Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.
• ТАМ, ГАЕ БЫВАЮТ НАШИ МОРЯКИ ГДР Почетного звания *Пред приятие отличного качества работы» удостоена верфь «Мептун-верфт» в Росто ке (на снимке). Старейшее судостроительное предприя тие на балтийском побере жье республики специализи руется на выпуске грузовых судов и различных судов специального назначения. Среди постоянных клиентов ростокских -корабелов •— за казчики из СССР. Фото АДН — ТАСС. ПОЛЬША Щецин-город рабочий Портовый комплекс Щ е цин — Свиноуйсьце назы вают барометром народного хозяйства страны. Сейчас этот барометр осторожно склоняется к «ясно». Обо рот в нынешнем году уве личился на 14,4 процента, составив 17,5 миллиона тонн грузов, что свидетель ствует о поступательном развитии экономики ПНР. Порт, в котором трудится около семи тысяч человек, — внушительное хозяйство. Его работа оказывает влия ние и на экономику брат ских стран социализма. А вот и цель моего пу ти — верфь имени Адольфа Барского, гордость Щецина, его сердце. — Сегодня вас ж дет сюр приз, — сказали мне в дирек ции верфи. — Побывайте на ста п е лях, а к 12 часам просим в конференц-зал. В одном из ги га н тски х це хов меня познакомили с ин женером Я нуш ем Янаш еком . — Я более тридцати лет ра ботаю здесь, — говорит он. — Помню, с чего начинали, — послевоенная р азр уха, нехват ка знаний, кадров, техн и ки . Советские товарищ и помогали во всем, практически создали новую для нас о тр асл ь... А ■ полдень я узн ал и о сю рпризе. Им оказалось под писание контранта с «Судоим- портом» На постройку двух новы х судов — пассажирско- автом обильны х паромов повы шенной ф ункц иональности. Каждое из них сможет брать на борт одновременно 412 че ловек и 147 маш ин. Первое судно будет сдано в конце 1985 года, второе — в 1987 году. Специалисты зн аю т, что для судов подобного типа это очень короткий срон. Разговор с генеральным директором щецинской вер фи Станиславом Озимеком начался с только что подпи санного контракта. — Это новый пример на шего взаимовыгодного со трудничества, — говорит С. Озимек. — За 35 лет нами создан для СССР це лый флот — 158 судов два дцати пяти типов. В 1983 году по заказу Акаде мии наук СССР со стапе лей спущено три научно- исследовательских судна. Каждое из них — практи чески плавучий институт, предназначенный для рабо ты 130 специалистов н уче ных. КУБА ЕСТЬ У НАС ДРУЗЬЯ ПАНАМА ЗИЙИ1ШЫИ имя С лож ны е задачи стояли пе р е д нашим экипаж ем : мы долж ны бы ли произвести м а лый капитальный рем онт и п редъ явить судно Регистр у С С С Р в порту Гавана. Д о ко вы е рем онтны е рабо ты, а такж е ге из них, ко то ры е невозм ож но выполнить а судо вы х усло ви ях, долж ны бы ли п роизводиться силами Гаван ского судор ем он тн о го завода. Н есм отр я на многие тр удн ости , рем онт все-таки бы л заверш ен , и судн о предъ- 3 явлено Р егистр у С С С Р . И • н астоящ ее врем я БМ РТ «Вну ково» работает ■ одном из районов М ирового океана. Но мне хотелось бы рас сказать о др уго м — о том практическом вкладе, ко то рый внес наш экипаж а р аз витие и укрепление интерна циональных связей . Ещ е не п ер ехо де на тр аулер е был сделан уголо к интернацио нальной др уж б ы , вы пущ ены ф о то газе ты . С сам о го на чала р ем о нта мы познако мились с членам и организа ции С о ю за м о ло ды х ком м у нистов ры бного пор та, ко то ры е бы ли у нас в гостях на бо р ту судн а. Провели д л я них экскур сию , затем предло жили русски й чай, показали киноф ильм о С о ветском С ою зе и м узы кальн ую п ро гр ам м у. Язы кового барьера, кан из вестно, не сущ е ств уе т между молодежью, ибо всегда нахо дятся добровольные переводчи к и , особенно и * числа те х , кто уч и лся • наш ей стр ан е. Мы реш или провести большой ту р нир по волейболу между командами со ветски х рыболов н ы х траулеров, сто ящ и х ■ га ванском порту. Не забыли при этом и своих друзей — моло деж ь с нубинсиого судоремонт ного завода, которой предло ж или таиж е участвовать ■ тур н и р е. И сколько же поис- тине спортивного азар та было а эти х м атчах! В каждом из них наши ребята участвовали только с одним ж еланием — победить. Многое для этого сделали кап итан номанды Ю. П. Ч и стян , моторист Н. В . Д убин, электр ом еханик Н. М. Еремин, комсорг Н. П. Калини- хи н . А затем последовало о твет ное предложение: члены Сою за молодых комм унистов сов м естно с профсою зным а к ти вом предложили нам провести В ГАВАНЕ тур ниры по ш ахм атам , на стольному тен ни су и бильяр ду. Вызов был п р и н ят... По-види мому, из-за недостатка тр ен и ровок сборная советсиих тр а у леров — БМ РТ «Л агун а», «Мон голия», «Промы словик», «Вн у ково» потерпела поражение по настольном у тен ни су и биль яр ду. но вы игр ала п рактич ес ки все партии в ш ахм аты . Отлично вы ступ и ли наши ш а хм ати сты — старш ий помощ ник капитана И. В . Семенов, электрорадионавигатор Н. Ф . Таню хин , начальник радио станц ии 3. Н. Х айр уллин . Ито ги соревнований подводили в нанун 30-лвтия ш турм а казар мы Монкада на борту РТМС «Гр ан ит». Победителям ту р н и ра «Дружба» были вручены при зы , а такж е грам оты . Почетный трофей — кубои Д руж бы за первое место в тур нир е по волейболу вручен иоманде рижсного РПК-2. Н а ш а команда зан яла тр етье место. В дни пребывания на остро ве Свободы наши моряки приняли участие в м итинге протеста против грязной а г рессии СШ А на Гренаде. Большой интерес у м о ло ды х рыбаков вы звала по е зд к а в ры боловецкий кооп е ратив, в Батабану, гд е они участвовали в праздновании Д н я работника ры бной про мыш ленности, — он о тм еч ае т ся на К уб е в тот ж е ден ь, что и наш Д е н ь - ры бака. И это бы ло вдвойне приятно. М о р я ки приняли участие я м итин ге, посвящ енном п р о ф е сси о н альном у празднику ры баков, в затем — • спортивны х с о стязан и ях. Д ен ь р о ж ден и я Л енинского ком сом оле наши м ор яки встретили с м о л о д еж ью опто вой базы . Р ассказали о б о е вом и тр удовом пути наш его ком сом ола, показали кино ф и льм . В п реддвер ии б о л ьш о го прездн ика — 66-й го д о в щ ины Великого О ктяб р я мы приняли участие в м итинге, п освящ енном знам енательной дате . П р оводи лся он а ры б ном п орту. В здании М ини стер ства ры бного хозяй ства Кубы бы ла организована вы ставка советской книги. Хорош ей традицией стало в ры бном п ор ту, на суд о р е м онтном заво де совм естное П одведение итогов социали стического соревнования — кубинских до кер о в и совет ских ры баков. П о итогам соревнования за второй и тр е тий кварталы награж дены па м ятным и подаркам и м оряки судна Н. М . О льченко, М . М. Хилобок, С . И. Вострецов, В. М . П одзигун . П ам ятен такой случай. Р уко водство ин терклуб е обрати лось за помощ ью в п р е д ста вительство М инистерства ры б ного хозяйства С С С Р — под готовить зал д л я установки игральных автом атов. М оряки с готовно стью откликнулись на просьбу кубинских товари щ ей. Был организован субб от ник, на котор ом произвели косм етический рем онт зала. О собенно отличились м атро сы С . И. Вострец о в, Н. С . Ме- линичук, В. А. П окатило, А. К . С и ден ко , тр ети й помощ ник капитана Н. П . Калинихин. А затем был совм естны й вечер о тды ха м ор яков. Не могу не сн азать и о яр ком, впечатляющ ем событии — карнавале. Н ачинается он на Кубе 22 июля и «идет» до 30 ию ля. П редставления начи наю тся поздно вечером, когда спадает удуш ли в ая ж ара и звезды расцвечиваю т темное тропическое небо, а набереж ную Малекона заливает море огня и м узы ки . Ф антастичес- ние карросас — передвижные эстрадны е площ адки, высотой с дв ухэтаж н ы й дом, двигаю тся по набережной. На платф ор мах юноши и дяаушни — представители разли чны х об щ ественны х организаций Га ваны , одетые в яркие костю мы , исполняю т популярны е карнавальны е тан ц ы . За кар- росас, пританцовы вая, и дут участн и ки народны х ансам б лей . Между ними огромные к у к л ы . П е стр ят карнавальными одеяниями средневековые ры цари, испансние гранды и то реро, персонажи и * н егри тян ск и х сказо к. Вм есте с у ч а с т ницами карн авала тан ц ует весь народ о т мала до вели к а , зараж ая своим весельем гостей. Проходящ ие сук а с а лю тую т праздничном у карна валу. В пам яти, конечно, остан ет ся все зто . А главное — д о б рож елательны е улы бки, взаи мопоним ание и помощ ь д р у зей, которы х мы б удем пом нить всегда. И. ИВАНОВ-СМОЛЕНСКИЙ, первый помощник капитана БМРТ «Внуково». Гавана. Каждое судно в Панам ском канале проходит гору Кулебра, вернее выемку в горе, где на большой высо те на отвесной скале вы рублен силуэт землекопа с лопатой в память о тысячах строителей, погибших от малярии, тропической лихо радки и других болезней. Первоначально работами по стр о и тельств у П анамсного к а нала руководил ф р ан ц узски й инженер Фердинанд Л ессепс, то т сам ы й, который строил Суэц ки й кан ал. Но в отличие от Суэцного, где нет ни едино го ш лю за, при постройке Па- намского нанала приш лось ре ш ать слож ны е гидротехниче ские и другие вопросы. Н есколько акционерны х меж дунар одны х общ еств, создан н ы х для ф инансирования стро и тельства П анамского нанала, ло п н ули , и десятки ты сяч дер ж ателей м елких акций разо ри ли сь. Строитель Фердинанд Лес сеп с был осужден за мошенни чество, а само слово «Панама» стало синонимом слова «аф е ра». И тогда строительством за н ялись ам ериканцы . Они со г нали на работу до 40 ты сяч человек, канал вступ и л в строи в 1920 году. В озера по шлюзам (по три шлюза со стороны оке анов) на высоту 32 фута поднимаются, заводятся и выводятся суда. Проход судна по шлюзам занимает десять часов, а по озерам три часа. Уровень воды в озерах контролируется и поддерживается постоян ным сбросом излишков воды через специальные шлюзы. Вся электроэнергия — для закрытия _ открытия ворот шлюзов, для элентро- каров, ведущих судно по шлюзам, — поступает от гидроэлектростанций, устро енных в горах на плотинах искусственных озер. Мне приходилось трижды проходить Панамский канал. Первый раз в 1930 году, когда перегоняли из Босто на во Владивосток пароход «Лейк Фандон», закуплен ный в СШ А . Тогда мы без задержки, взяв только лоц мана, сразу прошли канал. Второй раз, в 1939 году, на теплоходе «Смольный» в рейсе из Ленинграда во На ближайшие два— три года заключен уже целый ряд контрактов с советски* ми заказчиками. Это так же, как и советская техни ка и технология, гарантиру ет стабильность нашей ра боты. Среди будущих судов для СССР — трансокеан ские с максимумом удобств, гидрогеологические, геофи зические и специальные, предназначенные для экс плуатации дна морей, рабо ты на шельфе. В разговор в ступ ае т первый секретарь ком итета ПОРП на верфи товарищ Зенон Пыда: — Работа здесь исклю чи тельно тр удн ая, не случайно проблема кадров для нас о ст рейш ая. За последние годы коллектив со кр ати лся на ты сячу человен, многие уш ли на пенсию. Огромное напряжение вызвало наруш ение — не по нашей вине — тор говы х свя зей с Западом. Тем не менее мы выполняем все свои дого ворные о б язательства. Это говорит о том , что тот, кто работает на верфи и свя зал с ней свою ж и зн ь, сделал это из любви к своей нелегкой профессии. Впереди много дел, — гово рит 3. Пыда. — Рабочий Ще цин должен с честью поддер ж и вать добрую славу марки «Сделано в ПН Р». Игорь КОРЗУН, соб. корр. АПН. Щецин — Варшава. В; лдивосток. В тот раз мы более суток простояли на рейде порта Кристобаль Ко лон — так называется по- испански Христофор Ко лумб. Команда была на бе регу, фотографировались у пальм и у памятника Ко- л; t 6 y. И третий раз, в 1942 го ду, шли мы из Англии во В. адивосток с грузом воен ного снаряжения на парохо де «Чернышевский». Тут мы простояли несколько суток, пока вошли в Па намский канал. Масса су дов стояла на рейде, ожи дая очереди. Панамский канал теперь стал тесен для прохода больших судов Ширина его 32 метра, глубина 12,5 метра, а большие современ ные газовозы достигают 42 метров ширины. В конце 70-х годов канал был частично модернизиро ван, в результате пропуск ная способность его увели чилась с 37 до 42 судов в сутки. Очередь для прохо да Панамским каналом в 1980 году достигала 184 судов, и были случаи, когда суда стояли более недели в ожидании. Существует один из мно жества проектов дальнейшей модернизации канала — уг лубить его до 18,3 метра и расширить до 43 метров. Разрабатываются проекты строительства нового кана ла. Его предполагается про рыть в 10 милях от суще ствующего. Длина его будет 53 мили, ширина 168 мет ров, глубина 33 метра. По условиям договора 1977 года между Панамой и СШ А , право владеть Па намским каналом постепен но переходит к Панаме, и в 2000 году она станет его владельцем. Панама доби лась этого в результате многолетней борьбы с СШ А за свое право на это соору жение. / В. ЕЛФИМОВ. г. Мурманск. ИИМЩИШНИ [20 января 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz