Рыбный Мурман. 1985 г. Февраль.
ЧЕЛОВЕК И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА • МОРЕ. Т раулер мирно спал в тихой бухте. Генна дий Щукин, третий механик, собирался на вахту. З а не долгий срок первого в своей жизни самостоятельного рей са Геннадий успел полю бить эти неспешные пред- вахтенные минуты. В машине Щукин осмот рел все механизмы, прове рил подачу масла, топлива, заполнил вахтенный ж ур нал — все точно по инст рукции! — и отпустил вто рого механика, соседа по каюте А. Мельничука. В 5 .3 0 с мостика преду предили: усиливается ветер, машину держ ать в постоян ной готовности. Потом ско мандовали: «Малый ход!» Щукин запустил главный двигатель. И вдруг судно потряс сильнейший удар. Еще один, ещ е... Геннадий больно ударился обо что-то плечом, коленом. Вскочил: «Что такое? Подводная гря да, может? Сойдем!» Снова команда: «Задний ход!» Выполнил. Судно — ни с места. И страшные, зловещие удары , удары , удары . Не зная толком, что произошло, и лишь по содро гавшемуся телу траулера чувствуя, что стряслась бе да, Геннадий запустил осу шительный насос (в любую минуту он мог понадобить ся) и снова встал на реверс — отрабатывать хода. Пе редний — задний... Вбежал Мелышчук: «Как ты?» Те перь в машине их было двое. И вторым был не кто- нибудь, а М елышчук, опыт ный механик, а что еще важнее — друг и наставник. Спустился заспанный электромеханик А. Русяев и зан ял свое место у главно го распредщита. А наверху, в салоне, оша рашенно переглядывались полуодетые, сонные моряки. Кого-то сбросил с койки ог лушительный удар, кто-то нервно переживал в себе неожиданный сигнал трево ги и невероятные слова ка питана: «Приготовиться к оставлению судна». В машине было не до пе реживаний. Старший механик Б. Щ ер бина, спустившись, увидел, что люди спокойно и без суеты занимаются своим делом. Волна, три-четыре удара. Снова волна... И вдруг к шуму работающих машин прибавился какой-то новый, хлюпающий звук. Что? Где? И тут же рядом с тонне лем гребного вала вспенил ся пышный буру и воды. Вот оно, самое страшное, пробо ина... Бурун рос, на глазах превращ аясь в фонтан. И почти сразу почувство вался сильный креп. Пуль ты, рычаги, переборки — все резко пошло вправо. — Топливо! — выдохнул Щукин. — Надо его перека чать. Выправить крен. Все они, машинная коман да, к тому! времени поняли, что сняться с камней им не удастся. Поняли, но продол жали отрабатывать хода, на деясь па невозможное. Приготовили пластырь. С палубы, мгновенно покрыв шейся слоем воды, сняли плиты. И рухнула последняя надежда спасти машину: са мой пробоины за хитроспле тением трубопроводов не было видно, но вода хлеста ла быстрее, чем ее успевали откачивать. Судно продолжало неми лосердно трясти. Откуда ни возьмись, возник и поплыл, усиливаясь, резкий запах топлива. Неужели пробило танк? «Не курить, взорвем ся!» — крикнул Щукин. Вода прибывала. По коле но, выше, ещ е выше. Оста новили главный двигатель, но пусковые воздушные бал лоны перекрывать не стали. Ведь не вечность же они бу дут тут торчать! С минуты на минуту подойдет спаса тель и сдернет их с этих проклятых камней. И тогда, конечно же, придется запус кать главный, а как без воз духа? Вода наступала. Отклю чили один вспомогательный двигатель, второй. Остался — единственный. А вода уж е пыталась лизнуть глав ный распредщит. Отключили и его. Судно погрузилось в темноту. В отсеки и коридо ры начал вползать холод. Почти захлебы вался водой единственный работающий дизель. Щ елчок тумблера — и тишина... И лишь злове щ ее журчание воды... Все. ' Машина затоплена. Наверх! Яелышчук уж е собирался М; М при ураганном ветре, под дикими снежными зарядами, на плотики надежды было не много. И все ж е они были сейчас единственной надеж дой на спасение. Хрупким и неверным, но все же мости мом, который должен был связать траулер с берегом. Матросы А. Ш арапов, М. Соломко, С. Заборщи- ков, моторист И. Погребной, боцман А. Морозов и мастер лова О. Заплаткин по коман де старпома вышли па верх нюю палубу. Ветер сбивал. Ноги скользили по обледене вшей палубе, брызги от волн моментально сковали льдом одежду. Падая и вставая, где ползком, где волоком, перетащили плотики на л е вый борт. Старпом А. П ав лов все время был рядом. Помогал, подбадривал, на равных деля с моряками и Трудности и опасность. Раскрыли плотики. Закре- бы они по-прежнему были одни, им было бы несораз мерно тяж елее и все-таки... легче. Тяж елее от безысход ного одиночества. И легче от сознания, что в них са мих еще есть силы, что они могут еще рассчитывать на себя. Кричать хотелось. . Кри чать и ругаться. Но они не кричали. И зредка цедили что-то невнятное сквозь зу бы. Теперь уж е не только капитан, каждый на судне понимал: не сдержи он се бя, может начаться самое страшное для них — пани ка. И тогда уж точно ко нец. БЕРЕГ, в 13.16 в штаб по спасению сообщили: на по мощь рыбакам пошел верто лет. Всем судам, спешившим н «Печорцу». был дан отбой. МОРЕ. «Готовьтесь к эвакуации, — ск азал капи тан, — к нам вылетел вер толет». волнах погибал их товарищ . Морякам не надо было объяснять, что в такой во де человек может выдер ж ать лишь десять минут. Снова резко пошел вниз ковш вертолета. Не к судну, а к воде, туда, где, то про падая, то выныривая, кувыр кался в волнах Шляхтенко. Ковш почти коснулся воды, и в тот ж е миг старший матрос В. Москалюк выдер нул из волн закоченевшее тело. Вертолет, стрекоча, уно сил к берегу спасенного штурмана. На палубе «Пе чорца» стало тихо. Они снова ждали верто лет, и вертолет вернулся. Три раза опускался на полу бак ковш, и еще шесть че ловек из экипажа уплыли в тепло, в жизнь. Быстро темнело. Послед ний р аз ковш опускался поч ти вслепую. В одну « з в е р я ь п н оч ей н а с т \п н в ш е г * г о д а с л у ч и л а с ь б е д а. С Р Т -м М И -0 0 2 4 « П е ч о р е ц » М у р м а н ск о г о р ы б а ш о л х о з с о ю з а н е о ж и д ан н ы м Щ К М Л ы ш м в е тр о м с о р ван о с я к о р я ■ бросило н а к а м е н и с т у ю о т м е л ь . О * * ■ > М * р а з в и в а л и с ь со б ы ти я д а л ь ш е , в а ш с его д н я ш н и й р а с с к а з . ПРЕОДОЛЕНИЕ задраить дверь, как в мрач ную, булькающую темноту ринулся Щукин: — Погоди! Баллоны! Он вплавь добрался до пу сковых воздушных балло нов и перекрыл их. — Сейчас вдруг снимут нас, и запустим сразу глав ный, — объяснил он, выти рая лицо, Мельничуку. Мягко чмокнула дверь. Машинного отделения для экипажа «Печорца» больше не существовало. БЕРЕГ. В 6.10 утра служба наблюдения за флотом приня ла сообщение об аварии на «Печорце». В 6.25 были под няты по тревоге все аварий но-спасательные службы и су да, находящиеся в районе ава рии. Установлена связь со .спасателями Краснознаменного Северного флота и авиатора ми. В 6.45 руководство опера цией по спасению взял на се бя специально созданный штаб. В 6.50 снялся с якоря и пошел на помощь к рыбакам специализированный спаса тельный буксир «Минула». В 7.15 «Минула» сообщил, что установлена связь по УКВ с аварийным траулером. Экипаж 24-го готовит спасательные плоты для эвакуации людей. В 7.25 штаб по спасению «Пе чорца» связался с постами по бережья и попросил выслать н бухте вездеход с врачом и всем необходимым для помо щи. МОРЕ. Р у л евая рубка была единственным местом на судне, которое не захле стывала вода. Траулер, бес помощная скорлупка среди бушующей сти хии ,' стоял, от кровенно накренившись. Волны, жадные, сильные, властвовали на его палубе. Капитан А. Куликовский смотрел па людей, сгрудив шихся в рубке. Еще вчера он не мог нарадоваться на свой экипаж . Дружный, ум е лый, слаженный. А сейчас... З а 25 лет морской практики, за 19 лет капитанских вахт, в такой ситуации Куликов ский оказался впервые. Од на мысль, одни горячий, бу доражащий вопрос не давал покоя Люди. Их надо спасти. Как можно быстрее. Что мог сделать сейчас он, капи тан? Только одно: держ ать постоянную связь с землей. И еще: всем своим видом, словами, жестами показывать экипажу, что причин для па ники нет, помощь близка. Скоро должен подойти спасатель. А вдруг не успе ет? Такой шторм. И такой крен... Любой порыв ветра может оказаться последним. — Давай, старпом, спус кай плоты. Попытаемся эва куироваться. В непроглядной темноте, пили. Через несколько ми нут ветер, рванув сбоку, сор вал первый плот. Волна иг раючи перебросила его че р ез камни на берег. В это ж е время сорвало и понесло по камням два оставшихся плота. Вся команда стояла у борта и смотрела, как яро стная вода на части рвет на камнях средства спасения. Р вет их единственную наде- жду. Засерел рассвет, зыбкий, непрочный. В очередной раз вспорола мглу над тр ау л е ром красная ракета «SOS». И почти одновременно с этим кричащим всполохом осветился огнями близкий берег — подошли на по мощь люди. Да, берег был рядом — метров триста. Но берег был недостижим. А варийная партия во гла ве со вторым штурманом Б . Гуком то и дело спуска лась вниз. Проверяли: нет ли новых пробоин, собирали по каютам теплые вещи, но сили с камбуза еду. — Н а в е р х у , всем вместе, бы ло легче. Друг в друге чер пали они мужество и силы в эти тяж елы е часы. Очередной волной смыло за борт невод. Н овая беда! Он и сухой-то весит 25 тонн. Хорошая волна — и невод опрокинет траулер. Ах, невод, новый невод... Выхода нет. «Отдать креп ления», — скомандовал к а питан. БЕРЕГ. В 8.40 «Минула» со общил, что не может подойти к траулеру из-за сильного шторма и мелководья. Штаб по спасению «Печорца» запро сил помощи у военных летчи ков. Сигнал был принят, но вертолет тоже не мог прийти на помощь — ветер. В район аварии были направлены все находившиеся рядом суда. МОРЕ. «Спасатель!» — крикнул кто-то. И 2 6 чело век, как один, повернулись к морю, обжигая взглядами то место, где среди тяж е лых. серых волн ярким по плавком маячила оранж евая рубка «Мнкулы». Спасатель встал недалеко. В такой шторм он просто не мог по дойти ближе. С другой стороны, по близкому берегу ходили лю ди. Они тоже не могли по мочь. По крайней мере, сей час. Сколько же моряки смогут продерж аться еще? — Что они там думают? — крикнул кто-то. Н авер ное, если бы помощь была не так зримо близка, если Вертолет, которым коман довал ас, майор В. Занегин, со второго захода завис над кормой. Старший матрос Се верного флота В. Москалюк в специальном подъемном устройстве-ковше спустился на корму и забрал судовые документы. Новый виток, и пустой ковш опустился на нос. Сразу в эту непрочную гондолу могли сесть два че ловека. Первыми направили самого молодого матроса — Г. Климова и сопровожда ющего документы третьего штурмана Л. Шляхтенко. Страховать людей на посад ке пошли рыбмастср А. Ж ер нов и матрос А. Шарапов. Едва Климов успел сесть в ковш, рванул ветер, и гондола уш ла в сторону. Видно, и там, наверху, не легко было удерживать на ветру винтокрылую нтицу: ковш пошел вверх. Новый заход. В корзине — Шлях- тепко. Подъем! Снова ветер рванул ковш и... зацепил за носовую мачту. С вертолета маневром попробовали от цепить корзину — неудача. Трос ковша петлей захлест нул мачту, натянулся... Если немедленно не. отце пить трос, он оборвется, и корзина со штурманом... Александр Ш арапов бро сился к мачте. Совсем недавно, по р е монтным делам , он лазал на нее. Трудно лазал. Но тогда не было ветра, не бы ло на мачте льда... До площадки навигацион ных огней, за которую зац е пился трос, метров шесть... С полубака Ш арапов глянул вниз, н<* палубу, где приле пилась корзина со ш турма ном. Вот его с головой на крыла волна. Вот волна схлынула. Вперед! Мачта сильно накренилась вместе с судном, внизу, под Ш араповым, открылась тем ная, кипящ ая бездна. Ветер пы тался сбросить смельчака с высоты, отры вал руки и ноги от невер ной, скользкой опоры, коло тил тело об мачту. Но он лез. Трос свободен! Ковш по ш ел вверх, поравнялся с Ш араповым. Ш турм ана в нем не было. Где? Скользя с обжигающей мачты , А лек сандр увидел в волнах спа сательный круг и понял: не успел. Ш турм ана смыло. Теперь весь экипаж , за быв о вертолете, об урага не, о спасении, смотрел в воду, туда, где в ледяных Снова рыбаки остались одни. БЕРЕГ. В 15.20 штаб получил сообщение с борта «Микулы»: «Готовится катер для снятия с «Печорца» оставшихся моря ков». В 17.20' катер пошел К борту аварийного судна. МОРЕ. Н еужели стихает ветер? Д аж е не верится... — Готовьтесь, ребята! Идет катер с «Микулы». Да. в сравнении с тем, что было час назад, ветер стих. Но только в сравне нии. О ставляя завоеванные позиции, ураган все еще сильно бросал волны на ска лы , не давая катеру при близиться к борту «П ечор ца». Лишь с третьего захо да спасатели пришвартова лись к борту 24-го. Конечно, в эти последние минуты беды каждому из экипажа хотелось первым пырнуть в спасительное чрево катера. Но и сейчас, на исходе двенадцатого часа с момента аварии, никто не лез вперед. П ережив за эти невероятно длинные двенад цать часов больше, чем за всю предыдущую жизнь, они лучш е, чем когда бы то ни было, понимали необхо димость строгой дисципли ны. К атер встал под задран ным левым бортом. Попасть в него можно было, лишь прыгнув с высокого обледе нелого кранца. Матрос Ш а рапов и здесь страховал прыгающих. «Один, два, пять. Все?» — Д авай, давай, — крик нули с катера. — Всех возь мем! Сразу! На «Микуле» спасенных встречал весь экипаж. Ме дицинский осмотр, а потом — горячий-горячий, обжи гающий чай. Тепло кают. Ж изнь... БЕРЕГ. Таня Шарапова на- брала знакомый номер диспет черской: «Скажите, 24-й когда придет?» Тане очень хотелось увидеть мужа. «А он не при дет, — ответила трубка, — затонул 24-й». Таня бросилась в диспетчер скую. «Успокойтесь, — сказали ей, — весь экипаж жив». А она уже не верила. Сил не бы ло поверить. ...Александр услышал, как кто-то тычется ключом в сква жину и не может попасть. Та ня? Он открыл дверь. Таня смотрела на него. Сквозь свет- лые-светлые слезы. «Ты? Здрав ствуй, родной...» Н . Н Е Ч А Е В А . МУРМАН 8 февраля 1985 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz