Рыбный Мурман. 1985 г. Февраль.

ЧЕЛОВЕК И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА • МОРЕ. Т раулер мирно спал в тихой бухте. Генна­ дий Щукин, третий механик, собирался на вахту. З а не­ долгий срок первого в своей жизни самостоятельного рей­ са Геннадий успел полю­ бить эти неспешные пред- вахтенные минуты. В машине Щукин осмот­ рел все механизмы, прове­ рил подачу масла, топлива, заполнил вахтенный ж ур­ нал — все точно по инст­ рукции! — и отпустил вто­ рого механика, соседа по каюте А. Мельничука. В 5 .3 0 с мостика преду­ предили: усиливается ветер, машину держ ать в постоян­ ной готовности. Потом ско­ мандовали: «Малый ход!» Щукин запустил главный двигатель. И вдруг судно потряс сильнейший удар. Еще один, ещ е... Геннадий больно ударился обо что-то плечом, коленом. Вскочил: «Что такое? Подводная гря­ да, может? Сойдем!» Снова команда: «Задний ход!» Выполнил. Судно — ни с места. И страшные, зловещие удары , удары , удары . Не зная толком, что произошло, и лишь по содро­ гавшемуся телу траулера чувствуя, что стряслась бе­ да, Геннадий запустил осу­ шительный насос (в любую минуту он мог понадобить­ ся) и снова встал на реверс — отрабатывать хода. Пе­ редний — задний... Вбежал Мелышчук: «Как ты?» Те­ перь в машине их было двое. И вторым был не кто- нибудь, а М елышчук, опыт­ ный механик, а что еще важнее — друг и наставник. Спустился заспанный электромеханик А. Русяев и зан ял свое место у главно­ го распредщита. А наверху, в салоне, оша­ рашенно переглядывались полуодетые, сонные моряки. Кого-то сбросил с койки ог­ лушительный удар, кто-то нервно переживал в себе неожиданный сигнал трево­ ги и невероятные слова ка­ питана: «Приготовиться к оставлению судна». В машине было не до пе­ реживаний. Старший механик Б. Щ ер­ бина, спустившись, увидел, что люди спокойно и без суеты занимаются своим делом. Волна, три-четыре удара. Снова волна... И вдруг к шуму работающих машин прибавился какой-то новый, хлюпающий звук. Что? Где? И тут же рядом с тонне­ лем гребного вала вспенил­ ся пышный буру и воды. Вот оно, самое страшное, пробо­ ина... Бурун рос, на глазах превращ аясь в фонтан. И почти сразу почувство­ вался сильный креп. Пуль­ ты, рычаги, переборки — все резко пошло вправо. — Топливо! — выдохнул Щукин. — Надо его перека­ чать. Выправить крен. Все они, машинная коман­ да, к тому! времени поняли, что сняться с камней им не удастся. Поняли, но продол­ жали отрабатывать хода, на­ деясь па невозможное. Приготовили пластырь. С палубы, мгновенно покрыв­ шейся слоем воды, сняли плиты. И рухнула последняя надежда спасти машину: са­ мой пробоины за хитроспле­ тением трубопроводов не было видно, но вода хлеста­ ла быстрее, чем ее успевали откачивать. Судно продолжало неми­ лосердно трясти. Откуда ни возьмись, возник и поплыл, усиливаясь, резкий запах топлива. Неужели пробило танк? «Не курить, взорвем ­ ся!» — крикнул Щукин. Вода прибывала. По коле­ но, выше, ещ е выше. Оста­ новили главный двигатель, но пусковые воздушные бал­ лоны перекрывать не стали. Ведь не вечность же они бу­ дут тут торчать! С минуты на минуту подойдет спаса­ тель и сдернет их с этих проклятых камней. И тогда, конечно же, придется запус­ кать главный, а как без воз­ духа? Вода наступала. Отклю­ чили один вспомогательный двигатель, второй. Остался — единственный. А вода уж е пыталась лизнуть глав­ ный распредщит. Отключили и его. Судно погрузилось в темноту. В отсеки и коридо­ ры начал вползать холод. Почти захлебы вался водой единственный работающий дизель. Щ елчок тумблера — и тишина... И лишь злове­ щ ее журчание воды... Все. ' Машина затоплена. Наверх! Яелышчук уж е собирался М; М при ураганном ветре, под дикими снежными зарядами, на плотики надежды было не­ много. И все ж е они были сейчас единственной надеж ­ дой на спасение. Хрупким и неверным, но все же мости­ мом, который должен был связать траулер с берегом. Матросы А. Ш арапов, М. Соломко, С. Заборщи- ков, моторист И. Погребной, боцман А. Морозов и мастер лова О. Заплаткин по коман­ де старпома вышли па верх­ нюю палубу. Ветер сбивал. Ноги скользили по обледене­ вшей палубе, брызги от волн моментально сковали льдом одежду. Падая и вставая, где ползком, где волоком, перетащили плотики на л е ­ вый борт. Старпом А. П ав­ лов все время был рядом. Помогал, подбадривал, на равных деля с моряками и Трудности и опасность. Раскрыли плотики. Закре- бы они по-прежнему были одни, им было бы несораз­ мерно тяж елее и все-таки... легче. Тяж елее от безысход­ ного одиночества. И легче от сознания, что в них са­ мих еще есть силы, что они могут еще рассчитывать на себя. Кричать хотелось. . Кри­ чать и ругаться. Но они не кричали. И зредка цедили что-то невнятное сквозь зу ­ бы. Теперь уж е не только капитан, каждый на судне понимал: не сдержи он се­ бя, может начаться самое страшное для них — пани­ ка. И тогда уж точно ко­ нец. БЕРЕГ, в 13.16 в штаб по спасению сообщили: на по­ мощь рыбакам пошел верто­ лет. Всем судам, спешившим н «Печорцу». был дан отбой. МОРЕ. «Готовьтесь к эвакуации, — ск азал капи­ тан, — к нам вылетел вер­ толет». волнах погибал их товарищ . Морякам не надо было объяснять, что в такой во­ де человек может выдер­ ж ать лишь десять минут. Снова резко пошел вниз ковш вертолета. Не к судну, а к воде, туда, где, то про­ падая, то выныривая, кувыр­ кался в волнах Шляхтенко. Ковш почти коснулся воды, и в тот ж е миг старший матрос В. Москалюк выдер­ нул из волн закоченевшее тело. Вертолет, стрекоча, уно­ сил к берегу спасенного штурмана. На палубе «Пе­ чорца» стало тихо. Они снова ждали верто­ лет, и вертолет вернулся. Три раза опускался на полу­ бак ковш, и еще шесть че­ ловек из экипажа уплыли в тепло, в жизнь. Быстро темнело. Послед­ ний р аз ковш опускался поч­ ти вслепую. В одну « з в е р я ь п н оч ей н а с т \п н в ш е г * г о д а с л у ч и л а с ь б е д а. С Р Т -м М И -0 0 2 4 « П е ч о р е ц » М у р м а н ск о г о р ы б а ш о л х о з с о ю з а н е о ж и д ан н ы м Щ К М Л ы ш м в е тр о м с о р ван о с я к о р я ■ бросило н а к а м е н и с т у ю о т м е л ь . О * * ■ > М * р а з в и в а л и с ь со б ы ти я д а л ь ­ ш е , в а ш с его д н я ш н и й р а с с к а з . ПРЕОДОЛЕНИЕ задраить дверь, как в мрач­ ную, булькающую темноту ринулся Щукин: — Погоди! Баллоны! Он вплавь добрался до пу­ сковых воздушных балло­ нов и перекрыл их. — Сейчас вдруг снимут нас, и запустим сразу глав­ ный, — объяснил он, выти­ рая лицо, Мельничуку. Мягко чмокнула дверь. Машинного отделения для экипажа «Печорца» больше не существовало. БЕРЕГ. В 6.10 утра служба наблюдения за флотом приня­ ла сообщение об аварии на «Печорце». В 6.25 были под­ няты по тревоге все аварий­ но-спасательные службы и су­ да, находящиеся в районе ава­ рии. Установлена связь со .спасателями Краснознаменного Северного флота и авиатора­ ми. В 6.45 руководство опера­ цией по спасению взял на се­ бя специально созданный штаб. В 6.50 снялся с якоря и пошел на помощь к рыбакам специализированный спаса­ тельный буксир «Минула». В 7.15 «Минула» сообщил, что установлена связь по УКВ с аварийным траулером. Экипаж 24-го готовит спасательные плоты для эвакуации людей. В 7.25 штаб по спасению «Пе­ чорца» связался с постами по­ бережья и попросил выслать н бухте вездеход с врачом и всем необходимым для помо­ щи. МОРЕ. Р у л евая рубка была единственным местом на судне, которое не захле­ стывала вода. Траулер, бес­ помощная скорлупка среди бушующей сти хии ,' стоял, от­ кровенно накренившись. Волны, жадные, сильные, властвовали на его палубе. Капитан А. Куликовский смотрел па людей, сгрудив­ шихся в рубке. Еще вчера он не мог нарадоваться на свой экипаж . Дружный, ум е­ лый, слаженный. А сейчас... З а 25 лет морской практики, за 19 лет капитанских вахт, в такой ситуации Куликов­ ский оказался впервые. Од­ на мысль, одни горячий, бу­ доражащий вопрос не давал покоя Люди. Их надо спасти. Как можно быстрее. Что мог сделать сейчас он, капи­ тан? Только одно: держ ать постоянную связь с землей. И еще: всем своим видом, словами, жестами показывать экипажу, что причин для па­ ники нет, помощь близка. Скоро должен подойти спасатель. А вдруг не успе­ ет? Такой шторм. И такой крен... Любой порыв ветра может оказаться последним. — Давай, старпом, спус­ кай плоты. Попытаемся эва­ куироваться. В непроглядной темноте, пили. Через несколько ми­ нут ветер, рванув сбоку, сор­ вал первый плот. Волна иг­ раючи перебросила его че­ р ез камни на берег. В это ж е время сорвало и понесло по камням два оставшихся плота. Вся команда стояла у борта и смотрела, как яро­ стная вода на части рвет на камнях средства спасения. Р вет их единственную наде- жду. Засерел рассвет, зыбкий, непрочный. В очередной раз вспорола мглу над тр ау л е­ ром красная ракета «SOS». И почти одновременно с этим кричащим всполохом осветился огнями близкий берег — подошли на по­ мощь люди. Да, берег был рядом — метров триста. Но берег был недостижим. А варийная партия во гла­ ве со вторым штурманом Б . Гуком то и дело спуска­ лась вниз. Проверяли: нет ли новых пробоин, собирали по каютам теплые вещи, но­ сили с камбуза еду. — Н а в е р х у , всем вместе, бы­ ло легче. Друг в друге чер­ пали они мужество и силы в эти тяж елы е часы. Очередной волной смыло за борт невод. Н овая беда! Он и сухой-то весит 25 тонн. Хорошая волна — и невод опрокинет траулер. Ах, невод, новый невод... Выхода нет. «Отдать креп­ ления», — скомандовал к а­ питан. БЕРЕГ. В 8.40 «Минула» со­ общил, что не может подойти к траулеру из-за сильного шторма и мелководья. Штаб по спасению «Печорца» запро­ сил помощи у военных летчи­ ков. Сигнал был принят, но вертолет тоже не мог прийти на помощь — ветер. В район аварии были направлены все находившиеся рядом суда. МОРЕ. «Спасатель!» — крикнул кто-то. И 2 6 чело­ век, как один, повернулись к морю, обжигая взглядами то место, где среди тяж е­ лых. серых волн ярким по­ плавком маячила оранж евая рубка «Мнкулы». Спасатель встал недалеко. В такой шторм он просто не мог по­ дойти ближе. С другой стороны, по близкому берегу ходили лю­ ди. Они тоже не могли по­ мочь. По крайней мере, сей­ час. Сколько же моряки смогут продерж аться еще? — Что они там думают? — крикнул кто-то. Н авер­ ное, если бы помощь была не так зримо близка, если Вертолет, которым коман­ довал ас, майор В. Занегин, со второго захода завис над кормой. Старший матрос Се­ верного флота В. Москалюк в специальном подъемном устройстве-ковше спустился на корму и забрал судовые документы. Новый виток, и пустой ковш опустился на нос. Сразу в эту непрочную гондолу могли сесть два че­ ловека. Первыми направили самого молодого матроса — Г. Климова и сопровожда­ ющего документы третьего штурмана Л. Шляхтенко. Страховать людей на посад­ ке пошли рыбмастср А. Ж ер ­ нов и матрос А. Шарапов. Едва Климов успел сесть в ковш, рванул ветер, и гондола уш ла в сторону. Видно, и там, наверху, не­ легко было удерживать на ветру винтокрылую нтицу: ковш пошел вверх. Новый заход. В корзине — Шлях- тепко. Подъем! Снова ветер рванул ковш и... зацепил за носовую мачту. С вертолета маневром попробовали от­ цепить корзину — неудача. Трос ковша петлей захлест­ нул мачту, натянулся... Если немедленно не. отце­ пить трос, он оборвется, и корзина со штурманом... Александр Ш арапов бро­ сился к мачте. Совсем недавно, по р е­ монтным делам , он лазал на нее. Трудно лазал. Но тогда не было ветра, не бы­ ло на мачте льда... До площадки навигацион­ ных огней, за которую зац е­ пился трос, метров шесть... С полубака Ш арапов глянул вниз, н<* палубу, где приле­ пилась корзина со ш турма­ ном. Вот его с головой на­ крыла волна. Вот волна схлынула. Вперед! Мачта сильно накренилась вместе с судном, внизу, под Ш араповым, открылась тем­ ная, кипящ ая бездна. Ветер пы тался сбросить смельчака с высоты, отры ­ вал руки и ноги от невер­ ной, скользкой опоры, коло­ тил тело об мачту. Но он лез. Трос свободен! Ковш по­ ш ел вверх, поравнялся с Ш араповым. Ш турм ана в нем не было. Где? Скользя с обжигающей мачты , А лек­ сандр увидел в волнах спа­ сательный круг и понял: не успел. Ш турм ана смыло. Теперь весь экипаж , за ­ быв о вертолете, об урага­ не, о спасении, смотрел в воду, туда, где в ледяных Снова рыбаки остались одни. БЕРЕГ. В 15.20 штаб получил сообщение с борта «Микулы»: «Готовится катер для снятия с «Печорца» оставшихся моря­ ков». В 17.20' катер пошел К борту аварийного судна. МОРЕ. Н еужели стихает ветер? Д аж е не верится... — Готовьтесь, ребята! Идет катер с «Микулы». Да. в сравнении с тем, что было час назад, ветер стих. Но только в сравне­ нии. О ставляя завоеванные позиции, ураган все еще сильно бросал волны на ска­ лы , не давая катеру при­ близиться к борту «П ечор­ ца». Лишь с третьего захо­ да спасатели пришвартова­ лись к борту 24-го. Конечно, в эти последние минуты беды каждому из экипажа хотелось первым пырнуть в спасительное чрево катера. Но и сейчас, на исходе двенадцатого часа с момента аварии, никто не лез вперед. П ережив за эти невероятно длинные двенад­ цать часов больше, чем за всю предыдущую жизнь, они лучш е, чем когда бы то ни было, понимали необхо­ димость строгой дисципли­ ны. К атер встал под задран ­ ным левым бортом. Попасть в него можно было, лишь прыгнув с высокого обледе­ нелого кранца. Матрос Ш а­ рапов и здесь страховал прыгающих. «Один, два, пять. Все?» — Д авай, давай, — крик­ нули с катера. — Всех возь­ мем! Сразу! На «Микуле» спасенных встречал весь экипаж. Ме­ дицинский осмотр, а потом — горячий-горячий, обжи­ гающий чай. Тепло кают. Ж изнь... БЕРЕГ. Таня Шарапова на- брала знакомый номер диспет­ черской: «Скажите, 24-й когда придет?» Тане очень хотелось увидеть мужа. «А он не при­ дет, — ответила трубка, — затонул 24-й». Таня бросилась в диспетчер­ скую. «Успокойтесь, — сказали ей, — весь экипаж жив». А она уже не верила. Сил не бы­ ло поверить. ...Александр услышал, как кто-то тычется ключом в сква­ жину и не может попасть. Та­ ня? Он открыл дверь. Таня смотрела на него. Сквозь свет- лые-светлые слезы. «Ты? Здрав­ ствуй, родной...» Н . Н Е Ч А Е В А . МУРМАН 8 февраля 1985 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz