Рыбный Мурман. 1985 г. Апрель.

t • ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • 5 Сергей Глушань — родом с Куба­ ни. Но вот, прослужив на Северном флоте, решил связать свою судьбу с Заполярьем, Мурманском, морем. Три года ходит матросом на транспорт­ ном рефрижераторе «Вильгельм Пик» управления «Севрыбхолодфлот». Мо­ лодой коммунист пользуется уваже­ нием в коллективе, недаром его изб­ рали секретарем комсомольской орга­ низации судна. Не только работой, общественными делами славен ры­ бак, но и своим незапятнанным име­ нем, чистой совестью, порядочностью, так характеризуют его товарищи по работе. О пьянстве-начистоту М ОИ РОДИТЕЛИ говорят, что раньше, в 40—50-х годах, пьяница был один на всю улицу. Сейчас мне кажет­ ся, что их больше. Причем человека с неуверенной по­ ходкой можно встретить не только вечером, когда на большинстве предприятий за­ канчивается работа, но и днем, и даже утром. Они крутятся у винно-водочных магазинов, у пивных ларь­ ков, обросшие, помятые, про­ сящие 20 копеек у прохо­ жих, с трясущимися руками и нетерпеливо ждущее 11 часов люди. Трудно назвать их лю­ дьми. Наверняка они нигде не работают, не ясно, на что живут, возможно, занимают прилич­ ное жилище. Но почему у них не горит земля под ногами? Я смотрю на эту проблему с точ­ ки зрения экономики. Дефи­ цит кадров ощущается везде, многие предприятия задыхаю­ тся от их нехватки, а эти вольготно себе разгуливают. Есть любители спиртного и среди нашего брата, рыбаков и моряков промысловых фло­ тов. У них свое оправдание: на берегу находимся мало, до­ ма бываем редко, почему бы и не повеселиться? И уж совсем горько, когда к вину пристрастится женщч- на, мать, которой природой дано быть примером доброты и красоты. Различного рода зако­ нов, пресекающих пьянство и пьяниц, особенно за послед­ нее время, издано предоста­ точно, вот только пользовать­ ся ими мы как следует не на­ учились. Перед тем как поделиться с читателями своими мыслями, решил еще раз посмотреть Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о мерах по усилению борьбы против пьян­ ства и алкоголизма. Хороший был принят документ 13 лет назад. Только вот, по-моему, оказался не очень-то эффек­ тивным, ибо спустили его, от­ кровенно говоря, на тормозах. Разве за это время количест­ во водки в магазинах умень­ шилось? Пусть ответит управ­ ление торговли: как оно вы­ полнило тот пункт Указа, где говорится о расширении про­ дажи безалкогольных напит­ ков. Смешно, но в Мурманске есть только одно кафе подоб­ ного- рода — «Лакомка», и нет ни одного заведения, где бы­ ло бы можно в красивой, спо­ койной обстановке посидеть, послушать хорошую музыку, вкусно поесть и чтобы не было ■округ ни одной бутылки с •одкой, вином. Нет такой точ­ ки общепита в городе, беда даже с пивом. Пивбаров явно не хватает, чтобы туда попасть, надо отстоять даже не час. Да и если зайдешь, ноги бы­ стрее унести хочется: зачастую — антисанитария, до ручки дошедшие посетители. Всем мирон давно пора взять­ ся за пьянство и пьяниц. Ду­ мается, что здесь мы почему-то больше положились на силу законодательных актов и дума­ ем, что бумаги сами собой, без нашего вмешательства, наведут порядок. Нет, таного не бывает. Пора вести не только антиал­ когольную пропаганду, а про­ паганду трезвости и. не отнла- дывая в долгий ящик, активно начать организовывать при дворцах, домах культуры клу­ бы трезвости. Уж где-где, а в нашем морском городе такие клубы просто необходимы. Я бы стал активным членом та­ кого общественного формирова­ ния, потому что не пью и по­ тому что душа болит за тех, кто скатился или начинает ска­ тываться с нормальной челове­ ческой дороги. Но, думается, только созда­ нием клуба ограничиваться нельзя. Надо решительно ис­ коренить ряд причин, специ­ фических для рыбаков, спо­ собствующих «добровольному сумасшествию», как называл пьянство Аристотель. Вот что имею в виду. Во- первых, надо навести порядок в домах междурейсового от­ дыха моряков. Хотя и постро­ или вторую очередь ДМО, но все равно попасть туда трудно. Спрашивается, кто там зани­ мает номера, если мы, рыба­ ки, выстаиваем день, а то и другой в очереди? Хорошо, если судно в порту и можно на нем ночевать. А если ры­ бак, прописанный по флоту, в резерве, то куда ему де­ ваться? Вот и пошел он в ре­ сторан, где пьют отнюдь не лимонад, а оттуда зачастую — прямая дорога в вытрезвитель. Во-вторых, пора без прово­ лочек четко организовать вы­ дачу зарплаты. На флоте бы­ тует горькая поговорка: день­ ги легче заработать, чем полу­ чить. И это так. Касса одна на флот, у окошка десятки, сот­ ни людей. Добро, если полу­ чил деньги на судне, а если нет, то стой и жди. Можешь день, можешь и два: то к кассе не пробиться, то она не работает... Здесь же, в ожи­ дании, поневоле кучкуются, «соображают» и... Что уж там! Нередко зарплату рыбак до дома не доносит. Куда было бы проще организовать кру­ глосуточную сберкассу. И мо­ роки было бы меньше, и день­ ги целее у любителей пображ­ ничать, ведь тот же лицевой счет можно (зачастую и нуж­ но) оформлять на жен, и се­ мьи бы не страдали. Редак­ ция «Рыбного Мурмана» озна­ комила меня с письмом проф кома флота, в котором гово­ рится, что форма расчета че­ рез сберкассы для рыбаков неприемлема. Это — отговор­ ка. Неприемлема, может быть, для профкома, но не для нас, рыбаков. ...Гостями медицинских вы­ трезвителей бывают и рыбаки. И порой почаще, чем работ­ ники других отраслей произ­ водства. Просто подсчитать убытки и государства, и нару­ шителей. А вот как быть с мо­ ральными издержками? С. ГЛУШАНЬ, матрос ТР «Вильгельм Пик» управления «Севрыбхолод­ флот». Правофланговые Т РЕТИИ ' ГОД пошел, как окончил Николай’ Паршин Мурманское высшее инженерное морское учили­ ще. Молодой специалист хо­ дит сейчас четвертым меха­ ником на БАТ «Генерал Чи­ стяков». Море быстро распознает, кто есть кто. Старшие това­ рищи отзываются о Николае как о грамотном, вдумчивом моряке, сумевшем за корот­ кий срок хорошо постичь свое дело. Четыре поощре­ ния — свидетельство добро­ совестности комсомольца, избравшего нелегкую про­ фессию. А профессия механика еще и очень ответственная — от того, как бьется сталь­ ное сердце корабля, зависит безопасность экипажа и ус­ пех его в труде. Об этом Николай постоянно помнит. Фото В. КОНОНОВА. За экономию энергоресурсов Подача топлива улучшилась Для лучшей подачи топ­ лива рационализаторы плав- мастерской «Резец-1» А. И. Харламов и В. П. Ижмяков предложили установить на паровой котел регулируемые форсунки, используя стволы с распылителями от форсу­ нок со списанных траулеров. Они дают возможность из­ менять количество подавае­ мого мазута и регулировать паропроизводительность кот­ ла. Новшество позволяет сэко­ номить в течение года около 40 тонн мазута. Теплый ветер На судах СРТ-р типа 502Р при эксплуатации котельной установки или при большом расходе пара на технологиче­ ские нужды, жилье и слу­ жебные помещения оказыва­ лись практически без отоп­ ления. Этот факт имеет осо­ бое значение, когда судно находится на стоянке или в ремонте в зимнее время. Кроме того, работа паро­ вого котла только для обо­ грева судовых помещений не­ целесообразна нз-за большо­ го расхода топлива. Рационализаторы Мурман­ ской базы Архангельского рыбакколхозсоюза предло­ жили установить в вентиля­ ционной системе непосредст­ венно после вентилятора сек­ цию, внутри которой распо­ ложены 30 трубчатых нагре­ вателей, каждый мощностью 0,4 киловатта. Это обеспе­ чивает необходимый подо­ грев воздуха, подаваемого в жилье и служебные поме­ щения судна. Экономический эффект от внедрения на всех судах флота Архангельского ры­ бакколхозсоюза составит 50,7 тыс. рублей. И реактивность —не помеха Асинхронные электродви­ гатели при неполной загруз­ ке потребляют реактивную мощность, а это ведет к перерасходу электроэнергии. Рационализаторы Горь­ ковской области нашли вы­ ход: возмещать реактивную мощность с помощью конден­ саторных установок. Элек­ трическая схема такой уста­ новки включает в себя 2—3 ступени разных мощностей. Каждая ступень защищена предохранителями. Сама ус­ тановка гарантирована от короткого замыкания авто­ матическим выключателем. При изменении общей на­ грузки производят регулиров­ ку вручную, в результате че­ го реактивная мощность ме­ няется. Внедрение одной конден­ саторной установки дает экономический эффект око­ ло 4 тысяч рублей. Все запросы на техниче­ скую документацию направ­ ляйте по адресу: г. Мур­ манск, пр. Ленина, 65, Мур­ манский ЦНТИ. Телефон для справок 5-05-98. С. СЕРЕБРОВА, старший инженер по про­ паганде ЦНТИ. 1Договор \4 -ти ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Как-то на очередном из политдней моряки «Севрыб- холодфлота» в откровенном разговоре пожаловались на медленный ремонт своих ко­ раблей. Таким образом, как бы появился социальный заказ газете от рыбаков. Сразу же хочу оговориться: «Севрыбхолодфлот» не жало­ вался на объединение «Мур­ манская судоверфь». Напро­ тив, говорилось о взаимном партнерстве и смежников по Договору 14-ти не ругали. Но поскольку упрек на политдне прозвучал из уст севрыбхолод- флотовца, мы, когда брали информацию, обратились именно к ним. ПО ЗАКОНУ, НО... Итак, медленно. Передо мной в объемных папках подшиты бумаги су­ дов, которые находились и находятся в ремонте, — «Ми- хайло Ломоносов», «Советск», «Видное», «Весьегонск» и дру­ гие — мало ли их проходит через судоверфь. Но что де­ лает похожими папки одна на другую, так это многочислен­ ные дополнительные соглаше­ ния, как грибы вырастающие после заключения основного договора. В Е З В ИНЫ Немного поясню. Когда суд­ но оформляется на ремонт, заказчик указывает в ведомо­ сти недостатки, которые ему хотелось бы устранить. В хо­ де приемки судна специалисты верфи проводят дефектацию, вскрывают переборки, разби­ рают двигатели и в самых не­ ожиданных местах находят еще массу поломок. Чтобы офор­ мить их, заключают дополни­ тельное соглашение, в кото­ ром оговаривается, что изтза увеличения объема ремонта увеличиваются его стоимость и срок. Таких соглашений может быть и два, и три, и четыре, и пять. Они-то являются глав­ ным фактором переноса сро­ ка ремонта с сегодняшнего дня на завтрашний, с одного месяца на другой, с этого го­ да на будущий. — Ну и что, — спросите вы, — ведь все по закону? А то, что закон этот ис­ пользуется судоремонтника­ ми в своих интересах? Что является основанием для допсоглашений? Нарушение условий договора. Это может быть неожиданно найденная неисправность, повлекшая за собой увеличение объема ре­ монта, а может быть непостав­ ка заказчиком комплекта дета­ лей. Теперь об интересах: при заключении договора судо­ верфь сразу же оговаривает перечень запчастей, которых у нее нет, — их должен «выби­ вать» заказчик. Но если у вер­ фи нет, то и «Севрыбхолод­ флот» тоже не достанет. Срок нарушен. Продлевает­ ся договор допсоглашением. А продленный договор — это что-то типа скорректирован­ ного плана, и потому получа­ ется, что коллектив судоре­ монтного предприятия план выполняет в срок, а суда сто­ ят. Другой аспект. Два судна ■ ремонте. У одного час работ стоит дороже, у другого—де­ шевле. В конце месяца судо­ верфь проявляет героизм и, преодолев все трудности, сда­ ет одно из судов. Не трудно догадаться, какое именно. Ко- 5 апреля 1985 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz