Рыбный Мурман. 1985 г. Апрель.
• ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • Н ад о р еш и тел ьн о п о вы ш а т ь о т в е т ст в ен н о с ть к ад р о в , о р ган и зо в ан н о с т ь и ди сциплину . Все, в конце концов, н а ч и н а е т с я с вы сокой тр е б о в ате л ьн о с ти к лю д ям , к р у к о в о д ящ и м к а д р ам , ко всем н ам ... Из речи Генерального секретаря ЦК КПСС товарища М. С. ГОРБАЧЕ ВА на встрече в ЦК КПСС с руково дителями промышленных объедине ний и предприятий, колхозов и сов хозов, производственных бригад, специалистами и учеными. В районе промысла. Соблюдение правил море* плавания здесь должно быть на высоте! Ф ото В. С ЕМ А КО ВА . НЕ ПОВТОРЯТЬ ЧУЖИХОШИБОК! В ЯНВАРЕ нынешнего годз СРТ-р «Снегирь» М ур манского рыбакколхозсоюза стоял на швартовых у плазба- эы «Сергей Василисин». Шли сразу две операции: переда ча улова на базу и — парал л ел ьн о— перегруз рыбы из не вода в трюм траулера с тем, чтобы потом сдать ее на дру гую базу. Все происходило на вахте старшего помощника капитана Н. Н. Карпенко. Из вестно, что по инструкции следует сначала принять бал ласт в определенные танки, а уж потом производить залив ку рыбы в трюм. Причем на до еще до заливки установить в трюме специальные щиты (комингсы), чтобы при загруз ке чердаков рыба не перели валась. Обо всем этом знали и капи тан, и его старший помощник, да сделали все не так, не по инструкции. И результат не замедлил сказаться: судно ста ло клониться на правый борт, и через 2,5 часа крен достиг 10 градусов. Напитан распорядился пре кратить погрузку рыбы и ос вободить штормовые портики от смерзшихся сетей. Но в этот момент две ог Б е с п е ч н о с т ь ромные волны одна за другой прокатились по палубе. Штор мовые портики не «сработали», вода скопилась на правом бор ту. Рыба в трюме стала пере мещаться через незакрытые за ливочные окна. Крен достиг 20 градусов. Фальшборт оказался под водой, волны заливали па* лубу. Положение судна было критическим. И только после перебалласти- ровки, выпуска рыбы из не вода и получения топлива с плавбазы удалось ликвидиро вать крен. Старшего помощника капита на Н. Н. Карпенко отозвали в порт. Он лишен диплома на ' звание штурмана дальнего пла вания на 9 месяцев. Однако через две недели по сле случившегося капитан В. В. Жердев грубо нарушил Правила совместного плава ния при расхождении с БМРТ «Зарница». За оба этих проис шествия и за ряд нарушений в организации службы на суд не «Севгосрыбфлотинспекция» лишила В. В. Жердева диплома капитана дальнего плавания на полгода. Случаи возникновения опас ного крена на судах типа СРТ-р происходили и в прош лые годы, но, как видно, ка питаны в погоне за уловом за бывают обо всем. И вот еще то му пример. В феврале на СРТ-р «Жаво ронок» (тоже Мурманского РКС) после удачного замета пе регрузили судно мойвой. А трюмы как следует не оборудо- вали. При шестибалльном вет ре траулер накренился до 20 градусов из-за внезапной пере ливки рыбы в трюме. Капитан А. С. Беличенко принял реше ние отдать урез сливной части невода, чтобы избавиться от улова. Так и сделали, но невод намотался на гребной винт. На беду моряков корпус траулера был негерметичным, и вода ста ла поступать в жилые поме щения, первый трюм, машин ное отделение. Вода затопила электропреобразователи — вы шли из строя радиопередатчик и оба радиолокатора. Судно ока залось на краю гибели. Моря ков, задраивавших трюм № 2, в любой миг могло смыть за борт волнами, свободно «гуляв шими» по палубе. На помощь пришли моряки СРТ-р «Снегирь», плавбазы «Полярная звезда» и спасатель ного судна «Смелый». Траулер ошвартовали к плавбазе, вы грузили часть улова из трю ма. Затем «Смелый» отбукси ровал аварийное судно в ук рытие. Там водолазы очистили руль и винт от намотки. И пошел СРТ-р «Жаворонок» в сопровождении спасателя в порт на ремонт. В результате расследования установлено, что СРТ-р к пу тине был не подготовлен. Ко миссия Мурманского РКС, про водившая проверку трюмного оборудования перед выходом его в рейс, отнеслась к этому делу формально. Иначе бы об наружили, что на судне нет съемных комингсов для за крытия окон, чер^з которые заливает рыбу я бортовые чердаки. А ведь именно из-за этого и перегруза судна чуть не случилось непоправимое. К сказанному следует доба вить: еще в 1983 году СРТ-р «Жаворонок» был отозван с промысла в порт из-за плохо го технического состояния. Но этот факт не вызвал беспокой ства у судовладельца. Более того, с августа 1984 года в корпусе траулера имелась трещина, заделанная цемент ным ящиком. Но капитан скрыл это от инспекции Регистра СССР, и судно без надлежаще го ремонта отправилось в мо ре. «Севгосрыбфлотинспек ц и я» лишила А. С. Беличенко дип лома капитана дальнего плава ния на год. Сейчас в «Главгос- рыбфлотинспекции» решается вопрос о продлении этого сро ка на три года. Наказаны так же заместитель базы РКС В. А. Денисов и групповые специа листы. Ненамного лучше обстоят дела с подготовкой к плава нию и эксплуатации судоа на других флотах. 30 марта на ППР «Заполяр ный» Мурманского тралового флота по вине радиослужбы произошло затопление шахты лага. Как ни странно, судовые специалисты не смогли разо браться в системе осушения этого помещения. И только когда на судно прибыл груп повой механик, а водолазы заделали отверстие в корпусе, воду из шахты откачали. Как выяснилось при рассле довании, ни старший, ни вто рой, ни третий механики на судах такого типа раньше не работали и их устройства не знали. Судовые специалисты на этот раз отделались просечка ми в контрольных талонах к дипломам. Примеров безответственно го отношения некоторых спе циалистов (и судовых, и б е реговых) к своему делу мо жно было бы привести еще и еще. Но и сказанного, види мо, достаточно, чтобы уб е диться: не нужно ни дополни тельных средств, ни значитель ных затрат времени на качест венную подготовку судна к рейсу, на грамотную его эк сплуатацию. Нужно лишь очень хорошо помнить о сво их обязанностях и извлекать уроки из ошибок других. 3. БРЕГИН, старший моринспектор «Сев- госрыбфлотинспекции». ФЕЛЬЕТОН — НАШ КОММЕНТАРИЙ Фигурный вальс, ИЛИ КАК «ПЛЯШИ» СУДОВОДИТЕЛИ ВМРТ «КОЛЬСКИЙ» МЫ ПОПРОСИЛИ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТОТ ФАКТ СПЕ ЦИАЛИСТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ. СЛОВО — МОРСКОМУ ИНСПЕКТОРУ. Пьяный на судне — п р е с т у п л е н и е у * / f — Приготовились н вальсу... Тьфу, к швартовке. Что там предлагают на рефрижераторе7 Ага. намекают о параллельном курсе? Ничего они не понима ют. Берем пересекающийся курс —им под корму. Так. И— раз, два. три... Что, коллеги, засуетились? Не нравится? Лад но. В темпе вальса меняем по зицию на обратную. Теперь снова на прежний курс! Впе ред! И — раз, два, три! Еще ближе! Пируэт из-под кормы. Поворот в сторону. Теперь в другую. Все! Можно отдышать ся. Капитан-директор Гречихин устало спустился в наюту. Из документа. Николай Ва сильевич Гречихин — грамот ный специалист, хорошо знает судовождение и промысловое дело. Дисциплинирован. Ава рий не допускал. В М урман ском траловом флоте с 1960 года. За хореографическим этю дом БМРТ «Кольский» внима тельно следили с транспорт ного рефрижератора «А лек сей Венецианов». Ведь обычно швартовка двух судов произ водится отнюдь не на пересе кающихся курсах. А тут вооб ще что-то непонятное... Капитан-директор Николай Николаевич Блинов по УКВ предложил лихому партнеру отойти подальше и не «валь сировать» вокруг рефриж ера тора. Гречихин подтвердил: «Да, понял». И снова БМРТ рванулся под корму транспор та. На ТР увеличили ход, что бы уклониться от навязчивого «танцора». Не тут-то было: «Кольский» резко изменил курс, явно намереваясь по сильней ударить несговорчи вого коллегу. Н. Н. Блинов с крыла мости ка крикнул Гречихину: «Дай право руля!» Но тот сделал какой-то знак рукой в сторо ну рубки (наверное, хотел объяснить Блинову, что, мол, плавали, знаем ). БМРТ отско чил от транспорта и начал но вый тур вальса. Снова Н. Н. Блинов по УКВ предложил Гречихину швартоваться, как положено, снова тот подтвер дил полное понимание сути дела. Короче говоря, быть бы на валу, но спасла случайность: каким-то чудом умудрился траулер прислониться к двух баллонному кранцу транспор та. После «бала» инспекторская проверка установила вину ка- питана-директора Н. В. Гречи- хина. Из документа. Капитан-ди ректор Н. В. Гречихин нахо дился в нетрезвом состоянии. Правда, Николай Васильевич пытался оспорить акт инспек торской проверки. Он объяс нял, что фигурное вождение судном производилось из-за дифферента груза на нос, вследствие чего траулер стал рыскливым и его инерцион ные качества изменились не в лучшую сторону. Но в «Севгосрыбфлотинспек- ции» не поняли столь «науч ного» обоснования. И реши ли за фигурный вальс лишить Н. В. Гречихина диплома на год. Наверное, для того, что бы капитан смог освежить в памяти знания в области судо вождения, дабы не путать его с хореографией. И. БЕРЕЗЮК. Рис. Е. КОБЗЕВОЙ. РУКОВОДИТЕЛЬ. Капитан. * Ему вверено судно. Он от вечает за его сохранность, за эффективность производствен ной деятельности экипажа, за жизнь моряков. Любая ошибка капитана дорого обходится и коллективу, и флоту. Особенно тяжелы потери от нарушений командирами судов требований безопасности мореплавания. Почему же грамотные судо водители, прошедшие отличную теоретическую школу, накопив шие на пути на капитанский мостик немалый опыт, совер шают аварии? Да потому, что, поддавшись рыбацкому азар ту, забывают обо всем. Рискуя во имя улова, ради плана лю бой ценой. Но еще печальней констати ровать факты, когда причиной аварийной ситуации было не трезвое состояние капитана. Тут уж, как говорится, ком ментарии излишни. И тем не меняо ежегодно «Севгосрыбфлотинспекция» ли шает дипломов на звания мно гих капитанов, старших помощ ников, старших механиков за нарушение правил безопасно сти мореплавания и рыболов ства, за пьянство. Так, в прошлом году два капитана, старпом и четыре старших ме ханика расстались с морскими дипломами за то, что исполня ли обязанности в нетрезвом состоянии. В 1985 году положение дел с дисциплиной командиров су дов не только не улучшилось, а даже стало похуже. На ПСТ «Двуреченск» Мур манского тралового флота 2 ап реля стоял на вахте нетрез вый старший помощник капи тана В. М. Кузнецов, Капитан ПСТ «Конотоп» Ар хангельского тралового флота В. Д. Кубышкин 16 марта был настолько пьян, что пришлось срочно искать ему замену, ведь судно уходило в рейс. Из-за этой замены траулер простоял в порту лишние 22 часа. Вместо того чтобы руково дить работой машинной коман ды, напился старший механик ВМРТ «Николай Кононов» уп равления «Севрыбпромразвед- ка» В. А. Владыкин. Грубейшее нарушение Устава службы на судах флота рыбной промышленности СССР допус тил исполняющий обязанности старшего механика — сменно го помощника напитана водо лазного катера «Сигнал» рыб ного порта В. А. Морозов. Он был на вахте пьяным. И в ус ловиях ограниченной видимо сти в Кольском заливе без разрешения Службы движения начал производить перевод судна от причалов Перевалоч ной базы в рыбный порт. При чем катер двигался по полосе встречного движения, созда вая реальную угрозу для дру гих судов. Конечно, все любители спирт ного строго наназаны. Но речь не о них, а о том, что, видимо, далеко не все еще сде лано на флотах Северного бассейна для исключения на рушений дисциплины и осо бенно пьянства. А этого настоя тельно требует жизнь. Не слу чайно Политбюро ЦК КПСС не давно всесторонне обсудило во прос о борьбе с пьянством и алкоголизмом, этим уродливым явлением, которое приносит немало бед в «земных» усло виях, а тем более — в мор ских. Б. ЧЕРЕПОВ, старший морской инспектор «Севгосрыбфлотинспекции». 26 апреля I985 года 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz