Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.

А. Гаврилкевич (Окончание. Начало в № 2,3). Для ш тур м а пролива в за ­ падном направлении была не­ обходима разведна льдов, по­ это м у М сентября на материк направили гр уп п у моряков во «главе с лейтенантом А . М. Л ав­ ровым. Р е зу л ь та ты ледовой р азведки были н е утеш и тел ь­ ны е: не менее чем на 25 миль в проливе простирались ледо­ вые поля. П опы тки судов э к с ­ педиции ф орсировать лед не увенчались усп ехом : л су тк и проходили всего лиш ь по 3 м или. -25 ноября 1913 года «Таймыр» и «Вайгач» шер- нулнсь во Владивосток. Экс­ педиция проделала боль­ шую работу. Главным результатом ра­ бот экспедиции было, конеч­ но, открытие архипелага Северная Земля. Как известно, в навигаци­ ях 1910— 1913 годов экспе­ диция, изучая условия пла­ вания в Северо-Восточной Арктике, выполнила спою главную задачу — обеспе­ чение в гидрографическом отношении безопасного и уверенного плавания из Ти­ хого океана до мыса Челюс­ кина. Д РУГАЯ цель была по­ ставлена перед экспе­ дицией в навигацию 1914 года — сквозной рейс. На случай зимовки суда приня­ ли полный запас провизии на 1,5 года, на всех членов экипажа имелись комплекты меховой и шерстяной одеж­ ды, были также и лыжи. Впервые на «Таймыре» взят в плавание гидросамолет для обеспечения ледовой раз­ ведки (впоследствии он ' не был использован по назна­ чению). Рейс начался 7 июля 1914 года. 1 августа Россия вступпла в первую мировую войну.. Об этом экипажи судов узнали 4 ав­ густа, а 12 августа, после запроса начальника в столи­ цу, Главное гидрографиче­ ское управление подтверди­ ло прежнюю задачу экспе­ диции. В этот же день пароходы взяли курс на Север. Арк­ тика сурово встретила суда: путь преграждали поля пла­ вучего льда, дул северный ветер, температура воздуха не поднималась выше трех градусов. В РАЙОНЕ острова Фернлея, после неод­ нократных сжатий, суда оказались в ледовой ловуш­ ке и 24 сентября стали на зимовку. В приказе Б. А. Вилькицкого предписыва­ лось командиру «Вайгача» вести научные работы. Большой удачей было то, что в 150 мйлях от «Вайга­ ча» находился также на зи­ мовке зверобойный бот «Эк- липс» под командованием приглашенного русским пра­ вительством Отто Свердру­ па, известного полярного моряка, бывшего капитана нансеновского «Фрама». Бот ■был снаряжен летом 1914 года для розысков пропав­ ших экспедиций Брусилова я Русанова. С помощью мощной радиостанции «Эк- лнпса» (с радиусом дейст­ вия 800 км) экспедиция Вилькицкого 20 января 1915 года установила через радиостанцию на Югорском Шаре связь с Петроградом. Однако, несмотря на приня­ тые меры, тяжелая зимовка 1 марта скосила прекрасно­ го человека, опытного штур­ мана «Вайгача» А. Н. Жо- хова, а немного позже умер кочегар И. Н. Ладоничев. С наступлением полярно­ го дня зимовка пошла лег­ че и быстрее. Увеличились объемы гидрографических и гидрометеорологических ис­ следований. Здесь весьма пригодились аэросани, изго­ товленные из гидросамолета Александрова (летчик экс­ педиции — А. Гаврилкевич), которые развивали скорость до 20 км/час, Это был пер­ вый случай использования аэросаней в Арктике. По мере приближения лета вставал в который раз воп­ рос о возможной вынужден^ пой второй ' зимовке судов Поэтому был принят план, утвержденный Главным гид­ рографическим управлени­ ем. - Тем временем в июле началось взламывание и подвижка льда. 8 августа, с большим трудом освобо­ дившись ото льда, суда на­ правились в Диксон, где они подремонтировались. Затем «Вайгач» сходил в Гольчи- ху и 6 сентября доставил в Диксон отправленную ранее часть команды: у Т Р О М 16 сентября су- да экспедиции вошли в Архангельский порт. Труднейшее сквозное плава­ ние с востока на запад, впервые осуществленное ле­ докольными пароходами «Таймыр» и «Вайгач», за­ кончилось. З Н АЧЕНИ Е пяти плава­ ний судов экспедиции трудно переоценить. Поляр­ ные рейсы «Таймыра» и «Вайгача» в 1910— 1915 гг. недаром называют началом практического освоения Се­ верного морского пути. Долгое время результаты гидрографической экспеди­ ции являлись единственным источником информации об условиях плавания в Севе­ ро-Восточном районе Арк- тшки. Именно после работ экспедиции стало возмож­ ным совершать в 1911 — 1917 гг. регулярные рейсы на Колыму на пароходах «Колыма» и «Ставрополь». Интенсивное освоение Северного морского нута в 30-х годах осуществлялось также по картам и~лоциям, составленным но работам экспедиций 1910— 1915 го­ дов. Подвиг русских морехо­ дов увековечен на морских картах Арктики. Пролив Б. Вилькицкого, мысы Евге- нова, Неупокоева, Давыдо­ ва, острова Скарокадомско- го, Жохова, Лаврова, Арн- гольда, коса Ладоничева — вот далеко не полный пере­ чень географических назва­ ний на карте Родины — дань уважения мужеству и смелости русских моряков. | • Реклама • Объявления • ] | tM iiiiiiiiiiiiiH iiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiniiiiiiiimm iiiHH iiiiiiiH iiiiiiiH iM iiniiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiuiiH iiiiH i § I Н О В Ы Е В И Д Ы В К Л А Д О В I 3 В ц елях расш ир ения форм — сбережений населения с 1 ф ев . — раля 1984 г . сберегательны е =; кассы приним аю т новые виды ^ вкладов: § МОЛОДЕЖНЫЕ — = ПРЕМИАЛЬНЫЕ Е ВКЛАДЫ Е Молодежные — премиальны е 3 вклады приним аю тся от S граж дан в возрасте в т 18 до S 30 лет вклю чительно. Сберега- Е тельная касса о ткр ы в ае т сч е т 5 по этом у в кл аду то лько лично — «кл ад ч и к у по предъявлении ~ им паспорта. В дальнейш ем 3 накопление средств произво­ ди тся в течение тр е х ле т п у­ тем еж ем есячны х взносов, к о ­ торы е должны перечисляться б ухгалтер и ей по м есту работы или учебы вкладчиков на счет по молодежному — прем иаль­ ному вкладу в сберегательной к ассе . Размер еж емесячного взноса — 10, 20, 30, 40 или S0 рублей — определяется вкладчиком . Взн осы м о гут бы ть сделаны и наличными ден ьгам и. Ч астичны е выдачи сумм по этим «кладам не про­ и зво дятся. При соблюдении у к а за н н ы х условий по молодежным — премиальным вкладам в кл а д ­ чикам вы п лачи вается д о хо д из расчета 3,5% годовы х, из но- то р ы х 2% б уд ут еж егодно при­ соединяться к о с та тк у вклада, а 1,5% — вы п лачи ваться в виде премии по внладам , х р а ­ нивш им ся не менее тр е х лет. При наруш ении условий на копления и хранен и я эти х сбережений доход будет вы ­ п лачи ваться из расчета 2% го ­ до вы х. ЮНОШИ И Д ЕВ УШ КИ ! Сбе регательны е кассы к вашим у сл у га м . МУРМАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСТРУД- СБЕРКАСС СССР , МЕЖдтщняяяопт жттстов ’Ч то вам больш е нрави тся: автомобиль «Ш кода-120 ЛС» или «Волга ГАЗ-24»? А мо­ ж е т, вы предпочитает^ п уте­ ш ествие в Чехослованию , В ен г­ рию или Болгарию ? в а м необ­ ходим ф о то ап п ар ат «П ракти­ ка»., ш вейная м аш инка «Вери- тас»? П ож алуй ста! Д остаточно тольно приобрести за 30 копе­ ек билет М еждународной ло те­ реи солидарности ж ур нали сто в 1984 года, которая п редлагает таки е интересны е <« небэспо = леэны е) в ы и гр ы ш и . Эти билеты вы мож ете ку- — пи ть в редакции еженедельни- з к а «Ры бны й Мурман» (у л . Пав- S лова, 21, 2-й эта ж , сп р авки по «! телеф о н у 6-02-93). С К О Р О см о трите на экр ан ах кино­ театров новый цветной ш иро­ коф орм атны й худож ествен ны й фиш*м «Легенда о княгине О л ь г е » В центре повествования — нелегкая судьба простой де­ вуш ки О льги, ставш ей женой князя Игоря, а после гибели мужа — его преемницей, вы­ дающ имся государственным де­ ятелем . Авторы сценария и реж и с­ сер — Ю . Ильенко. В главной роли — Людмила Еф им енко . Киностудия им. А . Довженко. ~ По сообщениям диспетчер- = ских служб флотоз, г сегодня ожидаются: ПСТ- = 1331 «Закамонск»; — 29 января: ПСТ-1356 «Кок- = шайск», РС-0095 «Доломит», Е РТ-323 «Морозовск», БМРТ-403 = «Мамин-Сибиряк» («по зеле- = ной»), плавбаза «Григорий = Лысенко»; Е 30 января: БМРТ-454 «Капи- Е тан Демидов», экипаж ПГ1Р Е «Навигатор» сам олетом из Е М оскзы , рейс № 2341; Е 31 ян вар я: ПСТ-1329 «Крас- = нокаменск», БАТ-0059 «Кон- = стантин Д уш енов», ППР-808 = «Прилуки» («по зеленой»), Е СРТМ-833 «Поиск», ПСТ-1348 = «Георгиевск» («по зеленой»); Е 1 февраля: ТР «Иркутск». Ш Д Д 1 Ш 1 Д ПРИГЛАШАЮТ НА Р А Б О Т У S М УРМ АНСКО Е МОРСКОЕ = С Р Е Д Н Е Е ГПТУ-6 - в качест- Е ве мастеров производственного — обучения — судоводителей, су- — довы х механинов, электромеха- = ников, р еф м ехаки ко в, имеющ их Е высшее или среднее специаль- — ное образование. Е Для работы в качестве пре- — подавателей — инженеров- — электр ом ехаников, имеющ их = высш ее образование. — На временную работу требу- = ю тся инспектор по кадрам , ^ техни к-см о три тель. = За справкам и обращ аться по 3 адр есу: у л . Ф естивальн ая, Е Д. 24. Телефоны 7-2Э-49, 7-46 59. F iiiiitiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiH iiiiiiiiiiin iiii КИ НО ТЕА ТРЫ «М УРМ АНСК» 27 ян в ар я: «Цена победы» — в 10, 12, 14, 16 (УДЯ.), 21.50, в 18.50 киновечер «И стория бы ­ л ы х времен», ф ильм «Легенда о княгин е О льге». 28 январ я: «Цена победы» — в 10, 12, 14. 16, 18, 20, 22. 29 январ я: «Белый медвежо­ нок» — чв 10; «Цена победы» — Е 11.30, 13.30, 15.30, 17.30, 19.30, 21.30 (дети до 16 ле т не д о п ускаю тся); 30 —31 января: «Цена победы» — в 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22. «РОДИНА» 27—29 января: «Кукарача» — в 9.40, 13.30, 19.30; «Разиня» — в 11.30, 15.30. 17.30, 21.30; «Зн ахарь» — в 10, 13, 18.40, 21.15: 30 января — 2 ф евраля: «Три неотправленны х письма» — в 10, 11.30, 14. 16.30, 19, 20.30, 21.30; «Черный тю льпан» — г. 9.40, 12.30, 14.30, 16.20, 18.15 (удл.). «МИР* 27 ян вар я: «Скорость» — в 10, 14, 17.40, 21.30; «Пираты X X века» — в 12, 16; «Нежный 3 возраст» (премьера) — в 19.30 — 28 ян вар я: «Скорость» — в 1C — 14, 16, 18.20, 20, 21.50; «Пира = ты X X века» — в 12. 29 ян в г — ря: «Волш ебная лампа А лла Е дина» — в 10; «Скорость» — Е в 13, 14.40, 21 (удл.); «П и р а та ~ X X века» — в 11.20; «Легенд — о кн ягин е Ольге» — в 16 Е 20; 30 ян вар я: «Волш збнзг. — лампа Алладина» — в 10; «Р ? ~ зиня» — в 12; «Зн ахар ь» — 14, 16.30, 19. 21.30; 31 январ = — 2 ф евраля: «Зн ахарь» — i — 10, 14.10, 16.30, 19, 21.30; «Ра- = зиня» — в 12.20. ~ «С ЕВ ЕР Н О Е СИ ЯНИ Е» 27 —29 ян вар я: «Невезучие» — — в 10, 12, 14, 16, 17.45, 19.30. Е 21.30; «Черный тю льпан» — г = 10.15, 12.15, 14.15, 16.15, 20, = 21.50; «Срок давности» — в — 17, 19, 21; «Чудеса еще случа Е ю тся» — в 10. 11.30, 13, 14.30 = 30 января — 2 ф евр аля: «Бра — тья-враги» — в 10, 13, 16 — 18.30, 21.15; «Зам уж ество Ма 3 рии Бр аун» — в 10.15, 12.15. =: 14.15, 16.15, 18.15, 20, 21.-15 - 3 0—31 ян вар я: «Срок давно — сти » — в 17, 19, 21; 1—2 ф ев Е р а ля: «М уж ики» — в 17, 19 — 21; 30 января —■ 1 ф евраля: г «Чудо с косичкам и» — в 10 ~ 11.30, 13, 14.30; 2 ф евр аля: Е «М иклухо-М аклай» — в 10 Е 11.30, 13. 14.30. = :11I I 111 i11111! I i11111 i ! 1111111111111! 11111111U1111111111111111111111111i I М111!111111111111111111'rr ^эявкшавикжаеа^кнд А дм и н истрац и я, п ар ти й ­ ный и профсою зный коми­ те ты «Севры бхолодфлота» с глубоним прискорбием и з­ вещ аю т, что 23 января 1984 года скоропостиж но ско н­ чался уч астн и к Велиной О течественной войны, вете­ ран рыбной промыш леннос­ ти Севера, член КПСС с 1964 года ЧЕРНИКОВ Иван Михайлович, и вы раж аю т искреннее со­ болезнование родным и близким покойного. Гр аж дан ская панихида состоится 28 января в 11 часов по адресу: пр. Геро- ев-североморцев, 7, корпус 2, к в . 112. А дм и н истрац и я, профсо­ ю зный комитет М урм ан ско­ го морского рыбного порта с глубоким прискорбием и звещ аю т, что 22 января 1984 года на 46-м году ж и ­ зни после непродолж итель­ ной болезни скончался лоц­ ман служ бы кап и тан а пор­ та ВО РО БЬЕВ Геннадий Андреевич, и вы раж аю т искреннее со ­ болезнование родным и близким покойного. Редактор С. Н. ДАЩИНСКИЙ. 183027, Мурманск, ул. Павлова, 21 (второй этаж). ТЕЛЕФОНЫ; приемная редактора — 6-53 61; заместитель ре­ дактора — 6-67-03; ответственный секретарь — 6 25-37. ОТДЕЛЫ: партийной жизни и пропаганды — 6 67-03; береговы» предприятий — 6-62 15; промышленного рыболовства — 6 13-59; писем—6-44-78; культуры и быта, информации и спорта—6-02 93. М ур м ан ская областная ти по гр аф ия, г. М ур м ан ск, ул. К. М аркса, 18. «Рыбный М урм ан ». И ндекс 52832. Тираж 16.400. Зак. 617. ПН-01085.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz