Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • — И знаете, какая это вкуснятина! С незапамятных вре­ мен сельдь солили целиком, в собственном соку. Сейчас это называется — «норвежский посол». А я скажу, наш это по­ сол, астраханский. Так начал свой рассказ капитан-директор плавбазы «Вик-- тор Кингисепп» Николай Александрович Гаврилов. Шесть месяцев, всю вторую половину (И З года работал экипаж вдали от родных берегов, принимая рыбу от иностранных судов. Работал в сложных промысловых условиях при крайне напряженной политической обстановке. В конце рейса пред­ ставители зарубежных коммерческих фирм не удержались от признания: «Да, ребята, вы выдержали бой». Слово — передовику ДВА КОМПРОМИССА О том , что рейс б у д е т тр у д ­ ным, знали зар анее. С введе­ нием двухсотм и льны х зон «се больш е ограничений наклады ­ вается на п ромы сел советских судов в о п р еделен ны х районах М ирового о кеан а. А с м у р ­ м анскими плавбазам и ф и рмы работаю т охотно. И наша з а ­ дача, принимая ры бу, до ста­ вить в порт первосортн ую п р о . дукц ию . На это нацелили эки ­ паж на первом общ ем со б р а­ нии, конкретно обсудили все вопросы в см енах и бр игадах. Разговор ш ел откровенны й, притом ответственность бы ла двойная: стр е м ясь успеш но справиться с про изводствен­ ным задан и ем , не потерять данный район промы сла на б удущ ее. Д л я многих ф и рм , с ко то ­ рыми нам приходится иметь дело, вся ры ба-сы р ец дели тся на две категории — пищ евая и непищ евая. Д а ж е с м ехан и ­ ческими п овреж дениям и и ка- лян усом она и дет на изготов­ ление п ро дуктов питания. Н а­ ши ж е го судар ствен ны е стан ­ дар ты значительно при ди р­ чивее к качеству. Значит, надо бы ло, принимая сы рье, как говорится, на грани со р т­ ности, выпустить из него м ак­ симум пищ евой. Э то п о требо­ вало доп олн и тельны х усилий. В рейс уходили в сер ед ин е лета, как р аз, ко гда на ф л о те о стрее всего ощ ущ ается н е­ хватка специалистов. На 85 процентов обновились кадры производствен ной служ б ы . На м есто опы тны х ры баков при­ шли в ы пускн ики различны х м ор ских училищ стр аны . И м оряки не подвели. В о тд е л ь ­ ные дни суто ч н ая прием ка до хо ди ла д о 300 тонн. В часы пик ры бу с м ехповреж де- ниями м о р ози ли , • п о сле, уж е деф р о сти р о ван н ую , со р ти р о ­ вали и н ар езали на кусочки. Работа эта — крайне тр у д о ­ е м кая. С у д о в ы е ум ельцы « д о ­ вели д о ум а» агр егат дл я р е з ­ ки п утассу. У стан овлен н ая на верхней палубе, эта порцион­ ная м аш ина н ар езала сельдь на кусочки. Таким обр азом , в авральны е дни п ро изводи ­ тельность тр у д а во зр астала в два-три раза. Д р уго го вы хода у нас не бы ло —- иначе по­ стр адала бы сор тн ость п р о д ук­ ции, устано вленная ГО С То м . В М урм ан ск доставипи 122 тонны се л ьд и в 50-кило­ грам м овы х бочках на 217 ты ­ сяч р уб лей . Такова цена ко м ­ п ром исса, на которы й мы по­ шли, приним ая практически все сы р ье у иностранцев. Но, конечно, чувство о тветствен ­ ности экипаж а за суд ь б у рей­ са в р уб лях не оцениш ь. А мы сделали б е з м алого го д о ­ вой план. О дн ако при и зм е­ нении о тд ельны х техн ологич е­ ских условий м ож но значи­ тельно увеличить и прием ку ры бы , и вы п уск пищ евой про­ дукц ии. Не поймите меня од нознач­ но. М ол, реш ил капитан, со ­ славшись на трудности, рато­ вать за сниж ение плановой сортности вы пускаемы х изде­ лий. Речь о д р угом . Разделы­ вая ры бу, мы стараем ся всю 21 января 1984 года ее солить б ез внутренностей (со гл асн о государ ствен н ы м стан дар там ). При это м , учиты- вая не совсем хорош ую р а б о ­ ту р азделоч ны х м аш ин, з а ­ тр ачиваем си лы и в р ем я на ручной тр у д . Но, главное, те ­ р яе м от 8 д о 12 процентов пищ евой п ро дукц и и. В о сн ов­ ном — икру и молоки. Н а суд ах др уги х стр ан , в том числе ГД Р , П ольш и, Бо л­ гарии со лят ры бу ц еликом , о т­ п равляя на м уку то л ько го ло ­ вы. В таком виде п ро дукц и я и м еет лучш ие пищ евы е каче­ ства. При н еобходим ости до- обр аботка на б е р е гу пом ож ет сэконом ить столь до р о го е п ромы словое врем я. К п рим е­ ру, японцы покупаю т м о р о ­ ж ен ую неразделан н ую сельдь по 2 ты сячи доллар ов за тон­ ну. Вы потрош енная, она в н е­ ско лько раз деш евле. Те самые 8— 12 процентов только для нашего судна в последнем рейсе обернулись потерей около 400 тонн цен­ ного сырья. Это — тоже цена компромисса, на который по­ стоянно идут наши рыбаки, не имея возможности пересту­ пить установки ГОСТов. Техноло ги ческая ди сц ипли ­ на — п родолж ение ди сц ип ли ­ ны тр удо во й . С е го д н я все —- от м атроса до капитана — по­ ним аю т слож ность задач, сто ­ ящ их п е р е д ф ло том , д а и все­ ми ры баками М урм ан а. И бо льн о , очень больно видеть, ко гда твой тр у д , тр у д твоих товарищ ей и дет н асм ар ку из- за буквы устаревш их правил. Таков мой в згляд на по до б ­ ные вещ и. Вопрос об изм енении о т­ дельн ы х полож ений ГО С Тов стоит давно . Э то бо льш о е и ответствен н ое д ел о . На стр а ­ ницах «Ры бного М урм ан а» свое м нение на эту те м у уж е вы сказы вали ответственны е специалисты объединений «М урм анры бпр ом » и «Севтех- ры бпром », лаборатории го су ­ дар ствен н о го надзор а за ста н ­ дар там и и изм ери тельной те х ­ никой («РМ » № 3, 12, 25; 1981 г.). П роблемы наш его п о ­ сл е д н е го рейса — лиш ь м а­ лая часть насущ ны х задач по р а зум н о м у и хо зяй ско м у ис­ пользованию сы р ья. На д екаб р ьском (1983 г.) П лен ум е Ц К К П С С товарищ Ю . В. А ндро пов поставил п е­ р е д партийными, п р о ф со ю з­ ными организациям и и тр у ­ довы м и коллективам и кон ­ кр етн ую задач у — снизить себ есто им о сть про дукц и и на полпроцента против плана. Э то го мож но д о б и ть ся, п о д ­ няв про изводи тельность тр уда. Нам предстои т увеличить этот п оказатель на один процент. Но как это сделать? Д ум ается, нуж н о не просто наращивать объемы товарной прод укци и , а пр оизводить ее больш е и лучш его качества из тех же ресурсов. И все ре зервы для этого у нас есть. К . ГА В РИ ЛО В , капиган-директор ллавба зы «Виктор Кингисепп» уп­ равления «С евр ы бхо ло д ф л о тя. Навстречу выборам ДОБРЫЙ ПОЧИН Э кип аж плавбазы «П о ляр ­ ная зв е зд а» вы ступил во ф л о ­ те инициатором соц иалисти­ ч еско го соревнования за д о ­ сто йную встр ечу Дня выборов в Верховны й С о в ет С С С Р . М о­ ряки суд н а нам етили во вре­ м я мойвенной путины д о в е с­ ти ср е д н е суто ч н ую прием ку сы рца д о 150 тонн. С вер х р ей ­ сового зад ан и я выработать 600 ты сяч ф и зи ч ески х банок пресервов. За счет м акси ­ м ального использования сы ­ р ь я на п ищ евы е цели увели­ чить вы п уск п ро дукц и и вы со­ кого качества на 250 тони в сравнении с плановым количе­ ством . К р е м * то го , коллектив базы реш ил за сч ет скоростной об р аб о тки добы вающ их суд о в сэконом и ть их экипаж ам не м енее пяти процентов п ро­ м ы сло в о го врем ени. Н ам ече­ но так ж е сберечь ш есть ты ­ сяч ком плектов картонной та ­ ры . Э ки п аж «П олярной зв е зд ы » вы звал на соревнование ко л­ лекти в плавбазы «Григорий Лы сенко ». П ервым и поддерж али п ат­ риотический почин м о р яки плавбазы « А р кти ка». О ни о б я ­ зались и зготовить не м енее 40 тон н пищ евой продукц ии сверх плана. Не остались в сто р о н е от д о б р о го начинания тр уж ен ики п лавбазы «П р о ф ессо р Бар а­ нов». 300 тонн ры бны х то в а ­ ров в ы сокого качества и 100 ты сяч банок пресер вов сверх плана — таково о б язате л ьство это го коллектива. Э кип аж тр ан сп о р тн о го р е ф ­ ри ж ер ато р а «Василий С у р и ­ ков» нам етил к Д ню выборов в Верховны й С о в е т С С С Р в>^> полнить план пер во го квар та­ ла по о бъ ем у гр у зо п е р е в о ­ зок. Причем в это т д ен ь м о ­ ряки б у д у т рабо тать на сэконом лен ном топ ливе. К о л ­ лектив п р ед п о лагает такж е сэко н ом и ть п р о м ы сло ви кам 4,5 суд о -суто к. В ад р е с уп равлен ия «Сев- р ы б хо ло д ф ло т» про долж аю т п оступ ать р а д и о гр ам м ы от коллективов суд о в , в которы х сообщ ается о п о д д е р ж к е по­ чина. П. МЕРКУЛОВ, наш внешт. корр. На мойвенной путине НАЧАЛО ОБНАДЕЖИВАЕТ ЦЕТЫРЕХДНЕВНЫН шторм * в Баренцевом море суще- • лтвенш повлиял на результаты работы моряков во второй де­ каде января. Но нужно отдать мойвенной путине тоже справ- Отряд кошельковистов -Мур- должное промысловым экипа- ляется с поставленными задача- майского рыбакколхозсоюза в жам: они пользовались малей- ми. Экипажи больших моро- основном справляется с постав- зильных траулеров добиваются ленными задачами. По добыче сверхпланового вылова и, что рыбы колхозники идут в графи- самое главное, максимально ис- не. А экипаж СРТ «Калевала» пользуют сырье на пищевые из колхоза имени XXI съезда цели. В числе передовых ры- КПСС завершил выполнение бацких коллективов моряки январского задания. БМРТ «Сергей Корип^чович», На промысле находится ioc- «Тында», «Высоковск», «Бирю- ваточное количество плацбаз синек». управления «Севрыбхолодфлот». Если крупнотоннажные суда j - j сожалению, из-за шторма вели промысел даже в небла- плавучие заводы пока на «го- тить, что у этого коллектива гоприятных условиях, то ко- лодном пайке», уже перевыполнен январский шельковистам пришлось гораз- план по производству пищевой до труднее. Но лишь только Первые итоги мойвенной пу- рыбиой продукции. Это гово- стал стихать шторм, как эки- тины говорят о том, что рыба- па?кн сейнеров-траулеров при- кп промысловых флотов и мо- ступили к работе. Заметы по 600 центнеров сделали рыбаки р ^ СТР «Солнечногорск» и «Ста- робельск». Вес «добычи» неве­ лик, но он близок к оптималь­ ному, ведь при слишком тяже- снижается шим затишьем, вели лов мойвы. Можно уверенно сказать, что именно в первой половине января были заложены основы для выполнения всего месячно­ го плана. Особенно эффективно тру­ дятся рыбаки Мурманского тра­ лового флота. Наибольший вы­ лов — у экипажа БАТ «Конс­ тантин Душенов». Надо отме­ рит о том, насколько эффектив­ но используют моряки судна уловы на пищевые цели. За последние дни на мойвен­ ной путине хороших результа­ тов добились экипажи ППР «Прилуки», БМРТ «Комета» в других судов. Крупнотоннажный флот объ- ловесных заметах единения «Мурманрыбпром» на качество рыбы. управления «Севрыбхо­ лодфлот» хорошо, организован­ но подготовились к работе и нм по плечу выполнение на­ пряженных плановых заданий четвертого года пятилетки. С. ЮРЬЕВ. Производственная дисциплина НЕ ИГРАИТЕ С БМРТ «Зодчий» стоял у причала судоремонтного за­ вода. Как обычно, утром на судно пришли рабочие. По­ лучив у вахтенного штурма­ на разрешение проводить в машинном отделении огне­ вые работы только по вы­ резке и установке палубных стаканов, они приступили к делу. Для подготовки места ра­ бот требовалась разборка системы трубопроводов. II тут случилось непредвиден­ ное. Болты фланцевого сое­ динения трубопровода не слушались ключей, поэтому рабочие решили убрать их газорезкой. Вахтенный чет­ вертый механик С. М. Си- роткин с таким решением не согласился и предложил спилить непослушные болты ножовкой. Однако газорез­ чик Н. Д. Лукин от своей идеи не отказался и, вклю­ чив горелку газорезательно­ го аппарата, начал срезать гайку крепежного болта... Расплавленный металл от гайки через льяла машинного отделения попал на масляную пленку второго дна. П ленка вспыхнула. Попытки потушить пожар подручными средствами успеха не имели, та к как в густом дыму невозможно йыло увидеть очаг огня. Пришлось загерметизировать машинное отделение и привести в дей­ стви е углекисло тн ую ста н ­ цию . 23 баллона с угле к и сл о ­ той понадобилось, чтобы сп р а­ виться с пожаром. И з сп р авки , подготовленной судовладельцем — А р хан ге л ь ­ ским траловым флотом — сл е ­ д уе т, что убы тки о т пож ара составили 1334 р уб ля. О днако в заклю чении Бассейновой морской инспекц ии по пож ар­ но-технической п р о ф илактике и охране (МБПИ) по поводу этого докум ента есть та к а я зап и сь: «Справка не дает дей­ стви тельного отраж ения объе­ ма восстановительны х работ и за тр а т на это восстановле­ ние». Д ум ается, не ош ибем ся, если свяжем эту п о п ы тку «самообмана» с ж еланием с у ­ довладельца о слаби ть резонанс о т происш едш его. Л огика р ассуж ден ия здесь п роста: чем легче последст­ вия, тем меньш е и степ ен ь ответствен н о сти . К акая раз­ ница, по какой статье расхо д а б уд ут списаны деньги на воз­ мещение ущерба, они ведь не из собственного карм ан а, а из государственного... А сейчас от частного слу­ чая перейдем к положению дел по профилактике пожа­ ров на флотах. Только за 1983 год их, пожаров и за­ гораний, зарегистрировано десять, убытки составили 131,8 тысячи рублей (заго раннем называют случаи, когда огонь не успевает на­ нести большого ущерба); В сентябре инспекторы М БПИ осмотрели 22 судна объединения «Мурманрыб­ пром», на девяти выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а одному из судов задержали выход в море. После этой проверти на­ чальник механико-судовой службы объединения В. Ф . Бровкии написал ответ инс­ пекции, в котором сообщал, что издан приказ по флоту, на суда разосланы радио­ граммы, в которых перечис­ лены наиболее характерные замечания и недостатки. Кроме того, «вопрос прора­ ботан в механико-судовой службе с групповыми специ­ алистами». Казалось бы. все сделано, меры приняты, жаль только, что «забыли» наказать ви­ новных в нарушениях (о них в документах — ни слова). Хотя не мешало бы это сделать и другим расска­ зать. Для профилактг,йи. А насколько «эффектив­ ными» оказались предпри- - нятые службой меры, мож­ но судить уже по тому, что в следующем после проверки месяце отход задержали не одному, а четырем судам. Формальное отношение к своим служебным обязанно­ стям некоторых руководите­ лей порождает и безответст­ венное отношение к замеча- 4 ш ш м ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz