Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.

Вечером 6 пятницу ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС1 ФОТОКОНКУРС «ОБЪЕКТИВ85» Не удивлять — удивляться 1 <Снег, снег, снег, снег, Снег над палаткой кружится, ёот и закончился наш краткий ночлег> «Над Канадой небо сине, Меж берез дожди косые. Так похоже на Россию, Только все же не Россия.» «...А я иду по деревянным городам, Где мостовые скрипят, как половицы.» Это строки из песен Алек­ сандра Городницкого, поэта и композитора, песен, мгновенно узнаваемых, любимых многи­ ми мурманчанами, особенно моряками. Рожденные на ру­ беже конца 50-х, начала 60-х годов, эти песни прошли про­ верку временем. И оказалось: они так созвучны мыслям, чувствам слушателей, что каж ­ дое новое поколение считает их своими. Сужу об этом по недавне­ му выступлению Городницкого в одном из Дворцов культуры Москвы. Партер, бельэтаж, балкон — все заполнено до отказа. Люди стоят вдоль стен, сидят на ступеньках про­ ходов. Они пришли на свида­ ние с поэтом и его песнями. Г о р о д н и ц к и й , х у д о щ а в ы й , в ы ­ с о к и й . т о р ж е с т в е н н ы й в сво е м Т е м н о м к о с т ю м е , п е л , ч и т а л с т и х и , в с п о м и н а л б ы л о е , и д а ­ ж е те м , к т о в с т р е т и л с я с н и м в п е р в ы е , с т а н о в и л о с ь в с е я с ­ н е е : л и р и ч е с к и й ге р о й е го п е ­ се н — э т о о н с а м . М о р е п л а в а ­ те л ь и п у т е ш е с т в е н н и к , ге о л о г й с л е д о п ы т , с л о в о м , н е и с ­ п р а в и м ы й б р о д я га -р о м а н т и к . И в с а м о м д ел е, А . М . Г о р о д н и ц - н и й , д о к т о р ге о л о г и ч е с к и х н а ­ у к , ч л е н С о ю за п и с а т е л е й С С С Р , н е м а л о п о м о т а л с я п о с в е т у . Г о р д и т с я те м , ч т о б ы л у ч а с т н и к о м э к с п е д и ц и и , к о т о ­ р а я и с к а л а сл е д ы л е ге н д а р н о й А т л а н т и д ы . П о в и д а л т а н и е э к ­ з о т и ч е с к и е м е с та , к а к А з о р с к и е о с т р о в а , Г в а д е л у п а , У р у гв а й ... 17 л е т р а б о та л в С и б и р и , в з н а м е н и т о м Т у р у х а н с к о м к р а е . Т а м о н и н а п и с а л п е с н ю , к о т о ­ р а я н а ч и н а е т с я с л о в а м и : «О т з л о й т о с к и н е м а т е р и с ь . С е­ го д н я т ы б е з с п и р т а п ь я н . Н а м а т е р и н , н а м а т е р и н у ш е л п о ­ с л е д н и й н а р а в а н » . В п е р в ы е ее т е к с т н а п е ч а т а н в с б о р н и к е с т и х о в Г о р о д н и ц к о го , н о т о р ы й в ы ш е л в с в е т в п р о ш л о м го д у в и з д а т е л ь с т в е « С о в е т с ки й п и с а т е л ь » . В о т к а к у ю и с т о р и ю в с в я з и с э то й п е с н е й р а с с к а ­ за л а в т о р : — Однажды, много лет назад, еще в Сибири, я услы­ шал ее в исполнении хмурых бородачей. Понятно, я обра­ довался встрече с родственни­ цей и в порыве благодарности поведал бородачам, что перед ними автор. Что они мне на это признание ответили — всего передавать не буду, скажу в двух словах: «Ишь, шустрый какой выискался. Наша эта песня, народная. По­ нял?» Я понял. Позже слышал ее не раз, в измененных ва­ риантах, но скромно помал­ кивал. А теперь ее напеча­ тали, и я вроде узаконен в правах на нее. Нечто похожее происходило И с его «Деревянными горо­ дами» с той лишь разницей, что «отнятую» у Городницкого песню приписывали Юрию Визбору. — Юре она очень нрави­ лась, и он пел ее наравне со своими, — сказал Александр Михайлович. — В конце пяти­ десятых годов квартира на Неглинной, где жили молодые тогда Визбэр и Ада Якушева, была песенным центром Мо­ сквы. Н е м у д р е н о б ы л о с п у т а т ь , к о ­ м у и з д р у з е й п р и н а д л е ж и т п е с н я — Г о р о д н и ц к о М у и л и В и з б о р у , п о т о м у ч т о оба с у м е ­ л и у в и д е т ь к р а с о т у и п о э з и ю о б ы д е н н о го : л ы ж , к о т о р ы е у п е ч к и с т о я т , м о с т о в ы х , с к р и п я ­ щ и х , к а к п о л о в и ц ы . У в и д е т ь — и с л о ж и т ь п е с н ю . « П у с т ь п р о ­ х о д и т с го д а м и ж е л а н и е у д и в ­ л я т ь , л и ш ь б ы о с т а в а л о с ь ж е ­ л а н и е у д и в л я т ь с я » , — с к а з а л Г о р о д н и ц н и й . И еще один момент вечера* встречи, связанный с Визбо­ ром. Александр Михайлович спел песню, посвященную дру­ гу. И эта щемящая нота скор­ би о безвременно ушедших бардах звучала потом не раз. Запомнились строчки из пес­ ни «Памяти Владимира Высоц­ кого»: «...И застыла одинокая гитара, как собака над хозяй­ скою могилой». Вот так, то с грустью, то в юмором, вел Городницкий диа­ лог с залом. Почему диалог? Он отвечал на записки, кото­ рыми щедро, будто цветами, осыпали его слушатели. — Кому из современных поэ­ тов вы отдаете предпочтение? — Давиду Самойлову, Алек­ сандру Кушнеру, Владимиру Шефнеру. И Михаилу Лермон­ тову. Вот послушайте стихи о нем... — Ваше отношение к рома­ ну Чингиза Айтматова «И дольше века длится день»? — Замечательный роман! Свое отношение к нему выра­ зил а песнях, заказанных мне для спектакля «Буранный по­ лустанок». — Любите ли вы пародии на себя? — Представьте — да, люб­ лю. Даже коллекционирую. Встречаются очень смешные. — Приходилось вам видеть, как работают рыбаки? Ваше мнение о рыбацкой профес­ сии? — И видеть довелось, и петь для них. По-моему, профессия эта не для слабаков. Кто-то из зрителей свою записку сложил самолетиком и пустил на сцену. Городниц­ кий поймал «самолетик» под одобрительный смех зала. Так же на лету «ловил» он и просьбы исполнить ту или иную песню. «Опять ретро, — произносил озадаченно. — У меня и новенькое есть». Но просьбы, по возможности, удовлетворял. Видно было, что устал (шел третий час встречи), но пел и читал о двух памят­ никах Гоголю, летчике'Уточки­ не, о Донском монастыре, об Эгейском море... Припомнил высказывание Ю. Визбора: «У каждого уважающего себя поэ­ та есть своя пиратская песня» и пропел свою «Пиратскую». Хотел на этом закончить встречу, но не устоял под шквалом аплодисментов, сдал­ ся на милость публики. Улыба­ ясь, предложил: «Давайте спо­ ем вместе». И под сводами большого зала Дворца культу­ ры зазвучало сотнеголосое: «И жить еще в надежде До той поры, пока Атланты небо держат На каменных рука::». Остается в конце, как в спортивном репортаже, пояс­ нить, что встреча с А. Город- - ницким была организована правлением Московского го­ родского клуба самодеятель­ ной песни. Специально для мурманчан репортаж вела Г. ПОПОВА. I 0 СПОРТМИНУТКА В РЕЙСЕ. Фото В. ВИКТОРОЗА. ДОСЬЕ ВСЕЗНАИКИ ПАРОДИЯ С О В Р Е М Е Н Н Ы Е П И Р А Т Ы П о д а н н ы м О ОН, т о л ь к о у б е р е го в Т а и л а н д а в Ю ж н о - К и т а й с к о м м о р е с 1980 го д а п и р а т ы у б и л и 1.376 ч е л о в е к, п о д в е р гл и р а з н ы м ф о р м а м н а ­ с и л и я 2 .2 8 3 ч е л о в е ка и п о х и ­ т и л и 59 3 ч е л о в е ка . В се б о л ь ш е п и р а т с к и х б а н д о р у д у е т т а н ж е у б е р е го в З а п а д н о й А ф р и к и , в К а р и б с к о м б а с с е й н е , у б р а з и л ь ­ с к о г о п о б е р е ж ь я . Ч а щ е в с е го ц е л ь ю ф л и б /с т ь е р о в X X в е ка я в л я е т с я з а х в а т с у д о в и и с ­ п о л ь з о в а н и е и х д л я к о н т р а б а н ­ д ы н а р к о т и к о в . Э Л Е К Т Р О Н Н Ы Е К А Н Д А Л Ы З а к л ю ч е н н ы е в ш т а т е Н ь ю - М е к с и к о (С Ш А ) м о г у т с а м и о п ­ р е д е л я ть , гд е и м о т б ы в а т ь н а ­ к а з а н и е — в т ю р ь м е и л и д о ­ м а , н о п р и у с л о в и и , ч т о о н и б у д у т п о с т о я н н о н о с и т ь н а н о ­ га х с п е ц и а л ь н о и з о б р е т е н н ы й э л е к т р о н н ы й б р а с л е т . В с л уч а е , е с л и у з н и к р е ш и т п о к и н у т ь д о м и л и с н и м е т б р а с л е т , в м о н ­ т и р о в а н н ы й а п п а р а т п о д а с т с и г н а л в б л и ж а й ш и й п о л и ц е й ­ с к и й у ч а с т о к . К лешему «Помани меня, леший, мужскою усмешкой, Теплым запахом шерсти йа волчьей груди. Под- закрытым окошком лениво помешкай, А потом погрози мне и тихо уйди». Светлана СОМОВА. («Литературная Россия», № 11, 1984 г.) А ко мне по весне вдруг повадился леший — На цветущую яблоню сядет в саду И усмешкой оттуда волнует и тешнт... Ну, смелее, дружок, помани — я приду! А чего не пойти? Ухмыляется мило, Так и хочется шерстку погладить рукой... Хоть нечистая, знаю, а все-таки сила. Может, лучше она, чем совсем никакой. И пускай говорят, что лохматый и древний, Все же с ним, я уверена, будет верней. А что делать еще, если в нашей деревне Не осталось здоровых, непьющих парней? -s.! А. МУРАЙ. КРОССВОРД ПО Г О Р И З О Н Т А Л И : 1. С у д н о д л я п л а в а н и я во л ь д а х . 5. Л е ­ т а т е л ь н ы й а п п а р а т тя ж е л е е в о з д у х а . 9. Р у к о в о д и т е л ь ф а ­ к у л ь т е т а в в у з е . 10. О с н о в н а я е д и н и ц а м а с с ы . 12. У с т р о й с т в о д л я с о х р а н е н и я в ж и в о м ви д е п о й м а н н о й р ы б ы . 15. О с н о в н а я у го л ь н о -м е т а л л у р ги ч е с к а я б а за Ф Р Г . 16. Е д и н и ц а п л о щ а д и в с и с т е м е а н г л и й с к и х м ер. 17. Т в е р д ы е а т м о с ф е р н ы е о с а д к и . 18. И з в е с т н ы й с о в е т с к и й к и н о ­ о п е р а то р у 20. Г о с у д а р с т в о в Ю го -В о с т о ч н о й А з и и , н а п о л у ­ о с т р о в е И н д о к и т а й . 21. У ч а с т о к б е р е га м о р я , о з е р а и л и р е к и С п р и л е га ю щ е й в о д н о й п л о ­ щ а д ь ю . 22. У м е н и е д е р ж а т ь се ­ бя п о д о б а ю щ и м о б р а зо м . 24. П о го н щ и к с о б а к, з а п р я ж е н н ы х в н а р т ы . 26. Д е та л ь м а ш и н ы , п е р е д а ю щ а я к р у т я щ и й м о м е н т и п о д д е р ж и в а ю щ а я в р а щ а ю - [71 □ 2 9 45 - ш Н □ ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 49 По горизонтали: 2. «Риголет­ то». 7. «Кандид». 8. Гравер. 9. Циклотрон. 12. Даммара. 17^ Брабант. 20. Пловдив 21. Ка­ тапульта. 22. Громоотвод. 24. Инфанта. 25. Домкрат. 27. Аво­ кадо. 31. Мельников. 32. Гно­ мон.’ 33. Картуш. 34. Перель­ ман. По вертинали: 1. Плезиозавр. 3. Иридий. 4. Тургор. 5. Капи­ ца. 6. Резеда. 10. Банкаброш. 11. Андромеда. 13. Механик. 14. Ряпушка. 15. Плотина. 16. «Риорита». 18. Рокотов. 19. Бортник. 23. Тарантелла. 26. Рапана. 28. Орадур. 29. Реноме. 30. Монада: щиеся детали. 28. Плотная льняная или хлопчатобумажнай тнань с рисунком в виде про­ дольны х полос. 30. Полоса поч­ вы, образуемая при вспашке. 33. Род хвойных вечнозеленых деревьев. 35. Наиболее передо­ вая, деятельная часть ко ллек ­ тива, организации. 36. Род од­ нолетних трав семейства ама­ рантовых. 37. Перерыв между актами сценического представ­ ления. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Участник спортивного состязания, иду­ щий впереди. 2. Рабочий в пор­ ту. 3. Река на юге Сибири, пра­ вый приток Енисея. 4. Л егк о­ вой автомобиль «Ж и гу л и » в экспортном исполнении. 5. Од­ но из древнейших названий поселений у славян. 6. В спор­ те — мягкая подстилка, ма­ трац. 7. Марка легковых и других автомобилей итальян­ ского концерна «Ф и а т». 8. Еже­ месячный журнал Министерст­ ва культуры СССР. 12. Дере­ вянная или пластмассовая труб­ ка для аускультации легних, сердца, сосудов и других о р ­ ганов. 13. Человек, испытываю­ щий и эксплуатирующий кл-- мическую технику в космиче­ ском полете. 17. Торжественная форма приветствия или отда­ ния почестей. 19. Движение воздуха относительно земной поверхности. 26. Время года. 27. Млекопитающее семейства иуньих. 28. Марка легковы х и грузовых автомобилей, выпу­ скаемых в ЧССР. 29. Боковая сточная канава для отвода по­ верхностных вод с полотна и откосов выемки дороги. 31. Орган высших растений, вы­ полняющий функции фотосин­ теза и газообмена. 32. Пахотное орудие. 34. Название двух ро­ дов длиннохвостых попугаев. 35. Официальный документ. От цифры вправо вниз: 11. Заслуженный летчик-испыта­ тель СССР, испытатель первого сверхзвукового ТУ-144. От цифры влево вниз: 14. Наружное отверстие русской печи. От цифры вниз влево: 23. Многострунный щипковый му­ зыкальный инструмент. От цифры вниз вправо: 25. Жилище перекосного типа ко­ чевых народов. ,.4- Составил К. ПЕТЮК. 13 декабря 1985 года^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz