Рыбный Мурман. 1985 г. Август.

•Реформа школы: год второй • Актуальное интервью Взросление Училище-техникум-вуз Закончился первый после принятия реформы общеоб­ разовательной и профессио­ нальной школы учебный год. Многие ее требования успеш­ но претворяются в жизнь учебными заведениями наше­ го города. Сегодня наш со­ беседник проректор по на­ учной работе Мурманского высшего инженерного мор­ ского училища имени Ленин­ ского комсомола Борис Ива­ нович ОЛЕЙНИКОВ. — Борис Иванович, в «Основных направлениях ре­ формы общеобразовательной и профессиональной школы» большое внимание уделено работе высших учебных за­ ведений, в частности, опыту подготовки специалистов с высшим образованием из числа выпускников средних специальных учебных заве­ дений по сокращенным сро­ кам обучения. — Вопрос, безусловно, важный. Надо сказать, что это требование реформы не было для нас неожиданно­ стью. В последнее время все больше говорят о снижении престижности инженерной профессии. Нередко абиту­ риенты поступают в любой вуз, а там, мол, кривая вы­ ведет. И уже в начале уче­ бы — разочарованность, и, как следствие, — низкая ус­ певаемость, нарушение дис­ циплины, а зачастую и от­ сев. Если же говорить кон­ кретно о нашем училище, то и после его окончания кур­ сант порой испытывает не­ которое разочарование. Ведь практически и инженер, и техник начинают на флоте с одной и той же должности — четвертого, реже треть­ его, помощника. Шансы на дальнейшее продвижение у обоих практически тоже равны. А если учесть, что у техника при его обучении в среднем специальном учеб­ ном заведении больше уде­ лялось внимания практиче­ ским навыкам, он оказыва­ ется в более завидном поло­ жении. Инженеры в итоге чаще стараются найти рабо­ ту на берегу. — Н о современные суда с их постоянно усложняю­ щейся технической оснащен­ ностью требуют высококва­ лифицированных специалис­ тов со всесторонней инже­ нерной подготовкой. Так что технику все равно необходи­ мо высшее образование. — Именно поэтому уже лет 17 назад была введена форма подготовки инженер­ ных кадров из числа лиц со средним специальным об­ разованием, имеющих опыт практической работы. Судо­ механики учатся 3,5 года вместо пяти, а судоводите­ ли — 4 вместо 5 лет 10 ме­ сяцев. Причем, как правило, именно эти специалисты свя­ зывают в дальнейшем свою судьбу с морем, а во время подготовки успеваемость их на 10— 15 процентов выше, Но и эту форму можно усо­ вершенствовать. — Каким образом? — Сроки обучения можно еще сократить без всякого ущерба для качества под­ готовки. Именно таково и требование реформы. Речь идет о ступенчатой подго­ товке — ГПТУ — или рабо­ та на производстве, связан­ ная с избираемой специаль­ ностью, затем среднее море­ ходное училище (но не 4, а 2— 2,5 года), снова не ме­ нее двух лет работы на про­ изводстве и наконец вуз (3 года на дневном отделе­ нии). — Начало, как известно, у нас в Мурманске уже по­ ложено первым выпуском курсантов, занимавшихся по сокращенному сроку в море­ ходном училище имени И. И. Месяцева. — Да. Эти ребята ушли в море, и мы готовы, в свою очередь, продолжить экспе­ римент. В 1986— 87 учеб­ ном году мы ждем их в сте­ нах МВИМУ. Фотоэтюд В. Ш П РИН ГЕ РА . Алло, редакция! Добро пожаловать, Ш Е С Т И Л Е Т К И «Моей дочери летом исполнилось шесть лет. Она очень хочет пойти в школу. Скажите, пожалуйста, в каких школах города будут работать классы для шестилеток в новом учебном году? , Е. Калинина». (1); детские сады № 131 ( 2 ) и № 20 ( 1 ). В Ленинском районе — школы № 38 (1 класс), № 49 (6 классов на базе строящегося в микрорайо­ не этой школы детского са­ да). В Первомайском районе — школы № 33 (2 класса), № 21 (4) и № 16 (1). На вопрос Е. Калининой отвечает заместитель заве­ дующего городским отделом народного образования JI. Д. Рогозина: — В новом учебном году дети с шестилетнего возра­ ста будут заниматься в сле­ дующих школах и детсадах города: В Октябрьском районе •— школы № 40 (2 класса), № 34 (1), № 14 (1), № 36 Начало большого дела --------- Расписание на завтра Новое в ПТУ... В расписании учащихся проф­ техучилищ области с нынеш­ него учебного года появятся две новые дисциплины — «Этика и психология семейной жизни», а также «Основы ин­ форматики и вычислительной техники». Для изучения последнего предмета в ГПТУ уже подго­ товлены специальные классы, оснащенные микрокалькулято­ рами, другой техникой. С 3 сентября ряд преподавателей спецдисциплин пройдут двух­ недельную подготовку на ку р ­ сах при Мурманском высшем инженерном морском училище. С нетерпением ждут ново­ селья учащиеся мурманского ГПТУ № 4. 1 сентября они въедут в новые общественно­ бытовой корпус и учебно­ производственные мастерские. Сейчас здесь заканчиваются отделочные работы, устанав­ ливается оборудование. На будущий год молодые строи­ тели получат новый учебный корпус, рассчитанный на 720 мест. ...и в школе Вот-вот распахнет свои две­ ри новая школа в 401-м мик­ рорайоне Мурманска. По ре­ шению министерства это будет специальная школа с углублен­ ным изучением английского языка, начиная со второго класса. Для юных «англичан» оборудуются лингафонные ка­ бинеты. На сегодняшний день в новую школу подано более 800 заявлений от будущих учащихся. С хорошим настроением нач­ нут очередной учебный год и учителя шнол области. В соот­ ветствии с требованиями ре­ формы их с 1 сентября ны­ нешнего года ждет прибавле­ ние в зарплате. Наш корр. Н Е ТАК ДАЛЕКО то время, когда человек, не владеющий компьютерной грамотностью, будет чувст­ вовать себя так же, как ны­ не не знающий грамматики. Последнее десятилетие ха­ рактеризуется интенсивным насыщением всевозможной вычислительной техникой различных сфер народного хозяйства. В современном, постоянно растущем потоке информации человеку все П 1 уднее ориентироваться. И точно так же, как станок ос­ вобождает его от тяжелой физической работы, так ЭВМ берут на себя часть нелегкого умственного тру­ да. Они обладают «отличной памятью», решают сложней­ шие математические задачи, легко и точно выдают нуж­ ную информацию. Человеку только надо уметь с ними «разговаривать». Поэтому ре­ форма школы ставит задачу: «вооружать учащихся зна­ ниями и навыками исполь­ зования современной вычис­ лительной техники, обеспе­ чить применение компьюте­ ров в учебном процессе, со­ здавать для этого специаль­ ные школьные и межшколь- ные кабинеты». Такой кабинет откроется в нашей школе в новом учебном году. Идея его со­ здания вынашивалась давно. Помнится, еще работая ин­ спектором Октябрьского роно я прочитала интерес­ ЭВМ приходит в класс ную статью в журнале «Школа и производство». В ней рассказывалось об учеб­ но-производственном цент­ ре вычислительной техники в Октябрьском районе Мо­ сквы. Потом был визит в кустовой информационно-вы­ числительный центр (КИВЦ) «Главмурманскстроя». Идеей обучения школьников «об­ щению» с ЭВМ загорелись его начальник Евгений Алек­ сандрович Кузнецов и глав­ ный инженер Алексей Пав­ лович Кабанов. Поездка к московским коллегам, знакомство с ра­ ботой центра еще больше убедили в необходимости заняться этим вопросом вплотную. Только один при­ мер: у ребят, прошедших там обучение, не бывает проблем с трудоустройством после окончания школы — заявки с десятков предприя­ тий приглашают выпускни­ ков, подготовленных по са­ мым разным профилям рабо­ ты с вычислительной тех­ никой. Прочную поддержку полу­ чала идея создания меж- школьного центра и у Ок­ тябрьского райкома партии. Через него мы заручились поддержкой еще одного со­ юзника — вычислительно­ го центра ЦПКТБ ВРПО «Севрыба». КИВЦ, согласно заключенному договору, устанавливает оборудование и обеспечивает его ремонт. Нам обещают «Искру-226» — малую электронную ма­ шину, а также устройство подготовки данных на маг­ нитной ленте. ЦПКТБ уста­ новит устройства подготов­ ки данных на перфокарте и перфоленте. Кроме того, этот коллек­ тив выделил мастера произ­ водственного обучения. Бо­ рис Павлович Смуров — учитель по специальности, он окончил пединститут. Те­ перь он сам внимательно следит за подготовкой меж- школьного кабинета. Поме­ щение уже почти готово — дело за установкой оборудо­ вания. Для начала мы зай­ мемся подготовкой операто­ ров устройств подготовки данных ЭВМ и эксперимен­ тальной группой в несколь­ ко человек — программи- стов-лаборантов. Всего в но­ вом цехе Октябрьского У 1IK пока будет обучаться 100 человек — 4 группы уча­ щихся. девятых классов. Ду­ маю, немаловажно и то, что осваивать специальности бу­ дут в основном девочки. Ведь городу очень нужно решать проблему их трудо­ устройства. Они смогут ра­ ботать в сберкассах, бухгал­ териях, куда тоже все уве­ реннее приходят ЭВМ. В школьную программу нынешнего учебного года будет включен новый пред­ мет — основы информатики и вычислительной техники. Мы готовимся и к этому: закуплено 50 машинок «БЗ- 3 4 », работающих в режиме программирования. Конеч­ но, этого очень мало. Их нужно гораздо больше, и средства для этого выделя­ ет наше базовое предприя­ тие _ «Севрыбхолодфлот». Но их возможности, конеч­ но, не безграничны. Второе же базовое предприятие — совхоз «Полярный» пока ни­ как не может уладить воп­ росы оплаты наших счетов. Преподавание нового предмета будет тесно связа­ но с вопросами производст­ ва. Преподаватель Светлана Владимировна Поточкина уже прошла подготовку на курсах при МВИМУ. Заве­ дующий кафедрой автомати­ ки этого вуза Валентин Александрович Орлов пере­ смотрел программу работы цеха, привезенную мною от московских коллег, связав ее с изучением информати­ ки. Словом, сделано уже не­ мало. Но пока ждем «Иск­ ру». От установки ее зави­ сит, быть или не быть экспе­ риментальной группе подго­ товки программистов-лабо- рантов. Нужны настольные микрокалькуляторы, затем еще одна «Искра» — горо­ но должно заранее подать на нее заявку. Большой проблемой оста­ ется и ремонт микрокальку­ ляторов. Единственной в го­ роде мастерской это просто не под силу, тем более что речь идет об их широком использовании в каждой школе. Думается, что, планируя здание нового УПК, надо будет подумать и о поме­ щении для цеха вычисли­ тельной техники, ибо наш межпткольный класс — это только начало дела, большо­ го и перспективного. С. САМОХИНА директор средней школь! № 47. 16 августа 1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz