Рыбный Мурман. 1985 г. Август.
ХШ 1 -съезду Читатель ставит проблему Правофланговые Престиж навигатора Уважаемая редакция! В еженедельнике нередко публикуются статьи о разных профессиях. Мне думается, что из-за скромно сти. радиоспециалисты умалчивают о себе. Но ведь они вносят немалый вклад в общее дело. Вот почему решил рассказать на страницах газеты об этих людях, их проблемах. Чуть более 30 лет назад на рыболовных судах нави гационными приборами бы ли- лишь эхолот и радиопе ленгатор,. а роль навигато ров выполняли сами судо водители. Н о как только появились радиолокационные стан ции, гидрокомпасы, гидро динамические лаги, то зна ний штурманам уже не хва тало для грамотного обслу живания техники. Вот тогда и появился человек новой профессии — электрорадио навигатор (ЭРН ). Кто может занять эту должность? Их не готовит ни одно учебное заведение страны. Ими становятся. Но как? «Рождение» происхо дит в трех случаях. Первый. Специалист за кончил высшую или среднюю мореходку, но по каким-ли- ч бо причинам не наплавал х ценз радиооператора, и, сле довательно, не имеет права занимать должность началь ника радиостанции судна. Второй. Это — человек, временно исполняющий дол жность электрорадионави гатора. Третий. Радиоспециалист имеет все шансы быть на чальником судовой радио станции, но ему по душе ра бота ЭРН . Последних самый малый процент. Основной контин. гент t0CT0HT из временных. Отчасти это можно объяс нить разницей в зарплате начальника радиостанции и Э РН (у первых она несколь ко выше). Но главная при чина непопулярности про фессии навигатора в потере ее престижа. Поясню свою мысль. За последние 15— 20 лет суда буквально «насытили» всевозможной электроникой. На современном рыболовном траулере установлены це лые гидроакустические комп лексы, куда,входят приборы контроля параметров орудий лова и навигационной спут никовой системы, рыбопоис ковые. К тому же есть и гидролокаторы, встроенные ЭВМ, эхолоты с цветным изображением на экране под- кильной ситуации. Навигаторам стало тяже ло обслуживать такую массу аппаратуры. Помощи же от всегда занятого начальника радиостанции не дождешь ся. Вот и получается, что ка чество работы приборов, осо бенно контроля параметров трала, вызывает много наре каний со стороны судоводи телей. Нередко теряется промысловое время на ре монт. Поправить дело может только опытный навигатор. А где его взять, если по стоянно плавающего на од ном судне Э РН (хотя бы три-четыре года) встретить почти невозможно. Я не претендую на кате горичность выводов, но жизнь показывает: зачастую дорогостоящее оборудование используется неэффективно. - Н. ОСТРОВОЙ, радиомонтажник тралфлота. Нелегкой была командировка в море для Анатолия Клевачкина и Сергея Петровского, когда они испытывали на плавбазе «Поляр ная звезда» новое оборудование для рыбо- фабрики. А на берегу их с результатами ис следований ждали пять человек — творческая бригада конструкторов производственно технического объединения «Севтехрыбпром». В том числе и Владимир Терехов (на снимке он справа). Проверялись две машины, которые коллек. тив разработал и создал: одна — для ук ладки тушки мойвы в банки, другая — для укладки банок в ящики. Ф ото В. КОРЕЦКОГО. Н о в и н к и Нажми кнопку! На заводе «Севреммаш» ус тановлены и начаты испытания более усовершенствованных фрезерных станков, которые оснащены централизованным пультом управления. Рабоче му достаточно нажать кнопку для того чтобы подвести ре зец к детали. Остальное машина сделает сама. Целенаправленная работа по замене морально и физи чески устаревшей техники, которая ведется на предприя тии, позволяет коллективу ус пешно справляться с планом и социалистическими обяза тельствами. Укрупненый подъем Во втором грузовом районе м орского рыбного порта опытным путем ведется раз грузка судов по измененной технологии, разработанной ка лининградцами. Усовершенст вование рейки, на которую крепится поддон, позволяет закрепить на стропах не один пакет груза, как обычно, а целых три. Новшество опробовано в Калининградском м орском порту, где таким способом было перегружено 80 тысяч тонн груза. Экономический эффект составил 46 тыс. руб. ИЗВЕСТНЫЙ ВСЕМ и машины давно работают. И все-таки непоправимый ущерб нанесло чье-то рав нодушие. Ущерб морального Порядка. Для некоторых рабочих новая техника — рто демонтированная техни ка. Сознание так свыклось С этим, что, когда пытаются доказать обратное, — не хочется в это верить. Поэ тому старание и участка, 9Рганизованного под эгидой Главного инженера объеди нения Е. А. Корейского, и за местителя начальника цеха (Vi. 6. Гелиха, можно расце нивать вад борьбу за новую псйхологию людей. Не верят — докажем. Сейчас уже те же самые маляры не пред ставляют себе, как они рань ше работали без скоростных Помощников. И сами (сами!) мечтают о том, чтобы по скорее осуществился второй этап механизации их труда г- покраска судов напыле нием. . Комментирует зам. на чальника слипо-докового це ха М. В. Гелих: — Так как у нас не раз вито доковое хозяйство, мы . не можем использовать мно гое из новшеств (даже на пять-десять процентов). Не сколько лет ржавеет обору дование для демонтажа . су- . дов. Рабочим легче со ста пелем извлечь, предполо ж и м , насадку, чем прита и т ь к судну приспособле ние, настроить его и ис пользовать. Надо как мож но быстрее реорганизовать доковое производство: стя нуть все доки в одно мес то, в «куст», как говорим мы. Вокруг них и между ними установить понтоны. На понтонах — ангары для техники, инструментальный, теплушки для обогрева р а бочих. Уже переставили док № 1. В июле то же самое сделаем с доком № 2. В результате высвобождено 57 железобетонных понто нов, огромная площадь... Это конечная цель. По достижении которой можно без оглядки внедрять но вую технику для докового производства. Срок исполне ния — 1986— 1987 годы. ЭПОКСИДКА, ПЛАСТИК И ДРУГИЕ... Видимо, говоря об обнов лении слипо-докового цеха, не упомянуть о некоторых моментах новой технологии невозможно. Тем более что речь идет о «широком вне дрении ресурсо-сберегаю- щих технологий. Это обхо дится в два-три раза дешев ле». Так ставился вопрос на Всесоюзном совещании по научно-техническому про грессу. Широким внедрению еще предстоит стать, а пока ис пользование герметиков (некоторые виды пластмасс) и клеев находится на ста дии начинания. Между су доверфью и «Гипрорыбфло- том» подписан договор на 1984 и 1985 годы о совме стном сотрудничестве. Смысл: там, где это возмо жно, применять не металл, а пластик. Представьте се бе — износилась втулка. Надо делать новую, а ста рую — на металлолом. Не говоря уже о стоимости, вспомним о времени. Пока еще отольешь, выточишь... А судно в доке. Вместо это го рабочий, как врач-стома толог бормашиной, зачища ет полость зазора и залива ет герметиком. Через не сколько часов деталь вос становлена. Причем гораздо более дешевым способом, чем, предположим, металло- налылением. Справедливости ради отметим, что порош ковое напыление активно внедряется и очень эффек тивно восстанавливает де тали. Но герметик — де шевле. И от этого никуда не денешься. В судоремонте использо вание герметиков и клеев осваивается весьма осто рожно. Инспектирующие инстанции можно понять: экспериментировать над су дами, которые в скором времени будут за тысячи миль от родных берегов, — все равно что играть жиз нями сотен людей. Но, с другой стороны, можно и не понять инспектирующие инстанции: те суда, которые были отремонтированы с помощью герметиков по правильной технологии, — все в строю и надежны. Комментирует заведующий сектором химизации пласт масс судоремонта «Гипро- рыбфлота» А. М. Шарафут- динов: — В настоящее время в эксплуатации находятся двадцать судов, корпусные конструкции которых отре монтированы с помощью клеевых композиций. Одна тонна клея позволяет эко номить 5— 15 тонн стали, 15— 20 тысяч киловатт-ча сов электроэнергии, 40— 50 кубических метров тепло изоляционных материалов и 10— 12 тысяч человеко-ча сов' Слипо-доковый цех дал «добро» на плавание пятиде сяти судам, чьи механизмы «подлечены» герметиками. Все суда — на ходу. За полтора года применения экспериментальных техно логий не было ни одного случая аварий. Но, оказы вается, очень трудно бывает доказать Регистру С С С Р явные преимущества новой технологии. Основной и са мый веский довод инспекто ров Регистра: нигде это де ло не испробовано. А раз не испробовано... Комментирует главный инженер Регистра СССР отделения Мурманской су доверфи В. Н. Воробьев: — Риск, конечно. дело благородное. Н о не всегда. Производство не может быть экспериментальным цехом, а «Гипрорыбфлот» по сути дела превратил судоверфь в свой экспериментальный участок. Мы понимаем, что новая технология должна найти свое применение, но ни у судоверфи, ни у «Гип- рорыбфлота» зачастую не разработана правильная тех нология на использование тех же герметиков. Они ме тодом проб и ошибок отра батывают все на заводе. Надо ждать результатов. На Одесском судоремонтном заводе используют гермети ки и клей активно. Подож дем, пока они представят нам результаты исследова ний. В идеале нам видится создание на судоверфи спе циального эксперименталь ного участка, где бы ученые отлаживали технологию. Тогда бы внедрение у нас герметиков сдвинулось с то го места, где оно застряло. ★ * * Вот и все. Новая психо логия, новая техника, новая технология — важные про блемы производства. Все они появились на свет для того, чтобы высвобождать сырье, труд, время. Чтобы с меньшими затратами было создано больше. Никто не станет оспари вать, что в этом — секрет интенсификации. Проблемы уже решаются. Видно на примере слипо- докового цеха. Решаются порой мучительно трудно и медленно. Порой посредст вом ломки. Порой — за счет энтузиазма. Но в лю бом случае это обоснованно. Нет лишь оправдания ржавеющим и устаревшим «новшествам». С. САВИНА. РЫБНЫЙ МУРМАН 9 августа 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz