Рыбный Мурман. 1985 г. Февраль.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Пятнадцать лет борозди л м оря и океаны Анатолий П авлович П оликарпов, а потом сош ел на б ерег и вот уже более десяти лет трудится слесарем -наладчиком : сначала в ПИН РО , затем— П Т О « Севтехрыбпром *. Н ем ало сил отдает он внедрению в про­ изводство ры боразделочной техники. З а активное участие в разработке и создании машин Н 29-ИРВ и Н 29-И Р Е награж ден бронзовым и м едалями В Д Н Х СССР. Н о не только своими производственными успехам и славен Анатолий П авлович. Он второй созы в — депутат М урм анского гор о дск о го Совета народны х депутатов. Избиратели оказали ем у больш ое доверие, вы дви н ув Анатолия П авлови ча П оликар - пова в третий ра з кандидатом в депутаты. НА СНИМКЕ: слесарь-наладчик ПТО <г Севт ехрыбпром » А. П. П оликарпов. Ф ото В. БАСОВА. Пришли ответы «свиновод» — под таким заголовком (РМ, № 4 от 25 января 198S г.) была опубликована статья, в которой говори­ лось о проблемах разви­ тия личных подсобных хо­ зяйств на Абраммысе, на­ рушениях дисциплины на СРЗ-2. « И с п о л к о м П е р в о м а й с к о г о р а й о н н о г о С о в е т а н а р о д н ы х д е п у т а т о в , р а с с м о т р е в с т а т ь ю , с о о б щ а е т , ч т о р е ш е н и е м и с ­ п о л к о м а н а А б р а м м ы с е о р г а ­ н и з о в а н ж и в о т н о в о д ч е с к и й к о ­ о п е р а т и в . В н е г о п о д а л и з а я в ­ л е н и я о в с т у п л е н и и 2 5 ч е л о ­ в е к . В н а с т о я щ е е в р е м я к о о п е р а ­ т и в р а з р а б а т ы в а е т п р о е к т н о ­ с м е т н у ю д о к у м е н т а ц и ю . В т е ч е н и е 1 9 8 5 г о д а в с е с а ­ м о в о л ь н о у с т а н о в л е н н ы е с а р а и н а т е р р и т о р и и м и к р о р а й о н а А б р а м м ы с б у д у т с н е с е н ы . Р а с п о р я ж е н и е м г о р и с п о л к о ­ м а о р г а н и з а ц и я м о б щ е с т в е н н о ­ г о п и т а н и я р а з р е ш е н о з а к л ю ­ ч а т ь д о г о в о р ы с к о о п е р а т и в а ­ м и н а п о с т а в к у и м п и щ е в ы х о т х о д о в . С. ЖДАНОВ , председатель исполкома Первомайского районного Совета народных депутатов г. Мурманска». • * * « С т а т ь я б ы л а о б с у ж д е н а н а р а с ш и р е н н о м з а с е д а н и и п а р т и й н о г о к о м и т е т а з а в о д а . О б р а щ е н о в н и м а н и е н а ч а л ь н и ­ к о в ц е х о в , р у к о в о д и т е л е й о т д е ­ л о в и с л у ж б н а н е о б х о д и м о с т ь у с и л е н и я к о н т р о л я з а с о б л ю д е ­ н и е м в н у т р е н н е г о т р у д о в о г о р а с п о р я д к а , у л у ч ш е н и я р а б о т ы с п и с ь м а м и и з а я в л е н и я м и т р у ­ д я щ и х с я . Р е к о м е н д о в а н о с о в е т у о б щ е ­ с т в е н н о с т и м и к р о р а й о н а № 8 п р и н я т ь н е о б х о д и м ы е м е р ы п о н а л а ж и в а н и ю н о р м а л ь н о й р а ­ б о т ы т о в а р и щ е с т в а п о в ы р а щ и ­ в а н и ю д о м а ш н и х ж и в о т н ы х , о р г а н и з о в а н н о г о в о к т я б р е 1984 г о д а . К р о м е т о г о , в ц е л я х у с и л е ­ н и я к о н т р о л я з а с о б л ю д е н и е м п р а в и л в н у т р е н н е г о т р у д о в о г о р а с п о р я д к а н а з а в о д е и з д а н ы п р и к а з ы « О р е ж и м е о т д ы х а в ц е х а х , о т д е л а х , б ю р о и с л у ж ­ б а х з а в о д а » и « О б у с и л е н и и к о н т р о л я з а п р о п у с к н ы м р е ж и ­ м о м р а б о т н и к о в з а в о д а в т е ч е ­ н и е р а б о ч е г о д н я » . Ю . Д УНИ Н , директор СРЗ-2, Ю . МОРОЗОВ, секретарь парткома». Читатель продолжает .............. разговор Чем занята плавбаза? Прочитав статью «В д р е й ­ фе...» («РМ» № 5 от 1 ф е в ­ р ал я 1985 г.), заставил-таки с е б я взяться за п еро, ибо уви дел в ней застаревш ую б о л е з н ь взаим оотн ош ен и й су- до в-л о вц о в и плавбаз. Как известно, базы п осы ­ лаю тся в м о р е главным о б р а ­ з о м д л я того, чтобы прини­ мать от судов ры бу. П о д ч е р ­ киваю: это их осн овн ая и главная задача. Но так как зд есь больш ой коллектив и всех н адо занять, в том чис­ л е иногда и в дл и тельны е п е­ рех оды , в п е р и о д вы н уж ден ­ ного простоя, то в м о р е плав­ базы везут в трюм ах ры бу- п о л уф абр и кат (м о р о ж ен у ю ) с тем , чтобы е е п р евращ ать в готовую продукцию : к о н с е р ­ вы, п р есер в ы и т. д. И вот , эта, в общ ем -то неплохая ф о р м а «повыш ения эф ф е к т и в ­ ности р аб о т ы ф лота» п р е в р а ­ щ ается иногда в бич, и не только дл я судов-ловцов. По­ пытаюсь доказать. Действительно, зачем плав­ базе принимать рыбу в шторм, даже если он и не очень большой? Сырье есть, зарпла­ та идет, план будет! Разуме­ ется, надо теперь ждать пре­ мию, да еще и □ лидерах бу­ дешь ходить. Но ведь суда- ловцы, хотя и меньшие по раз­ меру, в небольшой шторм все равно работают, значит, мож­ но и нужно рыбу принимать. Если погода не позволяет ее брать непосредственно с судов грузовыми средствами (насоса­ ми, стампами и т. д.), значит, надо принимать ее прямо с тралом по слипу бесконтакт­ ным способом, а не ссылать­ ся на погоду. Такой опыт уже есть, и необходимо, чтобы он стал обыденной практикой. Второй пример, когда мест­ нические интересы плавбазы не страдают, зато государст­ венные — в убытке. Пришли мы в один район на ПСТ для вылова окуня и сдачи его на базу. Вначале дела шли вроде бы неплохо. Потом нам нача­ ли вдруг устанавливать огра­ ничения на приемну (не более 5 тонн). В чем дело? Наш рыб- мастер при сдаче прошел на рыбофабрику базы и увидел такую нартину: номанда зани­ мается переработкой ставриды на пресервы. Конечно, и тех­ нологический процесс отла­ жен, и материальная заинте­ ресованность рыбообработчи­ ков играет не последнюю роль. А что ж е наш траулер? Он лежал в дрейфе, так нак про­ изводительность мукомольно­ го устройства низкая, а моро­ зильной вообще нет. Солить рыбу тоже нельзя, тан нак она не лежит больше 40 дней, рейс ж е у нас трехмесячный. В р езул ьтате пл авбаза и с планом, и с ден ьгами . Госу­ д ар с тво ж е не получило д е ­ сятки тонн ры бы на народный стол, недоп о л учи л о р е а л и з а ­ цию, то есть прибыль. В этой связи м е д л е н н о окупает­ ся ры бол овны й ф лот, стои­ м ость к о тор ого с го д ам и у в е­ личивается. Я у ж е не го в орю о п отерях добы тчиков, при­ чем не только м атериальных, но и моральных. Д ля того чтобы изжить по­ д об н ую порочную практику, п р ед л агаю с л ед ующ ее. Во- первых, план п л авб азе д о л ­ ж ен быть установлен главным о б р а з о м по п ер ер аб о тан н о й ры б е, взятой от судов, а не из собственного трюм а, со ­ ответственно, чтобы и п рем и я им шла, исходя из этого по­ казателя. Во-вторых, капита­ нов пл авбаз сл едует строго наказывать за н евы п олн ен и е плана по п ри ем ке, о с о б е н н о если выяснится, что они з а ­ нимаются больш е об р аб о тк о й рыбы, взятой из порта, чем своими н еп оср едствен ны м и обязан н о стям и — п р и е м о м сырья. При этом н ад о стр о ж е спрашивать и с технологов, р ы б м астер о в . В-третьих, вы­ работан н ая п ро ду кц и я из трю м а д о лж н а быть только всп ом огательным ср ед ство м , но не входить ни в план, ни в премию . Только при соблю ден и и этих условий бу дет о б е с п е ч е ­ на заинтересованность экипа­ ж а плавбазы и капитана в выполнении своей главной за ­ дачи — обслуживания д о б ы ­ вающ его флота. В. М А КСИМ ЕН КО , второй механик тралового ф лота. эксперимента рение. Тут как бы соревну­ ешься не только с другой бригадой (а ведь условия, в которых трудятся коллективы, нередко бывают разные), но и с самим собой, ставя себе все более высокие цели. Но эксп ерим ен т е щ е и вы­ светил все наши бо л ь ны е точки, недоработки , недостат­ ки. Ведь результат д а л е к о не ь сегд а зависит от р або ты са­ м ой бригады, а и от о рган и ­ зац и и п р ои зво дствен н ого п р о ­ ц ес с а на предп ри яти и в ц е ­ лом . К прим еру, в п р ош л о м го д у наш коллектив д в аж д ы н е сп равлялся с теми сам ы ­ ми 129-ю процентами. И в этом го д у во всей полн оте сказы ваю тся стары е б олезни . О д н а из главных б е д — н е­ р а в н о м е р н о с ть загрузки. О чен ь часто бр и гада не зна­ ет, какая - ж е р аб о т а ж д е т е е д а ж е ч е р е з д ва дня. И никто этого сказать не м ож ет, а такую и н ф о р м ац ию иметь н ео б х о д им о . Если бы мы зн а­ ли заго дя, то могли бы чет­ ко сменность организовать, подготовить соответствую ­ щий инструмент и оснастку, наконец, просто о бдум ать по­ р я д о к оп ер ац и й при о б р а б о т ­ ке. В су д о р е м о н т е м н о го е н е п р е д с к а зу е м о , отвечаю т нам. С егодн я од н о д ел ае те, а завтра «выкатится» что-ни­ будь со все м иное, срочное. З а такими рассу ж д е н и я м и очень часто скры ваю тся б е з ­ алабер ность или безответст­ венность за в о д с к о го или ц е ­ хового п р ои зводствен н о - д и с­ петч ерско го отдела. К тому ж е о дн и м с у д о р е м о н т о м станочный п арк не загрузишь, мы давно у ж е вы п ол н яем м н о ж ес тво зака зо в со с т о р о ­ ны: для р ы б н о го порта, р ы ­ боком бината, д а ж е дл я стр о­ ителей. ...Вот д е р ж у в руках вы дан ­ ный м н е наряд. В уголочке технолог ц еха написал: «Для расточн ого станка». Д а и с п ер во го взгл яд а видно, что эту р або ту н ад о выполнять на расточном: там п р ям о «пачками» ставь заготовки и обрабаты вай , а м н е на ДИП- 300 приходится точить «по­ штучно». Есть разница? Как ж е попал этот н а р я д ко мне? Д а не от х о р ош ей жизни, а чтобы обеспечить м ен я р а б о ­ той. В д е к а б р е , н ап ри м ер, за ­ грузка — если судить по н о р м о -ч асам — в р о д е была н орм альной. Но только сл о ж ­ ностью на уро вн е 4— 5 р а з ­ р яд а. Такой ур овен ь по силам только полови н е бри гады , а зака зо в м ен ьш ей сложности почти не было. Теперь о другом . Из к у з­ нечного ц еха к нам приходят такие поковки, что каж дый р а з вспоминается известная п оговорка, тол ько п ер еи н ач ен ­ ная: д елать из слона муху. Вот ф акт из свежих. Д ля р е м о н та РТ «Смоленск» с л е ­ д о в а л о изготовить четы р е н ап равляющ и х штанги в аер о- укладчиков р а з м е р о м 720 м и лл и м етров и длиной свыше двух м етр о в (2100 мм). Б ол­ ванки пришли на 20 милли­ м етр о в толщ е. Это сколько ж е м етал л а н адо перегнать в стружку и сколько вр е м е н и потратить, по сути, впустую, только на четы рех таких д е ­ талях?! А ведь эти заготовки были сам ой простой к о н ф и ­ гурации: А уж если деталь «поф игуристее», то там и п ри ­ пуски соответствующие, с « зап а со м » .. Или д р у го й р асп р о ст р ан ен ­ ный п р и м ер. П риходят из ку з­ ницы поковки, из них н адо выточить ф лан цы — в этой детали отверстие до л ж н о быть по центру. Смотришь: п оковка точно «прошита», есть отверстие. Но л учш е бы его не было! Потому что с д е ­ лано он о не по центру, а на гл азо к и к тому ж е м е н ь ш е ­ го ди ам етр а. Не один р е з е ц и зл о м аеш ь и н абегаеш ься в заточку, пока о б р аб о таеш ь такие заготовки. М е д в е ж ь я получается услуга. Мы давно требовали, чтобы о п р е д е л е н ­ ные заготовки — специалисты о б этом знают — в о о б щ е не «прошивать», но все б е з тол­ ку. Н астоящ ая п р о б л е м а в о ­ круг «дырки от бублика» в о з ­ никла, никто не м о ж е т е е р е ­ шить... И такое типично. Очень ча­ стой и рядовой работой явля­ ется изготовление гаем боль­ шого размера. Опять-таки из кузницы приходят к нам отко­ ванные шестигранником заго­ товки, этание «лепешки». Из каждой можно сделать одну гайку. Но дело в том, .что грани на заготовках не нуж ­ ны: токарю они только затруд­ няют работу, наносить их, в нонце концов, будут на фре­ зерном станке. А ведь кто-то новал те грани, усердствовал, деньги за это получил, а ока­ залось — мартышкин труд. Проще делать эти детали из круглой болванки, рассчитан­ ной, например, на 5 гаек. Ее и ковать-то несложно, и го­ раздо экономичнее получится. Думаю, что кузнецу не сов­ сем приятно будет читать эти строки, если он дорожит, ко­ нечно, своим трудом... Вопрос о шестигранниках нами тоже ставился, да так и повис в воздухе. Ведь в кузнице на­ верняка спрашивают и платят за тонны и «фигурность», хо­ тя порой вопреки здравому смыслу. Мне во зразят: все эти «кузнечные» д е л а на твоей п р ои зводи тельн ости и за р п л а ­ те никак не отраж аю тся, ведь и н ормы вам спускают соо т­ ветствующие, с у четом « м а р ­ тышкина» труда. Верно, платят, в н аряд ах все это от­ р аж ается, хотя п оро й остав­ л яеш ь станок и идеш ь «выяс­ нять отнош ения» с н о р м и р о в ­ щиками, зан и м аеш ь ся н е р в о ­ трепкой. Д а и каково, в кон­ ц е концов, сознавать: вот стоишь ты, токарь д о в о л ь н о высокой квалификации, у своего станка у ж е д о б р ы х полсм ены и изготовляешь... стружку. Да, им ен но ту са­ м ую стружку, что годится р а з в е что в п ереплавку. А платят т е б е за это п о л н о в ес­ ным р у б л ем . Если подняться д о госу дарствен н ой точки зрен и я — один у щ е р б полу­ чается. ...В н ачале сво его р а зг о в о ­ р а я обм о л ви л ся: сработали в ян в а р е неплохо. С казал так по привычке, что ли. А сей ­ час и зад у м ал ся : а так ли уж неплохо? Ведь за д ан и е января мы выполнили только на 122 процента, д о с р е д н е г о у р о в ­ ня п р ош л о го год а — 129 п р о ­ центов — куда как далеко. Вот и остались на обочи не со р евн о ва н и я по у сл о ви ям эксперим ента. С казались те сам ы е причины. С. ЛЕВ, бригадир комсомольско- молодежной бригады тока­ рей слесарно - механичес­ кого цеха судоверфи. РЫБНЫЙ МУРМАН 22 февраля 1985 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz