Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Казалось бы , для А лексея А ким о­ вича Трифонова, чей трудовой стаж в объединении «М урм анская судо­ верфь» перевалил на четверты й де­ сято к лет, н ет производственны х секретов. И это та к . Но все же ми­ нувш ий год стал для него своеоб­ разным экзаменом . Опытному мас­ те р у предложили возглавить создан­ ную в слесарно-м еханическом цехе СРЗ-1 ком плексную бр игаду, рабо­ таю щ ую по единому наряду с при­ менением К Т У . И сегодня, подводя первые итоги, ветеран рассказы вает о проблемах становления коллек­ ти ва. Слово —передовику ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ С р а зу подчеркну: основным условием успеха стала четкая организация груда при работе именно ком плексной бригадой. Брали об язательства: выпол­ нять нормы выработки на 130 процентов — выполнили на 132, Вы дать на отр ем онти­ рованные узлы и м еханизмы 20 гарантийны х паспортов — ф акти чески выдали 32. С э ко ­ номить 10 судо -суто к стояноч­ ного врем ени — сбер егли 52. И сходя из до стигн утого, нам е­ тили рубеж и на новый год. Надо «взять хороший старт, настроиться на дальнейш ее повыш ение напряж ения в ра­ боте, без скидок на тр уд н о с­ ти, которы х впереди нем ало». Так сказано в тексте вы ступ­ ления Ю . В. А ндропова на д е ­ кабрьском (1983 г.) П ленум е ЦК К П С С . А значит, давай тэ лом ать головы над реш ением наиболее остры х вопросов и не обходить узкие м еста. Д о п устим , работает у нас в цехе засл уж е н н ы й ' специалист. Станочник ли, слесарь, тр уб о ­ проводчик... Д е л ае т свое д а ­ ло стабильно, без брака. З а р ­ плату получает с чувством ис­ полненного долга. Казалось бы что ещ е надо? Но заканчивается рабочий день, человек отклады вает д е ­ таль в сто рону, до следую щ е- о раза А деталь эта, м ож ет быть, позар ез нужна именно сейчас, иначе — простой. Не •■олько в этом «переж итки» оаботы по индивидуальном у нар яду. По себе понял — и ■ енно в ком плексной бр и га­ де, гд е повыш енная ответст­ венность за общ ее дело , м ож ­ но пер ед ать м олодым сам о е ■лавное: свой п р о ф е сси о ­ нальный опыт. Только хорош ее м о гу ск а­ зать об Анатолии Кузн ец ове и Ю рии Л ящ енко. О ба з а к о 't- чили наш е училищ е № 12, ра­ ботали в цехе до армии, вер­ нулись сю да после служ бы . Ныне они учатся в средн ем м ор еходном училищ е, сдали ма четверты й р а зр яд . Таким реб ятам и д е л о свое со сп о ­ койной душ ой оставить мож но — они потянут. В свое врем я, в 1956 го д у, по направлению завода я по­ бы вал на в е р ф я х зап адн о гер ­ м анского го р о да Киля, гд е тогда начали стр ои ть БМРТ нового типа. И нам, естествен ­ но, надо бы ло научиться их рем онтировать. Вм есте с то­ варищ ам и стар ался вникнуть •о все тонкости м он тир уем ого обо рудован и я. Понимали —- от это го б уд е т зависеть ус­ пеш ная работа дом е. Э н тузи ­ азм бы л. Ставили п ер ед со ­ бой больш ие задачи и реш а­ ли их. Сейчас проблем не м еньш е. И м олодеж ь есть, как уж е сказал, толковая, вдум чи­ вая. И все ж е в минувш ем году не выполнили мы один, на мой взгляд , основной пункт обязательств. Не Добились по ного искоренения случаев наруш ения трудовой дисцип­ лины. И что сам ое обидное— есть ср еди наруш ителей м о­ ло ды е. На совете бригады сниж али им К Т У , разбирали провинивш ихся на рабочих со ­ браниях. Я вот о чем хочу сказать: подчас плохая организация тр уд а своди т на нет м ного­ тр удн ую воспитательную рабо­ ту в коллективе. Свеж ий при­ м е р . П опросили нас см еж ни­ ки, ры баки-тралф лотовцы , в де каб р е доср очно отр ем онти ­ ровать ППР «П рилуки». Рабо­ тали в три см ены , старались, все бы ло сдел ан о на семь дней раньш е сро ка. Но п оте­ ряли двое суто к из-за невоз­ мож ности воврем я испытать маш ину на плавпричале. И та­ кие случаи не р е д ко сть. П реим ущ ества работы ком п­ лексн ой бр игадо й налицо. Есть у нас теперь свои не только слесар и , но и сварщ и­ ки, автогенщ ики, тр уб о п р о ­ водчики, котельщ ики, корп ус­ ники. И при слаж енны х дей ст­ виях дело движ ется бы стрее. Я бы ещ е вы делил специаль­ ные слесарны е звенья дл я бо­ ле е четкого ими м аневр ир о­ вания. Но это, как говорится, лишь про ф илактические м еры . М ож но ско лько уго дно указы ­ вать на объективны е тр удн о с­ ти: м аленькие п р о изводствен ­ ные пом ещ ения, м нож ество различны х заказо в, нехватка специалистов... Но, попробовав работать сообщ а, испытав на себе не личную , а коллектив ную ответственность, невоз­ м ож но тр уди ться по старинке. М ало просто-напросто объ­ единить лю дей в бр игаду П р еж де всего надо подум ать об инж енерной подготовке работы по еди н ом у н ар яду. Мы, м ож но сказать, судовая ско р ая пом ощ ь. П ризваны вы­ полнять работу оперативно. Но докум ентац ия на суд а го­ товится до л го , рем онтны е ве­ дом ости задер ж и ваю тся, на­ ряды в сро к не о ф о р м л яю т­ ся. В се инж енерное обесп ече­ ние лож ится на плечи м асте ­ ра и бр игади ра. Вот на су д о ­ рем онтном заво де М урм ан­ ского пар охо дства уж е не первый го д р аботаю т не ком ­ плексным и бр игадам и, а це­ лы м и прорабским и участкам и. М ож ет, и нам уж е пора по­ пробовать? М не, р абочем у, су­ ди ть об этом тр уд н о . Но м е­ нять что-то надо. Ведь обяза­ тельства на это т го д мы 1ЭЯ- ли повыш енны е. И не хо те­ лось бы сорвать их из-за сла­ бой организации тр уд а по ай­ не инж енерно-технической служ бы . С е го д н я н еукосн ительн ое выполнение плана становится не только о бязан н остью . Д л я м ен я, ветерана войны, защ и­ щ авш его в 1943 го д у З ап о ля­ рье, ударная работа ещ е и патриотический д о л г. Как, уве­ рен, и д я » каж до го советско­ го человека. А . ТРИ Ф О Н О В , бр игадир судо р ем о н тн о го э.’ вода Но f. -------- Рейд «Рыбного Мурмана» -------- КУДА КЛУБОЧЕК ПРИВЕДЕТ С о лнц а нет и д о л го ещ е не б уд е т. На двойную — днев­ ную и ночную вахту — засту­ пило его величество электр и ­ чество. Только в коротки е, с голубины й нос, сум е р ки о тд ы ­ хаю т м ощ ны е светильникч. Пока опр еделиш ь ещ е светает или уж е вечер еет, как раз и зам еш ае тся густая тем н о та... В такой небольш ой пром е­ ж уто к врем ени м еж д у утр ом и вечером побы вала наша рей довая бр игада в ры бном порту. Сп асибо экипаж ам ко­ раблей, которы е сто яли у причалов с двадц ать де в ято го по тр идц ать ш естой : идти бы ­ ло очень светло. В «сто со­ рок солнц» пылали п р о ж екто ­ ры, хотя в сер ед и н е дн я не­ обходим ости в сто ль щ едр ой иллюминации не бы ло. БМРТ «С алю т», «Рыбачий» М урм ан ­ ско го тралового ф л о та, учеб­ ное судн о « З лато уст», сто яв­ ш ее первым ко р п усом , при­ кры ли собой д р уги е суд а, приняли огонь на себ я, но, право, и неназванным эки­ паж ам долж н о быть сты дн о . П уть к причалам нам намая- чили огни, от причалов реш и­ ли дви гаться точно в ск а зк е— за клубочкам и. За клубо ч ка­ ми пара, который то там , то сям вы ры вался из лю ков, из колодцев, а гд е и сам а зем ­ ля-м атуш ка изны вала от зн оя, перетапливая сн ег на испари­ ну. Взявш ись за нить первого клубочка, пришли к БМ РТ «Ры­ бачий» (старш ий м ехан и к Н. А . П етров). Будто пробоину по­ лучил тр аулер , и из отвер сти я с шипением вы ры вался пар. В то ж е врем я есть письм ен­ ные уверения управления трал- ф ло та о том , что все суд а оборудованы конденсатоотвод- чиками. То есть за борт при н еобходим ости долж на бы ла сбр асы ваться горячая вода, но никак не острый пар. Вода в никуда — тож е плохо, р а зум ­ нее употребить ее дл я кора­ бельны х н уж д . П лохо, но из д в ух зо л го р а зд о худш ее — пускать пар на ветер. В м ор озном в о зд у хе белы е ш апки над зем л ей видны из­ далека. Кур и тся теп ло тр асса, ведущ ая к новом у зданию ад ­ м инистративно-бы тового кор­ пуса. Где-то попадает на тр у­ бы соленая вода, испаряется, р азъ едает изоляцию . Три не­ дели работники льдозавода ищ ут повреж ден ие, и путь их отм ечен ямами и ухабам и. А ведь есть приборы , точно вы­ хо дящ ее на цель, и ры бный порт м ог бы их иметь. В есна узкой проталиной и луж ам и тян ется вдоль тепло­ тр ассы , что у коптильного за­ вода. М елко пролож ены тру­ бы? П овреж дена изоляция? О тветы на эти вопросы нуж ­ но бы ло искать пораньш е, при подготовке к зим е. Учебное судн о «Златоуст» ош вартовалось у причала ф ун ­ дам ентально, даж е тепло на борт заби рает по основатель­ ным стальным трубам . Только хлещ ет пар чер ез свищи, идут мимо них на учебное судно м оряки и курсанты и получа­ ют первый уро к б есхо зяй ст­ венности... С л е д уе т сказать все ж е, что зам етен сдвиг в лучш ую сто­ рону. Сейчас работники энер­ го хозяй ства порта и сами ус­ тановили более ж есткий кон­ троль за расходованием энер­ гор есур со в, и потребители ста­ ли го р азд о рачительней. А покупателей энергии, теп­ ла у порта предостаточно. Д о ­ статочно сказать, что он про­ дает не м ен ее двух третей эн ер го р есур со в. С понимани­ ем стали отн оситься к делу многие клиенты . М ногие, но не все. Большие претензии у портовиков к коптильному за­ воду № 3. З д е сь часто при пропарке коптильных печей конденсат сбр асы вается в ка­ нализацию . П аром отапливает­ ся и теплица, хотя гораздо эко н о м н ее бы ло бы п е р е в е с ­ ти ее на во дян о е о то п л е н и е . П ока что не в н е м лю т п р е д ­ п исаниям о п е р е в о д е на во­ д ян о е о то п лен и е и с тр о и те л и С М У « С е в р ы б а». М ал о то го , п одсчеты п о казал и , что то л ь ­ ко С М У в д е н ь п р о ве р ки р а з ­ б азар и ло вдво е б о л ь ш е те п л а , чем все о б ъ е кты р ы б н о го пор та, на ко то р ы х п о б ы в а л а р ей до вая б р и га д а . О с о б е н н о отличился к о лл екти в р а с тв о р ­ ного узла. З д е с ь в д в у х те п ­ ловы х кам ер ах ч е р е з св ищ и прям иком в небо со св и сто м улетали го су д а р ств е н н ы е р у б ­ ли. Если бы с тако й ж е и н те н ­ сивностью вы летали они и з карм анов о тв е тств е н н ы х то в а­ рищ ей — бы ть бы те м в веч­ ных д о л ж н и к ах. И з з д а ­ ния р аств о р н о го у з л а ч е р е з ш ланг б ез всяки х п о д п о р н ы х устройств то ж е сб р а сы в а л ся пар. П рям о не п р о и зв о д с тв о , а м алая К у р и л ь ск а я гр я д а . О бстан о вка с те п л о с н а б ж е ­ нием в ры бн ом п о р ту д о в о л ь ­ но слож н ая. С у щ е с тв у ю щ и е ; м ощ ности уж е те п е р ь р а б о та ­ ют на п р е д е л е , к аж д ы й го д к сети п о д клю ч аю тся все н о в ы е потреби тели, а р а сш и р е н и е центральной к о те л ьн о й п о ка только в п р о е кте . И о с та е тс я то лько один п уть , о б е сп е ч и в а ­ ющий б е сп е р е б о й н ую р а б о ту всех п о д р а зд е л е н и й , — в се ­ м ер н ая эко н ом и я р е с у р с о в . П р еж д е всего н е о б х о д и м о за ­ др аить все л а зе й к и д л я п ар а. А главны й р е зе р в эко н о м и и — п ер ево д п о тр е б и те л е й на во­ д ян о е о то п ле н и е . О н д а с т о к о ­ ло 25 ты сяч ги га к а л о р и й . П о л- пути ■ этом н ап р авлен и и п р о й ­ ден о . Н адо п р е о д о л е ть д р у ­ гую п оловину. В. СП И Ц Ы Н — п р е д с е д а ­ те л ь гр уп п ы н а р о д н о го ко н тр о ля э н е р го х о з я й ств а ры бного п о р та, Ю . К У З О В - К И К О В — старш и й и н ж е ­ нер п ар о п р о в о д н о го ц е ха , Н . А ГЛ ИШ — и н сп екто р эн е р го н а д зо р а , В. М И Л Ю ­ ТИН — наш ко р р . ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР О ПРОБЛЕМАХ ПРОВЕРНИ КАЧЕСТВА РЫБОПРОДУКЦИИ Исполнительская дисциплина ЭКЗАМЕН | / А З А Л О С Ь БЫ , все очень * * п р о сто : м оряки изготав­ ливаю т вы сокосортную про­ дукц ию , сотрудники Северной инспекции по качеству рыбы про вер яю т ее ■ порту, ж е л е з­ нодорож ники до ставляю т ры б­ ные товары в разны е горо да страны . О дн ако , если бы все бы ло именно так, не появи лся бы приказ М инистерства ры бного хо зяй ства С С С Р «О введении сертиф иц ирования пищ евой ры бной продукции консервов и пресервов в вы ходны х ры б­ ных портах». Если бы все бы ­ ло именно так, р ед акц и я не получила бы сто лько писем , авторы которы х го р ячо отста­ ивали свою точку зр ен и я на п роблем у сертиф ицирования. Так, старш ий м атр о с уп р а в ­ ления «С еар ы б хо ло дф ло т» А . Гор бунов — автор зам е т­ ки «В порту или в м ор е про­ верять качество продукции» («РМ », 1983, № 40) — считает, что лучш е проводить серти ­ ф ицирование в м оре, непо­ ср едствен н о на судне-изгото- вителе. Тогда в порту ры б­ ные товары б уд ут отгр уж ены без задер ж ек. С во его ро да ответом на вы ступление А . Горбунова послуж ила статья начальника Северной инспекции по каче­ ству ры бы П. Реута «Показал эксперим ент» («РМ », 1983, № 47). Рассказы вая о прове­ дении пробного сертиф ициро­ вания в море на ТР «О тто «Гротеволь», автор статьи от­ м ечает, что этот рейс не по­ казателен. Д ел о в том , что здесь д л я инспекторов были созданы особы е условия: ры ­ бу принимали лишь с БМРГ, оснащ енны х мощ ными реф ус- тановками, к том у ж е про дук­ ция бы ла упакована ■ пара­ финированную б ум агу, исклю ­ чающ ую м еханические повре­ ж дения сы р ья. Иными слова­ ми, инспекторам нечего бы ­ ло забраковы вать — вся про­ д укц и я первосортная. А когда некоторы е экипажи попы та­ лись сдать недом орож енную ры бу, их просто «завернули» от реф р иж ер ато р а, и они уш ­ ли в порт «по зеленой». П. Р еут уп рекнул м ор якоа в том, что они на уклады ваю т ры бопр одукц ию партиями по 40 тонн, а из-за этого в пор­ ту простаиваю т вагоны. Начальник Северной инс пекции приходит к вы воду: если бы м оряки на совесть относились и к выпуску, и к сохранности готовы х рыбных товаров, не бы ло бы п ро сто­ ев ни су д о в ,, ни в аго н о в. Но гд е ж е в се -таки п р о в е р ять качество р ы б о п р о д у кц и и , на это П. Р е ут о д н о зн а ч н о го о т­ вета не д а е т. Л иш ь уп о м и н а ­ ет, что С е в е р н а я и н сп е кц и я не и м еет в о зм о ж н о сти о с у щ е ­ ствить с е р ти ф и ц и р о в а н и е > м о р е. П р о б лем а эта в о л н уе т не то лько м о р я к о в С е в е р н о го б ассейн а. Е е р е ш е н и е м о з а б о ­ чены и на Д а л ь н е м В о сто к е , О б это м с в и д е те л ь с тв у е т оп убликован н ая ■ « П р ав д е » статья к а п и та н а -д и р е к то р а п лавбазы « Т о м ск » В РП О «Д ельры б а» М . К о л е сн и к о в а («П р ав д а», 1 f8 3 , 15 д е к а б р я }. И^ почти о д н о в р е м е н н о с этой ста тье й п р о д о л ж е н и е м наш его р а зго в о р а ста л о в ы ­ ступ л е н и е м а сте р а по о б р а ­ б о тке ры бы о б ъ е д и н е н и я «М ур м ан р ы б п р о м » И. Паги#*?, и п ом ощ н и ка кап и тан а по п р о и зв о дству М у р м а н ск о го тр ало во го ф л о та Г. О р л о в е ц - кого п о д за го л о в к о м «Н уж н а ли п е р е стр ахо в к а?» (« РМ ». 1983, NS 51). А в то р ы с о го р ч е ­ нием к о н ста ти р ую т: на су д а х В РП О « С е в р ы б а » н е п о м е р н о ж е стк и е тр е б о в ан и я к п ри ем ­ ке р ы б о п р о д у кц и и . Х о тя , как п иш ут м о р я к и , о б р азо в ан и е и опы т р а б о ты с у д о в ы х тех- 6 января 1984года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz