Рыбный Мурман. 1985 г. Февраль.

• В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ • Год Великой П о б е д ы ХРОНИКА ПОДВИГА 1945, февраль 3 ф евр ал я. Началось вруче­ ние защитникам края м е д а ­ лей «За о б оро н у Советского Заполярья». Большой группе генералов и старших о ф и ц е ­ ров награды вручил ком ан ду­ ющий Карельским ф ро н том Маршал Советского С ою за К. А. М ерецков. 10 ф евр ал я. XVII пленум областного комитета партии р ассм отр ел воп рос о состоя­ нии и задачах марксистско- ленинского воспитания кадров Мурманской областной п ар ­ тийной организации. Пленум отметил, что парторганизации п роделали значительную р а ­ боту. В области рабо тал о 10 вечерних районных партшкол, 5 постоянно действующих се­ минаров, вечерний универси­ тет .марксизма-ленинизма, 184 кружка и 6 сельских полит­ школ, в которых занималось большинство коммунистов. 14 ф евр ал я. Ход строитель- но-восстановительных р або т в торговом порту обсуди ло бю ­ р о Мурм анского город ского комитета партии. Разработан графи к направления д о б р о ­ вольцев для ускорения этих работ. 17 ф е в р ал я . Бю ро областно­ го комитета партии рассм о т­ рел о и у тверд и ло м е р о п р и я ­ тия, связанны е с подготовкой и п р о вед е н и е м XI Праздника С евера. 15 февраля. Началось м ас­ сово е обучение рабочих и служащих Мурманска строи ­ тельным п роф есси ям . С ком п ­ лектованы десятки групп по 15—20 человек. Занятия п р о ­ водятся е ж ед н ев н о после работы по четы ре часа. 23 февраля. Исполнилось 25 лет со дня выхода п ервого н о м е р а «Полярной правды». Редакцию поздрави ли област­ ной и городской комитеты партии, облисполком и горис­ полком, о бко м ВЛКСМ, н ар ­ ком м ор ско го флота СССР П. П. Ширшов, н арком хими­ ческой промышленности М. Г. Первухин, заместитель н арко­ ма рыбной промышленности Н. Е. Скорняков, начальник Главсевморпути И. Д. Папа- нин, ко м ан до ван и е и политуп­ равл ен и е С евер н о го ф лота и 14-й армии К арельского ф р о н ­ та, ТАСС, редакци и многих газет страны, трудовы е кол­ лективы области. В М урм ан ­ ске состоялось то рж ествен ­ ное собрани е, посвященное ю билею газеты. Горсовет пе­ реи м ен овал одну из улиц го ­ р о д а в улицу «Полярной п ра­ вды». 25 ф ев р ал я . Главное поли­ тическое управление Красной Армии сообщило, что на средства, собранны е ж е л е з н о ­ д ор ож н и кам и магистрали и м е­ ни С. М, Кирова, построена и п е р е д а н а войскам ге н е р ал - полковника М. Е. Катукова танковая колонна «Ж е л е зн о ­ дор о ж н и к Кировской магист­ рали». * В посел ке Л есной Т ер­ ского рай он а откры лась в е ­ черняя партийная школа. 27 февраля. В о бластном ком итете партии заслушан от­ чет о раб о т е Кандалакшского го ро д ского комитета ВКП(б). Горкому р е к о м е н д о в а н о б ол ь­ ше уделять внимания с о в е р ­ шенствованию руководства Парторганизациями, повышать требовательность к хозяйст­ венным р у ководи теля м за ус­ пеш ное выполнение задач 1945 года. * П ер вы м с е к р е т а р е м вновь созд ан н ого Печенгского р а й ­ ком а партии у тверж ден Д. Ф. Ф илим онов, вторым — М. П. Вагин, с е к р е т а р е м — А. С. Смирнов, п ервы м с е к р е т а р е м р ай ко м а ВЛКСМ — М. А. Ж у­ равель. 28 февраля. П л ен ум М у р­ м ан ского го ро д ск ого ком и те­ та партии р а ссм о тр ел воп рос о партийном ру ководстве ком сом ол ьским и ор га н и зац и ­ ями города. О тм ечено, что и в дни войны не бы ло сн иж е­ но внимание к м о л о д еж и , парторганизации успешно р у ­ ководили ко м со м ол ьско й р а ­ ботой. Сотни ко м со м о л ь ц ев го р о д а сраж ались на фронтах. О ставшиеся в тылу составили 50—60 процентов п р о и зв о д ­ ственных коллективов и с а м о ­ о тверж ен н о трудились на с в о ­ их постах. 700 юношей и д е ­ вушек сдали б о л е е двух ты­ сяч кил ограм м о в крови. 157 к о м со м о л ьц ев н аграж д ены ор д ен ам и и м ед ал ям и . В р я ­ ды ВЛКСМ за вр ем я войны принято 2300 человек. В по­ становлении нам ечены м ер ы по усилению партийного ру ко ­ водства ко м сом ольским и о р ­ ганизациям и в пер ехо дны й от военного к м и рном у период. П ам ятни к Победы Создан рабочий макет Москва. Памятник П о беды увековечит б ессм ертны й подвиг советского н ар о д а в Великой О течественной войне 1941— 1945 го д оз против фашистских захватчиков. Авторский коллектив художников, участвующих в создании ансамбля, зав ерш и л со зд ан и е р а б о ч е й м о д е л и центрального м онумента П обеды. В Москве, на Поклонной горе, где будет р асп о л ож ен м ем о р и ал , уж е разв ерн уты работы по его с о о р у ­ жению. Участники строительства, специалисты Минм онтаж спецстроя СССР, ветераны Великой О течественной войны ознакомились с п роектом памятника в м астерской Министерства культуры СССР, где созд ается скульптурная часть ансам бля. На снимке: вид на ан сам бл ь со стороны п лощ ади П обеды . Ф отохроника ТАСС. В ПЕРВЫ Е МЕСЯЦЫ Великой Отечествен­ ной войны' была создана Беломорская Военно-морская флотилия. Она являлась не­ разрывной составной частью Северного, ныне Краснозна­ менного военно-морского флота. Северный флот в на­ чале войны состоял наполо­ вину из судов гражданского торгового и промыслового флотов. Флотилия, как и в целом флот, решала в своих операционных зонах общую боевую задачу: защищала правый, приморский фланг Советской Армии, обеспечи­ вая нерушимость наших морских коммуникаций, на­ нося удары по гитлеровским полчищам на суше и по их коммуникациям — на море. Мирные рыболовные трауле­ ры стали военными корабля­ ми, а недавние рыбаки состав­ ляли в основном боевые эки­ пажи. Они встали к пушкам и пулеметам, быстро научи­ лись военному делу. На долю СКР и ТЩ (сторожевых кораб­ лей и тральщиков) легли дозо­ ры и конвоирование, траление фарватеров и постановка ды­ мовых завес; глубинными бом­ бами они мешали подводному противнику атаковать наши суда и корабли. Когда началась Великая Отечественная война, РТ 88 «Печорец» находился на рыбном промысле в районе Святого Носа. Через месяц в этом районе он принял первый бой с фашистскими самолетами. Экипаж мужест­ венно сражался против трех вражеских стервятников. Слабо вооруженный и еще не обстрелянный экипаж вы­ шел победителем и продол­ ж ал нести дозорную службу. Военного опыта было ма­ ло. Начались потери. Одним из первых цогиб промысло­ вый РТ-8 «Сельдь», укомп­ лектованный рыбаками-вете- ранами. А через несколько дней РТ-411 «Ненец» (воен- 1 февраля 1985 г. НА ПЕРВОЙ ЛИНИИ ное название ТЩ -42) на ли­ нии дозора в районе мыса Черный погиб от торпеды подводной лодки противника. В живых остались два кра­ снофлотца. С первых дней войны ры­ боловный флот Севера со­ ставлял основное звено кой1- воиров и судов траления фарватеров. На долю этих кораблей выпали нелегкие задачи. Они все 1418 дней и ночей Великой Отечествен­ ной бороздили воды север­ ных морей: Белого, Барен­ цева и Карского. Эти суда были на первой линии воен­ ных действий, поэтому и стали первыми жертвами. Они испытали бесконеч­ ные налеты авиации против­ ника, атаки подводных ло­ док и надводных кораблей врага. Но своим присутстви­ ем эти «тихоходы» держали в напряжении противника, не давая возможности скрыт­ но подходить к нашим бере­ гам, особенно в начале вой­ ны, когда была угроза вы­ садки десанта. Уже первые стычки на море с противни: ком показали значение вы­ сокой воинской выучки, уме­ ния ценить минуты и секун­ ды. Глубокой осенью 1У41 года СКР-25 «Бриз» (быв­ ший РТ-64) под командова­ нием капитана-рыбака Все­ волода Алексеевича Ки­ реева произвел смелый, ре­ шительный таран подводной лодки противника Краснофлотцам - северомор­ цам было присущ е беззаветное мужес во, ясное сознание сво­ его /гол га, презрение к смерти во имя победы над врагом. Советские морг.ки умножали славные вековые военные тра­ диции — не дозволять врагу переступать наших границ и всякое вероломство сурово ка­ рать. Особенно донимали само­ леты противника. Они бомбили упорно и долго и, не добив­ шись успеха, уходили. Каждый член экипажа, от рядового кра­ снофлотца до командира, знал, что надо выдержать, надо спа­ сти свой корабль, частицу своей Родины. Замечательным боевым кораблем был СКР -80, бы в­ ший РТ -88 «Печорец». Его экипаж десятки раз попадал в сложные бое­ вые условия. Были убитые и раненые. Корабль получал повреждения, но беспомощ­ ным не оставался. СКР-80 выстоял. Он еще много дней и месяцев провел в дозоре и конвоировании, а выйдя на «гражданку», долгие го­ ды занимал передовые места по добыче рыбы. Тральщики. Так называли бывшие рыболовные трауле­ ры, хотя они имели и воен­ ные названия Эти тружени­ ки, моря иногда сражались одновременно с четырьмя противниками: с минами, воздушными и подводными пиратами и свирепой.стихией Заполярья. Мне довелось беседовать с командиром ТЩ -41 (быв- , ший РТ-84) А. А. Сосни- ным, который рассказал, что только в 1941 — 1942 годах имел четыре встречи с под­ водными лодками и 163 схватки с самолетами врага. Однажды группа воздушных стервятников сбросила 14 фугасных бомб, которые рвались буквально рядом с бортами, поднимая водяные столбы, заливавшие палубу. К подходу союзного к ар а ­ вана ф арватер был чист, а корабль занял свое место в эскорте. Все суда благопо­ лучно прибыли в Архан­ гельск. Припоминается и такой слу­ чай. Корабль, выполняя оче­ редное задание, был затерт льдами и лишился возможно­ сти маневрировать. Вражеский самолет-разведчик пошел в атаку. Одна бомба упала на палубу, сбила шлюпбалку, срезала фальшборт, вылетела за борт, ушла, скользя по льду, и остановилась, не взорвавшись. Вторая бомба попала в лед, пробила его и взорвалась под днищем корабля. От взрыва вырвало кингстон. Без промед­ ления начались аварийно-спа­ сательные работы, а самолет в это время поливал тральщик пушечными и пулеметными очередями. Раненый корабль огрызался огнем своих пушек и пулеметов. Стервятник был вынужден убраться восвояси, а ТЩ-41 продолжал отмерять новые десятки и сотни огнен­ ных миль. Много трудностей встреча­ лось на дорогах войны у моряков. Враг был ковар­ ным и имел в начале войны значительные преимущества. И это североморцы хорошо понимали. Но ненависть к врагу, преданность Родине и морская выучка, полученная в суровых плаваниях, по­ зволяли преодолевать труд­ ности войны и с честью вы­ полнять все боевые задания. — Наша п ервая встреча с противником, — расска­ зывает М. И. Новиков, ко­ мандир СКР-74 (бывший РТ-85), — была в порту Кемь, куда мы отконвоиро­ вали транспорт с военными грузами. Противник произ­ вел массированный налет. Кажется, с этого дня авиа­ ция противника не оставляла корабль в покое. Особенно было тяжело весной 1942 8 года. Только в мае гитле­ ровцы сбросили на траулер более 70 бомб, судно имело 2 0 пробоин, пять человек было ранено, но из строя корабль не выходил. Б ез отдыха, днем и ночью, в шторм, пургу и туманы не­ сли боевую вахту моряки. Тральщики везли на себе военные грузы, охраняли конвои, тралили ф арватер, участвовали в десантных one рациях, несли дозоры в са­ мых опасных районах. Их район плавания простирался до моря Лаптевых. Экипаж ТЩ -43 (промысло­ вый РТ -308) при проводке судов, идущих с Дальнего Востока, проявил исключи­ тельное мужество, подставив свой борт торпеде, направ­ ленной в транспорт, загру­ женный ценным грузом. Ко­ рабль погиб, но ф лаг ВМФ до конца развевался на флагштоке. Нет живых мо­ ряков с этого геройски по-, гибшего корабля, но п ам ять’ о них никогда не умрет. В 1943 году война перешла в восточные районы А рктики. Враг пробирался все дальше и дальше в Иарское море. Для охраны арктических вод, про­ ходящих по ним караванов использовались и корабли ти­ па РТ: ТЩ № 31, 42, 55, 58, 65, СКР N° 73, 74. Проходящие кон­ вои стали подвергаться масси­ рованным атакам подводных лодок. Архангельский траловый флот, по имеющимся неполным данным, потерял 156 перво­ классных рыбаков. К 1945 году на Севере уж е было много боевых ко ­ раблей, и вскоре стратегиче­ ская задача была решена. Немецкие войска в октябре 1944 года были разгромле­ ны, и правый фланг фрон­ та ликвидирован. Скром­ ные труженики войны чест­ но выполнили свой долг. Н. КОРЯКОВСКИЙ. г. Архангельск,. РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz