Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.
Морской дневник (часть вторая) , ТРАНСПОРТНЫЙ РЕФРИЖЕРАТОР * «Тамбов», построенный по заказу Советского Союза корабелами ГДР, вышел на морские просторы в декаб ре 1982 года, В первом же рейсе взял курс в дальние районы, где промышля ли многие советские суда. Возвращался назад с полными трюмами, имея на борту 7500 тонн мороженой рыбы. Так началась три года назад трудовая биография морского тезки города на реке Цне. Где только не побывало суд но за это время, в каких морях и пор тах! За три года доставлено в порт 110 тысяч тонн рыбы — это сто железно дорожных составов по 30 вагонов в каж дом. Задания всегда перевыполнялись. В 1983 году перевезено дополнительно 1350 тонн, в 1984-м — 2344, в этом году сверхплановым окажется целый рейс — 7500 тонн. Вот какое именитое судно идет к нам {« с м е н у ! 'гП |аощ аемся с гостеприимным «Вален тином Серовым». Этот рефрижератор некоторое время еще поработает ря дом с нами, но в его трюмах остается все меньше места. Долго будут пом ниться его люди — работящие, влюб ленные в море. Главный механик Юрий Валентинович Чагин, старший электроме ханик, он же секретарь партийной орга низации Анатолий Михайлович Малинин. Супруги Матюнины — врач Александр Николаевич и его жена медицинская се стра Раиса Филипповна. Разные пути- дороги привели этих людей в море, но породнились они со штормами и соле ными ветрами основательно. Раиса Фи липповна рассказывала как-то: «При едем в Донецк, к дочери и внучке, и уже через месяц заскучаем, снова тя нет в море...» Должности по специаль ности Раисе Филипповне на судне не нашлось, и она стала работать буфет чицей. Одиннадцать лет уже ходит по морям. Jfla «Тамбове» просторные и уютные саЛпы для команды, кинозал, библио тека, красный уголок, бассейн и сауна. Для жилья — одно- и двухместные каю ты. Можно поговорить с семьей по ра диотелефону практически из любого уголка Мирввого океана. Для началь ника промрайона имеется специальная каюта на капитанской палубе — про сторная, с большим письменным сто лом. Встречаем здесь других членов шта ба: помощника по производству Викто ра Владимировича Храпова, помощника по связи Николая Андреевича Халико- ва. Тут же инспектор «Мурманрыбвода» Сергей Ильич Бабедов. Утром, в белесом свете, на горизонте проглядывается узкая и длинная полоска всхолмленной земли. Остров Надежды. Русские поморы называли его Пятиго- ром. Пять горных вершин видны за много миль. Самая южная из них, у мыса Тур, поднимается на 365 метров над уровнем моря, остальные пониже, . f t 230 до 285 метров. Долго вожу биноклем вдоль берего вой черты. Где-то там стылой ноябрь ской ночью 1942 года нашли убежище моряки теплохода «Декабрист». С им портными военными грузами на борту судно шло из Исландии в Мурманск и было потоплено немецкими воздушны ми пиратами. Три шлюпки поглотило бушующее Баренцево море, а четвер тая с девятнадцатью членами экипажа оказалась у безлюдного берега Надеж- ды. Поверхность моря затягивает шуга — подвижная, живая масса. Кое-где это ледяное крошево прорезают темные полосы подводных течений, но вскоре и их затягивает мелким подвижным льдом. В дикой пляске над морем но сятся снежные вихри. Трудно предста вить, как укрывала людей палатка, сши тая из остаткйв паруса, в такую же ноябрьскую ночь сорок три года назад. Как и чем согревались, что ели моря ки? Как прожили на необитаемом остро ве зиму? Спрашиваю моряков «Тамбова», зна ют ли они об этом подвиге в Арктике. Что-то слышали.,. И все. Жаль, что мы не бережны к нашей истории. 1ПТАБ ПРОМРАЙОНА составляет график подхода промысловых су дов. У «Тамбова» емкости вместитель нее, и задания ему солидные. У судов Мурманского тралфлота он возьмет 2020 тонн, у промысловиков «Мурман- рыбпрома» — 2420 тонн. 1760 тонн — флагманами, капитанами, изредка, с «Севрыбой» (специалисты Всесоюзного объединения в эту расстановку, как пра вило, без острой необходимости не вмешиваются), и количество швартовок сокращается до четырнадцати. Эконо мится значительная часть промыслового Бремени. Я прошу его перемножить на среднесуточный улов одного БМРТ. Примерно 700 тонн рыбы можно до быть. Многие суда подходят не только е полными трюмами, но и с хорошими вестями. Годовые задания выполнили: 10 октября — БМРТ «Прогресс» (капи тан В. А. Мацан), 19 октября — ППР «Глетчер» (капитан В. Л. Цымбалюк), 20 октября — архангельский БМРТ «Сияние» (капитан Ю. А. Прокудин), 27 октября — БМРТ «Всполох» Мурман ского тралового флота (капитан В. X. Мочалов); к 1 ноября у БМРТ «Торос» «Мурманрыбпрома» было 208 процентов плана. У «Вымпела» осталось 520 тонн до плана, у «Железногорска» еще мень ше — 450 тонн. Как только суда швартуются, едва ли не первыми встречаются, переговарива ются через борта первые помощники капитаноз. — Сколько вы в Фонд мира перечис лили в этом рейсе? — 453 рубля. РЫБ АЦКИЕ Б У Д Н И у архангельских рыбаков. «Валентин Се ров» будет тоже понемногу принимать. Сколько конкретно и с какого судна — знают флагманы флотов. Им виднее, кого быстрее вернуть на промысел, кого отправить в порт, кому посовето вать полежать в дрейфе. И вот уже большие морозильные траулеры пристраиваются к обоим бор там «Тамбова». Со всех трех судов скло няются стрелы палубных лебедок. Трау леры раскрывают промороженные мощ ными холодильными установками утро бы трюмов, кажется, бездонных, — до того они глубоки. «Тамбов» в более выгодном положе нии, чем «Валентин Серов». У него в трюмах поДнимают кверху стальные хо боты маленькие, верткие автокары, принимая увесистые коробки мороже ной мойвы и опуская их в нужное ме сто. Здесь на вахте в трюмах всего по два человека, а не по шесть, как на промысловых судах. Там механизации нет. И даже на транспортном рефриже раторе «Валентин Серов» строп тоже разбирают вручную. На «Тамбове» по судовой трансляции первый помощник капитана Иван Федо рович Якименко чаще других называет смену старшего матроса Юрия Багрян- цева. Она работает проворнее и быст рее всех. Экипаж здесь стабильный. С первого рейса ходят вместе многие судоводите ли, рефмеханики, мотористы, электри ки, матросы. Не менял мостик и сам капитан Анатолий Прокофьевич Семе- ненко. Возвращаясь из отпусков, «там бовские парни» стараются попасть на свое судно, и ни на какое другое. Эки паж работает по щекинскому методу, сокращенным составом: матросов здесь, например, шестнадцать при штатной численности двадцать человек. Отсюда, наверно, и многие успехи экипажа в целом и отдельных его моряков: мото риста 2-го класса Камиля Минниахмето- ва — студента 5-го курса Мурманского высшего инженерного морского учили ща; матроса 2-го класса Геннадия Вос кресенского: радиста, спортсмена-раз- рядника, председателя судового коми тета профсоюза Владимира Рубановско- го; второго штурмана Вячеслава Козю- кова. У штаба промрайона новые заботы: сократить количество швартовок. Заяв лено сорок пять. При возможностях трюмов в 7500 тонн — это по 160 тонн рыбы в среднем с каждого промысло вого судна. А у БМРТ на борту по 700 тонн и более. Предлагается судовла дельцам, флагманам пять судов отпра вить в порт «по зеленой». Еще несколь ко к «Валентину Серову». В результате количество подходов сокращается до 24-х. Снова подсчеты, переговоры с — У нас больше — 611 рублей. — А на строительство Аллеи Героев ■ Мурманске? — 341 рубль. — И мы примерно столько же... Очень быстро выясняется запас имеющихся фильмов. И вот уже в кор зине едут коробки с лентами в гости — к отходу судна они возвратятся назад. Аппараты сейчас на судах хорошие, узкопленочные, но, думается, это все же вчерашний день. Надо переходить на приставки к телевизорам: показ фильмов упростится, качество будет вы ше, количество лент можно иметь на борту неограниченное. М НОГО удивительных встреч проис ходит в море. Бывает, именно здесь сходятся пути-дороги людей, ко торые давно не виделись на берегу. Швартуется к «Тамбову» архангель ский БМРТ «Бизон», и Иван Егорович Дегтярев узнает, что капитаном там Альберт Максимович Раевский, бывший его старпом,— не один год вместе хо дили... У моряков совсем немного свободно го времени, во всяком случае, не столь ко, как кажется с берега. И все же оно есть. Как они тратят его? Читают книги. Смотрят фильмы. На некоторых судах, как на «Тамбове», есть хорошие вокально-инструменталь ные ансамбли. Многие учатся — на сто ликах учебники, тетради. Другие само забвенно отдаются увлечениям. Как врач Харлашкин Иван Николаевич. Он изготовляет в свободное время макеты старинных парусников. Сейчас у него в каюте «Золотая лань» Френсиса Дрей- га. Все детали сделал сам, вручную, пользуясь крохотными тисочками, лоб зиком и надфилями. Увлек этим делом рефмеханика и радиооператора. Мечта ет научить сыновей. Все материалы для парусников закупает заранее, портовая охрана может быть спокойна — кора бельное имущество в данном случае не пострадало, могу засвидетельствовать это с уверенностью. А вот у матроса второго класса Юрия Рафальского необычное увлечение. Его занимает футбольная статистика. Кажется, об этом виде спорта он знает все и является серьезным конкурентом признанному в стране знатоку футбола Константину Сергеевичу Есенину (мы как-нибудь расскажем подробнее о Юре Рафальском в нашей рубрике «Беседа с увлеченным человеком»). Главное, что свои знания он не держит в кубыш ке, охотно делится ими с товарищами: выступает с информациями, делает об зоры, любит делать прогнозы. Море снова штормит, швартовки ста новятся опасными, и мы уходим к од ному из крупных островов. Огромной подковой обступили заснеженные горщ пространство воды до четырех мил£ шириной и около восьмидесяти метрбв в глубину, отгородив от моря пристанищ ще для судов, недоступное ни хлестки^ восточным ветрам, ни частым и ненаст# ным южным. По обе стороны от раз? рыва подковы горы начинаются высоким, с отвесными берегами плато, потом за-? бирают круче и, будто наткнувшись н$ невидимую преграду, неуклюже горба тятся, образуя крутолобые сопки и ост» роверхие гряды, громоздятся, взбира* ются выше над морем, а в противопо» ложной от входа в бухту стороне вон* заются в небо острыми вершинами ка менных пиков. Над морскими воротами бухты висит ослепительно золотистый серпик луны, отбрасывая внутрь ее живую, прыгаю* щую по волнам дорожку, ровную й прямую, как пеленг на экране локаторе. Тяжелые тучи не угнались за нашим судном, подгоняемым тысячами лоша диных сил, отстали где-то на полпути, и ноябрьская ночь без помех развесила над холодными островами яркие, крупг ные звезды, опрокинула ковш Большой Медведицы. Припоминаю стихи нашего земляка, журналиста и поэта Константина Бель* хина. В 1939 году на теплоходе Мурман ского пароходства он прошел по Север,» ному морскому пути до устья Лены, и первое, что его покорило, были эти острова. Завороженность и восторжен* ность выплеснулись на бумагу образны* ми строчками. Сразу же после входа в бухту к пра* вому борту «Тамбова» пристраивается БМРТ «Прионежье» Мурманского трал* флота, скользнувший вслед за нами Ь широкие ворота, а с левого подают швартовы с БМРТ «Петрозаводск» «Мур манрыбпрома», поджидавшего нас на рейде. Потом подходит БМРТ «Котель» нич». «Прионежье» и «Котельнич» нас особенно интересуют. Очень уж раз* нятся их суточные уловы, хотя работали они в одном квадрате. Разрыв почти ji три раза: если у «Прионежья» 247 в сут| ки центнеров, то у «Котельнича» — 655J если у первого 565, то у второго 906 и т. д. За декаду, соответственно, jf «Прионежья» 3870, у «Котельнича» — 7600 центнеров. У самого отстающего выяснить ниче.» го не удалось — взяв топливо, он быд стро покидает нас. Зато на «Котельнй* че» мы долго беседуем с главным ме-i хаником Владимиром Ивановичем Иль'" енко. Он помогал коллегам. — Команда вся новая, сборная, —» говорит Владимир Иванович. — Комп» рессоры у них не работали — фильтры засорились, а причину найти не могут| Еще раз думаешь о том, как важны стабильные экипажи. ...Одно за другим отходят суда от «Тамбова». Направляются на промысеЛ — за новыми центнерами, тоннами ры* бы. С. ДАЩИНСКИЙ, Баренцево море. Октябрь — ноябрь. 13 декабря 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz