Рыбный Мурман. 1985 г. Февраль.
В ГОСТЯХ У МУЗ • ЗВУКИ МУЗЫКИ «Б е з меня оркестр не полный» I / ОГДА ИДЕШЬ в колонне, когда в левой руке у те бя инструмент, а пальцы пра вой лежат на его клапанах, то, ясное дело, зонтик держать уже нечем. А тот день выдался промозглым, тот октябрьский день, в который мурманчане шли к памятнику северному Алеше почтить сорокалетие подвига защитников нашего края. Дождь мешался с хлопь ями мокрого снега, струйки воды затекали музыкантам за шиворот, в рукава. Но музыка, в которой у каждого инстру мента свое место, и если он покинет это место, если за молкнет, то не будет и музы ки, — она не давала возмож ности даже отереть лицо. По этому никто из них особенно не удивился, увидев, как ор кестранты из какой-то группы, шедшей впереди, скромно свер нули на соседнюю улицу: зна чит, совсем вымокли. Никто не удивился, но никто и не сбавил шага. Из центра горо да до памятника пешком — путь некороткий. Можно успеть сыграть целое отделение боль шого концерта. И они исполня ли его до самого конца, ша гая впереди колонны Перво майского района, до тех пор, пока не подошли к памятни ку, пока не услыхали голос военного оркестра. Только тог да они остановились — так попросили: не стоило мешать коллегам в солдатской форме. Но еще играли — все время, пока мимо проходила колонна. И только отняв от губ мунд ш туки, поняли музыканты, до какой же степени каждый из них вымок. Таким был самый памятный концерт последних месяцев для членов духового оркестра Мурманского рыбного порта. Этот оркестр, видим о, один из самых старых с ам о деятельны х коллективов о б ласти. Никто точно не знает дату его р ож д ен и я, но гово рят, что у р ы б н ого порта о р кестр был всегда. Что как на чал принимать суда порт — а л ето м п озап р ош л о го года он отметил пятидесятилетие,— так зазвучала на пирсе в честь стахановцев р ы б н о го д е ла духовая музыка. Было за эти годы разн ое. Были у коллектива и взлеты, и п ер и оды , так сказать, зати шья. Один из сви детел ей то му — Владимир Петрович Ва сильев. С ам он играет на б а ритоне с со р о к в то р о г о г когда четы рнадцатилетним м альчиш кой поступил в во ен н о -м у зы кальную школу. С этим к ол лективом зн ако м с пятьдесят шестого; р аботал в другой о р ганизации, в р е м я от в рем ен и приходил пом очь на п разд н и ки, а выйдя на пенсию, решил: только сюда. П р и м ер н о так ж е оказались в о р к е с т р е и А ркадий Ивано вич Захаров, и А л ексан д р И ва нович Л азарев. О б а из во ен ных м узыкантов, и они в свое в р е м я оказались п е р е д п р о б лем ой , куда девать св о б о д н о е время... Впрочем, неверн о. Не стояло п е р е д ними такой п р о блемы . — У тех, кто давн о играет, — это в крови. Если бы мне оказали: «бросай»,— не знаю... — р а зм ыш л я ет Л азар ев. — Это ведь не то, что броси ть ку рить. Это... как бросить жить. Вот к таким увлеченны м л ю д ям , кто вм есте, скаж ем , с В лад ими ром Викторовичем Брюшининым, см ен ны м ин ж е н е р о м - эл ектр и ком порта, ч е л о в е к о м средних лет, и гр ающ им в о р к е с т р е уж е ш естнадцатый год, вм есте с н екото ры м и другими состав л яет я д р о коллектива, — к ним и тянется м о л о д еж ь . Ведь в л ю б о м д е л е легч е с о в е р шенствуется м астерство, ког да р я д о м опытные наставники. Н едолго при гляды вался к коллективу Юрий Лексунов — м и ли ц и он ер из о тдела ох ра ны р ы б н о го порта. Играть-то хотелось: е щ е со школы по любил он духовую музыку, о с о б е н н о старинные русские вальсы, — но вот каков кол лектив? Впрочем, с к о р о р аску сил: отнош ения зд есь самы е д о б р о ж е л а т е л ь н ы е , чувство то варищ ества — н еп о ддельн о е. И басовый голос тубы Лексу- нова н а д е ж н о влился в о б щий хор инструментов. Чувствуется, музыканты ц е нят свою спаянность, д о р о ж ат ею. Слегка о б о со б л я ю т себ я от того, что бы л о в п рош лом , ревн и во говоря: «нынешний состав». Нынешний состав — это те, кто играют вм есте посл едн и е годы. Тогда, пять лет назад, п осле затянувш егося п ер и о д а вялого и н еза м етн о го сущ ест вования оркестра, приш ел в него новый руководитель, Кон стантин Степанович Бусс. Не см отр я на м олодость, у него за плечам и было десять лет работы в воен н ом оркестре. Конечно, не по м ан овен ию д и р и ж е р с к о й палочки, но м н о гое стало бы стро меняться. И с а м о е главное — после не скольких успешных вы ступле ний на областных см отрах (в 1982 году о ркестр завоевал звание лауреата) р о д и л ась и о кр еп л а уверенность: м о ж ем ! М о ж ем все лучше и лучше, все сыгранней, все вы р ази тельней. Нынешний состав — это и электрик Николай Степанович Сбасин, и токарь Юрий Алек сан дрович Харинов, и бри га д и р д о к е р о в Геннадий П етро вич Коркин — все двадцать пять музыкантов, кто теперь м о ж е т с уверенностью , н е за висим о от стаж а игры, так пе р е ф р а з и р о в а т ь слова извест ного писателя: б е з м ен я о р кестр не полный. Конечно, с одной стороны, н езам ен и мы х-то нет... А с другой, — не го в ор я у ж е о ветеранах, солистах ор кестра, — д а ж е отсутствие сам о го м о ло до го , А л ексан д ра Чернова, ощ ущ ается. Год всего ми нул, как в п ер вы е он, бр и гад и р грузчи ков-сертиф и кат о р о в, взял в руки тр ом бо н ; особых заслуг у парня п е р е д к ол л ек тивом, разу м еетс я, е щ е нет. Но вот захворал — и посто янно н авещ аю т его коллеги, не п озволяю т закиснуть в ти шине больничной палаты... В порту знают и лю б ят свой оркестр. Музыканты знают об этом отношении и в ответ стрем ятся п одби р ать такой р е п ертуар, чтобы его интересно бы ло не только исполнять, но и слушать. Вспомним в е ч е р дл я в е т е р а нов порта, который состоялся в д е к а б р е , — ведь ч е ты р е ча са не давали слушатели о р к е стру передыш ки . Это больш ой труд, д а ж е просто физически. Но и честь больш ая. Не так давно оркестр полу чил новое помещение, недале ко от главной проходной. И сейчас музыканты равно заня ты как подготовкой новых но меров для учас-ия во Всесо юзном смотре. посвященном 40-летию Победы, так и устрой ством репетиционного зала. Ко нечно, все делается своими ру ками. Стены предполагается затянуть драпировкой, кото рая будет гасить мощное поло водье медных голосов. — Когда все приготовим — приходите! Будет звучать луч ше, чем со сцены! ...Не знаю, здесь ли. в дру гом ли месте, но уверс«« — встретимся мы . с оркестром, услышим новинки «нынешнего состава» еще не раз. В. Б ЕЛ Я ЕВ . ------------------------------------------------------ ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ о чем говорят экспонаты Каждый, кто проезжает ми мо Колы, не может не обра тить внимания на серебристый купол бывшего Благовещен ского собора — благо, рядом Нет девятиэтажек, которые бы заслонили его. Много повида ли его каменные стены. И ес ли бы могли говорить... Стены молчат, за них гово рят музейные экспонаты. Год назад в соборе был открыт отдел Мурманского краевед ческого музея. Этому собы тию предшествовала длитель ная и кропотливая работа по реставрации древнего соору жения. А накануне нынешне го года здесь открылась по стоянная музейная экспози ция, которая рассказывает о Коле, Кольском крае. Только за январь ее посетили более 900 жителей и гостей города. В первом зале — «Хозяйст венное освоение Крайнего Се вера в XV —XX веках» — со браны документы, орудия про мысла поморов. Для любозна тельного человека здесь най дется много интересного. По степенно, от события к собы тию, знакомят документы с историей края. Мы узнаем, как возникли поморские селения сначала на Терском берегу — Варзуга, Умба, Кандалакша, Ковдор». Как отважные помо ры по мелким речушкам уст ремлялись на поиски новых богатых рыбой и морским зве рем промысловых мест. А вот и первое упоминание о Коле — оно относится к середине XVI века. У кого есть свобод ное время, те могут изучить Летопись Колы — перекидную книгу, где в хронологическом порядке ведется неторопливый иллюстрированный рассказ. Здесь можно увидеть, как пе рестраивалась, укреплялась Кола. Вплоть по X IX век это была надежная крепость, се верный форпост русского го сударства. «Укрепить тан, чтобы стрель цам во время военных дейст вий сидеть надежно было» — Строго наказывал Петр I. И наказ этот был выполнен. В XV II веке Кольский острог представлял собой оснащен ную крепость с учетом дости жений фортификации того времени. С годами Кола ста ла административным цент ром всего уезда, частью Архан гельской губернии. К началу XIX века здесь проживало 1400 человек. О том, как защищали свою крепость коляне от иностран ных захватчиков, можно узнать из второй перекидной книги. Очень удобно был расположен Кольский острог, поэтому шве ды и датчане неоднократно пы тались захватить его... Но без успешно. Датчане предлагали купить Кольский острог. Но Кола не продавалась. И все-таки в 1854 году, ког да северные рубежи русского государства были ослаблены (шла Крымская война), Кола пала. Инвалидная команда, ко торая осталась в крепости, не могла противостоять хорошо оснащенным английским за хватчикам. Силы были слиш ком неравны. Но и тогда за щитники города отказались сдаться. 20 часов палил из своих 16 пушек корвет «Ми ранда». Сгорели почти все де ревянные постройки острога, сохранился только Благове щенский собор. В центре первого зала му зея установлен деревянный макет Кольского острога, вы полненный мастером К. К. На- половым и оформленный ху дожником музея Е. Ю. Алист ратовым. Через несколько лет Кола начала возрождаться, ста ли возвращаться ее жители, вновь развивался рыболовный и зверобойный промыслы. В витринах экспонируются рыбо ловные снасти и орудия про мысла. Кола была и местом ссылки политических противников царского правительства. Об этом такж е красноречиво сви детельствуют документы. Второй зал музея знакомит с бытом поморов. В центре воссоздан интерьер поморской избы: с печкой, лавками, ут варью, иконой в переднем уг лу. Мы видим, чем занима лись женщины-поморки, пока мужчины ловили рыбу и били зверя: они пряли, ткали, вы шивали, вязали. Народная по- морсная культура уходит кор нями к древнерусской куль туре. Лучшие традиции народ ного искусства продолжают жить и сегодня в песнях по морских хоров, в ремесле пле тения из бересты, в искусстве резьбы по дереву, вышивания. Именно здесь состоялось в конце января открытие еже годной декады «Филармония — селу» в Кольском районе. Сре ди экспонатов народного твор чества звучала классическая музыка в исполнении мурман ских артистов. И этот концерт стал как бы еще одной гранью той новой жизни, к которой призвано ныне здание быв шего Благовещенского собора, ставшего одним из очагов куль туры района. В. К Р А В Ц О В А . г Кола. Ф ° т о В- ЧЕРН ЕГИ . ' ВАШИ УВЛЕЧЕНИЯ Стоит мастеру прикоснуться.. Многие. канда;Гакшцы, да и жители Мурманска знакомы с поделками Алексея Викторови ча Клюшинцева. Работает он государственным инспектором рыбнадзора. Часто нет его в городе — несет вахту по ох ране рыбных водоемов. Лишь дома находит отдых. Л вот вдохновение приходит и в лесу, и в городской квар тире. В долгих, а порой и дли тельных походах его глаз за мечает не только краски вре мени года, живописнейшие пейзажи, но и веточки, старые корневища причудливых форм. И стоит мастеру прикоснуться ножом, как непримечательные сучки превращаются в нахох лившихся сов и смешливых зайцев, в косолапых медведей и птиц. Но особый дар у Алексея Викторовича на резьбу по де реву. Здесь кубки и хлебни цы, копии с известных картин н композиции, рожденные соб ственным воображением. С творчеством художника-люби- теля молено было познако миться на городских и обла стных выставках. Особой по пулярностью на состоявшейся в конце минувшего года обла стной выставке пользовалась его работа «Новоселы». ...В деревне построен дом. На фоне поднявшейся избы сидит на срубе притомившая ся женщина. Пора отдохнуть и хозяину избы: он воткнул топор в бревно, рукой оперся на топорище, задумался. В отдалении видна запряж енная лошадь. Тем, кому довелось жить или бывать в послевоен ные годы в селах, знакома эта картина. Поднимались из пепла деревни, отстраивались крестьяне. Их мечта о Победе свершилась. Теперь за привыч ные дела, И прежде всего, как говорится, надо иметь крышу над головой... О радости воз вращ ения к мирному труду людей, прошедших через суро вые испытания войны, повест вует эта композиция. И нико го из видевших ее не остав ляет она равнодушным. Что ж, новых, еще более весомых удач вам, мастер! А. БРЫСОВ. НА СНИМКЕ: А. В. Клюшин- цев за своим любимым заня тием. Фото автора. г. Кандалакша. | | МУРМ&Н 15 февраля 1985 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz