Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.
Беседа с увлечёнными людьми Ансамбль «Сага»: Для жителей Таллина эта программа называлась «Звездопад». Несколько осенних дней в современном, прекрасно оснащенном Дворце культуры и спорта имени В. И. Ленина шли концерты, в которы х принимали участие популярные эстрадные исполни тели и коллективы . А работники Центрального телевидения сов местно с эстонским и коллегами в это время записывали в зале основную часть большой новогодней передачи. В объективы те лекамер попеременно попадали Людмила Гурченко, Альберт Аса- дулин, Сергей Захаров, Ирина Отиева, ансамбли «Автограф», «Апельсин», «Плай», многие другие. И в свой черед поднимался на сцену под обстрел прож екторов камерный ансамбль «Сага» М урманского Дворца культуры и техники имени С. М. Кирова. Единственный изо всех названны х — самодеятельный коллектив. Пять лет назад он впервые выступил перед мурманчанами. Если бы человек, обделенный даром провидения, взялся тогда предсказать судьбу коллектива, то скорее всего прогноз не был бы радуж ным . В самом деле: две гитары , скр и пка и виолончель... А где барабаны, тарелки и прочая? Многим тогда молодежный ансамбль, обгородившийся гремучей м узы кальной утварью , ка зался явлением сомнительным: чего это они не в ногу? Однако вышло тан, что лирическая, проникновенная, но подчас и не без озорства исполнительская манера «Саги» приш лась по серд цу слушателям. И молодым, и людям солидного возраста. Отча сти, видимо, именно потому, что «не в ногу». А самостоятельно. Года через полтора после дебюта ансамбль стал лауреатом Всесоюзного конкурса «Золотой камертон». Потом удачно прошел через все туры , выступил в заклю чительном концерте и полу- чил диплом Всесоюзного телевизионного конкурса «С песней по 1 ?иизни». Не раз появлялся в эстрадных программах ЦТ, записал Две песни в журнале «Кругозор», наконец., нынешним летом при нял участие в культурной программе X II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Это если кратко, в телеграф ном стиле. А подробнее пусть молодые артисты расскажут_ сами, ка к им все это удалось, и притом — без ущерба основной работе. Один только раз, заметим в скобках, ребята д руж но опоздали на день из очередной поездки, но грех этот лежит на Аэрофлоте. Итак: преподаватель м узы кальной ш колы N9 1 Лариса Корни лова (скрипка), переводчик ком плексной тематической экспеди ции треста «Арктикморнеф тегазразведка» Александр Анисимов (вокал, гитара, банджо, аккордеон, блок-флейта и много чего еще), инженер студии звукозаписи м орского пароходства Игорь Колотнев (звукорежиссер), солистка филармонии Светлана Ося- гина (виолончель), старший инспектор М урманской таможни Александр Глухов (руководитель ансамбля, автор многих песен, вокал, двенадцатиструнная гитара). В таком порядке (слева на право) вы видите их и на снимке. Слово членам «Саги». никто не верил, что просто не на чем было выступать. Ведь в большом зале даже Штоко лову нужны микрофон и хо рошая аппаратура. А тут каж дый раз приходилось с бору по сосенке собирать, выпра шивать. Да и выступаешь — трясешься: все незнакомое, вдруг что-то забарахлит? слушателя. Вот, например, по бывали мы на фестивале в Москве. Приходилось выкла дываться полностью. И мы по старались не ударить в грязь лицом. Но что касается твор ческой стороны, то апрель ский концерт во Дворце име ни Кирова, сбор от которого пошел в фестивальный фонд, дал нам, пожалуй, больше. Его я помню очень хорошо. Он состоял из двух частей, и во второй мы исполняли пес ни из нашего репертуара по заявкам — специальный ящи чек для записок был в фойе. После концерта мы сели, про анализировали эти записки. По желания были самые пестрые, например «Иногда», «Старый трамвай», «О любви не гово ри», — то есть произзедения совсем разного плана. Зака зывали и песни профессио нальных авторов, и родивщие- ся в нашем ансамбле. Но в целом радостно было обна ружить, что мы со слушателя ми понимаем друг друга. — А каки м вы представля ете своего слушателя? А. А.: — Возраст тут не имеет значения. Но это чело век рассудительный, добрый, умеющий сосредоточиваться в зале, восприимчивый... Л. К.: — Понимающий, что трудно быть художником. И — доверяющий тебе. А. Г.: — Мы прекрасно зна ем: есть люди, которым «Са га» не нравится. Ну не нравит ся — и все! Это вполне есте- На другие времени не остает ся. А. А.: — У Ларисы очень хорошее хобби. Она вкусно умеет готовить. — В иж у, исклю чая святую к м узы ке любовь, интересы у вас совсем разные. А ка к в таком случае складываются личные взаимоотнош ения в ан самбле? Вопрос для м ногих творческих коллективов кавер зны й. «Сагу» он не смутит? Л. К.: — Вовсе нет! Для нас этот вопрос несложный... Вот Светлана у нас самая доб рая. Наверное, еще ни о ком плохого слова не сказала. Она такая мягкая, что это сказы вается даже на исполнении. Она не может играть «страш ным звуком»! — С трашным звуком? С. О.: — Да, есть такой спе циальный прием. Звук должен быть такой агрессивный, гну савый, словно на синтезато ре... Вот Саша Глухов просит меня сыграть так — а у ме ня не получается. Никак не выходит. И. К.: —- Саша Анисимоз у нас, во-первых, человек-ор кестр. Он, по-моему, сам не знает точно, на чем не умеет играть, потому что пока не все инструменты перепробо вал. Во-вторых, обладает ред- «ГЛАВНОЕ-СВОИ СЛУШАТЕЛЬ» А. Г.: — Новый год совсем близко, уже чувствуется залах хвои, поэтому и на память приходят прежде всего эпизо ды, связанные с этим празд ником. Вот в нынешнем году был Таллин. В прошлом мы тоже наряжали елку заранее, ^месяца за полтора, в столич ном Центре международной торговли, где шла запись те левизионного «Огонька». А. А.: — Петрозаводск пом ните? Какая там чудесная, са мая нозогодняя погода была, когда Карельское телевиде ние гоюзило наш концерт для своей праздничной про граммы! Крупный снег шел, домик в национальном стиле посреди леса. Мы пилили дро ва, таскели воду, снова елку наряжали — и на этом фоне наша песня «Рождественские гадания», в которой поется про «сказку декабря»... С. О. — Ну кто не хочет отпраздновать Новый год два жды? Пусть без застолья, в Рабочем режиме, но у нас это получалось. Потому что, выступая в такой программе, Поневоле настраиваешься на Радостную волну. И хочется делать всем только хорошее. Как тридцать первого декабря. А. Г.: — Мы обычно и до ма, в Мурманске, готовим большой праздничный концерт. Только вот этот год будет ис ключением. По техническим причинам, как любят говорить в Аэрофлоте, такое выступле ние пришлось отложить на конец января. — Что это за причины , ес ли не секрет? А. Г.: — Первая — то, что у нас новый контрабасист. Игорь Колотнев уже давно ра ботает звукорежиссером ан самбля. И вот теперь взял инструмент. Так что мы вста ли сейчас, что называется, на репетиционный период. А вто рая причина — действительно техническая. Появилась нако нец возможность обзавестись хорошей аппаратурой. В этом помогают горисполком и наш Дворец. А без нее ансамблю приходится довольно туго. А. А.: — Меня, бывало, спра шивали — знакомые, сослу живцы: «Вы что все по теле визору да по телевизору! По чему «живьем» редко высту паете? Зазнались, небось!» И А. Г.: — Дело не только в аппаратуре. Мы ведь все ра ботаем по-разному: один по сменно, у другого обычная пя тидневка, у третьего — кон церты по вечерам. Даже на репетиции собраться непросто, дисциплина нужна стальная. — Ну а ка к, если честно, все-таки насчет зазнайства? Ведь «Сага» — практически единственный ноллектив обла сти, творчеством которого ин тересуется ЦТ. Еще, пожалуй, только народный ц и р к меж сою зного Дворца культуры «Арлекино» более или менее регулярно появляется в мос ковски х программах. Тут, на верное, трудно не воспарить... Л. К.: — Зазнаваться? Это просто глупо! Это ненормаль но для артиста. Если появи лось самодовольство — зна чит, пора складывать инстру менты и расходиться по до мам. Потому что ничего хо рошего, настоящего больше сделать не сумеешь. Все будет подделкой. И. К.: — Если отвечать с улыбкой, так же, как и воп рос был задан, то «Саге», между прочим, некоторые по читатели посвящают стихи... А если всерьез, то мы просто не достигли того творческого уровня, когда можно было бы хоть мельком подумать: а не пора ли задрать нос? Л. К.: — Что касается меня, так я вообще больше люблю выступать перед мурманчана ми. Телевизионная «кухня», от которой, к сожалению, нику да не деться, далеко не всег да вдохновляет. Совсем дру гое дело — контакт с живой, родной аудиторией. Когда в зале сидят люди, с которыми дышим одним воздухом, де лим полярную ночь и радость первого солнца, когда ощу щаешь их благодарную реак цию, — вот тут и появляется чувство, что ты действительно нужен. Дорогое чувство. А. Г.: — Свой слушатель, действительно, очень многое значит. Пожалуй, это главное для артиста — найти своего ственно. Кажется, отец писа теля Бунина сказал: «Я не червонец, чтобы всем нравить ся». Но уж тех, кто нам по верил, мы постараемся не обмануть. — Это означает, видимо, прежде всего верность из бранному направлению. А ка к бы вы его охарактеризовали? А. Г.: — Не хотелось бы да вать определений, по-моему, это дело критиков. Хотя и критик, писавший о «Саге» в газете «Советская культура», говорил лишь о том, от чего мы творчески далеки, а опре деления нашему стилю тоже не дал. Может, прозвучит са монадеянно, но мы стремимся играть в стиле, в котором боль ше никто не играет. А. А.: — Причем это не ка кое-то специальное оригиналь ничанье. Это само собой по лучается в процессе нашего коллективного творчества, когда каждый ищет новые краски для той или иной пес ни. Ведь тема этой песни, текст, настроение — иные, чем у прежних. Значит, и в аранжировке нельзя повто ряться. Повторение было бы браком в работе. А. Г.: — В результате тако го постоянного поиска, мно жества проб и споров рожда ется то, что мы считаем своим стилем, своим направлением. — Я знаю , ка к напряж енно вы репетируете, поэтому не реш усь назвать это время сво бодным. Но все-таки остается его хоть сколько-нибудь на другие занятия, к а к принято называть, хобби? А. Г.: — Только в отпуске. Вот Света у нас, например, заядлый турист. И. К.: — Если остается сов сем свободное время, то я снимаю слайды. А. А.: — Книги! Обычно ближе к полуночи три-четыре раза в неделю выкраиваю ча сок. А. Г.: — У меня сейчас кни га' только одна — по уходу за новорожденным малышом. I # Vi Ш ШШ кой самоотверженностью. Ког да нас пригласили для записи «Голубогр огонька» к Восьмо му марта, то получилось, что Светлана должна была задер жаться из-за работы и приле теть позже. И вдруг нам го ворят: «Записываться надо срочно!» Речь шла о шуточ ной песне про корову и лю бовь. Мы за голову схвати лись: в сценарии была роль такой суровой гранд-дамы с виолончелью... И тогда Саша решил всех спасти: пожертво вать своей репутацией, напя лить платье и сыграть эту роль. Правда, потом все устро илось... С. О.: А с Сашей Глухозым у нас был вот такой случай. В одном аэропорту ключ, ко торым запирается футляр ви олончели, я сунула в сумку, а сумку сдала вместе с багажом. И вот на контроле слышу: «Отпирайте вашу гитару!» Там рентгеновского устройства не было. Объясняю: не могу, нет ключа. Пассажиры уже все прошли, мне говорят: «Вы не полетите!» Тогда Саша попро сил отвертку, открутил замок, распахнул футляр и... улыбнул ся. Л. К.: — Вообще, если бы не наша дружба, которая по явилась еще тогда, когда мы репетировали друг у друга на квартирах, то, наверное, и ансамбля не было бы. Столь ко было поначалу трудностей! Другой коллектив, возможно, давно бы развалился. Но те перь это все уже позади. Мы три года работаем во Дворце имени Кирова, и более добро желательного отношения, чем здесь, трудно желать. — А чего бы вы пожелали «Саге» в наступающ ем году? Л. К.: — У нас есть свой слушатель, есть наша дружба, есть стремление выступать луч ше, чем прежде. И я хочу, чтобы в новом году мы ни чего из этого не потеряли. Беседу вел В. БЕЛЯЕВ. 21 декабря Ш5 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz