Рыбный Мурман. 1985 г. Апрель.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Дисциплина поставок Г о р ь к и й с а х а р I f О ГД А БМРТ «Салют» Мур- “ майского тралового ф ло та стоял в ремонте в одном из зарубежных портов, ему планировалось идти на промы сел донных пород рыб. То было в декабре. И вдруг из М урманска пришло указание: направляться в Баренцево мо ре на мойву. Так и поступили. Только вот незадача: на судне не было ни соответствующего трала, ни нужных специй. Пришлось, как говорится, собирать с миру по нитке: у одного БМРТ взяли трал, у ПСТ попросили банки, соль. Моряки народ безотказ ный, поделились с «Салютом» кто чем мог. Вот потихоньку и работали, пока не подошла плавбаза «Валентин Серов» со снабжением. Обрадовались са- лютовцы, но когда приняли груз, то их изумлению не бы ло предела: все было, что на до, кроме так необходимой соли. Кто ошибся: или на плавбазе забыли, или промор гали снабженцы тралфлота — сказать трудно. Но факт оста ется ф актом : из за чьей-то ошибки экипаж потерял не мало промыслового времени и опять встал в позу прося щего перед другими судами. — И все-таки коллектив не унывал, — считает капитан-ди ректор Анатолий Михайлович Глущенко. — Работали, не жа лея сил. А тут еще началось обледенение. Не растерялись. И ловили, и боролись со сти хией, и вышли победителями. Удача сопутствовала масте рам добычи, не подводила и рыбофабрика. В полную силу использовали морозильные мощности, конечно, не в ущерб качеству. Много выдум ки проявил механик-наладчик Виктор Иванович Игольников. Он сумел оперативно на сор тировочных машинах заме нить подшипники, вышедшие из строя. И сортировка мойвы шла без задержки. Слаженность работы всех служб, инициатива людей, по рядок в конечном счете при вели экипаж к успеху. БМРТ «Салют» досрочно завершил задание шести месяцев по вы лову. 600 тонн осталось вы пустить пищевой продукции с тем, чтобы рапортовать о вы полнении полугодового зада ния и по этому показателю. «Салют» сдал продукцию в море на БМРТ «Каракумы». Судно обработано досрочно. Вот оно потихоньку отходит, направляясь в очередной раз на промысел. — Настроение у экипажа бо евое, — утверждает капитан, — в порт, когда окончится рейс 28 апреля, мы, уверен, придем с отличными показа телями. Это будет нашим тр у довым подарком 40-летию Ве ликой Победы. Итак, вновь на промысел. Правда, с некоторым чувст вом досады, и опять тут ви на снабженцев. Просил экипаж этикетки для окуневой про дукции, «Каракумы» доставил для трески. Да вдобавок еще передал сахар, который «Са лют» не заказывал. Значит, и нужды в нем нет, значит, мерт вым грузом станет сахар, ко торый будет лишь занимать место в трюме, предназначен ное для рыбной продукции. Тема эта не новая, но к ней приходится обращаться вновь и вновь, потому что недостат кам в снабжении судов, нахо дящихся в море, до сих пор не поставлен надежный за слон. А. ВИЛОВ. Борт БМРТ «Салют». (Баренцево море. По радио). ------------------------------------ Пришел ответ «Накипь» — так назвал свою статью |«РМ», № 9, 1 марта в, г.) бригадир объединения «Мурманская судоверфь» Ю. С. Дружинин. Автор поднимал проблемы ук- репления порядка и дис циплины, повышения ответ* ственности за порученное дело. «Статья обсуждена на сове щании у генерального дирек тора и в партийном комитете с начальниками цехов и отде лов, руководящим составом объединения. Критические замечания, вы сказанные в статье, в основ ном справедливы. В цехах и подразделениях проведены открытые партий ные собрания, где обсуждены вопросы, поднятые Ю. С. Дру жининым. 14 марта состоялось рас ширенное заседание совета бригадиров объединения с участием начальников цехов и отделов, на котором дана принципиальная оценка всех изложенных в статье фактов. В работе совета бригадиров принял участие второй секре тарь Первомайского РК КПСС Э. А . Ризаев. В целях устранения указан ных в статье недостатков ад министрацией, партийным ко митетом и советом бригади ров разработан и утвержден план мероприятий, а котором определены ответственные ли ца и сроки выполнения. Е. КОРЕЙСКИЙ, и. о. генерального директо ра объединения «Мурман ская судоверфь», В. БОЛОД. секретарь парткома». Правофланговые В ОТ уже одиннадцать лет ходит в море матрос трало вого флота Демури Михайлович Багншвили. За это время стал первоклассным специалистом, не раз выходил победителем внутрисудового социалистического соревнования на БАТ «Константин Душенов». По заслугам и честь. Он награжден медалью «За трудовое отличие». Коммунист Д. М. Багишвнли не скрывает своих секретов, постоянно делится опытом своей работы с молодыми моряками. Фото В. КОНОНОВА. производства К ХОЗРАСЧЕТУ мумом экономических знаний для успешного руководства бригадами. Социологические исследо вания в Ленинграде: от 15 до 40 процентов опрашиваемых изъявили желание выйти из состава бригад. На 100 вновь созданных бригад приходится 10—15 распавшихся. (Можно здесь вспомнить и о неудав- шихся укрупненных комплекс ных бригадах в первом грузо вом районе рыбного порта). В чем же дело? Вопрос, на который однозначный ответ невозможен, вопрос, требую щий дальнейшего осмыслива ния, изучения, глубокого экономического анализа. А по горячим следам конфе ренции можно тольно наме тить контуры будущих иссле дований, будущей кропотли вой работы. Д а, бригадными формами охвачены в городе 72 про цента рабочих. Цифра впечат ляющая. Но пришло, навер ное, время от «охвата процен том» перейти к глубинному изучению деятельности внут ри бригад нового типа. При шло время резко улучшить инженерную подготовку про изводства, внутризаводское планирование и нормирова ние труда, совершенствовать структуру управления в верх них эшелонах. Создание бри гад — не конец, а начало работы по совершенствованию форм коллективного труда. В количественном отношении как будто бы достигнуты оп ределенные высоты, а в каче ственном дела обстоят не важно. И вот уже есть примеры, когда «индивидуалыцини» до биваются лучшего роста про изводительности труда, чем бригады. Есть примеры, когда брига ды нормы выработки выполня ют на 120—130 процентов, а предприятие в целом с планом не справляется. Значит, конеч ные результаты работы бригад не стыкуются с конечными результатами деятельности предприятия. Как состыковать? Какие взаимоувязывающие по казатели должны браться за основу? Поиск ведется, и в отдель ных случаях накоплен поло жительный опыт. Но пока два механизма хозяйствования (для предприятия и для бригады) не будут иметь об щего привода, бригада будет «съедать» фонд заработной платы, не обеспечивая долж ной отдачи. Пока же... пока новые формы организации труда пытаются втиснуть в старые рамки внутризаводско го планирования. Одна из застарелых и не способствующих прогрессу болезней — планирование от достигнутого. Она, кстати, приучила бригады осторожно подходить к напряженным планам. Почему? Да потому, что на следующий год к уже достигнутому будет приплю совано еще 10— 12 процентов. И сдерживают рабочие но венького, щедро растрачива ющего силушку: не выклады вайся, у нас так не принято. В начале пути, когда только- только стали создаваться бригады нового типа, действи тельно, кривая производитель ности труда резко пошла вверх. Срабатывал «эффект почина-. К этим бригадам бы ло приковано всеобщее внима ние, им — в первую очередь сырье, материалы, запчасти и прочее. Пона пробовали силы одна бригада, один участок, одно предприятие — проблем не существовало. Особенно отличались «эталонные» брига ды. Смотришь, они и внимани ем заласканы, и заготовок у них — три меры. Зачем столь ко? Бригада больно хорошая, экспериментирует. А фонды, между тем, долго еще будут лежать мертвым грузом... А вот когда 72 процента ох вата — в иных звеньях ста ла заметной пробуксовка на шего хозяйственного механиз ма. Поскольку все бригады обеспечить всем — от фронта работ до гайки — стало куда сложней. Требуется поиск. Размышляя о результатах опроса, нельзя оставить в сто роне и технико-экономический признак создания бригад: есть рабочие места, есть станки, оборудование, зна чит, есть и условия формиро вания коллектива. А ведь за частую бригады распадаются по социально - психологичес ким мотивам: несовмести мость, скажем, личностей. Безусловно, и такие нюансы не должны оставаться в тени. Такой действенный и тон кий бригадный инструмент, как коэффициент трудового* участия, применяется порой явно не по назначению — в качестве дубинки. Либо попро сту формально, что ведет к уравниловке. Но ведь КТУ — никак не санкция против на рушителя. Он призван исчис лять вклад в общее дело каждого члена бригады. И, та ким образом, как бы подчер кивать индивидуальность лич ности в коллективе, значи мость, весомость каждого че ловека, помочь ему самоут вердиться. Допускаются случаи, когда переход к коллективным ф ор мам организации труда осу ществляется волевым мето дом, без необходимой орга низаторской и разъяснитель ной работы. Ни к чему хоро шему такой диктат не приво дит. Порой безразличие, инер ция самих рабочих — произ водные такого метода. Трудо вой коллектив должен актив но включаться в управление производством. Об этом чет ко сказано в Законе о трудо вых коллективах. И как же увязать с этим документом действия администраторов, назначающих бригадиров, ста вящих мастеров во главе со ветов бригад? Бригады созданы. Но это начало. Требуются еще боль шие усилия для того, чтобы выполнить магистральную за дачу: с помощью первичных производственных коллекти вов обеспечить стабильный, оговоренный цифрами пяти летнего плана рост произво дительности труда. Люди неравнодушные, не успокоенные находят интере сные решения в процессе по иска. В рыбном порту, на Мурманской судоверфи в со став бригад вводятся инже нерно-технические работни ки. На судоремонтном заводе морского пароходства созда ны хозяйственные участки, и заработная плата ИТР во мно гом зависит от роста произ водительности труда вверен ных подразделений. 10 пока зателей планируется для хо з расчетных бригад в объеди нении «Мурманскхлеб». Они взаимоувязаны и с показате лями предприятий. На БАТ «Адмирал Колыш- кин», на некоторых других судах флотов Северного бас сейна коэффициент трудового участия распространяется на всю заработную плату моря ка. И только расширение «зо ны влияния» КТУ значительно дисциплинирует рыбацкие коллективы, заставляет их бо лее решительно искать резер вы эффективности труда... Заслуживает внимания опыт пятнадцати новосибирских предприятий, которые значи тельно укрупнили бригады, ориентировали их на конеч ный продукт, предоставив права хозрасчетных единиц, введя в их состав инженеров и мастеров. В любом начинании, в лю бом новом деле есть доля риска, потому и прокладыва ют первую тропу те, кто не боится брать на себя ответ ственность. Так начинал в строительстве Злобин. Продолжателям и легче и... трудней. Первая тропа стано вится узкой. Нужно расши рять ее, нужно прокладывать ответвления. И вновь кто-то должен быть первым. Так было всегда. В. МИЛЮТИН. рыбный мурман 26 апреля 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz