Рыбный Мурман. 1985 г. Август.
Из истории рыбной промышленности Д А, ВОТ УЖЕ И 30 ЛЕТ ПРОШЛО, как в нашей стране в строй рыболовного флота вступили самые мощные по тем временам и принципиально новые рефрижераторные трауле ры-заводы с кормовой схемой траления. Чести освоить БМРТ удостоился Мурманский траловый — старейший рыбопромыс ловый флот. О судах этого типа, славных делах их экипажей н а п и с а н ы книги, на страницах многих газет — от бассейновых до центральных — появилось немало статей, очерков, коррес понденций, фотографий, репортажей. Многие издания и сего дня этой теме уделяют достаточно внимания. «Рыбный Мурман» 31 июля 1955 года рассказал читателям Заполярья о первом рефрижераторном — БМРТ «Пушкин», ко торым открывалась серия «классиков», как их тогда называли. Вскоре пришли в порт БМРТ «Гоголь» и «Некрасов», а затем — «Добролюбов», «Н. Островский», «Достоевский», «Серафимо вич», «Чехов» и другие. Сегодня из них в строю только и остался БМРТ-403 «Мамин-Сибиряк», экипаж ко торого — в числе лучших. Но в коллективах БМРТ очень мало моряков, начинавших освоение новой техники на траулерах кормового траления — их сменили рыбаки других поколений. Далеко не все знакомы и с историей создания рыболовных судов, совершивших революционный поворот в развитии рыб ной промышленности страны. Поэтому вернемся к событиям почти сорокалетней давности. 3. «Пробный камень» Получив путевку в морскую жизнь, «Новатор» начал свои беспокойные, напряжен ные и очень интересные рей сы. Для проведения экспери ментов был подобран умелый, преданный промысловому де лу экипаж, который возглав лял капитан Лазарь Василье вич Морозов. Мастера по до быче Федор Андреевич Роди онов и Яков Петрович Турков — умелые специалисты — охотно брались за любой экс перимент, связанный с ко рм о вым тралением, с совершенст вованием орудий лова. Стар ший механик Петр Павлович Тюрдеев, обеспечивая беспе- РТ- л е т 1. Первые опыты После Великой Отечествен ной войны конструкторы-кора- белы занялись практической разработкой траулера-кормо- вика. Эта идея волновала и многих практиков, например, капитана Кирилла Александ ровича Патона, ратовавшего за оснащение флота такими траулерами. Более шести веков знаю т рыбани траловый промысел, но он всегда был нелегким, хо тя и более продуктивны м , чем пассивные способы лова (сетя ми, прусами и т. д.). Трал все гда поднимался с борта, и по этому палуба рыболовного суд на обязательно была располо жена близко к поверхности морл. А это создавало опреде ленные неудобства уж е при волнении в 3—4 балла. К тому же на палубе и обрабатывал ся улов, прекращ авш ийся при «свежей» погоде и при спуске- подъеме трала. На бортовиках заготавливалась в основном со леная рыба, а «свежье» — все го лиш ь за несколько суток до прихода в порт. Эти и дру гие недостатки бортовиков за ставляли конструкторов ис кать выход из создавшегося положения. Он виделся в со здании траулера с кормовой схемой траления. Еще в 1944 году на Даль нем Востоке на парусно-м отор ной ш хуне «Южный» сделали 150 тралений с кормы , причем работали рыбаки при ветре и волне силой до 5 баллов. (За метим, однако, что у нас, в Заполярье, такие опы ты про водить не представлялось возможным: Баренцево море было фронтовым). Результат опытов на «Ю ж ном» — создание сейнеров. Но это была полумера. И по этому в 1946 году К. А. Па- тон выступает в печати со статьей «Ахтертраулер — но вый тип рыболовного судна». Именно такой траулер, дока зывал опытный капитан-про мысловик, произведет рево люцию в рыбном деле. Он оказался прав. Но и хорошая идея требу ет практической проверки. К счастью, в нашем крае были и подготовленные кадры, и технические возможности для осуществления этого замыс ла. В течение 1947— 1955 гг. Мурманская эксперименталь ная база (МЭБ) провела не обходимые работы по подго товке к проектированию боль шого траулера. Работы эти шли под руководством началь ника базы Н. Я. Васильева. Недавно я познакомился со справкой «Краткая история су дов кормового тралений», подготовленной ветераном труда и Великой Отечествен ной войны Василием Титови- чем Сыропоршневым. Он при водит много технических дан ных, называет фамилии уча стников переоборудования судна типа «Удлиненная ка сатка», ставшего «Новатором». Все работы производились су доремонтниками Абраммыса. Данные эти ранее не публи ковались. 2. В тесном содружестве Назовем некоторые работы. Это установка главного двига теля (140 л. с.) и вспомогатель ного (10 л. с.), дизель-генерато ра на металлическом фунда менте, связанном с основны ми кон стр укц ия м и деревян ного корпуса. М онтаж трало вой лебедки (Кандалакш ского м еханического завода) с от бором мощности от главного двигателя, редуктором с изме няемым числом оборотов и ф рикционной муфтой. Так ка к главная палуба предназнача лась для работы с тралом с кормы , надстройка размеща лась в носовой части судна. Верхнюю часть надстройки за нимали рулевая и радиорубка, ниж ню ю — каю та капитана, камбуз и каю т-ком пания. На главной (промысловой) палубе были установлены (по „бортам) две траловые дуги и мачта с грузовым и стрелами. Надзор над строительством осуществлял инженер МЭБ И горь Ростиславович Матро? срв (автор м ногих изобрете ний, в том числе ш ироко из вестной рыбакам мира распор ной траловой доски, названной «матросовской»). Специалисты м астерских и базы работали в тесном творческом контакте. Это содружество позволяло находить новые решения в улучш ении ко н с тр у кц и й от дельных узлов и схем управ ления процессом траления. Со вместно были спроектирова ны и внедрены дистанционное управление изменения числа оборотов главного двигателя, дистанционное управление из ходовой рубки приводом тра ловой лебедки, другие новше ства. Впервые были установ лены бортовые кили, улучш ив шие мореходные качества суд на. На ходовы х испы таниях вы явились некоторые недоработ ки проекта, которы е в сроч ном порядке устранялись. При емо-сдаточная ком иссия дала хорош ую оце нку идеям, зало ж енным в проекте эксперим ен тального судна с кормовым тралением. В 1949 году при казом по объединению «Мур- манрыба» № 79 от 20 июля ахтертраулер «Новатор» был передан с баланса Кольгосрыб- треста на баланс М урманского тралового флота с использова нием нового судна Мурман ской эксперим ентальной базой. ре бой ную работу судовых м е ханизм ов, то ж е заинтересо ванно относился к п р овод и в шемся на «Новаторе» опытам. А эксперим ентальны х ра бот здесь было осуществлено немало. В 1955 году, накануне прихода в М урм анск пер вых БМРТ, мне довелось бесе довать на борту «Новатора» с экипаж ем , со специалистами, проводившими эксперим енты . Тогда, собственно, «подбива лись бабки» — идеи создания кормового, причем рефри ж ераторного траулера, уж е бы ли перенесены с кульм анов на стапели, где строилась серия БМРТ типа «П уш кин». Совет ский Союз стал первой в м и ре страной, начавшей массовое строительство больших корм о вых траулеров (в том числе — на отечественных заводах). А пионерами в этой работе м ож но по праву назвать специали стов М урманской эксперим ен тальной базы и тралового фло та. «Новатор» явился «пробным камнем». Чего только на его борту не испытывалось! Я уж е сказал: в первую очередь — все, что связано с кормовым тралением. И еще — овальные траловые доски И. Р. Матросо ва, автомат м еханического при- ема-отдачи траловы х досок, приборы регистрации горизон тального и вертикального раскры тия трала, другие н у ж ные на промысле приспособ ления. 4. Большие морозильные... И вот на рейде БМРТ-250 «Пушкин». Этот теплоход ни как не похож на работяг- траулеров бортового трале ния. Высокий борт, палуба — в нескольких метрах от по верхности воды («Волнам больше не хозяйничать на палубе!» — говорили ры баки), рыбофабрика с ме ханизмами разделки улова в закрытом помещении, ходо вой мостик, насыщенный аппа ратурой, в том числе — ры бопоисковой, морозилки, ком фортабельные каюты — даже такой, беглый перечень преи муществ БМРТ перед РТ гово рил: сделан революцион ный поворот в развитии рыб ной промышленности!» Правда, чего греха таить, были и скептики, придирав шиеся к некоторым недора боткам, были и сомнения не которых руководителей: «Су меет ли Мурманский траловый флот быстро освоить сразу несколько БМРТ, добиться максимального использования их возможностей?» Жизнь до казала: все сомнения были напрасными — тралфлотовцы доказали, что и такие задачи государственного масштаба им по плечу. Мало того, они по могли потом освоить «кормо- вики» рыбакам Дальнего Вос тока (туда с этой целью со вершил «кругосветку» БМРТ «Ульяновск»), Балтики (капи тану северянину А. Г. Едем- скому за передачу опыта и высокие показатели на лову было присвоено звание Героя Социалистического Труда), А р хангельска и «Мурманрыбпро- ма», причем здесь головному на флоте судну было присвое но первое название предприя тия — «Мурмансельдь». Слава БМРТ росла год от года. Заслуженным лидером в соревновании экипажей но вых судов стал коллектив БМРТ-252 «Некрасов», боров шийся за вылов на траулер этого типа 100 тысяч центне ров рыбы. Инициатором и ли дером соперничества «стоты- сячников» по праву считался капитан-директор Николай Ки риллович Елфимов, которого Родина отметила высшей на градой — орденом Ленина. Подавляющее большинство экипажей БМРТ добивалось высоких показателей при мно голетней безаварийной работе, но особо следует сказать о БМРТ-251 «Гоголь» — втором в серии «классиков»: Указом Президиума Верховного Сове та СССР от 7 июля 1966 года траулер был награжден орде ном Трудового Красного Зна мени — за досрочное выпол нение плана семилетки и до стижение высоких результа тов по производству рыбопро дукции. В том же месяце эки пажу было вручено переходя щее Красное знамя управле ния тралового флота — за вылов в 1965 году 123 ты сяч центнеров рыбы и выработ ку из нее 80 тысяч центнеров высококачественной рыбной продукции. 5. Испытатель Идет год за годом. На сме ну ветеранам — людям и судам — приходят новые по коления рыбаков, новая про мысловая техника. Сегодня ни кого не удивиш ь нормовым тралением — тан работают все траулеры: от больш их ав тоном ны х — до посольно-све- ж ьевы х, приш едш их на смену бортовым РТ. Но «Новатор» останется в памяти ветеранов, в истории отрасли. К счастью (у ж в которы й раз с удоволь ствием пиш у это слово!), в М урманске мне довелось сов сем незадолго до 30-летия БМРТ встретиться со старшим м ехаником «Новатора» Петром Павловичем Тюрдеевым (на снимке). ...Уютная квартира в доме на улице Буркова (рыбацкая, капитанская улица!). Много лет мы не виделись. Но знакомые черты лица 76-летнего меха ника, его походка, неторопли вый, обстоятельный разговор как бы сокращают «дистан цию» от «Новатора» до июня 1985 года. Петр Павлович — северянин (из деревни Унеж- ма Архангельской области) по тому и всю жизнь здесь: ра ботал, воевал, живет. Еще в начале тридцатых стал мото ристом (правда, учился в Ро стове-на-Дону). С этой спе циальности и должности и на чинал в М урманском трало- л вом флоте. Работал, копил опыт. В 1941— 1944 годах вое вал пулеметчиком на СКА-221 «Радуга»-. Небольшой (100 тонн) сторожевик нес службу в самом горячем месте — в М отовском заливе. Как из вестно, здесь пролегали пути снабжения отрезанных врагом от материка полуостровов Средний и Рыбачий. Здесь, в Мотке, как называют залив моряки, не раз приходилось отражать налеты вражеской авиации, высаживать и при крывать огнем десанты, нести противолодочный дозор —- этот небольшой корабль имел акустическую станцию, что позволяло «слушать море». Память о войне — медаль «За отвагу», другие награды. Рыбаков в 1944 году, после того, как враг на Севере был разгромлен, демобилизовали. Петр Павлович, навестив ро д ных, вернулся в траловый флот, повышал свои знания в учеб но-курсовом комбинате. На- „ значение его стармехом на экспериментальное судно не было случайным: П. П. Тюрде ев имел за плечами солид ный опыт, хорошую теорети ческую подготовку. «Работы эксперим ентальной базы, которой руководил Ни колай Я ковлевич Васильев, — рассказы вает Петр Павлович, — были нам по душе. Радо вались успехам эксперим ента торов, среди которы х был и молодой инж енер Владимир Каменцев, будущ ий наш ми нистр. И помогали, конечно, всем, чем могли. Условия про ведения опытов — не из про сты х. Вы ручали см екалка и родная наша северная природа. Например, к а к испы ты вать тралы на таком небольшом судне, каки м был «Новатор»? Кто-то вспомнил о том, что подходящие условия есть в гу бе Кислой. Там при отливе и приливе возникает в узком горле сильны й поток воды — он вполне обеспечит раскры тие трала. Словно за трауле ром, облавливающим косяк. По берегам в скалы забетони ровали .рамы — природная ла боратория готова! «Новатор» вставал при полной или ма лой воде в центр потока, суд но закрепляли тросами за бе реговые рамы, пожалуйста, испы ты вай трал в натураль ную величину, со всем воору жением, в котором тож е были новинки...» Сегодня в Кислой действует ПЭС (приливно-отливная гид ростанция). На «Новаторе» Петр Павло вич проработал с февраля 1948-го по февраль 1956 года — ровно восемь лет. Уже на первых БМРТ можно было проводить опыты — «Новатор» заканчивал свою добрую службу. Хотелось по работать на большом совре менном траулере, который еще в расчетах и проекте негйи сколько лет назад казался мечтой. Желание П. П. Тюрдеева бы ло удовлетворено: он стал механиком на БМРТ-259 «Но- виков-Прибой». Несколько лет, пока врачи не «закрыли мо ре», ходил на промысел на этом судне. Потом — работа на берегу, выход на пенсию. Кстати, «Новиков-Прибой», славно потрудившись, тоже стал «пенсионером» в апреле этого года. На память о морской био графии у Петра Павловича — орден Трудового Красного Знамени, медаль «За трудо вую доблесть. В ознаменова ние 100-летия со дня рожде ния В. И. Ленина». Таков далеко не полный рас сказ о БМРТ, котором у — треть века. Эти суда стали ' замечательной ш колой для тысяч рыбанов. Они и сегод ня несут трудовую вахту. П. БЫСТРОУМОВ. : 16 августа 1985 года 6 ш и МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz