Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.

Безопасность мореплавания -------- ------------------ Актуальное интервью БУДУЩЕЕ МОРЕПЛАВАНИЯ Как уже сообщалось, в Мурманске проходила отраслевая научно-техническая конференция по вопросам приближения уровня подготовки судоводительского состава к современным требованиям. Наш корреспондент рбратился н начальнику отдела морепла­ вания, связи и электрорадионавигации ЗРПО «Севрыба» Г. А. Сторожеву с просьбой прокомментировать отдельные моменты конференции. — Геннадий Анисимович, по­ жалуйста, несколько слов об участниках конференции и ее задачах. — В Мурманск приехали представители Министерства рыбного хозяйства СССР, а также всех бассейнов страны, учебных заведений отрасли. Их цель: выработать единое мнение о системе подготовки судоводителей в высших и средних училищах, пересмот­ реть существующую учебную программу и наметить пути ее совершенствования. Конферен­ ция вылилась в обсуждение широчайшего круга вопросов, явилась своеобразным обме­ ном опытом ее участников. — А почему решили прове­ сти это мероприятие в Мурман­ ске? — Считается, что в нашем бассейне наиболее современ­ ная база подготовки морских специалистов: хороший трена­ жерный центр, прекрасно обо­ рудованные лаборатории, боль­ шинство судов оснащено при­ борами спутниковой навига­ ции, гидроакустической техни­ кой. — Как вы оцениваете значе­ ние этой конференции для обеспечения безопасности мо­ реплавания? — Как в высшей степени по­ лезное мероприятие. Ведь чем грамотней специалист, чем вы­ ше уровень его подготовки, тем отдаленней возможность возникновения аварийной си­ туации. Кроме чисто профес­ сиональных качеств, при хоро­ шей подготовке у молодого специалиста воспитываются, как правило, и организатор­ ские способности, и умение находить контакт с людьми. Вряд ли надо говорить о том, как все это важно в условиях моря. Так что, надеемся, новая программа учебного процесса в морских училищах даст ре­ зультаты, которые трудно пе­ реоценить. , . i-Vv*, ДРУЖНО - НЕ ГРУЗНО. £4; Фото И. ЯЩЕРИЦЫКА. -Становление Не подчинённые-коллеги Каждый год на флот при­ ходят молодые специалисты — судоводители. Как подго­ товить новичка к самостоя­ тельной работе? Однозначно ответить на этот вопрос не­ возможно, поскольку моло­ дые штурманы, имея хоро­ шую теоретическую подготов­ ку, далеко не всегда умеют использовать ее на практи­ ке. Тут нужна тщательно продуманная система мораль­ ной и специальной подготов­ ки. Как и большинство капи­ танов, я стараюсь с первых дней работы молодого судо­ водителя научить его само­ стоятельности: стою не «за спиной» штурмана, а в сто­ ронке, наблюдая за его дей­ ствиями. Постепенно человек привыкает к ответственности, приобретаются навыки и опыт. Так, стали высококлас­ сными специалистами Н. Д. Рагозин, Д. Н. Настакалов, В. И. Халанский, В. Д. Гет­ манов и другие бывшие мои помощники. Всех тонкостей нашей ра- •боты не перечислить. Напри­ мер, очень важно заблаго­ временно готовиться к про­ мыслу. Я еще в рейсе со­ ставляю план: какие вопро­ сы, связанные с отходом, и в какой последовательности надо решить мне и моим по­ мощникам. Этот план печа­ таем в нескольких экземпля­ рах. И у каждого штурмана он есть. Причем стараемся учесть всевозможные ситуа­ ции, например, приезд жены к кому-нибудь из нас, с тем чтобы освободить его от ча­ сти работ. Зато в течение многих лет у нас не было задержек с отходом судна ни на минуту. И еще: когда все делается неспешно, п а / порядку, нет той нервозно­ сти, которая обычно сопут­ ствует подготовке судна ” к рейсу. Видимо, нет необхо­ димости объяснять, насколь­ ко важна для последующей работы на промысле такая спокойная предотходная ат­ мосфера. А всего и надо-то — видеть в судоводителях не подчиненных, а коллег! Не менее важно, чтобы су­ довые механизмы были в хо­ рошем техническом состоя­ нии. Наш траулер уже чет­ вертый год работает без ре­ монта, благодаря неусыпной заботе механиков В. Н. Бо­ рисова, A. JI. Бачука, А. В. Масленникова. Это дало воз­ можность нам стабильно вы­ полнять рейсовые задания. Хочу заметить: мы в про­ шлом году не сдавали про­ дукцию на плавбазу, а при­ возили ее в порт «по зеле­ ной». Это добавило экипажу более 800 тысяч рублей чи­ стой прибыли. Но для ТОГ&1 чтобы успеть за 48 «зеле­ ных» часов и сдать продук­ цию, и получить все необхо­ димое, и оформить докумен­ тацию, нужна крепкая коман­ да. И я могу с гордостью сказать: на траулере «Вой- ково» экипаж подобрался на славу. Он носит звание ком­ сомольско-молодежного , име­ ни 40-летия Победы. Еще в сентябре для нас закончи­ лась 11-я пятилетка. И тем­ пов не снижаем. С. ТЕРЕНТЬЕВ, капитан СРТ-м «Войково» Мурманского рыбакколхоз- Не повторять чужих ошибок I f АК КОНЬ на скаку, красив идущий на волнении трау­ лер. И, подобно стреноженно­ му скакуну, жалок и беспо­ мощен корабль, вдруг засто­ порившийся из-за намотки на винт. Причины намоток различны. Как правило, они сплавлены из субъективных и объектив­ ных факторов. Первые прояв­ ляются чаще, базируются они на профессиональных ошибках и упущениях моряков, таких, как пренебрежение наблюде­ нием, недостаточный контроль за младшими помощниками и т. д. Текучесть кадров, сме­ няемость экипажей, недостат­ ки конструкций судов, тайно и явно творящие свое черное де­ ло, — пример объективных составляющих причин намо­ ток. А засоренность океана отходами производства — блуждающий фактор, способ, ный переходить из одной ка­ тегории в другую. Анализ намоток выявил, что рекордное их количество слу­ чается на вахтах с четырех до восьми утра с ярко выражен­ ным всплеском с шести до семи часов. Объективно это объясняется темным време­ нем и промысловой активно­ стью судов - кошельковистов Кроме того, именно во вре­ мя третьего часа вахты начи­ нают проявляться признаки утомления, снижается острота восприятия, замедляется реак­ ция. Однако наиболее мощными детонаторами утренних намо­ ток оказываются служебные упущения моряков. ...Ранним июньским утром на БМРТ «М е з е н ь », ошвгрто- Стреноженные траулеры ванном к левому борту плав­ базы «Сергей Василисин», вы­ гружали рыбопродукцию. С другого борта базы непрерыв­ но обрабатывались суда-ко- шельновисты, для швартовки и отшвартовки которых на плав­ базе и на БМРТ периодически подрабатывали главными дви­ гателями. В рулевой рубке «М е ­ зен и » вахтенный матрос от­ сутствовал, а старпом куда-то надолго отлучился с мостика. Четвертый штурман, оставшись один, бы л вынужден одновре­ менно выполнять много обя­ занностей: управлял рулем, пе­ реговаривался по УКВ, пы тал­ ся наблюдать за обстановкой. При таких пробелах в судовой и штурманской служ бах созда­ вались все условия для ЧП. И оно произошло. Внезапно лоп н ул заведенный на корму БМРТ швартов. Увлеченный ра­ ботой штурман, естественно, этого не заметил. Только пос­ ле сообщения с плавбазы мо­ ряки на «М езен и » пытались выбрать оборванный швартов, но тот уж е намотался на вра­ щавшийся винт. Иепочетное второе и третье места по числу намоток де­ лят утренняя и вечерняя вах­ ты третьих штурманоз. ...Экипаж БМРТ «Л еон и д Ива­ нов» вел лов рыбы пелагиче­ ским тралом. Легкое волнение и хорошая видимость бла го­ приятствовали промыслу. При­ казав третьему ш турману под­ нимать трал, капитан прошел в радиорубку для участия в промысловом соЕете. Вот мат­ росы уже начали выбирать се­ ти трала на борт. И тут, види­ мо, желая уменьшить натяже­ ние, штурман установил лоп а ­ сти винта в нулевое полож е­ ние. Потеряв поступательное движение, судно развернулось лагом к волне, и траловый мешок с уловом всплыл у са­ мой кормы. Тогда, действуя на удивление нелогично, штурман перевел рукоять ВРШ вперед, и плавающий мешок был тот­ час захвачен гребным винтом. Не всегда, однако, присут­ ствие и капитана на мостике гарантирует безопасное пла­ вание. Бывает, оказывается, иногда наоборот., ...На лежащ ем в дрейфе СРТ «Г и р о с к о п » моряки приг.ычно спускали трал. Кроме ва'хтен- ного штурмана на мостике на­ ходились капитан и старший мастер лова. Причем все трое оживленно обсуждали особен­ ности новой схемы вооружения трала. Вот „уж е и кры лья тра­ ла погрузили сь в поду, нак вдруг... Впоследствии вахтен­ ный моторист объяснял, что в 23 часа 05 минут с мостика по машинному телефону поступи­ ла команда «Самый малый вперед». Моторист послушно запустил двигатель, судно, уклон яя сь вправо, незаметно для всех пересекло линию ветра. Вскоре главный двига­ т ель заглох, так как погрузив­ шийся в воду траловый мешок намотался на винт. Лишь пос­ л е отчаянных сигналов из ма­ шинного отделения капитан вышел на кры ло мостика и обнаружил намотку. А загадоч­ ную команду на движение можно объяснить тем, что в п ы лу разговора кто-то из при­ сутствовавших на мостике не­ чаянно передвинул рукоять те­ леграфа. Нет нужды особенно ком­ ментировать этот похожий на анекдот случай. Не раз и не два присутствие на мостике посторонних лиц, разговоры на отвлеченные темы вредили наблюдению. Организационные мероприя­ тия, проводимые в отделах и службах мореплавания ВРИО «Севрыба», привели к сниже­ нию общего количества намо­ ток. Если в 1978 году их было зарегистрировано 53 случая, то в 1981 г. — 34, а в 1984 году лишь 18 судов оказались стре­ ноженными в океане. Заметно и то, что центр тяжести этого вида аварийности все боль­ ше смещается в сторону слу­ чаев с судами типа СРТ и СРТ-р, изношенными, не при­ способленными для ведения кошелькового промысла, где особенно сильны объективные предпосылки к намоткам. Все это говорит о возрастающей квалификации судоводителей, их добросовестности. Можно ли совершенно из­ жить намотки и другие виды аварийности? Теоретически — да. Но чтобы реальность как можно больше соответствовала этому желаемому «да», необ­ ходимо привести в действие то, что до сих пор остается в тени. Изучение характера и причин аварийности в мореход­ ных училищах, оснащение фло­ та добротными, удобными в работе судами, прежде всего сейнерами, перевод кадровой работы с интуитивной на науч­ ную основу, разработка психо­ логического обеспечения бе­ зопасного плавания — реше­ ние этих назревших вопро­ сов внесет солидный вклад в профилактику аварийности. Д. ПОНЯВИН, капитан дальнего плавания^ объединения «М урм а нры ^ пром». 6декабря 1985 гор ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz