Рыбный Мурман. 1985 г. Август.

Из истории рыбной промышленности Д А, ВОТ УЖЕ И 30 ЛЕТ ПРОШЛО, как в нашей стране в строй рыболовного флота вступили самые мощные по тем временам и принципиально новые рефрижераторные трауле­ ры-заводы с кормовой схемой траления. Чести освоить БМРТ удостоился Мурманский траловый — старейший рыбопромыс­ ловый флот. О судах этого типа, славных делах их экипажей н а п и с а н ы книги, на страницах многих газет — от бассейновых до центральных — появилось немало статей, очерков, коррес­ понденций, фотографий, репортажей. Многие издания и сего­ дня этой теме уделяют достаточно внимания. «Рыбный Мурман» 31 июля 1955 года рассказал читателям Заполярья о первом рефрижераторном — БМРТ «Пушкин», ко ­ торым открывалась серия «классиков», как их тогда называли. Вскоре пришли в порт БМРТ «Гоголь» и «Некрасов», а затем — «Добролюбов», «Н. Островский», «Достоевский», «Серафимо­ вич», «Чехов» и другие. Сегодня из них в строю только и остался БМРТ-403 «Мамин-Сибиряк», экипаж ко ­ торого — в числе лучших. Но в коллективах БМРТ очень мало моряков, начинавших освоение новой техники на траулерах кормового траления — их сменили рыбаки других поколений. Далеко не все знакомы и с историей создания рыболовных судов, совершивших революционный поворот в развитии рыб­ ной промышленности страны. Поэтому вернемся к событиям почти сорокалетней давности. 3. «Пробный камень» Получив путевку в морскую жизнь, «Новатор» начал свои беспокойные, напряжен­ ные и очень интересные рей­ сы. Для проведения экспери­ ментов был подобран умелый, преданный промысловому де­ лу экипаж, который возглав­ лял капитан Лазарь Василье­ вич Морозов. Мастера по до­ быче Федор Андреевич Роди­ онов и Яков Петрович Турков — умелые специалисты — охотно брались за любой экс­ перимент, связанный с ко рм о ­ вым тралением, с совершенст­ вованием орудий лова. Стар­ ший механик Петр Павлович Тюрдеев, обеспечивая беспе- РТ- л е т 1. Первые опыты После Великой Отечествен­ ной войны конструкторы-кора- белы занялись практической разработкой траулера-кормо- вика. Эта идея волновала и многих практиков, например, капитана Кирилла Александ­ ровича Патона, ратовавшего за оснащение флота такими траулерами. Более шести веков знаю т рыбани траловый промысел, но он всегда был нелегким, хо­ тя и более продуктивны м , чем пассивные способы лова (сетя­ ми, прусами и т. д.). Трал все­ гда поднимался с борта, и по­ этому палуба рыболовного суд­ на обязательно была располо­ жена близко к поверхности морл. А это создавало опреде­ ленные неудобства уж е при волнении в 3—4 балла. К тому же на палубе и обрабатывал­ ся улов, прекращ авш ийся при «свежей» погоде и при спуске- подъеме трала. На бортовиках заготавливалась в основном со­ леная рыба, а «свежье» — все­ го лиш ь за несколько суток до прихода в порт. Эти и дру­ гие недостатки бортовиков за­ ставляли конструкторов ис­ кать выход из создавшегося положения. Он виделся в со­ здании траулера с кормовой схемой траления. Еще в 1944 году на Даль­ нем Востоке на парусно-м отор­ ной ш хуне «Южный» сделали 150 тралений с кормы , причем работали рыбаки при ветре и волне силой до 5 баллов. (За­ метим, однако, что у нас, в Заполярье, такие опы ты про­ водить не представлялось возможным: Баренцево море было фронтовым). Результат опытов на «Ю ж ­ ном» — создание сейнеров. Но это была полумера. И по­ этому в 1946 году К. А. Па- тон выступает в печати со статьей «Ахтертраулер — но­ вый тип рыболовного судна». Именно такой траулер, дока­ зывал опытный капитан-про­ мысловик, произведет рево­ люцию в рыбном деле. Он оказался прав. Но и хорошая идея требу­ ет практической проверки. К счастью, в нашем крае были и подготовленные кадры, и технические возможности для осуществления этого замыс­ ла. В течение 1947— 1955 гг. Мурманская эксперименталь­ ная база (МЭБ) провела не­ обходимые работы по подго­ товке к проектированию боль­ шого траулера. Работы эти шли под руководством началь­ ника базы Н. Я. Васильева. Недавно я познакомился со справкой «Краткая история су­ дов кормового тралений», подготовленной ветераном труда и Великой Отечествен­ ной войны Василием Титови- чем Сыропоршневым. Он при­ водит много технических дан­ ных, называет фамилии уча­ стников переоборудования судна типа «Удлиненная ка­ сатка», ставшего «Новатором». Все работы производились су­ доремонтниками Абраммыса. Данные эти ранее не публи­ ковались. 2. В тесном содружестве Назовем некоторые работы. Это установка главного двига­ теля (140 л. с.) и вспомогатель­ ного (10 л. с.), дизель-генерато­ ра на металлическом фунда­ менте, связанном с основны­ ми кон стр укц ия м и деревян­ ного корпуса. М онтаж трало­ вой лебедки (Кандалакш ского м еханического завода) с от­ бором мощности от главного двигателя, редуктором с изме­ няемым числом оборотов и ф рикционной муфтой. Так ка к главная палуба предназнача­ лась для работы с тралом с кормы , надстройка размеща­ лась в носовой части судна. Верхнюю часть надстройки за­ нимали рулевая и радиорубка, ниж ню ю — каю та капитана, камбуз и каю т-ком пания. На главной (промысловой) палубе были установлены (по „бортам) две траловые дуги и мачта с грузовым и стрелами. Надзор над строительством осуществлял инженер МЭБ И горь Ростиславович Матро? срв (автор м ногих изобрете­ ний, в том числе ш ироко из­ вестной рыбакам мира распор­ ной траловой доски, названной «матросовской»). Специалисты м астерских и базы работали в тесном творческом контакте. Это содружество позволяло находить новые решения в улучш ении ко н с тр у кц и й от­ дельных узлов и схем управ­ ления процессом траления. Со­ вместно были спроектирова­ ны и внедрены дистанционное управление изменения числа оборотов главного двигателя, дистанционное управление из ходовой рубки приводом тра­ ловой лебедки, другие новше­ ства. Впервые были установ­ лены бортовые кили, улучш ив­ шие мореходные качества суд­ на. На ходовы х испы таниях вы­ явились некоторые недоработ­ ки проекта, которы е в сроч­ ном порядке устранялись. При­ емо-сдаточная ком иссия дала хорош ую оце нку идеям, зало­ ж енным в проекте эксперим ен­ тального судна с кормовым тралением. В 1949 году при­ казом по объединению «Мур- манрыба» № 79 от 20 июля ахтертраулер «Новатор» был передан с баланса Кольгосрыб- треста на баланс М урманского тралового флота с использова­ нием нового судна Мурман­ ской эксперим ентальной базой. ре бой ную работу судовых м е ­ ханизм ов, то ж е заинтересо­ ванно относился к п р овод и в­ шемся на «Новаторе» опытам. А эксперим ентальны х ра­ бот здесь было осуществлено немало. В 1955 году, накануне прихода в М урм анск пер­ вых БМРТ, мне довелось бесе­ довать на борту «Новатора» с экипаж ем , со специалистами, проводившими эксперим енты . Тогда, собственно, «подбива­ лись бабки» — идеи создания кормового, причем рефри­ ж ераторного траулера, уж е бы ­ ли перенесены с кульм анов на стапели, где строилась серия БМРТ типа «П уш кин». Совет­ ский Союз стал первой в м и­ ре страной, начавшей массовое строительство больших корм о­ вых траулеров (в том числе — на отечественных заводах). А пионерами в этой работе м ож ­ но по праву назвать специали­ стов М урманской эксперим ен­ тальной базы и тралового фло­ та. «Новатор» явился «пробным камнем». Чего только на его борту не испытывалось! Я уж е сказал: в первую очередь — все, что связано с кормовым тралением. И еще — овальные траловые доски И. Р. Матросо­ ва, автомат м еханического при- ема-отдачи траловы х досок, приборы регистрации горизон­ тального и вертикального раскры тия трала, другие н у ж ­ ные на промысле приспособ­ ления. 4. Большие морозильные... И вот на рейде БМРТ-250 «Пушкин». Этот теплоход ни­ как не похож на работяг- траулеров бортового трале­ ния. Высокий борт, палуба — в нескольких метрах от по­ верхности воды («Волнам больше не хозяйничать на палубе!» — говорили ры­ баки), рыбофабрика с ме­ ханизмами разделки улова в закрытом помещении, ходо­ вой мостик, насыщенный аппа­ ратурой, в том числе — ры ­ бопоисковой, морозилки, ком ­ фортабельные каюты — даже такой, беглый перечень преи­ муществ БМРТ перед РТ гово­ рил: сделан революцион­ ный поворот в развитии рыб­ ной промышленности!» Правда, чего греха таить, были и скептики, придирав­ шиеся к некоторым недора­ боткам, были и сомнения не­ которых руководителей: «Су­ меет ли Мурманский траловый флот быстро освоить сразу несколько БМРТ, добиться максимального использования их возможностей?» Жизнь до­ казала: все сомнения были напрасными — тралфлотовцы доказали, что и такие задачи государственного масштаба им по плечу. Мало того, они по­ могли потом освоить «кормо- вики» рыбакам Дальнего Вос­ тока (туда с этой целью со­ вершил «кругосветку» БМРТ «Ульяновск»), Балтики (капи­ тану северянину А. Г. Едем- скому за передачу опыта и высокие показатели на лову было присвоено звание Героя Социалистического Труда), А р­ хангельска и «Мурманрыбпро- ма», причем здесь головному на флоте судну было присвое­ но первое название предприя­ тия — «Мурмансельдь». Слава БМРТ росла год от года. Заслуженным лидером в соревновании экипажей но­ вых судов стал коллектив БМРТ-252 «Некрасов», боров­ шийся за вылов на траулер этого типа 100 тысяч центне­ ров рыбы. Инициатором и ли­ дером соперничества «стоты- сячников» по праву считался капитан-директор Николай Ки­ риллович Елфимов, которого Родина отметила высшей на­ градой — орденом Ленина. Подавляющее большинство экипажей БМРТ добивалось высоких показателей при мно­ голетней безаварийной работе, но особо следует сказать о БМРТ-251 «Гоголь» — втором в серии «классиков»: Указом Президиума Верховного Сове­ та СССР от 7 июля 1966 года траулер был награжден орде­ ном Трудового Красного Зна­ мени — за досрочное выпол­ нение плана семилетки и до­ стижение высоких результа­ тов по производству рыбопро­ дукции. В том же месяце эки­ пажу было вручено переходя­ щее Красное знамя управле­ ния тралового флота — за вылов в 1965 году 123 ты­ сяч центнеров рыбы и выработ­ ку из нее 80 тысяч центнеров высококачественной рыбной продукции. 5. Испытатель Идет год за годом. На сме­ ну ветеранам — людям и судам — приходят новые по­ коления рыбаков, новая про­ мысловая техника. Сегодня ни­ кого не удивиш ь нормовым тралением — тан работают все траулеры: от больш их ав­ тоном ны х — до посольно-све- ж ьевы х, приш едш их на смену бортовым РТ. Но «Новатор» останется в памяти ветеранов, в истории отрасли. К счастью (у ж в которы й раз с удоволь­ ствием пиш у это слово!), в М урманске мне довелось сов­ сем незадолго до 30-летия БМРТ встретиться со старшим м ехаником «Новатора» Петром Павловичем Тюрдеевым (на снимке). ...Уютная квартира в доме на улице Буркова (рыбацкая, капитанская улица!). Много лет мы не виделись. Но знакомые черты лица 76-летнего меха­ ника, его походка, неторопли­ вый, обстоятельный разговор как бы сокращают «дистан­ цию» от «Новатора» до июня 1985 года. Петр Павлович — северянин (из деревни Унеж- ма Архангельской области) по­ тому и всю жизнь здесь: ра­ ботал, воевал, живет. Еще в начале тридцатых стал мото­ ристом (правда, учился в Ро­ стове-на-Дону). С этой спе­ циальности и должности и на­ чинал в М урманском трало- л вом флоте. Работал, копил опыт. В 1941— 1944 годах вое­ вал пулеметчиком на СКА-221 «Радуга»-. Небольшой (100 тонн) сторожевик нес службу в самом горячем месте — в М отовском заливе. Как из­ вестно, здесь пролегали пути снабжения отрезанных врагом от материка полуостровов Средний и Рыбачий. Здесь, в Мотке, как называют залив моряки, не раз приходилось отражать налеты вражеской авиации, высаживать и при­ крывать огнем десанты, нести противолодочный дозор —- этот небольшой корабль имел акустическую станцию, что позволяло «слушать море». Память о войне — медаль «За отвагу», другие награды. Рыбаков в 1944 году, после того, как враг на Севере был разгромлен, демобилизовали. Петр Павлович, навестив ро д ­ ных, вернулся в траловый флот, повышал свои знания в учеб­ но-курсовом комбинате. На- „ значение его стармехом на экспериментальное судно не было случайным: П. П. Тюрде­ ев имел за плечами солид­ ный опыт, хорошую теорети­ ческую подготовку. «Работы эксперим ентальной базы, которой руководил Ни­ колай Я ковлевич Васильев, — рассказы вает Петр Павлович, — были нам по душе. Радо­ вались успехам эксперим ента­ торов, среди которы х был и молодой инж енер Владимир Каменцев, будущ ий наш ми­ нистр. И помогали, конечно, всем, чем могли. Условия про­ ведения опытов — не из про­ сты х. Вы ручали см екалка и родная наша северная природа. Например, к а к испы ты вать тралы на таком небольшом судне, каки м был «Новатор»? Кто-то вспомнил о том, что подходящие условия есть в гу ­ бе Кислой. Там при отливе и приливе возникает в узком горле сильны й поток воды — он вполне обеспечит раскры ­ тие трала. Словно за трауле­ ром, облавливающим косяк. По берегам в скалы забетони­ ровали .рамы — природная ла­ боратория готова! «Новатор» вставал при полной или ма­ лой воде в центр потока, суд­ но закрепляли тросами за бе­ реговые рамы, пожалуйста, испы ты вай трал в натураль­ ную величину, со всем воору­ жением, в котором тож е были новинки...» Сегодня в Кислой действует ПЭС (приливно-отливная гид­ ростанция). На «Новаторе» Петр Павло­ вич проработал с февраля 1948-го по февраль 1956 года — ровно восемь лет. Уже на первых БМРТ можно было проводить опыты — «Новатор» заканчивал свою добрую службу. Хотелось по­ работать на большом совре­ менном траулере, который еще в расчетах и проекте негйи сколько лет назад казался мечтой. Желание П. П. Тюрдеева бы­ ло удовлетворено: он стал механиком на БМРТ-259 «Но- виков-Прибой». Несколько лет, пока врачи не «закрыли мо­ ре», ходил на промысел на этом судне. Потом — работа на берегу, выход на пенсию. Кстати, «Новиков-Прибой», славно потрудившись, тоже стал «пенсионером» в апреле этого года. На память о морской био­ графии у Петра Павловича — орден Трудового Красного Знамени, медаль «За трудо­ вую доблесть. В ознаменова­ ние 100-летия со дня рожде­ ния В. И. Ленина». Таков далеко не полный рас­ сказ о БМРТ, котором у — треть века. Эти суда стали ' замечательной ш колой для тысяч рыбанов. Они и сегод­ ня несут трудовую вахту. П. БЫСТРОУМОВ. : 16 августа 1985 года 6 ш и МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz