Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.
• СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ • МИНУТА НА РАЗМЫШЛЕНИЕ Группа судов работала » Северной А тлан ти ке. У ловы не радовали, д а и обстановка — хуж е не бы вает: кругом — айсберги, надо глядеть в оба, К том у ж е погода — ш торма да снеж ны е зар яды . За 50 миль от группы вел промы сел экипаж БМ РТ «Дру» ж ба». Рыба ловилась здесь хорош о, и капитан-директор Ф е д о р Еф рем ович Уш аков не покидал это т район, хотя и страш но устал от до лго го , напряж енного пребывания на м остике. И з-за опасения за судн о он д аж е порой не уча ствовал в пром советах — по ручал первом у пом ощ нику. Но в тот злополучный день начальник промрайона потре бовал выйти на связь именно Капитану. Он уж е бы л в ради о р уб ке, когда в д р уг услыш ал какое-тб грозн о е шипенье и, м гновенье сп устя, ощ утил скользящ ий удар чем -то огром ным вдоль борта судн а. Что это? А й с берг?! А на м остике уж е яростно трезвонил те л е ф о н . Капитан, рванувш ись в р уб ку , схватил тр уб ку. — М ости к, м остик, — кри чал вахтенный м ехан и к, — в маш ине в о д а!.. Уш аков побеж ал вниз. Н аверно, пробоина. П ла сты рь заводить н адо... А гд е ж е пробоина?.. — ли хорадоч но пры гали мы сли. Он заглянул в р еф о тдел е- ние и п о хо ло дел: вода шла м ощ ным валом , грозно, не ум олим о. С ком ан довал: — Задр аи ть р еф о тдел ен и е. У в и д е л , как м оряки броси лись выполнять приказ. М е д ленно поверн улся и, стараясь ничем не вы дать своего д у ш евного состояни я, стал п о д ниматься по тр апам . Ш агал, видя, как с каж дой секундой увеличивается крен судна. Только он, капитан-дирек тор Уш ако в, поним ал, что до гибели тр аулер а остались м и нуты ... П одн ялся в р уб ку . За сте к ло м — совсем р ядом ! — гр о зно чер неет м о р е. М е л ь те . Шит колючий сн ег зар яда. Б е ш еный тан ец белы х снеж инок Над черным ш торм овым м о р ем — сплош ная р я б ь... * * * ...Гл а за сл еп и т о т ряби р ас каленной солнцем речки. М альчиш ки кри чат: *- Ф е д ька, айда куп ать ся! Н екогда. Он, двенадцатилетний, ко сит трДву, та с к а е т на плечах сено домой. Н екогда. Отец леж и т, при кованный к постели: ф ронто вые ран ы . М ать м ечется, раз ры вается м еж ду ним и восьме рыми — мал-мала меньше — ребятиш кам и. Н екогда. Надо суш н яка на ло м ать... На всю зим у. Надо корову напои ть. Надо за ма лыш ами п ри глядеть. Времени только и остан ется немного на самое заветное — нн иж ку про море п очитать. Море... Мечта м альчиш еская... ...М урм ан ск встретил двоих воронеж ских парней мглистой сум еречностью , гудкам и паро ходов, запахом моря, гулкой тиш иной аудиторий мореход к и , Принят! ...Молодой ш турм ан Уш ако в у хо д и т в первый рейс на БМ РТ «Аш хабад». ...П ервы й старпомовский ^ ейс. К а к хотелось Федору фремовичу походить на сво его наставнина — капитана- директора А лександр а М атве евича Болотова! Нравились неизменная веж ливость тона кап и тан а, самоотдача в рабо те , целеустрем ленность. П ригляды вался старпом , за поминал, «на у с мотал». Запомнил, как упорно дер ж ался Болотов у небольшой банки. Гр у н т вокруг — скалы одни, нто ни прибегал сю да, обрывали тр алы и, ч ер ты ха ясь, уходили подальше. Благо, сай ка везде ловилась в изоби лии. Но зато здесь, возле скал, — тр е ска. Так и про держ ались у баночки все 120 суто к . 700 тонн филе тр ески , 127 ты сяч банок консервов из тресковой печени, сотни цент неров мороженой рыбы и р ы бий ж и р ... Т а к окупились бесстраш ие и промысловый о п ы т кап итан а Болотова. А старпом Уш аков накрепко усвоил после того рейса глав ное: хочеш ь достичь у с п е х а— не бойся р и ска. Хотя уж е то гда понимал, что для этого нуж ен не просто накопленный о пы т. Р и ск оправдан, если ум е еш ь из сотни вариантов мгно венно выбрать один, но самый верны й. Послуш ал на промсовете, нто где и насколько удачно ра б отает, — сделал вывод для себя: пойти в другой район или о статься на м есте. Но сделать это т выбор — а каж дый кап итан его делает -» уч и ты в ая (мгновенно!) очень и очень многое. Наприм ер, каков гр у н т в том квадрате, где ло ви тся ры ба, следовательно, ср азу вы числить наиболее без опасны е методы тр ален и я. От* рого танка вы давливает! —- вопил старм ех. *— П аникер, —■ голо с капи тана тв е р д и хо ло ден . — У с покойся, ничего у теб я там не вы давливает. Д елай, что теб е полож ено. «Или ком ан до вать, чтобы все покинули судн о , или... А вдр уг не усп еем , и двигатель загло хн ет ран ьш е, чем ...» — Вним ание! — Уш аков го ворил спокойно, сухо . — Вни м ание! Всей ком анде — в трю м ! З а д е ся ть минут п ере кидать весь гр у з с «низкого» б ор та. — И тихо доб авил: — Если не усп е е м , нам хана. У сп ели . Вы ровняли тр аулер . С тала видна огром ная п р о ве р и ть, как было трудно моря кам , ведь всю ры бу, приш лось о ттаи в а ть, вновь обрабаты вать. К ак следовало п о ступ и ть со старпомом7 Н ак азать, к а к предписы вает У став? Но У ш а ков видел, как парень пере ж и вает свой легкомы сленны й п о ступ о к, обернувш ийся ли ш ней, утом ительной работой для моряков: помощник ходил по н уры й , боясь в зглян уть на к а п и тан а. Федор Ефрем ович вы з вал его к себе. Беседа ш ла долго. А д м и н и стр ати в н ы х в зы сканий не последовало. Но старпом до конца рейса ра ботал за двоих. Бы ло и тако е. На промысле У ш ако в у не везло. Рядом од нотипны е суда берут по 30 тонн ры бы , а на его тр аулер е — не больше п яти . Вы звал старш его м еханика: — Почему не можем ско ро сть увеличить? Портреты деловых людей 1 ГШ 11 пен даленность этого квадрата от тр аулер а, а зн ач и т, мысленно уж е проложить самы й корот кий и самый точный кур с. Не забы ть при этом об эконо мии топ лива. У ч е сть, что команда уста л а после напря женной работы накан ун е. Не забы ть, что утром забарахлил прибор на мостике. Вспом нить, что реф м еханйк, чтобы поспо- нойней ж и ть, норовит исполь зовать компрессор лиш ь впо ловину его мощ ности. И все это и многое другое капитан- директор должен взвесить в считанны е се кун ды . А уж е потом сделать то т или иной вывод. В о т чему уч и лся Уш ако в у своего наставника. Уш аков ухо д и т в первый кап и тан ски й рейс на БМ РТ «Друж ба». Первые попы тки сп ло ти ть эк и п аж . Первые ра дости и первые огорчения. И — победа: рейсовое задание выполнено на 145 процентов. Они, победы, потом приходили в каждом рейсе... ...Д о гибели траулера оста вались минуты. И вдруг, совершенно не ожиданно для себя, Ушаков почувствовал, как тревога, страх сменяются в нем холод ной решимостью. — Оповестите ближайшие суда о том, что у нас случи лось, — сказал он радисту. Опять отчаянно зазвонил телефон. — Капитан, переборки вто ина, но какая бы она ни бы ла, она видна, а значит, не стр аш на. С те х пор прош л0 уж е не м ало л е т. Д авно, наверное, растаял то т ай сберг, чуть не погубивш ий сотню м ор яков. Только не тает с того дня сн е г седины в густы х куд р ях капитана-директор а. ПРАВИЛА И ИСКЛЮЧЕНИЯ Тот, кто служ и т по У ставу, завою ет честь и славу, — та кая пословица ж ивет на ф л о тах. Устав — панацея от всех б е д , считает Уш ако в. И тем не менее ж изн ь за ста в л я е т его порой о тсту п а ть о т этой устан о вки . На том же БМ РТ «Дружба» был такой сл уч ай . Старпом , не проверив герм етичность задрайки гор ловин трюм ов, доложил о го товности судна к рейсу. Промысел шел успеш но. Ф е дор Еф рем ович ум удр ялся держ ать судно там , где др у гие не хо тел и : гр у н т — в алу ны , р и ск оелик. Потому «дру гие» ловили са й ку , Уш ако в ■— п и кш у . К вдр уг лопнула тр у ба ф ор п ика пресной воды . Т у т ж е вы ясн илось, что горло вина трю м а — без резиновой про кладки. Бода ста ла попа д ать в трюм , и рыба покры лась ледяной коркой. Надо ли гово — По и нструкц ии все дела ем . В от пар ам етры ... Федор Ефремович задум ал ся : «Надо ск азать ста р м е ху, что без скорости не будет п лан а. Но как?» П ридум ал. При первой воз можности отп равился на со седний тр аулер , поговорил там со старш им м ехаником . И то т сказал та к : — К ин струкц ии надо под хо ди ть творчески. Если хоро шо следить за топливной а п п ар атуро й, за системой о хл а ж дения, то вполне можно и скорости добавить. Уш аков знал самолюбивый хар ак те р своего «деда». По это м у не стал сам с ним го ворить, а попросил своего со беседника п р и гласи ть коллегу на радиоразговор и в непри нуж денной форме посовето вать сделать так-то и так-то . После «случайной» радиобесе ды д в ух старм ехов дело по ш ло на лад. Конечно, ж изнь нельзя уло ж ить в ж естки е рам ки Устава, она нередко б р о сает лю дей в такие ситуации, гд е только р а зум , опы т, чувство сп р авед ливости м о гут помочь вы б рать правильное реш ение. Но в е д ь, как говорится, и склю чения то лько по дтверж даю т правила. И Уш аков не устае г п о вто р ять: «Устав — панацея от всех бед». И снова я хочу повести речь о риске. В У ставе служ бы на суд ах ф л о та ры бной промыш ленно сти С С С Р в главе «Капитан»— 117 пунктов. В каж дом из них — слова «капитан обязан». А насчет риска нигде не сказа но. Д а вроде и зачем? Ведь в сам ом слове этом звучит что-то м альчиш еское, несо р азм ерное с суровым и усло виями работы в м ор е. И те м не м ен ее капитану надо ри сковать. И зм енились усло ви я п ромы сла (введены 200-м ильны е зоны , снизилась сы р ьевая база в традиционны х районах облова ры бы и т. д .). А план нуж ен всем ры б акам . Конечно, его м ож но вы пол нить, нещ адно выж им ая из м еханизм ов все со ки , м о ж но, забыв об эконом и и то п лива, «беж ать» в сам ы е о тд а лен ны е районы или, не ейль- , но п е р е тр уж д ая сь, ссы лаясь на опасность все то го ж е р и с ка, наловить сайки и готово — «вал» есть! Чем ж ур авль в н ебе, лучш е синица в р уках! Все зависит от личности ка питана, от глубины понимания им собственной ответственно сти перед флотом , перед страной. А поэтому настоящий капитан-директор рассматри вает риск не как авантюру, а как экономически обоснован ную необходимость, как под линно социалистическую пред приимчивость, Важно лишь продумать все, как говорят, слагаемые будущ его успеха. «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО» П рем ии, б лаго дар н о сти , знаки п об ед и теля соц и али сти ческого соревнования со п ут ствую т Ф е д о р у Еф р е м о в и ч у в течение всех 23 ле т работы в м о р е. С ам ы м опы тным капи таном назвали е го на плену м е обком а К П С С в 1979 го д у. Д в аж д ы п р и суж д ал ся У ш ако в у f j почетный приз им ени капита на Копы това, он о б л ад ате ль приза «Ры бацкая д о б л е сть » . А за р аб о ту в п оследн ем р ей се имя е го зан есен о в о бласт н ую Книгу п очета, е м у вру чена гр ам о та М ини стер ства ры бно го хо зяй ства С С С Р . Э ки п аж в это м р ей се полу чил «отлично» за вы полнение поисковы х и научны х задач . Встретив Уш ако в а п осле то го рей са, я сп р о си ла: — Ф е д о р Е ф р ем о в и ч , сл а ва отличного капитана и дет за вами по пятам , вот и теперь — такой завидны й усп е х! В и д но, слово волш еб н ое знаете? — Зн аю , — сказал он, — б е з тр уд а не вы неш ь ры бку из пруда. Т р уд , еж ечасны й, б е з вы хо д н ы х. И п р е ж д е всего — тр у д во сп и тателя, чтобы каж ды й м о р як — к аж д ы й ! — ра ботал на со в е сть . Ч тобы каж ды й ум ел эко н о м и ть в боль ш ом и м ал о м . Т р у д воспита те л я , чтобы на к аж д о го ш тур м ана м ож н о бы ло полож ить ся, как на сам о го себ я. А ещ е — чтобы верили м о р яки в своего капитана. Но во все врем ена — от п арусников до суп е р тр аул е р о в — ком анда готова за кап итаном в огонь и в во ду то гд а , ко гда он — н е за у р я д н а я личн ость, когда не б ои тся пойти на риск, ум е ет найти е ди н ствен н о верное реш ение. А если коллектив верит капитану, усп ех о бесп е чен. И это п о дтвер ди л зам ести тель начальника управления « С е в р ы б п р о м р а зв е д к а» по эксплуатац ии ф л о та и произ в о дству К. Н. Будан о в: — На су д ах, гд е работает Уш ако в , усло ви я никак не на зовеш ь теп ли ч н ы м и , наоборот, ем у обы чно д о з е р я ю т наибо л е е тя ж е л ы е рей сы . Но авто ритет Ф е д о р а Еф р ем о в и ч а в ко ллективе н асто лько вы сок, что м о р як и п ослуш ны к аж д о м у его сл о в у, а потом у ус п еш но сп р а в л яю тся с лю бой задач ей, к о то р ую он ставит п е р е д эки п аж е м . К о гд а д р у ги е капитаны , при д я в пор т, о тд ы ха ю т, Ф е д о р Еф р ем о в и ч го то в и тся к сл е д ую щ е м у р е й су . Е го м ож но встр ети ть то в о дн о м о тд е л е уп р авлен и я, то в д р у го м : при хо д и т, д о к а зы в а е т, как н еоб ходим о е м у получи ть то или иное сн аб ж е н и е , о б о р уд о в а ние. Зато выш ли в рейс — с п ервы х д н е й ритм ичная работа. И к кон ц у рейса «волш еб ное слово» приносит уд ач у. * * * ...Н а го р и зо н те маячили ай сберги . В д р у г р е зк о пере м е н и лся в е те р , и они стали угр о ж аю щ е п р и ближ аться. С каж ды м часом полы нья ста новилась все уж е. Уш ако в зап р о си л по радио р е ко м е н д ац и и руко во ди теля п р о м ы сла. Тот не см о г ничего п о со в ето в ать,.. Ш то р м уси ли вался. — С восто ка — остров, с се в е р а и зап ада путь з а к р ы т ,’ л ь д о м , — р азм ы ш лял Уш а ков, вгляды ваясь в мрачный пейзаж за сте к л о м р уб ки . — М о ж е т, об о гн ать его? Ведь ско р о сть тр а у л е р а вдвое б о л ьш е, чем у л ь д а ... Судно вышло на морской простор... В тот день многие в команде обратили внимание на чрезмерно, утомленное ли цо капитана. И. Б Е Р Е ЗЮ К . 20 января 1984 года; изя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz