Рыбный Мурман. 1985 г. Апрель.

• БЕСЕДА С УВЛЕЧЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ • Е I [МАТЕРНЫЙ КУПОЛ слегка покачивался, ко- 1-*-*гда машина делала резкий поворот, но хозяин держал здание крепко, бережно, и переезд колокольни из центра Мурманска в Колу закончился вполне благополучно. Работ­ ники филиала областного краеведческого музея, размещенного в здании бывшего Благовещен­ ского собора, встретили Константина Констан­ тиновича радушно: старый знакомый! А он направился в первый из двух небольших за­ лов, где в центре, на самом виду, находится макет Кольской крепости, и водрузил коло­ кольню на обозначенное картонным силуэтом место. «Ну вот, крепость начинает заполняться», — сказал автор, довольный тем, что завершен еще один промежуточный этап большой ра­ боты. Он не видел макета с тех пор, как пере­ дал его работникам музея, и потому внима­ тельно оглядывал рельеф, на котором были расположены стены и башни нрепости. «Вот здесь, — показал автор место рядом с одной из башен, — должен быть канал, а через него перекинут мостик. Здесь коляне из нрепости ходили брать воду. Ну, мостик — это моя забота...» Впрочем, забот впереди предстояло еще не­ мало. По всей площади макета разложены си­ луэты, обозначающие Воскресенский собор, дом воеводы, пороховые склады и прочие зда­ ния, некогда сложенные нашими предками на берегу Колы. И над каждым силуэтом в свое время встанут их миниатюрные копии, кото­ рые сделает Константин Константинович. С ним, помощником капитана по администра­ тивно-хозяйственной части бурового судна «В. Муравленко» треста «Арктикморнефтегаз- разведка» К. К. Наполовым,— наша сегодняш­ няя беседа. К а к я п р и ш е л к СВОЕМУ УВЛЕЧЕ­ НИЮ? Можно считать, слу­ чайно. Моя молодость была связана с футболом: в шес­ тидесятых годах выступал за «Север», потом несколько лет тренировал мурманскую команду «Строитель». А тре­ нерская работа, если зани­ маешься ею всерьез, это ра­ бота напряженная, постоянно на нервах. Чувствовал по­ требность в каком-нибудь, так сказать, мирном занятии, за которым можно было бы от­ влечься от суеты. И вот в Петрозаводске, уже больше пятнадцати лет прошло, по­ знакомился с преподавате­ лем горного техникума, кото­ рый увлекался созданием макетов памятников древне­ русского зодчества. Да и где увлекаться этим, как не в Карелии? Одна прионежская архитектура — это же це­ лый клад, о ней тома напи­ саны! Увидел я его работы и соблазнился, захотелось са­ мому попробовать. Поначалу — только попробовать. Но, видно, проснулись какие-то гены... Впрочем, эти гены у каждого из нас есть. Ко мне приходили ребята из второй школы, из профтехучилища — видел я, видел, как у них глаза горели, когда показы­ вал свои работы. Русская старина, она никого равно­ душным не оставит... Так и со мной получилось. Не бу­ ду преувеличивать, говорить, что, мол, жить без этого де­ ла не могу. Но если несколь­ ко дней не притрагивался к макету, если не растет он, то появляется ощущение, что время уходит впустую. — Русские мастера, изве­ стно, возводили здания лишь с помощью топора. А каким инструментом пользуетесь вы, повторяя в миниатюре их работу? — Первые инструменты — бумага и карандаш. Надо точно рассчитать размер всех деталей, чтобы копня была действительно копией. Потом из реек метровой длины ру­ банком делаю миниатюрные «бревна», а дальше работаю ножичком и клеем. Вот и все. Впрочем, еще терпение и усидчивость — тоже необ­ ходимые инструменты. Заня­ тие кропотливое, трудоем­ кое, налетом ничего не сде­ лаешь. Но и увлекательное. На работе, бывает, под горя­ чую руку пачку сигарет вы­ курю. А над макетом проси­ дишь день, потом смотришь — а пачка-то почти не тро­ нута. — Наверное, первые рабо­ ты вам дороги по-особенно­ му? — Мне-то они дороги... Поначалу, расхрабрившись, я взялся за самую, навер­ ное, сложную работу, какую только можно придумать. Кйжи! Знаменитый кижский ансамбль восемнадцатого века. Во-первых, это чудес­ ная двадцатидвухглавая Пре­ ображенская церковь. О ее зодчем есть легенда, что, за­ кончив работу, 0н 'забросил свой потрудившийся топор в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мас­ тер Нестор. Не было, нет и не будет такой!» И дейст­ вительно, она вызывает вос­ хищение у всех видевших ее. Какими же талантливыми бы­ ли мастера, создавшие это чудо из дерева! В ансамбле есть еще Покровская церковь и колокольня, которые также считаются выдающимися па­ мятниками народного зодчест­ ва. И я стремился повторить в миниатюре их красоту. Масштаб был один к тридца­ ти, высота макета Преобра- романе «Кола» Бориса Поля­ кова. От здания остались лишь несколько чертежей, ри­ сунков да легенды. Одна из них почти слово в слово пов­ торяет легенду о Несторе. Мол, безымянный мастер, последним произведением которого был Воскресенский собор, выбросил свой топор в реку, чтобы здание оста­ лось единственным и непов­ торимым. Вряд ли поиски в устье Колы дали бы что- нибудь, но сама легенда кра­ сноречива. Тем более что собор действительно очень напоминает Преображенскую церковь, только построен он был лет на тридцать рань­ ше. Может быть, если бы не обстрел злосчастного англий- Константин Наполов: „Стремлюсь повторить красоту к женской церкви метр два­ дцать сантиметров. Кижский ансамбль строился посте­ пенно, в течение шестидеся­ ти лет, и у меня работа от­ няла не один год. Потом при­ ходили люди, смотрели, вро­ де бы им нравилось... Статья была в «Полярной правде». Ну я и решил подарить ма­ кет гостинице «69-я парал­ лель». Думал, гостиница ту­ ристическая, может, сделают хорошую подсветку, людям интересно будет. В послед­ ний раз я видел макет пять лет тому назад. Он был в та­ ком печальном состоянии, что мне и в авторстве-то со­ знаваться не хотелось... — Но ведь у остальных ваших работ более счастли­ вая судьба? — Да, лет десять назад завязались контакты с обла­ стным краеведческим музеем. Я в то время делал макет Успенской церкви в Варзуге. Это один из тех памятников народного творчества, о ко­ тором говорится чуть не в любом издании по деревян­ ному русскому зодчеству. Праздничная, горделивая, с шатром, достигающим три­ дцатичетырехметровой вы­ соты! Мы, северяне, можем гордиться, что есть на Кольской земле такая краса­ вица. Макет я передал об­ ластному краеведческому му­ зею: там он стоял несколько лет, справа от входа. Сейчас это экспонат Кольского фили­ ала. Затем для музея я «построил» Воскресенский собор. Это была уже чисто реконструкторская работа. Ведь сам собор сгорел вме­ сте с крепостью в 1854 году во время нападения англичан — об этом рассказывается в ского корвета «Миранда», сейчас имя Колы было бы знаменито так же, как и Кижи! — А достояло бы здание? Все-таки дерево... — Старые русские масте­ ра строили на века. Это ведь не просто красивая присказ­ ка, что, мол, они работали только топором. В этом был глубокий, поколениями вы­ веренный смысл. Если дере­ во спилить, то на срезе во- лбкна разлохматятся, в них легко может проникнуть вла­ га. А при рубке — наобо­ рот: удар топора как бы за­ печатывает капилляры. По­ том ведь сосну брали не подряд, а с большим разбо­ ром. Ствол ошкуривали и просушивали не меньше года... Достояло бы! Правда, в прошлом веке и Преобра­ женскую церковь чуть не загубили: решили по-модному обшить ее тесом, покрасить. А между бревнами и обшив­ кой гниль завелась. Только в пятидесятых годах советские реставраторы спасли этот па­ мятник... Нет, старые зодчие прекрасно знали свойства дерева и его различных по­ род. Ведь дерево использо­ валось не только как строи­ тельный материал, но и для украшения здания. Напри­ мер, луковки церквей выкла­ дывались лемехами — так называлась деревянная, ажур­ но отделанная по краям че­ репица. А эти лемехи теса­ лись обязательно из осины. И в результате в лучах солн­ ца, на восходе или закате, главы выглядели, точно по­ крытые чистым серебром — таково свойство этого дере­ ва. Русские мастера строили не на день, а для того, что­ бы люди любовались их ра­ ботой веками. — Сейчас вы второй раз работаете над макетом Вос­ кресенского собора... — Да, первый, большой макет находится в распоря­ жении краеведческого музея, а для Кольского филиала меня попросили построить всю крепость, какой она бы­ ла в начале восемнадцатого века, при Петре. В том чис­ ле, конечно, и собор. Рабо­ та интересная, сложная. Во- первых, масштаб очень ма­ ленький: один к восьмидеся­ ти. А чем мельче масштаб, тем работать, конечно, труд­ нее. Во-вторых, большое ко­ личество зданий. Больше го­ да у меня заняла только кре­ пость, то есть стены и пять башен. Из башен особенно одна интересна: она называ­ лась Водяной и предназна­ чалась для того, чтобы защит­ ники Колы в случае осады не испытывали нехватку во­ ды. Она стояла на самом бе­ регу Колы, на небольшом, специально нанесенном мы­ ске, внутри был колодец. Стены у крепости были двой­ ные, а промежуток засыпали для прочности камнями и песком. Боевой ход, то есть помост, по которому пере­ двигались защитники, нахо­ дился над специальными кле­ тушками, амбарами, где в случае нападения могли ук­ рыться жители поселения и храниться различные припа­ сы, необходимые для оборо­ ны'. Стены сторожевых ба­ шен были также двухрядны­ ми, а их верхние ярусы при­ крывались как бы бревенча­ тыми щитами, так называе­ мыми обламами. И вообще крепость была хорошо про­ думана, но, конечно, с артил­ лерией середины прошлого века ей было трудно спо­ рить. — Заглядывая в башни ма­ кета сквозь проемы, я заме­ тил там пушечки, даже мик­ роскопические ядра в корзи­ нах... — Проемы оставлены спе­ циально, чтобы можно было рассматривать строение ба­ шен, стен, лестницы, перехо­ ды. ' Хочется сделать так, чтобы макет максимально точно соответствовал сохра­ нившимся документам, ис­ торической правде. Вот, на­ пример. известно, что двери, ворота делались из дуба или бука, из самых твердых по­ род. ’И я вырезаю их из бу­ ка, чтобы обозначить иную, чем у сосны, фактуру дере­ ва. Из истории, из мудрой народной традиции слова не выкинешь. — Когда вы рассчитывае­ те закончить постройку всех крепостных сооружений? — Самому не терпится по­ смотреть, как будет выгля­ деть! Вот закончил колоколь­ ню через несколько меся­ цев доделаю Воскресенский собор. На всю работу пона­ добится еще года два, два с половиной, не меньше... — А потом не собираетесь выбросить свой топор... то есть рабочий ножик в Колу? — Вот уж этого точно я не сделаю! Беседу вел В. БЕЛЯЕВ. НА СНИМКЕ: К. К. Напо­ лов с макетом колокольни. На первом- плане — начатый ма­ кет Воскресенского собора. Фото В. КОРЕЦКОГО. 5||1!11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111И11111111111111111111111111*1111111Н1111111111111И1111И1»1И1П11Н111И11111111111Н111111И111»111111111111111111Н1«И11Ш111111111111П1*Ч111М1И11 РЫБНЫЙМУРМАН 19 апреля 1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz