Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.
Бригадному подряду -м орскую прописку О ТСЧЕТ — ОТ ХОЗРАСЧЕТА» — так называлась первая пуб ликация в еженедельнике научных положений о совер шенствовании на судах Северного бассейна бригадной формы организации и стимулирования труда («РМ», 1982, № 15J. На вопросы корреспондента отвечала кандидат экономических на ук, доцент кафедры экономики и эксплуатации флота МВИМУ Ирина Александровна Рогачева. Еще тогда, почти три года назад, читатели «Рыбного Мурмана» имели возможность вни мательно изучить ход эксперимента на ТР «Иркутск» управле ния «Севрыбхолодфлот». Его экипаж, основываясь на научных разработках И. А. Рогачевой, стал работать по-новому. В кон це 1982 года появилась статья И. А. Рогачевой и капитана-ди- ректора ТР «Иркутск» Н. П. Дружкова «За шагом — шаг» («РМ», № 49). Авторы вели речь о совершенствовании бригадной фор мы организации труда на основе привлечения рядовых членов экипажа к управлению производством на судне. Вскоре научные идеи И. А. Рогачевой взяли на вооружение моряки БАТ «Капитан Телов» Мурманского тралового флота. В течение почти трех лет еженедельник внимательно следил за работой этих экипажей. В прошлом году опыт моряков БАТ «Напитан Телов» был обобщен и ему посвящалась страница-пла кат «Сила коллективного разума» («РМ», 1984, № 37]. Высокие достижения в труде этих коллективов позвали в путь новых последователей. Автор статьи «Подводные камни формализма» В. И. Палехин показывает, как положительно влия ет на трудовые дела привлечение наибольшего числа рядовых моряков к управлению производством на ППР «Буссоль», «Глет чер», «Сказочник Андерсен» Мурманского тралового флота («РМ», 1985, № 47). Сегодня мы предлагаем вашему вниманию еще одно выступ ление И. А. Рогачевой. низации труда и социалисти ческой собственности. Эти ры баки не чувствовали себя «на емными рабочими» отдела кадров флота, а вместе с ка питаном несли полную ответ ственность перед государст вом за выполнение рейсового задания. Чем больше рыбаков, осо бенно из рядового состава, будут реально переживать за работу своего экипажа, кол лектива предприятия, флота и всей нашей страны, тем быст рее мы приблизимся к ленин ской мечте «привлечения все большего числа граждан, а затем и поголовно всех граж дан к непосредственному и ежедневному несению своей доли тягот по управлению го сударством» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 74). У ЧАСТИЕ ТРУДЯЩИХСЯ в управлении производст вом представляет собою важ ный экономический резерв, ос нованный на социальном фак торе. Внедрёние коллективной ском соревновании в феврале и апреле 1985 года. Экипаж ППР «Глетчер» уже выполнил план 1985 года по всем пока зателям, а в оставшееся до конца года время решил до полнительно изготовить пище вой рыбопродукции на 450 ты сяч рублей. В «Рыбном Мурмане» (№ 47, 22 ноября 1985 года) опубли кована статья В. И. Палехина «Подводные камни формализ ма», где рассказывается об опыте работы экипажей ППР «Глетчер» и «Буссоль» по примеру экипажа БАТ «Капи тан Телов». Интересно отме тить, что в качестве положи тельного опыта В. И. Палехин приводит примеры из жизни именно этих экипажей, где со зданы советы по службам и совет экипажа. И это не слу чайно! Кому же как не совету судомеханической службы, на пример, знать и свои упуще ния в работе, и свои резервы. В этом вопросе вряд ли ока жется полезным присутствие на совете судомеханической приятиях. Например, на Мур манской судоверфи генераль ный директор Б. Д. Иванов не подменяет функций председа теля совета бригадиров В. М. Кузнецова, так же как В. М. Кузнецов не выполняет обязан ностей генерального директо ра Б. Д. Иванова. Ведь Б. Д. Иванов и В. М. Кузнецов не «конкурирующие фирмы». Ад министрация судоверфи во главе со своим генеральным директором с помощью сове та бригадиров как коллектив ного органа рабочего управле ния совместно, сообща, «всем миром» решают одно государ ственное дело. Нецелесообразен механиче ский перенос бригадной фор мы организации труда по' об разцу береговых бригад на судоэкипажи, приравнивая су доэкипажи к бригадам (пусть даже к комплексным), пото/лу что автоматически обязанно сти бригадира переходят к капитану-директору. Попытка же совместить в одном лице две должности: D ПРОЕКТЕ Основных на- " правлений экономическо го и социального развития СССР на 12-ю пятилетку и до конца века предусматривается довести производство пищевой рыбной продукции до 4,4—4,6 Миллиона тонн и рыбных кон сервов — до трех миллиардов условных банок. Намечается повысить производительность труда на 10— 12 процентов и снизить себестоимость продук ции на 3—5 процентов. Выпол нение этих задач зависит - от ускорения интенсификации производства, повышения его 1 ффективности на базе науч но-технического прогресса. Флот рыбной промышленно сти вступает в новую пятилет ку с теми же основными фон дами — судами, с той же тех никой — судовыми машинами и механизмами, технологиче ским оборудованием, электро- радионавигационными и поис ковыми приборами, с той же технологией обработки рыбы и морепродуктов, которые ис пользовались в завершающей ся пятилетке. Следовательно, с первых дней 12 -й пятилетки успех де ла во многом будет опреде ляться использованием резер вов производства. Одним из таких резервов, как отмечает ся в проекте Основных направ лений экономического и со циального развития СССР, яв ляется активизация человечен ского фактора, развитие твор ческой инициативы трудящихся и их все более полное вовле чение в процесс управления производством, повышение ро ли трудовых коллективов в разработке планов и принятии хозяйственных решений, бе режливость, умелое расходо вание народных средств, ра циональное использование каж дого рубля, ликвидация бес хозяйственности, устранение непроизводительных расходов и потерь. Есть ли у нас, на флоте, эти резервы? Да, есть. Это внедре ние передового опыта экипа жей судов БАТ «Капитан Те лов» и ТР «Иркутск» по разви тию творческой инициативы рыбаков в процессе управле ния производством на судне, где в полной мере раскрылось значение человеческого фак тора. Например, экипаж БАТ «Ка питан Телов» в рейсе с 17 фев раля по 31 июля 1984 года (в этом году он в ремонте) вы полнил план по производи тельности труда на 139,2 про цента, себестоимость одной тонны обезличенной продук ции снижена на 16 рублей 20 копеек, план по прибыли перевыполнен на 779,7 тысячи рублей при стопроцентной от- 1 J грузке продукции потребите лям только первым сортом, 9 удельный вес разделанной продукции на 44 процента вы ше планового. Этим рейсом экипаж БАТ «Капитан Телов» завершил досрочно выполне ние заданий одиннадцатой пя тилетки по всем показателям. Успехи экипажа объясняются тем, что администрация, пар тийная, профсоюзная и комсо мольская организации судна подошли к работе по вовлече нию творческой инициативы рыбаков в процесс управления производством на судне не формально. Еженедельник «Рыбный Мур- ман» неоднократно освещал опыт работы экипажей БАТ «Капитан Телов» и ТР «Ир кутск» по совершенствованию коллективной формы органи зации труда на основе сове тов, которые были созданы в службах и производственных сменах. На этих судах каж дый четвертый член эки пажа являлся не только испол нителем кем-то принятых ре шений, но и участвовал в раз работке плановых мероприя тий на основе активного поис ка и выявления неиспользован ных резервов. Это значит, что четвертая часть экипажа, во влеченная в активный процесс управления производством, представляла собой образец хозяйского отношения к орга- организации труда и более вы сокого ее уровня — бригадно го подряда, как формы хоз расчета, позволили решить ряд важных вопросов в экономике народного хозяйства, особен но в строительстве. По мнению В. П. Серикова, бригадный подряд поднялся на принципе и чувстве соци альной справедливости, кото рый разбудил сначала в обык новенном, безликом исполни теле интерес к жизни, челове ческое достоинство, настоя щую социальную ярость про тив рутины. В данной статье автор не ставит перед собой задачу ис следования вопроса о возмож ности внедрения бригадного подряда на судах. Это дело будущего. Хотя отметим, что для его внедрения на судах предстоит сделать многое, на пример, разработать на уров не современных требований хозрасчетные принципы мате риальной заинтересованности экипажей и, что не менее важно, преодолеть инерцию «творческого» приспособления вместо истинного дела во имя дела. В соответствии с рекоменда циями секции рыбной промыш ленности при Мурманском об коме КПСС от 11 июля 1984 года, в которых отмечено: «Руководству управления тра лового флота и объединения «Мурманрыбпром» распрост ранить опыт работы экипажа БАТ «Капитан Телов», ускорить его внедрение на всех рыбо ловных судах на основе широ кого привлечения членов эки пажа и особенно рядового со става к укреплению производ ства», в Мурманском трало вом флоте опыт экипажа БАТ «Капитан Телов» находит все больше своих последователей. Например, к ним относятся экипажи производственных ре фрижераторов «Буссоль», «Глетчер», «Сказочник Андер сен». На этих судах в служ бах, по примеру БАТ «Ка питан Телов», созданы советы, которые отлично помогают капитанам - директорам. На ППР «Буссоль» и «Глетчер» в составе советов экипа жей 57 процентов занимают рядовые члены экипажа. По этому не случайно экипаж- ППР «Буссоль» завоевывал первое место во внутрифлот- службы, например, матроса- рыбообработчика. Даже в та ком частном вопросе, как, на пример, определение КТУ мо тористу, голосование матроса- рыбообработчика будет яв ляться формальным. Матрос- рыбообработчик может быть очень хорошим человеком, но он не стоит вахту в машинном отделении и не знает, как ра ботает моторист, поэтому в лучшем случае, как честный человек, он воздержится от голосования. Формальное же голосование вряд ли пойдет на пользу психологической об становке и моральному клима ту на судне. В равной мере это относит ся и к присутствию моториста, например, на совете произ водственной смены. Он будет присутствовать там формально для количества голосов, а не для пользы дела. В. И. Палехин совершенно правильно, на наш взгляд, счи тает, что производственные со веты в условиях, когда на суд не создан совет экипажа, яв ляются лишними, дублирую щими звеньями. Хотелось бы остановиться еще на одном вопросе, кото рый поднят в статье В. И. Па лехина. Это вопрос о совме щении процесса демократиза ции управления и единонача лия капиуана-директора. Ответ на этот вопрос анало гичен тому, как этот вопрос решается на береговых пред- переая — капитан-директор (назначаемая) и вторая — бригадира (выборная) являет ся противоестественной. Капитан-директор был, есть и будет нести единоличную от ветственность как за жизнь людей на борту судна' и со хранность социалистического имущества, так и за выполне ние плана. Вопрос решается в принци пе просто. Если в службах и производственных сменах со зданы советы (как на БАТ «Капитан Телов», ППР «Глет чер», ППР «Буссоль»), то со здаваемый совет экипажа (вме сто производственного сове та), пользуясь «береговой» терминологией, есть не что{ . , иное, как совет бригадиров, Советом экипажа (как и сове том бригадиров) может руко водить любой член экипажа, наделенный доверием коллек тива, который вместе с адми нистрацией судна во главе с капитаном-директором будет делать одно общее дело — обеспечивать выполнение Про довольственной программы страны. Такое решение вопроса бу дет находиться в строгом со ответствии с Законом о тру довых коллективах, Кодексом торгового мореплавания СССР, Уставом службы на судах фло та рыбной промышленности СССР и, наконец, с традиция ми русского флота, от Петра Первого до наших дней: никто не вправе вмешиваться в зону компетенции капитана-директо- ра, учитывая, что работа эки пажа осуществляется в усло виях повышенной опасности. Внедрение передового опы та экипажей судов по разви тию творческой инициативы и их все более полному вовле чению в процесс управления производством дает, как пока зывает практика, положитель^ ньш социально-экономический эффект без дополнительных затрат, поэтому ЦК КПСС на зывает активизацию человече ского фактора делом обще партийным, общенародным, делом каждого трудового кол лектива, каждого работника, каждого из нас.^ р()ГАЧЕВА зам. декана по научной ра боте факультета повышения квалификации МВИМУ им. Ленинского комсомола. Ри сункн Е. К О Б З Е В О Й . 2d декабря Ш5 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz