Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.

• В редакцию пришло п и с ь м о . . .9 Н А ЗАОЧНОМ отделении Мурманского мореходного училища уныло. На вечернем, этажом ниже, шумно, смеш­ ливо, приветливо, а здесь — тягостная какая-то, тревожная тишина. Сотрудники разгова­ ривают меж собой редко и неохотно, обязательно погля­ дывая на дверь: не приоткры­ та ли? Не присутствует ли по­ близости всевидящее око и всеслышащее ухо Жихаревой Валентины Люциановны, мето­ диста. Ведь никто не знает: как, когда и где прозвучит в следующий раз в своеобраз­ ном ее переложении случайно оброненная фраза о семье, детях или работе. Поэтому, даже когда дверь плотно за­ крыта, все равно — молчат. Не зря же Жихарева Валенти­ на Люциановна время от вре­ мени объявляет: «Вы все у меня под колпаком. На каж­ дого досье есть». В досье, ко­ нечно, не очень верится, а с другой стороны... Недавно у одной сотрудницы день рож­ дения был, она торт принесла. В обед чаю с этим тортом по­ пили. А вечером Жихарева Ва­ лентина Люциановна интере­ совалась у секретаря началь­ ника, есть ли приказ, запре­ щающий распивать чаи на ра­ бочем месте. Узнав, что при­ каза такого нет, заявила, что идет жаловаться в обком пар­ тии. И не обманула, пошла. Неуютно на заочном отделе­ нии мореходки. Около двери с табличкой «Жихарева В. Л., методист» толпятся курсанты. Тихо толпятся, нерешительно. Видно, переступать порог не очень хочется. Но ведь надо! Методичку получить или рас­ писание уточнить. Один, лет тридцати пяти, пошел. Не ус­ пел «здрасьте» сказать, голос хлестнул: «Ну, чего еще надо? Че по одному шастаете? На­ доели, сил нет». Жихаревой Валентины Люциановны голос. Галина Ивановна Вершкова, преподаватель ММУ, за три с лишним часа занятий на пять минут из аудитории не вышла. Как девчонка, боялась, что не­ нароком столкнется в коридо­ ре с Жихаревой. До сего дня удавалось Галине Ивановне, как и многим другим препо­ давателям, миновать заочное отделение, были свободные аудитории в главном здании. — Мне урок легче провести, чем с Жихаревой пять минут пообщаться, — и слезы из глаз. Слезы потому, что хоть и время прошло, а боль из сердце не уходит, обида не забывается. У подопечных радистов Г. И. Вершковой тогда значилась ■ расписании последняя лекция нурса по охране природы. На­ чался урон. Вдруг открывается дверь, в проеме человек трид­ цать судомеханико»: — Нас к вам Жихарева послала объеди­ ниться на лекцию. — Как же я вас объединю? У нас — по­ следний урок, а у йас предмет еще не начинался... Курсанты поняли, изви н и ­ лись, вышли. Вдруг: дверь — ногой, врывается Жихарева. — Ты что самовольничаешь? Галина Ивановна оторопела. Этот хам ски й, грубы й ирик... Здесь же — кур са н ты ! В ко ­ ридоре, куда Верш кова выве­ ла методиста, кр и н перерос в гу л ко отдававш ую ся брань. Слово «бездельница» было са­ мым ласковым из всех услы ­ ш анны х тогда В ерш ковой Мне ведь давно не 17 лет... — Гали­ на Ивановна снова вытирает слезы. — Когда вернулась в аудиторию , курсан ты сесть по­ могли. Один лекарство иск.-л, другие успокаивали. А к а к кур са н ты успо кои ть могут? «Не переживайте, — говорят, — вчера Галина Ивановна Р ус­ со от нее плакала. Жихарева ведь со всеми — тан». А мне разве легче от того. В том то и дело, что — со всеми. И сейчас Валентина Люциа- нозна не отступилась от сво­ его амплуа. После многочис­ ленных собраний, следствия, судов — не отступилась. Перебираю в памяти, сколь­ ко раз за сколько лет жало­ бами Жихаревой занимались различные инстанции: в учили­ ще, во Всесоюзном рыбопро­ мышленном объединении «Сев- рыба», в Министерстве рыбно­ го хозяйства, в обкоме КПСС, в облсовпрофе, в прокурату­ рах, судах... — А чего вы сейчас доби­ ваетесь? — Как это, чего? — Вален­ тина Люциановна негодует. — Справедливости! Пусть анну­ лируют уголовное дело. И признают, что меня понапрас­ ну осудили, ри за что. Ни за что? Приведу выдерж­ ку из материалов одной лишь проверки училища. Одной из многих и очень типичной для деятельности методиста Жи­ харевой. «При выборочной проверке 50 учебны х карточек учащ ихся отделения заочного обучения выявлено: 1. С правки на опла­ чиваемые учебные отпуска вы ­ даю тся с грубы м наруш ением приказа М инистерства: Барано- хрусталя курсантского ломят­ ся, взяточница!» И это — лю­ дям абсолютно честным, ра­ ботающим в училище не пер­ вый десяток лет. Грязью человека облить легко, отмыться — трудно. На это и рассчитывала Жихарева Валентина Люциановна, мето­ дист. Стиль ее отношений с кол­ легами совершенно равнознач­ но распространялся и на ру­ ководство. Вот одно из заяв­ лений на имя бывшего на­ чальника училища, тоже ти­ пичное: «Прошу вас прекратить каж­ додневные интриги. Тан ВЫДЯ на работу после болезни, обна. ружила в понедельник опеча­ танный сейф, во вторник вы пригласили меня на «беседу» выяснить вопросы, которые мне ясней ясного, в среду про­ изводственное совещание, на котором обсуждались только мои «ошибки», а через час после него по вашему указа- лютнои дисциплине. В училище штормило. Ка­ кая бы грязная сплетня ни расползалась по коридорам, какая бы обида ни расплески­ валась слезами в кабинете на­ чальника, следы непременно выводили на один источник: Жихареву Валентину Люциа- новну, методиста. Последней каплей, заставив­ шей Ю. Б. Пруткова от уве­ щевательных слов перейти к делу, была докладная препо­ давательницы английского язы­ ка А. Б. Шуваловой: «Почему учащийся Петренко 3. М., не сдавший экзамен по языку, переведен на 5-й курс? — спра­ шивалось в ней. — На экзаме­ не он получил 2 , а в направ­ лении другими чернилами и не моей рукой поставлено 3. Про­ шу считать эту оценку недей­ ствительной. Накануне экза­ мена ко мне приходила Жиха- «Это — пощечина всему коллективу. Человек, осужден­ ный народным судом, пре­ ступница, приговоренная к уго­ ловному наказанию, как ни в чем не бывало вернулась на свое рабочее место. Как те­ перь работать! Как верить в справедливость закона!» [Из письма в редакцию кол- лектива Мурманского море­ ходного училища им. И. И. Месяцева). чп С БАРЬЕРАМИ ву — 18 дней (контрольны е работы не сданы); Л укаш евичу — 40 дней (задолженность по пяти предметам за 4-й курс); Ш орину — 40 дней (задолжен­ ность по пяти предметам); Че- лингаряну — 40 дней (задол­ ж енность по трем предметам). 2. Грубо наруш аю тся и н с т р у к­ ции перезачета дисциплин для поступающ их в училищ е по академическим справкам . На­ пример, учащ емуся Евграфову вместо двоек ставились трой ­ ки , четверки, пятерки, набав­ лялись необходимые для заче­ та часы. По отдельным пред­ метам в новых академических справках вместо зачетов про­ ставлялись экзам енационны е оценки, то есть совершался подлог. 3. Наруш алась и н с т р у к­ ция о переводе учащ ихся с кур са на кур с . Например, Бав- т р у к зачислен на 1-й ку р с 31 декабря 1973 года, переведен на 2-и ку р с 21 июня 1977 го­ да, то есть Б автрук обучался на первом курсе четыре года. Да­ лее. На 3-й кур с он переведен 31 марта 1980 г.; на 4-й — 27 июня 1980 г.; на 5-й — 13 о к ­ тября 1980 г., т. е. три послед­ них курса Б автрук закончил за 7 месяцев. И это не един­ ственный случай». Выводы, к которым приш ла эта ком иссия, тоже не новы и очень типичны для всех пре­ ды дущ их и последующ их: «Ме­ тодист Ж ихарева В. Л. слабо знает свои ф ункциональны е обязанности, занимаемой долж ­ ности не соответствует». За одиннадцать лет работы Валентины Люциановны в ММУ таких и других взысканий и выговоров было тоже один­ надцать. И почти после каждо­ го неизменно вставал вопрос об увольнении. Но увольнение не свершалось. С одной сто­ роны, на руку Жихаревой иг­ рали сложные и скандальные отношения с бывшим началь­ ником заочного отделения В. К. Пучковым, который так и не сумел ни совладать с Жихаревой, ни навести на от­ делении порядок. С другой стороны, главным козырем против увольнения методиста Жихаревой была... сама Валентина Люциановна. Точнее, ее характер и система взаимоотношений с коллега­ ми. В училище знали: тронешь Жихареву, житья не даст: жа­ лобами засыплет, грязью обо­ льет, не погнушается и домой с угрозами позвонить, и изде­ вательское письмецо прислать, как было с Г. И. Руссо. Запро­ сто при полном народе может сказать преподавателю, как сказала Ф. В. Басавиной: «А ты бриллиантами задарена», или «У тебя полки дома от нию звонок, чтоб я писала ка ­ кие-то объяснительные. П усть их вам пиш ут те, ком у что-то каж ется и ноторые вам науш ­ ничаю т. Прош у вас оставить меня в покое, либо вы яснить все сразу, а такж е сообщить, что ж е будет в ЧЕТВЕРГ, ПЯТ­ НИЦУ, СУББОТУ и т. д. К а к долго все это будет продол­ жаться? Вам хочется, чтобы меня ПОРОЛ ИЗОВАЛО, либо был инфаркт? Делайте свои задуманные действия по отно­ шению ко мне побыстрей, но при этом вспомните, что вы — КОММУНИСТ». Вы обратили# внимание на орфографию этого докумен­ та? В других подобных встре­ чается «цыкловая» комиссия, «посщитал», «к стати». Так пи­ шет методист учебного заве­ дения, то есть, по сути дела, наставник квалифицированных педагогов. Правда, этот на­ ставник, в отличие от своих подопечных, все одиннадцать лет работы в училище не име­ ла высшего образования. Нон­ сенс? Еще какой. Но все эти годы Валентина Люциановна с завидным постоянством учи­ лась по очереди я несколь­ ких вузах, из которых ее, так­ же по очереди, отчисляли за неуспеваемость. Наконец, по­ лучила диплом «в том, что она в 1963 году поступила в Севастопольский приборострои­ тельный институт и в 1984 го­ ду окончила полный курс Се­ веро-Западного политехниче­ ского института» по специаль­ ности технология машинострое­ ния, металлорежущие станки и инструменты». Двадцать один год учебы! Не много ли? Но, как заметил В. Б. Тушнин, заместитель начальника по учебной работе, если уж за двадцать один год учебы в вузах человек и писать-то по-русски правильно не вы учился, то вряд ли преуспел в технологии машиностроения, специальности, очень далекой от основной работы. Словом, в мореходном учи­ лище менялись преподавате­ ли, методисты, начальники, а Жихарева Валентина Люциа­ новна оставалась неизменной и незыблемой. В 1982 году стал начальни­ ком мореходки Юрий Борисо­ вич Прутков. Отважный, удач­ ливый капитан - тралфлотовец. Пришел и принес с собой чисто капитанские привычки к идеальному порядку и абсо- реза и просила принять у Пет­ ренко экзамен, сказав, что он блатник». Стали проверять личное де­ ло Петренко. Выяснилось, что кроме англи йского таким же образом проставлена несущ ест­ вующая четверка по эконом и­ ке, заверенная подписью той же Ж ихаревой. В скры лся и еще целый «букет» наруш ений, подлогов, пр ипи сок. Ж ихаревой объявили строгий выговор, материалы проверки передали в следственные органы . По за­ данию пр окуратуры , возбудив­ шей уголовное дело, в учи л и ­ ще прибыла новая представи­ тельная ком иссия, на этот раз из ВРПО «Севрыба». По вопи­ ющим результатам этой про­ верки Ж ихарева В. Л „ методист заочного отделения, при еди­ нодушном согласии проф кома была уволена «за системати­ ческое наруш ение ведения учеб­ ной д окум ентации, правил пе­ ревода учащ ихся, халатность и долж ностны е подлоги, завы ­ шение оценок при оформлении учебной карточ ки учащ егося О стровского В. Г. по предмету «детали машин» и отсутствие дат сдачи экзаменов, зачетов, перезачетов, наруш ение т р у ­ довой и производственной дис­ циплины по п. 3, ст. 33 КЗоТ РСФСР». Думали — все. Наконец-то можно будет спокойно рабо­ тать. Не размениваясь на скандалы, не опасаясь за учеб­ ную документацию. Но уво­ ленная обратилась в суд с ис­ ком о восстановлении на ра­ боту. Поскольку шло след­ ствие по уголовному делу, иск отложили до окончания раз­ бирательства. На время. Учи­ лище снова забурлило. Дело Жихаревой, следствие, ее иск о восстановлении обсуждались во всех кабинетах. Суд был продолжительным и нелегким. И приговор гласил: один год исправительных ра­ бот с удержанием 20 процен­ тов из заработка и лишение права на три года занимать должности, связанные с орга­ низационно - распорядитель­ ными функциями и препода­ вательской деятельностью. Очень бы хотелось поста­ вить здесь точку. Но... Государственный акт амни­ стии, объявленный в честь 40- летия Победы в Великой Оте­ чественной войне, освободил осужденную Жихареву от всех мед наказания. Снова выплыл из недр гражданского судо­ производства ее иск о восста­ новлении на прежнем месте работы в связи с амнистией. И в то время, когда большая часть коллектива мореходки нежилась в летних отпусках, Жихареву Валентину Люциа- новну решением суда восста­ новили на прежнем месте ра­ боты. С выплатой денежной компенсации за вынужденный прогул. Объяснялось все до смеш­ ного просто: приказ об уволь­ нении Жихаревой, с точки зре- •« ния суда, был составлен не­ верно. И Жихарева Валентина Лю­ циановна, отгуляв летний от­ пуск на крымских пляжах, во­ царилась на прежнем месте — только теперь в отдельном кабинете с персональной таб^- личной. Работать с ней в од­ ном помещении охотников не нашлось. Трудно передать те чувст­ ва, которые охватили работ­ ников училища, вернувшиеся из отпусков, при этом изве­ стии. Смятение? Негодование? Недоумение? Все это слишком слабо. Точнее говоря, коллек­ тив был в глубоком шоке. Смысл высказываний педагогов сводился к одному: «Нам нет дела до формулировок, пре­ ступнице в стенах учебного заведения места быть не долж­ но». Увы, какие бы святые чув­ ства ни обуревали сейчас кол­ лектив училища, в какие бы праведные слова ни облекался их гнев — решение суда есть. И это решение — закон. Стало быть, суд, восстанав­ ливая на работе бывшего ме­ тодиста, восстановил справед­ ливость? Так? Должно быть так. По всей логике гуман­ ных и беспристрастных наших законов. Получилось — иначе. Заместитель председателя Мурманского областного суда по гражданским делам Л. С. Мирошникова, отвечая на воп­ рос, как все это могло про­ изойти, развела руками: «С точки зрения закона, все пра­ вильно». А потом добавила: «Когда думаю об этой исто­ рии, во мне борются два на­ чала. Как юрист, я не могу ни в чем упрекнуть суд, а как че­ ловек, я, конечно же, проте-,. стую против такого решения. ч Свести эти два начала воеди­ но не могу». В коллективе ММУ юристов нет. Там работают педагоги, преимущественно с большим стажем, воспитывающие буду­ щих командиров флота рыб­ ной промышленности. Но в этих обычных людях тоже борются два начала: безого­ ворочная вера в торжество правосудия и... неверие в это торжество вследствие факти­ ческого созерцания преступи ника. Как им, воспитателям, соединить это несоединимое? И как научить курсантов ве­ рить в то, в чем сомневаешь­ ся сам? В письме коллектива учили­ ща в редакцию есть такая фра­ за: «В стране действует пре­ красный и справедливый за­ кон о трудовых коллективах/ Но и в нем, к сожалению, нет пункта о. том, что именно тру­ довой коллектив имеет пер­ воочередное право голоса, когда решается вопрос, быть или не быть в коллективе че­ ловеку непорядочному, кото­ рый дезорганизует работу, портит моральный климат». Не знаю, будет ли когда- нибудь реализовано это пред­ ложение, но работники ММУ совершенно уверены в том, что восстановление Жихаревой — бессмыслица, нелепость, ЧП. Они считают, что одна- единственная табличка с име­ нем Жихаревой на заочном' отделении может перевесить все многостраничные тома и методические указания по вос­ питательной работе среди учащихся. В том-то и дело Н. НЕЧАЕВА. 20 декабря IMS года 8 РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz