Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.
Вечером 6 пятницу ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС1 ФОТОКОНКУРС «ОБЪЕКТИВ85» Не удивлять — удивляться 1 <Снег, снег, снег, снег, Снег над палаткой кружится, ёот и закончился наш краткий ночлег> «Над Канадой небо сине, Меж берез дожди косые. Так похоже на Россию, Только все же не Россия.» «...А я иду по деревянным городам, Где мостовые скрипят, как половицы.» Это строки из песен Алек сандра Городницкого, поэта и композитора, песен, мгновенно узнаваемых, любимых многи ми мурманчанами, особенно моряками. Рожденные на ру беже конца 50-х, начала 60-х годов, эти песни прошли про верку временем. И оказалось: они так созвучны мыслям, чувствам слушателей, что каж дое новое поколение считает их своими. Сужу об этом по недавне му выступлению Городницкого в одном из Дворцов культуры Москвы. Партер, бельэтаж, балкон — все заполнено до отказа. Люди стоят вдоль стен, сидят на ступеньках про ходов. Они пришли на свида ние с поэтом и его песнями. Г о р о д н и ц к и й , х у д о щ а в ы й , в ы с о к и й . т о р ж е с т в е н н ы й в сво е м Т е м н о м к о с т ю м е , п е л , ч и т а л с т и х и , в с п о м и н а л б ы л о е , и д а ж е те м , к т о в с т р е т и л с я с н и м в п е р в ы е , с т а н о в и л о с ь в с е я с н е е : л и р и ч е с к и й ге р о й е го п е се н — э т о о н с а м . М о р е п л а в а те л ь и п у т е ш е с т в е н н и к , ге о л о г й с л е д о п ы т , с л о в о м , н е и с п р а в и м ы й б р о д я га -р о м а н т и к . И в с а м о м д ел е, А . М . Г о р о д н и ц - н и й , д о к т о р ге о л о г и ч е с к и х н а у к , ч л е н С о ю за п и с а т е л е й С С С Р , н е м а л о п о м о т а л с я п о с в е т у . Г о р д и т с я те м , ч т о б ы л у ч а с т н и к о м э к с п е д и ц и и , к о т о р а я и с к а л а сл е д ы л е ге н д а р н о й А т л а н т и д ы . П о в и д а л т а н и е э к з о т и ч е с к и е м е с та , к а к А з о р с к и е о с т р о в а , Г в а д е л у п а , У р у гв а й ... 17 л е т р а б о та л в С и б и р и , в з н а м е н и т о м Т у р у х а н с к о м к р а е . Т а м о н и н а п и с а л п е с н ю , к о т о р а я н а ч и н а е т с я с л о в а м и : «О т з л о й т о с к и н е м а т е р и с ь . С е го д н я т ы б е з с п и р т а п ь я н . Н а м а т е р и н , н а м а т е р и н у ш е л п о с л е д н и й н а р а в а н » . В п е р в ы е ее т е к с т н а п е ч а т а н в с б о р н и к е с т и х о в Г о р о д н и ц к о го , н о т о р ы й в ы ш е л в с в е т в п р о ш л о м го д у в и з д а т е л ь с т в е « С о в е т с ки й п и с а т е л ь » . В о т к а к у ю и с т о р и ю в с в я з и с э то й п е с н е й р а с с к а за л а в т о р : — Однажды, много лет назад, еще в Сибири, я услы шал ее в исполнении хмурых бородачей. Понятно, я обра довался встрече с родственни цей и в порыве благодарности поведал бородачам, что перед ними автор. Что они мне на это признание ответили — всего передавать не буду, скажу в двух словах: «Ишь, шустрый какой выискался. Наша эта песня, народная. По нял?» Я понял. Позже слышал ее не раз, в измененных ва риантах, но скромно помал кивал. А теперь ее напеча тали, и я вроде узаконен в правах на нее. Нечто похожее происходило И с его «Деревянными горо дами» с той лишь разницей, что «отнятую» у Городницкого песню приписывали Юрию Визбору. — Юре она очень нрави лась, и он пел ее наравне со своими, — сказал Александр Михайлович. — В конце пяти десятых годов квартира на Неглинной, где жили молодые тогда Визбэр и Ада Якушева, была песенным центром Мо сквы. Н е м у д р е н о б ы л о с п у т а т ь , к о м у и з д р у з е й п р и н а д л е ж и т п е с н я — Г о р о д н и ц к о М у и л и В и з б о р у , п о т о м у ч т о оба с у м е л и у в и д е т ь к р а с о т у и п о э з и ю о б ы д е н н о го : л ы ж , к о т о р ы е у п е ч к и с т о я т , м о с т о в ы х , с к р и п я щ и х , к а к п о л о в и ц ы . У в и д е т ь — и с л о ж и т ь п е с н ю . « П у с т ь п р о х о д и т с го д а м и ж е л а н и е у д и в л я т ь , л и ш ь б ы о с т а в а л о с ь ж е л а н и е у д и в л я т ь с я » , — с к а з а л Г о р о д н и ц н и й . И еще один момент вечера* встречи, связанный с Визбо ром. Александр Михайлович спел песню, посвященную дру гу. И эта щемящая нота скор би о безвременно ушедших бардах звучала потом не раз. Запомнились строчки из пес ни «Памяти Владимира Высоц кого»: «...И застыла одинокая гитара, как собака над хозяй скою могилой». Вот так, то с грустью, то в юмором, вел Городницкий диа лог с залом. Почему диалог? Он отвечал на записки, кото рыми щедро, будто цветами, осыпали его слушатели. — Кому из современных поэ тов вы отдаете предпочтение? — Давиду Самойлову, Алек сандру Кушнеру, Владимиру Шефнеру. И Михаилу Лермон тову. Вот послушайте стихи о нем... — Ваше отношение к рома ну Чингиза Айтматова «И дольше века длится день»? — Замечательный роман! Свое отношение к нему выра зил а песнях, заказанных мне для спектакля «Буранный по лустанок». — Любите ли вы пародии на себя? — Представьте — да, люб лю. Даже коллекционирую. Встречаются очень смешные. — Приходилось вам видеть, как работают рыбаки? Ваше мнение о рыбацкой профес сии? — И видеть довелось, и петь для них. По-моему, профессия эта не для слабаков. Кто-то из зрителей свою записку сложил самолетиком и пустил на сцену. Городниц кий поймал «самолетик» под одобрительный смех зала. Так же на лету «ловил» он и просьбы исполнить ту или иную песню. «Опять ретро, — произносил озадаченно. — У меня и новенькое есть». Но просьбы, по возможности, удовлетворял. Видно было, что устал (шел третий час встречи), но пел и читал о двух памят никах Гоголю, летчике'Уточки не, о Донском монастыре, об Эгейском море... Припомнил высказывание Ю. Визбора: «У каждого уважающего себя поэ та есть своя пиратская песня» и пропел свою «Пиратскую». Хотел на этом закончить встречу, но не устоял под шквалом аплодисментов, сдал ся на милость публики. Улыба ясь, предложил: «Давайте спо ем вместе». И под сводами большого зала Дворца культу ры зазвучало сотнеголосое: «И жить еще в надежде До той поры, пока Атланты небо держат На каменных рука::». Остается в конце, как в спортивном репортаже, пояс нить, что встреча с А. Город- - ницким была организована правлением Московского го родского клуба самодеятель ной песни. Специально для мурманчан репортаж вела Г. ПОПОВА. I 0 СПОРТМИНУТКА В РЕЙСЕ. Фото В. ВИКТОРОЗА. ДОСЬЕ ВСЕЗНАИКИ ПАРОДИЯ С О В Р Е М Е Н Н Ы Е П И Р А Т Ы П о д а н н ы м О ОН, т о л ь к о у б е р е го в Т а и л а н д а в Ю ж н о - К и т а й с к о м м о р е с 1980 го д а п и р а т ы у б и л и 1.376 ч е л о в е к, п о д в е р гл и р а з н ы м ф о р м а м н а с и л и я 2 .2 8 3 ч е л о в е ка и п о х и т и л и 59 3 ч е л о в е ка . В се б о л ь ш е п и р а т с к и х б а н д о р у д у е т т а н ж е у б е р е го в З а п а д н о й А ф р и к и , в К а р и б с к о м б а с с е й н е , у б р а з и л ь с к о г о п о б е р е ж ь я . Ч а щ е в с е го ц е л ь ю ф л и б /с т ь е р о в X X в е ка я в л я е т с я з а х в а т с у д о в и и с п о л ь з о в а н и е и х д л я к о н т р а б а н д ы н а р к о т и к о в . Э Л Е К Т Р О Н Н Ы Е К А Н Д А Л Ы З а к л ю ч е н н ы е в ш т а т е Н ь ю - М е к с и к о (С Ш А ) м о г у т с а м и о п р е д е л я ть , гд е и м о т б ы в а т ь н а к а з а н и е — в т ю р ь м е и л и д о м а , н о п р и у с л о в и и , ч т о о н и б у д у т п о с т о я н н о н о с и т ь н а н о га х с п е ц и а л ь н о и з о б р е т е н н ы й э л е к т р о н н ы й б р а с л е т . В с л уч а е , е с л и у з н и к р е ш и т п о к и н у т ь д о м и л и с н и м е т б р а с л е т , в м о н т и р о в а н н ы й а п п а р а т п о д а с т с и г н а л в б л и ж а й ш и й п о л и ц е й с к и й у ч а с т о к . К лешему «Помани меня, леший, мужскою усмешкой, Теплым запахом шерсти йа волчьей груди. Под- закрытым окошком лениво помешкай, А потом погрози мне и тихо уйди». Светлана СОМОВА. («Литературная Россия», № 11, 1984 г.) А ко мне по весне вдруг повадился леший — На цветущую яблоню сядет в саду И усмешкой оттуда волнует и тешнт... Ну, смелее, дружок, помани — я приду! А чего не пойти? Ухмыляется мило, Так и хочется шерстку погладить рукой... Хоть нечистая, знаю, а все-таки сила. Может, лучше она, чем совсем никакой. И пускай говорят, что лохматый и древний, Все же с ним, я уверена, будет верней. А что делать еще, если в нашей деревне Не осталось здоровых, непьющих парней? -s.! А. МУРАЙ. КРОССВОРД ПО Г О Р И З О Н Т А Л И : 1. С у д н о д л я п л а в а н и я во л ь д а х . 5. Л е т а т е л ь н ы й а п п а р а т тя ж е л е е в о з д у х а . 9. Р у к о в о д и т е л ь ф а к у л ь т е т а в в у з е . 10. О с н о в н а я е д и н и ц а м а с с ы . 12. У с т р о й с т в о д л я с о х р а н е н и я в ж и в о м ви д е п о й м а н н о й р ы б ы . 15. О с н о в н а я у го л ь н о -м е т а л л у р ги ч е с к а я б а за Ф Р Г . 16. Е д и н и ц а п л о щ а д и в с и с т е м е а н г л и й с к и х м ер. 17. Т в е р д ы е а т м о с ф е р н ы е о с а д к и . 18. И з в е с т н ы й с о в е т с к и й к и н о о п е р а то р у 20. Г о с у д а р с т в о в Ю го -В о с т о ч н о й А з и и , н а п о л у о с т р о в е И н д о к и т а й . 21. У ч а с т о к б е р е га м о р я , о з е р а и л и р е к и С п р и л е га ю щ е й в о д н о й п л о щ а д ь ю . 22. У м е н и е д е р ж а т ь се бя п о д о б а ю щ и м о б р а зо м . 24. П о го н щ и к с о б а к, з а п р я ж е н н ы х в н а р т ы . 26. Д е та л ь м а ш и н ы , п е р е д а ю щ а я к р у т я щ и й м о м е н т и п о д д е р ж и в а ю щ а я в р а щ а ю - [71 □ 2 9 45 - ш Н □ ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 49 По горизонтали: 2. «Риголет то». 7. «Кандид». 8. Гравер. 9. Циклотрон. 12. Даммара. 17^ Брабант. 20. Пловдив 21. Ка тапульта. 22. Громоотвод. 24. Инфанта. 25. Домкрат. 27. Аво кадо. 31. Мельников. 32. Гно мон.’ 33. Картуш. 34. Перель ман. По вертинали: 1. Плезиозавр. 3. Иридий. 4. Тургор. 5. Капи ца. 6. Резеда. 10. Банкаброш. 11. Андромеда. 13. Механик. 14. Ряпушка. 15. Плотина. 16. «Риорита». 18. Рокотов. 19. Бортник. 23. Тарантелла. 26. Рапана. 28. Орадур. 29. Реноме. 30. Монада: щиеся детали. 28. Плотная льняная или хлопчатобумажнай тнань с рисунком в виде про дольны х полос. 30. Полоса поч вы, образуемая при вспашке. 33. Род хвойных вечнозеленых деревьев. 35. Наиболее передо вая, деятельная часть ко ллек тива, организации. 36. Род од нолетних трав семейства ама рантовых. 37. Перерыв между актами сценического представ ления. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Участник спортивного состязания, иду щий впереди. 2. Рабочий в пор ту. 3. Река на юге Сибири, пра вый приток Енисея. 4. Л егк о вой автомобиль «Ж и гу л и » в экспортном исполнении. 5. Од но из древнейших названий поселений у славян. 6. В спор те — мягкая подстилка, ма трац. 7. Марка легковых и других автомобилей итальян ского концерна «Ф и а т». 8. Еже месячный журнал Министерст ва культуры СССР. 12. Дере вянная или пластмассовая труб ка для аускультации легних, сердца, сосудов и других о р ганов. 13. Человек, испытываю щий и эксплуатирующий кл-- мическую технику в космиче ском полете. 17. Торжественная форма приветствия или отда ния почестей. 19. Движение воздуха относительно земной поверхности. 26. Время года. 27. Млекопитающее семейства иуньих. 28. Марка легковы х и грузовых автомобилей, выпу скаемых в ЧССР. 29. Боковая сточная канава для отвода по верхностных вод с полотна и откосов выемки дороги. 31. Орган высших растений, вы полняющий функции фотосин теза и газообмена. 32. Пахотное орудие. 34. Название двух ро дов длиннохвостых попугаев. 35. Официальный документ. От цифры вправо вниз: 11. Заслуженный летчик-испыта тель СССР, испытатель первого сверхзвукового ТУ-144. От цифры влево вниз: 14. Наружное отверстие русской печи. От цифры вниз влево: 23. Многострунный щипковый му зыкальный инструмент. От цифры вниз вправо: 25. Жилище перекосного типа ко чевых народов. ,.4- Составил К. ПЕТЮК. 13 декабря 1985 года^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz