Рыбный Мурман. 1985 г. Февраль.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Старший матрос учебно-производ­ ственного судна «Профессор Клено­ ва» управления «Севрыбхолодфлот» Шамиль Якубович Маняков более пятнадцати лет трудится в рыбной промышленности. За это время стал асом своей профессии. Год назад стал коммунистом, недавно товарищи избрали его заместителем секретаря парторганизации, членом профсоюз­ ного комитета. Как опытного, знаю­ щего моряка, его направили на УПС «Профессор Кленова». О том, как проходит на судне производственный процесс и одновременно воспитание молодежи, на примере одного рейса рассказывается в публикуемых сего­ дня заметках. Слово —передовику С и с тем а « Д у б л ь » —в д е й с т в и и Н аше судно специф ическое. На нем не только ловят, о б р а ­ батывают рыбу, но и ведут научно-поисковые работы, о бу­ чают будущих специалистов. В ^аждый рей с б е р е м при­ м ер н о ш естьдесят курсантов высшей и сред н ей « м о р ех о ­ док» не только Мурманска, но и Архангельска, Тобольска. В п о следн ем р ей се, который на­ чался в октябре, а закончился » конце дека б р я, проходили практику ш естьдесят парней из МВИМУ и тобольчане. Они готовили диплом ны е работы, трудились на р ы б о ф аб р и к е, несли вахту, занимались п ро­ кладкой курса. К ороче, осва­ ивали м ор ски е проф ессии. С р азу скажу: ребята нам по­ пались хорошие. Н апример, Валера Ткач, жизнерадостный, веселый парень, поглощал на­ уку с удовольствием и, как мне кажется, в этом преуспел. Курсанты хорош о помогли нам, внесли немалый вклад в успех работы экипажа. А ведь в начале рей са скептики ут­ верждали: годовой план по вылову и обраб о тке едва ли выполним за четы ре м есяца, мол, курсанты, д а ещ е много «зеленых» м атросов, поди тут управься... Все сом нения были р а з в е я ­ ны ударн ы м финишем. А он таков: годовой выполнен. Больше того, п ерекры ли на 21 процент и пятилетнее за­ дание по вылову, выпуску м о ­ рож ен ой продукции, рыбной муке. Не было и нарушите­ лей за весь рейс. Считаю, что ( этом больш ую роль сы гра­ ли партийная организация, в о з­ главляем ая р еф м е х ан и к о м С е р ­ г е ем И вановичем У льяно­ вым, п р о ф сою зн ая ( п р е д с е ­ датель — пом ощник капи­ тана по учебной работе Ана­ толий Павлович Бухонов). Ста­ ралась и ком сом о л ьская орга­ низация, где вож ако м был Георгий Цакадзе. Конечно, недостаточно было проводить собрания и гово­ рить х орош и е слова, надо б ы ­ ло эти слова претворять в д е ­ ло, работать на п р о ф есси о ­ нальном уровне. Всем. А как этого м ож н о добиться, если бывалых м о р я к о в раз-д ва и обчелся? Поэтому основную ставку делали на бы строе вживание новичков в коллек­ тив. С этой целью за каж дым м о ло д ы м закрепили опытного специалиста. Заключили дого­ воры о наставничестве. И д е ­ л о пошло. Возглавил работу по настав­ ничеству капитан-директор Ев­ гений Алексеевич Кузьменко, а от п р оф сою зн ого комитета это дел о поручили мне. Д е р ­ жали эту работу на осо бо м контроле. Капитан отчитывался на партийном собрании, а на п р о ф к о м е до клады вал я. Все ветераны д о б р о с о в естн о отно­ сились к поручению, помогли вновь приш едш им глубж е ос­ воить м о рски е проф ессии. Я, например, присматривал за Анатолием Галушко. В тече­ ние рей са регулярн о давал ем у конкретные задания, учил трудиться на лебедках, вы­ полнять такелажны е работы, сращивать концы стальных тросов... И парень старался. А в конце рей са ем у и ещ е десяти ю н ош ам были в тор­ жественной обстановке вруче­ ны свидетельства м о лод о го м оряка. Вот такая конкретная р а б о ­ та помогла привить новичкам тво рч еско е отнош ение к р а­ боте, вкус к рац и о н ал и затор ­ ству. О со б о проявила себя судом еханическая служба. Под ру ководством механика- н а л а д ч т о Бориса Николаеви­ ча Мисюревича была о тр ес­ таврирована сортировочная машина, соор уж ен а линия для мелкой расф асо вки продук­ ции. За рей с судовыми ум ел ь. цами было п одано б о л е е д ва­ дцати рационализаторских предлож ений. Продуманность, ум елая о р ­ ганизация воспитательной р а ­ боты позволили не терять ни минуты. Нигде. Возьмем , к примеру, палубу. З д е сь стара­ лись свести к нулю потери п ромы слового врем ени. Этому пом огала система «Дубль». Что это такое? Работали дву­ м я тралами. Один — в поис­ ке, с друго го обрабаты вали улов. Система «Дубль»... Она не­ зр и м о присутствовала и в от­ ношениях м е ж д у людьми. Я им ею в виду непреры вный процесс воспитания п одраста­ ющего поколения, подготовки его для будущих, надеюсь, удачных рейсов. А на днях у нас состоялось открытое партийное собрание. Говорилось на нем и о том, как, какими путями выполнить зад ан и е о ч е р ед н о го рейса. Обсудили обязательства. Эки­ паж решил повысить п р ои зво ­ дительность труда на один процент, снизить себ естои ­ мость продукции такж е на один процент и сэкономить сто тонн горю че-см азочны х материалов, что позволит нам отработать на сбереж енны х ресурсах пять дней. Ш. МАНЯКОВ, старший матрос учебно­ производственного судна «Профессор Кленова» уп­ равления «Севрыбхолод. флот». На злобу дня Б ы т ь хозяином Зима в разгаре. С каж ­ дым днем увеличиваются затраты на горюче-смазочные материалы , электроэнергию, газ. В сложных погодных усло­ виях чрезвычайно важно быть бережливым везде и во всем. Существенным фактором, влияющим на экономию, явл я­ ется возврат в теплосистему конденсата от потребителей. В этом направлении постоянно работает коллектив рыбного порта. Однако не все бережно относятся к народному добру. Так, зачастую в котельную пор­ та, которая обслуживает ряд предприятий «Севрыбы», с коп­ тильного завода № 3 приходит конденсат, разбавленный водо­ проводной водой, или пароводя­ ная смесь с большим содержа­ нием пролетного пара; нз-за немалого содержания окислов ж елеза и общей жесткости конденсат приходится направ­ лять на хнмводоочистку. Все это ведет к дополнительным затратам тепла и энергии. Большие потери допускают и другие подразделения «Севры ­ бы». Много говорилось о необ­ ходимости перевода сантехни­ ческих -мастерских, здания ме­ ханизации СМУ «Севрыба» с парового отопления на водяное. Но, как говорится, воз и ныне там. И уж совсем недопустимы такие факты: некоторые участ­ ки трубопроводов рыбокомбина­ та не заизолированы. Бесполез­ ное занятие — отапливать ули­ цу, но, видимо, эта прописная истина еще не всеми попята. Здесь важен еще один мо­ мент. На тепловых системах того же рыбокомбината не вез­ де хтоят приборы учета. А ко­ гда нет контроля, то возможны и потери, у х допускать нельзя. Надо постоянно помнить, что мы живем в сложных условиях Севера, и долг каждого горо­ жанина сейчас и всегда беречь каждый грамм топлива, каждый киловатт электроэнергии. А. ВАСИЛЬЕВ. “ 1в|— 1 — ■ За строкой обязательств «Отработать два дня на сэкономленных материалах, сырье, топливе и электроэнергии». Из социалистических обязательств коллектива фабрики ору - дий лова. СТРАТЕГИЯ ПОИСКА Фабрика орудий лова — од­ но из передовых предприятий ВРЛО «Севрыба». Коллектив, откликнувшись на призыв пар­ тии, нацелился отработать два дня на сэкономленных элект­ роэнергии, материалах. Как идут дела в этом направлении! Рассказывает директор фабри­ ки Р. С. КУЛАХМЕТОВ: — В п р ош л о м году мы во­ влекли в п р ои зводство вторич­ ные р есур сы — 46 тонн дели, бывш ей в употреблении. По втором у р азу использовали 35 тонн свинцовых грузил, а их годовая потребность — 75 тонн. Тут постарались наши рационализаторы : они приду­ мали и внедрили станок для калибровки этих грузил, что п озволи ло применять их вновь. Дали «вторую жизнь» и 10 тысячам полиэтиленовых н а­ плавов. Отказались мы от зу­ бил, которым и когда-то о тру ­ бали концы стальных тросов. Силами ум ел ьц ев сделано приспособление, п о зв о л я ющ е е м еханизировать эту не со всем б езоп асн ую работу, к тому ж е эконом но использовать м а те ­ риал. Разработана стратегия на текущий год. Планируется, что ф лоты п ер ед а д у т 160 тонн ис­ пользованных делей . Хотелось, чтобы они были верны своим обязател ьствам и не повтори­ лась п рош логодн яя ситуация, когда о бъ еди н ен и е «Мурман- ры бп р ом » выполнило лишь наполовину свои поставки. П р ед у с м атри в аем такж е вто­ ричное использование пожиль- ной топенанты — грузовой укр еп л яющ ей части груза. И зд есь ф лоты долж ны нам по­ мочь. По-хозяйски стали относить­ ся к воде, электроэнергии. Ес­ ли раньше при вспенивании наплавов горячая вода при температуре 50 градусов выли­ валась в канализацию, то сей­ час поставили емкость и еде* лали замкнутую систему водо» снабжения. Здесь же, на уча- стке наплавов, можем резко снизить и потребление элект­ роэнергии. Еще три года назад наши новаторы разработали формы для спекания напла­ вов. Они позволят работать элект­ ропечам без остановки, в по­ стоянном режиме. Пока ж е сейчас приходится печи выклю­ чать, затем при загрузке внлю- чать, естественно, на разогре­ вание их впустую теряются сот­ ни ниловатт-часов. К сожале­ нию, эту новинну мы до сих пор не можем внедрить: вот уже нескольно лет завод «Сев- реммаш» почему-то никак не может найти возможность вы­ полнить наш заказ — изгото­ вить 120 ш тук форм. Обещают в первом квартале, поживем, увидим, как они сдержат свое слово в этот раз. Я н е д а р о м обратился к см еж никам . П р о гр ам м а на этот год у нас очень н ап ря­ женная: то, чего мы добились в п р ош л о м году, стало планом, а его надо не только выпол­ нить, но и перевыполнить. И м ал ейш ая п о дн ож ка м о ж ет выбить нас из колеи. И зм енился ассортимент вы­ пуска изделий. Если ран ьш е изготовление и р е м о н т ко­ шельковых н еводов составляли 20 процентов от о бщ ег о о б ъ ­ ем а выпуска изделий, то те­ перь — 10. Зато значительно в о зр о с л а загрузка тралового участка. Пришлось бы стро пе­ рео ри ен ти ро ваться. З а счет сокр ащ ен и я н еводн о го участка увеличили п рои зводствен ны е площ ади на траловом , что по­ зволи ло изготавливать больше, чем п р еж д е, тралов и трало­ вых м еш ков. Э НА КОМ АЯ картина: как только мурманчанин со­ бирается в отпуск или едет за пределы области, одна из его первых забот — достать палтуса холодного копчения, на худой конец — сушено­ вяленой рыбы — окуня, ер­ ша... Надежды на палтус та­ ют с каждым годом. Это по­ нятно: его в морях становит­ ся все меньше и меньше. Но окунь, ерш ещ е не переве­ лись, хотя в сушеном виде и они дефицит. Почему! С таким вопросом мы обратились к директору коптильного завода № 2 М у р ­ манского рыбообрабатывающе­ го комбината С. С. КАШ ИР­ СКОМ У. — Д ля того чтобы читате­ лю стали понятны наши тру д­ ности, п р облемы , м ож ет быть, и ошибки, в в е д е м его в курс д е л а и р ас с к а ж е м сначала, чем зан и м аем ся и какую п р о ­ дукцию изготовляем. Главное для нас — выпуск пищевой: копченой, балыков ну и су­ шено-вяленой. Сверх плана прош лого года выпустили 272 тонны пищевой продукции. Да, ассортимент мы не вы­ д ерж и ваем : в п р ош л о м году выполнили зад ан и е по суш е­ но-вяленой на 77,9 процента. Н едопоставили в торговую сеть 178 тонн этого вида. Не ■Интервью с отстающим КУДА ПРОПАЛ лучш е д ела шли и в январе. В послёдних числах м есяц а отставали на 14 тонн, хотя в ц ел о м план выпуска пищевой, по п р едвари тел ьны м данным, бу дет выполнен. — Но ведь задание по но­ менклатуре, ассортименту также является одним из ос­ новных показателей работы предприятия, и если происхо­ дит срыв, коллектив лишается части фондов материального поощрения, исключается из состава участников социали­ стического соревнования, что влечет за собой уменьшение фондов материального поощ ­ рения. Значит, сами себя на­ казали! — Нет, нас подвели р ы б а­ ки. П ервое полугодие закон­ чили хорошо. Но затем нача­ лась чехарда с сы рьем . Так, в августе выпустили... 3 тон­ ны вяленого окуня, долж ны были — 85. Ждали от ф лотов 104 тонны, в наличии о к аза­ лось 16. А всего за шесть м е ­ сяцев недополучили 368 тонн для выпуска этого ассорти­ мента. — О дн ако на з а в о д е было в достаточном количестве оку­ ня чанового, или, как говорят, тузлучного посола. — Это та ошибка, в кото­ рую впадают н екото ры е на­ ши поставщики. Они считают: какая р азн и ц а — какой окунь? Не верно. Нам нужен окунь им енно тр ал о вого посола, то есть посоленный сразу ж е на трал ьщ и ке после вылова. Вот 'тогда он, во-первых, вкуснее, во-вторых, вр е м я вяления его в два р а з а м ен ьш е, чем со ­ леного. Конечно, м о ж н о и на со л ен о м работать, но в этом случае падает п р ои зво д и тел ь ­ ность, ухудшается качество. И п р е ж д е чем довести его д о кондиции, приходится очень дол го д ер ж ать в печи. От это­ го ры ба лучше не становит­ ся, появляю тся запах и п р о ­ чие п обочны е явления. Д а ж е если сделать упор на этот вид, соленый, то с д е р ж и м вы­ пуск других копченостей, зн а­ чит, с о р в е м план по пищевой. — Пробовали ли работать на других породах, скажем, скумбрии! — Да. Мож ет быть, здесь 1 февраля 1985 г. шшш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz