Рыбный Мурман. 1985 г. Февраль.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Старший матрос учебно-производ ственного судна «Профессор Клено ва» управления «Севрыбхолодфлот» Шамиль Якубович Маняков более пятнадцати лет трудится в рыбной промышленности. За это время стал асом своей профессии. Год назад стал коммунистом, недавно товарищи избрали его заместителем секретаря парторганизации, членом профсоюз ного комитета. Как опытного, знаю щего моряка, его направили на УПС «Профессор Кленова». О том, как проходит на судне производственный процесс и одновременно воспитание молодежи, на примере одного рейса рассказывается в публикуемых сего дня заметках. Слово —передовику С и с тем а « Д у б л ь » —в д е й с т в и и Н аше судно специф ическое. На нем не только ловят, о б р а батывают рыбу, но и ведут научно-поисковые работы, о бу чают будущих специалистов. В ^аждый рей с б е р е м при м ер н о ш естьдесят курсантов высшей и сред н ей « м о р ех о док» не только Мурманска, но и Архангельска, Тобольска. В п о следн ем р ей се, который на чался в октябре, а закончился » конце дека б р я, проходили практику ш естьдесят парней из МВИМУ и тобольчане. Они готовили диплом ны е работы, трудились на р ы б о ф аб р и к е, несли вахту, занимались п ро кладкой курса. К ороче, осва ивали м ор ски е проф ессии. С р азу скажу: ребята нам по пались хорошие. Н апример, Валера Ткач, жизнерадостный, веселый парень, поглощал на уку с удовольствием и, как мне кажется, в этом преуспел. Курсанты хорош о помогли нам, внесли немалый вклад в успех работы экипажа. А ведь в начале рей са скептики ут верждали: годовой план по вылову и обраб о тке едва ли выполним за четы ре м есяца, мол, курсанты, д а ещ е много «зеленых» м атросов, поди тут управься... Все сом нения были р а з в е я ны ударн ы м финишем. А он таков: годовой выполнен. Больше того, п ерекры ли на 21 процент и пятилетнее за дание по вылову, выпуску м о рож ен ой продукции, рыбной муке. Не было и нарушите лей за весь рейс. Считаю, что ( этом больш ую роль сы гра ли партийная организация, в о з главляем ая р еф м е х ан и к о м С е р г е ем И вановичем У льяно вым, п р о ф сою зн ая ( п р е д с е датель — пом ощник капи тана по учебной работе Ана толий Павлович Бухонов). Ста ралась и ком сом о л ьская орга низация, где вож ако м был Георгий Цакадзе. Конечно, недостаточно было проводить собрания и гово рить х орош и е слова, надо б ы ло эти слова претворять в д е ло, работать на п р о ф есси о нальном уровне. Всем. А как этого м ож н о добиться, если бывалых м о р я к о в раз-д ва и обчелся? Поэтому основную ставку делали на бы строе вживание новичков в коллек тив. С этой целью за каж дым м о ло д ы м закрепили опытного специалиста. Заключили дого воры о наставничестве. И д е л о пошло. Возглавил работу по настав ничеству капитан-директор Ев гений Алексеевич Кузьменко, а от п р оф сою зн ого комитета это дел о поручили мне. Д е р жали эту работу на осо бо м контроле. Капитан отчитывался на партийном собрании, а на п р о ф к о м е до клады вал я. Все ветераны д о б р о с о в естн о отно сились к поручению, помогли вновь приш едш им глубж е ос воить м о рски е проф ессии. Я, например, присматривал за Анатолием Галушко. В тече ние рей са регулярн о давал ем у конкретные задания, учил трудиться на лебедках, вы полнять такелажны е работы, сращивать концы стальных тросов... И парень старался. А в конце рей са ем у и ещ е десяти ю н ош ам были в тор жественной обстановке вруче ны свидетельства м о лод о го м оряка. Вот такая конкретная р а б о та помогла привить новичкам тво рч еско е отнош ение к р а боте, вкус к рац и о н ал и затор ству. О со б о проявила себя судом еханическая служба. Под ру ководством механика- н а л а д ч т о Бориса Николаеви ча Мисюревича была о тр ес таврирована сортировочная машина, соор уж ен а линия для мелкой расф асо вки продук ции. За рей с судовыми ум ел ь. цами было п одано б о л е е д ва дцати рационализаторских предлож ений. Продуманность, ум елая о р ганизация воспитательной р а боты позволили не терять ни минуты. Нигде. Возьмем , к примеру, палубу. З д е сь стара лись свести к нулю потери п ромы слового врем ени. Этому пом огала система «Дубль». Что это такое? Работали дву м я тралами. Один — в поис ке, с друго го обрабаты вали улов. Система «Дубль»... Она не зр и м о присутствовала и в от ношениях м е ж д у людьми. Я им ею в виду непреры вный процесс воспитания п одраста ющего поколения, подготовки его для будущих, надеюсь, удачных рейсов. А на днях у нас состоялось открытое партийное собрание. Говорилось на нем и о том, как, какими путями выполнить зад ан и е о ч е р ед н о го рейса. Обсудили обязательства. Эки паж решил повысить п р ои зво дительность труда на один процент, снизить себ естои мость продукции такж е на один процент и сэкономить сто тонн горю че-см азочны х материалов, что позволит нам отработать на сбереж енны х ресурсах пять дней. Ш. МАНЯКОВ, старший матрос учебно производственного судна «Профессор Кленова» уп равления «Севрыбхолод. флот». На злобу дня Б ы т ь хозяином Зима в разгаре. С каж дым днем увеличиваются затраты на горюче-смазочные материалы , электроэнергию, газ. В сложных погодных усло виях чрезвычайно важно быть бережливым везде и во всем. Существенным фактором, влияющим на экономию, явл я ется возврат в теплосистему конденсата от потребителей. В этом направлении постоянно работает коллектив рыбного порта. Однако не все бережно относятся к народному добру. Так, зачастую в котельную пор та, которая обслуживает ряд предприятий «Севрыбы», с коп тильного завода № 3 приходит конденсат, разбавленный водо проводной водой, или пароводя ная смесь с большим содержа нием пролетного пара; нз-за немалого содержания окислов ж елеза и общей жесткости конденсат приходится направ лять на хнмводоочистку. Все это ведет к дополнительным затратам тепла и энергии. Большие потери допускают и другие подразделения «Севры бы». Много говорилось о необ ходимости перевода сантехни ческих -мастерских, здания ме ханизации СМУ «Севрыба» с парового отопления на водяное. Но, как говорится, воз и ныне там. И уж совсем недопустимы такие факты: некоторые участ ки трубопроводов рыбокомбина та не заизолированы. Бесполез ное занятие — отапливать ули цу, но, видимо, эта прописная истина еще не всеми попята. Здесь важен еще один мо мент. На тепловых системах того же рыбокомбината не вез де хтоят приборы учета. А ко гда нет контроля, то возможны и потери, у х допускать нельзя. Надо постоянно помнить, что мы живем в сложных условиях Севера, и долг каждого горо жанина сейчас и всегда беречь каждый грамм топлива, каждый киловатт электроэнергии. А. ВАСИЛЬЕВ. “ 1в|— 1 — ■ За строкой обязательств «Отработать два дня на сэкономленных материалах, сырье, топливе и электроэнергии». Из социалистических обязательств коллектива фабрики ору - дий лова. СТРАТЕГИЯ ПОИСКА Фабрика орудий лова — од но из передовых предприятий ВРЛО «Севрыба». Коллектив, откликнувшись на призыв пар тии, нацелился отработать два дня на сэкономленных элект роэнергии, материалах. Как идут дела в этом направлении! Рассказывает директор фабри ки Р. С. КУЛАХМЕТОВ: — В п р ош л о м году мы во влекли в п р ои зводство вторич ные р есур сы — 46 тонн дели, бывш ей в употреблении. По втором у р азу использовали 35 тонн свинцовых грузил, а их годовая потребность — 75 тонн. Тут постарались наши рационализаторы : они приду мали и внедрили станок для калибровки этих грузил, что п озволи ло применять их вновь. Дали «вторую жизнь» и 10 тысячам полиэтиленовых н а плавов. Отказались мы от зу бил, которым и когда-то о тру бали концы стальных тросов. Силами ум ел ьц ев сделано приспособление, п о зв о л я ющ е е м еханизировать эту не со всем б езоп асн ую работу, к тому ж е эконом но использовать м а те риал. Разработана стратегия на текущий год. Планируется, что ф лоты п ер ед а д у т 160 тонн ис пользованных делей . Хотелось, чтобы они были верны своим обязател ьствам и не повтори лась п рош логодн яя ситуация, когда о бъ еди н ен и е «Мурман- ры бп р ом » выполнило лишь наполовину свои поставки. П р ед у с м атри в аем такж е вто ричное использование пожиль- ной топенанты — грузовой укр еп л яющ ей части груза. И зд есь ф лоты долж ны нам по мочь. По-хозяйски стали относить ся к воде, электроэнергии. Ес ли раньше при вспенивании наплавов горячая вода при температуре 50 градусов выли валась в канализацию, то сей час поставили емкость и еде* лали замкнутую систему водо» снабжения. Здесь же, на уча- стке наплавов, можем резко снизить и потребление элект роэнергии. Еще три года назад наши новаторы разработали формы для спекания напла вов. Они позволят работать элект ропечам без остановки, в по стоянном режиме. Пока ж е сейчас приходится печи выклю чать, затем при загрузке внлю- чать, естественно, на разогре вание их впустую теряются сот ни ниловатт-часов. К сожале нию, эту новинну мы до сих пор не можем внедрить: вот уже нескольно лет завод «Сев- реммаш» почему-то никак не может найти возможность вы полнить наш заказ — изгото вить 120 ш тук форм. Обещают в первом квартале, поживем, увидим, как они сдержат свое слово в этот раз. Я н е д а р о м обратился к см еж никам . П р о гр ам м а на этот год у нас очень н ап ря женная: то, чего мы добились в п р ош л о м году, стало планом, а его надо не только выпол нить, но и перевыполнить. И м ал ейш ая п о дн ож ка м о ж ет выбить нас из колеи. И зм енился ассортимент вы пуска изделий. Если ран ьш е изготовление и р е м о н т ко шельковых н еводов составляли 20 процентов от о бщ ег о о б ъ ем а выпуска изделий, то те перь — 10. Зато значительно в о зр о с л а загрузка тралового участка. Пришлось бы стро пе рео ри ен ти ро ваться. З а счет сокр ащ ен и я н еводн о го участка увеличили п рои зводствен ны е площ ади на траловом , что по зволи ло изготавливать больше, чем п р еж д е, тралов и трало вых м еш ков. Э НА КОМ АЯ картина: как только мурманчанин со бирается в отпуск или едет за пределы области, одна из его первых забот — достать палтуса холодного копчения, на худой конец — сушено вяленой рыбы — окуня, ер ша... Надежды на палтус та ют с каждым годом. Это по нятно: его в морях становит ся все меньше и меньше. Но окунь, ерш ещ е не переве лись, хотя в сушеном виде и они дефицит. Почему! С таким вопросом мы обратились к директору коптильного завода № 2 М у р манского рыбообрабатывающе го комбината С. С. КАШ ИР СКОМ У. — Д ля того чтобы читате лю стали понятны наши тру д ности, п р облемы , м ож ет быть, и ошибки, в в е д е м его в курс д е л а и р ас с к а ж е м сначала, чем зан и м аем ся и какую п р о дукцию изготовляем. Главное для нас — выпуск пищевой: копченой, балыков ну и су шено-вяленой. Сверх плана прош лого года выпустили 272 тонны пищевой продукции. Да, ассортимент мы не вы д ерж и ваем : в п р ош л о м году выполнили зад ан и е по суш е но-вяленой на 77,9 процента. Н едопоставили в торговую сеть 178 тонн этого вида. Не ■Интервью с отстающим КУДА ПРОПАЛ лучш е д ела шли и в январе. В послёдних числах м есяц а отставали на 14 тонн, хотя в ц ел о м план выпуска пищевой, по п р едвари тел ьны м данным, бу дет выполнен. — Но ведь задание по но менклатуре, ассортименту также является одним из ос новных показателей работы предприятия, и если происхо дит срыв, коллектив лишается части фондов материального поощрения, исключается из состава участников социали стического соревнования, что влечет за собой уменьшение фондов материального поощ рения. Значит, сами себя на казали! — Нет, нас подвели р ы б а ки. П ервое полугодие закон чили хорошо. Но затем нача лась чехарда с сы рьем . Так, в августе выпустили... 3 тон ны вяленого окуня, долж ны были — 85. Ждали от ф лотов 104 тонны, в наличии о к аза лось 16. А всего за шесть м е сяцев недополучили 368 тонн для выпуска этого ассорти мента. — О дн ако на з а в о д е было в достаточном количестве оку ня чанового, или, как говорят, тузлучного посола. — Это та ошибка, в кото рую впадают н екото ры е на ши поставщики. Они считают: какая р азн и ц а — какой окунь? Не верно. Нам нужен окунь им енно тр ал о вого посола, то есть посоленный сразу ж е на трал ьщ и ке после вылова. Вот 'тогда он, во-первых, вкуснее, во-вторых, вр е м я вяления его в два р а з а м ен ьш е, чем со леного. Конечно, м о ж н о и на со л ен о м работать, но в этом случае падает п р ои зво д и тел ь ность, ухудшается качество. И п р е ж д е чем довести его д о кондиции, приходится очень дол го д ер ж ать в печи. От это го ры ба лучше не становит ся, появляю тся запах и п р о чие п обочны е явления. Д а ж е если сделать упор на этот вид, соленый, то с д е р ж и м вы пуск других копченостей, зн а чит, с о р в е м план по пищевой. — Пробовали ли работать на других породах, скажем, скумбрии! — Да. Мож ет быть, здесь 1 февраля 1985 г. шшш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz