Рыбный Мурман. 1985 г. Август.
• XXVII съезду КПСС-достойную встречу!• СТАХАНОВЦЫ 80-х: ЕСЛИ ВЫТЬ , ТО ВЫТЬ ПЕРВЫ Старший м еханик Анатолий Петрович Нестеров, переспросив: «Почему именно Ковалевского мы избрали секретарем парторга низации?», подумав, ответил: «Он умеет работать с людьми, за ж ечь их на добрые дела и повести за собой. Честный, беском пром иссный, да и дело свое знает. Ходил матросом, потом закон чил среднюю мореходну, стал работать мастером обработки ры бы. Ребят его смены отличала, не побоюсь этого слова, самоот- верженность. На подвахту, авралы шли первыми и трудились так, что угнаться за ними было трудно. П о-стахановски. Словом, парторг у нас — человек вы сокого чувства долга. Он впереди, и другим стыдно отставать. И если эки п а ж добился большой трудовой победы в последнем рейсе, то заслуга в этом_ его ка к комм униста, организатора. Ну, а более подробно о рейсе он и сам расскажет». СЛОВО— ПЕРЕДОВИКУ Сильные духом 20 марта этого года трал- флот получил от управления «Севрыбпромразведка» по- сольно - свежьевой траулер «Вадинск». Подарочек нам достался, честно скажу, не из приятных. Отремонтирован судоверфью и бывшими хо зяевами так, что по всем заведованиям мы зарегистри ровали 290 (!) замечаний. Тем не менее мы сделали ме сячный рейс в Баренцево мо ре. Вернувшись, кое-как под- латались и вновь 5 мая от правились на промысел, от куда пришли 11 августа, до срочно выполнив годовое за дание. Добились невозмож ного, преодолев все трудно сти. А их было сначала пре достаточно: отказывал то один, то другой механизм. Вот тут-то пришлось креп ко задуматься: как же быть? Собрали команду, стали советоваться. Моряки внесли немало дельных советов. Скажем, бывалых рыбаков назначить старшинами смен, закрепив их за молодыми, которых, кстати, чуть ли не половина экипажа. И глав ное, что мне понравилось больше всего, — общие труд ности всех сплотили. Здесь же решили создать творческую бригаду, в нее вошли стармех А. П. Несте ров, старпом В. С. Смирнов, второй и третий механики А. П. Михайлов и В. В. Зай- ков, электромеханик А. И. Черепанов, наладчик В. С. Шабалин, старший мастер до бычи М. В. Рюмин. Не сколько суток люди труди лись не покладая рук, им помогали матросы, нарасхват был электрогазосварщик Ю. И. Баркалов. Отладили главный двигатель, ваерные лебедки, рыбомучное отделе ние, паровой котел... Меня могут спросить, за чем, мол, было героически преодолевать все трудности, которые -создали судоремонт ники? Не выходить в море — и точка. Ну, хорошо. А сколько мы в таком случае еще бы простояли в порту? День, неделю, месяц? Кто бы от этого выиграл? В про игрыше остались бы и госу дарство, и каждый моряк. Представьте ситуацию: Алек сей Стаханов, когда ему пред ложили идти на рекорд, за явил бы: «Нет, это мне не по силам». Трудно такое и представить. И человек со брал все свои силы — и мо ральные, и духовные — в кулак и сделал, казалось бы, невозможное. За ним пошли десятки, сотни, тысячи. Сильных духом. Рекорд стал нормой социалистического труда, нашего советского об раза жизни. Вот и мы доказали, что ог ромные резервы сокрыты в каждом. Надо только уметь привести в действие, как принято сейчас говорить, че ловеческий фактор: объяс нить каждому (каждому!) его задачу, место в общем строю, заинтересовать и мо рально, и материально... Тог да новым содержанием на полнится такое старое, но и в то же время молодое слово — энтузиазм. ...А творческая мысль ры баков продолжала биться, не останавливаясь. Как ис пользовать более эффектив но мощности? Задумались. И сейчас трудно сказать, кто (скорее всего, это плод кол лективного творчества) пред ложил изготовить дополни тельные емкости-накопители для рыбомучной установки, чтобы ни головы рыбы, ни хвосты даром не пропадали, все шло в дело. Это то, что касается сырья. Хорошо про думали использование других ресурсов. Так, отработанный пар от РМ У направляли на отопление судна и подогрева ли им воду для мытья. Или еще пример. Чтобы избежать скопления воды в колодцах трюма и порчи консервов, рыбопродукции, разработали и внедрили переносной эжек тор (насос), который позво лял своевременно откачи вать воду. Не буду утомлять читателей перечнем техниче ских терминов. Скажу толь ко, что за время рейса но ваторами было придумано и внедрено в производство 12 рационализаторских предло жений. А уж когда была рыбалка, то подвахты не вызывались. Люди с нетерпением ждали подъема очередного трала и сами шли на уборку рыбы, ее обработку. Стремление сделать боль ше, лучше было характерно для всех. Царили дух состяза- тельства, хорошего трудово го соперничества. Нередко выходили победителями в социалистическом соревнова нии вахта четвертого меха ника П. В. Костина, ком плексная смена помощника мастера обработки Ю. В. Ро- жина, мастера добычи А. И. Тиманцева. Вот так мы работали, из готовив сверх годового зада ния более 3 тысяч центи^ ров рыбопродукции, около 30 Тысяч банок консервов. ...Когда номер выйдет в свет, наш экипаж будет на промысле. Будет в день 50- летия стахановского движе ния работать по-ударному. По-коммунистически. Как всегда. Ю. КОВАЛЕВСКИЙ, мастер обработки, секретарь партийной организации ПСТ «Вадинск» тралового флота. МУСКУЛЫ? ТЕХНИКА? РОБОТЫ? Репортаж На этапе зарождения стаха новского движения в дости жении высоких рекордных по казателей наряду с энтузиаз мом, разумной организацией труда значительное место занимала мускульная сила. В наше время в основе ударни чества — прежде всего новая техника и технология- «Севтехрыбпром» по своему статусу призван решать за*- дачи интенсификации техниче ского прогресса созданием и того и другого. Своеобразным отчетом объединения стало его участие в «Инрыбпро- ме-85». Советский раздел, где демонстрировали рыбообраба тывающую технику, вызвал большой интерес и хорошую оценку советских и зарубеж ных специалистов, в том чис ле Польши, Болгарии, ГДР, КНДР, Кубы, а также специа лизированных фирм «Баадер», «Трио», «Аренко» и других. Вот высказывание заместите ля директора фирмы «Прод- маш» в/о «Техмашэкспорт»: «Удивлен и благодарен нашей промышленности и, в частно сти, «Севтехрыбпрому» за со здание высокотехнологич ных и умных помощников — машин Н29-ИРВ, Н29-ИРЕ. Объ единение имеет большое ко личество заказов как из со циалистических, так и из ка питалистических стран на экс порт советских машин». Были и такие высказывания! «Мала производительность», «Загрузка ручная». Совершенно справедливые замечания. Наши конструкто ры ищут пути снижения руч ного труда в своих разработ ках. Особенно хочу отметить А. К. Сигаева, Л. А. Федосен- ко, В. И. Алифанова, Л. И. Филатову, Е. П. Озерова- Уже созданы машины по разделке мойвы производительностью до 1000 рыб в минуту, авто матический укладчик рыбы на носители при копчении, кото рые практически исключили ручной труд. Но будущее — за микро процессорами, робототехникой. Кстати, первые советские ро боты, используемые в рыбной промышленности, экспониро вались на «Инрыбпроме-85». Но есть другая сторона ме дали. В том же отзыве заме стителя директора фирмы «Продмаш» говорится: «К со жалению, Минрыбхоз не раз решает экспорт...» Хотя по своему замыслу, конструкции и компоновке машины выпол* нены на высоком уровне и смотрелись вполне конкурен тоспособными. Дело в том, что в нашем министерстве нет достаточной машиностроительной базы. Вопрос ее создания решается крайне медленно. Создавае мая конструкторами техника морально стареет, ожидая из готовления. Как выход, экспе риментальная база «Севтехрыб- прома» загружается малосе рийным изготовлением машин. А это идет в ущерб работам на перспективу. Нет сомне ний, что в условиях интенси фикации производства эта про блема исчезнет. Но пока она налицо. И об этом нельзя за бывать даже в праздник. Ю. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, главный конструктор проек та ПТО «Севтехрыбпром». СТЫДНО НЕ ПЕРЕВЫПОЛНЯТЬ. МОНОЛОГ Б РИ ГАД И РА ЦЕХА № 1 КОНСЕРВНОГО ЗАВОДА НИНЫ АЛЕК САНД РОВНЫ АНУШКО РЫ БОКОМ БИНАТА Надели халаты? Нет, колпак не сумеете завязать. Ну-ка, по могу. Вот... Теперь глядитесь в зеркало. Ну, пошли? Я вам та ких девчат покажу... Жалко, что не всех застанете. Трое в отпуске, одна в отгуле, а всего их у меня в бригаде десять. Смешно получается: вся брига да молодая, только бригадир пожилой. Это я. Но ничего, жи вем дружно. Вот и пришли. Начнем с сырьевого участка. Здесь у нас трудятся Люба Ерофеева и Ира Бричкова. Ира у нас всего 2 года. Работа ет хорошо. Старается. Мы к ней сразу Любу в наставники опре делили. Так они до сих пор на свежей рыбе вдвоем и работа ют. У Любы стаж большой, как она выражается, «я малолеткой на завод поступила». А вырос ла до хорошего мастера. Дру- гих обучает. ■Цё?'! Теперь — сюда. Это участок панирования кусков, в муке их обваливаем. Видите, во-он там молоденькая девчушка? Это Лена Хайфуллина. Какая ум ница... Очень способная рыбо- обработчица. А что вы удивля етесь, тут талант особый ну жен. Не каждый выдержит. Мы Лену поначалу на участок $ы- борезки поставили. Трудная ра бота. Два дня с ней простояла, на третий, гляжу, моя помощь не требуется. Схватывает все на лету. За три года она у нас все специальности освоила. А почему вас к нам напра вили? Стахановская бригада, го ворят? Это хорошо, если так говорят. Почетно. Только мы q 6 этом не задумывались. Правда, работают девчата действительнб здорово. Многое повидала на своем веку, но скажу одно: разница между темн молодыми рабочи ми и нынешними — огром ная. У нас что было? Здоровье, руки да азарт. И то давали ре корды. А сейчас такая техника! Недавно закончили у нас рекон струкцию, Н а тяжелом раньше участке рыборезки сейчас пор- циональный автомат стоит. С таким оборудованием стыдно не перевыполнять нормы. И мы их перевыполняем. Н а снимках; (внизу в центре) бригадир Н. А. Анушко; (спра ва) рыбообработчица JI. Хай фуллина За наивысшую производительность труда «.-.Мы на шахте... думали над тем, как разбить оковы норм», — так говорил Алексей Стаханов на первом Всесоюз ном совещании стахановцев. 50 лет назад он бросил вызов современникам и потомкам. Вызов на рекорды. Многие рабочие уже готовы были к преодолению небывалых высот. Потому и стало движение массовым. И сегодняшние стахановцы отличаются неуспокоенностью- Наивысшая производительность труда стала доступной не от дельным бригадам и сменам. На рекордные рубежи выходят заводы и фабрики, объединения и отрасли. Слово — стаханов цам восьмидесятых. „Разбить оковы норм a Начало начал Семнадцатилетней пришла я на рыбокомбинат, и вот уже 23 года позади. Здесь закончила вечернюю школу, здесь состо ялась судьба. Кто-то в шутку сказал о нашем первом холо дильном: «родительский дом». Точно подмечено. Словом, здесь — начало начал. Простое на первый взгляд дело — обработка рыбы. Пом нится, за смену рыбообработчи- це надо было разделать по нор ме 400 килограммов палтуса на тушку филе. Работницы нашей смены, которой руководила Ан на Александровна Салмова, как правило, чистили по 500 кило граммов, настоящие мастера — по 600 и более. За счет чего достигалась та кая выработка? Возьмем один день. Уже с вечера известно: будет траулер с палтусом. Со ответственно настроились на жаркую работу. Что это такое — трудно объяснить, нужно присутствовать, почувствовать настроение, а оно — половина успеха. Вот, понимаете, такое состояние, как в лесу после грозы, — дышится глубоко, свободно, и будто воздух элек тричеством пронизан. И начали. Галина Васильев на Караванцева и Зоя Клавди евна Семенова — на приемке. Н а тележках подвозят рыбу с причала, загружают в лифт. Тележек в их распоряжении не меньше тридцати. А дальше палтус поступает на рыбоделы. Иные экземпляры приходится вдвоем поднимать. Вот так, не перехватывая руками, обреза ешь плавники с одной стороны, с другой. Не двигая рыбу, отсе каешь хвост, голову и тем же движением делаешь надрез. Вынуть внутренности, снять пленку... Рассказывать дольше, на всю операцию уходят секун ды. Тогда, помнится, норму мы перекрыли вдвое. Еще скажу. Для того чтобы работа была производитель ной, нужно иметь и соответ ствующий инструмент. У нас — это ножи. Любимый нож до ши ла доведешь, а работаешь толь ко им. У каждого специалиста их несколько. У каждого свой почерк, поэтому и прирабаты вается инструмент по-разному. Это как ботинки: каждый сна шивает индивидуально. Тонкостей в нашем деле не мало. Обо всех не расскажешь. Главное же — настрой, энтузи азм. Без них не состояться ре кордам... Н. ЗУЕВА, рыбообработчица рыбокомби ната. Когда работа— ТРУД Есть в некоторых людях та кая черта: все низводить до уровня своего понимания. что там за стахановцы, — го ворят они. — Все это гром кие фразы. За деньги люди вка лывают». Да, и за деньги, в этом ни чего нет предосудительного. Но наступает в горячей, азарт ной работе тот момент, когда сердце, руки, мышцы, душа сливаются воедино. Тогда и приходит, наверное, то, что на зывается вдбхновейиёк. Тогда- то работа становится Трудом. Тогда пловец устанавливает на- нвысшее достижение, прыгун берет рекордную высоту, рыбак — небывалые уловы. Мы были на промысле хека в Атлантике на БМРТ «Ш ере метьево» «Мурманрыбпрома». Рыбалка была славной. Комплексные смены матро сов должны бы по обычным меркам валить с ног. А рк ^~ ки... шутили. И задали такой темп, что механик - наладчик прихватывал ночи, чтобы ус петь установить дополнитель ные линии для разделки рыбы. Машинная команда, обслужи вающий персонал, палубная команда приходили на помощь рыбообработчикам. Серебрис тый поток свежей рыбы на тран спортере был беспрерывным. В перерыве глянет моряк на экран соревнования: впереди смена рыбмастера И. Опякйна и подвахта третьего механика И. Клочкова. Что-то решит для себя рыба', 41, становясь к ры- боделу, обязательно постарает ся обставить лидера. В. ЧАШИН, котельный машинист объедине ния «Мурманрыбпром». Время рекордов В ка н ун пятидесятилетии стаха новского движ ения за вы сокопро изводительный, ударны й труд грамотами М инистерства ры бного хозяйства СССР награж дены на М урманской судоверфи судоре м онтники В. С. Полиектов, И. П. М арченков, А. Т. Михеев, В. П. Гладун, Ю. Г. Баскаков. Распространено мнение, что быть трубопроводчиком — де ло несложное. Труба к трубе — и, все хлопоты. Это мне как-то арматурщик сказал. В корне не- Еерное мнение. Для сопоставле ния: Tojjftpb, скажем, выполня ет определенный набор опера ций. В конце концов каждую может довести до автоматизма. У трубопроводчиков повторов нет. Круг их действий, не побо юсь сказать, безграничен. Да же на однотипных кораблях си стемы отличаются одна от дру гой. О сложности профессии гово рит хотя бы такой факт: в це хе не более пяти человек име ют самый высший пятый раз ряд. И если опрессовать осу шительную, балластную систе мы, к примеру, могут многие, то аммиачную — только специ алист, знающий ее «накоротке» многие годы. У нас это Федор Илларионович Пузаков. А всего на промысловых су дах около двух десятков систем, более ста километров труб. Так что в нашем хозяйстве и «за блудиться» несложно. Иные го дами плутают, но так трубопро водчиками и не становятся. Потому что нет у них призва ния. А вот у Виктора Смурова, Григория Баюсоич, Александра Родина — большие способно сти, они довольно быстро ста ли заметными и в нашей брига де, которую возглавляет А на' толий Иванович Долгов, и в цехе. Думающие они трубопро водчики. Вообще, без творчества в на шем деле невозможно. Как и в любом деле. Я так и стаханов ское движение понимаю. Чело век накапливает опыт, растет профессионально, Совершенству ет орудия труда. И в опреде ленный момент количество Пе реходит в качество. Старые нормы становятся тесными, как подростковая одежда. Органич но рождается рекорд. Органич но, а не сумбурно, как порой случается у нас на сдаточных судах, когда аврально одновре менно работают представители чуть ли не всех цехов. И я про тив рожденных штурмовщиной «рекордов». Я •— за рекорды, подготов ленные временем. Ю. БАСКАКОВ, трубопроводчик Мурманской судоверфи. Есть ориентир Был ориентир: 24,1 тонны на докера. Столько мороженой рыбопродукции перегрузил каж дый докер бригады Н. И. Омельченко из трюма ТР «Бал тийское море» 31 марта 1984 года. Этот результат держался семь месяцев. И тогда в порту задумались: какова может быть максимальная выработка? Так родилась идея в честь пятиде сятилетия стахановского движе ния развернуть борьбу за ре корды. И пошло состязание. «Раздра жителем» стала бригада В. Ч- Кнута, побившая рекорд Омель ченко. «Перчатку подняла» бригада П. М. Жолтова, довед шая выработку до 28,4 тонны. Затем Киут вернул первенство и уступил его бригаде В. А. Ку- сакина. Но и 32,1 тонны не ста ли пределом. Бригада Б. С. Сайфгалиева за смену выгрузи ла с ТР «Пролив Крузенштер на» 305,4 тонны рыбопродукции. Это «»» по 33,1 тонны на каж дого докера. Комплексная нор ма выработки выполнена на 230 процентов. Достижение держртся с кон ца прошлого года. Но и к этой высоте уже подбираются доке ры. Что нам дало это приглаше ние к рекордам? Первое: мы стали рациональ нее, шире использовать более совершенные погрузчики. Вто рое: родилась еще одна инициа тива снизу — поощрять и мате риально заинтересовывать сти видорский состав, который обе спечивал бесперебойный фронт работ. Естественным стал и следующий шаг — включить стивидора в состав бригады. Третье: рекорды придали ускорение практически всем бригадам порта, и во многих из них производительность труда возросла. Четвертое: уроки ре кордного труда стали изучаться с точки зрения организации про изводства. Пятое: временное положе ние стало постоянно действую щим. Так что последнее слово не сказано. В. ЛЕБЕДЕВ, начальник ООТиЗ рыбного пор та. стахановских Д Е Т 1959 ГОД. «Я ТАК Р ЕШ И Л » , — сказал грузчик первого уча стка рыбного порта Александр Федорович Усков своему на чальнику. Узнав о почине пря дильщицы из Вышнего Волоч ка Валентины Гагановой, оа пришел к руководству и попро сил перевести его в отстающую бригаду грузчиков. 1960 ГОД. М ЕХА НИ ЗАЦИ Я производства на рыбокомбина те. Применен новый, ранее ни кем не испытанный вибрацион ный метод укладки сельди в бочку. Если раньше на эту опе рацию требовалось 15 минут., то сейчас бочка заполнится за три минуты. Это одна из 195 разработок инженеров комбина та за год. 1964 ГОД. МЕСТО РОЖДЕНИЯ : ТИХИИ ОКЕАН — так записано в паспорте Алексея Максимовича Топехи. Родившийся среди открытого океана, в буквальном смысле слова — коренной моряк, он всю свою жизнь никогда не рас ставался с морем. Н а легендар ном большом морозильном тра улере «Витебск» он побывал почти на всех широтах. В на чале шестидесятых годов сла ва «Витебска» гремела по все му Северному бассейну, и нема лая заслуга в этом старшего ме ханика траулера А. М. Топехи, который за стахановский труд был награжден орденом Лени на. 1970 ГОД. ОТ УД А РНЫ Х Ц ЕХОВ — к ударным заводам! Этим ло зунгом живет весь коллектив Кандалакшского механическо го завода. А тон в соревнова нии задает инструментально экспериментальный цех, удер живающий уже восемь лет зва ние «Коллектив коммунистиче ского труда». 1971 ГОД. СКОРОСТНОЙ РЕЙ С сделали моряки рефрижератора «Демьян Коротченко» в Барен цево море. Длился он всего семь суток. З а это время эки паж сумел принять и доставить в порт 33360 центнеров рыбы. При норме три тысячи цент неров в сутки — принимали по шесть тысяч. Это был первый скоростной рейс в «Севрыбхолодфлоте», за ним последовал второй, тре тий... И вскоре скоростные рей сы стали так же привычны, как i длительные. 1977 ГОД. В ПОДАРОК — «М ОСКВИЧ » получил матрос-моторист про изводственного рефрижератора «Навигатор» Б. Н. Перов за ударный труд в течение 22 лет. Этой премией дирекция ВДНХ С С С Р удостоила мурманского стахановца. 1985 ГОД. ДЕСЯТЬ ЧЕЛОВЕК из экипажа большого автоном ного траулера «Маршал Ере менко» за досрочное выполне ние одиннадцатой пятилетки по добыче рыбы и производству Рыбной продукции награждены орденами и медалями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz