Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.

•» - ....... ...— ................ — g • Ч е л о к к и м ор е • D КАНАДЕ 25 декабря отмечают рож- ” дестЕО. Поэтому радиограмма-пре­ дупреждение о надвигающемся урагане (скорость ветра до 60 узлов), отправ­ ленная 24 декабря 1984 года, заканчи­ валась пожеланием морякам хороше­ го праздника. На транспортном. рефрижераторе «Алексей Венецианов» капитан Николай Николаевич Блинов с тревогой вгляды­ вался в принятую синоптическую кар­ ту, черную от линий циклонов. А за бортом — полный штиль. Толь­ ко стрелка барографа упала до отмет­ ки 720. Прошел час. Тишина. И вдруг завылт—загудел, заревел ве­ тер, усиливаясь с каждой минутой. Он тащил за собой гигантский снежный заряд. Липкий снег заволок все кру­ гом, толстым слоем покрыл палубу, Палубные механизмы, навис тяжелыми Хлопьями на грузовых стрелах, на мач­ тах, антеннах. Ураган раскачал огром­ ные волны. Они с грохотом навалива­ лись на палубу и, дробясь, мешались со «негом, прочно запаковывая шпигаты И ватервейсы, не давая воде уйти с палубы. На залепленных снегом иллю­ минаторах рубки осталось лишь узкое, шириной в ладонь, пятно чистого сте­ кла. Проходили часы. Круговерть продол­ жалась. Миновали сутки. На второй день ! ударил мороз. И все на рефрижера- j торе покрылось тяжелым ледовым пан­ цирем. Намертво сковав палубные ме­ ханизмы, многотонная тяжесть осади- i' па судно. ’ Кренясь на крутой волне, рефри- ! жератор стал все чаще «задумывать- i ся»: качнется влево, чуть не касаясь ! бортом жутко-черной воды, и замрет, словно размышляя, — выпрямиться или ! уже не надо. Медленно встанет пря- ; мо, но под ударом свирепой волны ; пойдет клониться влево и, едва при­ близившись к воде, опять замрет... ОВАРИЩИ, я — ваш первый по­ мощник капитана, зовут меня Ни­ колай Григорьевич Яковенко. В море никогда не был, практических навыков в рыбацкой работе не имею. Надеюсь на вашу помощь. Моряки ТР «Эрнст Тельман» перегля­ нулись: такое откровенное признание командира (да еще прилюдно!) услы­ шишь не часто. И после собрания (а это было первое общесудовое собра­ ние по выходе в рейс) Николай Гри­ горьевич постоянно ощущал чью-то помощь... Яковенко — журналист. Поэтому с экипажем ему было легко. Конечно, от­ носительно легко, поскольку сложней дела, чем работа с людьми, нет. Но умел он увидеть в человеке за лихой улыбкой застенчивость, за угрюмостью — щедрую душу. Умел найти общий язык с каждым. И было кредо: максимум доброже­ лательности и требовательности. При­ чем требовать не слепого повиновения, в осознания необходимости сделать то-то и так-то. Прошло полтора года, и Яковенко направили на ТР «Алексей Венецианов», личный состав которого был собран после длительного ремонта из моря­ ков с плавбаз и разного типа тран­ спортов. Каждый хранил в душе тра­ диции своего судна. И каждый жил сам по себе. Яковенко понял: будет трудно. Экипажа еще не существовало. На первом совещании комсостава Николай Григорьевич предложил три­ единую систему «внутренней политики»: во-первых, все вопросы решать в спо­ койном тоне, во-вторых, к каждому моряку, даже привинившемуся, отно­ ситься уважительно, в-третьих, заме­ нить приказания просьбой. Единомышленником первого помощ­ ника сразу же оказался капитан Нико­ лай Николаевич Блинов. Триединую си­ стему приняли коммунисты судна. По­ степенно она стала основой жизни всей команды. Но на это «постепенно» уходило немало дней и ночей, и очень много душевных сил... Поначалу Яковенко, неприметно при­ глядываясь к морякам, выбирал тех, кого обычно называют неформальны­ ми лидерами. Подходил, затевал раз­ говор (а собеседник он великолепный), другие парни останавливались рядом, Николай Григорьевич втягивал в бесе­ ду и их. Компетентность в самых раз­ ных вопросах, разносторонность инте­ ресов, мягкий юмор привлекали к не­ му. Люди раскрывались. И уже к кон­ цу второй недели рейса Николай Гри­ горьевич мог дать полную характери­ стику каждому моряку. Следующий этап — сдружить, объединить, сбли­ зить тех, кто могли, дополняя друг дру- га, стать настоящими друзьями. И вот первый иностранный порт. Тогда впервые Николай Григорьевич ощутил, что личный состав становится экипажем: кто-то пришел к нему с предложением побывать у такого-то па­ мятника («помню, года два назад мы туда ездили»), кто-то сказал: «Давайте, пока стоим, подкрасим надстройку», кто-то посоветовал, как можно уско­ рить выгрузку. Прислушиваясь к разговорам моря­ ков, Яковенко все чаще слышал «об­ щие» темы бесед. А ведь миновало лишь два месяца. Впереди была жесткая проверка — работа на промысле. И она подтвер­ дила: есть экипаж! Вдвое быстрее, чем положено по нормативам, обработано первое судно, так же — второе... АПИТАН трое суток не уходил с “ мостика. Он не обрывал глаз от чистой полоски стекла в заледеневшем иллюминаторе. Но сквозь нее только были видны скованная глыбами льда палуба да черные громады волн. А еще в щелевидное окошечко хорошо про­ сматривался медленный переход тран­ спорта из горизонтального к вертикаль­ ному положению. Каждый наклон мог быть последним... — Ну что, Николай Григорьевич, — сказал капитан, придя в каюту Яковен­ ко, — положение очень сложное. По­ говори с людьми. На всякий случай пусть приготовят спасательные жиле­ ты. Пойдем попробуем укрыться от волн во льдах. И там начнем окалы­ вать панцирь. На третьи сутки шторма «Алексей Венецианов» вошел во льды. Впервые команда поднялась на палубу, и лю­ ди замерли, увидев жуткую картину... Вышли все, кроме вахтенных. Даже женщины, хотя их хотели поберечь от тяжелой работы и не звали. И это единство экипажа было продиктовано не инстинктом самосохранения, а все­ объемлющим чувством солидарности в трудный час. Но... железо топоров, ударяясь о соленый лед, лишь высекало искры и крошилось. А от ледяных глыб отка­ лывались кусочки величиной со спи­ чечную коробку. За !2 часов тяжелей­ шей работы удалось сбить пару десят­ ков тонн льда, а на палубе, по самым скромным подсчетам, громоздилось тонн четыреста... Капитан отправил радиограмму в ВРПО. С берега оповестили все суда, находящиеся в относительной близо­ сти к обледеневшему транспорту, по­ просили помочь. Только на тех судах положение бы­ ло немногим лучше: практически все они были в это время без надежной радиосвязи из-за обледенения. К тому же многие не могли войти в лед так, как это сделал «Алексей Венецианов», ведь у транспорта корпус был усилен­ ного ледового класса. Оставалось рас­ считывать лишь на собственные силы. И тогда капитан Блинов принял ре­ шение «спуститься» южнее. Но как? Шторм не утихал, значит, надо дер­ жаться носом на волну. Любое изме­ нение положения судна грозило ги­ белью. Николай Николаевич решил сле­ довать вместе с движением кромки ле­ дяного поля... П УКАМИ МОТОРИСТА Николая Алем- * повича Матреничева по винтику, по гаечке не раз перебраны все ме­ ханизмы в машине. Практических зна­ ний у него — впору должность второ­ го механика занимать. Матреничев строг, ироничен. Дер­ жится официально долго, пока не убе­ дится, что собеседник ему симпати­ чен. Но, убедившись, пойдет за това­ рища в огонь и в воду. Резкий, кате­ горичный, насмешливый и преданный до конца. Авторитет его на судне не­ зыблем. Если сказал Матреничев, зна­ чит, так и будет. На ТР «Алексей Ве­ нецианов» он с приемки, судно стало домом, чем-то неотделимым от его души. И делает он все не потому, что это входит в его служебные обязан­ ности, а потому, что так надо для хо­ рошей работы всех... От таких, как матрос Сергей Дроз­ дов, обычно на судах стараются изба­ виться при первой же возможности. Темпераментный, ершистый, он говорит то, что думает, каждому, невзирая н£ ранги. Для него не существует полуто­ нов, есть лишь два полюса: справед­ ливо — не справедливо. Пожалуй, именно с ним тяжелей все­ го пришлось первому помощнику. Ни­ колай Григорьевич видел, что Сергей не верит ни единому доброму слову: сказывался горький опыт прошлых лет, когда люди оборачивали во зло его благие намерения, когда откровенность несла ему одни неприятности. Но на «Алексее Венецианове» с каж­ дым днем набирала силу триединая система. Все чаще приходили к Сер­ гею ребята поговорить по душам, по­ играть в шахматы. Избрали его заме­ стителем секретаря комсомольской ор­ ганизации. И вот уже в каюте Дроздо­ ва стало постоянно тесно, стало шум­ но от веселого смеха... Дроздов отта­ ял. Когда команда крошила топоры о соленый лед, Дроздов работал на ба­ ке, словно хотел собой заслонить ре­ бят от ураганного ветра... И Яковенко был рядом. Здесь, на обледеневшей палубе, в неимоверно тяжелой работе, он чувствовал дыха­ ние каждого моряка, его плечи, ду­ шу, наконец. И каждому старался по­ мочь, как когда-то помогли ему по­ знать специфику этой нелегкой флот­ ской жизни. ...Суда, попавшие тогда в обледене­ ние, были без связи. Но на «Венециа­ нове», несмотря на тяжелый панцирь, радиостанция работала бесперебойно'. Начальник радиостанции Николай Алек­ сеевич Баранов все эти бесконечные сутки метался с кипящим чайником, беспрерывно поливая кипятком изоля­ тор антенны, не давая замереть, обор- , i ваться трепещущей ниточке связи с ' миром... ТЯЖЕЛЕЙШЕЕ положение на транс- * порте граничило с безысходно­ стью. Николай Николаевич Блинов крас­ ными от бессонницы глазами вглядывал­ ся в узкую полоску иллюминатора. 23 года безаварийной работы, авторитет И опыт —, что они значили сейчас? Как <рпасти экипаж? Как сохранить судно? Капитан видел: моряки ожесточенно работают на палубе по двенадцать ча­ сов, по шестнадцать. Ни ропота. Ни страха. Надо! Они безгранично верили ему. Цени­ ли добрейшую душу капитана, уважа­ ли за профессионализм, за то, чему ни­ где и никогда не научат, — чувство Судна. Оно, это чувство, приходит к морякам по призванию, к тем капи­ танам, которые не приблизительно, а досконально знают, как должен сту­ чать тот или иной механизм. Любили Блинова за открытость, общительность, за то, что часто садился играть с мо­ ряками в шахматы, домино, что пер­ вым бежал на волейбольную площад­ ку. «Я понимаю, вы очень заняты, но надо бы' вот это сделать...» — обыч- ная форма обращения Николая Нико­ лаевича Блинова к морякам. 'ТРАНСПОРТ медленно вместе с ле- * довым полем продвигался к югу. Шли пятые сутки с начала урагана. По шестнадцать часов стучали топоры и ломы по алмазной поверхности льда. Подали на палубу пар. К исходу дня Очистили, отогрели лебедку, сбросили многотонную тяжесть с бортоз, пр о­ били первую полуметровой глубины полынью в толще палубного льда. И. словно повеселело судно, исчезло за­ медленное раскачивание его. Впервые заулыбались люди. Все ча­ ще слышались шутки, «подначки», вза­ мен молчаливого, ожесточенного, адско­ го труда появился азарт: скорей по­ кончить с этим кошмаром. Ведь вот он, квадратный метр деревянной па­ лубы! Появилось «второе дыхание»... На следующий день за бортом уже''"’" была нулевая температура. Стали за­ бортной водой поливать палубу, про­ били ватервейсы. Пришло «третье ды­ хание». И пусть каждый не чувство­ вал ни рук, ни ног от страшной уста­ лости — работа кипела. j В ночь на 31 декабря все спали как убитые. Утром уже сделали кранцевую защиту. Вскоре к борту ТР пришвар­ товалось первое после урагана промы­ словое судно. К 9 часам вечера закон­ чили обработку его и снялись с про­ мысла. Включили трансляцию. В Мос­ кве в эту минуту наступил новый, 1985 год. Все собрались на новогодний бал. Включили цветомузыку. И открылся ка­ фетерий. Каждый принес то, что хра­ нил для этого дня: домашние грибоч­ ки, варенье, конфеты. Не было ни кап­ ли спиртного, а тосты были. Их под­ нимали друг за друга, припоминая (те­ перь уже с хохотом!), как, замотанные до глаз шарфами, стучали железом Ойл ледяной монолит... Вдруг оказалось, что чуть не каж­ дый — талант: заиграла гармошка, за­ пел один, второй. Появился Дед Мо­ роз — новый взрыв веселья... Н ТО НИ РЕЙС — перевыполнение * планов. Почти на три месяца рань­ ше закончили задание 1985 года. Вме­ сто намеченных трех, внедрили 10 рац­ предложений, на сэкономленном топ­ ливе отработали не два, а четыре дня. Что ни рейс — промысловики получа­ ют в подарок 3—5 сверхплановых су­ ток. Нет нарушений дисциплины. Работают и улыбаются друг другу открыто и доброжелательно. Пришло осознание коллектива не в его «книжном» значении, а как един­ ства единомышленников. Пришло осо­ знание: все, что я делаю на судне, — не для себя, не ради денег, а ради всех, сделаю от души — всем будет легче идти дальше. И. ВОЛКОВА. 27 декабря 1985 года щ ш в в ш э СОЛЕНЫЙ Л Е Д

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz