Рыбный Мурман. 1985 г. Февраль.

• СТРАНИЦА'ПЛАКАТ • Широкое поле деятельности — ЭКОНОМИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУР• СОВ. Быть рачительным хозяином, бороться за достижение наибольшей эко* номии — вот первейшая задача... В наши дни именно экономия становится важнейшим источником обеспечения роста производства. Из речи товарища К. У. Черненко на заседании Политбюро ЦК КПСС 15 ноября 1984 года. В 1984 ГОДУ МОРЯКИ М УРМ АНС КО - ГО ТРАЛОВОГО ФЛОТА С Э КО НОМ И ­ ЛИ 6684 ТОННЫ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА И НА СЭ КОНОМЛЕННОМ В ПРОШ ЛОМ ГО Д У ДИЗЕЛЬНОМ ТОПЛИВЕ ФЛОТ МО Г РАБОТАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО 10 ,6 СУТОК, НА КОТЕЛЬНОМ ТОПЛИВЕ — 2810 Всеважно На передовых судах в полной ме­ ре вовлекают в дело и большинство очевидных резервов экономии топли­ ва. Самый большой из них — это обеспечение наименьшего сопротив­ ления орудий лова и верная тактика промысловой работы. Ведь при ны­ нешней оснащенности судов электро- радионавигационной и гидролокаци- онной аппаратурой процеживание во­ ды «на авось» выглядит архаично. Передовые экипажи сначала точно определяют местоположение скопле­ ния рыбы, а потом быстро осуществ­ ляю т облов этого косяка. Естествен­ но, такая тактика обеспечивает наи­ больший успех, снижаются затраты на холостые траления. Очевидные резервы — это также сбор и повторное использование всех утечек горюче-смазочных мате­ риалов, вторичное использование неф ­ тепродуктов (отходов сепарации, неф- теостатков из льяльных вод, отрабо­ танного масла), работа оборудования и механизмов в наиболее оптималь­ ных режимах и сочетаниях, сокра- 15,6 ТОНН МАЗУТА . Названы лучшими Труженики Мурманского ордена Октябрьской Революций тралового флота активно участвуют во Всесо­ юзном общественном смотре эфф ек­ тивности использования сырья, ма­ териалов и топливно - энергетических ресурсов (ТЭР). По итогам его в 1983 году лучшими были признаны эки­ пажи ВАТ «Маршал Еременко», ППР, «Навигатор», БМ РТ «Андрей Анд­ реев», «Вышгород», «Комета», ПСТ «Курганинск», РТ «Миллерово». З а 1984 год хороших результатов в экономии топлива и энергии доби­ лись коллективы ПСТ «Закаменск» (старший механик А. А. Архипов), БМ РТ «Заволжск» (С. А. Хухрин), «П авел Орлов» (А. М. Рыбалкин), «Прогресс» (В. С. Гаген), «Валдай» (В. П. Ищенко), ППР «Навигатор» (В. К. Кухнюк), ВАТ «Александр Торцев» (Д. М. Никишин), «Маршал Еременко» (А. Ф. Леонтьев). Например, на ППР «Навигатор» сбереженного топлива хватило бы для работы в течение 22 ,6 суток, ПСТ «Закаменск» и БМ РТ «Валдай» — по 17,8 суток каждому судну. Чем характерна работа этих кол­ лективов? Во-первых, там хорошо подобраны квалифицированные спе­ циалисты, которые борются за высо­ кое техническое состояние механиз­ мов и оборудования. Моряки машин­ ных команд этих судов тщательно регулируют и постоянно контролиру­ ют работу топливной аппаратуры , воздухоподводящих устройств и обе­ спечение оптимальных температур охлаждающей воды и температур­ ных режимов двигателей и котлов' Во-вторых, вместе со специалиста­ ми машинной команды в борьбе за экономию активно участвуют моряки других подразделений. Это позволяет использовать также и неочевидные резервы экономии топлива, например, парусность судна, попутные течения. Применять для отопления только ка­ лориферы с использованием 30 про­ центов подогретого воздуха помеще­ ний, подавать более подогретый воз­ дух к паровому котлу с верхней пло­ щадки, предварительно обезвоживать сырье в кожухе шнека дозатора ры ­ бомучной установки и т. п. СУТОК. щение до минимума холостой рабо­ ты, своевременная профилактика и очистка корпусов судов, винто-руле- вых комплексов, оборудования и ме­ ханизмов. l i f t ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТРУЖЕНИКОВ М УРМ АНС КО ГО ТРАЛОВОГО ФЛОТА ПО ЭКОНОМ И И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Опыт передовых-всем Важным направлением являются поиски путей наиболее полного ис­ пользования вторичных топливно-энер­ гетических ресурсов. Многие экипа­ жи достигли в этом серьезных успе­ хов. Есть чему поучиться у старших механиков ПСТ «Закаменск» А. А. Архипова, ВАТ «Генерал Радзиев- ский» И. А. Ботвенко. Сюда же мо­ жно добавить опыт их коллеги с ППР «Прокопьевск» П. Н. Ткачука, кото­ рый разработал и внедрил на судне оригинальную схему по утилизации тепла отработанного пара. Суть ее в следующем. Установле­ ны два дополнительных теплообмен­ ника в системах подогрева мытьевой воды и водяного отопления судна. Через них последовательно пропус­ кается отработанный пар с рыбомуч­ ной установки, рыбофабрики и подо­ гревателей сепараторов масла. Изю­ минка предложения в том, что тер­ морегуляторы , установленные в фирменных схемах, автоматически подключают штатные подогреватели при недостаточном количестве отра­ ботанного пара. Практически исклю ­ чается необходимость для моряков обслуживать эту систему. А как по­ казывает опыт, только те усовершен­ ствования работают на судах наибо­ лее эффективно, которые не требуют постоянного дополнительного внима­ ния и трудозатрат членов экипажа. На «Прокопьевске» успешно при­ меняется новшество, предложенное теплотехниками флота: подогрев топ­ ки (которая водой не охлаждается) путем обдувания ее воздухом из ко­ тельного помещения. Здесь достига­ ется двойной эффект: охлаждается наружная стенка топки котла, кото­ рая раньше бесполезно излучала теп­ ло в котельное помещение, уаддш ая условия труда обслуживающего пер­ сонала. До установки этого воздуш ­ ного короба были случаи не только нагрева наружной обшивки котла до 7 0—80 градусов, что небезопасно, но и случаи аварий топок из-за их пе­ регрева. Второй эфф ект — повыше­ ние коэффициента полезного дейст­ вия котла за счет ум ещш ени я по­ терь и использования тепла для по­ догрева воздуха, это улучш ает про­ цесс сгорания в топке. П. Н. Ткачук вместе с машинной командой многое сделал для успеш­ ного использования другой новинки, тоже предложенной теплотехниками флота, — гидродинамического ротор­ ного аппарата ГАРТ , который созда­ ет стойкую водотопливную эмульсию, используемую в паровом котле. Это значительно снижает нагарообразова- ние и тем самым улучш ает тепло­ обмен, обеспечивает более полное полезное использование топлива. Есть много усовершенствований, внедренных на отдельных судах и дающих значительную экономию топлива. Все их перечислить просто невозможно. Остановимся на неко­ торых. Особенно эффективны усовершен­ ствования, основанные на передовых достижениях научно-технического прогресса. Так, например, специали­ сты флота предложили использовать ультразвуковой аппарат УГИР-70М для снижения отложений в теплооб­ менных аппаратах. На БМ РТ «Павел Орлов» для проверки предложения на одном из аммиачных конденсато­ ров был установлен УГИР-70М , на другом — нет. Ремонтно-подменная команда сообщила, что конденсатор, где был установлен УГИР, практиче­ ски не потребовал очистки, зато вто­ рой пришлось чистить целую неделю. И такие результаты применения этих аппаратов получены на всех судах флота. Дело-в подходе к делу К сожалению, до сих пор сущест­ вует практика необязательности вне­ дрения усовершенствований и дости­ жений научно-технического прогресса. Яркий пример — ППР «П еремыш ль», «Прилуки». Прекратили на судах этого типа начатую работу по разде­ лению систем топливоподачи для главного и вспомогательных двигате­ лей. В результате ежедневно эти суда расходуют на 6 тонн дизельного топлива больше, чем следовало бы. Годовой ущерб флоту только по двум судам — 32 4 0 0 рублей. Заверш ая разговор об использова­ нии вторичных ресурсов, следует ска­ зать, что жизнь все настойчивее тре­ бует комплексного подхода к этому делу, хотя пока никто конкретно этим, к сожалению, не занимается. Поэто­ му в начале 1984 года по предложе­ нию отдела теплотехники флота был проведен опрос всех экипажей флота для выявления основных парамет­ ров использования вторичных ресур­ сов на каждом типе судна и меры их реального использования. Первая попытка обобщения опыта судов ти­ па «Алтай» (в частности БМ РТ «В алдай», «Котелышч», где старшие механики В. П. Ищенко и В. И. Или- ков) вылилась в рекомендации стар­ шим механикам. Что они предусматривают? Можно обеспечить подогрев воды для мытья до 65 градусов за счет тепла охлаж ­ дающей воды главных двигателей на всех режимах. Это достигается пу­ тем последовательного включения змеевиков утилизации тепла штат­ ного подогревателя по автоматиче­ ским регуляторам температуры. Рекомендации предусматривают также более полное использование тепла отработанного пара рыбомуч­ ной установки, парового отопления, охлаждающей воды конденсаторов, рациональную эксплуатацию конди­ ционеров, опреснителей, то есть комплексное использование вторич­ ных высокотемпературных источни­ ков тепла. Еще одно направление эфф ектив­ ного использования энергоресурсов — снижение затрат за счет замены дефицитного дизельного топлива ра­ циональными сортами. В последние годы инициатор этого движения — Мурманский траловый флот — свои позиции сдает. Так, в 1984 году задание ВРПО «Севрыба» по этому показателю выполнено только на 6 5 процентов. Примером государственного под­ хода к делу может служить исполь­ зование рациональных сортов топли­ ва в двигателях на ВАТ «Александр Торцев». Экипаж этого траулера дав­ но перекрыл годовое задание и зам е­ нил 32 2 6 тонн дизельного топлива мазутом , мазутным и газотурбинным топливом. Это позволило главному механику Д. М. Никишину обеспечить работу судна в течение 193,2 суток на рациональных сортах вместо ди­ зельного топлива. Хорошо в этом на­ правлении работали также моряки ВАТ «Г енерал Родимцев», «Адмирал Падорин», ППР «Сказочник Андер­ сен». Но не все еще экипажи научились рачительно вести хозяйство. Вот, например, три коллектива — БМ РТ «Дружба», «Спутник» и «Вышгород» — перерасходовали столько топлива, что на нем судно типа «Лесков» мог­ ло бы работать почти 19 суток! Особенно неумелое хозяйствование показал экипаж БМ РТ «Вышгород». Здесь в течение года были неисправ­ ными мерительные трубы, и прием топлива моряки вели «на глазок». Моряки рапортовали: за два рейса достигнута экономия 79,4 тонны ди­ зельного топлива и 2 4 ,8 тонны м а­ зута. Однако в последнем рейсе при­ вели в порядок оборудование, и тог­ да обнаружился перерасход 9 4 ,2 тон­ ны дизельного топлива. На этом ко­ личестве судно могло бы работать более 11 суток. Труженики орденоносного Мурман­ ского тралового флота приняли на за ­ вершающий год пятилетки обяза­ тельство отработать два дня на сэко­ номленных топливно - энергетиче­ ских ресурсах. Л. ПУРЛИЦИС, групповой инженер-механик управ­ ления Мурманского тралового флота. НА СНИМКАХ: один из лучших специалистов ПП Р «Прокопьевск», член судового комитета профсоюза, тре­ тий механик Владимир Алексеевич Кал. мыков; в центральном посту управле­ ния машинного отделения БАТ «Мар­ шал Еременко». Фото В. КОНОНОВА . 8 февраля 1985 г. пшмишип

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz