Рыбный Мурман. 1985 г. Апрель.
• БЕСЕДА С УВЛЕЧЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ • Е I [МАТЕРНЫЙ КУПОЛ слегка покачивался, ко- 1-*-*гда машина делала резкий поворот, но хозяин держал здание крепко, бережно, и переезд колокольни из центра Мурманска в Колу закончился вполне благополучно. Работ ники филиала областного краеведческого музея, размещенного в здании бывшего Благовещен ского собора, встретили Константина Констан тиновича радушно: старый знакомый! А он направился в первый из двух небольших за лов, где в центре, на самом виду, находится макет Кольской крепости, и водрузил коло кольню на обозначенное картонным силуэтом место. «Ну вот, крепость начинает заполняться», — сказал автор, довольный тем, что завершен еще один промежуточный этап большой ра боты. Он не видел макета с тех пор, как пере дал его работникам музея, и потому внима тельно оглядывал рельеф, на котором были расположены стены и башни нрепости. «Вот здесь, — показал автор место рядом с одной из башен, — должен быть канал, а через него перекинут мостик. Здесь коляне из нрепости ходили брать воду. Ну, мостик — это моя забота...» Впрочем, забот впереди предстояло еще не мало. По всей площади макета разложены си луэты, обозначающие Воскресенский собор, дом воеводы, пороховые склады и прочие зда ния, некогда сложенные нашими предками на берегу Колы. И над каждым силуэтом в свое время встанут их миниатюрные копии, кото рые сделает Константин Константинович. С ним, помощником капитана по администра тивно-хозяйственной части бурового судна «В. Муравленко» треста «Арктикморнефтегаз- разведка» К. К. Наполовым,— наша сегодняш няя беседа. К а к я п р и ш е л к СВОЕМУ УВЛЕЧЕ НИЮ? Можно считать, слу чайно. Моя молодость была связана с футболом: в шес тидесятых годах выступал за «Север», потом несколько лет тренировал мурманскую команду «Строитель». А тре нерская работа, если зани маешься ею всерьез, это ра бота напряженная, постоянно на нервах. Чувствовал по требность в каком-нибудь, так сказать, мирном занятии, за которым можно было бы от влечься от суеты. И вот в Петрозаводске, уже больше пятнадцати лет прошло, по знакомился с преподавате лем горного техникума, кото рый увлекался созданием макетов памятников древне русского зодчества. Да и где увлекаться этим, как не в Карелии? Одна прионежская архитектура — это же це лый клад, о ней тома напи саны! Увидел я его работы и соблазнился, захотелось са мому попробовать. Поначалу — только попробовать. Но, видно, проснулись какие-то гены... Впрочем, эти гены у каждого из нас есть. Ко мне приходили ребята из второй школы, из профтехучилища — видел я, видел, как у них глаза горели, когда показы вал свои работы. Русская старина, она никого равно душным не оставит... Так и со мной получилось. Не бу ду преувеличивать, говорить, что, мол, жить без этого де ла не могу. Но если несколь ко дней не притрагивался к макету, если не растет он, то появляется ощущение, что время уходит впустую. — Русские мастера, изве стно, возводили здания лишь с помощью топора. А каким инструментом пользуетесь вы, повторяя в миниатюре их работу? — Первые инструменты — бумага и карандаш. Надо точно рассчитать размер всех деталей, чтобы копня была действительно копией. Потом из реек метровой длины ру банком делаю миниатюрные «бревна», а дальше работаю ножичком и клеем. Вот и все. Впрочем, еще терпение и усидчивость — тоже необ ходимые инструменты. Заня тие кропотливое, трудоем кое, налетом ничего не сде лаешь. Но и увлекательное. На работе, бывает, под горя чую руку пачку сигарет вы курю. А над макетом проси дишь день, потом смотришь — а пачка-то почти не тро нута. — Наверное, первые рабо ты вам дороги по-особенно му? — Мне-то они дороги... Поначалу, расхрабрившись, я взялся за самую, навер ное, сложную работу, какую только можно придумать. Кйжи! Знаменитый кижский ансамбль восемнадцатого века. Во-первых, это чудес ная двадцатидвухглавая Пре ображенская церковь. О ее зодчем есть легенда, что, за кончив работу, 0н 'забросил свой потрудившийся топор в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мас тер Нестор. Не было, нет и не будет такой!» И дейст вительно, она вызывает вос хищение у всех видевших ее. Какими же талантливыми бы ли мастера, создавшие это чудо из дерева! В ансамбле есть еще Покровская церковь и колокольня, которые также считаются выдающимися па мятниками народного зодчест ва. И я стремился повторить в миниатюре их красоту. Масштаб был один к тридца ти, высота макета Преобра- романе «Кола» Бориса Поля кова. От здания остались лишь несколько чертежей, ри сунков да легенды. Одна из них почти слово в слово пов торяет легенду о Несторе. Мол, безымянный мастер, последним произведением которого был Воскресенский собор, выбросил свой топор в реку, чтобы здание оста лось единственным и непов торимым. Вряд ли поиски в устье Колы дали бы что- нибудь, но сама легенда кра сноречива. Тем более что собор действительно очень напоминает Преображенскую церковь, только построен он был лет на тридцать рань ше. Может быть, если бы не обстрел злосчастного англий- Константин Наполов: „Стремлюсь повторить красоту к женской церкви метр два дцать сантиметров. Кижский ансамбль строился посте пенно, в течение шестидеся ти лет, и у меня работа от няла не один год. Потом при ходили люди, смотрели, вро де бы им нравилось... Статья была в «Полярной правде». Ну я и решил подарить ма кет гостинице «69-я парал лель». Думал, гостиница ту ристическая, может, сделают хорошую подсветку, людям интересно будет. В послед ний раз я видел макет пять лет тому назад. Он был в та ком печальном состоянии, что мне и в авторстве-то со знаваться не хотелось... — Но ведь у остальных ваших работ более счастли вая судьба? — Да, лет десять назад завязались контакты с обла стным краеведческим музеем. Я в то время делал макет Успенской церкви в Варзуге. Это один из тех памятников народного творчества, о ко тором говорится чуть не в любом издании по деревян ному русскому зодчеству. Праздничная, горделивая, с шатром, достигающим три дцатичетырехметровой вы соты! Мы, северяне, можем гордиться, что есть на Кольской земле такая краса вица. Макет я передал об ластному краеведческому му зею: там он стоял несколько лет, справа от входа. Сейчас это экспонат Кольского фили ала. Затем для музея я «построил» Воскресенский собор. Это была уже чисто реконструкторская работа. Ведь сам собор сгорел вме сте с крепостью в 1854 году во время нападения англичан — об этом рассказывается в ского корвета «Миранда», сейчас имя Колы было бы знаменито так же, как и Кижи! — А достояло бы здание? Все-таки дерево... — Старые русские масте ра строили на века. Это ведь не просто красивая присказ ка, что, мол, они работали только топором. В этом был глубокий, поколениями вы веренный смысл. Если дере во спилить, то на срезе во- лбкна разлохматятся, в них легко может проникнуть вла га. А при рубке — наобо рот: удар топора как бы за печатывает капилляры. По том ведь сосну брали не подряд, а с большим разбо ром. Ствол ошкуривали и просушивали не меньше года... Достояло бы! Правда, в прошлом веке и Преобра женскую церковь чуть не загубили: решили по-модному обшить ее тесом, покрасить. А между бревнами и обшив кой гниль завелась. Только в пятидесятых годах советские реставраторы спасли этот па мятник... Нет, старые зодчие прекрасно знали свойства дерева и его различных по род. Ведь дерево использо валось не только как строи тельный материал, но и для украшения здания. Напри мер, луковки церквей выкла дывались лемехами — так называлась деревянная, ажур но отделанная по краям че репица. А эти лемехи теса лись обязательно из осины. И в результате в лучах солн ца, на восходе или закате, главы выглядели, точно по крытые чистым серебром — таково свойство этого дере ва. Русские мастера строили не на день, а для того, что бы люди любовались их ра ботой веками. — Сейчас вы второй раз работаете над макетом Вос кресенского собора... — Да, первый, большой макет находится в распоря жении краеведческого музея, а для Кольского филиала меня попросили построить всю крепость, какой она бы ла в начале восемнадцатого века, при Петре. В том чис ле, конечно, и собор. Рабо та интересная, сложная. Во- первых, масштаб очень ма ленький: один к восьмидеся ти. А чем мельче масштаб, тем работать, конечно, труд нее. Во-вторых, большое ко личество зданий. Больше го да у меня заняла только кре пость, то есть стены и пять башен. Из башен особенно одна интересна: она называ лась Водяной и предназна чалась для того, чтобы защит ники Колы в случае осады не испытывали нехватку во ды. Она стояла на самом бе регу Колы, на небольшом, специально нанесенном мы ске, внутри был колодец. Стены у крепости были двой ные, а промежуток засыпали для прочности камнями и песком. Боевой ход, то есть помост, по которому пере двигались защитники, нахо дился над специальными кле тушками, амбарами, где в случае нападения могли ук рыться жители поселения и храниться различные припа сы, необходимые для оборо ны'. Стены сторожевых ба шен были также двухрядны ми, а их верхние ярусы при крывались как бы бревенча тыми щитами, так называе мыми обламами. И вообще крепость была хорошо про думана, но, конечно, с артил лерией середины прошлого века ей было трудно спо рить. — Заглядывая в башни ма кета сквозь проемы, я заме тил там пушечки, даже мик роскопические ядра в корзи нах... — Проемы оставлены спе циально, чтобы можно было рассматривать строение ба шен, стен, лестницы, перехо ды. ' Хочется сделать так, чтобы макет максимально точно соответствовал сохра нившимся документам, ис торической правде. Вот, на пример. известно, что двери, ворота делались из дуба или бука, из самых твердых по род. ’И я вырезаю их из бу ка, чтобы обозначить иную, чем у сосны, фактуру дере ва. Из истории, из мудрой народной традиции слова не выкинешь. — Когда вы рассчитывае те закончить постройку всех крепостных сооружений? — Самому не терпится по смотреть, как будет выгля деть! Вот закончил колоколь ню через несколько меся цев доделаю Воскресенский собор. На всю работу пона добится еще года два, два с половиной, не меньше... — А потом не собираетесь выбросить свой топор... то есть рабочий ножик в Колу? — Вот уж этого точно я не сделаю! Беседу вел В. БЕЛЯЕВ. НА СНИМКЕ: К. К. Напо лов с макетом колокольни. На первом- плане — начатый ма кет Воскресенского собора. Фото В. КОРЕЦКОГО. 5||1!11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111И11111111111111111111111111*1111111Н1111111111111И1111И1»1И1П11Н111И11111111111Н111111И111»111111111111111111Н1«И11Ш111111111111П1*Ч111М1И11 РЫБНЫЙМУРМАН 19 апреля 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz