Рыбный Мурман. 1985 г. Февраль.
• В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ • Год Великой П о б е д ы ХРОНИКА ПОДВИГА 1945, февраль 3 ф евр ал я. Началось вруче ние защитникам края м е д а лей «За о б оро н у Советского Заполярья». Большой группе генералов и старших о ф и ц е ров награды вручил ком ан ду ющий Карельским ф ро н том Маршал Советского С ою за К. А. М ерецков. 10 ф евр ал я. XVII пленум областного комитета партии р ассм отр ел воп рос о состоя нии и задачах марксистско- ленинского воспитания кадров Мурманской областной п ар тийной организации. Пленум отметил, что парторганизации п роделали значительную р а боту. В области рабо тал о 10 вечерних районных партшкол, 5 постоянно действующих се минаров, вечерний универси тет .марксизма-ленинизма, 184 кружка и 6 сельских полит школ, в которых занималось большинство коммунистов. 14 ф евр ал я. Ход строитель- но-восстановительных р або т в торговом порту обсуди ло бю р о Мурм анского город ского комитета партии. Разработан графи к направления д о б р о вольцев для ускорения этих работ. 17 ф е в р ал я . Бю ро областно го комитета партии рассм о т рел о и у тверд и ло м е р о п р и я тия, связанны е с подготовкой и п р о вед е н и е м XI Праздника С евера. 15 февраля. Началось м ас сово е обучение рабочих и служащих Мурманска строи тельным п роф есси ям . С ком п лектованы десятки групп по 15—20 человек. Занятия п р о водятся е ж ед н ев н о после работы по четы ре часа. 23 февраля. Исполнилось 25 лет со дня выхода п ервого н о м е р а «Полярной правды». Редакцию поздрави ли област ной и городской комитеты партии, облисполком и горис полком, о бко м ВЛКСМ, н ар ком м ор ско го флота СССР П. П. Ширшов, н арком хими ческой промышленности М. Г. Первухин, заместитель н арко ма рыбной промышленности Н. Е. Скорняков, начальник Главсевморпути И. Д. Папа- нин, ко м ан до ван и е и политуп равл ен и е С евер н о го ф лота и 14-й армии К арельского ф р о н та, ТАСС, редакци и многих газет страны, трудовы е кол лективы области. В М урм ан ске состоялось то рж ествен ное собрани е, посвященное ю билею газеты. Горсовет пе реи м ен овал одну из улиц го р о д а в улицу «Полярной п ра вды». 25 ф ев р ал я . Главное поли тическое управление Красной Армии сообщило, что на средства, собранны е ж е л е з н о д ор ож н и кам и магистрали и м е ни С. М, Кирова, построена и п е р е д а н а войскам ге н е р ал - полковника М. Е. Катукова танковая колонна «Ж е л е зн о дор о ж н и к Кировской магист рали». * В посел ке Л есной Т ер ского рай он а откры лась в е черняя партийная школа. 27 февраля. В о бластном ком итете партии заслушан от чет о раб о т е Кандалакшского го ро д ского комитета ВКП(б). Горкому р е к о м е н д о в а н о б ол ь ше уделять внимания с о в е р шенствованию руководства Парторганизациями, повышать требовательность к хозяйст венным р у ководи теля м за ус пеш ное выполнение задач 1945 года. * П ер вы м с е к р е т а р е м вновь созд ан н ого Печенгского р а й ком а партии у тверж ден Д. Ф. Ф илим онов, вторым — М. П. Вагин, с е к р е т а р е м — А. С. Смирнов, п ервы м с е к р е т а р е м р ай ко м а ВЛКСМ — М. А. Ж у равель. 28 февраля. П л ен ум М у р м ан ского го ро д ск ого ком и те та партии р а ссм о тр ел воп рос о партийном ру ководстве ком сом ол ьским и ор га н и зац и ями города. О тм ечено, что и в дни войны не бы ло сн иж е но внимание к м о л о д еж и , парторганизации успешно р у ководили ко м со м ол ьско й р а ботой. Сотни ко м со м о л ь ц ев го р о д а сраж ались на фронтах. О ставшиеся в тылу составили 50—60 процентов п р о и зв о д ственных коллективов и с а м о о тверж ен н о трудились на с в о их постах. 700 юношей и д е вушек сдали б о л е е двух ты сяч кил ограм м о в крови. 157 к о м со м о л ьц ев н аграж д ены ор д ен ам и и м ед ал ям и . В р я ды ВЛКСМ за вр ем я войны принято 2300 человек. В по становлении нам ечены м ер ы по усилению партийного ру ко водства ко м сом ольским и о р ганизациям и в пер ехо дны й от военного к м и рном у период. П ам ятни к Победы Создан рабочий макет Москва. Памятник П о беды увековечит б ессм ертны й подвиг советского н ар о д а в Великой О течественной войне 1941— 1945 го д оз против фашистских захватчиков. Авторский коллектив художников, участвующих в создании ансамбля, зав ерш и л со зд ан и е р а б о ч е й м о д е л и центрального м онумента П обеды. В Москве, на Поклонной горе, где будет р асп о л ож ен м ем о р и ал , уж е разв ерн уты работы по его с о о р у жению. Участники строительства, специалисты Минм онтаж спецстроя СССР, ветераны Великой О течественной войны ознакомились с п роектом памятника в м астерской Министерства культуры СССР, где созд ается скульптурная часть ансам бля. На снимке: вид на ан сам бл ь со стороны п лощ ади П обеды . Ф отохроника ТАСС. В ПЕРВЫ Е МЕСЯЦЫ Великой Отечествен ной войны' была создана Беломорская Военно-морская флотилия. Она являлась не разрывной составной частью Северного, ныне Краснозна менного военно-морского флота. Северный флот в на чале войны состоял наполо вину из судов гражданского торгового и промыслового флотов. Флотилия, как и в целом флот, решала в своих операционных зонах общую боевую задачу: защищала правый, приморский фланг Советской Армии, обеспечи вая нерушимость наших морских коммуникаций, на нося удары по гитлеровским полчищам на суше и по их коммуникациям — на море. Мирные рыболовные трауле ры стали военными корабля ми, а недавние рыбаки состав ляли в основном боевые эки пажи. Они встали к пушкам и пулеметам, быстро научи лись военному делу. На долю СКР и ТЩ (сторожевых кораб лей и тральщиков) легли дозо ры и конвоирование, траление фарватеров и постановка ды мовых завес; глубинными бом бами они мешали подводному противнику атаковать наши суда и корабли. Когда началась Великая Отечественная война, РТ 88 «Печорец» находился на рыбном промысле в районе Святого Носа. Через месяц в этом районе он принял первый бой с фашистскими самолетами. Экипаж мужест венно сражался против трех вражеских стервятников. Слабо вооруженный и еще не обстрелянный экипаж вы шел победителем и продол ж ал нести дозорную службу. Военного опыта было ма ло. Начались потери. Одним из первых цогиб промысло вый РТ-8 «Сельдь», укомп лектованный рыбаками-вете- ранами. А через несколько дней РТ-411 «Ненец» (воен- 1 февраля 1985 г. НА ПЕРВОЙ ЛИНИИ ное название ТЩ -42) на ли нии дозора в районе мыса Черный погиб от торпеды подводной лодки противника. В живых остались два кра снофлотца. С первых дней войны ры боловный флот Севера со ставлял основное звено кой1- воиров и судов траления фарватеров. На долю этих кораблей выпали нелегкие задачи. Они все 1418 дней и ночей Великой Отечествен ной бороздили воды север ных морей: Белого, Барен цева и Карского. Эти суда были на первой линии воен ных действий, поэтому и стали первыми жертвами. Они испытали бесконеч ные налеты авиации против ника, атаки подводных ло док и надводных кораблей врага. Но своим присутстви ем эти «тихоходы» держали в напряжении противника, не давая возможности скрыт но подходить к нашим бере гам, особенно в начале вой ны, когда была угроза вы садки десанта. Уже первые стычки на море с противни: ком показали значение вы сокой воинской выучки, уме ния ценить минуты и секун ды. Глубокой осенью 1У41 года СКР-25 «Бриз» (быв ший РТ-64) под командова нием капитана-рыбака Все волода Алексеевича Ки реева произвел смелый, ре шительный таран подводной лодки противника Краснофлотцам - северомор цам было присущ е беззаветное мужес во, ясное сознание сво его /гол га, презрение к смерти во имя победы над врагом. Советские морг.ки умножали славные вековые военные тра диции — не дозволять врагу переступать наших границ и всякое вероломство сурово ка рать. Особенно донимали само леты противника. Они бомбили упорно и долго и, не добив шись успеха, уходили. Каждый член экипажа, от рядового кра снофлотца до командира, знал, что надо выдержать, надо спа сти свой корабль, частицу своей Родины. Замечательным боевым кораблем был СКР -80, бы в ший РТ -88 «Печорец». Его экипаж десятки раз попадал в сложные бое вые условия. Были убитые и раненые. Корабль получал повреждения, но беспомощ ным не оставался. СКР-80 выстоял. Он еще много дней и месяцев провел в дозоре и конвоировании, а выйдя на «гражданку», долгие го ды занимал передовые места по добыче рыбы. Тральщики. Так называли бывшие рыболовные трауле ры, хотя они имели и воен ные названия Эти тружени ки, моря иногда сражались одновременно с четырьмя противниками: с минами, воздушными и подводными пиратами и свирепой.стихией Заполярья. Мне довелось беседовать с командиром ТЩ -41 (быв- , ший РТ-84) А. А. Сосни- ным, который рассказал, что только в 1941 — 1942 годах имел четыре встречи с под водными лодками и 163 схватки с самолетами врага. Однажды группа воздушных стервятников сбросила 14 фугасных бомб, которые рвались буквально рядом с бортами, поднимая водяные столбы, заливавшие палубу. К подходу союзного к ар а вана ф арватер был чист, а корабль занял свое место в эскорте. Все суда благопо лучно прибыли в Архан гельск. Припоминается и такой слу чай. Корабль, выполняя оче редное задание, был затерт льдами и лишился возможно сти маневрировать. Вражеский самолет-разведчик пошел в атаку. Одна бомба упала на палубу, сбила шлюпбалку, срезала фальшборт, вылетела за борт, ушла, скользя по льду, и остановилась, не взорвавшись. Вторая бомба попала в лед, пробила его и взорвалась под днищем корабля. От взрыва вырвало кингстон. Без промед ления начались аварийно-спа сательные работы, а самолет в это время поливал тральщик пушечными и пулеметными очередями. Раненый корабль огрызался огнем своих пушек и пулеметов. Стервятник был вынужден убраться восвояси, а ТЩ-41 продолжал отмерять новые десятки и сотни огнен ных миль. Много трудностей встреча лось на дорогах войны у моряков. Враг был ковар ным и имел в начале войны значительные преимущества. И это североморцы хорошо понимали. Но ненависть к врагу, преданность Родине и морская выучка, полученная в суровых плаваниях, по зволяли преодолевать труд ности войны и с честью вы полнять все боевые задания. — Наша п ервая встреча с противником, — расска зывает М. И. Новиков, ко мандир СКР-74 (бывший РТ-85), — была в порту Кемь, куда мы отконвоиро вали транспорт с военными грузами. Противник произ вел массированный налет. Кажется, с этого дня авиа ция противника не оставляла корабль в покое. Особенно было тяжело весной 1942 8 года. Только в мае гитле ровцы сбросили на траулер более 70 бомб, судно имело 2 0 пробоин, пять человек было ранено, но из строя корабль не выходил. Б ез отдыха, днем и ночью, в шторм, пургу и туманы не сли боевую вахту моряки. Тральщики везли на себе военные грузы, охраняли конвои, тралили ф арватер, участвовали в десантных one рациях, несли дозоры в са мых опасных районах. Их район плавания простирался до моря Лаптевых. Экипаж ТЩ -43 (промысло вый РТ -308) при проводке судов, идущих с Дальнего Востока, проявил исключи тельное мужество, подставив свой борт торпеде, направ ленной в транспорт, загру женный ценным грузом. Ко рабль погиб, но ф лаг ВМФ до конца развевался на флагштоке. Нет живых мо ряков с этого геройски по-, гибшего корабля, но п ам ять’ о них никогда не умрет. В 1943 году война перешла в восточные районы А рктики. Враг пробирался все дальше и дальше в Иарское море. Для охраны арктических вод, про ходящих по ним караванов использовались и корабли ти па РТ: ТЩ № 31, 42, 55, 58, 65, СКР N° 73, 74. Проходящие кон вои стали подвергаться масси рованным атакам подводных лодок. Архангельский траловый флот, по имеющимся неполным данным, потерял 156 перво классных рыбаков. К 1945 году на Севере уж е было много боевых ко раблей, и вскоре стратегиче ская задача была решена. Немецкие войска в октябре 1944 года были разгромле ны, и правый фланг фрон та ликвидирован. Скром ные труженики войны чест но выполнили свой долг. Н. КОРЯКОВСКИЙ. г. Архангельск,. РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz