Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ' Первое колесо ничего не стоило. Оно казалось такой пус­ тяковиной, что современники даже не сочли нужным увеко­ вечить память изобретателя. Когда к колесу приспособили копыта, потребовались сено и конюшня. С изобретением мотора понадобились асфальт, бензин, га­ ражи. И — запчасти, которые мало кто видел и о которых известно только, что перед употреблением их обязательно надо выколачивать. Колесо подорожало. И тем не менее мы, живущие в век сплошной автомобилизации, каждый день, и не единожды, прибегаем к его помощи. Правда, если бы не некоторые «но», колесо могло бы быть и подешевле... СТО ТРИ ЖАЛОБЫ — Чао. какао. — сказали ему. — Гуляй, Вася. II еще добавили такое, после чего незадачливый про­ ситель мигом скатился с подножки служебного автобу­ са. Автобус фыркнул, вздро­ гнул и помчался дальше, уво­ зя с собой несколько кубо­ метров. воздуха и пятерых ■пассажиров - собственников. Транспорт был служебным, И водителю все равно шла зар­ плата: неважно, пустым или полным катилось средство передвижения Неважно, что опаздывал к самолету бес- нолесный пешеход. Неважно; что автобус ехал в ту же сторону и мог бы подбро­ сить по дороге не только его, по и несколько десят­ ков томящихся на морозе людей. Мог бы, да не взял. Потому что автобус «наш», а не «их». Автор не раз делал попытки «пробить­ ся» в служебный автобус. Увы... Бывало, что к мило­ сердию склонялся водитель, но тогда категоричное «та­ бу» накладывали заражен­ ные собственнической психо­ логией «законные» сидельцы автобуса. — Как это так? — взыг- рывало ретивое. — В нашем автобусе — чужие? II получалось, будто не з одной стране живем... Можно ли перекроить сло­ жившуюся практику, при ко­ торой масса служебных и заказных автобусов бездарно прожигает горючее и, вопре­ ки прямому своему предназ­ начению, перевозит воздух? Можно, считает, к приме­ ру, главный инженер Мур­ манского спецавтохозянства М. Н. Парухин, который в свое время 17 лет руководил городским автобусным пар­ ком. Можно вручить водите­ лям автобусов билеты, уза­ конить остановки н брать сторонних пассажнров-попут- чнков. II жесткость транс­ портной проблемы, таким об­ разом, значительно смягчит­ ся. Естественно, надо будет и предпринять меры, которые бы заинтересовали водителя не накручивать километры, а наращивать число перевезен­ ных пассажиров.. По многим показателям оценивается работа авто­ колонны Лз 1118, в ведении которой находятся все (кроме ведомственных) авто­ бусы. Показатели эти склон­ ны к колебаниям, и только один из года в год обречен на перевыполнение — число автобусов, выделяемых по заказам предприятий и ор­ ганизаций. Здесь у автоко­ лонны всегда ажур, ибо предприятие расплачивается сполна, а как используются автобусы — это уже руко­ водителей автоколонны не £ тревожит. Их понять можно, по­ скольку всезнающая статис­ тика утверждает, что до сих пор 20 процентов пассажи­ ров проезд не оплачивают. Паль.ма первенства в этом непрестижном соперничест­ ве принадлежит работникам рыбной промышленности. А за счет заказов можно ма­ лой кровью «делать» план. Понять-то можно, но толь- небо. Чего стоит одно толь­ ко предмаршрутиое «фигур­ ное катание» троллейбуса № 3 от депо по трем улицам: Свердлова, Хлобыстова, Ге- роев-североморцев. А стоило бы оно двух сэкономленных троллейбусов, если бы про­ тянулись провода по улице Ивченко. Проблемы. Хаотичная, да­ леко не безопасная скучен- ти использования автотранс­ портных средств в ведомст­ венных автохозяйствах. При­ нять в необходимых случаях решения о ликвидации не­ рентабельных автохозяйств независимо от их ведомст­ венной принадлежности...» И все эти годы структур­ ные подразделения «Севры- бы» с упорством, достойным лучшего применения, бились,- ко такие действия не сооб­ разуются с недавно приня­ тым постановлением партии и правительства о повыше­ нии эффективности исполь­ зования автотранспортных средств в народном хозяйст­ ве. В одни нэ октябрьских дней, к примеру, на город­ ские маршруты было выде­ лено 132 автомашины (про­ тив плановых 195 в часы пик), зато по заказам ушли 79 автобусов. Естественно, это отразилось на горожа­ нах, на нас с вами. Естест­ венно. кто-то опоздал на ра­ бочее место, кому-то с мя­ сом выдрали в толчее пуго­ вицы, кто-то пустил по замк­ нутому кругу испорченное настроение. Приплюсуем сюда около 24 тысяч не выполненных за полугодие плановых рейсов, 5718 сходов с линии авто­ бусов, 4773 опоздания, и мы поймем, почему появи­ лись 102 жалобы на плохую работу общественного транс­ порта. Поймем и только удивимся, пожалуй, поче­ му их не больше. Сделаем скидку на нашу снисходи­ тельность, на то, что чаще отрицательные эмоции мы расплескиваем, не успев до­ нести до бумаги. Вот, пожалуйста, можно счесть за 103-ю жалобу: именно сейчас зашла со­ трудница редакции и сооб­ щила, что 27 декабря на последней остановке в 312-м микрорайоне 50 минут, с 6.50 до 7.40 утра, не было автобуса, следующе­ го по маршруту N° 19. Воз­ мущенные пассажиры обра­ тились в диспетчерскую, но и диспетчера на месте не оказалось. Зато один за другим шли автобусы с бесконечным рефреном: «в парк», «в парк», «в парк». Кстати, могли бы и они забирать по­ путчиков. Но нет же, тра­ тится беизнн и дорожают колеса. Л вот на работу троллей­ бусного парка за то же о- лугодне поступили только четыре жалобы. Солидная диспропорция, и создается она, думается, потому, что троллейбусы ходят «на при­ вязи». Не постоишь лишнюю ми­ нуту: коллега сзади подпи­ рает. Не свернешь в сторо­ ну. Не заскочишь на обед— провода не пускают. И не существуют ёще, слава богу, ни служебные; ни заказные троллейбусы. Вот и нет практически нареканий на работу троллейбусов, хотя ими пользуются 40 процен­ тов мурманчан. Но и над троллейбусами, надо заме­ тить, далеко не безоблачное ность автобусов на площади у железнодорожного вокзала — проблема. Существование автобусного парка на поло­ винных площадях — проб­ лема. Отсутствие тесного со­ дружества между дорожни­ ками, автобусниками, трол­ лейбусниками н таксистами — проблема. Текучесть кад­ ров, низкая дисциплина сре­ ди водительского состава. Те же самые запчасти, точнее — вечная их нехватка. Ав­ тобусы у нас работают по 10 часов в -сутки, тогда как в среднем в РСФС Р — 11 часов. Отсутствие диспет­ черской с комнатами отдыха для водителей в районе пред­ приятий рыбной промышлен­ ности. «Ямочный» ремонт дорог — проблема Забор уже можно городить из проблем, и пора бы уже не только называть их — решать. Кстати, еще одно наблю­ дение на тему о более рацио­ нальном использовании слу­ жебных и заказных автобу­ сов. В южных городах они останавливаются' порой и тогда, когда пешеход даже не «голосует». Почему? Пото­ му что водители полны не­ призрачных надежд на «ле­ вый» приработок. Транзит­ ных пассажиров они берут с превеликим удовольствием. Такую радость от встречи с пешеходом хорошо бы вы­ пестовать у шоферов и на вполне законных основаниях. Стоит только очень этого за­ хотеть. Применительно к транс­ порту, все годы страна толь­ ко и делала, что пыталась объединить автотранспорт, ликвидировать ведомствен­ ную разобщенность и мест­ ничество. На это были на­ правлены правительст­ венные постановления. Ту же цель преследо­ вал приказ Мурманского совнархоза от 1 августа 1961 года. Приказом от 22 сен­ тября 1961 года была со­ здана автобаза Х« 2, пере­ именованная позднее в авто­ базу ВРПО «Севрыба». На дальнейшую централизацию автотранспорта направлено и последнее постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 декабря 1983 года. В нем есть совершенно конкретные строки: «...ис­ полкомы краевых и област­ ных Советов народных депу­ татов.. должны в кратчай­ ший срок осуществить укруп. нение мелких автотранспорт­ ных предприятий, рассмот­ реть вопрос об эффективнос­ и не без успеха, за пусть ма­ ленький, пусть захудалень- кий, но «свой» гаражик. И вот на сегодня на рыбоком­ бинате 20 автомашин, в тралфлоте — 15, в «Сев- рыбхолодфлоте» — столько же, в транспортно-склад­ ской конторе — 9, «Сев- рыбебыте» — 32, «Мур- манрыбпроме» — 26, строи­ тельно-монтажном управле­ нии — 28, рыбном порту — 44 и т. д... всего 202 авто­ мобиля, разбросанных по мелким автохозяйствам. Понятно, что если рыбо­ комбинат забирает продук­ цию с траулера, то на со­ седний корабль, предполо­ жим, «Севрыбпромразведки», он попутно оборудование не подбросит. Местные интере­ сы— они и есть местные. По­ скольку все вышепоимено­ ванные предприятия каждый день аккуратненько подают заявки и в автобазу «Сев- рыбы», то часто их транс­ порт оказывается не у дел и водители могут состязаться в перетягивании каната, иг­ ре в домино или рассказыва­ нии анекдотов. А содержа­ ние парка почти безболезнен­ но можно «вбить» в себе­ стоимость рыбопродукции. Мы заплатим. Специалисты Северного филиала Центра по научной организации труда и управ­ лению производством в рыб­ ном хозяйстве (ЦНОТУПРХ) Н С. Жулин, Ю. И. Звез- дин, JI. Н. Малышев сдела­ ли разработку рекомендаций по концентрации автотранс­ порта в автобазе ВРПО «Севрыба» Такое объедине­ ние дало бы экономический эффект в 711 тысяч руб­ лей. Эти рубли складывались бы из лучших коэффициен­ тов технической готовности, использования парка, смен­ ности и времени пребывания в наряде. Опять же меньше нервотрепки было бы и с до­ быванием тех же самых зап­ частей, которые зачастую «утекали» из той же автоба­ зы за нелегальную мзду. Итак, все доводы были «за». Но все руководители безапелляционно высказа­ лись против, сказав без вся­ ких экивоков свое решитель­ ное «нет». Яснее ясного — своя но­ ша карман не тянет. И в «Севрыбе» сведущие люди тоже заявили, что в данный момент к такой перестройке онн не готовы. Так обстояло дело год назад. Тема, пред­ ложенная специалистами ЦНОТУПРХа, «закувырка­ лась», Ей это и суждено было, поскольку в тематиче­ ский план ие включалась, предприятиями не финанси­ ровалась и рождена была только энтузиазмом людей неравнодушных. Рекоменда­ ции были направлены на все предприятия, имеющие гара­ жики, в ВРПО «Севрыба», но навряд ли кто ими всерь­ ез заинтересовался. Подобная инерция имеет аналогии: и в колхоз, ска­ жем, не сразу вступали И вот минул год. Тепе'рь вла­ дельцы своих грузовичков,. памятуя о недавнем поста­ новлении, решительное «нет» говорить остерегают­ ся. Но мало ли можно по­ добрать синонимов, облекаю­ щих ту же суть. Они и те­ перь против. Понятно, что огульно объединив транспорт' на ав­ тобазе, простым сложением нужной суммы не получить. Нужен фундамент, нужны продуманные меры. Так ведь под лежачий камень и вода не течет, В ходе подготовки статьи автору довелось беседовать с заместителем начальника уп­ равления «Севрыбпромраз- ведка» В. Ф. Шишкиным. Небезынтересна его позиция: — Надо, наконец, избав­ ляться от местничества. Ну­ жно совершенствовать и си­ стему показателей работы автотранспорта. Что сегодня зачастую стоит за преслову­ тыми тонно-километрами? Приписки Они не наезжают­ ся, а выклянчиваются. И пишешь «липовые» объемы, поскольку водитель-то не ви­ новат, что иной раз возит перины, а не железо, а иной раз стоит в ожидании. Тонно-километр — не по­ казатель. Это — та же «ва- ловка». Нужна повременно- премиальная оплата труда, и наше предприятие согласно стать первым в проведении такого эксперимента. И еще: считаю, что объ­ единение транспорта позво­ лит получить ие только эко­ номические блага, но и спло­ тить людей, слить их в бригады, охватить соревно­ ванием. Трудно возражать против такой позиции. А и зачем возражать? 520 автобусов в области ежегодно перевозят более 90 миллионов человек. С каждым годом пассажиропоток стано­ вится все более интенсивным. 117 троллейбусов в Мурман­ ске ежедневно перемещают в пределах города 156 тысяч че­ ловек. Транспорт начинает наш трудовой день, задает ему ту или иную тональность, транспорт же увеличивает (или сокращает) процент нашего свободного времени. Об удель­ ном весе транспорта в нашей жизни можно судить уже по тому, что, например, в Ленинском районе в транспортной отрасли занято свыше 20 тысяч человек, или больше 40 процентов всех трудящихся. Потому-то так важно с наи­ большей отдачей использовать каждое колесо, сделать его более быстрым н менее дорогим. Выполнение всех наших планов прочно связано и с гру­ зоперевозками. Напрашивается вывод, что перевозить гру­ зы сподручнее, объединив силы, собрав транспортные сред­ ства в единый кулак. Много ли, скажем, объектов мог воз* вести «Главмурманскстрой», если бы автомашины были раз­ бросаны по различным строительным подразделениям? А техника, объединенная в автотранспортной конторе, доброт-, но выполняет свое предназначение. Неплохой пример для рыбаков, неплохой опыт, который не грех бы изучить и при­ менить в рыбной промышленности. ш ш ш ш б января 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz