Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • — И знаете, какая это вкуснятина! С незапамятных вре мен сельдь солили целиком, в собственном соку. Сейчас это называется — «норвежский посол». А я скажу, наш это по сол, астраханский. Так начал свой рассказ капитан-директор плавбазы «Вик-- тор Кингисепп» Николай Александрович Гаврилов. Шесть месяцев, всю вторую половину (И З года работал экипаж вдали от родных берегов, принимая рыбу от иностранных судов. Работал в сложных промысловых условиях при крайне напряженной политической обстановке. В конце рейса пред ставители зарубежных коммерческих фирм не удержались от признания: «Да, ребята, вы выдержали бой». Слово — передовику ДВА КОМПРОМИССА О том , что рейс б у д е т тр у д ным, знали зар анее. С введе нием двухсотм и льны х зон «се больш е ограничений наклады вается на п ромы сел советских судов в о п р еделен ны х районах М ирового о кеан а. А с м у р м анскими плавбазам и ф и рмы работаю т охотно. И наша з а дача, принимая ры бу, до ста вить в порт первосортн ую п р о . дукц ию . На это нацелили эки паж на первом общ ем со б р а нии, конкретно обсудили все вопросы в см енах и бр игадах. Разговор ш ел откровенны й, притом ответственность бы ла двойная: стр е м ясь успеш но справиться с про изводствен ным задан и ем , не потерять данный район промы сла на б удущ ее. Д л я многих ф и рм , с ко то рыми нам приходится иметь дело, вся ры ба-сы р ец дели тся на две категории — пищ евая и непищ евая. Д а ж е с м ехан и ческими п овреж дениям и и ка- лян усом она и дет на изготов ление п ро дуктов питания. Н а ши ж е го судар ствен ны е стан дар ты значительно при ди р чивее к качеству. Значит, надо бы ло, принимая сы рье, как говорится, на грани со р т ности, выпустить из него м ак симум пищ евой. Э то п о требо вало доп олн и тельны х усилий. В рейс уходили в сер ед ин е лета, как р аз, ко гда на ф л о те о стрее всего ощ ущ ается н е хватка специалистов. На 85 процентов обновились кадры производствен ной служ б ы . На м есто опы тны х ры баков при шли в ы пускн ики различны х м ор ских училищ стр аны . И м оряки не подвели. В о тд е л ь ные дни суто ч н ая прием ка до хо ди ла д о 300 тонн. В часы пик ры бу с м ехповреж де- ниями м о р ози ли , • п о сле, уж е деф р о сти р о ван н ую , со р ти р о вали и н ар езали на кусочки. Работа эта — крайне тр у д о е м кая. С у д о в ы е ум ельцы « д о вели д о ум а» агр егат дл я р е з ки п утассу. У стан овлен н ая на верхней палубе, эта порцион ная м аш ина н ар езала сельдь на кусочки. Таким обр азом , в авральны е дни п ро изводи тельность тр у д а во зр астала в два-три раза. Д р уго го вы хода у нас не бы ло —- иначе по стр адала бы сор тн ость п р о д ук ции, устано вленная ГО С То м . В М урм ан ск доставипи 122 тонны се л ьд и в 50-кило грам м овы х бочках на 217 ты сяч р уб лей . Такова цена ко м п ром исса, на которы й мы по шли, приним ая практически все сы р ье у иностранцев. Но, конечно, чувство о тветствен ности экипаж а за суд ь б у рей са в р уб лях не оцениш ь. А мы сделали б е з м алого го д о вой план. О дн ако при и зм е нении о тд ельны х техн ологич е ских условий м ож но значи тельно увеличить и прием ку ры бы , и вы п уск пищ евой про дукц ии. Не поймите меня од нознач но. М ол, реш ил капитан, со славшись на трудности, рато вать за сниж ение плановой сортности вы пускаемы х изде лий. Речь о д р угом . Разделы вая ры бу, мы стараем ся всю 21 января 1984 года ее солить б ез внутренностей (со гл асн о государ ствен н ы м стан дар там ). При это м , учиты- вая не совсем хорош ую р а б о ту р азделоч ны х м аш ин, з а тр ачиваем си лы и в р ем я на ручной тр у д . Но, главное, те р яе м от 8 д о 12 процентов пищ евой п ро дукц и и. В о сн ов ном — икру и молоки. Н а суд ах др уги х стр ан , в том числе ГД Р , П ольш и, Бо л гарии со лят ры бу ц еликом , о т п равляя на м уку то л ько го ло вы. В таком виде п ро дукц и я и м еет лучш ие пищ евы е каче ства. При н еобходим ости до- обр аботка на б е р е гу пом ож ет сэконом ить столь до р о го е п ромы словое врем я. К п рим е ру, японцы покупаю т м о р о ж ен ую неразделан н ую сельдь по 2 ты сячи доллар ов за тон ну. Вы потрош енная, она в н е ско лько раз деш евле. Те самые 8— 12 процентов только для нашего судна в последнем рейсе обернулись потерей около 400 тонн цен ного сырья. Это — тоже цена компромисса, на который по стоянно идут наши рыбаки, не имея возможности пересту пить установки ГОСТов. Техноло ги ческая ди сц ипли на — п родолж ение ди сц ип ли ны тр удо во й . С е го д н я все —- от м атроса до капитана — по ним аю т слож ность задач, сто ящ их п е р е д ф ло том , д а и все ми ры баками М урм ан а. И бо льн о , очень больно видеть, ко гда твой тр у д , тр у д твоих товарищ ей и дет н асм ар ку из- за буквы устаревш их правил. Таков мой в згляд на по до б ные вещ и. Вопрос об изм енении о т дельн ы х полож ений ГО С Тов стоит давно . Э то бо льш о е и ответствен н ое д ел о . На стр а ницах «Ры бного М урм ан а» свое м нение на эту те м у уж е вы сказы вали ответственны е специалисты объединений «М урм анры бпр ом » и «Севтех- ры бпром », лаборатории го су дар ствен н о го надзор а за ста н дар там и и изм ери тельной те х никой («РМ » № 3, 12, 25; 1981 г.). П роблемы наш его п о сл е д н е го рейса — лиш ь м а лая часть насущ ны х задач по р а зум н о м у и хо зяй ско м у ис пользованию сы р ья. На д екаб р ьском (1983 г.) П лен ум е Ц К К П С С товарищ Ю . В. А ндро пов поставил п е р е д партийными, п р о ф со ю з ными организациям и и тр у довы м и коллективам и кон кр етн ую задач у — снизить себ есто им о сть про дукц и и на полпроцента против плана. Э то го мож но д о б и ть ся, п о д няв про изводи тельность тр уда. Нам предстои т увеличить этот п оказатель на один процент. Но как это сделать? Д ум ается, нуж н о не просто наращивать объемы товарной прод укци и , а пр оизводить ее больш е и лучш его качества из тех же ресурсов. И все ре зервы для этого у нас есть. К . ГА В РИ ЛО В , капиган-директор ллавба зы «Виктор Кингисепп» уп равления «С евр ы бхо ло д ф л о тя. Навстречу выборам ДОБРЫЙ ПОЧИН Э кип аж плавбазы «П о ляр ная зв е зд а» вы ступил во ф л о те инициатором соц иалисти ч еско го соревнования за д о сто йную встр ечу Дня выборов в Верховны й С о в ет С С С Р . М о ряки суд н а нам етили во вре м я мойвенной путины д о в е с ти ср е д н е суто ч н ую прием ку сы рца д о 150 тонн. С вер х р ей сового зад ан и я выработать 600 ты сяч ф и зи ч ески х банок пресервов. За счет м акси м ального использования сы р ь я на п ищ евы е цели увели чить вы п уск п ро дукц и и вы со кого качества на 250 тони в сравнении с плановым количе ством . К р е м * то го , коллектив базы реш ил за сч ет скоростной об р аб о тки добы вающ их суд о в сэконом и ть их экипаж ам не м енее пяти процентов п ро м ы сло в о го врем ени. Н ам ече но так ж е сберечь ш есть ты сяч ком плектов картонной та ры . Э ки п аж «П олярной зв е зд ы » вы звал на соревнование ко л лекти в плавбазы «Григорий Лы сенко ». П ервым и поддерж али п ат риотический почин м о р яки плавбазы « А р кти ка». О ни о б я зались и зготовить не м енее 40 тон н пищ евой продукц ии сверх плана. Не остались в сто р о н е от д о б р о го начинания тр уж ен ики п лавбазы «П р о ф ессо р Бар а нов». 300 тонн ры бны х то в а ров в ы сокого качества и 100 ты сяч банок пресер вов сверх плана — таково о б язате л ьство это го коллектива. Э кип аж тр ан сп о р тн о го р е ф ри ж ер ато р а «Василий С у р и ков» нам етил к Д ню выборов в Верховны й С о в е т С С С Р в>^> полнить план пер во го квар та ла по о бъ ем у гр у зо п е р е в о зок. Причем в это т д ен ь м о ряки б у д у т рабо тать на сэконом лен ном топ ливе. К о л лектив п р ед п о лагает такж е сэко н ом и ть п р о м ы сло ви кам 4,5 суд о -суто к. В ад р е с уп равлен ия «Сев- р ы б хо ло д ф ло т» про долж аю т п оступ ать р а д и о гр ам м ы от коллективов суд о в , в которы х сообщ ается о п о д д е р ж к е по чина. П. МЕРКУЛОВ, наш внешт. корр. На мойвенной путине НАЧАЛО ОБНАДЕЖИВАЕТ ЦЕТЫРЕХДНЕВНЫН шторм * в Баренцевом море суще- • лтвенш повлиял на результаты работы моряков во второй де каде января. Но нужно отдать мойвенной путине тоже справ- Отряд кошельковистов -Мур- должное промысловым экипа- ляется с поставленными задача- майского рыбакколхозсоюза в жам: они пользовались малей- ми. Экипажи больших моро- основном справляется с постав- зильных траулеров добиваются ленными задачами. По добыче сверхпланового вылова и, что рыбы колхозники идут в графи- самое главное, максимально ис- не. А экипаж СРТ «Калевала» пользуют сырье на пищевые из колхоза имени XXI съезда цели. В числе передовых ры- КПСС завершил выполнение бацких коллективов моряки январского задания. БМРТ «Сергей Корип^чович», На промысле находится ioc- «Тында», «Высоковск», «Бирю- ваточное количество плацбаз синек». управления «Севрыбхолодфлот». Если крупнотоннажные суда j - j сожалению, из-за шторма вели промысел даже в небла- плавучие заводы пока на «го- тить, что у этого коллектива гоприятных условиях, то ко- лодном пайке», уже перевыполнен январский шельковистам пришлось гораз- план по производству пищевой до труднее. Но лишь только Первые итоги мойвенной пу- рыбиой продукции. Это гово- стал стихать шторм, как эки- тины говорят о том, что рыба- па?кн сейнеров-траулеров при- кп промысловых флотов и мо- ступили к работе. Заметы по 600 центнеров сделали рыбаки р ^ СТР «Солнечногорск» и «Ста- робельск». Вес «добычи» неве лик, но он близок к оптималь ному, ведь при слишком тяже- снижается шим затишьем, вели лов мойвы. Можно уверенно сказать, что именно в первой половине января были заложены основы для выполнения всего месячно го плана. Особенно эффективно тру дятся рыбаки Мурманского тра лового флота. Наибольший вы лов — у экипажа БАТ «Конс тантин Душенов». Надо отме рит о том, насколько эффектив но используют моряки судна уловы на пищевые цели. За последние дни на мойвен ной путине хороших результа тов добились экипажи ППР «Прилуки», БМРТ «Комета» в других судов. Крупнотоннажный флот объ- ловесных заметах единения «Мурманрыбпром» на качество рыбы. управления «Севрыбхо лодфлот» хорошо, организован но подготовились к работе и нм по плечу выполнение на пряженных плановых заданий четвертого года пятилетки. С. ЮРЬЕВ. Производственная дисциплина НЕ ИГРАИТЕ С БМРТ «Зодчий» стоял у причала судоремонтного за вода. Как обычно, утром на судно пришли рабочие. По лучив у вахтенного штурма на разрешение проводить в машинном отделении огне вые работы только по вы резке и установке палубных стаканов, они приступили к делу. Для подготовки места ра бот требовалась разборка системы трубопроводов. II тут случилось непредвиден ное. Болты фланцевого сое динения трубопровода не слушались ключей, поэтому рабочие решили убрать их газорезкой. Вахтенный чет вертый механик С. М. Си- роткин с таким решением не согласился и предложил спилить непослушные болты ножовкой. Однако газорез чик Н. Д. Лукин от своей идеи не отказался и, вклю чив горелку газорезательно го аппарата, начал срезать гайку крепежного болта... Расплавленный металл от гайки через льяла машинного отделения попал на масляную пленку второго дна. П ленка вспыхнула. Попытки потушить пожар подручными средствами успеха не имели, та к как в густом дыму невозможно йыло увидеть очаг огня. Пришлось загерметизировать машинное отделение и привести в дей стви е углекисло тн ую ста н цию . 23 баллона с угле к и сл о той понадобилось, чтобы сп р а виться с пожаром. И з сп р авки , подготовленной судовладельцем — А р хан ге л ь ским траловым флотом — сл е д уе т, что убы тки о т пож ара составили 1334 р уб ля. О днако в заклю чении Бассейновой морской инспекц ии по пож ар но-технической п р о ф илактике и охране (МБПИ) по поводу этого докум ента есть та к а я зап и сь: «Справка не дает дей стви тельного отраж ения объе ма восстановительны х работ и за тр а т на это восстановле ние». Д ум ается, не ош ибем ся, если свяжем эту п о п ы тку «самообмана» с ж еланием с у довладельца о слаби ть резонанс о т происш едш его. Л огика р ассуж ден ия здесь п роста: чем легче последст вия, тем меньш е и степ ен ь ответствен н о сти . К акая раз ница, по какой статье расхо д а б уд ут списаны деньги на воз мещение ущерба, они ведь не из собственного карм ан а, а из государственного... А сейчас от частного слу чая перейдем к положению дел по профилактике пожа ров на флотах. Только за 1983 год их, пожаров и за гораний, зарегистрировано десять, убытки составили 131,8 тысячи рублей (заго раннем называют случаи, когда огонь не успевает на нести большого ущерба); В сентябре инспекторы М БПИ осмотрели 22 судна объединения «Мурманрыб пром», на девяти выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а одному из судов задержали выход в море. После этой проверти на чальник механико-судовой службы объединения В. Ф . Бровкии написал ответ инс пекции, в котором сообщал, что издан приказ по флоту, на суда разосланы радио граммы, в которых перечис лены наиболее характерные замечания и недостатки. Кроме того, «вопрос прора ботан в механико-судовой службе с групповыми специ алистами». Казалось бы. все сделано, меры приняты, жаль только, что «забыли» наказать ви новных в нарушениях (о них в документах — ни слова). Хотя не мешало бы это сделать и другим расска зать. Для профилактг,йи. А насколько «эффектив ными» оказались предпри- - нятые службой меры, мож но судить уже по тому, что в следующем после проверки месяце отход задержали не одному, а четырем судам. Формальное отношение к своим служебным обязанно стям некоторых руководите лей порождает и безответст венное отношение к замеча- 4 ш ш м ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz