Рыбный Мурман. 1985 г. Февраль.
БРИГААНОМУ ПОДРЯДУ-МОРСКУЮ ПРОПИСКУ в а л «•Именно формально отчетному, бу мажному подходу к организации дела мы обязаны тем, что на предприятиях и стройках области с огромными по тугами, половинчато осуществляется переход на коллективные формы орга низации и оплаты труда. Бригад как таковых создано немало, процент ох вата высокий, но немногие из них от вечают 'требованиям бригад нового типа, для которых обязательными ус ловиями являются оплата по единому наряду за конечный результат с при менением КТУ, а также низовой хоз расчет■». Из выступления первого секрета ря обкома КПСС В. Н. ПТИЦЫ НА на X V II областной межсоюзной кон ференции профсоюзов. П р о б л е м а м в н ед р е н и я и п о в ыш е ния эфф екти вн о сти бр и гадн ой ф о р м ы органи зац и и и стим улирования труда на п редп р и яти ях ры бн ой п р о м ыш л е н ности г о р о д а была п о свящ е н а встр е ча за «круглым столом», к о то р а я с о стоял ась в М у р м ан ском г о р о д с к о м к о м и тете партии. Вели е е п ервы й с е к р е т а р ь го р к о м а КПСС, кандидат э к о н омических наук Т. Н. ЩЕРБАЕВ и вто р о й с е к р ет ар ь А. И. ЗАЛЕТАЕВ. В о б м е н е м н ен иям и приняли уча стие: кандидат эконом ических наук, д о цент к а ф е д р ы эконом ики эксплуата ции ф л ота МВИМУ И. А. РОГАЧЕВА; исполняющ ий о бязан н ости г е н е р а л ь н о го д и р е к т о р а объ ед и н ен и я «Мурм ан- р ы б п р о м » Э. К. НАУМОВ и капитан- д и р е к т о р объ ед и н ен и я А. П. БАРАБА НОВ; кап и таны -ди ректоры М ур м ан ского тр ал о в о го ф л о та И. Г. КЛИМЧУК и В. В. ПОПКО; начальник уп р авл ен и я «С евр ы б х о л о д ф л о т» В. П. ЖУРАВЛЕВ; генерал ьны й д и р е к т о р о бъ ед и н ен и я «М у рм ан ская с у д о в е р ф ь » Б. Д . ИВА НОВ, б р и г ад и р ы о б ъ ед и н ен и я В. М. КУЗНЕЦОВ и О. Р. ШВЫРКИН; б р и г а д и р р ы б о о б р а б о т ч и ц коптильного з а во д а № 3 Т. И. РОМАШИНА; б р и г а д и р ы М у рм ан ско го м о р с к о го р ы б н о го п о рта Н. И. ОМЕЛЬЧЕНКО и Н. Т. ОВДИЕНКО. важ ны е суда, но не на полный, а на внутрифлотский: прибыль остава лась предприятию . У нас экипажи БМ Р Т типа «Иван Бочков» дают флоту по итогам рейса 1— 1,5 мил лиона рублей прибыли. Это явл яет ся конечным результатом . Но дейст вующ ая система материального сти мулирования несовершенна, так как процент поощрения незначителен и практически не зависит от суммы прибыли. В выступлениях многих участни ков встречи высказывалось мнение о том, что довольно часто внедрение бригадной формы организации и сти мулирования труда производится формально. — Это объясняется тем. — вы сказала свою точку зрения кандидат экономических паук И. А. РОГАЧЕ В А ,— что коллективная форма орга низации труда является традиционной на флотах. И именно этот момент, как нам каж ется, послужил причи ной самоуспокоенности. Многие рассуждали так, — продол- РЕША ТЬ—СЕГОДНЯ! — Из опыта передовых коллекти вов страны известно, что бригадная форма организации и стимулирова ния труда — это один и з путей ре шения многих экономических, соци альны х и нравственных проблем, — сказал, открывая встречу, Т. Н. Щ ЕР БАЕВ. — Однако на многих пред приятиях при создании бригад ново го типа столкнулись с целым рядом трудностей. Бы ли случаи, когда все сводилось к «проценту охвата». При этом нередко забывалось главное, ради чего создавались такие брига ды, и все упиралось лишь в приме нение КТУ. Хотя, как известно, суть коллективной формы труда в первую очередь заключается в повышении активности и инициативы рабочих в вопросах управления производством, в поиске новых методов совершенст вования хозяйственного механизма. В разговор о трудностях, стоя щих на пути создания бригад ново го типа, включились участники встречи. В частности, капитан-дирек тор И. Г. КЛИМЧУК рассказал: — Раньш е капитан был вправе награж дать или лиш ать моряка пре мии по итогам работы в рейсе. А теперь я — бригадир. Создали со вет бригады, половина его состава — рядовые м о р я к и .-К а к дошло де ло до снижения КТУ, ^командиры — «за», рядовые — «против». А объ ясняют это просто: «Мне с ним че тыре месяца жить и работать». Точку зрения по этому вопросу высказал и капитан-директор А. П. БАРАБАНОВ: — То. что было в морском Ус таве от П етра I до наших дней, ру шится. Капитан был и есть едино начальник на судне. По его распо ряжению всегда выполнялся комп лекс таких работ, какие определены Уставом службы на судах рыбной промышленности. И если раньше я говорил «Вперед!» и все шли, то теперь, прежде чем идти выполнять, они будут ждать указаний совета судна. Иными словами, внедрение более совершенной формы организации тру да на судах требует одновременно проведения большой политико-вос питательной работы среди рыбаков. Ведь судоэкипаж — не бригада, а цеховой коллектив, предприятие, во главе которого должен быть капитан- директор. Эта же мысль прозвучала в вы ступлении начальника «Севрыбхолод- флота» В. П. ЖУРАВЛЕВА: — Никакой капитан не хочет на зы вать себя бригадиром, а экипаж — бригадой. Мы внимательно изучили вопрос внедрения новой формы. На большинстве судов администрация, партийный, профсоюзный комитеты правильно понимают существо проб лемы , там созданы советы в служ бах, а руководит ими совет экипажа во главе с капнтаиом-директором. Но есть коллективы , где еще требу ется дальнейш ая работа. Следовательно, надо повысить требовательность к специалистам* уп равления в вопросах инженерного обеспечения, выполнения экипажем плана, особенно при подготовке суд на к рейсу. Что же касается со вета экипажа, то, думается, капитан не должен им руководить. Я бы, на пример, предложил возглавить его председателю , заместителю пред седателя профсоюзного комитета или ж е неформальному лидеру. Ко роче, любому члену экипажа, поль зующ емуся на судне авторитетом. А н аправлять работу совета на первых порах должен капитан. В целом бригадную форму надо внедрять. Ведь это — коллективное руководство. В совершенствовании коллектив ных форм, перевода экипажей на работу по-новому остались нерешен ными и другие вопросы. На судах велика сменяемость моряков, а для создания стабильных коллективов пока достаточных мер не применя ется. — Мне довелось внедрять бригад ную систему в 1982 году на БМ РТ «Свердловск», — поддержал разго вор капитан-директор В. В. ПОПКО. — Н ачали с подбора людей в совет экипажа. Поработали неплохо, но по приходе в порт половина команды сменилась. В следующем рейсе при шлось все создавать заново, и эко номические показатели оказались ниже предыдущих. Правда, мы при меняли только коэффициент трудо вого участия, а над остальными эл е ментами бригадной формы организа ции труда не работали. Слово берет исполняющий обязан ности генерального директора объ единения «Мурманрыбпром» Э. К. НАУМОВ: — В 1978 году в объединении ввели стандарты бездефектного тру да, одним из элементов которого был коэффициент качества. Поэтому н ад совершенствованием действую щей бригадной формы на судах у нас не работали. Ввели ее в отделе внутренних водоемов, в судоремонт ных коллективах. Не знаю, стоит ли внедрять ее на флоте, пока не будут отработаны элементы внутрисудового хозяйственного расчета. В свое врем я в траловом флоте перевели на хозрасчет крупнотон- ж ала И. А. Р о гач ев а,—у нас есть все элементы бригадной формы органи зации труда, кроме КТУ. И поэто му работа по совершенствованию коллективной формы организации труда отождествлялась с КТУ. То есть это выглядело примерно так: приказ о внедрении КТУ есть, зн а чит, бригадная форма организации труда более высокого порядка дол жна «заработать». Но практический опыт экипажей крупнотоннажных судов показал, что совершенствова ние бригадной формы организации труда требует перестройки хозяйст венного механизма на судах. А для этого необходимо решение комп лекса вопросов: инженерных, тех нических, технологических, органи зационных. управленческих, право вых, социальных. Р ечь идет прежде всего о совер шенствовании внутрисудового хозяй ственного расчета. Обязательно ли реш ать все эти вопросы или можно ограничиться КТУ? Да, обязательно. Потому что совершенствование бри гадной формы организации труда — не самоцель, а средство решения как экономической задачи (улучш е ние производства и качества работы на судах), так и социальной, где первостепенное значение имеют ук репление дисциплины н повышение ответственности каждого за свое де ло. Большое внимание выступавшие на встрече уделяли применению КТУ, давали оценку воздействия этого инструмента на коллектив. Так, бригадир объединения «Мур манская судоверфь» В. М. КУЗНЕ ЦОВ сказал: — Если КТУ разм ахивать, как дубинкой, ничего хорошего не полу чится. Не дело, когда он висит над нами как дамоклов меч. Я в своей бригаде редко кого наказываю , ча ще обсуждаем провинившегося на совете бригады. Ведь важно, чтобы человек осознавал свое место в кол лективе, а для этого необходимо сплотить его, тогда и труд будет творческим. После создания бригад нового типа на судоверфи ввели пер спективное планирование, бригады стали работать более стабильно. — КТУ — не дамоклов меч, — поддерж ал коллегу О. Р . ШВЫРКИН, — а помощь в работе. Вот, напри мер, ремонтировали мы Т Р «К арл Либкнехт». Один слесарь «схалту рил», и на судне потек клапан. Транспорт из-за этого простоял лиш ние сутки. Как же в этом случае мы могли бы обойтись без КТУ? Участники встречи высказали не мало ценных предложений, интерес ных мы слей. К ак в любом новом деле, были моменты и спорные. Завершая встречу, Тимур Никола евич ЩЕРБАЕВ сказал: — Мы обменялись мнениями и выяснили, что применение бригад ной формы организации и стимули рования труда требует творческого подхода. Много говорили о КТУ, той частице, которая и спользуется в бригадах и на судах, способствуя повышению производительности тру да и сплоченности коллектива. При чем там, где с полной ответственно стью сумели организовать дело, оно принесло пользу и коллективу, и предприятию . Все мы убедились в том, что р аз витие бригадной формы труда на стоятельно требует дальнейш его со вершенствования хозяйственного ме ханизм а и, в частности, хозрасчета. Мы строим коммунистическое об щество, и в современных условиях активное участие трудящ ихся в уп равлении производством явл яется одним из основополагающих момен тов. Надо лишь творчески искать те формы , при которых каждый бы чувствовал себя хозяином, ответст венным за все. И особое внимание следует обратить на дальнейш ее развитие бригадной формы органи зации труда на судах. У нас в бассейне создано много бригад, а вопросы управления ими, проблемы совершенствования хозяй ственного механизма, планирования и хозрасчета отстают. Реш ение этих вопросов зависит не только от вы ш естоящих организаций, например Министерства рыбного хозяйства СССР, но и от коллективов самих предприятий. Только надо инициа тивней и энергичней реш ать их, не ожидая указаний «сверху». Некрто- рые из них, например разработка системы материального поощрения за экономию основных видов мате риальны х ресурсов, могут бы ть со зданы уж е сегодня. Еще р аз хочу подчеркнуть, что в решении этой проблемы многое зависит от инициативы руководите лей предприятий, экономистов и ка ждого труженика нашего бассейна. • * • ОТ РЕДАКЦИИ. Проблема внед рения и повышения эффективности бригадной формы организации и стимулирования труда — сложный и многогранный процесс. И это еще раз показала встреча в горкоме партии. Действительно, как часто за «спе цификой производства» специалисты пытаются скрыть нежелание искать пути решения вопросов, требующих творческого подхода! В одних слу чаях создают бригады, но не меня ют систему оплаты и распределения заработка. В других — переходят на единый наряд, применяют КТУ, но не меняют систему планирования и отчетности. В третьих — вводят то и другое, но считают излишним создание советов бригад и бригади ров. Особенно большие сложности воз никли на флотах. Главной причиной тому послужил формальный подход к этому делу. И, естественно, когда вся работа была сведена лишь к применению КТУ, такой «облегчен ный» вариант бригадной формы не встретил одобрения среди моряков, система не «заработала». Найти ключ к решению этой задачи, имеющей огромное значение для экономики Северного бассейна, необходимо. Редакция приглашает всех моряков принять участие в об суждении проблемы. 1 февраля 1985 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz