Рыбный Мурман. 1985 г. Август.
•Реформа школы: год второй • Актуальное интервью Взросление Училище-техникум-вуз Закончился первый после принятия реформы общеоб разовательной и профессио нальной школы учебный год. Многие ее требования успеш но претворяются в жизнь учебными заведениями наше го города. Сегодня наш со беседник проректор по на учной работе Мурманского высшего инженерного мор ского училища имени Ленин ского комсомола Борис Ива нович ОЛЕЙНИКОВ. — Борис Иванович, в «Основных направлениях ре формы общеобразовательной и профессиональной школы» большое внимание уделено работе высших учебных за ведений, в частности, опыту подготовки специалистов с высшим образованием из числа выпускников средних специальных учебных заве дений по сокращенным сро кам обучения. — Вопрос, безусловно, важный. Надо сказать, что это требование реформы не было для нас неожиданно стью. В последнее время все больше говорят о снижении престижности инженерной профессии. Нередко абиту риенты поступают в любой вуз, а там, мол, кривая вы ведет. И уже в начале уче бы — разочарованность, и, как следствие, — низкая ус певаемость, нарушение дис циплины, а зачастую и от сев. Если же говорить кон кретно о нашем училище, то и после его окончания кур сант порой испытывает не которое разочарование. Ведь практически и инженер, и техник начинают на флоте с одной и той же должности — четвертого, реже треть его, помощника. Шансы на дальнейшее продвижение у обоих практически тоже равны. А если учесть, что у техника при его обучении в среднем специальном учеб ном заведении больше уде лялось внимания практиче ским навыкам, он оказыва ется в более завидном поло жении. Инженеры в итоге чаще стараются найти рабо ту на берегу. — Н о современные суда с их постоянно усложняю щейся технической оснащен ностью требуют высококва лифицированных специалис тов со всесторонней инже нерной подготовкой. Так что технику все равно необходи мо высшее образование. — Именно поэтому уже лет 17 назад была введена форма подготовки инженер ных кадров из числа лиц со средним специальным об разованием, имеющих опыт практической работы. Судо механики учатся 3,5 года вместо пяти, а судоводите ли — 4 вместо 5 лет 10 ме сяцев. Причем, как правило, именно эти специалисты свя зывают в дальнейшем свою судьбу с морем, а во время подготовки успеваемость их на 10— 15 процентов выше, Но и эту форму можно усо вершенствовать. — Каким образом? — Сроки обучения можно еще сократить без всякого ущерба для качества под готовки. Именно таково и требование реформы. Речь идет о ступенчатой подго товке — ГПТУ — или рабо та на производстве, связан ная с избираемой специаль ностью, затем среднее море ходное училище (но не 4, а 2— 2,5 года), снова не ме нее двух лет работы на про изводстве и наконец вуз (3 года на дневном отделе нии). — Начало, как известно, у нас в Мурманске уже по ложено первым выпуском курсантов, занимавшихся по сокращенному сроку в море ходном училище имени И. И. Месяцева. — Да. Эти ребята ушли в море, и мы готовы, в свою очередь, продолжить экспе римент. В 1986— 87 учеб ном году мы ждем их в сте нах МВИМУ. Фотоэтюд В. Ш П РИН ГЕ РА . Алло, редакция! Добро пожаловать, Ш Е С Т И Л Е Т К И «Моей дочери летом исполнилось шесть лет. Она очень хочет пойти в школу. Скажите, пожалуйста, в каких школах города будут работать классы для шестилеток в новом учебном году? , Е. Калинина». (1); детские сады № 131 ( 2 ) и № 20 ( 1 ). В Ленинском районе — школы № 38 (1 класс), № 49 (6 классов на базе строящегося в микрорайо не этой школы детского са да). В Первомайском районе — школы № 33 (2 класса), № 21 (4) и № 16 (1). На вопрос Е. Калининой отвечает заместитель заве дующего городским отделом народного образования JI. Д. Рогозина: — В новом учебном году дети с шестилетнего возра ста будут заниматься в сле дующих школах и детсадах города: В Октябрьском районе •— школы № 40 (2 класса), № 34 (1), № 14 (1), № 36 Начало большого дела --------- Расписание на завтра Новое в ПТУ... В расписании учащихся проф техучилищ области с нынеш него учебного года появятся две новые дисциплины — «Этика и психология семейной жизни», а также «Основы ин форматики и вычислительной техники». Для изучения последнего предмета в ГПТУ уже подго товлены специальные классы, оснащенные микрокалькулято рами, другой техникой. С 3 сентября ряд преподавателей спецдисциплин пройдут двух недельную подготовку на ку р сах при Мурманском высшем инженерном морском училище. С нетерпением ждут ново селья учащиеся мурманского ГПТУ № 4. 1 сентября они въедут в новые общественно бытовой корпус и учебно производственные мастерские. Сейчас здесь заканчиваются отделочные работы, устанав ливается оборудование. На будущий год молодые строи тели получат новый учебный корпус, рассчитанный на 720 мест. ...и в школе Вот-вот распахнет свои две ри новая школа в 401-м мик рорайоне Мурманска. По ре шению министерства это будет специальная школа с углублен ным изучением английского языка, начиная со второго класса. Для юных «англичан» оборудуются лингафонные ка бинеты. На сегодняшний день в новую школу подано более 800 заявлений от будущих учащихся. С хорошим настроением нач нут очередной учебный год и учителя шнол области. В соот ветствии с требованиями ре формы их с 1 сентября ны нешнего года ждет прибавле ние в зарплате. Наш корр. Н Е ТАК ДАЛЕКО то время, когда человек, не владеющий компьютерной грамотностью, будет чувст вовать себя так же, как ны не не знающий грамматики. Последнее десятилетие ха рактеризуется интенсивным насыщением всевозможной вычислительной техникой различных сфер народного хозяйства. В современном, постоянно растущем потоке информации человеку все П 1 уднее ориентироваться. И точно так же, как станок ос вобождает его от тяжелой физической работы, так ЭВМ берут на себя часть нелегкого умственного тру да. Они обладают «отличной памятью», решают сложней шие математические задачи, легко и точно выдают нуж ную информацию. Человеку только надо уметь с ними «разговаривать». Поэтому ре форма школы ставит задачу: «вооружать учащихся зна ниями и навыками исполь зования современной вычис лительной техники, обеспе чить применение компьюте ров в учебном процессе, со здавать для этого специаль ные школьные и межшколь- ные кабинеты». Такой кабинет откроется в нашей школе в новом учебном году. Идея его со здания вынашивалась давно. Помнится, еще работая ин спектором Октябрьского роно я прочитала интерес ЭВМ приходит в класс ную статью в журнале «Школа и производство». В ней рассказывалось об учеб но-производственном цент ре вычислительной техники в Октябрьском районе Мо сквы. Потом был визит в кустовой информационно-вы числительный центр (КИВЦ) «Главмурманскстроя». Идеей обучения школьников «об щению» с ЭВМ загорелись его начальник Евгений Алек сандрович Кузнецов и глав ный инженер Алексей Пав лович Кабанов. Поездка к московским коллегам, знакомство с ра ботой центра еще больше убедили в необходимости заняться этим вопросом вплотную. Только один при мер: у ребят, прошедших там обучение, не бывает проблем с трудоустройством после окончания школы — заявки с десятков предприя тий приглашают выпускни ков, подготовленных по са мым разным профилям рабо ты с вычислительной тех никой. Прочную поддержку полу чала идея создания меж- школьного центра и у Ок тябрьского райкома партии. Через него мы заручились поддержкой еще одного со юзника — вычислительно го центра ЦПКТБ ВРПО «Севрыба». КИВЦ, согласно заключенному договору, устанавливает оборудование и обеспечивает его ремонт. Нам обещают «Искру-226» — малую электронную ма шину, а также устройство подготовки данных на маг нитной ленте. ЦПКТБ уста новит устройства подготов ки данных на перфокарте и перфоленте. Кроме того, этот коллек тив выделил мастера произ водственного обучения. Бо рис Павлович Смуров — учитель по специальности, он окончил пединститут. Те перь он сам внимательно следит за подготовкой меж- школьного кабинета. Поме щение уже почти готово — дело за установкой оборудо вания. Для начала мы зай мемся подготовкой операто ров устройств подготовки данных ЭВМ и эксперимен тальной группой в несколь ко человек — программи- стов-лаборантов. Всего в но вом цехе Октябрьского У 1IK пока будет обучаться 100 человек — 4 группы уча щихся. девятых классов. Ду маю, немаловажно и то, что осваивать специальности бу дут в основном девочки. Ведь городу очень нужно решать проблему их трудо устройства. Они смогут ра ботать в сберкассах, бухгал териях, куда тоже все уве реннее приходят ЭВМ. В школьную программу нынешнего учебного года будет включен новый пред мет — основы информатики и вычислительной техники. Мы готовимся и к этому: закуплено 50 машинок «БЗ- 3 4 », работающих в режиме программирования. Конеч но, этого очень мало. Их нужно гораздо больше, и средства для этого выделя ет наше базовое предприя тие _ «Севрыбхолодфлот». Но их возможности, конеч но, не безграничны. Второе же базовое предприятие — совхоз «Полярный» пока ни как не может уладить воп росы оплаты наших счетов. Преподавание нового предмета будет тесно связа но с вопросами производст ва. Преподаватель Светлана Владимировна Поточкина уже прошла подготовку на курсах при МВИМУ. Заве дующий кафедрой автомати ки этого вуза Валентин Александрович Орлов пере смотрел программу работы цеха, привезенную мною от московских коллег, связав ее с изучением информати ки. Словом, сделано уже не мало. Но пока ждем «Иск ру». От установки ее зави сит, быть или не быть экспе риментальной группе подго товки программистов-лабо- рантов. Нужны настольные микрокалькуляторы, затем еще одна «Искра» — горо но должно заранее подать на нее заявку. Большой проблемой оста ется и ремонт микрокальку ляторов. Единственной в го роде мастерской это просто не под силу, тем более что речь идет об их широком использовании в каждой школе. Думается, что, планируя здание нового УПК, надо будет подумать и о поме щении для цеха вычисли тельной техники, ибо наш межпткольный класс — это только начало дела, большо го и перспективного. С. САМОХИНА директор средней школь! № 47. 16 августа 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz