Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.
4 марта - выборы в Верховный Совет ССР ГАРАНТИЯ НАШИХ ПРАВ Активизируют работу но подготовке к выборам в Вер ховный Совет СССР клубы из бирателей, открытые на судах Северного бассейна и на бе регу. Эффективной формой их деятельности стали инфор- мационно-пропагандист с к и е встречи с руководителями предприятий и организаций. Одна из таких встреч про шла в Доме междурейсо вого отдыха по ул. Шмид та. Гостями моряков были руководители Октябрьского района, ВРПО «Севры ба», Мурманского тралового флота. Состоялся живой, за интересованный разговор на темы, волнующие каждого из бирателя. — С патриотической ини циативой к 4 м арта справиться с заданием первого квартала и дать сверх плана сотни тонн пищевой продукции выступили экипажи БА Т «М арш ал Е р е м енко» и плавбазы «П о ляр ная звезда». Их почин п о д д е р ж ан многими береговы м и кол лективам и, — сказал на встр е че первый секретарь О ктяб р ь ско го райком а К П С С А . И. Козлитин. — На ф л о тах ши р и тся социалистическое со ревнование за выполнение плана года к 19 октяб ря — 40-летию разгр ом а немецко- ф аш и стски х захватчиков в С о ветском Запо ляр ье. А л е к сан д р Иванович р асска зал об эконом ическом разви тии района за врем я, п рош ед ш ее м еж д у выборами, под черкнул необходим ость уд ар но работать с первы х дней го да, на что нацеливаю т ком м унистов, всех тр удящ и хся м а териалы д екаб р ьско го (1983 г.) П ленум а ЦК КП С С . На перспективах развития ж илищ ного и соц иально-куль тур ного строительства ры бац кого района М урм ан ска оста новился а своем вы ступлении п р ед седатель О ктяб р ьско го райисполком а В. Ф . М атвеен- ков. О напряж енности плана 1984 года говорил начальник тр ало во го ф лота Л . В. Евгр а ф о в. Ныне ф ло т сократится на сем ь крупнотоннаж ны х су дов, а пополнится только о д ним больш им автономным тр ауле р о м . О дн ако задание по п ро изводству пищ евой и товарной продукции, по срав нению с минувш им го дом , увеличено почти на десять процентов. Возм ож ность его выполнения, подчеркнул вы ступающ ий, в наших р е зе р вах. И преж де всего в чет ком взаим одействии рыбаков и их см еж ников в рам ках Д о говора четы рнадцати. Н еобходим ость слаж енной, ком плексной работы подчерк нул такж е зам еститель на чальника ВРПО «Севры ба» В. И. Тим оф еев. О н проанали зировал причины невыполне ния плана объединением по вы пуску пищевой продукции. Резервы в этом д ел е есть, и н ем алы е, а одними техноло гическими м ероприятиям и их не реализовать. Больш ое внимание было уделен о вопросам повыш ения дисциплины , организации и оплаты тр уда ры баков. М а ло кого оставила равнодуш ным эта встреча. Красной нитью чер ез все вы ступления прош ла мы сль о том , что прочной гарантией прав гр аж дан Страны Советов, закрепленны х Конституцией С С С Р , является сегодняш ний сознательны й тр уд каж дого и з нас. С . И ГОШ ИН . ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ < Предлагаемая публикация затрагивает вопросы чрезмер ного обилия отчетной документации, которую приходится готовить командному составу рыбопромысловых и обраба тывающих судов. Публикуя в порядке обсуждения статью, редакция наде ется, что на нее откликнутся наши читатели, поделятся мнет ниямн о том, в чем прав и в чем не прав ее автор, выска жут свои предложения, рекомендации, направленные на ре шение поднятой проблемы рационализации труда судово дителей. Мой собеседник — глав ный штурман Мурманского морского пароходства Д. В. Ветчинин. Вместе вспомина ем энергичную атаку, прове денную журналом «Морской флот» несколько лет назад по поводу обилия норматив ной и отчетной документа ции на судах, или — по тер минологии моряков — «бу маг». — Ну как, Денис Вла димирович, — спрашиваю,— удалось ли вам осушить «бумажное море»? — Нет, — качает он го ловой, — бумаг стало еще больше. На местах стараем ся ставить им заслон, но это удается плохо. Ведь бумаги спускают сверху... Слушаю Ветчинина, а сам невольно думаю: у нас, на судах рыбопромыслового флота, бумажные дела об стоят не лучше. Никто ведь особенно не удивится, если скажу, что по количеству «бумаг» мы давно обскака ли коллег — мореходов тор гового флота. Недаром ведь судоводители-практики взы вают о помощи: «Помогите! Тонем в «бумажном море»! Но, может быть, мнение капитанов и их помощников, как лиц заинтересованных, не отражает истинного поло жения дел? Привожу не сколько цитат из книги де кана судоводительского фа культета Мурманского выс шего инженерного морского училища имени Ленинского комсомола кандидата техни ческих наук Р. Б. Брандта «Эффективность и качество работы судоводителя», из данной Мурманским книж ным издательством в 1978 году: «...несмотря на расту щее с каждым годом их («бу. маг». — Д. П.) количество, ни один из документов пол ностью не оговаривает дей ствий вахтенного штурмана. Определить суть документов сложно, зачастую они прос то повторяют друг друга...», «...некоторые ‘ положения важных документов прямо противоречат друг другу...», «...противоречат друг другу и некоторые положения од ного и того же документа...», «...все эти недостатки офи циально закрепляют поло жение: вахтеНный штурман одновременно должен делать тысячу дел и за все отве чать», «...на судне суще ствует масса отчетной до кументации. Анкетный опрос штурманов Северного бас сейна показал, что состав ление ее занимает значи тельное количество свобод ного времени: от 1 до 4 ча сов в сутки (в дополнение ко времени несения вахт)... Таким образом, ежедневный рабочий день штурманов со ставляет 10—12 часов, а если судно работает в осо бо сложных условиях (что. например, в зимнее время дело обычное. — Д. П.), ра бочий день доходит до 16 часов, и даже восьмичасо вой сон не снимает уста лости». Итак, «бумаги» вовсе не так безобидны, как может показаться, а загруженность ими судоводителей не луч шим образом сказывается на результатах работы эки пажей. Как человек, причастный к контролю за состоянием знть переговоры, ведущиеся вахтенным штурманом при работе в плотной группе промысловых судов, при шлось бы с маху исписать весь журнал. Не могут су довые специалисты вести и Паспорт санитарно-техниче ского состояния суДна — на. столько изощренно он со ставлен. Не могу, йак капи тан. понять целесообразность такой «операции», как под- клеивание старых прогнозов в журнал прогнозов погоды. Большинство из журналов имеет грубую — словно броня какая-то — супероб ложку, формат у них гро моздкий, очень много девст венно чистых граф типа «За мечания капитана», «Приме- I штурманской службы на су дах, добавлю: некачествен ные, расплывчатые требова ния и положения, содержа щиеся в некоторых доку ментах, не только затрудня ют работу инспектирующих лиц, но и служат основани ем для того, чтобы они де лали замечания, вызываю щие у судоводителей недо умение и растерянность. Нельзя не отметить и од нобокость существующих нормативных документов: су доводитель, роясь в различ ных источниках, может отыс кать в основном парагра фы, регламентирующие без опасность мореплавания и судовую службу. Однако до сих пор не существует жи вых, доходчивых материа лов, способных помочь, ска жем, молодому администра тору правильно построить свои отношения в коллекти ве, или, например, таких, которые освещали приемы профессиональной рыбац кой работы. Все это пости гается на своем опыте и час то дорогой ценой. Вместе с тем, не знаю, по какой причине, но кате горичные выводы Р. Б. Брандта во внимание приня ты не были: ни один из нор мативных документов не был пересмотрен или сокращен. Более того, если Роман Бо рисович, подчеркивая загру женность судоводителей «бу магами», упоминает о суще ствовавших тогда 16 журна лах, которые обязаны были вести судоводители, то те перь число таких журналов достигло... 25. Причем ве дение некоторых из нпх за труднительно даже для спо собного инженера-судоводи- теля, вчерашнего выпускни ка морского училища. Мало того, многие журна лы дублируют друг друга. Например, журнал техсосто- яния дублирует ремонтную ведомость, а журнал корпу са, устройств и систем, в свою очередь, — журнал техсостояния. Журнал заме ров в танках дублирует запи си в судовом журнале, на информационной доске наг рузок, в грузовой книге. Журнал учета судовых тре вог — судовой журнал и т. д. и т. п. Некоторые из этих, с по зволения сказать, докумен тов. внедряются на судах вопреки логике и здравому смыслу. Например, невоз можно объективно вести жур нал учета радиотелефонных переговоров, так как для то го чтобы, например, отра- чание», которые ничего не дают и только ведут к до полнительной трате бумаги. Например, грузовая книга, утвержденная приказом по Минрыбхозу СССР, имеет формат 297x420 мм. вес... 1200 граммов. И что инте ресно; формы и содержание граф устарели настолько, что половина листов при расчетах просто-напросто не нужна. Произведя несложные арифметические действия, компетентный человек может без труда определить, что только ведение журналов Дает по каждому судну пе ревод бумаги в год минимум 8 килограммов. А принимая во внимание всевозможные акты, отчеты (очередные и внеочередные), сводки, щед рую трату писчей бумаги, эту цифру, думаю, можно и удвоить. А сколько таких судов зарегистрировано по министерству. Итого, десят ки тонн типографской бума ги ежегодно летят «на ве тер», ...Помню, с каким благо говением мы, мальчишки послевоенных лет, гладили шероховатые листы посту пивших в продажу и став ших доступными альбомов. Это была — Бумага! Не то что поля газет, где мы изоб ражали схватки истребите лей и танковые бон, писали первые слова. Сейчас бумага перестала быть дефицитом. Дескать, подумаешь, какие-то десятки тонн... Пустяк. Но производ ство такого количества бу маги обходится государству в сотни тысяч рублей, а это уже — построенная школа. В чем же причина стреми тельного роста количества «бумаг»? Может, флот, со вершенствуясь, усложнился до того, что на каждые 2— 3 метра длины корпуса судна требуется по журналу? Да, флот совершенствует ся, но не так резво, как пу чится из берегов «бумажное море». А потом, механизация и автоматизация производст венных процессов вовсе не предполагает увеличение от четности. Скорее, наоборот... Ответ довольно прост. Флот — предприятие повы шенной опасности. Случают ся аварийные и прочие не приятные случаи. Долг и от ветственность обязывают их изживать. Но для этого на до много, упорно и умело работать. А иногда не хва тает «пороха», иногда прос то времени. И тогда дело подменяется его видимостью — «бумагой», внешне дей ственной я эффектной. И думается с надеждой; «Ну, должно пойти дело...* А дело стоит. Более того, иная бумага, возвратись, на чинает подтачивать его осно вание, которое, казалось бы, она рождена укреплять. И кренится дело, и завалится, в конце концов, ибо невоз можно формализмом и кан целярщиной решать живые проблемы. Ведь если так дело пой дет, то поток, питающий «бумажное море», начнут пополнять не только работ ники отделов проектных ор ганизаций, которые ветром повседневности незаметно для них самих оторвало от забот и проблем своего де ла, но и сами практики. На пример, заведут некоторые старпомы дополнительные самодеятельные журналы «Учета ложек» и «Учета ви лок». А почему бы и нет? Бумага — она все стерпит... Огромные психологические нагрузки, происходящие из характера профессии, до полняются необходимостью заниматься «бумагами», знать и выполнять их бес численные требования. Толь- < ко процедура отхода судна в море стоит иному капита ну года жизни. И не мудре но, один перечень докумен тов, регламентирующих лишь безопасность мореплавания и организацию службы, ко торые нужно иметь на от ход, содержит на сегодняш ний момент 103 (!) наиме нования. И по большинству из них требуется перед от ходом провести определен ные мероприятия. Что же получается. Все видят — «бумаг» неоправ данно много, все знают — судоводители недопустимо загружены ими. Но тем не менее для исправления соз давшегося положения пока никаких действенных мер до сих пор не принимается. Разве что редко-редко раз дастся робкий протестую щий голос, который быстро глохнет в шорохе «бумаж ных волн». И все остается как есть... Мне могут возразить, дес кать, проблема не нова. И это действительно так, спо ру нет. Психологи утверждают, что человек может приспо собиться и даже привыкнуть к постоянным стрессовым ситуациям, если таковые со путствуют его деятельности. Вот так, наверное, и мы по степенно начинаем привы кать к «бумажному буму», оправдывать его только по тому, что не можем (или все- таки не хотим?!) с ним справиться. Вместе с тем мы много и справедливо говорим о ра ционализации труда предста вителей всех профессий. А разве разработка универ сальной, единой системы от четности, предполагающей минимум «бумаг», — это не будет вкладом в рационали зацию нелегкого труда су доводителей? В тексте выступления Ю. В. Андропова на де кабрьском (1983 г.) Плену ме ЦК КПСС подчеркивает ся как первейшее условие выполнения плана необходи мость четкой организации всей работы и в центре, и на местах. Думается, упорядочение «бумажных дел» будет спо собствовать четкости такой организации. Д. ПОНЯВИН, капитан дальнего плавания объединения «Мурманрыб пром». 20 января 1984 года 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz