Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ' Первое колесо ничего не стоило. Оно казалось такой пус тяковиной, что современники даже не сочли нужным увеко вечить память изобретателя. Когда к колесу приспособили копыта, потребовались сено и конюшня. С изобретением мотора понадобились асфальт, бензин, га ражи. И — запчасти, которые мало кто видел и о которых известно только, что перед употреблением их обязательно надо выколачивать. Колесо подорожало. И тем не менее мы, живущие в век сплошной автомобилизации, каждый день, и не единожды, прибегаем к его помощи. Правда, если бы не некоторые «но», колесо могло бы быть и подешевле... СТО ТРИ ЖАЛОБЫ — Чао. какао. — сказали ему. — Гуляй, Вася. II еще добавили такое, после чего незадачливый про ситель мигом скатился с подножки служебного автобу са. Автобус фыркнул, вздро гнул и помчался дальше, уво зя с собой несколько кубо метров. воздуха и пятерых ■пассажиров - собственников. Транспорт был служебным, И водителю все равно шла зар плата: неважно, пустым или полным катилось средство передвижения Неважно, что опаздывал к самолету бес- нолесный пешеход. Неважно; что автобус ехал в ту же сторону и мог бы подбро сить по дороге не только его, по и несколько десят ков томящихся на морозе людей. Мог бы, да не взял. Потому что автобус «наш», а не «их». Автор не раз делал попытки «пробить ся» в служебный автобус. Увы... Бывало, что к мило сердию склонялся водитель, но тогда категоричное «та бу» накладывали заражен ные собственнической психо логией «законные» сидельцы автобуса. — Как это так? — взыг- рывало ретивое. — В нашем автобусе — чужие? II получалось, будто не з одной стране живем... Можно ли перекроить сло жившуюся практику, при ко торой масса служебных и заказных автобусов бездарно прожигает горючее и, вопре ки прямому своему предназ начению, перевозит воздух? Можно, считает, к приме ру, главный инженер Мур манского спецавтохозянства М. Н. Парухин, который в свое время 17 лет руководил городским автобусным пар ком. Можно вручить водите лям автобусов билеты, уза конить остановки н брать сторонних пассажнров-попут- чнков. II жесткость транс портной проблемы, таким об разом, значительно смягчит ся. Естественно, надо будет и предпринять меры, которые бы заинтересовали водителя не накручивать километры, а наращивать число перевезен ных пассажиров.. По многим показателям оценивается работа авто колонны Лз 1118, в ведении которой находятся все (кроме ведомственных) авто бусы. Показатели эти склон ны к колебаниям, и только один из года в год обречен на перевыполнение — число автобусов, выделяемых по заказам предприятий и ор ганизаций. Здесь у автоко лонны всегда ажур, ибо предприятие расплачивается сполна, а как используются автобусы — это уже руко водителей автоколонны не £ тревожит. Их понять можно, по скольку всезнающая статис тика утверждает, что до сих пор 20 процентов пассажи ров проезд не оплачивают. Паль.ма первенства в этом непрестижном соперничест ве принадлежит работникам рыбной промышленности. А за счет заказов можно ма лой кровью «делать» план. Понять-то можно, но толь- небо. Чего стоит одно толь ко предмаршрутиое «фигур ное катание» троллейбуса № 3 от депо по трем улицам: Свердлова, Хлобыстова, Ге- роев-североморцев. А стоило бы оно двух сэкономленных троллейбусов, если бы про тянулись провода по улице Ивченко. Проблемы. Хаотичная, да леко не безопасная скучен- ти использования автотранс портных средств в ведомст венных автохозяйствах. При нять в необходимых случаях решения о ликвидации не рентабельных автохозяйств независимо от их ведомст венной принадлежности...» И все эти годы структур ные подразделения «Севры- бы» с упорством, достойным лучшего применения, бились,- ко такие действия не сооб разуются с недавно приня тым постановлением партии и правительства о повыше нии эффективности исполь зования автотранспортных средств в народном хозяйст ве. В одни нэ октябрьских дней, к примеру, на город ские маршруты было выде лено 132 автомашины (про тив плановых 195 в часы пик), зато по заказам ушли 79 автобусов. Естественно, это отразилось на горожа нах, на нас с вами. Естест венно. кто-то опоздал на ра бочее место, кому-то с мя сом выдрали в толчее пуго вицы, кто-то пустил по замк нутому кругу испорченное настроение. Приплюсуем сюда около 24 тысяч не выполненных за полугодие плановых рейсов, 5718 сходов с линии авто бусов, 4773 опоздания, и мы поймем, почему появи лись 102 жалобы на плохую работу общественного транс порта. Поймем и только удивимся, пожалуй, поче му их не больше. Сделаем скидку на нашу снисходи тельность, на то, что чаще отрицательные эмоции мы расплескиваем, не успев до нести до бумаги. Вот, пожалуйста, можно счесть за 103-ю жалобу: именно сейчас зашла со трудница редакции и сооб щила, что 27 декабря на последней остановке в 312-м микрорайоне 50 минут, с 6.50 до 7.40 утра, не было автобуса, следующе го по маршруту N° 19. Воз мущенные пассажиры обра тились в диспетчерскую, но и диспетчера на месте не оказалось. Зато один за другим шли автобусы с бесконечным рефреном: «в парк», «в парк», «в парк». Кстати, могли бы и они забирать по путчиков. Но нет же, тра тится беизнн и дорожают колеса. Л вот на работу троллей бусного парка за то же о- лугодне поступили только четыре жалобы. Солидная диспропорция, и создается она, думается, потому, что троллейбусы ходят «на при вязи». Не постоишь лишнюю ми нуту: коллега сзади подпи рает. Не свернешь в сторо ну. Не заскочишь на обед— провода не пускают. И не существуют ёще, слава богу, ни служебные; ни заказные троллейбусы. Вот и нет практически нареканий на работу троллейбусов, хотя ими пользуются 40 процен тов мурманчан. Но и над троллейбусами, надо заме тить, далеко не безоблачное ность автобусов на площади у железнодорожного вокзала — проблема. Существование автобусного парка на поло винных площадях — проб лема. Отсутствие тесного со дружества между дорожни ками, автобусниками, трол лейбусниками н таксистами — проблема. Текучесть кад ров, низкая дисциплина сре ди водительского состава. Те же самые запчасти, точнее — вечная их нехватка. Ав тобусы у нас работают по 10 часов в -сутки, тогда как в среднем в РСФС Р — 11 часов. Отсутствие диспет черской с комнатами отдыха для водителей в районе пред приятий рыбной промышлен ности. «Ямочный» ремонт дорог — проблема Забор уже можно городить из проблем, и пора бы уже не только называть их — решать. Кстати, еще одно наблю дение на тему о более рацио нальном использовании слу жебных и заказных автобу сов. В южных городах они останавливаются' порой и тогда, когда пешеход даже не «голосует». Почему? Пото му что водители полны не призрачных надежд на «ле вый» приработок. Транзит ных пассажиров они берут с превеликим удовольствием. Такую радость от встречи с пешеходом хорошо бы вы пестовать у шоферов и на вполне законных основаниях. Стоит только очень этого за хотеть. Применительно к транс порту, все годы страна толь ко и делала, что пыталась объединить автотранспорт, ликвидировать ведомствен ную разобщенность и мест ничество. На это были на правлены правительст венные постановления. Ту же цель преследо вал приказ Мурманского совнархоза от 1 августа 1961 года. Приказом от 22 сен тября 1961 года была со здана автобаза Х« 2, пере именованная позднее в авто базу ВРПО «Севрыба». На дальнейшую централизацию автотранспорта направлено и последнее постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 декабря 1983 года. В нем есть совершенно конкретные строки: «...ис полкомы краевых и област ных Советов народных депу татов.. должны в кратчай ший срок осуществить укруп. нение мелких автотранспорт ных предприятий, рассмот реть вопрос об эффективнос и не без успеха, за пусть ма ленький, пусть захудалень- кий, но «свой» гаражик. И вот на сегодня на рыбоком бинате 20 автомашин, в тралфлоте — 15, в «Сев- рыбхолодфлоте» — столько же, в транспортно-склад ской конторе — 9, «Сев- рыбебыте» — 32, «Мур- манрыбпроме» — 26, строи тельно-монтажном управле нии — 28, рыбном порту — 44 и т. д... всего 202 авто мобиля, разбросанных по мелким автохозяйствам. Понятно, что если рыбо комбинат забирает продук цию с траулера, то на со седний корабль, предполо жим, «Севрыбпромразведки», он попутно оборудование не подбросит. Местные интере сы— они и есть местные. По скольку все вышепоимено ванные предприятия каждый день аккуратненько подают заявки и в автобазу «Сев- рыбы», то часто их транс порт оказывается не у дел и водители могут состязаться в перетягивании каната, иг ре в домино или рассказыва нии анекдотов. А содержа ние парка почти безболезнен но можно «вбить» в себе стоимость рыбопродукции. Мы заплатим. Специалисты Северного филиала Центра по научной организации труда и управ лению производством в рыб ном хозяйстве (ЦНОТУПРХ) Н С. Жулин, Ю. И. Звез- дин, JI. Н. Малышев сдела ли разработку рекомендаций по концентрации автотранс порта в автобазе ВРПО «Севрыба» Такое объедине ние дало бы экономический эффект в 711 тысяч руб лей. Эти рубли складывались бы из лучших коэффициен тов технической готовности, использования парка, смен ности и времени пребывания в наряде. Опять же меньше нервотрепки было бы и с до быванием тех же самых зап частей, которые зачастую «утекали» из той же автоба зы за нелегальную мзду. Итак, все доводы были «за». Но все руководители безапелляционно высказа лись против, сказав без вся ких экивоков свое решитель ное «нет». Яснее ясного — своя но ша карман не тянет. И в «Севрыбе» сведущие люди тоже заявили, что в данный момент к такой перестройке онн не готовы. Так обстояло дело год назад. Тема, пред ложенная специалистами ЦНОТУПРХа, «закувырка лась», Ей это и суждено было, поскольку в тематиче ский план ие включалась, предприятиями не финанси ровалась и рождена была только энтузиазмом людей неравнодушных. Рекоменда ции были направлены на все предприятия, имеющие гара жики, в ВРПО «Севрыба», но навряд ли кто ими всерь ез заинтересовался. Подобная инерция имеет аналогии: и в колхоз, ска жем, не сразу вступали И вот минул год. Тепе'рь вла дельцы своих грузовичков,. памятуя о недавнем поста новлении, решительное «нет» говорить остерегают ся. Но мало ли можно по добрать синонимов, облекаю щих ту же суть. Они и те перь против. Понятно, что огульно объединив транспорт' на ав тобазе, простым сложением нужной суммы не получить. Нужен фундамент, нужны продуманные меры. Так ведь под лежачий камень и вода не течет, В ходе подготовки статьи автору довелось беседовать с заместителем начальника уп равления «Севрыбпромраз- ведка» В. Ф. Шишкиным. Небезынтересна его позиция: — Надо, наконец, избав ляться от местничества. Ну жно совершенствовать и си стему показателей работы автотранспорта. Что сегодня зачастую стоит за преслову тыми тонно-километрами? Приписки Они не наезжают ся, а выклянчиваются. И пишешь «липовые» объемы, поскольку водитель-то не ви новат, что иной раз возит перины, а не железо, а иной раз стоит в ожидании. Тонно-километр — не по казатель. Это — та же «ва- ловка». Нужна повременно- премиальная оплата труда, и наше предприятие согласно стать первым в проведении такого эксперимента. И еще: считаю, что объ единение транспорта позво лит получить ие только эко номические блага, но и спло тить людей, слить их в бригады, охватить соревно ванием. Трудно возражать против такой позиции. А и зачем возражать? 520 автобусов в области ежегодно перевозят более 90 миллионов человек. С каждым годом пассажиропоток стано вится все более интенсивным. 117 троллейбусов в Мурман ске ежедневно перемещают в пределах города 156 тысяч че ловек. Транспорт начинает наш трудовой день, задает ему ту или иную тональность, транспорт же увеличивает (или сокращает) процент нашего свободного времени. Об удель ном весе транспорта в нашей жизни можно судить уже по тому, что, например, в Ленинском районе в транспортной отрасли занято свыше 20 тысяч человек, или больше 40 процентов всех трудящихся. Потому-то так важно с наи большей отдачей использовать каждое колесо, сделать его более быстрым н менее дорогим. Выполнение всех наших планов прочно связано и с гру зоперевозками. Напрашивается вывод, что перевозить гру зы сподручнее, объединив силы, собрав транспортные сред ства в единый кулак. Много ли, скажем, объектов мог воз* вести «Главмурманскстрой», если бы автомашины были раз бросаны по различным строительным подразделениям? А техника, объединенная в автотранспортной конторе, доброт-, но выполняет свое предназначение. Неплохой пример для рыбаков, неплохой опыт, который не грех бы изучить и при менить в рыбной промышленности. ш ш ш ш б января 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz