Рыбный Мурман. 1985 г. Декабрь.

• Пропагандист (страница-плакат) * Из опыта работы пропагандиста школы общественно-политических знаний ТР «Роза Люксембург» управления «Севрыбхолодфлот» Л. М. КРЫЛОВА--------- -- аудитории: «Изучите, пожа­ луйста, этот вопрос более детально, проанализируйте состояние дел в нашем эки­ паже, подумайте над пред­ ложениями». Дав задание, Крылов Находит возмож­ ность встретиться со .слу­ шателями, побеседовать с ними, помочь. ны, как и должны выглядеть советские моряки. Л ю б л ю , к о г д а с п о р я т Леонид Михайлович с большим удовольствием го- Надо знать людей Одна и та же аудитория, особенно молодежная, всякий раз неповторима. Перефрази­ руя философа древности Ге­ раклита, можно сказать, что в нее, как в реку, нельзя войти дважды. За годы про­ пагандистской работы с мо­ лодежью Крылову приходи­ лось убеждаться в этом не раз. — Стоит немного рассла­ биться, переоценить свой опыт, — рассказывает он, — не почувствовать настроения аудитории, сразу же прихо­ дится расплачиваться потерей внимания, интереса, а следо­ вательно, и воспитательного воздействия. Аудитория у Леонида Ми­ хайловича сложная. Состав слушателей в течение года меняется. При этом надо учитывать и то, что моряки, находясь в длительных рей­ сах, подвергаются большим физическим и психологиче­ ским перегрузкам, а в загран- рейсах — и воздействию со стороны западных радиостан­ ций, которые в последнее время резко усилили анти­ советскую направленность своих передач. В таких условиях лишь знание аудитории, установ­ ление с ней устойчивого пси­ хологического контакта по­ могают достигнуть действен­ ности учебы. Как же дости­ гается такой контакт? — Во-первых, надо знать людей, их характеры, судь­ бы, интересы. Во-вторых, выручает опыт — ведь в мо­ ре я стал ходить сразу пос­ ле окончания Архангельской мореходной школы, с тех пор пошел 20-й год. Конеч­ но же, помогают и знания основ педагогики и психоло­ гии, полученные в пединсти­ туте. Ну и плюс различные семинары, опыт других про­ пагандистов, чтение специаль­ ной литературы. Знакомство со всеми буду­ щими слушателями школы Крылов начинает с неболь­ шого социологического иссле­ дования, в ходе которого он выявляет уровень политиче­ ских знаний моряков, их уме­ ние ориентироваться в собы­ тиях внутренней и междуна­ родной жизни, интересы, склонности. Это помогает уз­ нать людей, выделить тех, с кем предстоит работать ин­ дивидуально. В личном твор­ ческом плане пропагандиста в разделе «индивидуальная работа со слушателями» мож­ но увидеть такие записи: «Науменко А. В. — помочь в овладении смежной про­ фессией, Королеву С. Ю. — дать постоянное поручение и контролировать его выполне­ ние, Каширина С. М. — под­ готовить к вступлению в ря­ ды КПСС». Несмотря на солидный опыт пропагандиста, Леонид Михайлович, всегда тщатель­ но готовится к занятиям, со­ ставляет план, набрасывает тезисы выступления, подкрепи ляет их положениями из произведений классиков марк­ сизма-ленинизма. «ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬ­ НОСТЬ ДОЛЖНА ОТЛИЧАТЬСЯ ГЛУ­ БИНОЙ ИДЕИНО-ТЕОРЕТНЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ И ШИРОКОЙ ИНФОР­ МАТИВНОСТЬЮ, ПОЛНО И ТОЧНО УЧИТЫВАТЬ РЕАЛЬНОСТИ ВНУТ­ РЕННЕЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ Ж И З ­ НИ, ВОЗРОСШИЕ ДУХОВНЫЕ ЗА­ ПРОСЫ ТРУДЯЩИХСЯ, БЫТЬ БЛИ З­ КОЙ ЛЮДЯМ, ПРАВДИВОЙ И ПОНЯТ­ НОЙ». Из проекта Программы КПСС (но­ вая редакция). Живой интерес Педагогическое мастерство, хорошее знание коллектива позволяют ему увязывать те­ орию с делами судна, флота. Естественно, что это всегда вызывает живой интерес у моряков. Пропагандист активно при­ меняет в работе метод прак­ тических знаний, использует и такие формы учебы, как общественно - политическая практика, подготовка и за­ щита рефератов, дискуссии. Главная задача, считает Крылов, это научить слуша­ телей самостоятельно разби­ раться в происходящих собы­ тиях, уметь верно оценивать их, вцзвать желание участ­ вовать в общественной жиз­ ни экипажа. И здесь помога­ ют практические задания. Например, при изучении темы «Ленинские принципы взаимоотношений коммуни­ стических партий и их разви­ тие в документах мирового коммунистического движе­ ния» ” Леонид Михайлович предложил слушателям за­ конспектировать главу из ра­ боты «Детская болезнь «ле­ визны» в коммунизме». Реф- машиниста Ю. И. Тарасова попросил подготовить сооб­ щение о контактах КПСС с коммунистическими и рабо­ чими партиями капиталисти­ ческих государств. Соответ­ ствующие задания получили и другие слушатели. Обязательный принцип ме­ тодики учебных и практиче­ ских заданий — их непрерыв­ ность. Поэтому •Крылов ста­ рается дать индивидуальные поручения 6 —8 слушателям с тем, чтобы у них вырабо­ тался навык систематической самостоятельной работы. Ес­ ли на занятиях возникают не­ ясности, затруднения, Леонид Михайлович обращается к Два образа жизни В составе экипажа, как правило, всегда много моло­ дежи, которой еще не при­ ходилось бывать за границей. Это обстоятельство Леонид Михайлович учитывает в своей пропагандистской дея­ тельности. Старается больше работать индивидуально с молодыми моряками. Он зна­ ет, что обилие яркой рекла­ мы, блеск витрин может ока­ зать на неподготовленного человека сильное психологи­ ческое воздействие. Так, в одном из рейсов в итальянском порту Ливорно среди некоторых .моряков по­ шли разговоры о высоком уровне жизни в Италии, мол, не случайно каждый третий житель имеет легковой авто­ мобиль. Леонид Михайло­ вич предложил слушателям сопоставить цены на предме­ ты первой необходимости, квартплату, стоимость .меди­ цинского обслуживания, пен­ сионного. обеспечения в срав­ нении с СССР. Напомнил о том, что они видели на ули­ цах итальянского города и другие картины: нищих ста­ риков, наркоманов, пустые залы кинотеатров, пропаган­ дирующих в основном один секс, памятники старины, ис­ писанные различными, вплоть до фашистских, лозунгами. В результате такого пост­ роения занятия у слушате­ лей появилась возможность сравнить два образа жизни, еще раз убедиться .в преиму­ ществах социализма. Приятно бывает Крылову наблюдать, как спокойно, с чувством сббственного досто­ инства ведут себя моряки с ТР «Роза Люксембург» в ин- портах. В экипаже не встре­ тишь, пожалуй, парней с броской фирменной наклей­ кой на рукаве или брюках. Онц всегда подтянуты, опрят- ворит о своих слушателях. В данных им характеристиках всегда чувствуются уважение к молодым морякам, заинте­ ресованность в их судьбе. — Взять, к примеру, мое­ го главного помощника Сер­ гея Каширина. Три года как закончил Херсонское море­ ходное училище, работает 3-м помощником капитана, комсорг судна. Очень грамот­ ный специалист, вдумчивый, по моей просьбе самостоя­ тельно провел два занятия. Думаю, со временем из него выйдет хороший пропаган­ дист. Сергей Королев — инже­ нер - технолог, увлекается фотографией. Сумел спло­ тить вокруг себя ребят, пе­ редать им свое увлечение. Мне лично нравится в Сер­ гее его скромность, умение держать себя с людьми. Очень принципиален Вик­ тор Алексейчук, тоже инже­ нер-технолог, вот уж кто не пасует ни перед какими авторитетами, умеет отстоять свое мнение. Пожалуй, за эти черты и выбрали его ре­ бята в редколлегию судовой стенгазеты. Приятно было работать и с третьим механиком Иго­ рем Трилем (сейчас он учит­ ся в МВИМУ). Какие толь­ ко каверзные вопросы он мне не задавал, какие неожидан­ ные задачкц не придумывал! И это прекрасно, когда слу- . шатели у тебя н а. занятиях не просто вежливо отсижива­ ют положенное время, а ду­ мают, спорят, работают. С удовлетворением наблю­ дал я за профессиональ­ ным ростом своих слушате-' лей, матросов Ивана Кожуха- ря, Александра Моисеенко. В короткий срок овладели они специальностями лебед­ чика и водителя электропо­ грузчика. Любое дело в их руках спорится. Кстати, я заметил, что за­ нятия в школе сплачивают людей, развивают чувство то­ варищества, коллективизм. К примеру, Игорь Триль по­ мог мотористам Вячеславу Яфарову и Сергею Текаеву подготовиться и сдать на пер­ вый класс. В рейсе всякое случается, люди устают порой от одно­ образия, тяжелой работы, а тут еще какие-то занятия... Так вот, чтоб не встречали они учебу в штыки, стараюсь всегда увязывать ее с наши­ ми проблемами. В начале занятия — 5 минут размйда- ки: обсуждаем судовые дела. Затем быстро повторяем прой­ денный материал, при этом обязательно кто-то выступа­ ет с сообщениями, ссылками на первоисточники, специаль­ ную литературу. Если кому-то вопрос непо- . нятен — разбираемся всё вместе. А затем уже перехо­ дим к изучению нового ма­ териала. И здесь основной упор я делаю на самостоя­ тельную работу. То есть даю слушателям как бы азы те-' ории, останавливаясь подроб­ но лишь на сложных момен­ тах.- Главное — всегда держать хороший темп, чувствовать настроение аудитории. И при­ учить людей не бояться вы­ сказывать вслух свои мысли. Надо сказать, сам Леонид Михайлович очень самокри­ тично относится к своей ра­ боте, считает, что у него еще не все получается. Например, не может приучить некоторых слушателей вести конспекты первоисточников, делать не­ обходимые записи на заняти­ ях. «Что я — маленький? И так запомню», — говорят они. А в результате парень не может вспомнить тему, которую изучал два—три месяца назад. Не всегда пропагандиста и слушателей устраивают пред­ лагаемые им для изучения темы. Взять, к примеру, курс «Идеологическая борьба и молодежь». С одной стороны, он, безусловно, интересен. Но с другой — очень сложен для изучения в море. Лите­ ратуры под рукой в рейсе ма­ ло, учебник неудачный, по­ учиться не у кого. Вот и по­ лучается, что толку от такой учебы мало. Крылов вообще считает, что давно назрела необходи­ мость перестройки учебы по двум основным формам. И занятия в любой школе на­ до начинать с изучения осно­ вы основ — истории партии. Так думает и живет пропа­ гандист Крылов. О резуль­ татах его работы можно су­ дить и по таким фактам. Из 17 слушателей школы общественно - политических знаний 9 человек — ударни­ ки коммунистического труда, остальные борются за при­ своение этого почетного зва­ ния, пять рационализаторов, пять лекторов и политинфор­ маторов. Почти все имеют ^ постоянные общественные по­ ручения. В экипаже ТР «Роза Люк­ сембург» за последние годы не было нарушений тамо­ женных правил. Слуша­ тели школы, возглавляемой Леонидом Михайловичем, всегда успешно справляются с производственными задания­ ми, постоянно повышают свое мастерство, не нарушают трудовую дисциплину. Л. М. Крылов щедро де­ лится своим опытом с кол­ легами. За активную рабо­ ту год назад он награжден Почетной грамотой Мурман­ ского обкома КПСС, а не­ давно ему вручена настоль­ ная медаль пропагандиста. Т. КЛИМОЗА, зав. кабинетом политпро­ свещения управления «Сев- .У рыбхолодфлот». ’ > 13 декабря 1985 года | I тжшт Я11ЯН8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz