Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.
•» - ....... ...— ................ — g • Ч е л о к к и м ор е • D КАНАДЕ 25 декабря отмечают рож- ” дестЕО. Поэтому радиограмма-пре дупреждение о надвигающемся урагане (скорость ветра до 60 узлов), отправ ленная 24 декабря 1984 года, заканчи валась пожеланием морякам хороше го праздника. На транспортном. рефрижераторе «Алексей Венецианов» капитан Николай Николаевич Блинов с тревогой вгляды вался в принятую синоптическую кар ту, черную от линий циклонов. А за бортом — полный штиль. Толь ко стрелка барографа упала до отмет ки 720. Прошел час. Тишина. И вдруг завылт—загудел, заревел ве тер, усиливаясь с каждой минутой. Он тащил за собой гигантский снежный заряд. Липкий снег заволок все кру гом, толстым слоем покрыл палубу, Палубные механизмы, навис тяжелыми Хлопьями на грузовых стрелах, на мач тах, антеннах. Ураган раскачал огром ные волны. Они с грохотом навалива лись на палубу и, дробясь, мешались со «негом, прочно запаковывая шпигаты И ватервейсы, не давая воде уйти с палубы. На залепленных снегом иллю минаторах рубки осталось лишь узкое, шириной в ладонь, пятно чистого сте кла. Проходили часы. Круговерть продол жалась. Миновали сутки. На второй день ! ударил мороз. И все на рефрижера- j торе покрылось тяжелым ледовым пан цирем. Намертво сковав палубные ме ханизмы, многотонная тяжесть осади- i' па судно. ’ Кренясь на крутой волне, рефри- ! жератор стал все чаще «задумывать- i ся»: качнется влево, чуть не касаясь ! бортом жутко-черной воды, и замрет, словно размышляя, — выпрямиться или ! уже не надо. Медленно встанет пря- ; мо, но под ударом свирепой волны ; пойдет клониться влево и, едва при близившись к воде, опять замрет... ОВАРИЩИ, я — ваш первый по мощник капитана, зовут меня Ни колай Григорьевич Яковенко. В море никогда не был, практических навыков в рыбацкой работе не имею. Надеюсь на вашу помощь. Моряки ТР «Эрнст Тельман» перегля нулись: такое откровенное признание командира (да еще прилюдно!) услы шишь не часто. И после собрания (а это было первое общесудовое собра ние по выходе в рейс) Николай Гри горьевич постоянно ощущал чью-то помощь... Яковенко — журналист. Поэтому с экипажем ему было легко. Конечно, от носительно легко, поскольку сложней дела, чем работа с людьми, нет. Но умел он увидеть в человеке за лихой улыбкой застенчивость, за угрюмостью — щедрую душу. Умел найти общий язык с каждым. И было кредо: максимум доброже лательности и требовательности. При чем требовать не слепого повиновения, в осознания необходимости сделать то-то и так-то. Прошло полтора года, и Яковенко направили на ТР «Алексей Венецианов», личный состав которого был собран после длительного ремонта из моря ков с плавбаз и разного типа тран спортов. Каждый хранил в душе тра диции своего судна. И каждый жил сам по себе. Яковенко понял: будет трудно. Экипажа еще не существовало. На первом совещании комсостава Николай Григорьевич предложил три единую систему «внутренней политики»: во-первых, все вопросы решать в спо койном тоне, во-вторых, к каждому моряку, даже привинившемуся, отно ситься уважительно, в-третьих, заме нить приказания просьбой. Единомышленником первого помощ ника сразу же оказался капитан Нико лай Николаевич Блинов. Триединую си стему приняли коммунисты судна. По степенно она стала основой жизни всей команды. Но на это «постепенно» уходило немало дней и ночей, и очень много душевных сил... Поначалу Яковенко, неприметно при глядываясь к морякам, выбирал тех, кого обычно называют неформальны ми лидерами. Подходил, затевал раз говор (а собеседник он великолепный), другие парни останавливались рядом, Николай Григорьевич втягивал в бесе ду и их. Компетентность в самых раз ных вопросах, разносторонность инте ресов, мягкий юмор привлекали к не му. Люди раскрывались. И уже к кон цу второй недели рейса Николай Гри горьевич мог дать полную характери стику каждому моряку. Следующий этап — сдружить, объединить, сбли зить тех, кто могли, дополняя друг дру- га, стать настоящими друзьями. И вот первый иностранный порт. Тогда впервые Николай Григорьевич ощутил, что личный состав становится экипажем: кто-то пришел к нему с предложением побывать у такого-то па мятника («помню, года два назад мы туда ездили»), кто-то сказал: «Давайте, пока стоим, подкрасим надстройку», кто-то посоветовал, как можно уско рить выгрузку. Прислушиваясь к разговорам моря ков, Яковенко все чаще слышал «об щие» темы бесед. А ведь миновало лишь два месяца. Впереди была жесткая проверка — работа на промысле. И она подтвер дила: есть экипаж! Вдвое быстрее, чем положено по нормативам, обработано первое судно, так же — второе... АПИТАН трое суток не уходил с “ мостика. Он не обрывал глаз от чистой полоски стекла в заледеневшем иллюминаторе. Но сквозь нее только были видны скованная глыбами льда палуба да черные громады волн. А еще в щелевидное окошечко хорошо про сматривался медленный переход тран спорта из горизонтального к вертикаль ному положению. Каждый наклон мог быть последним... — Ну что, Николай Григорьевич, — сказал капитан, придя в каюту Яковен ко, — положение очень сложное. По говори с людьми. На всякий случай пусть приготовят спасательные жиле ты. Пойдем попробуем укрыться от волн во льдах. И там начнем окалы вать панцирь. На третьи сутки шторма «Алексей Венецианов» вошел во льды. Впервые команда поднялась на палубу, и лю ди замерли, увидев жуткую картину... Вышли все, кроме вахтенных. Даже женщины, хотя их хотели поберечь от тяжелой работы и не звали. И это единство экипажа было продиктовано не инстинктом самосохранения, а все объемлющим чувством солидарности в трудный час. Но... железо топоров, ударяясь о соленый лед, лишь высекало искры и крошилось. А от ледяных глыб отка лывались кусочки величиной со спи чечную коробку. За !2 часов тяжелей шей работы удалось сбить пару десят ков тонн льда, а на палубе, по самым скромным подсчетам, громоздилось тонн четыреста... Капитан отправил радиограмму в ВРПО. С берега оповестили все суда, находящиеся в относительной близо сти к обледеневшему транспорту, по просили помочь. Только на тех судах положение бы ло немногим лучше: практически все они были в это время без надежной радиосвязи из-за обледенения. К тому же многие не могли войти в лед так, как это сделал «Алексей Венецианов», ведь у транспорта корпус был усилен ного ледового класса. Оставалось рас считывать лишь на собственные силы. И тогда капитан Блинов принял ре шение «спуститься» южнее. Но как? Шторм не утихал, значит, надо дер жаться носом на волну. Любое изме нение положения судна грозило ги белью. Николай Николаевич решил сле довать вместе с движением кромки ле дяного поля... П УКАМИ МОТОРИСТА Николая Алем- * повича Матреничева по винтику, по гаечке не раз перебраны все ме ханизмы в машине. Практических зна ний у него — впору должность второ го механика занимать. Матреничев строг, ироничен. Дер жится официально долго, пока не убе дится, что собеседник ему симпати чен. Но, убедившись, пойдет за това рища в огонь и в воду. Резкий, кате горичный, насмешливый и преданный до конца. Авторитет его на судне не зыблем. Если сказал Матреничев, зна чит, так и будет. На ТР «Алексей Ве нецианов» он с приемки, судно стало домом, чем-то неотделимым от его души. И делает он все не потому, что это входит в его служебные обязан ности, а потому, что так надо для хо рошей работы всех... От таких, как матрос Сергей Дроз дов, обычно на судах стараются изба виться при первой же возможности. Темпераментный, ершистый, он говорит то, что думает, каждому, невзирая н£ ранги. Для него не существует полуто нов, есть лишь два полюса: справед ливо — не справедливо. Пожалуй, именно с ним тяжелей все го пришлось первому помощнику. Ни колай Григорьевич видел, что Сергей не верит ни единому доброму слову: сказывался горький опыт прошлых лет, когда люди оборачивали во зло его благие намерения, когда откровенность несла ему одни неприятности. Но на «Алексее Венецианове» с каж дым днем набирала силу триединая система. Все чаще приходили к Сер гею ребята поговорить по душам, по играть в шахматы. Избрали его заме стителем секретаря комсомольской ор ганизации. И вот уже в каюте Дроздо ва стало постоянно тесно, стало шум но от веселого смеха... Дроздов отта ял. Когда команда крошила топоры о соленый лед, Дроздов работал на ба ке, словно хотел собой заслонить ре бят от ураганного ветра... И Яковенко был рядом. Здесь, на обледеневшей палубе, в неимоверно тяжелой работе, он чувствовал дыха ние каждого моряка, его плечи, ду шу, наконец. И каждому старался по мочь, как когда-то помогли ему по знать специфику этой нелегкой флот ской жизни. ...Суда, попавшие тогда в обледене ние, были без связи. Но на «Венециа нове», несмотря на тяжелый панцирь, радиостанция работала бесперебойно'. Начальник радиостанции Николай Алек сеевич Баранов все эти бесконечные сутки метался с кипящим чайником, беспрерывно поливая кипятком изоля тор антенны, не давая замереть, обор- , i ваться трепещущей ниточке связи с ' миром... ТЯЖЕЛЕЙШЕЕ положение на транс- * порте граничило с безысходно стью. Николай Николаевич Блинов крас ными от бессонницы глазами вглядывал ся в узкую полоску иллюминатора. 23 года безаварийной работы, авторитет И опыт —, что они значили сейчас? Как <рпасти экипаж? Как сохранить судно? Капитан видел: моряки ожесточенно работают на палубе по двенадцать ча сов, по шестнадцать. Ни ропота. Ни страха. Надо! Они безгранично верили ему. Цени ли добрейшую душу капитана, уважа ли за профессионализм, за то, чему ни где и никогда не научат, — чувство Судна. Оно, это чувство, приходит к морякам по призванию, к тем капи танам, которые не приблизительно, а досконально знают, как должен сту чать тот или иной механизм. Любили Блинова за открытость, общительность, за то, что часто садился играть с мо ряками в шахматы, домино, что пер вым бежал на волейбольную площад ку. «Я понимаю, вы очень заняты, но надо бы' вот это сделать...» — обыч- ная форма обращения Николая Нико лаевича Блинова к морякам. 'ТРАНСПОРТ медленно вместе с ле- * довым полем продвигался к югу. Шли пятые сутки с начала урагана. По шестнадцать часов стучали топоры и ломы по алмазной поверхности льда. Подали на палубу пар. К исходу дня Очистили, отогрели лебедку, сбросили многотонную тяжесть с бортоз, пр о били первую полуметровой глубины полынью в толще палубного льда. И. словно повеселело судно, исчезло за медленное раскачивание его. Впервые заулыбались люди. Все ча ще слышались шутки, «подначки», вза мен молчаливого, ожесточенного, адско го труда появился азарт: скорей по кончить с этим кошмаром. Ведь вот он, квадратный метр деревянной па лубы! Появилось «второе дыхание»... На следующий день за бортом уже''"’" была нулевая температура. Стали за бортной водой поливать палубу, про били ватервейсы. Пришло «третье ды хание». И пусть каждый не чувство вал ни рук, ни ног от страшной уста лости — работа кипела. j В ночь на 31 декабря все спали как убитые. Утром уже сделали кранцевую защиту. Вскоре к борту ТР пришвар товалось первое после урагана промы словое судно. К 9 часам вечера закон чили обработку его и снялись с про мысла. Включили трансляцию. В Мос кве в эту минуту наступил новый, 1985 год. Все собрались на новогодний бал. Включили цветомузыку. И открылся ка фетерий. Каждый принес то, что хра нил для этого дня: домашние грибоч ки, варенье, конфеты. Не было ни кап ли спиртного, а тосты были. Их под нимали друг за друга, припоминая (те перь уже с хохотом!), как, замотанные до глаз шарфами, стучали железом Ойл ледяной монолит... Вдруг оказалось, что чуть не каж дый — талант: заиграла гармошка, за пел один, второй. Появился Дед Мо роз — новый взрыв веселья... Н ТО НИ РЕЙС — перевыполнение * планов. Почти на три месяца рань ше закончили задание 1985 года. Вме сто намеченных трех, внедрили 10 рац предложений, на сэкономленном топ ливе отработали не два, а четыре дня. Что ни рейс — промысловики получа ют в подарок 3—5 сверхплановых су ток. Нет нарушений дисциплины. Работают и улыбаются друг другу открыто и доброжелательно. Пришло осознание коллектива не в его «книжном» значении, а как един ства единомышленников. Пришло осо знание: все, что я делаю на судне, — не для себя, не ради денег, а ради всех, сделаю от души — всем будет легче идти дальше. И. ВОЛКОВА. 27 декабря 1985 года щ ш в в ш э СОЛЕНЫЙ Л Е Д
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz