Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.

4 марта - выборы в Верховный Совет ССР ГАРАНТИЯ НАШИХ ПРАВ Активизируют работу но подготовке к выборам в Вер­ ховный Совет СССР клубы из­ бирателей, открытые на судах Северного бассейна и на бе­ регу. Эффективной формой их деятельности стали инфор- мационно-пропагандист с к и е встречи с руководителями предприятий и организаций. Одна из таких встреч про­ шла в Доме междурейсо­ вого отдыха по ул. Шмид­ та. Гостями моряков были руководители Октябрьского района, ВРПО «Севры­ ба», Мурманского тралового флота. Состоялся живой, за­ интересованный разговор на темы, волнующие каждого из­ бирателя. — С патриотической ини­ циативой к 4 м арта справиться с заданием первого квартала и дать сверх плана сотни тонн пищевой продукции выступили экипажи БА Т «М арш ал Е р е ­ м енко» и плавбазы «П о ляр ­ ная звезда». Их почин п о д д е р ­ ж ан многими береговы м и кол­ лективам и, — сказал на встр е­ че первый секретарь О ктяб р ь­ ско го райком а К П С С А . И. Козлитин. — На ф л о тах ши­ р и тся социалистическое со ­ ревнование за выполнение плана года к 19 октяб ря — 40-летию разгр ом а немецко- ф аш и стски х захватчиков в С о ­ ветском Запо ляр ье. А л е к сан д р Иванович р асска­ зал об эконом ическом разви­ тии района за врем я, п рош ед­ ш ее м еж д у выборами, под­ черкнул необходим ость уд ар ­ но работать с первы х дней го да, на что нацеливаю т ком ­ м унистов, всех тр удящ и хся м а­ териалы д екаб р ьско го (1983 г.) П ленум а ЦК КП С С . На перспективах развития ж илищ ного и соц иально-куль­ тур ного строительства ры бац­ кого района М урм ан ска оста­ новился а своем вы ступлении п р ед седатель О ктяб р ьско го райисполком а В. Ф . М атвеен- ков. О напряж енности плана 1984 года говорил начальник тр ало во го ф лота Л . В. Евгр а­ ф о в. Ныне ф ло т сократится на сем ь крупнотоннаж ны х су ­ дов, а пополнится только о д­ ним больш им автономным тр ауле р о м . О дн ако задание по п ро изводству пищ евой и товарной продукции, по срав­ нению с минувш им го дом , увеличено почти на десять процентов. Возм ож ность его выполнения, подчеркнул вы­ ступающ ий, в наших р е зе р ­ вах. И преж де всего в чет­ ком взаим одействии рыбаков и их см еж ников в рам ках Д о ­ говора четы рнадцати. Н еобходим ость слаж енной, ком плексной работы подчерк­ нул такж е зам еститель на­ чальника ВРПО «Севры ба» В. И. Тим оф еев. О н проанали­ зировал причины невыполне­ ния плана объединением по вы пуску пищевой продукции. Резервы в этом д ел е есть, и н ем алы е, а одними техноло­ гическими м ероприятиям и их не реализовать. Больш ое внимание было уделен о вопросам повыш ения дисциплины , организации и оплаты тр уда ры баков. М а­ ло кого оставила равнодуш ­ ным эта встреча. Красной нитью чер ез все вы ступления прош ла мы сль о том , что прочной гарантией прав гр аж дан Страны Советов, закрепленны х Конституцией С С С Р , является сегодняш ний сознательны й тр уд каж дого и з нас. С . И ГОШ ИН . ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ < Предлагаемая публикация затрагивает вопросы чрезмер­ ного обилия отчетной документации, которую приходится готовить командному составу рыбопромысловых и обраба­ тывающих судов. Публикуя в порядке обсуждения статью, редакция наде­ ется, что на нее откликнутся наши читатели, поделятся мнет ниямн о том, в чем прав и в чем не прав ее автор, выска­ жут свои предложения, рекомендации, направленные на ре­ шение поднятой проблемы рационализации труда судово­ дителей. Мой собеседник — глав­ ный штурман Мурманского морского пароходства Д. В. Ветчинин. Вместе вспомина­ ем энергичную атаку, прове­ денную журналом «Морской флот» несколько лет назад по поводу обилия норматив­ ной и отчетной документа­ ции на судах, или — по тер­ минологии моряков — «бу­ маг». — Ну как, Денис Вла­ димирович, — спрашиваю,— удалось ли вам осушить «бумажное море»? — Нет, — качает он го­ ловой, — бумаг стало еще больше. На местах стараем­ ся ставить им заслон, но это удается плохо. Ведь бумаги спускают сверху... Слушаю Ветчинина, а сам невольно думаю: у нас, на судах рыбопромыслового флота, бумажные дела об­ стоят не лучше. Никто ведь особенно не удивится, если скажу, что по количеству «бумаг» мы давно обскака­ ли коллег — мореходов тор­ гового флота. Недаром ведь судоводители-практики взы­ вают о помощи: «Помогите! Тонем в «бумажном море»! Но, может быть, мнение капитанов и их помощников, как лиц заинтересованных, не отражает истинного поло­ жения дел? Привожу не­ сколько цитат из книги де­ кана судоводительского фа­ культета Мурманского выс­ шего инженерного морского училища имени Ленинского комсомола кандидата техни­ ческих наук Р. Б. Брандта «Эффективность и качество работы судоводителя», из­ данной Мурманским книж­ ным издательством в 1978 году: «...несмотря на расту­ щее с каждым годом их («бу. маг». — Д. П.) количество, ни один из документов пол­ ностью не оговаривает дей­ ствий вахтенного штурмана. Определить суть документов сложно, зачастую они прос­ то повторяют друг друга...», «...некоторые ‘ положения важных документов прямо противоречат друг другу...», «...противоречат друг другу и некоторые положения од­ ного и того же документа...», «...все эти недостатки офи­ циально закрепляют поло­ жение: вахтеНный штурман одновременно должен делать тысячу дел и за все отве­ чать», «...на судне суще­ ствует масса отчетной до­ кументации. Анкетный опрос штурманов Северного бас­ сейна показал, что состав­ ление ее занимает значи­ тельное количество свобод­ ного времени: от 1 до 4 ча­ сов в сутки (в дополнение ко времени несения вахт)... Таким образом, ежедневный рабочий день штурманов со­ ставляет 10—12 часов, а если судно работает в осо­ бо сложных условиях (что. например, в зимнее время дело обычное. — Д. П.), ра­ бочий день доходит до 16 часов, и даже восьмичасо­ вой сон не снимает уста­ лости». Итак, «бумаги» вовсе не так безобидны, как может показаться, а загруженность ими судоводителей не луч­ шим образом сказывается на результатах работы эки пажей. Как человек, причастный к контролю за состоянием знть переговоры, ведущиеся вахтенным штурманом при работе в плотной группе промысловых судов, при­ шлось бы с маху исписать весь журнал. Не могут су­ довые специалисты вести и Паспорт санитарно-техниче­ ского состояния суДна — на. столько изощренно он со­ ставлен. Не могу, йак капи­ тан. понять целесообразность такой «операции», как под- клеивание старых прогнозов в журнал прогнозов погоды. Большинство из журналов имеет грубую — словно броня какая-то — супероб­ ложку, формат у них гро­ моздкий, очень много девст­ венно чистых граф типа «За­ мечания капитана», «Приме- I штурманской службы на су­ дах, добавлю: некачествен­ ные, расплывчатые требова­ ния и положения, содержа­ щиеся в некоторых доку­ ментах, не только затрудня­ ют работу инспектирующих лиц, но и служат основани­ ем для того, чтобы они де­ лали замечания, вызываю­ щие у судоводителей недо­ умение и растерянность. Нельзя не отметить и од­ нобокость существующих нормативных документов: су­ доводитель, роясь в различ­ ных источниках, может отыс­ кать в основном парагра­ фы, регламентирующие без­ опасность мореплавания и судовую службу. Однако до сих пор не существует жи­ вых, доходчивых материа­ лов, способных помочь, ска­ жем, молодому администра­ тору правильно построить свои отношения в коллекти­ ве, или, например, таких, которые освещали приемы профессиональной рыбац­ кой работы. Все это пости­ гается на своем опыте и час­ то дорогой ценой. Вместе с тем, не знаю, по какой причине, но кате­ горичные выводы Р. Б. Брандта во внимание приня­ ты не были: ни один из нор­ мативных документов не был пересмотрен или сокращен. Более того, если Роман Бо­ рисович, подчеркивая загру­ женность судоводителей «бу­ магами», упоминает о суще­ ствовавших тогда 16 журна­ лах, которые обязаны были вести судоводители, то те­ перь число таких журналов достигло... 25. Причем ве­ дение некоторых из нпх за­ труднительно даже для спо­ собного инженера-судоводи- теля, вчерашнего выпускни­ ка морского училища. Мало того, многие журна­ лы дублируют друг друга. Например, журнал техсосто- яния дублирует ремонтную ведомость, а журнал корпу­ са, устройств и систем, в свою очередь, — журнал техсостояния. Журнал заме­ ров в танках дублирует запи­ си в судовом журнале, на информационной доске наг­ рузок, в грузовой книге. Журнал учета судовых тре­ вог — судовой журнал и т. д. и т. п. Некоторые из этих, с по­ зволения сказать, докумен­ тов. внедряются на судах вопреки логике и здравому смыслу. Например, невоз­ можно объективно вести жур­ нал учета радиотелефонных переговоров, так как для то­ го чтобы, например, отра- чание», которые ничего не дают и только ведут к до­ полнительной трате бумаги. Например, грузовая книга, утвержденная приказом по Минрыбхозу СССР, имеет формат 297x420 мм. вес... 1200 граммов. И что инте­ ресно; формы и содержание граф устарели настолько, что половина листов при расчетах просто-напросто не нужна. Произведя несложные арифметические действия, компетентный человек может без труда определить, что только ведение журналов Дает по каждому судну пе­ ревод бумаги в год минимум 8 килограммов. А принимая во внимание всевозможные акты, отчеты (очередные и внеочередные), сводки, щед­ рую трату писчей бумаги, эту цифру, думаю, можно и удвоить. А сколько таких судов зарегистрировано по министерству. Итого, десят­ ки тонн типографской бума­ ги ежегодно летят «на ве­ тер», ...Помню, с каким благо­ говением мы, мальчишки послевоенных лет, гладили шероховатые листы посту­ пивших в продажу и став­ ших доступными альбомов. Это была — Бумага! Не то что поля газет, где мы изоб­ ражали схватки истребите­ лей и танковые бон, писали первые слова. Сейчас бумага перестала быть дефицитом. Дескать, подумаешь, какие-то десятки тонн... Пустяк. Но производ­ ство такого количества бу­ маги обходится государству в сотни тысяч рублей, а это уже — построенная школа. В чем же причина стреми­ тельного роста количества «бумаг»? Может, флот, со­ вершенствуясь, усложнился до того, что на каждые 2— 3 метра длины корпуса судна требуется по журналу? Да, флот совершенствует­ ся, но не так резво, как пу­ чится из берегов «бумажное море». А потом, механизация и автоматизация производст­ венных процессов вовсе не предполагает увеличение от­ четности. Скорее, наоборот... Ответ довольно прост. Флот — предприятие повы­ шенной опасности. Случают­ ся аварийные и прочие не­ приятные случаи. Долг и от­ ветственность обязывают их изживать. Но для этого на­ до много, упорно и умело работать. А иногда не хва­ тает «пороха», иногда прос­ то времени. И тогда дело подменяется его видимостью — «бумагой», внешне дей­ ственной я эффектной. И думается с надеждой; «Ну, должно пойти дело...* А дело стоит. Более того, иная бумага, возвратись, на чинает подтачивать его осно­ вание, которое, казалось бы, она рождена укреплять. И кренится дело, и завалится, в конце концов, ибо невоз­ можно формализмом и кан­ целярщиной решать живые проблемы. Ведь если так дело пой­ дет, то поток, питающий «бумажное море», начнут пополнять не только работ­ ники отделов проектных ор­ ганизаций, которые ветром повседневности незаметно для них самих оторвало от забот и проблем своего де­ ла, но и сами практики. На­ пример, заведут некоторые старпомы дополнительные самодеятельные журналы «Учета ложек» и «Учета ви­ лок». А почему бы и нет? Бумага — она все стерпит... Огромные психологические нагрузки, происходящие из характера профессии, до­ полняются необходимостью заниматься «бумагами», знать и выполнять их бес­ численные требования. Толь- < ко процедура отхода судна в море стоит иному капита­ ну года жизни. И не мудре­ но, один перечень докумен­ тов, регламентирующих лишь безопасность мореплавания и организацию службы, ко­ торые нужно иметь на от­ ход, содержит на сегодняш­ ний момент 103 (!) наиме­ нования. И по большинству из них требуется перед от­ ходом провести определен­ ные мероприятия. Что же получается. Все видят — «бумаг» неоправ­ данно много, все знают — судоводители недопустимо загружены ими. Но тем не менее для исправления соз­ давшегося положения пока никаких действенных мер до сих пор не принимается. Разве что редко-редко раз­ дастся робкий протестую­ щий голос, который быстро глохнет в шорохе «бумаж­ ных волн». И все остается как есть... Мне могут возразить, дес­ кать, проблема не нова. И это действительно так, спо­ ру нет. Психологи утверждают, что человек может приспо­ собиться и даже привыкнуть к постоянным стрессовым ситуациям, если таковые со­ путствуют его деятельности. Вот так, наверное, и мы по­ степенно начинаем привы­ кать к «бумажному буму», оправдывать его только по­ тому, что не можем (или все- таки не хотим?!) с ним справиться. Вместе с тем мы много и справедливо говорим о ра­ ционализации труда предста­ вителей всех профессий. А разве разработка универ­ сальной, единой системы от­ четности, предполагающей минимум «бумаг», — это не будет вкладом в рационали­ зацию нелегкого труда су­ доводителей? В тексте выступления Ю. В. Андропова на де­ кабрьском (1983 г.) Плену­ ме ЦК КПСС подчеркивает­ ся как первейшее условие выполнения плана необходи­ мость четкой организации всей работы и в центре, и на местах. Думается, упорядочение «бумажных дел» будет спо­ собствовать четкости такой организации. Д. ПОНЯВИН, капитан дальнего плавания объединения «Мурманрыб­ пром». 20 января 1984 года 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz