Рыбный Мурман. 1985 г. Апрель.

• ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • Н ад о р еш и тел ьн о п о вы ш а т ь о т в е т ­ ст в ен н о с ть к ад р о в , о р ган и зо в ан н о с т ь и ди сциплину . Все, в конце концов, н а ч и н а е т с я с вы сокой тр е б о в ате л ьн о с ти к лю д ям , к р у к о в о д ящ и м к а д р ам , ко всем н ам ... Из речи Генерального секретаря ЦК КПСС товарища М. С. ГОРБАЧЕ­ ВА на встрече в ЦК КПСС с руково­ дителями промышленных объедине­ ний и предприятий, колхозов и сов­ хозов, производственных бригад, специалистами и учеными. В районе промысла. Соблюдение правил море* плавания здесь должно быть на высоте! Ф ото В. С ЕМ А КО ВА . НЕ ПОВТОРЯТЬ ЧУЖИХОШИБОК! В ЯНВАРЕ нынешнего годз СРТ-р «Снегирь» М ур ­ манского рыбакколхозсоюза стоял на швартовых у плазба- эы «Сергей Василисин». Шли сразу две операции: переда­ ча улова на базу и — парал­ л ел ьн о— перегруз рыбы из не­ вода в трюм траулера с тем, чтобы потом сдать ее на дру­ гую базу. Все происходило на вахте старшего помощника капитана Н. Н. Карпенко. Из­ вестно, что по инструкции следует сначала принять бал­ ласт в определенные танки, а уж потом производить залив­ ку рыбы в трюм. Причем на­ до еще до заливки установить в трюме специальные щиты (комингсы), чтобы при загруз ке чердаков рыба не перели­ валась. Обо всем этом знали и капи­ тан, и его старший помощник, да сделали все не так, не по инструкции. И результат не замедлил сказаться: судно ста­ ло клониться на правый борт, и через 2,5 часа крен достиг 10 градусов. Напитан распорядился пре­ кратить погрузку рыбы и ос­ вободить штормовые портики от смерзшихся сетей. Но в этот момент две ог­ Б е с п е ч н о с т ь ромные волны одна за другой прокатились по палубе. Штор­ мовые портики не «сработали», вода скопилась на правом бор­ ту. Рыба в трюме стала пере­ мещаться через незакрытые за­ ливочные окна. Крен достиг 20 градусов. Фальшборт оказался под водой, волны заливали па* лубу. Положение судна было критическим. И только после перебалласти- ровки, выпуска рыбы из не­ вода и получения топлива с плавбазы удалось ликвидиро­ вать крен. Старшего помощника капита­ на Н. Н. Карпенко отозвали в порт. Он лишен диплома на ' звание штурмана дальнего пла­ вания на 9 месяцев. Однако через две недели по­ сле случившегося капитан В. В. Жердев грубо нарушил Правила совместного плава­ ния при расхождении с БМРТ «Зарница». За оба этих проис­ шествия и за ряд нарушений в организации службы на суд­ не «Севгосрыбфлотинспекция» лишила В. В. Жердева диплома капитана дальнего плавания на полгода. Случаи возникновения опас­ ного крена на судах типа СРТ-р происходили и в прош­ лые годы, но, как видно, ка­ питаны в погоне за уловом за­ бывают обо всем. И вот еще то­ му пример. В феврале на СРТ-р «Жаво­ ронок» (тоже Мурманского РКС) после удачного замета пе­ регрузили судно мойвой. А трюмы как следует не оборудо- вали. При шестибалльном вет­ ре траулер накренился до 20 градусов из-за внезапной пере­ ливки рыбы в трюме. Капитан А. С. Беличенко принял реше­ ние отдать урез сливной части невода, чтобы избавиться от улова. Так и сделали, но невод намотался на гребной винт. На беду моряков корпус траулера был негерметичным, и вода ста­ ла поступать в жилые поме­ щения, первый трюм, машин­ ное отделение. Вода затопила электропреобразователи — вы­ шли из строя радиопередатчик и оба радиолокатора. Судно ока­ залось на краю гибели. Моря­ ков, задраивавших трюм № 2, в любой миг могло смыть за борт волнами, свободно «гуляв­ шими» по палубе. На помощь пришли моряки СРТ-р «Снегирь», плавбазы «Полярная звезда» и спасатель­ ного судна «Смелый». Траулер ошвартовали к плавбазе, вы­ грузили часть улова из трю­ ма. Затем «Смелый» отбукси­ ровал аварийное судно в ук­ рытие. Там водолазы очистили руль и винт от намотки. И пошел СРТ-р «Жаворонок» в сопровождении спасателя в порт на ремонт. В результате расследования установлено, что СРТ-р к пу­ тине был не подготовлен. Ко­ миссия Мурманского РКС, про­ водившая проверку трюмного оборудования перед выходом его в рейс, отнеслась к этому делу формально. Иначе бы об­ наружили, что на судне нет съемных комингсов для за­ крытия окон, чер^з которые заливает рыбу я бортовые чердаки. А ведь именно из-за этого и перегруза судна чуть не случилось непоправимое. К сказанному следует доба­ вить: еще в 1983 году СРТ-р «Жаворонок» был отозван с промысла в порт из-за плохо­ го технического состояния. Но этот факт не вызвал беспокой­ ства у судовладельца. Более того, с августа 1984 года в корпусе траулера имелась трещина, заделанная цемент­ ным ящиком. Но капитан скрыл это от инспекции Регистра СССР, и судно без надлежаще­ го ремонта отправилось в мо­ ре. «Севгосрыбфлотинспек ц и я» лишила А. С. Беличенко дип­ лома капитана дальнего плава­ ния на год. Сейчас в «Главгос- рыбфлотинспекции» решается вопрос о продлении этого сро­ ка на три года. Наказаны так­ же заместитель базы РКС В. А. Денисов и групповые специа­ листы. Ненамного лучше обстоят дела с подготовкой к плава­ нию и эксплуатации судоа на других флотах. 30 марта на ППР «Заполяр­ ный» Мурманского тралового флота по вине радиослужбы произошло затопление шахты лага. Как ни странно, судовые специалисты не смогли разо­ браться в системе осушения этого помещения. И только когда на судно прибыл груп­ повой механик, а водолазы заделали отверстие в корпусе, воду из шахты откачали. Как выяснилось при рассле­ довании, ни старший, ни вто­ рой, ни третий механики на судах такого типа раньше не работали и их устройства не знали. Судовые специалисты на этот раз отделались просечка­ ми в контрольных талонах к дипломам. Примеров безответственно­ го отношения некоторых спе­ циалистов (и судовых, и б е­ реговых) к своему делу мо­ жно было бы привести еще и еще. Но и сказанного, види­ мо, достаточно, чтобы уб е­ диться: не нужно ни дополни­ тельных средств, ни значитель­ ных затрат времени на качест­ венную подготовку судна к рейсу, на грамотную его эк­ сплуатацию. Нужно лишь очень хорошо помнить о сво­ их обязанностях и извлекать уроки из ошибок других. 3. БРЕГИН, старший моринспектор «Сев- госрыбфлотинспекции». ФЕЛЬЕТОН — НАШ КОММЕНТАРИЙ Фигурный вальс, ИЛИ КАК «ПЛЯШИ» СУДОВОДИТЕЛИ ВМРТ «КОЛЬСКИЙ» МЫ ПОПРОСИЛИ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТОТ ФАКТ СПЕ­ ЦИАЛИСТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ. СЛОВО — МОРСКОМУ ИНСПЕКТОРУ. Пьяный на судне — п р е с т у п л е н и е у * / f — Приготовились н вальсу... Тьфу, к швартовке. Что там предлагают на рефрижераторе7 Ага. намекают о параллельном курсе? Ничего они не понима­ ют. Берем пересекающийся курс —им под корму. Так. И— раз, два. три... Что, коллеги, засуетились? Не нравится? Лад­ но. В темпе вальса меняем по­ зицию на обратную. Теперь снова на прежний курс! Впе­ ред! И — раз, два, три! Еще ближе! Пируэт из-под кормы. Поворот в сторону. Теперь в другую. Все! Можно отдышать­ ся. Капитан-директор Гречихин устало спустился в наюту. Из документа. Николай Ва­ сильевич Гречихин — грамот­ ный специалист, хорошо знает судовождение и промысловое дело. Дисциплинирован. Ава­ рий не допускал. В М урман­ ском траловом флоте с 1960 года. За хореографическим этю ­ дом БМРТ «Кольский» внима­ тельно следили с транспорт­ ного рефрижератора «А лек­ сей Венецианов». Ведь обычно швартовка двух судов произ­ водится отнюдь не на пересе­ кающихся курсах. А тут вооб­ ще что-то непонятное... Капитан-директор Николай Николаевич Блинов по УКВ предложил лихому партнеру отойти подальше и не «валь­ сировать» вокруг рефриж ера­ тора. Гречихин подтвердил: «Да, понял». И снова БМРТ рванулся под корму транспор­ та. На ТР увеличили ход, что­ бы уклониться от навязчивого «танцора». Не тут-то было: «Кольский» резко изменил курс, явно намереваясь по­ сильней ударить несговорчи­ вого коллегу. Н. Н. Блинов с крыла мости­ ка крикнул Гречихину: «Дай право руля!» Но тот сделал какой-то знак рукой в сторо­ ну рубки (наверное, хотел объяснить Блинову, что, мол, плавали, знаем ). БМРТ отско­ чил от транспорта и начал но­ вый тур вальса. Снова Н. Н. Блинов по УКВ предложил Гречихину швартоваться, как положено, снова тот подтвер­ дил полное понимание сути дела. Короче говоря, быть бы на­ валу, но спасла случайность: каким-то чудом умудрился траулер прислониться к двух­ баллонному кранцу транспор­ та. После «бала» инспекторская проверка установила вину ка- питана-директора Н. В. Гречи- хина. Из документа. Капитан-ди­ ректор Н. В. Гречихин нахо­ дился в нетрезвом состоянии. Правда, Николай Васильевич пытался оспорить акт инспек­ торской проверки. Он объяс­ нял, что фигурное вождение судном производилось из-за дифферента груза на нос, вследствие чего траулер стал рыскливым и его инерцион­ ные качества изменились не в лучшую сторону. Но в «Севгосрыбфлотинспек- ции» не поняли столь «науч­ ного» обоснования. И реши­ ли за фигурный вальс лишить Н. В. Гречихина диплома на год. Наверное, для того, что­ бы капитан смог освежить в памяти знания в области судо­ вождения, дабы не путать его с хореографией. И. БЕРЕЗЮК. Рис. Е. КОБЗЕВОЙ. РУКОВОДИТЕЛЬ. Капитан. * Ему вверено судно. Он от­ вечает за его сохранность, за эффективность производствен­ ной деятельности экипажа, за жизнь моряков. Любая ошибка капитана дорого обходится и коллективу, и флоту. Особенно тяжелы потери от нарушений командирами судов требований безопасности мореплавания. Почему же грамотные судо­ водители, прошедшие отличную теоретическую школу, накопив­ шие на пути на капитанский мостик немалый опыт, совер­ шают аварии? Да потому, что, поддавшись рыбацкому азар­ ту, забывают обо всем. Рискуя во имя улова, ради плана лю­ бой ценой. Но еще печальней констати­ ровать факты, когда причиной аварийной ситуации было не­ трезвое состояние капитана. Тут уж, как говорится, ком­ ментарии излишни. И тем не меняо ежегодно «Севгосрыбфлотинспекция» ли­ шает дипломов на звания мно­ гих капитанов, старших помощ­ ников, старших механиков за нарушение правил безопасно­ сти мореплавания и рыболов­ ства, за пьянство. Так, в прошлом году два капитана, старпом и четыре старших ме­ ханика расстались с морскими дипломами за то, что исполня­ ли обязанности в нетрезвом состоянии. В 1985 году положение дел с дисциплиной командиров су­ дов не только не улучшилось, а даже стало похуже. На ПСТ «Двуреченск» Мур­ манского тралового флота 2 ап­ реля стоял на вахте нетрез­ вый старший помощник капи­ тана В. М. Кузнецов, Капитан ПСТ «Конотоп» Ар­ хангельского тралового флота В. Д. Кубышкин 16 марта был настолько пьян, что пришлось срочно искать ему замену, ведь судно уходило в рейс. Из-за этой замены траулер простоял в порту лишние 22 часа. Вместо того чтобы руково­ дить работой машинной коман­ ды, напился старший механик ВМРТ «Николай Кононов» уп­ равления «Севрыбпромразвед- ка» В. А. Владыкин. Грубейшее нарушение Устава службы на судах флота рыбной промышленности СССР допус­ тил исполняющий обязанности старшего механика — сменно­ го помощника напитана водо­ лазного катера «Сигнал» рыб­ ного порта В. А. Морозов. Он был на вахте пьяным. И в ус­ ловиях ограниченной видимо­ сти в Кольском заливе без разрешения Службы движения начал производить перевод судна от причалов Перевалоч­ ной базы в рыбный порт. При­ чем катер двигался по полосе встречного движения, созда­ вая реальную угрозу для дру­ гих судов. Конечно, все любители спирт­ ного строго наназаны. Но речь не о них, а о том, что, видимо, далеко не все еще сде­ лано на флотах Северного бассейна для исключения на­ рушений дисциплины и осо­ бенно пьянства. А этого настоя­ тельно требует жизнь. Не слу­ чайно Политбюро ЦК КПСС не­ давно всесторонне обсудило во­ прос о борьбе с пьянством и алкоголизмом, этим уродливым явлением, которое приносит немало бед в «земных» усло­ виях, а тем более — в мор­ ских. Б. ЧЕРЕПОВ, старший морской инспектор «Севгосрыбфлотинспекции». 26 апреля I985 года 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz