Рыбный Мурман. 1985 г. Август.
. . » . 1 * н - * ^ - U - . M - J L . J L - l i l H l J J I - L U I L U . - - 1 L . J U . . ~ . .......- J J . I . ...'. J B - . I - . S J J - W . ............- ■ . - _ Ц - - Ш ..■ ......1 1 = 1 • Наш педфак • -Г<Г «(...Остап, лежа на кожаном диване и задумчиво глядя на пробочный пояс, обтянутый зеленой парусиной, допраши вал Ипполита Матвеевича: — Вы умеете рисовать? Очень жаль. Я, к сожалению, тоже не умею. Он подумал и продолжал: — А буквы вы умеете? Тоже не уме ете? Совсем нехорошо!» (*Двенадцать стульев») Кто знает, как бы сложилиср поиски оставшихся стульев у героев бессмерт ного произведения, если бы один уз них умел рисовать. Но на нет и суда нет. Во всяком случае, это не помешало ве ликому комбинатору Q. Бендеру и ety напарнику Kuch Воробьянинову благб- получно добраться на пароходе до го рода Ёасюки. Многие из нас, читатель, це обладая нахальством искателей дра гоценностей Л)адам Петуховой, вряд ли отважились бы на столь решительный шаг. Но разве так уж обязательно слесарю или педагогу, моряку или водителю уметь рисовать, спроЬите вы. Нет, ко нечно. Однако мало кто из родителей це умиляется, глядя на рисунки своего 4ада и покупая ему цветные карандаши и фломастеры, альбому и краски. По чему же, вырастая, подавляющее боль шинство детей уже не испытывает по требности в рисовании? Этот вопрос не настолько зряшный и простои, как кажется на первый взгляд. Как тут не вспомнить Д. Дид ро: «Страна, в которой учили бы рисо вать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах*. Хотя подобное высказы вание и можно назвать слишком кате горичным, но лично я так не считаю. Вот поэтому и хотелось бы сегодня порассуждать о том, что мешает нам не просто преподавать в школе изобра зительное искусство, воспитывать в ре бенке художника, а учить его видеть, чувствовать, понимать красоту окружа ющего мира, формировать всесторонне развитую личность. ' Т о ч к а , т о ч к а , д в а к р ю ч о ч к а . . . Р е ф о р м у э д е й с т в и й , как никто другбй, ощутили на еебё учителя начальных классов и специа листы Художественного профиля. Первые освободились от тяжелой но ши — уроков изобразительного ис кусства (не потеряв в зарплате), вто рые с радостью взялись за дополни тельные часы (прибавка к зарплате). И те и другие довольны. А как же дети? Какие могут быть вопросы, возмутятся некоторые. Конечно, те перь наши дети будут художественно образованными и эстетически воспи танными. Хотелось бы и мне присое диниться к этому мнению, но, к со жалению, на деле все обстоит иначе. Учитель изобразительного искус ства (И ЗО ) и черчения, имевший до последнего времени опыт работы только с учащимися средних клас сов, иынче спокойно идет в первый класс и даже в подготовительный — н шестилеткам. «Ну и что? — ока жут оптимисты. — Он все-таки спе циалист с дипломом и уж рнсовать-то ь наших детей научит». Не буду спорить. Давайте лучше побываем на самом уроке, который, согласно программе, начинается длин ным монологом, именуемым «ввод ной беседой», и объяснением нового материала, которое обязательно вклю чает в себя показ на доске последо вательности построения педагогиче ского рисунка по этапам. Будь то ри сование с натуры, тематическое или декоративное. А теперь представьте себя на мес те детей, тех же первоклашек-малы- шек, слушающих «специалиста»! Они напрягают зрение, смотрят на рисун ки учителя, но не видят их. Они слу шают, но не понимают значения мно гих слов. И в подобной ситуации от даешь должное учителям начальных . классов, которые могут организовать, увлечь детей. Вот бы им еще уметь рисовать! Должен заметить, что в методиче ском плане здесь все в порядке, взрослые твердо знают свою цель: научить детей навыкам письма, на писания тех же букв от А до Я. Но буквы мы изображаем не для того, чтобы их рассматривать, а чтобы складывать в слоги, слова, чтобы уметь читать и выражать свои мысли. Вернемся к рисунку. Для чего он? Мы привыкли говорить, что ребенок в рисунке выражает свои впечатле ния. И нередко задолго до школы дети овладевают навыками рисования и чтения рисунка. Да, да! Ребенок именно читает картинки как свои, так и друзей. Н о подчас педагогиче ский рисунок на школьной доске он прочитать не в силах, так как не зна ет «языка» взрослых художников. Уверен, что без соответствующей пе дагогической подготовки даже талант ливые художники-иллюстраторы дет ских книг вряд ли смогут провести урок изобразительного искусства в начальных классах. Хороший урок. Парадокс, да и только. Есть дет ские поэты, писатели, художники, врачи, библиотекари, учителя началь ных классов. А учитель И ЗО ? Мож но ли его назвать детским? И да, и нет. Математик, работающий в сред них классах, откажется вести свой предмет с первоклассниками. Учи тель же рисования нынче отважился переступить этот порог. Испытывает #и он трудности? Да почти никаких. С малышами еще легче: поставил натюрморт, и пусть себе трудятся. Но почему же при этом уже в 4 — 5 классах дети перестают рисовать, по чему у них пропадает к этому инте рес? На выставках мы нередко восхи щаемся детскими работами: какое бо гатство, какая фантазия, какая непо средственность! А на уроках рисо вания подчас бываем непростительно невнимательными к ребячьим «по- черкушкам». Потому что это «не по программе». В итоге рисующих в каждом классе остается по 3— 4 уче ника, а могли бы быть все! Во вся ком случае все знали бы «азбуку» изобразительного творчества, могли читать картины хотя бы по слогам. Но этому мы не учим, потому что, как ни стыдно признаться, нередко сами не умеем. Странно получается: в первом классе все внимание уделяется пись му и чтению, пониманию прочитанно го и написанного. А на уроках рисо вания — лишь слепому копированию предлагаемых образцов, что для де тей является трудоемким и малоин тересным занятием. А ведь пробуж дение творческой мысли — очень сложное и нужное дело, требующее от педагога самой высокой квалифи кации. Например, при рисовании фигуры -еловека детям рекомендуют начи нать с определения размера высоты изображения. Вместе с учителем они делают отметки на вертикальной ли нии, указывающие пропорции фигуры. Все должно быть выверено, безус ловно, как в таблице умножения. З а силье подобных бестолковых занятий сковывает фантазию ребенка, вызы вает чувство растерянности, робости, боязни сделать не так, как надо. Пропадают интерес и уверенность в своих силах. Вот тут-то впервые и произносится пресловутое «не умею», а потом «не хочу». Значит ли это, что надо отка заться от рисования фигуры челове ка? Конечно же, нет. На мой взгляд, следует отказаться лишь от практики навязывания учащимся взрослых об разцов, предназначенных для буду щих художников. З а годы работы в школе и на пед факе Мурманского педагогического института я пришел к выводу, что идти надо не от устаревших методик, а от ребенка, от определения его уров ня на данном этапе. Если пока что он может рисовать лишь так, как го ворится в детской присказке: «точка, точка, два крючочка, носик, ротик, оборотик, палка,, палка, огуречик — вот и вышел человечек» — это не беда. Именно здесь и начинается соб ственно работа учителя. Я говорю ученику: «А теперь давай уточним, кого именно ты нарисовал: себя, се стру, брата или друга?» После этого появляются дополнения к «огуречи- ку». ка мало похожа f' — Что-то голова у твоего человеч- !1а " 7 нее вой ка 4еска. Катюшину голо ву. У н кая красивая йрй- — Да, соглашается девочка, и тут же рисует длинные волосы, чел ку, перекрывающую глаза. (Они бы л и на месте лба, что до этого ничуть не смущало юную художницу. Те перь уже она изображает глаза ниже и не двумя точками, а кружками С тщательно прорисованными ресни цами. И мне не надо объяснять де тям, что «глаза должны быть в цент ре головы, а чтобы найти ее середи ну, голову надо разделить пополам...» Подобные слова, как правило, вызы вают в классе только смех.) Дальше — больше. Любуясь своим рисунком, испытывая радость от кра сиво нарисованной головы, ребенок досадует на оставшийся уродливый «огуречик». — А что дальше? — обращается он к учителю чуть ли не со слезами на глазах. — Теперь надо одеть и обуть твою Катюшу и отправить ее гулять, — подсказываю я. И снова девочка тво рит, перебирая в своем воображении возможные наряды. — А можно я ей нарисую красный сарафан? — Можно, но не холодно ли ей будет гулять па улице в нем при нашей погоде? А если дождь? — А я ее нарисую вместе с зон том! Можно еще долго пересказывать этот разговор. Главное в том, что на уроке ребенок думает, что урок и ему, и учителю приносит радость творчества. Н И ДЛЯ КОГО НЕ СЕКРЕТ, что успешность обучения зависит от отношения ребят к учебной дея тельности. Еще Ян Коменский пи сал, что «если едят без аппетита, вводя при этом все-таки в желудок пищу, то в результате это вызовет только тошноту и рвоту и, по мень шей мере, плохое пищеварение, не здоровье. Напротив, если еда вводит ся в желудок под влиянием чувства голода, то он воспринимает ее с удо вольствием, хорошо переваривает и успешно обращает в сок и кровь...» По мысли Коменекого. это относится и к приему умственной пищи. Можно урок физкультуры про вести, установив планку на соответ ствующей высоте, метра в полтора, и пусть весь класс прыгает себе це лый урок. Может, кто-нибудь и пре одолеет эту высоту. Но в том-то и дело, что учитель физкультуры ни когда так не поступит. Он обязатель но разделит класс на группы. Одни у него будут прыгать в высоту, дру гие — в длину, а затем поменяются. Каждый ученик проделает определен ный комплекс занятий. На уроках изобразительного ис кусства выбор не богат — всего три вида: на первое — рисование с нату ры, на второе — тематическое рисо вание, а на третье — декоративное. Есть еще и «десерт» — ознакомле ние с картинами художников. А теперь представим себе, что нам один раз в неделю дают только пер вое блюдо. Вы его не доели? Это не беда. Однако следующее блюдо будет только недели через две, а потом и оно гоже набьет оскомину. Важно, чтобы не нарушался количественный состав. А вкус, интерес — дело пятое. В этой шутке есть доля правды. Не лучше ли «кормить» ребенка в - соответствии с предписанием врача? То есть учить его, зная реальные возможности ученика, исходя из его уровня психического развития. Что представляет собой сегодня изобразительное искусство в школе как предмет? С точки зрения мно гих учителей начальных классов, это чемодан без ручки: бросить жал ко (уменьшится зарплата), а нести тяжело (зачастую учитель сам рисо вать не умеет). С точки зрения учи телей изобразительного искусства, специалистов, это предмет, в котором «все разбираются». II все советуют, что надо делать, а что не надо, не имея на это никакого права, кроме административного. И мало кто поста вит И ЗО на одну ступень с матема тикой или русским языком. Совсем недавно в одной семье мне пришлось быть свидетелем такой сце пы. Первоклассник со слезами на глазах просил: — Мам, а мам, можно я еще по рисую? — А ты уроки сделал? — был ему ответ. И ребенок, вытирая слезы, вы водил в тетради буквы, читал, счи тал, отчитываясь перед родителями до самой глубокой ночи. — Вот к чему привело твое рисо вание, — не унималась строгая ма маша. — За него тебя никто не спросит (по рисованию не задают), а вот за чтение, за математику — спросят, да еще как! Меня заинтересовал этот мальНп. Он еще на перемене в числе первых торжествовал: ура, сейчас рисование! Но вскоре радость его сменилась огорчением, когда учительница сооб щила тему урока. До нашего подопеч ного уже не доходили слова педаго га, и вряд ли он видел нарисованный на доске образец для подражания. Тогда-то я и задал себе впервые вопрос: кто же научит наших детей рисовать? В. плюхин, преподаватель М урманского педаго гического института. РЫБНЫЙ МУРМАН 23 августа 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz