Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.

А . ГАВРИЛКЕВИЧ (Продолжение. Нач. • № 2). П ОСЛЕ завершения пере­ хода «Таймыра» и «Вайгача» из Петербурга во Владивосток, суда совер­ шили & 1910— 1911 гг. пробные рейсы до Чукот­ ки. Выл приобретен опыт плавания во льдах, экипа­ жи освоились с условиями работы на Севере. Впервые был обследован р. Врангеля. Результаты плаваний получили одобре­ ние Морского министерства. Очередное, третье по сче­ ту, арктическое плавание началось 13 июня 1912 го­ да. «Продолжить морскую опись берега и прилегающих островов от устья реки Ко­ лыма до устья реки Лена. Если, по исполнении про­ граммы, состояние льдов позволит, следовать с опи­ сью от устья реки Лена да­ лее на запад, вдоль северно­ го берега Таймырского полу­ острова с расчетом попол­ нить запас угля судов экс­ педиции в г. Александровск- на-Мурмане» — так была сформулирована главная за­ дача экспедиции на э т у на­ вигацию. Выполнив поставленную перед экспедицией первона­ чальную задачу, «Таймыр» и «Вайгач» 27 августа на­ чали движение от дельты Ле­ ны на запад. Однако в это время на трассе до Таймыра ледовая обстановка склады­ валась неблагоприятно. Ура­ ганные ветры со снегом и частые штормы обрушились на суда экспедиции." У мы­ са Челюскин путь судам преградили сплоченные льды. Экспедиции пришлось повернуть назад. Во Влади­ восток суда пришли 23 ок­ тября. Р е зул ь таты работы эксп еди ­ ции в плавании 1912 года б ы ­ ли признаны успеш ны м и . Од­ нако сами ее участн и ки о с та ­ ли сь неудовлетворенными — сквозное плавание через Л е­ довиты й океан все еще о ста ­ валось неосущ ествленной меч­ той. Перед началом четвертого рейса произошли изменения — сменили командиров «Таймыра» и «Вайгача». Вместо опытных, знакомых с арктическими плаваниями в течение трех навигаций Б. В. Давыдова а К. В. Ло­ мана были назначены В. А. Вилькицкий («Таймыр») и П, А. Новопашенный. Вско­ ре, после выхода 9 июля 1913 года судов в плава­ ние, внезапно тяжело за­ болел начальник экспедиции И. С. Сергеев. Новым на­ чальником экспедиции был назначен Б. А. Вилькицкий. Задачи оставались преж­ ними. — произвести опись побережья от устья Лены до мыса Челюскина и при благоприятных условиях совершить сквозное плава­ ние на запад до Архангель­ ска.^ Утром 20 августа с «Таймыра», следующего на север восточнее Новой Си­ бири, вахтенным начальни­ ком, лейтенантом А. Н. Жо- ховым, был замечен неболь­ шой остров, названный поз­ же именем известного гидро­ графа А. И. Вилькицкого, отца начальника экспедиции. Проводя гидрографические работы у северо-восточного побережья Таймыра, «Вай­ гач» и «Таймыр» 1 сентяб­ ря подошли к мысу Челюс­ кина. До этого времени ледовая обстановка в восточном сек­ торе Арктики благоприятст­ вовала экспедиции. Были все основания полагать, что мыс Челюскина суда прой­ дут легко и быстро. Одна­ ко, не дойдя 12 миль до мыса, пароходы встретили сплошные ледовые поля. В этих условиях было принято решение идти вдоль кромки льда па северо-восток, чтобы при первой возможности обо­ гнуть поле, а затем спустить­ ся к берегам Таймырского полуострова. 2 сентября был открыт остров, названный именем цесаревича Алексея (после 1926 года — о Ма­ лый Таймыр). В ночь на 3 сентября произошло событие; ставшее великим географи­ ческим открытием первой по­ ловины двадцатого века. Вот как описывает его врач «Таймыра» Л. М. Скарока- домский: «...Спать не хотелось. Я стоял на мостике и смотрел на разбитый редкий лед, в котором пробирается наш «Таймыр», в 4 часа на вах­ ту вышел молодой мпчман Гюне... Мичман поднялся на мостик, стал рядом со мной и, опершись на пе­ рила, о чем-то задумался... Светало, но горизонт еще за­ крывала мгла. И вдруг впе­ реди, немного вправо от кур­ са, я стал различать смут­ ные очертания высокого бе­ рега. Не ошибся ли я?.. Нет, ошибки быть не могло, я от­ четливо видел землю — очертания крутых возвы­ шенностей не менялись, бы­ ли очень характерны, на го­ рах виднелись снежные пят­ на. Передо мной, несомнен­ но, был высокий гористый берег...» Почти одновременно с Скарокадомским увидел зе­ млю вахтенный' началь­ ник на «Вайгаче», лейте­ нант Н. И. Евгенов. 4 сен­ тября на берег была выса­ жена партия для астрономи­ ческих и магнитных наблю­ дений. На месте производст­ ва наблюдений был уста­ новлен астрономический пункт — гурий и поднят русский флаг. Открытая земля получила название — Земля Николая II. Однако из-за непроходи­ мых льдов на карту был нанесен только небольшой юго восточный берег Север­ ной Земли (новое название Земли Николая II после 1926 года). В озвращ аясь н г.'ысу, 8 сен­ тября «Таймыр» вы садил на новооткры ты й остров Малый Таймыр партию из тр ех че­ ловек во главе с врачом суд- на Л. №. Снарокадом ским. которы й, обследуя остров, за­ метил в 5 —6 м илях к северу еще один остров, наззанны й именем «зоркого» врача. (Окончание следует), «piiim ■■■■■■■■■■■ ! «РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО» JV6 1 Первый в нынеш нем году но­ мер отраслевого ж ур н ал а о т­ кры вается ста тье й начальника планово-экономического уп р ав­ ления, члена коллегии Мин- ры бхоза СС СР Е . А . Романова «Рыбное хо зяй ство в 1984 году». В ней, в ч астн о сти , гово­ р и тся о том , что в со о тветст­ вии с задачам и, определенны ­ ми реш ениями X X V I съезда КПСС и Продовольственной программой С С С Р , рыбной про­ мыш ленности устан о влены на четверты й год одиннадцатой п яти л е тки повыш енны е тем пы прироста объемов производст­ ва против заданий п ятилетн е­ го плана. Улов ры бы и нерыб­ н ы х объектов увели чи тся на 2,2 процента по сравнению с заданием , предусм отренным этим планом. В разделе «Экономика и ор­ ган изац ия производства» по­ мещена с та ть я Б . А . А нтипова и В . С . Горобца «Определение экономической эф ф е кти в н о сти судов промыслового ф лота как слож ны х и нж енерны х соору­ ж ений». Ее авто ры н азы ваю т пути повыш ения экономической эф ф екти в н о сти кораблей, сн и ­ ж ения издерж ек производства. В порядке обсуж дения здесь ж е опублннован материал В . А . Молчанова и Л . (1. К узь ­ мина (Ц П КТБ ВРПО «Севрыба») под заголовком «Определение нормативов времени нахож де­ ния плавсостава в резерве». В нем они делаю т попы тну раз­ работать м етодику обоснования потерь рабочего времени в св я ­ зи с нахож дением плавсостава в резерве в ожидании прихода судов и высвобождения на них рабочих м ест. В новы х международно-пра­ вовых усло ви ях ры боловства при обосновании прогнозов возмож ны х уловов особое зн а­ чение приобретаю т вопросы экономической оценки био­ ресурсов океана. Поэтому для спец иалистов интерес п редста­ ви т ста ть я кандидата экономи­ чески х наун Л . С. Ш еховцевой «О биологической и промысло­ вой продуитивности океана в связи с экономической оцен­ кой биоресурсов». Деловое сотрудничество со­ ве тск и х и п о льски х ры баков в р ам ках СЭВ продолж ается с в ы ­ ш е тр и дц ати л е т. П ольские но- рабелы в настоящ ее время п о ­ ста в л яю т в СССР БМ РТ ти п а «Иван Бочков», стр о и тельство и оторы х намечено продолжить до конца текущ ей п яти л е тки . В П Н Р осущ ествлен а разработка проентов крупнотоннаж ны х п л ав уч и х ры бообрабаты вающ их баз, предназначенны х для р а­ боты в составе ф лоти ли й р ы ­ бодобывающ их судов. Э то плавбазы типов «Северо­ дв и н ск», «Пионерск», «Профес­ сор Баранов». С 1979 года н а­ чалась поставка вы со ко эф ф ек­ ти в н ы х плавбаз ти п а «Кон сти ­ туц и я С С С Р ». Об этом р а сска­ зы вается в материале «Мно­ го летняя дружба корабелов Польской Народной Р есп убли ­ ки и советски х ры баков». Т у т ж е , в разделе «Ф лот и его э к с ­ п л уа тац и я», п уб ли кую тся с та ­ ть и о су д а х, которые п о став­ л яю тся из Польши в С С С Р ,— БМ Р Т ти п а «Иван Бочков» и ПБ ти п а «Ко н сти туц и я СС С Р». Б укси р уем ы е подводные а п ­ п ар аты «Тетис» давно стали надеж ными помощ никами р ы ­ б аков. П огруж аясь на глуби н у до дв ухсо т метров, они б у к с и ­ р ую тся за тралом . Ч ерез и х и ллю м инаторы можно ви зуал ь­ но и сследовать свер ху или сбо­ к у любую часть донного или р азноглубинного тр ала . А п п а ­ р а ты оснащ ены кино-, фото- и видео техникой. «Тетис» нуж ен и для учены х-биологов для познания эко ло ги чески х осо­ бенностей поведения и расп ре­ деления новы х объектов лова. П оэтом у авторы ста ть и « Р ы б а­ кам нуж ны буксир уем ы е под­ водные ап п ар аты » В . И. Нере- ти н (ВРПО «Севрыба») и С. Ф . Л исовский (ПИНРО) с та в я т воп­ р о с о стр ои тельстве д л я ры б­ ной отр асли новы х та к и х ап ­ пар ато в. В м атери але «О мореходны х к ач е ств а х проекта В-408» кап и тан дал ь­ него плавания Д. И. Понявин и инж енер В . Н . Белко (объеди­ нение «Мурманрыбпром») из­ л а га ю т свои наблю дения о ряде в аж н ы х мореходны х к а ­ честв БМ Р Т проекта В-408, ко­ торы е м огут о к азать п р а кти ­ ческую помощь судоводителям по предупреждению авар и й н ы х ш вар то вн ы х операций в море. некоторы х БМ РТ ■^ааааааввававаавввваавяявавааввавввввавввввявевваивпввввввввваававввавв .......................................................................... . | • Р е к л а м а • О б ъ я в л е н и я • | Е |||11111!Ш1111111Ш1ШШ1|1П111Ш111Ш1Ш1111ШШ1М111||1ШШ111!11ШШ1111Ш Е I ПРИГЛАШАЕТ МОРЕХОДНОЕ УЧНЛИЩЕI М урм ан ско е о р ден а «Зн ак Почета» м о р е хо д н о е училищ е им ени И. И. М есяц ева п р о д о л­ ж ает прием на б а з * 8 и 10 классов на заочное о тд елен и е по спец иальностям «М о рское судо в о ж ден и е», «Радио связь и электр о р адио н ави гац ия м о р ­ ского и ры бопр ом ы слового ф л о та» , « Э ксп луатац и я судово- М урм ан ско е о р ден а «Знак Почета» м о р е хо дн о е училищ е имени И. И. М есяц ева ор гани ­ зуе т с 10 ф е в р а л я 1984 го да работу курсов по п о дго то вке к п оступ лению на заочное о т­ деление по сп ец и альн о стям : «М о рское судо в о ж ден и е», «Радио связь и эл е ктр о р а д и о ­ навигация м о р ско го и ры бо- го электр о о б о р удо ван и я», «П р омы ш ленное ры боловство». В ступ ительны е экзам ен ы на заочное отд елен и е п р о во дятся в сл едую щ и е ср о ки : с 1 по 10 число в ф ев р але, апр еле, октяб р е, д е к а б р е ; с 10 по 20 число в м ар те, м ае, сен тяб р е, ноябре. Зачисление в состав уч а­ щ и хся 26 д е каб р я. пром ы слового ф л о та» , «Э кс- Е п луатация судового электр о- ~ об о р удо ван и я», «П ромыш лен- Е ное ры боловство». = З аявлен и е на им я начальни- = ка училищ а, справка с м еста j= р аботы п р е д став ляю тся до 9 Е ф е в р а л я 1984 го да. С п равки по тел е ф о н у 7-62-93. Е А дм и н истрац и я, п ар ти й ­ ный и профсою зный коми­ те ты М урманского трало во­ го ф л о та с глубоким при- снорбием извещ аю т, что 16 января 1984 года на 58-м году ж изн и скоропостиж но скончался ветеран тр уд а, почетный радист С С С Р , м астер по радиоспорту С С С Р, инженер радиоцентра Р А ТТА С ЕП Борис Иванович, и вы раж аю т искреннее со­ болезнование родным и близким покойного. Гр аж дан ская панихида состоится 20 января в 12 часов по адресу: пр. Л енина, д. 29, кв. 15. С ПРОМЫСЛА- В П О Р Т По сообщениям дисп етчер­ ск и х сл уж б флотов, СЕГОДНЯ ож и дается: ПСТ-135Э «М акеевка»; 22 Я Н В А Р Я : СРТМ -1532 «Крю ­ ково» ; 23 Я Н В А Р Я : БМ РТ-1202 «Пер- сей-3», плавбаза «Григорий Лы сенко», тан кер «Кропот­ кин», ПСТ-1352 «XX съезд ком ­ сомола Л и твы », эки п аж МБ-137 «Андрей Андреев» самолетом из М осквы , рейс № 2347 — 87 человек; 25 Я Н В А Р Я : СТМ-0624 «Обва»; 26 Я Н В А Р Я : эки п аж МБ-137 «Андрей Андреев» самолетом из М осквы , рейсом № 2341 — 20 человек, T P «Демьян Корот- ченко». А дм и н истрац и я, п ар ти й ­ ный и профсою зный коми­ те ты управления «Севрыб- холодф лот» с глубоким при­ скорбием извещ аю т, что на 53-м году жизни после тяж ело й , продолжительной болезни скон чался ста р е й ­ ший работник уп равлен ия, ветеран ф л о та, бы вш ий с и ­ стем ны й м еханик Ш ЕВ Ч ЕН КО Вален ти н М ихайлович, и вы р аж аю т искреннее со ­ болезнование родным и близким понойного. КУДА ПОЙТИ КИ НО ТЕА ТРЫ «М УРМ АНСК» (А втоо тветч ик: '4-52-88) 20 —21 ян вар я: «Скорость» — в 10, 12, 14, 16. 17.45, 19.30, 21.50; 22 ян вар я: «Двенадцать месяцев» — в 10; «Скорость» — в 11.20, 13, 14.45, 16.30, 18.15, 20, 21.40; 2 3—26 января: «Цена победы» — в 10. 12, 14, 16, 18, 20, 22. «РОДИНА» (А втоо тветч ик: 5-25-47) 20—22 ян вар я: «П ираты XX вена» — в 9.40, 13.20, 17. 18.45, 22.15; «Трое на ш оссе» — в 11.30, 15.10. 20.30; «Зн ахарь» — в 10, 13, 16, 18.40, 21.45; 23—26 ян вар я: «Знахарь» — в 10.15, 13, 16, 18.40, 21.15; «П ираты XX вена» — в 10. 14, 16.10, 22.15; «Срок давности» — в 12, 18, 20. «МИР» (А втоо тветч ик: 3-17-88) 20 январ я «Невезучие» — в 1 0 , 1 2 . 14, 16, 17.40, 19.30, 21.40; 21 ян в ар я: «Невезучие» — в 10. 12. 14. 16, 17.40. 21.40; «День командира дивизии» — в 19.30; 22 январ я: «Волшебное озеро» — в 10; «Невезучие» — в 11.20, 13, 14.30, 16. 17.40, 19.30. 21.40; 23 ян вар я: «Вол­ шебное озеро» — в 10; «Ско­ рость» — в 12, 14. 16, 17.40, 19.30. 21.40; 24—26 января: «Снорость» — в 10, 12, 14, 16, 17.40, 19.30, 21.40. « С Е В ЕР Н О Е СИ ЯНИ Е» (А втоо тветч ик: 6-22-37). 20—22 январ я: «Разиня» — в 10, 12, 14, 16, 18, 20. 21.50; «Провал операции «Больш ая Медведица» — в 10.15. 12.15. 14.15, 1C.15. 18.15, 20.45; «Чест вование» — в 16.30, 19. 21.30; «Ф ердинанд и дикие звери» —- в 10. 11.30, 13, 14.30; 23—25 ян вар я: «Невезучие» — в 10, 12. 14, 16 17.45, 19.30, 21.30; «Конец бабьего лета» — в 10.15, 12.15, 14.15. 16.15, 18.15. 20.15, 21.45; «Барьер» — в 17, 19. 21; 24—26 ян вар я: « Р ы сь вы ходит на тропу» — в 10, 11.30. 13, 14.30. В Л енинграде скончался бы вш ий первый помощник кап и тан а «Севрыбхолод- ф л о та», член КПСС с 1940 года, уч астн и к Великой О те­ чественной войны ЯЦЫ КО В А лександр Наумович А дм и н истрац и я, п ар ти й ­ ный и профсою зный коми­ те ты управления «Серрыб- холодф лот» вы раж аю т и ск ­ реннее соболезнование род­ ным и близким покойного. 17 ян вар я 1984 года тр а ­ ги ч ески погиб у ч а с тн и к В е­ ликой О течественной войны, ветеран тр уда М урманского рыбного порта, м еханик-на­ ста вн и к портофлота М АКАРО В Николай Тимофеевич Р уко во дство, партком и профсою зный ком и тет пор­ т а вы раж аю т соболезнова- ние родным и близким по­ койного. Гр аж дан ская панихида состоится 23 январ я в 11 часов по адр есу: п р. Геро- ев-североморцев, 9, норпус 1, к в . 54. | I TitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiititiiiiiiiiHiiiiiiiHiiHiiiiHiiiiiiiiMHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiir: Редактор С . Н. ДАЩИНСКИЙ. 183027. Мурманск, ул. Павлом. 21 («торой этаж). ТЕЛЕФОНЫ: приемная редактор* — 6-53 61; заместитель ре­ дактора — 6-67 03; ответственный секретарь — 6 25:37 О Т Д Е Л Ы : партийной жизни и пропаганды — 6 67-03; береговых предприятий — 6-62 15; промышленного рыболоастаа — 6 13 59; писем—6-44-78; культуры и быта, информации и спорта—6-02 93. М ур м ан ская об ластн ая ти п о гр аф и я, г . М ур м ан ск, ул . К . М аркса, 18, «Рыбный М ур м ан ». И н декс 52832. Тираж 16.400. З а к . 254. ПН-03028.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz