Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.

• Морской днеёник (часть третья) • ГАДИМСЯ В ПЛЕТЕНУЮ корзи- ^ ну с металлическим верхним и нижним ободамц и прочным дном, прикрепленную одновременно к шкен­ телям обоих пришвартовавшихся су­ дов. Надеваем каски. Лебедчик трога­ ет рукоятку, и мы с Иваном Егоро­ вичем Дегтяревым стремительно взле­ таем над палубой. Между двумя бор- k тами, разделенными спаренными и встроенными наплавными и бортовыми кранцами, туго бьется о холодную сталь полоска далекой черной воды. Легкое движение рычага лебедки на соседнем судне, и другой шкентель увлекает нас туда. Быстрое скольже­ ние, толчок — вылезай, приехали! Каждый новый человек для моря­ ка — радость. Салон быстро заполня­ ется, хотя многие только что отстоя­ ли ночную шестичасовую вахту. Встречу с экипажами начальник промрайона начинает с добрых слов: похвалить человека, а тем более — группу людей, считает он, первейшее дело. Сам же наблюдает,, как теплеют исхлестанные солеными ветрами ли­ ца. Не так уж много нужно людям, чтобы вызвать у них заряд положи­ тельных эмоций, и как часто в су­ матохе будней мы забываем об этом. Затем Дегтярев напоминает, что в сентябре рыбаки Мурмана оказались в пролове. Более того, были «съеде­ ны» запасы прочности минувших ме­ сяцев. На исходе год и пятилетка. Уже обсуждает страна Основные на­ правления экономического и социаль­ ного развития на будущее. Секрета­ р и а т областного комитета партии вы­ нужден был принять специальное по- i становление по «Севрыбе». Непринужденно и постепенно он подводит людей к тому, что предсто­ ит им сделать в оставшееся до но­ вого года время, и каждыйдя думаю, осознает свою роль и значимость в общих заботах рыбаков Севера. Вско­ ре разговор идет уже о том, как при­ дется работать в 1986 году и в две­ надцатой пятилетке. С новостроя придут десятки судов. Но списано бу- ;дет еще больше. J ' 1 Значит, — Дегтярев делает ’длиндую паузу и внимательно смот- ■рит в зал, — работать придется еще напряженнее: мы должны довести к 1990 году, как сказано в проекте Ос­ новных направлений экономического и социального развития страны, про­ изводство пищевой рыбной продук- 5>.ш до 4,4—4,6 миллиона тонн и рыбных консервов — до 3 миллиар­ дов условных банок. Начинается самое интересное — вопросы с мест. Окончательно стира­ ется и без того нечеткая грань меж­ ду командой и гостями. Чего греха таить, есть руководители, которые боятся вопросов своих подчиненных. Члены этого штаба радуются — мень­ ше неясного, лучше работается, лю­ ди более осознанно делают евое дело. — Я понял так, — поднимается кто-то в последнем ряду, — судов по­ ступит меньше, чем пойдет- «на игол­ ки». Значит, неизбежно сокращение личного состава флотов? — Не волнуйтесь, — улыбается директор Баренцева моря (так назва­ ли Дегтярева на одном из судов). В безработного никто не превратится, — не та у нас социальная система. Каждый год флоты покидают по раз­ ным причинам многие люди: уходят ,. Ла отдых пенсионеры, кто-то разоча­ ровывается в нашей профессии, кого- то потянет в родную Молдавию или на Украину, или невесте наскучит ждать моряка. Отделы кадров примут поменьше новичков. И кое-кого уво­ лят, конечно, из лодырей или люби­ телей спиртного. — Почему в «Мурманрыбпроме» нет своего хозяйственно-посыльного судна — такого, как «Белолуцк» в «Севрыбхолодфлоте» или «Бестужев» в траловом? Они удобны почту подвезти, из продуктов кое-что, боль­ ного снять... — Как заказать с моря билеты на самолет или на поезд, чтобы, не те­ ряя времени в Мурманске, уехать в отпуск? Волнуют моряков и многие другие земные заботы. Особенно тех, чьи семьи не в Мурманске и кому прихо­ дится на берегу жить в Доме между­ рейсового отдыха. Их интересует, почему разнится плата за прожива- Цгае в ДМО тралового флота в Мур­ м а н с к е (1 рубль 40 копеек и дороже) | в Клайпеде .(только 20 ко­ пеек). — Когда судно в порту, — гово­ рит молодой бородач, — нас выпи­ сывают из ДМО. А куда идти? На суд­ не — подменная команда. Ночевать на вокзале? — Кое-кто из обслуживающего пер­ сонала ДМО, — поддерживает его сосед, — считает, что это учреждение создано для их удобства, а не для на­ шего: на моряков там смотрят как на обузу. — По договорам с администрацией почта должна находить нас в море не реже одного раза в месяц. А бывает, и четыре месяца подряд не видим газет и писем, — это уже кто-то из женщин подает голос, кажется, по­ вар. — В порту стеклянную посуду сдать невозможно. Мы собрали мно­ жество банок, хотели на вырученные деньги купить кое-что из спортинвен­ таря. Уплатили грузчикам, шоферу, возились, мыкались, но коммерсан­ тов из нас не получилось — «товар» реализовать не смогли. Выходит, сно­ ва — за борт? 4 С почтой сложнее. Конечно, поря­ док и в этом деле необходим. Но уж очень часто меняется обстановка на промысле. Суда переходят из одного района в другой, нередко мешки в письмами и газетами изрядно попу­ тешествуют, пока найдут своих адре­ сатов. Но должен совершенствовать работу и наш морской почтамт, и больше ответственности следует ждать от командиров судов, которым дове­ рен такой важный груз, как почта для рыбаков. Забота о чистоте моря, безусловно, похвальна, но, судя по тому, что вы­ сказывали промысловики, заверения хозяйственников на берегу и их кон­ кретные дела еще расходятся между собой. А послаблений в этом деле им ждать не следует. С загрязнением у нас ведется решительная борьба, и она будет возрастать, требования ста­ новятся все более жесткими. Так что организовать на берегу прием исполь­ зованной тары, посуды им в любом случае придется. 1 Н ТШ На эти и многие другие вопросы терпеливо и настойчиво отвечали чле­ ны штаба. На разных судах. Но я записывал эти вопросы, чтобы снова задать, уже на берегу', на более вы­ соком уровне — руководителям «Сев- рыбы»’ промысловых флотов, посколь­ ку проблемы затрагивались интерес­ ные и касались моряков не только этих судов, но и многих других. Вот что мне разъяснили. Хозяйственно-посыльных судов, как таковых, у нас на флотах нет. Для выполнения подобных поручений используются в каждом отдельном случае различные суда. Железнодорожные и авиационные билеты заказываются непосредствен­ но с моря, через свои флоты, и если где-то бывают осечки, неувязки, на­ до искать конкретных виновников в конкретных ситуациях. Действительно, рыбаки в Клайпе­ де платят меньше за проживание. Значительную часть этих расходов взяли на себя флоты. Что-то подоб­ ное у нас можно сделать после пе­ рехода наших флотов на новую систе­ му хозяйствования. При оформлении в ДМО и выпис­ ке из него администрация должна ру­ ководствоваться не тем, где находит­ ся судно, а имеет ли рыбак жилье на берегу, есть ли где ему отдохнуть. Все другие подходы — домыслы ад­ министраторов, и они будут пресе­ каться. Надо только, чтобы моряки не таили своих обид, не носили их с собой. По поводу неуважительного отно*' шения нужны конкретные факты, да- 1ы, фамилии. Почти на всех судах высказывались обиды, касающиеся отходов судов из порта. Все их многочисленные вари­ анты можно свести к двум. Во-первых, отходы часто переносятся. Назначает­ ся, скажем, время — 20.00. Все го­ тово. Судно заправлено топливом. Сыграны все тревоги. Но в 21.00 — отбой. Команда отпускается на берег до утра. В 9.00 сбор. И еще сутки судно вертится вокруг якоря на рей­ де. Во-вторых, часты отходы в празд­ ничные дни. Мне с горькой обидой говорили об этом на судах, которые взяли курс в море в День рыбака. 14 июля. Свой профессиональный празд­ ник, проведенный дома, они готовы компенсировать перевыполнением не одного суточного задания. Думается, нет непреодолимых препятствий, что­ бы пойти им навстречу. На БМРТ «Котельнич» поднялся старший механик Владимир Ивано­ вич Ильенко. Ему уже шестьдесят первый год. тридцать три из них он ходит в море. Немного найдется сре­ ди плавсостава таких старожилов. Его вопрос, как нередко бывает, когда говорят неравнодушные люди, пере­ растает в горячее, страстное выступ­ ление. — Мы понимаем, — говорил Вла­ димир Иванович, — план — закон. И мы добились этого на своем паро­ ходе (многие моряки по традиции на­ зывают пароходами даже самые сов­ ременные дизель-электроходы). Мат­ рос опоздал к отходу, говорим ему: «Ты нанес ущерб государству, судно из-за тебя, такой ты сякой, потеряло полчаса промыслового времени». Дру­ РЫБНЫЙ МУРМАН 5 гой припозднился па вахту — тоже получит свое: и КТУ снизим, и на собрании дадим жару. А тут девять суток, набрав полные трюмы, судид лежит в дрейфе в ожидании выгруЗ? ки. Тысячи рублей убытков! Ты сячу И что я скажу тому матросу, который опоздал на полчаса к отходу? Или т ф. му, который не услышал звонок бу* дйльника Перед вахтой? Еще эта неразбериха, — про* должал ветеран, — с утра поступает РДО (радиограмма): идете в порт «по зеленой». Снимаемся с якоря, буруц за кормой. Через несколько часой другая: следуйте к транспорту в та* кой-то квадрат. Перекладываем рули. Догоняет третья: у того транспорт^ нет свободных емкостей, дрейфуйтЙ в ожидании подхода следующего... Наиболее осязаемо подобное про­ изошло с БМРТ «Торжок» «Мурман- рыбпрома». Мы уже рассказывали ов этом. К сожалению, убедительны* объяснений мы пока не получили ни от руководителей, ни от парт­ кома флота. А их ждут рыбаки. Как-то вечером, когда закончился последний промысловый радиосове^ я спросил Дегтярева, мучают ли его самого вопросы, на которые он хо­ тел бы получить ответы. Он словно оказался там, в матросском салоне. — Вот, пожалуйста, —■ протянул мне журнал «Рыбное хозяйство». — На одной зарубежной верфи заложе­ но для нас крупнотоннажное головное промысловое судно (траулер-фаб­ рика), предназначенное для океаниче­ ского лова рыбы и переработки все­ го улова на борту. Четыре охлажден­ ных бункера вместимостью 50 кубо­ метров. В сутки можно морозить 75 тонн рыбы. Перевернем несколько страниц журнала — другая зарубеж­ ная верфь уже построила большой морозильный траулер с возможностя­ ми морозки 175 тонн рыбы в сутки, При этом все другие технические данные обоих судов отличаются мало. Выходит, с момента закладки судна на стапелях мы осознанно заплани­ ровали его отставание от передовых образцов. Почему бы не перезаклю­ чить заказ, пока есть время? Или не внести изменения в документацию? Ведь тип судна определяется мини­ мум на двадцать пять лет. Заложен­ ные сейчас будут работать в двад­ цать первом веке! БМРТ типа «Пуш­ кин» пришли к нам в середи­ не пятидесятых годов, а списываем мы их только сейчас. Кто-то же дол­ жен думать об этом! Волнуют Дегтярева и членов его штаба и проблемы, к сегодняшним за­ ботам имеющие, казалось бы, отда­ ленное отношение. Непродуманно да? ются номера промысловым судам. V, нас с «Запрыбой» имеются близнецы — 0436. В морях мы встречаемся f одних и тех же, и путаница бывае1 серьезная. Есть БМРТ «Викто; Стрельцов» и «Павел Стрельцов». Н любых радиоперекличках называются суда кратко. Попробуй разберись, ко­ торый тебе «Стрельцов» нужен? — Я не имею ничего против но* селка Шарья в Костромской области, — говорил мне Иван Егорович. —* Знаю, что есть там завод железобе­ тонных конструкций, производствен­ ное объединение «Шарьядрев» и жй- вут, там, наверно, хорошие люди. НО с какой стати так названо судно? А населенный пункт Щелья, имени ко* торого удостоилось другое, мне не удалось отыскать ни в энциклопеди­ ческом словаре, Нц в справочнике административно - территориального деления страны, ни в географиче* ской энциклопедии, ни в тодстом то­ ме почтовой индексации. В то же время у нас мало судов, которые но­ сят на борту имена прославленны* рыбацких капитанов, тралмейстеров, а том числе Героев Труда. Это уже вопросы к Министерству рыбного хозяйства СССР, куда мы ин и направим. Вопросы рыбаков задают немало хлопот хозяйственникам. Но они рож* даются не сами по себе. Не от нече* го делать, а отражают атмосферу подъема а собранности, которые сей­ час царят в стране, боевой, критичен ский настрой советских людей, стрем* ление их работать лучше. Й уже поэ­ тому ни один из этих вопросов на может остаться без ответа. С. ДАЩИНСКИЙ. Баренцево море, октябрь—ноябрь. 20 декабря1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz