Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.
Морской дневник (часть первая) ЫДЕМ НА СЕВЕРО-ВОСТОК, к плав- * * базе «Полярная звезда». Где-то там, в вязкой темени полярной ночи, нависшей над водой, растворились ее огни. Море успокаивается после пронес шегося урагана, дышит ровнее, будто не вздымалось пенящимися гребнями, не проваливалось гигантскими желоба ми. Но налетают снежные заряды, и короткая полоска дневного света то нет в белесой мгле. У транспорта на мостике зоркие локаторы, однако вре мя от времени вдогонку невидимым радиоволнам он посылает и звуковые сигналы: поберегитесь, встречные суда, уступите дорогу. В 16.20 наш рефрижератор «Валентин ‘ Серов» выходит в эфир. Начальник про мыслового района, из архангельских капитанов, подтянутый, черноусый Иван Егорович Дегтярев представляет флаг манам флотов, капитанам «мойвенный штаб». Заместитель у него по безопас ности мореплавания Тишков. Нетороп ливый, никогда не повышающий голоса, он кажется не очень подходящим для этой должности, где, по моим пред ставлениям, нужны решительность и басовитый голос. Потом, когда я побы вал с Виктором Лаврентьевичем на многих судах, померил за ним палубы, позаглядывал в укромные боцманские, кладовки, послушал заковыристые ввод ные, понаблюдал, как робеют перед Тишковым старпомы и даже капитаны, мнение мое изменилось в другую сто рону. Вместе с нами идет еще один по несет стремительные и густые снежные тучи, дробит, рассыпает косяки мойвы. Однако из одних и тех же квадратов звучат голоса капитанов по-разному: и спокойно-уверенно, и радостно, и тре вожно. Почти чеканит каждое слово ка питан-директор ВАТ «Маршал Еремен ко» Николай Иванович Гуцкалов: — Позавчера подняли 924 центнера, вчера — 1040, сегодня — 1180. Подстраивается к нему по тону кол лега с БМРТ «Высоковск» Николай Ни колаевич Федоров: — Более чем по тысяче центнеров за сутки. С БМРТ «Большевик» звуки доносят ся глуше, будто из дальнего района промысла: — 200—300 центнеров... И совсем не громок капитан-дирек тор промыслово-производственного реф рижератора «Глетчер»: у него и того меньше... Члены штаба размышляют вслух. Ко нечно, осеннее ненастье будоражит во ду и рыбаков: ветер достигает уже двадцати метров в секунду (недолгим оказалось затишье), высота волны — пять—шесть метров. Зародившийся где-то циклон накрывает одним своим крылом и наш район. Суда-кошелько- висты уже тыкаются носом в волну, дрейфуют. Усложняются условия швар товки. Не закончив передачи снабже ния плавбазе «Севрыба», к которой причалили после «Полярной звезды», отходим от ее борта и мы — на кру- диограмму, в которой было всего не сколько слов, но для него многозначи тельных: «Зарплату ты получаешь у ме ня, а не у Дегтярева». Это следовало понимать так: если капитан подчинит ся решению начальника промрайона, а не руководителя своего флота, то в лучшем случае он останется без пре мии. А худшее трудно предсказать. И я понял, как немного неформальных прав у начальника промрайона и как сильны местнические барьеры даже здесь, на море, где все решительнее и проще, где многое избавлено от воло киты. Чтобы закрепить эти права, порой не так уж многое и требуется. Получил Дегтярев телеграмму от начальника от дела промрыболовстза «Севрыбы» Цу- калова, тот одобрял действия началь ника промрайона, а не руководителей флотов, и повеселел сам Дегтярев, и де ла пошли лучше. Но так бывает не ча сто. Вечером члены штаба подводят ито ги дня, пишут обзорные информации. Дегтярев усаживается, на койке в уз кой, около полутора метров шириной, каюте лазарета, раскладывает бумаги на коленях (даже крохотного столика нет), жмурит глаза — трудно раэгля-* деть что-либо при тусклом свете боль ничного фонаря. Штабу промрайона необходимо со здавать условия для работы, хотя бь) на уровне быта рядового матроса. Из- давались по этому поводу приказы, ОД* нако и сейчас все зависит от настрое ния старпома. ШТАБ ПРОМЫСЛА мощник начальника промрайона, эконо мист Афанасьев. Выпускник Ленинград ского • финансово-экономического ин ститута, он не собирался стать моря ком, как Дегтярев и Тишков, которые долго и упорно шли к своей цели. Но неожиданно — так нередко бывает в жизни — сменил тихий стол в кабине те на многомесячное колыхание на зыб ких волнах. Он еще молод, и его ча ще называют просто Володей, чем, со ответственно должности, Владимиром Андреевичем. Другие специалисты — по производ ству, технике эксплуатации, связи обо гнали нас еще в Кольском заливе на учебно - производственном судне «Ко миссар Полухин». Третья группа уже находится в районе промысла. Бывает, не сойдутся вместе члены штаба и за весь многомесячный рейс. «Полярная звезда» высвечивается из черноты неожиданно и ярко, будто на палубе зажгли все прожекторы. Но принять нас она не готова — работает с «кошельком», ветер усилился, и под ставлять свободный борт нашему тэ- эру капитан не решается. Ложимся в дрейф. Каждый занимается своим делом. Ивана Егоровича привлекает судовая роль, и вскоре он с удивлением обна руживает, что в день выхода из порта капитану нашего судна Владимиру Ива новичу Шагину исполнилось пятьдесят лет. Тридцать из них он провел в море, двадцать — в северных и южных широ тах, ■представляя наше славное управ ление «Севрыбхолодфлот». К сожа лению, ни в управлении, ни в его от- д 4 де кадров как-то не вспомнили о гИЙ&ятных датах капитана, никто не при шел на борт с поздравлениями и не прилетели на судно тире-точки, кото рые заставили бы учащенно биться сердце моряка. Мы стараемся сгла дить эту неловкость и крепко жмем ру ку Владимиру Ивановичу. Наконец, швартуемся. Передаем 155 тысяч банок для пресервов, пятнад цать тонн соли. Не пустует другой борт «Полярной звезды». Пристраиваются там «кошельки» «Повенец», «Ударник», высоко взлетающие на разгулявшейся волне. Вчера за сутки база приняла 260 тонн рыбы, выработала 248 тонн гото вой продукции. Однако с нами у нее не все ладится, в отведенное время не укладывается. У берега загромоздили ее трюмы как попало, и теперь прихо дится одни грузы поднимать на палу бу, ставить на их место другие, потом опускать те, сверху. В Баренцевом море качаются на вол нах десятки сотворенных и населенных "Людьми островков, мурманских, архан гельских, карельских и даже запрыбов- ских судов. Море выравнивает условия работы для всех: закручивает волну, то падающей волне стало неуютно двум громадинам. Но не только в погоде дело. Много неполноценных, торопливых, нерассчи- танных тралений. Не точны прогнозы поисковых судов. А БМРТ «Прионежье» так и не окунул еще в воду свои тра лы, хотя уже не первый день на про мысле: то один механизм выходит из строя, то с другим не ладится после ремонта на судоверфи. Вот так по мощь берега промыслу! Утром тревожный голос подает БМРТ «Торжок»: три дня в дрейфе, с полными трюмами, скорее разгружай те. Мне кажется, заботливые члены штаба сейчас же ринутся куда-то, начнут что-то предпринимать. Но они удиви тельно спокойно выслушивают гневную тираду капитана. Дегтярев листает свою толстую конторскую книгу. Заглядыва ет в колонки цифр Афанасьев. Чему-то улыбается Тишков. — Позавчера у вас на борту, по ва шим же сводкам, — говорит в микро фон Дегтярев, — было немногим боль ше 500 тонн рыбы. Далеко, как я пони маю, до полных трюмов. Вчера — око ло 600, тоже не под завязку. Сегодня нет еще и 700. Дрейфующие суда не водов не тянут, а у вас каждый день солидная прибавка в улове. Удочками промышляете, что ли? Без очереди занять место у борта транспорта хитрецам не удается. Но на другом судне, похоже, не поняли уро ка, и капитану напоминают его же с е о д - ки о расходе топлива: десять тонн в сутки — это работа с тралом, а не дрейф, при котором расходуется в де сять раз меньше. Других необоснован ных притязаний на скорейшую встречу с нами пока не слышно. А северо-западный ветер крепчает. Его порывистое, натужное дыхание слышится даже за плотно задраенными иллюминаторами. Мы идем наперерез ему, почти навстречу, норд-вест. З ДРАВСТВУЙТЕ, товарищи флагма ны, капитаны, все присутствующие на совете, — начинает утренний раз- гозор по радио Начальник промрайона. Советы идут часто. Встречаются в эфире мойвенники и кошельковисты, донники и плавбазы. Затем хозяйствен ный совет (тара, топливо) и вечером заключительный. Между советами на чальник промрайона и его помощники успевают переговорить по радиотеле фону с берегом, с руководителями служб в «Севрыбе», потому что порой оказываются не в силах связать дей ствия промысловых и транспортных су дов. Ведомственные интересы тверже глыб айсбергов, о них разбиваются вдребезги и тонут в пучине согласова ний многие благие намерения. На од ном из судов капитан показал мне ра- Ситуация на промысле все более на стораживает. Теперь уже не надуман ная, а реальная. С полными трюмами легли в дрейф тралфлотовские большие морозильные траулеры «Планета» и «Про гресс», мурманрыбпромовские «Быко во» и «Высоковск», «Кандалакша», «Тор жок» (набрал-таки полный груз, и те перь тревожный голос его звучит убе дительно), три судна архангелогород цев и два Беломорской базы гослова: Нет транспортов. Здесь, в нашем рай оне, только «Валентин Серов». Как уменьшить потери промыслового вре мени? Три-четыре судна, а то и пять надо отправлять в порт «по зеленой». Двое суток туда, столько же — назад, двое под разгрузкой в порту — по шесть на каждый траулер. Здесь же они боль ше пролежат в дрейфе, напрасно сжи гая топливо, а после этого их лишь слегка подразгрузят. А из порта воз вратятся с полностью освободившими ся емкостями, готовыми к длительной работе. Один-дза дня моряки побудут дома — тоже немаловажно! Конечно, у берега свои проблемы: не хватает вагонов, не завезли топли во. Но там с ними легче, там твердь под ногами, все виды транспорта и связи под руками. В море же — лишь колышущаяся ледяная шуга за иллюми натором. От судовладельцев поступают отка зы. Коротки и лаконичны начальствен ные радиограммы: «Подразгрузить и продолжать промысел», «Принять в порту не можем». У борта «Валентина Серова» поэтому несколько швартовок в день. Транспорт вынужден брать у промысловиков кро хи, чтобы никого не обидеть, всем дать возможность снова начать промы сел^ Первым пристает БМРТ-347 «Канда лакша». Судно вышло в рейс 28 сен тября. Капитан Владимир Федорович Сомов здесь новый человек, помощ ник по производству Владимир Серге евич Голуб — тоже. А всего 79 нович ков на 91 человека команды. Матросы, штурманы, рыбообработчики, механики знакомились друг с другом, ступив на палубу. Есть ли смысл так основательно обновлять команды? Слов нет, нелегко сохранить сработавшийся экипаж, но за ним будущее. На судах с постоян ной командой лучше работают маши ны и механизмы, менее обшарпаны каю ты. Что уж говорить об уловах и вы пуске продукции. Расторопен первый помощник капита на. На других судах крутят полуистер- тые ленты, а у него десятки новых. — Морской кинопрокат к вам, навер но, с особым уважением относится’ спрашиваю Бориса Антоновича Лузана. — Да нет, — улыбается он. — Просто надо покопаться в каталогах и знать, что выходит на экраны. Из трюмов «Кандалакши» моряки «Валентина Серова» подняли мороже ную рыбу за девять часов при плано вых двенадцати. Мне захотелось по смотреть, как это им удалось, и с пер вым помощником капитана Михаилом Михайловичем Кравченко мы отправи лись на подвахту. Судовым докерам в трюме помогает несложное, но надеж ное приспособление. Короткие разбор ные рельсы, на них тележка. Строп на тележке катят в нужный угол. Свои обычные 15 тонн за вахту здесь моряк перемещает не на 10— 15 метров, а на метр — полтора. Практически остается снять коробки и положить на новое ме сто. И работают ребята, конечно, сно ровисто. Владимир Калашник, Николай Попов, Александр Морозов, Василий Камашев, Сергей Кирпичев, Евгений Ханжин. Пять двухпудовых коробок, приноровившись, я успевал снять с те лежки, шестая так и не досталась ни разу — когда я шел к тележке, она уже оказывалась пустой. Не всегда увидишь на берегу такую дружную ра боту. А стропы следовали с очень ко роткими интервалами. С каждым промысловым судном эки паж «Валентина Серова» заключает до говор на соревнование. Подводятся итоги, о них сообщается по судовой трансляции. И за сутки транспорт при нимает около 800 тонн рыбы — на оба борта, на две точки. Экипаж проявля ет подлинное понимание нужд промыс ловиков. Mnortie доброе здесь идет от пер вого помощника. Всю жизнь он в мо ре, удивляется, как это можно ездить на работу автобусом. Морскую азбуку осваивал на маленьком РТ. Не испу гался, не сбежал после первого рейса. Матрос, боцман — с познанием моря приходило признание. И уже совсем не случайно выбрал Высшее инженерное морское училище, а после многих лет судоводительской работы — курсы пер вых помощников капитана. То к одному, то к другому борту «Валентина Серова» пристраиваются большие морозильные траулеры «Пла нета», «Быково», «Бизон». Разгрузоч ный конвейер действует четко, днем и ночью. Несколько судов с помощью руководителей «Севрыбы» все же уда ется отправить в порт «по зеленой», к сожалению, уже после долгого дреи- cjja. Очередь быстро сокращается. И вот на горизонте уже вырисовывается элегантной громадой корпуса и над строек транспортный рефрижератор «Тамбов». Промысловые суда пристра иваются к нему... С. ДАЩИНСМИ. Баренцево море. Октябрь — ноябрь. 6 декабря 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz