Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.
• Морской днеёник (часть третья) • ГАДИМСЯ В ПЛЕТЕНУЮ корзи- ^ ну с металлическим верхним и нижним ободамц и прочным дном, прикрепленную одновременно к шкен телям обоих пришвартовавшихся су дов. Надеваем каски. Лебедчик трога ет рукоятку, и мы с Иваном Егоро вичем Дегтяревым стремительно взле таем над палубой. Между двумя бор- k тами, разделенными спаренными и встроенными наплавными и бортовыми кранцами, туго бьется о холодную сталь полоска далекой черной воды. Легкое движение рычага лебедки на соседнем судне, и другой шкентель увлекает нас туда. Быстрое скольже ние, толчок — вылезай, приехали! Каждый новый человек для моря ка — радость. Салон быстро заполня ется, хотя многие только что отстоя ли ночную шестичасовую вахту. Встречу с экипажами начальник промрайона начинает с добрых слов: похвалить человека, а тем более — группу людей, считает он, первейшее дело. Сам же наблюдает,, как теплеют исхлестанные солеными ветрами ли ца. Не так уж много нужно людям, чтобы вызвать у них заряд положи тельных эмоций, и как часто в су матохе будней мы забываем об этом. Затем Дегтярев напоминает, что в сентябре рыбаки Мурмана оказались в пролове. Более того, были «съеде ны» запасы прочности минувших ме сяцев. На исходе год и пятилетка. Уже обсуждает страна Основные на правления экономического и социаль ного развития на будущее. Секрета р и а т областного комитета партии вы нужден был принять специальное по- i становление по «Севрыбе». Непринужденно и постепенно он подводит людей к тому, что предсто ит им сделать в оставшееся до но вого года время, и каждыйдя думаю, осознает свою роль и значимость в общих заботах рыбаков Севера. Вско ре разговор идет уже о том, как при дется работать в 1986 году и в две надцатой пятилетке. С новостроя придут десятки судов. Но списано бу- ;дет еще больше. J ' 1 Значит, — Дегтярев делает ’длиндую паузу и внимательно смот- ■рит в зал, — работать придется еще напряженнее: мы должны довести к 1990 году, как сказано в проекте Ос новных направлений экономического и социального развития страны, про изводство пищевой рыбной продук- 5>.ш до 4,4—4,6 миллиона тонн и рыбных консервов — до 3 миллиар дов условных банок. Начинается самое интересное — вопросы с мест. Окончательно стира ется и без того нечеткая грань меж ду командой и гостями. Чего греха таить, есть руководители, которые боятся вопросов своих подчиненных. Члены этого штаба радуются — мень ше неясного, лучше работается, лю ди более осознанно делают евое дело. — Я понял так, — поднимается кто-то в последнем ряду, — судов по ступит меньше, чем пойдет- «на игол ки». Значит, неизбежно сокращение личного состава флотов? — Не волнуйтесь, — улыбается директор Баренцева моря (так назва ли Дегтярева на одном из судов). В безработного никто не превратится, — не та у нас социальная система. Каждый год флоты покидают по раз ным причинам многие люди: уходят ,. Ла отдых пенсионеры, кто-то разоча ровывается в нашей профессии, кого- то потянет в родную Молдавию или на Украину, или невесте наскучит ждать моряка. Отделы кадров примут поменьше новичков. И кое-кого уво лят, конечно, из лодырей или люби телей спиртного. — Почему в «Мурманрыбпроме» нет своего хозяйственно-посыльного судна — такого, как «Белолуцк» в «Севрыбхолодфлоте» или «Бестужев» в траловом? Они удобны почту подвезти, из продуктов кое-что, боль ного снять... — Как заказать с моря билеты на самолет или на поезд, чтобы, не те ряя времени в Мурманске, уехать в отпуск? Волнуют моряков и многие другие земные заботы. Особенно тех, чьи семьи не в Мурманске и кому прихо дится на берегу жить в Доме между рейсового отдыха. Их интересует, почему разнится плата за прожива- Цгае в ДМО тралового флота в Мур м а н с к е (1 рубль 40 копеек и дороже) | в Клайпеде .(только 20 ко пеек). — Когда судно в порту, — гово рит молодой бородач, — нас выпи сывают из ДМО. А куда идти? На суд не — подменная команда. Ночевать на вокзале? — Кое-кто из обслуживающего пер сонала ДМО, — поддерживает его сосед, — считает, что это учреждение создано для их удобства, а не для на шего: на моряков там смотрят как на обузу. — По договорам с администрацией почта должна находить нас в море не реже одного раза в месяц. А бывает, и четыре месяца подряд не видим газет и писем, — это уже кто-то из женщин подает голос, кажется, по вар. — В порту стеклянную посуду сдать невозможно. Мы собрали мно жество банок, хотели на вырученные деньги купить кое-что из спортинвен таря. Уплатили грузчикам, шоферу, возились, мыкались, но коммерсан тов из нас не получилось — «товар» реализовать не смогли. Выходит, сно ва — за борт? 4 С почтой сложнее. Конечно, поря док и в этом деле необходим. Но уж очень часто меняется обстановка на промысле. Суда переходят из одного района в другой, нередко мешки в письмами и газетами изрядно попу тешествуют, пока найдут своих адре сатов. Но должен совершенствовать работу и наш морской почтамт, и больше ответственности следует ждать от командиров судов, которым дове рен такой важный груз, как почта для рыбаков. Забота о чистоте моря, безусловно, похвальна, но, судя по тому, что вы сказывали промысловики, заверения хозяйственников на берегу и их кон кретные дела еще расходятся между собой. А послаблений в этом деле им ждать не следует. С загрязнением у нас ведется решительная борьба, и она будет возрастать, требования ста новятся все более жесткими. Так что организовать на берегу прием исполь зованной тары, посуды им в любом случае придется. 1 Н ТШ На эти и многие другие вопросы терпеливо и настойчиво отвечали чле ны штаба. На разных судах. Но я записывал эти вопросы, чтобы снова задать, уже на берегу', на более вы соком уровне — руководителям «Сев- рыбы»’ промысловых флотов, посколь ку проблемы затрагивались интерес ные и касались моряков не только этих судов, но и многих других. Вот что мне разъяснили. Хозяйственно-посыльных судов, как таковых, у нас на флотах нет. Для выполнения подобных поручений используются в каждом отдельном случае различные суда. Железнодорожные и авиационные билеты заказываются непосредствен но с моря, через свои флоты, и если где-то бывают осечки, неувязки, на до искать конкретных виновников в конкретных ситуациях. Действительно, рыбаки в Клайпе де платят меньше за проживание. Значительную часть этих расходов взяли на себя флоты. Что-то подоб ное у нас можно сделать после пе рехода наших флотов на новую систе му хозяйствования. При оформлении в ДМО и выпис ке из него администрация должна ру ководствоваться не тем, где находит ся судно, а имеет ли рыбак жилье на берегу, есть ли где ему отдохнуть. Все другие подходы — домыслы ад министраторов, и они будут пресе каться. Надо только, чтобы моряки не таили своих обид, не носили их с собой. По поводу неуважительного отно*' шения нужны конкретные факты, да- 1ы, фамилии. Почти на всех судах высказывались обиды, касающиеся отходов судов из порта. Все их многочисленные вари анты можно свести к двум. Во-первых, отходы часто переносятся. Назначает ся, скажем, время — 20.00. Все го тово. Судно заправлено топливом. Сыграны все тревоги. Но в 21.00 — отбой. Команда отпускается на берег до утра. В 9.00 сбор. И еще сутки судно вертится вокруг якоря на рей де. Во-вторых, часты отходы в празд ничные дни. Мне с горькой обидой говорили об этом на судах, которые взяли курс в море в День рыбака. 14 июля. Свой профессиональный празд ник, проведенный дома, они готовы компенсировать перевыполнением не одного суточного задания. Думается, нет непреодолимых препятствий, что бы пойти им навстречу. На БМРТ «Котельнич» поднялся старший механик Владимир Ивано вич Ильенко. Ему уже шестьдесят первый год. тридцать три из них он ходит в море. Немного найдется сре ди плавсостава таких старожилов. Его вопрос, как нередко бывает, когда говорят неравнодушные люди, пере растает в горячее, страстное выступ ление. — Мы понимаем, — говорил Вла димир Иванович, — план — закон. И мы добились этого на своем паро ходе (многие моряки по традиции на зывают пароходами даже самые сов ременные дизель-электроходы). Мат рос опоздал к отходу, говорим ему: «Ты нанес ущерб государству, судно из-за тебя, такой ты сякой, потеряло полчаса промыслового времени». Дру РЫБНЫЙ МУРМАН 5 гой припозднился па вахту — тоже получит свое: и КТУ снизим, и на собрании дадим жару. А тут девять суток, набрав полные трюмы, судид лежит в дрейфе в ожидании выгруЗ? ки. Тысячи рублей убытков! Ты сячу И что я скажу тому матросу, который опоздал на полчаса к отходу? Или т ф. му, который не услышал звонок бу* дйльника Перед вахтой? Еще эта неразбериха, — про* должал ветеран, — с утра поступает РДО (радиограмма): идете в порт «по зеленой». Снимаемся с якоря, буруц за кормой. Через несколько часой другая: следуйте к транспорту в та* кой-то квадрат. Перекладываем рули. Догоняет третья: у того транспорт^ нет свободных емкостей, дрейфуйтЙ в ожидании подхода следующего... Наиболее осязаемо подобное про изошло с БМРТ «Торжок» «Мурман- рыбпрома». Мы уже рассказывали ов этом. К сожалению, убедительны* объяснений мы пока не получили ни от руководителей, ни от парт кома флота. А их ждут рыбаки. Как-то вечером, когда закончился последний промысловый радиосове^ я спросил Дегтярева, мучают ли его самого вопросы, на которые он хо тел бы получить ответы. Он словно оказался там, в матросском салоне. — Вот, пожалуйста, —■ протянул мне журнал «Рыбное хозяйство». — На одной зарубежной верфи заложе но для нас крупнотоннажное головное промысловое судно (траулер-фаб рика), предназначенное для океаниче ского лова рыбы и переработки все го улова на борту. Четыре охлажден ных бункера вместимостью 50 кубо метров. В сутки можно морозить 75 тонн рыбы. Перевернем несколько страниц журнала — другая зарубеж ная верфь уже построила большой морозильный траулер с возможностя ми морозки 175 тонн рыбы в сутки, При этом все другие технические данные обоих судов отличаются мало. Выходит, с момента закладки судна на стапелях мы осознанно заплани ровали его отставание от передовых образцов. Почему бы не перезаклю чить заказ, пока есть время? Или не внести изменения в документацию? Ведь тип судна определяется мини мум на двадцать пять лет. Заложен ные сейчас будут работать в двад цать первом веке! БМРТ типа «Пуш кин» пришли к нам в середи не пятидесятых годов, а списываем мы их только сейчас. Кто-то же дол жен думать об этом! Волнуют Дегтярева и членов его штаба и проблемы, к сегодняшним за ботам имеющие, казалось бы, отда ленное отношение. Непродуманно да? ются номера промысловым судам. V, нас с «Запрыбой» имеются близнецы — 0436. В морях мы встречаемся f одних и тех же, и путаница бывае1 серьезная. Есть БМРТ «Викто; Стрельцов» и «Павел Стрельцов». Н любых радиоперекличках называются суда кратко. Попробуй разберись, ко торый тебе «Стрельцов» нужен? — Я не имею ничего против но* селка Шарья в Костромской области, — говорил мне Иван Егорович. —* Знаю, что есть там завод железобе тонных конструкций, производствен ное объединение «Шарьядрев» и жй- вут, там, наверно, хорошие люди. НО с какой стати так названо судно? А населенный пункт Щелья, имени ко* торого удостоилось другое, мне не удалось отыскать ни в энциклопеди ческом словаре, Нц в справочнике административно - территориального деления страны, ни в географиче* ской энциклопедии, ни в тодстом то ме почтовой индексации. В то же время у нас мало судов, которые но сят на борту имена прославленны* рыбацких капитанов, тралмейстеров, а том числе Героев Труда. Это уже вопросы к Министерству рыбного хозяйства СССР, куда мы ин и направим. Вопросы рыбаков задают немало хлопот хозяйственникам. Но они рож* даются не сами по себе. Не от нече* го делать, а отражают атмосферу подъема а собранности, которые сей час царят в стране, боевой, критичен ский настрой советских людей, стрем* ление их работать лучше. Й уже поэ тому ни один из этих вопросов на может остаться без ответа. С. ДАЩИНСКИЙ. Баренцево море, октябрь—ноябрь. 20 декабря1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz