Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.
• В редакцию пришло п и с ь м о . . .9 Н А ЗАОЧНОМ отделении Мурманского мореходного училища уныло. На вечернем, этажом ниже, шумно, смеш ливо, приветливо, а здесь — тягостная какая-то, тревожная тишина. Сотрудники разгова ривают меж собой редко и неохотно, обязательно погля дывая на дверь: не приоткры та ли? Не присутствует ли по близости всевидящее око и всеслышащее ухо Жихаревой Валентины Люциановны, мето диста. Ведь никто не знает: как, когда и где прозвучит в следующий раз в своеобраз ном ее переложении случайно оброненная фраза о семье, детях или работе. Поэтому, даже когда дверь плотно за крыта, все равно — молчат. Не зря же Жихарева Валенти на Люциановна время от вре мени объявляет: «Вы все у меня под колпаком. На каж дого досье есть». В досье, ко нечно, не очень верится, а с другой стороны... Недавно у одной сотрудницы день рож дения был, она торт принесла. В обед чаю с этим тортом по пили. А вечером Жихарева Ва лентина Люциановна интере совалась у секретаря началь ника, есть ли приказ, запре щающий распивать чаи на ра бочем месте. Узнав, что при каза такого нет, заявила, что идет жаловаться в обком пар тии. И не обманула, пошла. Неуютно на заочном отделе нии мореходки. Около двери с табличкой «Жихарева В. Л., методист» толпятся курсанты. Тихо толпятся, нерешительно. Видно, переступать порог не очень хочется. Но ведь надо! Методичку получить или рас писание уточнить. Один, лет тридцати пяти, пошел. Не ус пел «здрасьте» сказать, голос хлестнул: «Ну, чего еще надо? Че по одному шастаете? На доели, сил нет». Жихаревой Валентины Люциановны голос. Галина Ивановна Вершкова, преподаватель ММУ, за три с лишним часа занятий на пять минут из аудитории не вышла. Как девчонка, боялась, что не нароком столкнется в коридо ре с Жихаревой. До сего дня удавалось Галине Ивановне, как и многим другим препо давателям, миновать заочное отделение, были свободные аудитории в главном здании. — Мне урок легче провести, чем с Жихаревой пять минут пообщаться, — и слезы из глаз. Слезы потому, что хоть и время прошло, а боль из сердце не уходит, обида не забывается. У подопечных радистов Г. И. Вершковой тогда значилась ■ расписании последняя лекция нурса по охране природы. На чался урон. Вдруг открывается дверь, в проеме человек трид цать судомеханико»: — Нас к вам Жихарева послала объеди ниться на лекцию. — Как же я вас объединю? У нас — по следний урок, а у йас предмет еще не начинался... Курсанты поняли, изви н и лись, вышли. Вдруг: дверь — ногой, врывается Жихарева. — Ты что самовольничаешь? Галина Ивановна оторопела. Этот хам ски й, грубы й ирик... Здесь же — кур са н ты ! В ко ридоре, куда Верш кова выве ла методиста, кр и н перерос в гу л ко отдававш ую ся брань. Слово «бездельница» было са мым ласковым из всех услы ш анны х тогда В ерш ковой Мне ведь давно не 17 лет... — Гали на Ивановна снова вытирает слезы. — Когда вернулась в аудиторию , курсан ты сесть по могли. Один лекарство иск.-л, другие успокаивали. А к а к кур са н ты успо кои ть могут? «Не переживайте, — говорят, — вчера Галина Ивановна Р ус со от нее плакала. Жихарева ведь со всеми — тан». А мне разве легче от того. В том то и дело, что — со всеми. И сейчас Валентина Люциа- нозна не отступилась от сво его амплуа. После многочис ленных собраний, следствия, судов — не отступилась. Перебираю в памяти, сколь ко раз за сколько лет жало бами Жихаревой занимались различные инстанции: в учили ще, во Всесоюзном рыбопро мышленном объединении «Сев- рыба», в Министерстве рыбно го хозяйства, в обкоме КПСС, в облсовпрофе, в прокурату рах, судах... — А чего вы сейчас доби ваетесь? — Как это, чего? — Вален тина Люциановна негодует. — Справедливости! Пусть анну лируют уголовное дело. И признают, что меня понапрас ну осудили, ри за что. Ни за что? Приведу выдерж ку из материалов одной лишь проверки училища. Одной из многих и очень типичной для деятельности методиста Жи харевой. «При выборочной проверке 50 учебны х карточек учащ ихся отделения заочного обучения выявлено: 1. С правки на опла чиваемые учебные отпуска вы даю тся с грубы м наруш ением приказа М инистерства: Барано- хрусталя курсантского ломят ся, взяточница!» И это — лю дям абсолютно честным, ра ботающим в училище не пер вый десяток лет. Грязью человека облить легко, отмыться — трудно. На это и рассчитывала Жихарева Валентина Люциановна, мето дист. Стиль ее отношений с кол легами совершенно равнознач но распространялся и на ру ководство. Вот одно из заяв лений на имя бывшего на чальника училища, тоже ти пичное: «Прошу вас прекратить каж додневные интриги. Тан ВЫДЯ на работу после болезни, обна. ружила в понедельник опеча танный сейф, во вторник вы пригласили меня на «беседу» выяснить вопросы, которые мне ясней ясного, в среду про изводственное совещание, на котором обсуждались только мои «ошибки», а через час после него по вашему указа- лютнои дисциплине. В училище штормило. Ка кая бы грязная сплетня ни расползалась по коридорам, какая бы обида ни расплески валась слезами в кабинете на чальника, следы непременно выводили на один источник: Жихареву Валентину Люциа- новну, методиста. Последней каплей, заставив шей Ю. Б. Пруткова от уве щевательных слов перейти к делу, была докладная препо давательницы английского язы ка А. Б. Шуваловой: «Почему учащийся Петренко 3. М., не сдавший экзамен по языку, переведен на 5-й курс? — спра шивалось в ней. — На экзаме не он получил 2 , а в направ лении другими чернилами и не моей рукой поставлено 3. Про шу считать эту оценку недей ствительной. Накануне экза мена ко мне приходила Жиха- «Это — пощечина всему коллективу. Человек, осужден ный народным судом, пре ступница, приговоренная к уго ловному наказанию, как ни в чем не бывало вернулась на свое рабочее место. Как те перь работать! Как верить в справедливость закона!» [Из письма в редакцию кол- лектива Мурманского море ходного училища им. И. И. Месяцева). чп С БАРЬЕРАМИ ву — 18 дней (контрольны е работы не сданы); Л укаш евичу — 40 дней (задолженность по пяти предметам за 4-й курс); Ш орину — 40 дней (задолжен ность по пяти предметам); Че- лингаряну — 40 дней (задол ж енность по трем предметам). 2. Грубо наруш аю тся и н с т р у к ции перезачета дисциплин для поступающ их в училищ е по академическим справкам . На пример, учащ емуся Евграфову вместо двоек ставились трой ки , четверки, пятерки, набав лялись необходимые для заче та часы. По отдельным пред метам в новых академических справках вместо зачетов про ставлялись экзам енационны е оценки, то есть совершался подлог. 3. Наруш алась и н с т р у к ция о переводе учащ ихся с кур са на кур с . Например, Бав- т р у к зачислен на 1-й ку р с 31 декабря 1973 года, переведен на 2-и ку р с 21 июня 1977 го да, то есть Б автрук обучался на первом курсе четыре года. Да лее. На 3-й кур с он переведен 31 марта 1980 г.; на 4-й — 27 июня 1980 г.; на 5-й — 13 о к тября 1980 г., т. е. три послед них курса Б автрук закончил за 7 месяцев. И это не един ственный случай». Выводы, к которым приш ла эта ком иссия, тоже не новы и очень типичны для всех пре ды дущ их и последующ их: «Ме тодист Ж ихарева В. Л. слабо знает свои ф ункциональны е обязанности, занимаемой долж ности не соответствует». За одиннадцать лет работы Валентины Люциановны в ММУ таких и других взысканий и выговоров было тоже один надцать. И почти после каждо го неизменно вставал вопрос об увольнении. Но увольнение не свершалось. С одной сто роны, на руку Жихаревой иг рали сложные и скандальные отношения с бывшим началь ником заочного отделения В. К. Пучковым, который так и не сумел ни совладать с Жихаревой, ни навести на от делении порядок. С другой стороны, главным козырем против увольнения методиста Жихаревой была... сама Валентина Люциановна. Точнее, ее характер и система взаимоотношений с коллега ми. В училище знали: тронешь Жихареву, житья не даст: жа лобами засыплет, грязью обо льет, не погнушается и домой с угрозами позвонить, и изде вательское письмецо прислать, как было с Г. И. Руссо. Запро сто при полном народе может сказать преподавателю, как сказала Ф. В. Басавиной: «А ты бриллиантами задарена», или «У тебя полки дома от нию звонок, чтоб я писала ка кие-то объяснительные. П усть их вам пиш ут те, ком у что-то каж ется и ноторые вам науш ничаю т. Прош у вас оставить меня в покое, либо вы яснить все сразу, а такж е сообщить, что ж е будет в ЧЕТВЕРГ, ПЯТ НИЦУ, СУББОТУ и т. д. К а к долго все это будет продол жаться? Вам хочется, чтобы меня ПОРОЛ ИЗОВАЛО, либо был инфаркт? Делайте свои задуманные действия по отно шению ко мне побыстрей, но при этом вспомните, что вы — КОММУНИСТ». Вы обратили# внимание на орфографию этого докумен та? В других подобных встре чается «цыкловая» комиссия, «посщитал», «к стати». Так пи шет методист учебного заве дения, то есть, по сути дела, наставник квалифицированных педагогов. Правда, этот на ставник, в отличие от своих подопечных, все одиннадцать лет работы в училище не име ла высшего образования. Нон сенс? Еще какой. Но все эти годы Валентина Люциановна с завидным постоянством учи лась по очереди я несколь ких вузах, из которых ее, так же по очереди, отчисляли за неуспеваемость. Наконец, по лучила диплом «в том, что она в 1963 году поступила в Севастопольский приборострои тельный институт и в 1984 го ду окончила полный курс Се веро-Западного политехниче ского института» по специаль ности технология машинострое ния, металлорежущие станки и инструменты». Двадцать один год учебы! Не много ли? Но, как заметил В. Б. Тушнин, заместитель начальника по учебной работе, если уж за двадцать один год учебы в вузах человек и писать-то по-русски правильно не вы учился, то вряд ли преуспел в технологии машиностроения, специальности, очень далекой от основной работы. Словом, в мореходном учи лище менялись преподавате ли, методисты, начальники, а Жихарева Валентина Люциа новна оставалась неизменной и незыблемой. В 1982 году стал начальни ком мореходки Юрий Борисо вич Прутков. Отважный, удач ливый капитан - тралфлотовец. Пришел и принес с собой чисто капитанские привычки к идеальному порядку и абсо- реза и просила принять у Пет ренко экзамен, сказав, что он блатник». Стали проверять личное де ло Петренко. Выяснилось, что кроме англи йского таким же образом проставлена несущ ест вующая четверка по эконом и ке, заверенная подписью той же Ж ихаревой. В скры лся и еще целый «букет» наруш ений, подлогов, пр ипи сок. Ж ихаревой объявили строгий выговор, материалы проверки передали в следственные органы . По за данию пр окуратуры , возбудив шей уголовное дело, в учи л и ще прибыла новая представи тельная ком иссия, на этот раз из ВРПО «Севрыба». По вопи ющим результатам этой про верки Ж ихарева В. Л „ методист заочного отделения, при еди нодушном согласии проф кома была уволена «за системати ческое наруш ение ведения учеб ной д окум ентации, правил пе ревода учащ ихся, халатность и долж ностны е подлоги, завы шение оценок при оформлении учебной карточ ки учащ егося О стровского В. Г. по предмету «детали машин» и отсутствие дат сдачи экзаменов, зачетов, перезачетов, наруш ение т р у довой и производственной дис циплины по п. 3, ст. 33 КЗоТ РСФСР». Думали — все. Наконец-то можно будет спокойно рабо тать. Не размениваясь на скандалы, не опасаясь за учеб ную документацию. Но уво ленная обратилась в суд с ис ком о восстановлении на ра боту. Поскольку шло след ствие по уголовному делу, иск отложили до окончания раз бирательства. На время. Учи лище снова забурлило. Дело Жихаревой, следствие, ее иск о восстановлении обсуждались во всех кабинетах. Суд был продолжительным и нелегким. И приговор гласил: один год исправительных ра бот с удержанием 20 процен тов из заработка и лишение права на три года занимать должности, связанные с орга низационно - распорядитель ными функциями и препода вательской деятельностью. Очень бы хотелось поста вить здесь точку. Но... Государственный акт амни стии, объявленный в честь 40- летия Победы в Великой Оте чественной войне, освободил осужденную Жихареву от всех мед наказания. Снова выплыл из недр гражданского судо производства ее иск о восста новлении на прежнем месте работы в связи с амнистией. И в то время, когда большая часть коллектива мореходки нежилась в летних отпусках, Жихареву Валентину Люциа- новну решением суда восста новили на прежнем месте ра боты. С выплатой денежной компенсации за вынужденный прогул. Объяснялось все до смеш ного просто: приказ об уволь нении Жихаревой, с точки зре- •« ния суда, был составлен не верно. И Жихарева Валентина Лю циановна, отгуляв летний от пуск на крымских пляжах, во царилась на прежнем месте — только теперь в отдельном кабинете с персональной таб^- личной. Работать с ней в од ном помещении охотников не нашлось. Трудно передать те чувст ва, которые охватили работ ников училища, вернувшиеся из отпусков, при этом изве стии. Смятение? Негодование? Недоумение? Все это слишком слабо. Точнее говоря, коллек тив был в глубоком шоке. Смысл высказываний педагогов сводился к одному: «Нам нет дела до формулировок, пре ступнице в стенах учебного заведения места быть не долж но». Увы, какие бы святые чув ства ни обуревали сейчас кол лектив училища, в какие бы праведные слова ни облекался их гнев — решение суда есть. И это решение — закон. Стало быть, суд, восстанав ливая на работе бывшего ме тодиста, восстановил справед ливость? Так? Должно быть так. По всей логике гуман ных и беспристрастных наших законов. Получилось — иначе. Заместитель председателя Мурманского областного суда по гражданским делам Л. С. Мирошникова, отвечая на воп рос, как все это могло про изойти, развела руками: «С точки зрения закона, все пра вильно». А потом добавила: «Когда думаю об этой исто рии, во мне борются два на чала. Как юрист, я не могу ни в чем упрекнуть суд, а как че ловек, я, конечно же, проте-,. стую против такого решения. ч Свести эти два начала воеди но не могу». В коллективе ММУ юристов нет. Там работают педагоги, преимущественно с большим стажем, воспитывающие буду щих командиров флота рыб ной промышленности. Но в этих обычных людях тоже борются два начала: безого ворочная вера в торжество правосудия и... неверие в это торжество вследствие факти ческого созерцания преступи ника. Как им, воспитателям, соединить это несоединимое? И как научить курсантов ве рить в то, в чем сомневаешь ся сам? В письме коллектива учили ща в редакцию есть такая фра за: «В стране действует пре красный и справедливый за кон о трудовых коллективах/ Но и в нем, к сожалению, нет пункта о. том, что именно тру довой коллектив имеет пер воочередное право голоса, когда решается вопрос, быть или не быть в коллективе че ловеку непорядочному, кото рый дезорганизует работу, портит моральный климат». Не знаю, будет ли когда- нибудь реализовано это пред ложение, но работники ММУ совершенно уверены в том, что восстановление Жихаревой — бессмыслица, нелепость, ЧП. Они считают, что одна- единственная табличка с име нем Жихаревой на заочном' отделении может перевесить все многостраничные тома и методические указания по вос питательной работе среди учащихся. В том-то и дело Н. НЕЧАЕВА. 20 декабря IMS года 8 РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz