Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.
• Пропагандист (страница-плакат) * Из опыта работы пропагандиста школы общественно-политических знаний ТР «Роза Люксембург» управления «Севрыбхолодфлот» Л. М. КРЫЛОВА--------- -- аудитории: «Изучите, пожа луйста, этот вопрос более детально, проанализируйте состояние дел в нашем эки паже, подумайте над пред ложениями». Дав задание, Крылов Находит возмож ность встретиться со .слу шателями, побеседовать с ними, помочь. ны, как и должны выглядеть советские моряки. Л ю б л ю , к о г д а с п о р я т Леонид Михайлович с большим удовольствием го- Надо знать людей Одна и та же аудитория, особенно молодежная, всякий раз неповторима. Перефрази руя философа древности Ге раклита, можно сказать, что в нее, как в реку, нельзя войти дважды. За годы про пагандистской работы с мо лодежью Крылову приходи лось убеждаться в этом не раз. — Стоит немного рассла биться, переоценить свой опыт, — рассказывает он, — не почувствовать настроения аудитории, сразу же прихо дится расплачиваться потерей внимания, интереса, а следо вательно, и воспитательного воздействия. Аудитория у Леонида Ми хайловича сложная. Состав слушателей в течение года меняется. При этом надо учитывать и то, что моряки, находясь в длительных рей сах, подвергаются большим физическим и психологиче ским перегрузкам, а в загран- рейсах — и воздействию со стороны западных радиостан ций, которые в последнее время резко усилили анти советскую направленность своих передач. В таких условиях лишь знание аудитории, установ ление с ней устойчивого пси хологического контакта по могают достигнуть действен ности учебы. Как же дости гается такой контакт? — Во-первых, надо знать людей, их характеры, судь бы, интересы. Во-вторых, выручает опыт — ведь в мо ре я стал ходить сразу пос ле окончания Архангельской мореходной школы, с тех пор пошел 20-й год. Конеч но же, помогают и знания основ педагогики и психоло гии, полученные в пединсти туте. Ну и плюс различные семинары, опыт других про пагандистов, чтение специаль ной литературы. Знакомство со всеми буду щими слушателями школы Крылов начинает с неболь шого социологического иссле дования, в ходе которого он выявляет уровень политиче ских знаний моряков, их уме ние ориентироваться в собы тиях внутренней и междуна родной жизни, интересы, склонности. Это помогает уз нать людей, выделить тех, с кем предстоит работать ин дивидуально. В личном твор ческом плане пропагандиста в разделе «индивидуальная работа со слушателями» мож но увидеть такие записи: «Науменко А. В. — помочь в овладении смежной про фессией, Королеву С. Ю. — дать постоянное поручение и контролировать его выполне ние, Каширина С. М. — под готовить к вступлению в ря ды КПСС». Несмотря на солидный опыт пропагандиста, Леонид Михайлович, всегда тщатель но готовится к занятиям, со ставляет план, набрасывает тезисы выступления, подкрепи ляет их положениями из произведений классиков марк сизма-ленинизма. «ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ ДОЛЖНА ОТЛИЧАТЬСЯ ГЛУ БИНОЙ ИДЕИНО-ТЕОРЕТНЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ И ШИРОКОЙ ИНФОР МАТИВНОСТЬЮ, ПОЛНО И ТОЧНО УЧИТЫВАТЬ РЕАЛЬНОСТИ ВНУТ РЕННЕЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ Ж И З НИ, ВОЗРОСШИЕ ДУХОВНЫЕ ЗА ПРОСЫ ТРУДЯЩИХСЯ, БЫТЬ БЛИ З КОЙ ЛЮДЯМ, ПРАВДИВОЙ И ПОНЯТ НОЙ». Из проекта Программы КПСС (но вая редакция). Живой интерес Педагогическое мастерство, хорошее знание коллектива позволяют ему увязывать те орию с делами судна, флота. Естественно, что это всегда вызывает живой интерес у моряков. Пропагандист активно при меняет в работе метод прак тических знаний, использует и такие формы учебы, как общественно - политическая практика, подготовка и за щита рефератов, дискуссии. Главная задача, считает Крылов, это научить слуша телей самостоятельно разби раться в происходящих собы тиях, уметь верно оценивать их, вцзвать желание участ вовать в общественной жиз ни экипажа. И здесь помога ют практические задания. Например, при изучении темы «Ленинские принципы взаимоотношений коммуни стических партий и их разви тие в документах мирового коммунистического движе ния» ” Леонид Михайлович предложил слушателям за конспектировать главу из ра боты «Детская болезнь «ле визны» в коммунизме». Реф- машиниста Ю. И. Тарасова попросил подготовить сооб щение о контактах КПСС с коммунистическими и рабо чими партиями капиталисти ческих государств. Соответ ствующие задания получили и другие слушатели. Обязательный принцип ме тодики учебных и практиче ских заданий — их непрерыв ность. Поэтому •Крылов ста рается дать индивидуальные поручения 6 —8 слушателям с тем, чтобы у них вырабо тался навык систематической самостоятельной работы. Ес ли на занятиях возникают не ясности, затруднения, Леонид Михайлович обращается к Два образа жизни В составе экипажа, как правило, всегда много моло дежи, которой еще не при ходилось бывать за границей. Это обстоятельство Леонид Михайлович учитывает в своей пропагандистской дея тельности. Старается больше работать индивидуально с молодыми моряками. Он зна ет, что обилие яркой рекла мы, блеск витрин может ока зать на неподготовленного человека сильное психологи ческое воздействие. Так, в одном из рейсов в итальянском порту Ливорно среди некоторых .моряков по шли разговоры о высоком уровне жизни в Италии, мол, не случайно каждый третий житель имеет легковой авто мобиль. Леонид Михайло вич предложил слушателям сопоставить цены на предме ты первой необходимости, квартплату, стоимость .меди цинского обслуживания, пен сионного. обеспечения в срав нении с СССР. Напомнил о том, что они видели на ули цах итальянского города и другие картины: нищих ста риков, наркоманов, пустые залы кинотеатров, пропаган дирующих в основном один секс, памятники старины, ис писанные различными, вплоть до фашистских, лозунгами. В результате такого пост роения занятия у слушате лей появилась возможность сравнить два образа жизни, еще раз убедиться .в преиму ществах социализма. Приятно бывает Крылову наблюдать, как спокойно, с чувством сббственного досто инства ведут себя моряки с ТР «Роза Люксембург» в ин- портах. В экипаже не встре тишь, пожалуй, парней с броской фирменной наклей кой на рукаве или брюках. Онц всегда подтянуты, опрят- ворит о своих слушателях. В данных им характеристиках всегда чувствуются уважение к молодым морякам, заинте ресованность в их судьбе. — Взять, к примеру, мое го главного помощника Сер гея Каширина. Три года как закончил Херсонское море ходное училище, работает 3-м помощником капитана, комсорг судна. Очень грамот ный специалист, вдумчивый, по моей просьбе самостоя тельно провел два занятия. Думаю, со временем из него выйдет хороший пропаган дист. Сергей Королев — инже нер - технолог, увлекается фотографией. Сумел спло тить вокруг себя ребят, пе редать им свое увлечение. Мне лично нравится в Сер гее его скромность, умение держать себя с людьми. Очень принципиален Вик тор Алексейчук, тоже инже нер-технолог, вот уж кто не пасует ни перед какими авторитетами, умеет отстоять свое мнение. Пожалуй, за эти черты и выбрали его ре бята в редколлегию судовой стенгазеты. Приятно было работать и с третьим механиком Иго рем Трилем (сейчас он учит ся в МВИМУ). Какие толь ко каверзные вопросы он мне не задавал, какие неожидан ные задачкц не придумывал! И это прекрасно, когда слу- . шатели у тебя н а. занятиях не просто вежливо отсижива ют положенное время, а ду мают, спорят, работают. С удовлетворением наблю дал я за профессиональ ным ростом своих слушате-' лей, матросов Ивана Кожуха- ря, Александра Моисеенко. В короткий срок овладели они специальностями лебед чика и водителя электропо грузчика. Любое дело в их руках спорится. Кстати, я заметил, что за нятия в школе сплачивают людей, развивают чувство то варищества, коллективизм. К примеру, Игорь Триль по мог мотористам Вячеславу Яфарову и Сергею Текаеву подготовиться и сдать на пер вый класс. В рейсе всякое случается, люди устают порой от одно образия, тяжелой работы, а тут еще какие-то занятия... Так вот, чтоб не встречали они учебу в штыки, стараюсь всегда увязывать ее с наши ми проблемами. В начале занятия — 5 минут размйда- ки: обсуждаем судовые дела. Затем быстро повторяем прой денный материал, при этом обязательно кто-то выступа ет с сообщениями, ссылками на первоисточники, специаль ную литературу. Если кому-то вопрос непо- . нятен — разбираемся всё вместе. А затем уже перехо дим к изучению нового ма териала. И здесь основной упор я делаю на самостоя тельную работу. То есть даю слушателям как бы азы те-' ории, останавливаясь подроб но лишь на сложных момен тах.- Главное — всегда держать хороший темп, чувствовать настроение аудитории. И при учить людей не бояться вы сказывать вслух свои мысли. Надо сказать, сам Леонид Михайлович очень самокри тично относится к своей ра боте, считает, что у него еще не все получается. Например, не может приучить некоторых слушателей вести конспекты первоисточников, делать не обходимые записи на заняти ях. «Что я — маленький? И так запомню», — говорят они. А в результате парень не может вспомнить тему, которую изучал два—три месяца назад. Не всегда пропагандиста и слушателей устраивают пред лагаемые им для изучения темы. Взять, к примеру, курс «Идеологическая борьба и молодежь». С одной стороны, он, безусловно, интересен. Но с другой — очень сложен для изучения в море. Лите ратуры под рукой в рейсе ма ло, учебник неудачный, по учиться не у кого. Вот и по лучается, что толку от такой учебы мало. Крылов вообще считает, что давно назрела необходи мость перестройки учебы по двум основным формам. И занятия в любой школе на до начинать с изучения осно вы основ — истории партии. Так думает и живет пропа гандист Крылов. О резуль татах его работы можно су дить и по таким фактам. Из 17 слушателей школы общественно - политических знаний 9 человек — ударни ки коммунистического труда, остальные борются за при своение этого почетного зва ния, пять рационализаторов, пять лекторов и политинфор маторов. Почти все имеют ^ постоянные общественные по ручения. В экипаже ТР «Роза Люк сембург» за последние годы не было нарушений тамо женных правил. Слуша тели школы, возглавляемой Леонидом Михайловичем, всегда успешно справляются с производственными задания ми, постоянно повышают свое мастерство, не нарушают трудовую дисциплину. Л. М. Крылов щедро де лится своим опытом с кол легами. За активную рабо ту год назад он награжден Почетной грамотой Мурман ского обкома КПСС, а не давно ему вручена настоль ная медаль пропагандиста. Т. КЛИМОЗА, зав. кабинетом политпро свещения управления «Сев- .У рыбхолодфлот». ’ > 13 декабря 1985 года | I тжшт Я11ЯН8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz