Рыбный Мурман. 1985 г. Апрель.
t • ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • 5 Сергей Глушань — родом с Куба ни. Но вот, прослужив на Северном флоте, решил связать свою судьбу с Заполярьем, Мурманском, морем. Три года ходит матросом на транспорт ном рефрижераторе «Вильгельм Пик» управления «Севрыбхолодфлот». Мо лодой коммунист пользуется уваже нием в коллективе, недаром его изб рали секретарем комсомольской орга низации судна. Не только работой, общественными делами славен ры бак, но и своим незапятнанным име нем, чистой совестью, порядочностью, так характеризуют его товарищи по работе. О пьянстве-начистоту М ОИ РОДИТЕЛИ говорят, что раньше, в 40—50-х годах, пьяница был один на всю улицу. Сейчас мне кажет ся, что их больше. Причем человека с неуверенной по ходкой можно встретить не только вечером, когда на большинстве предприятий за канчивается работа, но и днем, и даже утром. Они крутятся у винно-водочных магазинов, у пивных ларь ков, обросшие, помятые, про сящие 20 копеек у прохо жих, с трясущимися руками и нетерпеливо ждущее 11 часов люди. Трудно назвать их лю дьми. Наверняка они нигде не работают, не ясно, на что живут, возможно, занимают прилич ное жилище. Но почему у них не горит земля под ногами? Я смотрю на эту проблему с точ ки зрения экономики. Дефи цит кадров ощущается везде, многие предприятия задыхаю тся от их нехватки, а эти вольготно себе разгуливают. Есть любители спиртного и среди нашего брата, рыбаков и моряков промысловых фло тов. У них свое оправдание: на берегу находимся мало, до ма бываем редко, почему бы и не повеселиться? И уж совсем горько, когда к вину пристрастится женщч- на, мать, которой природой дано быть примером доброты и красоты. Различного рода зако нов, пресекающих пьянство и пьяниц, особенно за послед нее время, издано предоста точно, вот только пользовать ся ими мы как следует не на учились. Перед тем как поделиться с читателями своими мыслями, решил еще раз посмотреть Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о мерах по усилению борьбы против пьян ства и алкоголизма. Хороший был принят документ 13 лет назад. Только вот, по-моему, оказался не очень-то эффек тивным, ибо спустили его, от кровенно говоря, на тормозах. Разве за это время количест во водки в магазинах умень шилось? Пусть ответит управ ление торговли: как оно вы полнило тот пункт Указа, где говорится о расширении про дажи безалкогольных напит ков. Смешно, но в Мурманске есть только одно кафе подоб ного- рода — «Лакомка», и нет ни одного заведения, где бы ло бы можно в красивой, спо койной обстановке посидеть, послушать хорошую музыку, вкусно поесть и чтобы не было ■округ ни одной бутылки с •одкой, вином. Нет такой точ ки общепита в городе, беда даже с пивом. Пивбаров явно не хватает, чтобы туда попасть, надо отстоять даже не час. Да и если зайдешь, ноги бы стрее унести хочется: зачастую — антисанитария, до ручки дошедшие посетители. Всем мирон давно пора взять ся за пьянство и пьяниц. Ду мается, что здесь мы почему-то больше положились на силу законодательных актов и дума ем, что бумаги сами собой, без нашего вмешательства, наведут порядок. Нет, таного не бывает. Пора вести не только антиал когольную пропаганду, а про паганду трезвости и. не отнла- дывая в долгий ящик, активно начать организовывать при дворцах, домах культуры клу бы трезвости. Уж где-где, а в нашем морском городе такие клубы просто необходимы. Я бы стал активным членом та кого общественного формирова ния, потому что не пью и по тому что душа болит за тех, кто скатился или начинает ска тываться с нормальной челове ческой дороги. Но, думается, только созда нием клуба ограничиваться нельзя. Надо решительно ис коренить ряд причин, специ фических для рыбаков, спо собствующих «добровольному сумасшествию», как называл пьянство Аристотель. Вот что имею в виду. Во- первых, надо навести порядок в домах междурейсового от дыха моряков. Хотя и постро или вторую очередь ДМО, но все равно попасть туда трудно. Спрашивается, кто там зани мает номера, если мы, рыба ки, выстаиваем день, а то и другой в очереди? Хорошо, если судно в порту и можно на нем ночевать. А если ры бак, прописанный по флоту, в резерве, то куда ему де ваться? Вот и пошел он в ре сторан, где пьют отнюдь не лимонад, а оттуда зачастую — прямая дорога в вытрезвитель. Во-вторых, пора без прово лочек четко организовать вы дачу зарплаты. На флоте бы тует горькая поговорка: день ги легче заработать, чем полу чить. И это так. Касса одна на флот, у окошка десятки, сот ни людей. Добро, если полу чил деньги на судне, а если нет, то стой и жди. Можешь день, можешь и два: то к кассе не пробиться, то она не работает... Здесь же, в ожи дании, поневоле кучкуются, «соображают» и... Что уж там! Нередко зарплату рыбак до дома не доносит. Куда было бы проще организовать кру глосуточную сберкассу. И мо роки было бы меньше, и день ги целее у любителей пображ ничать, ведь тот же лицевой счет можно (зачастую и нуж но) оформлять на жен, и се мьи бы не страдали. Редак ция «Рыбного Мурмана» озна комила меня с письмом проф кома флота, в котором гово рится, что форма расчета че рез сберкассы для рыбаков неприемлема. Это — отговор ка. Неприемлема, может быть, для профкома, но не для нас, рыбаков. ...Гостями медицинских вы трезвителей бывают и рыбаки. И порой почаще, чем работ ники других отраслей произ водства. Просто подсчитать убытки и государства, и нару шителей. А вот как быть с мо ральными издержками? С. ГЛУШАНЬ, матрос ТР «Вильгельм Пик» управления «Севрыбхолод флот». Правофланговые Т РЕТИИ ' ГОД пошел, как окончил Николай’ Паршин Мурманское высшее инженерное морское учили ще. Молодой специалист хо дит сейчас четвертым меха ником на БАТ «Генерал Чи стяков». Море быстро распознает, кто есть кто. Старшие това рищи отзываются о Николае как о грамотном, вдумчивом моряке, сумевшем за корот кий срок хорошо постичь свое дело. Четыре поощре ния — свидетельство добро совестности комсомольца, избравшего нелегкую про фессию. А профессия механика еще и очень ответственная — от того, как бьется сталь ное сердце корабля, зависит безопасность экипажа и ус пех его в труде. Об этом Николай постоянно помнит. Фото В. КОНОНОВА. За экономию энергоресурсов Подача топлива улучшилась Для лучшей подачи топ лива рационализаторы плав- мастерской «Резец-1» А. И. Харламов и В. П. Ижмяков предложили установить на паровой котел регулируемые форсунки, используя стволы с распылителями от форсу нок со списанных траулеров. Они дают возможность из менять количество подавае мого мазута и регулировать паропроизводительность кот ла. Новшество позволяет сэко номить в течение года около 40 тонн мазута. Теплый ветер На судах СРТ-р типа 502Р при эксплуатации котельной установки или при большом расходе пара на технологиче ские нужды, жилье и слу жебные помещения оказыва лись практически без отоп ления. Этот факт имеет осо бое значение, когда судно находится на стоянке или в ремонте в зимнее время. Кроме того, работа паро вого котла только для обо грева судовых помещений не целесообразна нз-за большо го расхода топлива. Рационализаторы Мурман ской базы Архангельского рыбакколхозсоюза предло жили установить в вентиля ционной системе непосредст венно после вентилятора сек цию, внутри которой распо ложены 30 трубчатых нагре вателей, каждый мощностью 0,4 киловатта. Это обеспе чивает необходимый подо грев воздуха, подаваемого в жилье и служебные поме щения судна. Экономический эффект от внедрения на всех судах флота Архангельского ры бакколхозсоюза составит 50,7 тыс. рублей. И реактивность —не помеха Асинхронные электродви гатели при неполной загруз ке потребляют реактивную мощность, а это ведет к перерасходу электроэнергии. Рационализаторы Горь ковской области нашли вы ход: возмещать реактивную мощность с помощью конден саторных установок. Элек трическая схема такой уста новки включает в себя 2—3 ступени разных мощностей. Каждая ступень защищена предохранителями. Сама ус тановка гарантирована от короткого замыкания авто матическим выключателем. При изменении общей на грузки производят регулиров ку вручную, в результате че го реактивная мощность ме няется. Внедрение одной конден саторной установки дает экономический эффект око ло 4 тысяч рублей. Все запросы на техниче скую документацию направ ляйте по адресу: г. Мур манск, пр. Ленина, 65, Мур манский ЦНТИ. Телефон для справок 5-05-98. С. СЕРЕБРОВА, старший инженер по про паганде ЦНТИ. 1Договор \4 -ти ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Как-то на очередном из политдней моряки «Севрыб- холодфлота» в откровенном разговоре пожаловались на медленный ремонт своих ко раблей. Таким образом, как бы появился социальный заказ газете от рыбаков. Сразу же хочу оговориться: «Севрыбхолодфлот» не жало вался на объединение «Мур манская судоверфь». Напро тив, говорилось о взаимном партнерстве и смежников по Договору 14-ти не ругали. Но поскольку упрек на политдне прозвучал из уст севрыбхолод- флотовца, мы, когда брали информацию, обратились именно к ним. ПО ЗАКОНУ, НО... Итак, медленно. Передо мной в объемных папках подшиты бумаги су дов, которые находились и находятся в ремонте, — «Ми- хайло Ломоносов», «Советск», «Видное», «Весьегонск» и дру гие — мало ли их проходит через судоверфь. Но что де лает похожими папки одна на другую, так это многочислен ные дополнительные соглаше ния, как грибы вырастающие после заключения основного договора. В Е З В ИНЫ Немного поясню. Когда суд но оформляется на ремонт, заказчик указывает в ведомо сти недостатки, которые ему хотелось бы устранить. В хо де приемки судна специалисты верфи проводят дефектацию, вскрывают переборки, разби рают двигатели и в самых не ожиданных местах находят еще массу поломок. Чтобы офор мить их, заключают дополни тельное соглашение, в кото ром оговаривается, что изтза увеличения объема ремонта увеличиваются его стоимость и срок. Таких соглашений может быть и два, и три, и четыре, и пять. Они-то являются глав ным фактором переноса сро ка ремонта с сегодняшнего дня на завтрашний, с одного месяца на другой, с этого го да на будущий. — Ну и что, — спросите вы, — ведь все по закону? А то, что закон этот ис пользуется судоремонтника ми в своих интересах? Что является основанием для допсоглашений? Нарушение условий договора. Это может быть неожиданно найденная неисправность, повлекшая за собой увеличение объема ре монта, а может быть непостав ка заказчиком комплекта дета лей. Теперь об интересах: при заключении договора судо верфь сразу же оговаривает перечень запчастей, которых у нее нет, — их должен «выби вать» заказчик. Но если у вер фи нет, то и «Севрыбхолод флот» тоже не достанет. Срок нарушен. Продлевает ся договор допсоглашением. А продленный договор — это что-то типа скорректирован ного плана, и потому получа ется, что коллектив судоре монтного предприятия план выполняет в срок, а суда сто ят. Другой аспект. Два судна ■ ремонте. У одного час работ стоит дороже, у другого—де шевле. В конце месяца судо верфь проявляет героизм и, преодолев все трудности, сда ет одно из судов. Не трудно догадаться, какое именно. Ко- 5 апреля 1985 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz