаточно много времени, а если -как раз в эти минуты транслируют инте ресную передачу, то и она может совместить приятное с полезным: миниатюрный экран «Юности» всегда перед глазами. Многое еще можно рассказать о той выдум ке, что вложена в оформление небольшой, но уютной квартиры. Только не- забыть бы за де талями о главном, за чем, собственно, и напро сился ваш корреспондент в гости... По стенам комнаты развешаны картины — пейзажи осен него и летнего леса, моря, виды городов. С не которыми из них вы могли в конце прошлого года познакомиться на областной выставке са модеятельного художественного' творчества. И эти картины — также дело рук хозяина квар тиры, главного конструктора проекта объеди нения <г Севтехрыбпром » Ю. А. Благовещенского. Автор четырнадцати изобретений, награждена ный четырьмя медалями ВДНХ, удостоенный в числе других работников <г Севрыбы » за разра ботку новых видов техники звания лауреата Го- сударственной премии СССР, — так можно вкратце представить Юрия Аполлоновича. С ним — наша беседа. ЮРИЙ ВЛАГОВЕЩНСКИЙ. «Этюдник держу под рукой» — Сразу оговорюсь, ху дожником я себя не считаю. Слишком это ответственное звание — художник. Но ри совать начал с детства, сколько себя помню — все время с карандашами, с - красками. Есть тому даже печатное подтверждение: знакомые из Иванова р азы скали в подшивках местной газеты фотографию, к сожа лению, уж е старую фотогра фию с подписью: «Учащийся Юра Благовещенский офор мляет стенгазету». Рисовал и когда был курсантом военного училища. К ста ти, от тех лет сохра нился у нас в семье анекдот. Д ля создания «батальных полотен» — это вы в кавы ч ках напишите — меня осво бождали от некоторых зан я тий. И однажды застает ме ня за этим делом старшина роты. Посмотрел, посмотрел и спрашивает: «Курсант Благовещенский, почему медленно кнеточкой во дишь?!»... Впрочем, в одном он был прав, старшина. Много нарисовать не успе- /вшь, если любишь свою р а боту. А я вот уж е двадцать шестой год занимаюсь од ним и тем же делом. И ес ли завидую профессиональ- * ным художникам, то толь ко в том, что у них много времени для занятия своим ремеслом. А что сам худож ником не стал — нет, не жалею . — Как вы находите время для занятий живописью? — С трудом! Работа кон структора ведь непростая. Как и любая творческая р а бота, она поглощает полно-' стью. Ее не оставишь за по рогом своего кабинета... Мое основное направление — ры боразделочная техника. В рыбной промышленности еще очень много ручного труда, потом появляются постоянно новые виды -рыб, необходи мость в новых способах р а з делки. Сейчас, например, у меня в работе шесть тем. И создание каждой машины г нужно контролировать от самой-, идеи до приемочной комиссии. Если что-то не получается — тут, честно говоря, не до рисования, тут ночей не спишь. Впрочем, если получается — тоже... — Тогда-то почему? — Потому что и радуеш ь ся, и одновременно дум а ешь: а как будет с внедре нием? Ведь с этим делом у пас много сложностей. Ма шиностроительные мощно сти министерства для созда ния новых видов техники не велики. Цех Мурманской су доверфи, который в принци пе должен выпускать техно логическое оборудование, потребностям бассейна в этом далеко не удовлетворяет. Уж как, например, ждали от пас машину для разделки путас су: только, мол, давайте — с руками оторвем! Сделали ее быстро, машина хорошо себя показала, в 1980 году комиссия рекомендовала ее к производству... И что же? В прошлом году сделали 9 штук из 27 запланирован ных... Впрочем, кроме ма лых мощностей, есть и еще одна проблема. Промышлен ные предприятия вообще избегают связы ваться с но вой техникой, ведь это все гда хлопотно. Есть далее та кое присловье:, стоит принять ■на завод одного изобретате ля — и ты вылетишь в тру бу!.. Ш утка и грустная, и близорукая. Да, на привыч ной продукции работать спо койней. Но в конечном ито ге вылетит-то в трубу тот, кто не поспеет за научно- техническим прогрессом. — Вопрос этот важен для всей страны. Недаром, как было объявлено, проблемы на учно-технического прогресса будут обсуждаться на Плену ме ЦК партии... — И они в конце концов будут решены, сама жизнь заставит это сделать. Иначе быть не может. Истинно но вое всегда пробьет себе до рогу: в этом отношении я оптимист. — Но вернемся к теме на шего разговора. Юрий Аполло нович, вот на работе у вас висят чертежи, к которым без специальных знаний лучше не подступаться, все равно ниче го не поймешь. А дома на стенах — пейзажи: деревья, цветы — словом, лирика... Вы, конечно, помните: было в на чале шестидесятых годов мод ным делить людей на физи ков и лириков. Как объедини лись в вашей жизни оба этих начала? — Никогда над этим все рьез не задумывался. Мне интересно делать свою ра боту. И писать картины то ж е интересно. Интересно бы ло заним аться оформлением квартиры , подгоняя стан дартную планировку под то, что н ам ,в и д ел о сь с женой. Интересно в свое время бы ло заним аться лепкой, и кое-что с той поры сохрани лось. Интересно видеть во врем я отпуска новые места. Когда сломался магнитофон, то меня заело: я, конечно, в этом деле не специалист, по почему не попробовать? Дол го копался — и починил... Ремонтировать «Жигули» — неинтересно. Это делал че рез силу, только потому, что имел печальный опыт обще ния с автосервисом... Вот и весь принцип объединения физики с лирикой. Па инте ресе. — И помогают эти интере сы один другому? — Не лукавя скажу: да. Умение видеть — в широ ком смы сле — чувствовать объем, ф антазия — все это вещи, далеко не лишние для конструктора. И разве зан я тия живописью не помогают их развивать?К стати, в моей работе пресловутый спор фи зика и лирика благополучно разреш ился. — Каким образом? — В начале ш естидеся тых, когда ещ е и «Севтех- рыбпрома» не было, а было проектное отделение ПИ11РО, решили организовать при нем группу технической эс тетики .” О моих увлечениях слыш али, и руководить группой поручили мне. Оку нувшись в это дело, я по нял, что техническая эсте тика — вовсе не завитушки, не розовые ангелочки на па нели прибора. В конечном итоге, это тоже вопрос по вышения . производительно сти труда. Потому что внеш ний внд машины, ее форма, окраска вызывают у любого человека определенное ощу щение, влияют на его на строение. На рабочее наст роение. Значит, нужно стре миться R тому, чтобы это влияние было ~ хорошим. Мысль очень простая. Толь ко подходить к оценке — хорошо или нехорошо, грубо говоря, выглядит изделие — нужно, конечно, профессио нально. К сожалению , груп па просуществовала недолго, года два. — Может быть, та простая мысль, о которой вы говорили, оказалась преждевременной? — Может быть. Но ко гда-нибудь и, думаю, доста точно скоро нам позарез по требуются и те, пусть срав нительно небольшие, про центы производительности труда, которые сулит про фессиональный промыш лен ный дизайн. Тогда появятся па пашем предприятии и ху дожники-дизайнеры. — А не захочется тогда вер нуться к этому занятию? — Вряд ли. Все-таки, ес ли подходить на новом уров не, тут нужна будет основа тельная профессиональная подготовка. И потом, у ме ня все же есть своя худо- лгественная, так сказать, от душина... — Но, май я понял, отдуши- на не очень-то велика. — Да, времени дл я рисо вания хотелось бы иметь по больше. Приходится им за ним аться уры вками. Зато уж отпуск-то мой! К уда бы мы ни поехали — а пови дали изрядно, — я всегда с этюдником. Не каждый раз раскрываю его, но обяза тельно держ у под рукой. И когда распишешься, когда почувствуешь: что-то полу чается — дни пролетают не заметно. А потом все рисун ки, что не раздарены друзь ям , остаются па память. Вот, например, в углу ви сит пейзан{ с березами. Это в Репино под Ленинградом. Помню, в тот день не кома ры были — звери! Но до терпел... Рисовал Самарканд, Бухару. Вот этот эскиз сде лан в бухарской чайхане. Картинка для северянина экзотическая... Были мы в Киеве. Риге, впрочем, объ ездили практически всю Ук раину и Прибалтику, горо да Золотого кольца. — Судя по маршрутам, вы не признаете отпуска на пля же у теплого моря? Просто по валяться под солнышком... — Почему же, поваляться бывает очень неплохо. По валяться два часа, ну — день. А дальш е что? Поме реть можно со скуки! Такой отдых для меня утомителен. — Раз вы рисуете только в отпусках, значит, Заполярье-то к вам на кисть редко попада ет? — Этого бы я себе про сто не простил! Как раз на ша заполярная природа или, скажем , природа К арелии, средней полосы для меня каж ется более разнообразной и привлекательной, чем юж ная. Так что врем я н ахож у— есть же. в конце концов, выходные. А раз, был грех, взял этюдник с собой в мо ре. Мы шли на плавбазе ис пытывать новую машину. Вместо м есяца командировка растянулась на три. Отвел тогда душ у... Правда, порт реты все на судне раздарил. — Юрий Аполлонович, вы рисуете много лет, а показали свои работы впервые на выс тавке самодеятельных худож ников всего два года назад. Почему? — Не считал irx достой ными того. Да и не решился бы вовсе, если бы не искус ствовед Ольга Александров на Евтюкова. Она м еня са ма нашла и, можно сказать, за руку привела на вы став ку... Вообще-то вопрос весь ма деликатный. С одной сто роны, сам одеятельное рисо вание бессмысленно. Ведь это труд, и немалый. А труд, если он, кроме тебя, нико му не доставляет радости, — бессмыслен. Знаеш ь, что не достигнешь сколько-ни будь серьезны х высот, что радость окруж ающим доста вишь, мягко говоря, ум е ренную, — так зачем этим заним аться? А с другой сто роны — хочется. Увидишь какое-то состояние природы —хочется остановить его, за печатлеть, удерж ать. И, не смотря на понимание скром ных собственных сил, — по дели ться хоть с кем-нибудь своим видением, своим ощу щением. И потом, кому-то из друзей понравится — по даришь, и тебе самому при ятно... — Позвольте вопрос ребром. А если бы вы знали, что никто и никогда... — Я понял вопрос. — ...ни друзья, ни жена... — Я понял. Я все равно бы рисовал. Беседу вел В. БЕЛЯЕВ. РЫБНЫЙ МУРМАН 1 февраля 1985. г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz