Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.

Морской дневник (часть вторая) , ТРАНСПОРТНЫЙ РЕФРИЖЕРАТОР * «Тамбов», построенный по заказу Советского Союза корабелами ГДР, вышел на морские просторы в декаб­ ре 1982 года, В первом же рейсе взял курс в дальние районы, где промышля­ ли многие советские суда. Возвращался назад с полными трюмами, имея на борту 7500 тонн мороженой рыбы. Так началась три года назад трудовая биография морского тезки города на реке Цне. Где только не побывало суд­ но за это время, в каких морях и пор­ тах! За три года доставлено в порт 110 тысяч тонн рыбы — это сто железно­ дорожных составов по 30 вагонов в каж­ дом. Задания всегда перевыполнялись. В 1983 году перевезено дополнительно 1350 тонн, в 1984-м — 2344, в этом году сверхплановым окажется целый рейс — 7500 тонн. Вот какое именитое судно идет к нам {« с м е н у ! 'гП |аощ аемся с гостеприимным «Вален­ тином Серовым». Этот рефрижератор некоторое время еще поработает ря­ дом с нами, но в его трюмах остается все меньше места. Долго будут пом­ ниться его люди — работящие, влюб­ ленные в море. Главный механик Юрий Валентинович Чагин, старший электроме­ ханик, он же секретарь партийной орга­ низации Анатолий Михайлович Малинин. Супруги Матюнины — врач Александр Николаевич и его жена медицинская се­ стра Раиса Филипповна. Разные пути- дороги привели этих людей в море, но породнились они со штормами и соле­ ными ветрами основательно. Раиса Фи­ липповна рассказывала как-то: «При­ едем в Донецк, к дочери и внучке, и уже через месяц заскучаем, снова тя­ нет в море...» Должности по специаль­ ности Раисе Филипповне на судне не нашлось, и она стала работать буфет­ чицей. Одиннадцать лет уже ходит по морям. Jfla «Тамбове» просторные и уютные саЛпы для команды, кинозал, библио­ тека, красный уголок, бассейн и сауна. Для жилья — одно- и двухместные каю­ ты. Можно поговорить с семьей по ра­ диотелефону практически из любого уголка Мирввого океана. Для началь­ ника промрайона имеется специальная каюта на капитанской палубе — про­ сторная, с большим письменным сто­ лом. Встречаем здесь других членов шта­ ба: помощника по производству Викто­ ра Владимировича Храпова, помощника по связи Николая Андреевича Халико- ва. Тут же инспектор «Мурманрыбвода» Сергей Ильич Бабедов. Утром, в белесом свете, на горизонте проглядывается узкая и длинная полоска всхолмленной земли. Остров Надежды. Русские поморы называли его Пятиго- ром. Пять горных вершин видны за много миль. Самая южная из них, у мыса Тур, поднимается на 365 метров над уровнем моря, остальные пониже, . f t 230 до 285 метров. Долго вожу биноклем вдоль берего­ вой черты. Где-то там стылой ноябрь­ ской ночью 1942 года нашли убежище моряки теплохода «Декабрист». С им­ портными военными грузами на борту судно шло из Исландии в Мурманск и было потоплено немецкими воздушны­ ми пиратами. Три шлюпки поглотило бушующее Баренцево море, а четвер­ тая с девятнадцатью членами экипажа оказалась у безлюдного берега Надеж- ды. Поверхность моря затягивает шуга — подвижная, живая масса. Кое-где это ледяное крошево прорезают темные полосы подводных течений, но вскоре и их затягивает мелким подвижным льдом. В дикой пляске над морем но­ сятся снежные вихри. Трудно предста­ вить, как укрывала людей палатка, сши­ тая из остаткйв паруса, в такую же ноябрьскую ночь сорок три года назад. Как и чем согревались, что ели моря­ ки? Как прожили на необитаемом остро­ ве зиму? Спрашиваю моряков «Тамбова», зна­ ют ли они об этом подвиге в Арктике. Что-то слышали.,. И все. Жаль, что мы не бережны к нашей истории. 1ПТАБ ПРОМРАЙОНА составляет график подхода промысловых су­ дов. У «Тамбова» емкости вместитель­ нее, и задания ему солидные. У судов Мурманского тралфлота он возьмет 2020 тонн, у промысловиков «Мурман- рыбпрома» — 2420 тонн. 1760 тонн — флагманами, капитанами, изредка, с «Севрыбой» (специалисты Всесоюзного объединения в эту расстановку, как пра­ вило, без острой необходимости не вмешиваются), и количество швартовок сокращается до четырнадцати. Эконо­ мится значительная часть промыслового Бремени. Я прошу его перемножить на среднесуточный улов одного БМРТ. Примерно 700 тонн рыбы можно до­ быть. Многие суда подходят не только е полными трюмами, но и с хорошими вестями. Годовые задания выполнили: 10 октября — БМРТ «Прогресс» (капи­ тан В. А. Мацан), 19 октября — ППР «Глетчер» (капитан В. Л. Цымбалюк), 20 октября — архангельский БМРТ «Сияние» (капитан Ю. А. Прокудин), 27 октября — БМРТ «Всполох» Мурман­ ского тралового флота (капитан В. X. Мочалов); к 1 ноября у БМРТ «Торос» «Мурманрыбпрома» было 208 процентов плана. У «Вымпела» осталось 520 тонн до плана, у «Железногорска» еще мень­ ше — 450 тонн. Как только суда швартуются, едва ли не первыми встречаются, переговарива­ ются через борта первые помощники капитаноз. — Сколько вы в Фонд мира перечис­ лили в этом рейсе? — 453 рубля. РЫБ АЦКИЕ Б У Д Н И у архангельских рыбаков. «Валентин Се­ ров» будет тоже понемногу принимать. Сколько конкретно и с какого судна — знают флагманы флотов. Им виднее, кого быстрее вернуть на промысел, кого отправить в порт, кому посовето­ вать полежать в дрейфе. И вот уже большие морозильные траулеры пристраиваются к обоим бор­ там «Тамбова». Со всех трех судов скло­ няются стрелы палубных лебедок. Трау­ леры раскрывают промороженные мощ­ ными холодильными установками утро­ бы трюмов, кажется, бездонных, — до того они глубоки. «Тамбов» в более выгодном положе­ нии, чем «Валентин Серов». У него в трюмах поДнимают кверху стальные хо­ боты маленькие, верткие автокары, принимая увесистые коробки мороже­ ной мойвы и опуская их в нужное ме­ сто. Здесь на вахте в трюмах всего по два человека, а не по шесть, как на промысловых судах. Там механизации нет. И даже на транспортном рефриже­ раторе «Валентин Серов» строп тоже разбирают вручную. На «Тамбове» по судовой трансляции первый помощник капитана Иван Федо­ рович Якименко чаще других называет смену старшего матроса Юрия Багрян- цева. Она работает проворнее и быст­ рее всех. Экипаж здесь стабильный. С первого рейса ходят вместе многие судоводите­ ли, рефмеханики, мотористы, электри­ ки, матросы. Не менял мостик и сам капитан Анатолий Прокофьевич Семе- ненко. Возвращаясь из отпусков, «там­ бовские парни» стараются попасть на свое судно, и ни на какое другое. Эки­ паж работает по щекинскому методу, сокращенным составом: матросов здесь, например, шестнадцать при штатной численности двадцать человек. Отсюда, наверно, и многие успехи экипажа в целом и отдельных его моряков: мото­ риста 2-го класса Камиля Минниахмето- ва — студента 5-го курса Мурманского высшего инженерного морского учили­ ща; матроса 2-го класса Геннадия Вос­ кресенского: радиста, спортсмена-раз- рядника, председателя судового коми­ тета профсоюза Владимира Рубановско- го; второго штурмана Вячеслава Козю- кова. У штаба промрайона новые заботы: сократить количество швартовок. Заяв­ лено сорок пять. При возможностях трюмов в 7500 тонн — это по 160 тонн рыбы в среднем с каждого промысло­ вого судна. А у БМРТ на борту по 700 тонн и более. Предлагается судовла­ дельцам, флагманам пять судов отпра­ вить в порт «по зеленой». Еще несколь­ ко к «Валентину Серову». В результате количество подходов сокращается до 24-х. Снова подсчеты, переговоры с — У нас больше — 611 рублей. — А на строительство Аллеи Героев ■ Мурманске? — 341 рубль. — И мы примерно столько же... Очень быстро выясняется запас имеющихся фильмов. И вот уже в кор­ зине едут коробки с лентами в гости — к отходу судна они возвратятся назад. Аппараты сейчас на судах хорошие, узкопленочные, но, думается, это все же вчерашний день. Надо переходить на приставки к телевизорам: показ фильмов упростится, качество будет вы­ ше, количество лент можно иметь на борту неограниченное. М НОГО удивительных встреч проис­ ходит в море. Бывает, именно здесь сходятся пути-дороги людей, ко­ торые давно не виделись на берегу. Швартуется к «Тамбову» архангель­ ский БМРТ «Бизон», и Иван Егорович Дегтярев узнает, что капитаном там Альберт Максимович Раевский, бывший его старпом,— не один год вместе хо­ дили... У моряков совсем немного свободно­ го времени, во всяком случае, не столь­ ко, как кажется с берега. И все же оно есть. Как они тратят его? Читают книги. Смотрят фильмы. На некоторых судах, как на «Тамбове», есть хорошие вокально-инструменталь­ ные ансамбли. Многие учатся — на сто­ ликах учебники, тетради. Другие само­ забвенно отдаются увлечениям. Как врач Харлашкин Иван Николаевич. Он изготовляет в свободное время макеты старинных парусников. Сейчас у него в каюте «Золотая лань» Френсиса Дрей- га. Все детали сделал сам, вручную, пользуясь крохотными тисочками, лоб­ зиком и надфилями. Увлек этим делом рефмеханика и радиооператора. Мечта­ ет научить сыновей. Все материалы для парусников закупает заранее, портовая охрана может быть спокойна — кора­ бельное имущество в данном случае не пострадало, могу засвидетельствовать это с уверенностью. А вот у матроса второго класса Юрия Рафальского необычное увлечение. Его занимает футбольная статистика. Кажется, об этом виде спорта он знает все и является серьезным конкурентом признанному в стране знатоку футбола Константину Сергеевичу Есенину (мы как-нибудь расскажем подробнее о Юре Рафальском в нашей рубрике «Беседа с увлеченным человеком»). Главное, что свои знания он не держит в кубыш­ ке, охотно делится ими с товарищами: выступает с информациями, делает об­ зоры, любит делать прогнозы. Море снова штормит, швартовки ста­ новятся опасными, и мы уходим к од­ ному из крупных островов. Огромной подковой обступили заснеженные горщ пространство воды до четырех мил£ шириной и около восьмидесяти метрбв в глубину, отгородив от моря пристанищ ще для судов, недоступное ни хлестки^ восточным ветрам, ни частым и ненаст# ным южным. По обе стороны от раз? рыва подковы горы начинаются высоким, с отвесными берегами плато, потом за-? бирают круче и, будто наткнувшись н$ невидимую преграду, неуклюже горба­ тятся, образуя крутолобые сопки и ост» роверхие гряды, громоздятся, взбира* ются выше над морем, а в противопо» ложной от входа в бухту стороне вон* заются в небо острыми вершинами ка­ менных пиков. Над морскими воротами бухты висит ослепительно золотистый серпик луны, отбрасывая внутрь ее живую, прыгаю* щую по волнам дорожку, ровную й прямую, как пеленг на экране локаторе. Тяжелые тучи не угнались за нашим судном, подгоняемым тысячами лоша­ диных сил, отстали где-то на полпути, и ноябрьская ночь без помех развесила над холодными островами яркие, крупг ные звезды, опрокинула ковш Большой Медведицы. Припоминаю стихи нашего земляка, журналиста и поэта Константина Бель* хина. В 1939 году на теплоходе Мурман­ ского пароходства он прошел по Север,» ному морскому пути до устья Лены, и первое, что его покорило, были эти острова. Завороженность и восторжен* ность выплеснулись на бумагу образны* ми строчками. Сразу же после входа в бухту к пра* вому борту «Тамбова» пристраивается БМРТ «Прионежье» Мурманского трал* флота, скользнувший вслед за нами Ь широкие ворота, а с левого подают швартовы с БМРТ «Петрозаводск» «Мур­ манрыбпрома», поджидавшего нас на рейде. Потом подходит БМРТ «Котель» нич». «Прионежье» и «Котельнич» нас особенно интересуют. Очень уж раз* нятся их суточные уловы, хотя работали они в одном квадрате. Разрыв почти ji три раза: если у «Прионежья» 247 в сут| ки центнеров, то у «Котельнича» — 655J если у первого 565, то у второго 906 и т. д. За декаду, соответственно, jf «Прионежья» 3870, у «Котельнича» — 7600 центнеров. У самого отстающего выяснить ниче.» го не удалось — взяв топливо, он быд стро покидает нас. Зато на «Котельнй* че» мы долго беседуем с главным ме-i хаником Владимиром Ивановичем Иль'" енко. Он помогал коллегам. — Команда вся новая, сборная, —» говорит Владимир Иванович. — Комп» рессоры у них не работали — фильтры засорились, а причину найти не могут| Еще раз думаешь о том, как важны стабильные экипажи. ...Одно за другим отходят суда от «Тамбова». Направляются на промысеЛ — за новыми центнерами, тоннами ры* бы. С. ДАЩИНСКИЙ, Баренцево море. Октябрь — ноябрь. 13 декабря 1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz