Рыбный Мурман. 1985 г. Апрель.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Дисциплина поставок Г о р ь к и й с а х а р I f О ГД А БМРТ «Салют» Мур- “ майского тралового ф ло­ та стоял в ремонте в одном из зарубежных портов, ему планировалось идти на промы­ сел донных пород рыб. То было в декабре. И вдруг из М урманска пришло указание: направляться в Баренцево мо­ ре на мойву. Так и поступили. Только вот незадача: на судне не было ни соответствующего трала, ни нужных специй. Пришлось, как говорится, собирать с миру по нитке: у одного БМРТ взяли трал, у ПСТ попросили банки, соль. Моряки народ безотказ­ ный, поделились с «Салютом» кто чем мог. Вот потихоньку и работали, пока не подошла плавбаза «Валентин Серов» со снабжением. Обрадовались са- лютовцы, но когда приняли груз, то их изумлению не бы ­ ло предела: все было, что на­ до, кроме так необходимой соли. Кто ошибся: или на плавбазе забыли, или промор­ гали снабженцы тралфлота — сказать трудно. Но факт оста­ ется ф актом : из за чьей-то ошибки экипаж потерял не­ мало промыслового времени и опять встал в позу прося­ щего перед другими судами. — И все-таки коллектив не унывал, — считает капитан-ди­ ректор Анатолий Михайлович Глущенко. — Работали, не жа­ лея сил. А тут еще началось обледенение. Не растерялись. И ловили, и боролись со сти­ хией, и вышли победителями. Удача сопутствовала масте­ рам добычи, не подводила и рыбофабрика. В полную силу использовали морозильные мощности, конечно, не в ущерб качеству. Много выдум ­ ки проявил механик-наладчик Виктор Иванович Игольников. Он сумел оперативно на сор­ тировочных машинах заме­ нить подшипники, вышедшие из строя. И сортировка мойвы шла без задержки. Слаженность работы всех служб, инициатива людей, по­ рядок в конечном счете при­ вели экипаж к успеху. БМРТ «Салют» досрочно завершил задание шести месяцев по вы­ лову. 600 тонн осталось вы­ пустить пищевой продукции с тем, чтобы рапортовать о вы­ полнении полугодового зада­ ния и по этому показателю. «Салют» сдал продукцию в море на БМРТ «Каракумы». Судно обработано досрочно. Вот оно потихоньку отходит, направляясь в очередной раз на промысел. — Настроение у экипажа бо­ евое, — утверждает капитан, — в порт, когда окончится рейс 28 апреля, мы, уверен, придем с отличными показа­ телями. Это будет нашим тр у­ довым подарком 40-летию Ве­ ликой Победы. Итак, вновь на промысел. Правда, с некоторым чувст­ вом досады, и опять тут ви­ на снабженцев. Просил экипаж этикетки для окуневой про­ дукции, «Каракумы» доставил для трески. Да вдобавок еще передал сахар, который «Са­ лют» не заказывал. Значит, и нужды в нем нет, значит, мерт­ вым грузом станет сахар, ко­ торый будет лишь занимать место в трюме, предназначен­ ное для рыбной продукции. Тема эта не новая, но к ней приходится обращаться вновь и вновь, потому что недостат­ кам в снабжении судов, нахо­ дящихся в море, до сих пор не поставлен надежный за­ слон. А. ВИЛОВ. Борт БМРТ «Салют». (Баренцево море. По радио). ------------------------------------ Пришел ответ «Накипь» — так назвал свою статью |«РМ», № 9, 1 марта в, г.) бригадир объединения «Мурманская судоверфь» Ю. С. Дружинин. Автор поднимал проблемы ук- репления порядка и дис­ циплины, повышения ответ* ственности за порученное дело. «Статья обсуждена на сове­ щании у генерального дирек­ тора и в партийном комитете с начальниками цехов и отде­ лов, руководящим составом объединения. Критические замечания, вы­ сказанные в статье, в основ­ ном справедливы. В цехах и подразделениях проведены открытые партий­ ные собрания, где обсуждены вопросы, поднятые Ю. С. Дру­ жининым. 14 марта состоялось рас­ ширенное заседание совета бригадиров объединения с участием начальников цехов и отделов, на котором дана принципиальная оценка всех изложенных в статье фактов. В работе совета бригадиров принял участие второй секре­ тарь Первомайского РК КПСС Э. А . Ризаев. В целях устранения указан­ ных в статье недостатков ад­ министрацией, партийным ко­ митетом и советом бригади­ ров разработан и утвержден план мероприятий, а котором определены ответственные ли­ ца и сроки выполнения. Е. КОРЕЙСКИЙ, и. о. генерального директо­ ра объединения «Мурман­ ская судоверфь», В. БОЛОД. секретарь парткома». Правофланговые В ОТ уже одиннадцать лет ходит в море матрос трало­ вого флота Демури Михайлович Багншвили. За это время стал первоклассным специалистом, не раз выходил победителем внутрисудового социалистического соревнования на БАТ «Константин Душенов». По заслугам и честь. Он награжден медалью «За трудовое отличие». Коммунист Д. М. Багишвнли не скрывает своих секретов, постоянно делится опытом своей работы с молодыми моряками. Фото В. КОНОНОВА. производства К ХОЗРАСЧЕТУ мумом экономических знаний для успешного руководства бригадами. Социологические исследо­ вания в Ленинграде: от 15 до 40 процентов опрашиваемых изъявили желание выйти из состава бригад. На 100 вновь созданных бригад приходится 10—15 распавшихся. (Можно здесь вспомнить и о неудав- шихся укрупненных комплекс­ ных бригадах в первом грузо­ вом районе рыбного порта). В чем же дело? Вопрос, на который однозначный ответ невозможен, вопрос, требую­ щий дальнейшего осмыслива­ ния, изучения, глубокого экономического анализа. А по горячим следам конфе­ ренции можно тольно наме­ тить контуры будущих иссле­ дований, будущей кропотли­ вой работы. Д а, бригадными формами охвачены в городе 72 про­ цента рабочих. Цифра впечат­ ляющая. Но пришло, навер­ ное, время от «охвата процен­ том» перейти к глубинному изучению деятельности внут­ ри бригад нового типа. При­ шло время резко улучшить инженерную подготовку про­ изводства, внутризаводское планирование и нормирова­ ние труда, совершенствовать структуру управления в верх­ них эшелонах. Создание бри­ гад — не конец, а начало работы по совершенствованию форм коллективного труда. В количественном отношении как будто бы достигнуты оп­ ределенные высоты, а в каче­ ственном дела обстоят не­ важно. И вот уже есть примеры, когда «индивидуалыцини» до­ биваются лучшего роста про­ изводительности труда, чем бригады. Есть примеры, когда брига­ ды нормы выработки выполня­ ют на 120—130 процентов, а предприятие в целом с планом не справляется. Значит, конеч­ ные результаты работы бригад не стыкуются с конечными результатами деятельности предприятия. Как состыковать? Какие взаимоувязывающие по­ казатели должны браться за основу? Поиск ведется, и в отдель­ ных случаях накоплен поло­ жительный опыт. Но пока два механизма хозяйствования (для предприятия и для бригады) не будут иметь об­ щего привода, бригада будет «съедать» фонд заработной платы, не обеспечивая долж ­ ной отдачи. Пока же... пока новые формы организации труда пытаются втиснуть в старые рамки внутризаводско­ го планирования. Одна из застарелых и не способствующих прогрессу болезней — планирование от достигнутого. Она, кстати, приучила бригады осторожно подходить к напряженным планам. Почему? Да потому, что на следующий год к уже достигнутому будет приплю­ совано еще 10— 12 процентов. И сдерживают рабочие но­ венького, щедро растрачива­ ющего силушку: не выклады­ вайся, у нас так не принято. В начале пути, когда только- только стали создаваться бригады нового типа, действи­ тельно, кривая производитель­ ности труда резко пошла вверх. Срабатывал «эффект почина-. К этим бригадам бы­ ло приковано всеобщее внима­ ние, им — в первую очередь сырье, материалы, запчасти и прочее. Пона пробовали силы одна бригада, один участок, одно предприятие — проблем не существовало. Особенно отличались «эталонные» брига­ ды. Смотришь, они и внимани­ ем заласканы, и заготовок у них — три меры. Зачем столь­ ко? Бригада больно хорошая, экспериментирует. А фонды, между тем, долго еще будут лежать мертвым грузом... А вот когда 72 процента ох­ вата — в иных звеньях ста­ ла заметной пробуксовка на­ шего хозяйственного механиз­ ма. Поскольку все бригады обеспечить всем — от фронта работ до гайки — стало куда сложней. Требуется поиск. Размышляя о результатах опроса, нельзя оставить в сто­ роне и технико-экономический признак создания бригад: есть рабочие места, есть станки, оборудование, зна­ чит, есть и условия формиро­ вания коллектива. А ведь за­ частую бригады распадаются по социально - психологичес­ ким мотивам: несовмести­ мость, скажем, личностей. Безусловно, и такие нюансы не должны оставаться в тени. Такой действенный и тон­ кий бригадный инструмент, как коэффициент трудового* участия, применяется порой явно не по назначению — в качестве дубинки. Либо попро­ сту формально, что ведет к уравниловке. Но ведь КТУ — никак не санкция против на­ рушителя. Он призван исчис­ лять вклад в общее дело каждого члена бригады. И, та­ ким образом, как бы подчер­ кивать индивидуальность лич­ ности в коллективе, значи­ мость, весомость каждого че­ ловека, помочь ему самоут­ вердиться. Допускаются случаи, когда переход к коллективным ф ор­ мам организации труда осу­ ществляется волевым мето­ дом, без необходимой орга­ низаторской и разъяснитель­ ной работы. Ни к чему хоро­ шему такой диктат не приво­ дит. Порой безразличие, инер­ ция самих рабочих — произ­ водные такого метода. Трудо­ вой коллектив должен актив­ но включаться в управление производством. Об этом чет­ ко сказано в Законе о трудо­ вых коллективах. И как же увязать с этим документом действия администраторов, назначающих бригадиров, ста­ вящих мастеров во главе со­ ветов бригад? Бригады созданы. Но это начало. Требуются еще боль­ шие усилия для того, чтобы выполнить магистральную за­ дачу: с помощью первичных производственных коллекти­ вов обеспечить стабильный, оговоренный цифрами пяти­ летнего плана рост произво­ дительности труда. Люди неравнодушные, не­ успокоенные находят интере­ сные решения в процессе по­ иска. В рыбном порту, на Мурманской судоверфи в со­ став бригад вводятся инже­ нерно-технические работни­ ки. На судоремонтном заводе морского пароходства созда­ ны хозяйственные участки, и заработная плата ИТР во мно­ гом зависит от роста произ­ водительности труда вверен­ ных подразделений. 10 пока­ зателей планируется для хо з­ расчетных бригад в объеди­ нении «Мурманскхлеб». Они взаимоувязаны и с показате­ лями предприятий. На БАТ «Адмирал Колыш- кин», на некоторых других судах флотов Северного бас­ сейна коэффициент трудового участия распространяется на всю заработную плату моря­ ка. И только расширение «зо­ ны влияния» КТУ значительно дисциплинирует рыбацкие коллективы, заставляет их бо­ лее решительно искать резер­ вы эффективности труда... Заслуживает внимания опыт пятнадцати новосибирских предприятий, которые значи­ тельно укрупнили бригады, ориентировали их на конеч­ ный продукт, предоставив права хозрасчетных единиц, введя в их состав инженеров и мастеров. В любом начинании, в лю ­ бом новом деле есть доля риска, потому и прокладыва­ ют первую тропу те, кто не боится брать на себя ответ­ ственность. Так начинал в строительстве Злобин. Продолжателям и легче и... трудней. Первая тропа стано­ вится узкой. Нужно расши­ рять ее, нужно прокладывать ответвления. И вновь кто-то должен быть первым. Так было всегда. В. МИЛЮТИН. рыбный мурман 26 апреля 1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz