Рыбный Мурман. 1985 г. Август.

ХШ 1 -съезду Читатель ставит проблему Правофланговые Престиж навигатора Уважаемая редакция! В еженедельнике нередко публикуются статьи о разных профессиях. Мне думается, что из-за скромно­ сти. радиоспециалисты умалчивают о себе. Но ведь они вносят немалый вклад в общее дело. Вот почему решил рассказать на страницах газеты об этих людях, их проблемах. Чуть более 30 лет назад на рыболовных судах нави­ гационными приборами бы­ ли- лишь эхолот и радиопе­ ленгатор,. а роль навигато­ ров выполняли сами судо­ водители. Н о как только появились радиолокационные стан­ ции, гидрокомпасы, гидро­ динамические лаги, то зна­ ний штурманам уже не хва­ тало для грамотного обслу­ живания техники. Вот тогда и появился человек новой профессии — электрорадио­ навигатор (ЭРН ). Кто может занять эту должность? Их не готовит ни одно учебное заведение страны. Ими становятся. Но как? «Рождение» происхо­ дит в трех случаях. Первый. Специалист за­ кончил высшую или среднюю мореходку, но по каким-ли- ч бо причинам не наплавал х ценз радиооператора, и, сле­ довательно, не имеет права занимать должность началь­ ника радиостанции судна. Второй. Это — человек, временно исполняющий дол­ жность электрорадионави­ гатора. Третий. Радиоспециалист имеет все шансы быть на­ чальником судовой радио­ станции, но ему по душе ра­ бота ЭРН . Последних самый малый процент. Основной контин. гент t0CT0HT из временных. Отчасти это можно объяс­ нить разницей в зарплате начальника радиостанции и Э РН (у первых она несколь­ ко выше). Но главная при­ чина непопулярности про­ фессии навигатора в потере ее престижа. Поясню свою мысль. За последние 15— 20 лет суда буквально «насытили» всевозможной электроникой. На современном рыболовном траулере установлены це­ лые гидроакустические комп­ лексы, куда,входят приборы контроля параметров орудий лова и навигационной спут­ никовой системы, рыбопоис­ ковые. К тому же есть и гидролокаторы, встроенные ЭВМ, эхолоты с цветным изображением на экране под- кильной ситуации. Навигаторам стало тяже­ ло обслуживать такую массу аппаратуры. Помощи же от всегда занятого начальника радиостанции не дождешь­ ся. Вот и получается, что ка­ чество работы приборов, осо­ бенно контроля параметров трала, вызывает много наре­ каний со стороны судоводи­ телей. Нередко теряется промысловое время на ре­ монт. Поправить дело может только опытный навигатор. А где его взять, если по­ стоянно плавающего на од­ ном судне Э РН (хотя бы три-четыре года) встретить почти невозможно. Я не претендую на кате­ горичность выводов, но жизнь показывает: зачастую дорогостоящее оборудование используется неэффективно. - Н. ОСТРОВОЙ, радиомонтажник тралфлота. Нелегкой была командировка в море для Анатолия Клевачкина и Сергея Петровского, когда они испытывали на плавбазе «Поляр­ ная звезда» новое оборудование для рыбо- фабрики. А на берегу их с результатами ис­ следований ждали пять человек — творческая бригада конструкторов производственно­ технического объединения «Севтехрыбпром». В том числе и Владимир Терехов (на снимке он справа). Проверялись две машины, которые коллек. тив разработал и создал: одна — для ук­ ладки тушки мойвы в банки, другая — для укладки банок в ящики. Ф ото В. КОРЕЦКОГО. Н о в и н к и Нажми кнопку! На заводе «Севреммаш» ус­ тановлены и начаты испытания более усовершенствованных фрезерных станков, которые оснащены централизованным пультом управления. Рабоче­ му достаточно нажать кнопку для того чтобы подвести ре­ зец к детали. Остальное машина сделает сама. Целенаправленная работа по замене морально и физи­ чески устаревшей техники, которая ведется на предприя­ тии, позволяет коллективу ус­ пешно справляться с планом и социалистическими обяза­ тельствами. Укрупненый подъем Во втором грузовом районе м орского рыбного порта опытным путем ведется раз­ грузка судов по измененной технологии, разработанной ка­ лининградцами. Усовершенст­ вование рейки, на которую крепится поддон, позволяет закрепить на стропах не один пакет груза, как обычно, а целых три. Новшество опробовано в Калининградском м орском порту, где таким способом было перегружено 80 тысяч тонн груза. Экономический эффект составил 46 тыс. руб. ИЗВЕСТНЫЙ ВСЕМ и машины давно работают. И все-таки непоправимый ущерб нанесло чье-то рав­ нодушие. Ущерб морального Порядка. Для некоторых рабочих новая техника — рто демонтированная техни­ ка. Сознание так свыклось С этим, что, когда пытаются доказать обратное, — не хочется в это верить. Поэ­ тому старание и участка, 9Рганизованного под эгидой Главного инженера объеди­ нения Е. А. Корейского, и за­ местителя начальника цеха (Vi. 6. Гелиха, можно расце­ нивать вад борьбу за новую псйхологию людей. Не верят — докажем. Сейчас уже те же самые маляры не пред­ ставляют себе, как они рань­ ше работали без скоростных Помощников. И сами (сами!) мечтают о том, чтобы по­ скорее осуществился второй этап механизации их труда г- покраска судов напыле­ нием. . Комментирует зам. на­ чальника слипо-докового це­ ха М. В. Гелих: — Так как у нас не раз­ вито доковое хозяйство, мы . не можем использовать мно­ гое из новшеств (даже на пять-десять процентов). Не­ сколько лет ржавеет обору­ дование для демонтажа . су- . дов. Рабочим легче со ста­ пелем извлечь, предполо­ ж и м , насадку, чем прита­ и т ь к судну приспособле­ ние, настроить его и ис­ пользовать. Надо как мож­ но быстрее реорганизовать доковое производство: стя­ нуть все доки в одно мес­ то, в «куст», как говорим мы. Вокруг них и между ними установить понтоны. На понтонах — ангары для техники, инструментальный, теплушки для обогрева р а ­ бочих. Уже переставили док № 1. В июле то же самое сделаем с доком № 2. В результате высвобождено 57 железобетонных понто­ нов, огромная площадь... Это конечная цель. По достижении которой можно без оглядки внедрять но­ вую технику для докового производства. Срок исполне­ ния — 1986— 1987 годы. ЭПОКСИДКА, ПЛАСТИК И ДРУГИЕ... Видимо, говоря об обнов­ лении слипо-докового цеха, не упомянуть о некоторых моментах новой технологии невозможно. Тем более что речь идет о «широком вне­ дрении ресурсо-сберегаю- щих технологий. Это обхо­ дится в два-три раза дешев­ ле». Так ставился вопрос на Всесоюзном совещании по научно-техническому про­ грессу. Широким внедрению еще предстоит стать, а пока ис­ пользование герметиков (некоторые виды пластмасс) и клеев находится на ста­ дии начинания. Между су­ доверфью и «Гипрорыбфло- том» подписан договор на 1984 и 1985 годы о совме­ стном сотрудничестве. Смысл: там, где это возмо­ жно, применять не металл, а пластик. Представьте се­ бе — износилась втулка. Надо делать новую, а ста­ рую — на металлолом. Не говоря уже о стоимости, вспомним о времени. Пока еще отольешь, выточишь... А судно в доке. Вместо это­ го рабочий, как врач-стома­ толог бормашиной, зачища­ ет полость зазора и залива­ ет герметиком. Через не­ сколько часов деталь вос­ становлена. Причем гораздо более дешевым способом, чем, предположим, металло- налылением. Справедливости ради отметим, что порош­ ковое напыление активно внедряется и очень эффек­ тивно восстанавливает де­ тали. Но герметик — де­ шевле. И от этого никуда не денешься. В судоремонте использо­ вание герметиков и клеев осваивается весьма осто­ рожно. Инспектирующие инстанции можно понять: экспериментировать над су­ дами, которые в скором времени будут за тысячи миль от родных берегов, — все равно что играть жиз­ нями сотен людей. Но, с другой стороны, можно и не понять инспектирующие инстанции: те суда, которые были отремонтированы с помощью герметиков по правильной технологии, — все в строю и надежны. Комментирует заведующий сектором химизации пласт­ масс судоремонта «Гипро- рыбфлота» А. М. Шарафут- динов: — В настоящее время в эксплуатации находятся двадцать судов, корпусные конструкции которых отре­ монтированы с помощью клеевых композиций. Одна тонна клея позволяет эко­ номить 5— 15 тонн стали, 15— 20 тысяч киловатт-ча­ сов электроэнергии, 40— 50 кубических метров тепло­ изоляционных материалов и 10— 12 тысяч человеко-ча­ сов' Слипо-доковый цех дал «добро» на плавание пятиде­ сяти судам, чьи механизмы «подлечены» герметиками. Все суда — на ходу. За полтора года применения экспериментальных техно­ логий не было ни одного случая аварий. Но, оказы­ вается, очень трудно бывает доказать Регистру С С С Р явные преимущества новой технологии. Основной и са­ мый веский довод инспекто­ ров Регистра: нигде это де­ ло не испробовано. А раз не испробовано... Комментирует главный инженер Регистра СССР отделения Мурманской су­ доверфи В. Н. Воробьев: — Риск, конечно. дело благородное. Н о не всегда. Производство не может быть экспериментальным цехом, а «Гипрорыбфлот» по сути дела превратил судоверфь в свой экспериментальный участок. Мы понимаем, что новая технология должна найти свое применение, но ни у судоверфи, ни у «Гип- рорыбфлота» зачастую не разработана правильная тех­ нология на использование тех же герметиков. Они ме­ тодом проб и ошибок отра­ батывают все на заводе. Надо ждать результатов. На Одесском судоремонтном заводе используют гермети­ ки и клей активно. Подож­ дем, пока они представят нам результаты исследова­ ний. В идеале нам видится создание на судоверфи спе­ циального эксперименталь­ ного участка, где бы ученые отлаживали технологию. Тогда бы внедрение у нас герметиков сдвинулось с то­ го места, где оно застряло. ★ * * Вот и все. Новая психо­ логия, новая техника, новая технология — важные про­ блемы производства. Все они появились на свет для того, чтобы высвобождать сырье, труд, время. Чтобы с меньшими затратами было создано больше. Никто не станет оспари­ вать, что в этом — секрет интенсификации. Проблемы уже решаются. Видно на примере слипо- докового цеха. Решаются порой мучительно трудно и медленно. Порой посредст­ вом ломки. Порой — за счет энтузиазма. Но в лю­ бом случае это обоснованно. Нет лишь оправдания ржавеющим и устаревшим «новшествам». С. САВИНА. РЫБНЫЙ МУРМАН 9 августа 1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz