Рыбный Мурман. 1985 г. Август.

Продолжаем разговор Спекулянты совестью На нашей памяти уже не раз мур­ манские газеты писали об «уютных компаниях», сшивших себе гнездыш­ ко около ДМО трал ою го флота (ул. Шмидта, 43). Чуть пригреет сол­ нышко, и на скамейках появляются мальчики в «фирме». Рядом с ними — вместительные «дипломаты», ■ которых надежно упрятан товар: джинсы всевозможных западных фирм, майки с яркой симюликой, импортная косметика и прочие хо­ довые »ещи. ГТриценивающим взгля­ дом окидывают торговцы проходя­ щую публику: кому что предложить и за сколько. И ведь эта купля-продажа проис­ ходит не первый год. Наверняка, среди этих мальчиков есть и те, кто проживает в ДМО , то есть мо­ ряки. Они-то, как правило, и достав­ ляют дефицит из инпортов. Говорить с ними о чести и достоинстве, пра­ во же, бесполезно. Пробовали. В лучшем случае обхамят, в худшем — пообещают с тобой «познако­ миться» в другом месте. А мы ведь девчонки, и бицепсы у нас слабова­ ты для такого «знакомства». Мили­ цию п о ; v s . так ведь бизнесмены быстро и 1 -Iс -ют, завидев форму. Знаем, что одно время здесь де­ журили ребята из комсомольского оперотряда. Где же они сейчас? А моряки, проживающие в ДМО, куда смотрят они? Ведь не все же из них торгаши, потерявшие совесть. Честное слово, ужасно стыдно становится, когда видишь малолет­ них фарцовщиков, снующих вокруг иностранных машин, но еще против­ нее иметь дело с великовозрастны­ ми спекулянтами, готовыми за им­ портные тряпки продать свою со­ весть и честь. С. ИВАНОВА, К. СВЕТИНА, учащиеся ГПТУ. Непростительная забывчивость Наша великая Советская страна, сколько пришлось ей пережить на своем веку! Вспоминать об этом надо, чтобы каждый помнил: счастье сего­ дняшней мирной жизни завоевано ценой огромных потерь. Сорок лет мы живем без войны, не знаем ни грохота разрывающихся бомб, ни го­ лодных мизерных блокадных пайков. Многого мы не знаем, того многого, что пережали наши отцы, деды и ма­ тери. Лишь музейные фотографии, документы да рассказы ветеранов на­ поминают о тех суровых днях. Нель­ зя забывать о прошлом. Но почему-то подчас встречаешься с такой ярко выраженной забывчи­ востью, что думаешь: откуда это? Старшее поколение намного выдер­ жаннее и строже относилось к свое­ му внешнему виду. А теперь? Какое первое впечатление производит, к при­ меру, человек, спокойно вышагиваю­ щий, предположим, по главному прос­ пекту Мурмансна, наряженный в ру­ башку цвета хаки с буквами Ю. С. АРМ И на карманах? Или симпатич­ ная девушка в сарафане с наорлен- ными кнопочками, бляшками, рука­ вами? И встречаются такие «экспо­ наты» на наших улицах довольно часто. Конечно, каждый носит то, что ему нравится, и что, естественно, соот­ ветствует его заработку. Но ведь должны же быть какие-то моральные устои, принципы, ради которых мы и живем, которые соответствуют на­ шему образу жизни! Можно согла­ ситься с тем, что наша легкая про­ мышленность не полностью еще удов­ летворяет запросы населения. Об этом не раз велись разговоры. Но ведь образцы отечественной продук­ ции в последнее время пользуются большим спросом даже у самых взы­ скательных покупателей. Мурманск — город моряков, и многие из них бывают часто в ино­ странных портах. Заход после про­ должительного рейса. Казалось бы, надо отдохнуть, Посмотреть, как лю­ ди живут, посетить достопримеча­ тельности, музеи, выставки. Не тут-то было: скорее получить валюту и по магазинам, какой там отдых! И ве­ зут, везут домой дешевые образчики западной культуры и моды, штампо­ ванные скороспелки, которые через год-два выбросят на свалку и отпра­ вятся за очередными. Не спорю, некоторые вещи быва­ ют отличными, но суть-то в другом. В рейсе, выйдя на бак в минуты от­ дыха, слышишь, как здоровые, силь­ ные мужики разговаривают (о чем бы вы думали?) о тряпках. Где, что и за сколько купил. Противно. Изба­ ловались мы. Избаловали своих жен, невест и детей! ...Известный всем магазин «Аль­ батрос». Недаром окрестили его та­ ким словом «лоботряс», Стоит зайти туда, посмотреть, когда что-нибудь «дают». Увидеть глаза его завсегда­ таев и почитателей. Никого не заме­ чающие, пресыщенные. И шатаются из одного конца в другой в ожида­ нии «выброса», оценивающе огляды­ вая себе подобных. Действительно, «лоботрясы». А теперь я хочу вернуться к то­ му, с чего начал. Все эти нафирмо- ванпые дамочки и их кавалеры могут вполне обоснованно заявить, если речь пойдет о их туалетах, расшитых не присущей нашей морали символи­ кой: «А что мы? Вы на витрины ма­ газина посмотрите!» Еще бы, какой может быть разговор, если и здесь не все так, как бы хотелось. Преспокойно могут висеть на все­ общее обозрение джинсы «Вестерн Райфл», что в переводе с английско­ го — западная винтовка. Что они рекламируют? Может быть, в таких же брючках с винтовками М-16 ору­ дуют банды наемников, убивая ни в чем не повинных людей где-нибудь в Никарагуа или Анголе? Или такой пример. Лежат на прилавке пачки сигарет. Среди них бывает и «Кэ- мэл» — любимое табачное зелье аме­ риканских «зеленых беретов», и «Уинстон», «Мальборо», названные в честь небезызвестного Уинстона Чер­ чилля. И здесь хотелось бы остано­ виться особо. Уинстон Леонард Спенсер Черчилль — государственны й деятель В еликобри­ тании, происходил из семьи герцогов Мальборо, образование получил в при­ вилегированной ш коле Харроу (кстати, дж инсы с таким названием совсем не- S . 1 BH 0 были в продаже в «Альбатросе»), самого начала своей Лвлитической деятельности прослыл ярым консервато­ ром. Неоднократно лично участвовал я подавлении национально-освободитель­ ны х движ ений. Находясь на посту м и н и ­ стра в н утр ен ни х дел, использовал вой­ ска против бастовавш их рабочих Уэльса. В то время, когда молодая Республи­ ка Советов ценой неим оверны х усилий отстаивала свое право на ж и зн ь , он за­ нимал пост военного м инистра В елико­ британии. В этот период Черчилль, яв- ляющ нйся, по оценке В. И. Ленина, «ве­ личайш им ненавистником Советской России», вы ступил одним из главны х о р ­ ганизаторов антисоветской интервенции. С колько нрови советских людей было на его р ука х! И во вторую м ировую войну правительство Уинстона Ч ерчилл* пошло на сою з с СССР лиш ь потому, что явно почувствовало, и акую опас­ ность для него представляет фашизм. Но и здесь, в то время, когда наши вой- сна несли тяж елы е потери, заодно с правительством СШ А всячески торм ози­ ло вы полнение своих сою знических обязательств. А после войны, 5 марта 1946 го­ да, У. Черчилль в присутствии пре­ зидента СШ А Г. Трумэна, сбросив­ шего атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, выступил с речью, в кото­ рой содержался призыв к созданию военно-политического союза Велико­ британии и США, направленного про­ тив С С С Р и стран народной демокра­ тии. И, как глава консерваторов сво­ ей страны. У. Черчилль возглавил кампанию за развязывание «холодной войны*. Вот такой это был деятель. Может быть, некоторые забыли это? И уж кто-кто как не моряки за- гранплавания в первую очередь дол­ жны быть политически, нравственно подкованными, ведь они являются представителями нашей страны за рубежом. Но кого они будут симво­ лизировать, если весь их вид — сто­ процентный «зарубеж»? И над тор­ говлей всевозможными вещами с чи­ стейшей воды пропагандой Запада на­ до основательно задуматься. Забывать о прошлом, значит — не иметь бу­ дущего: это должно быть ясно всем. В. ЧАШИН, котельный машинист объединения «Мурманрыбпром». У О ДЕЖДА С СИМВОЛИ ­ КОЙ, как известно, се­ годня в моде. Юных щего­ лей часто прельщает не столько сама вещь, сколько фирменное клеймо на ней, надпись или яркая картинка. О том, что все это обозна­ чает, любители «фирмы», как правило, не задумыва­ ются. А напрасно. В толковом словаре совре­ менного руссного язы ка ска ­ зано, что символ — это «ху­ дож ественны й образ, условно передающий какую -либо мысль, идею, переживание». Значит, не просто так, а с дальним прицелом изображаю тся на им­ портны х ф утболках или сум- нах все эти надписи и эмбле­ мы. За ними стоит идея. Да­ вайте попробуем разобраться, какая именно. А что за символом? Вспомните тяжелое после­ военное время, когда одежду типа военной носили все — от мала до велика. Даже де­ ти щеголяли в куртках, пе­ решитых из старых гимна­ стерок и кителей. Но в этом была суровая необходимость. Политики США не случай­ но постарались привить мо­ ду на одежду военного об­ разца своей молодежи имен­ но тогда, когда началась грязная война во Вьетнаме. Но и у нас иногда приходит­ ся видеть молодых девиц в платьях цвета хаки с надпи­ сями на английском языке «Армия СШ А », «Военно-мор- ской флот СШ А » и с на­ шивками на рукаве, как у капралов американской а р ­ мии. Самое интересное, что в большинстве своем деви­ цы, так сказать, искренне 16 августа1035 года не подозревают, что они на себя надели и какие идеи волей - неволой пропаганди­ руют. Бывают такие казусы. Распространяю тся символы милитаризма и через различ­ ные выш ивки. Допустим, выш и­ та на кармане маленькая жел- скромной майки с цифрой « 88 » проводится не только милитаристская, но и клери­ кальная пропаганда. Другой пример. Как из­ вестно, сегодня на Западе в моде ансамбль «Кисс». Со- волы, сводится к тому, что­ бы исподволь, в течение долгого времени воздейство­ вать на сознание молодежи, тем самым подготавливая ее к восприятию чуждых со­ циализму идей. Клеймо на майке тая звезда, а рядом по-англий- ски написано: «Бронзовая ме­ даль». Вряд ли кто из лю би­ телей «фирмы» знает, что во время войны во Вьетнаме бронзовой медалью награж да­ ли ам ериканских военных за 400 уб иты х вьетнамцев, 400 пар отрезанны х ушей давали возможность получить брон­ зовую медаль. Или другая надпись на ка р ­ мане, тоже, разумеется, По- английски: «За заслуги». За накие это заслуги, спраш ива­ ется? За 100 убиты х вьетнам ­ цев. Как видим, связь между символикой и политикой са­ мая непосредственная. Цифра с двойным дном Конечно, существуют и ку­ да более тонкие, завуалиро­ ванные формы идеологиче­ ских диверсий при помощи эмблем и символов. Скажем, стоит на футбол­ ке вполне безобидная цифра « 8 8 ». Вряд ли кто из на­ ших молодых людей догады­ вается, что цифра эта с двой­ ным дном. Во-первых, это символ наемников, во-вто­ рых, это еще и год тысяче­ летия^ крещения Руси — 1988-й. То есть при помощи ответственно, в больших ко­ личествах размножились фут­ болки с названием этого ан­ самбля и с разного рода высказываниями его участ­ ников. Некоторые наши наивные молодые люди почему-то ре­ шили, что носить на себе рекламу «Кисс» — престиж­ но. Между тем «м узы кальны е мальчики» из этого ансамбля, которые, нстати, разъезж аю т по Соединенным Ш татам на броневине, с помощ ью различ­ ны х спецэффектов, фейервер­ ков, дыма, грома и молний, и, конечно, соответствующ их пе­ сен доводят своих слушателей- подростков до такого состоя­ ния, что те начинаю т гром ить магазины, нападать на прохо­ ж и х, ун ичто ж ать все вокруг. По сущ еству, этот ансамбль ведет проф аш истсную пропа­ ганду* а те, нто щеголяет в одеянии с эмблемами «Кисс», пропагандирую т не только этот далеко не первосортный ансамбль, но и — через не­ го — нульт насилия, дикости. Основная задача западных пропагандистов, распростра­ няющих разного рода сим­ Приведем пример. Иногда на улице нам приходится ви­ деть подтянутых молодых людей, одетых, как говорит­ ся, «с иголочки», в галсту­ ках, на которых красуются булавки в виде шестиконеч­ ных сионистских звезд, или молодых девушек в блузках с целыми россыпями этих звезд. Никто из них, как прави­ ло, не догадывается о том, насколько пришлась па вку­ су западным пропагандистам эта неразборчивость, мы бы даже сказали — невеже­ ство (вряд ли молодые люди имеют представление об истинном значении сио­ нистского «магического ше­ стиугольника», так называе­ мой «звезды Давида»), А между тем радиостанция «Голос Израиля» призывает своих слушателей «проязлять активность» и распространять любыми средствами сионист­ с кую сим волику. Дело в том , что, со гла сно ре­ л и ги о зн о - м и с ти ч е с ки м у с та ­ н о вка м с и о н и сто в , р а сп р о стр а ­ няя « м а ги ч е с ки й ш е с ти уго л ь ­ н и к» . о ни тем сам ы м п р о та ­ с ки в а ю т од ин из гл а в н ы х те ­ зисов — о своей б о го и зб р а н ­ но сти, о своем особом пред ­ н а зн а ч е н и и 1— повелевать все­ ми о ста л ь н ы м и « н е пол но це н­ ны м и» народам и (н а к видим , сионистская идеология весь­ ма сродни ф аш истской). Очевидно, не будет ника­ кого преувеличения, если мы скажем о том, что среди целого набора средств и ме­ тодов буржуазной пропаган­ ды все более заметное место занимает обработка общест­ венного сознания и в первую очередь обработка наших молодых людей при помощи различного рода символов, которые среди них распро­ страняются. При этом за­ падные идеологи, учитывают, так сказать, «тягу» некото­ рых наших молодых к «фир­ менным» вещам. И, конечно, они с радостью ухватятся за каждый такой случай, чтобы создать види­ мость того, что вся наша мо­ лодежь идет на поводу у западных специалистов по рекламе, атрибутике и сим­ волике и вдобавок усваива­ ет сионистскую, фашистскую, антисоветскую идеологию, разного рода «западные цен­ ности». Кроме того, как видим, цели и идейные установки за­ падных пропагандистов вы­ рисовываются вполне четко и определенно. Для них эм­ блема на майке нечто боль­ шее, чем просто украшение. С помощью этой эмблемы, этого символа западные про­ пагандисты надеются навя­ зать нашим молодым людям свою идеологию, свою систе­ му ценностей, свои стандар­ ты, свое отношение к жизни. А. ДУБИНИН, В. ЗАИР-БЕК, Р. СТРЕЛЬНИКОВ. («Аргументы № 3 0 . ) и факты» ■% и ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz