Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.
ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Если на детали сто и т «тройка», то можно бы ть уверенным а ее высоком начестве. Это — личное клеймо то каря слесарно-м еханического ц е ха судоверфи Р удо льф а Ивановича Мар кова. ком м ун и ст глубоко убеж ден, что тако вы его обязанности; сдавать продукцию с первого предъявления, экономить время и м атери алы . С чьей-то легной р уки приж ился в це хе неофициальный девиз: «На процент побольше, на полпроцента подешев ле». И девизу этом у следую т боль ш инство работников слесарно-м еха нического. Рудольф Иванович — ударнин комм унистического тр уда, наставн ик молодежи, не однаж ды выходил по бедителем ■ социалистическом со ревновании. Сейчас на его трудовом календаре — второй квартал 1984 года. Курсом декабрьского Пленума ЦК КПСС СЛОВО ПАРТИИ-ЗАКОН Слово — передовику ПОЧЕМУСТОЯТ СТАНКИ? Я в 1968 году пришел в этот цех. Уже что-то соображал в токарном деле, имел разряд. Но только здесь понял, что еще ничего не умею. Так бы и изобретал заново велосипед, но спасибо товарищам, кото рые и подсказывали, и учили, и ободряли, когда что-то не клеилось. У нас своеобразная специ фика работы: что ни деталь, то перестройка станка, смена инструмента. И теперь порой идешь советоваться, как лучше заточить резец, какой режим работы выбрать. Чаще всего обращаются к Ю. Н. Лифун- цаю. Он действительно спе циалист экстра-класса. У него и возраст уже близок к пен сионному, а как молодо рабо тает. Как умеет экономить ка ждую минуту, каждое движе ние. Я преклоняюсь перед энергией, задором тех, кого принято называть ветеранами. Надо учиться и учиться чувст ву ответственности, которое у кадровых рабочих стало чер той характера. Многие мои товарищи дав ным-давно начали отсчет но вому году. Потому и цех в целом успешно справился с программой третьего года пя тилетки по всем показателям. А, надо сказать, путь к успе ху не был усеян розами. Глав ная беда — старый станочный парк. У нас немало таких стан ков, к которым уже и запчас ти промышленность не выпус кает. Естественно, чаще, чем сле довало бы, выходят наши «ста рички» из строя. А уж если требуется заменять, к приме ру, передние подшипника шпинделя токарного станка или коробки подач, коробки скоростей на фрезерных стан ках, то, считай, по счастливой случайности удастся найти эти узлы. Вот и стоят станки без дела, снижая коэффициент сменно сти станочного парка. А ведь на декабрьском (1983 года) Пленуме ЦК КПСС сказано было, что в повышении смен ности работы оборудования кроются огромные резервы роста и эффективности произ водства. У нас, признаться, и сейчас самый высокий коэффициент сменности ■ системе Минрыб- хоза. Пожалуй, что и цехов-то, работающих а три смены, как наш, раз-даа и обчелся. Быва ет. остановится станок во вре мя пересмены для уборки на 10— 15 минут, е напарник уже торопит: «Давай быстрее, у меня срочный заказ!» Но, пов торяю, парк работает на из нос, не обновляется, и в один печальный момент это может сказаться на всей программе судоремонта. Гордимся высоким коэффи циентом, но резервы далеко не исчерпаны. Есть плюсы а трехсменке. Есть и минусы. Вот задачка: рядом два пред приятия, одно работает в три смены, другое — в две,- Куда пойдет выпускник училища? И коль речь зашла о «пэтэушни ках», то хочу высказать все чаще обсуждаемую в печати мысль. Почему семнадцатилет ний молодой человек (а они сейчас ростом под потолок) работает по шесть часов? Мы говорим о раннем развитии, об акселерации, а практиче ских мер, вытекающих из это го явления, нет. Кончает па рень училище, получает рабо чий разряд, то есть формаль но приравнивается во всех правах и обязанностях с каж дым из нас. Но — формально, поскольку, пока он не станет трудиться полный рабочий день, он и сам будет ощу щать некоторую свою непол ноценность. У нас круглый год в цехе проходят практику не менее 20 учащихся ГПТУ-12. За нч- ми закреплено 8 станков. Это значит, что во вторую смечу станки эти с 22 часов стоят без дела: подростковая шес тичасовая смена закончилась. А после 22 часов те же под ростки будут с бутылкой и ги тарой торчать в подъезде да леко за полночь. И не уста нут. В третью смену подрост ка тоже не пошлешь. Вот и еще неиспользованные часы работы станков. Был0 время, когда по не скольку станков кряду сирот ливо и молча ожидали своих подзагулявших хозяев. Сейчас положение резко изменилось к лучшему. Прогульщик знает, что один прогул обойдется ему минимум рублей в двес ти. Кроме того, растают три дня дополнительного отпуска, о хороших путевках, об оче реди на квартиру тоже долго придется только мечтать. И моральный ущерб немалый. Вот ходит сейчас по цеху с совочком, подметает полы квалифицированный токарь. Стыдно ему в 53 года зани маться таким делом. А кто виноват? Редко, а случаются еще по добные казусы. Но больше склонны к этому молодые ре бята. Вот Карпов, говорят нам, каждый день регулярно отпра вляется на работу. Но дохо дит до места не всегда. Что ж, на днях пойдем к нему в гости, посмотрим, что к чему. У Кондратьева трудовая био графия только началась, « пя тен на нее он уже насажал предостаточно. Тоже будем принимать меры. Так что, как видите, и при высоком коэффициенте смен ности работы оборудования есть еще немало возможнос тей для более производитель ного труда. Все, что зависит от нас, мы постараемся выпол нить. Н0 нужна и помощь. Особенно же нам необходи мы новые станки. Р. МАРКОВ, токарь слесарно механиче ского цеха объединения «Мурманская судоверфь». На Пленуме ЦК говори лось о том, что аолнует и нас: о неукоснительном выполнении государственного плана, о повы шении производительности тру* да. Следует добиться сверхпла нового повышения производи тельности труда и снижения се бестоимости продукции. И это надо рассматривать как допол нительное задание партии к пла ну. В выполнении такого задания должны сказать свое весомое слово коммунисты. Они должны вперед идти и всех вести, что бы самоотверженным трудом укреплять могущество Родины. Наша партийная организация в минувшем рейсе приложила не мало сил, чтобы экипаж успеш но справился с рейсовым зада нием. И коллектив свою задачу выполнил. Внимание: опыт! Хочу отметить, что моряки БАТ «Генерал Родимцев» всегД| высоко несли честь своего суд» на. И теперь, после декабрьско» го Пленума ЦК КПСС, нацелив» шего тружеников страны на эф* фективное хозяйствование, мы будем е еще большей настоим»’;,, востью добиваться выполнений планов и социалистических обя* зательств. В. ГРИГОРЬЕВ, рефмашинист БАТ «Геиерап Родимцев» Мурманского тра лового флота. ПО КОДЕКСУ РЫБАЦКОЙ ЧЕСТИ В газете «Правда» были опубликованы две ста тьи : «Кодекс чести трудовой» об опыте работы воронеж ских самолетострои телей по нравственном у воспитанию членов коллектива и «В сег да в поиске» о работе объединения «Днепрошина» по повыш е нию эф ф екти вн о сти производства и качества продукции. М атериалы эти не м огут о стави ть равнодуш ным человека, за нимающ егося идеологической, политико-воспитательной работой и тем более — с моряками загр ан п лаван и я, которые работаю т В усло ви ях особенно разнузданной антисоветской пропаганды. Воронежцы на основе общ еизвестного морального кодекса строителя коммунизма выработали предельно конкретизирован ны й, с учетом тр адиций, специф ики и задач предприятия, ко декс чести своего ко ллектива. Бы л составлен не просто некий «писаный» устав заводской ж изни, а докум ент воспитательного воздействия. В объединении «Днепрошина» утверж ден свод нравственны х норм и трудовой чести коллектива. Мы обратились в партий ные комитеты этих предпри ятий с просьбой выслать по экземпляру кодекса. Полу ченные через некоторое вре мя материалы окончательно убедили, насколько полезно и необходимо использовать опыт воронежцев и днепро петровцев у нас, в рыбной отрасли Северного бассейна. Представляется целесооб разным разработать единый «Трудовой кодекс рыбаков Северного бассейна». Его со держание видится следую щим: — История становления и развития рыбопромышлен ного объединения, боевые и трудовые заслуги, лучшие традиции — на конкретных примерах, перспективы и за дачи рыбаков Севера. — Непосредственно текст трудового кодекса, в котором должны быть конкретизиро ваны положения морального кодекса строителя комму низма применительно к спе цифике, условиям работы рыбаков. Это условия, кото рые ныне предъявляют осо бенно высокие требования к профессиональной подготов ке, . политической бдительно сти, стойкому иммунитету к подрывной пропаганде, вла дению искусством аргумен тированно отстаивать комму нистические идеи и разобла чать клевету на советский образ жизни. — Описание обрядов и ритуалов, использующихся на флотах для чествования передовиков производства, активистов -общественников, молодых рыбаков и т. д. — Существующие формы и меры поощрения за добро совестный труд и обществен ную деятельность, воспита ние молодого поколения и ДР- — Дополнительные меры общественного воздействия к нарушителям дисциплины и общественного порядка, ис ходящие не от правоохрани тельных и административных органов, а от трудового ры бацкого коллектива, статус которого утвержден теперь Законом. 4 Конечно, проект трудово го кодекса необходимо ши роко обсудить во флотских коллективах, учесть посту пившие предложения и до полнения, окончательно до работать, а затем, по-види мому, утвердить совместным решением совета директоров ВРПО «Севрыба» и презнди ума обкома профсоюза рабо чих пищевой промышленнос ти. Устраивающиеся на рабо ту во флотские коллек тивы ВРПО «Севрыба» бу дут четко знать: вступил в ряды рыбаков — выполняй их (а теперь уже и твой) трудовой кодекс коллектив ной моральной ответствен ности и знай, что спрос с тебя будет по строгим мер кам трудового рыбацкого коллектива. П. НОВИЧКОВ, старший инспектор по кад рам загранплавания базы флота Мурманского рыбак колхозсоюза. Актуальная тема: ДИСЦИПЛИНА РАБОЧЕЕ В канун нового года в публикации под заголовком «Гражданский долг каждо го» был подведен итог той большой, планомерной рабо те, которую проводили кол лективы береговых предпри ятий и флотов объединения «Севрыба» по укреплению дисциплины и порядка на производстве. Цифры свиде тельствовали о том, что в этом направлении сделано несколько шагов вперед. Однако движение это мо жно считать только началом пути. Большая почта редак ции, посвященная этой те ме, ориентирует на продол жение серьезного разговора, на обсуждение острых про блем, на поиски путей их решения. И это закономер но, Входит в силу еще од на закономерность: боль шинство руководителей под разделений «Севрыбы» мно го внимания стали уделять воспитательной работе, соци альным, нравственным ас пектам жизни коллектива. И еще один многозначительный штрих: все меньше остается лазеек для любителей воль готной. недисциплинирован ной жизни. Все меньше ос тается нарушителей, кото рым удается уйти от ответ ственности за проступок. «В корреспонденции «Граж д ан ский долг каж дого», — пи ш ет н ачальник тралового фло т а Л . В . Евгр аф ов, — дана правильная оценна недостой ного поведения командиров БМ Р Т «Мамин-Сибиряк» и РТ «Зеленодольск». За допущен ные наруш ения капитан дирек тор большого морозильного тр аулер а В . А . Мартынов ли шен на един год диплома на звание кап и тан а дальнего пла ван и я, доп уска работы на с у д а х загранплавани я, ему объ явлен строгий выговор, и в настоящ ее время он работает м атросом. С крупнотоннаж ны х судов сн ят первый помощник кап и тан а Н. И. Чериашии. Ем у так ж е объявлен строгий вы го вор. Понижен в должности до второго м еханика старш ий ме ха н и к А . А . П атракеев, на полгода лишен диплома тр ети й механин В . И. Подобаее, чет вертый м еханик А . Л . Панов ста л мотористом . Все они ли ш ены доп уска работы на с у д ах загран плаван и я. С тарш и й помощник капитан а Р Т «Зеленодольск» Г . М. Ни лин лиш и лся диплома на три года, старш ий механин А . Я . Бур ковски й — на 9 месяцев, второй м еханик В . Е . Нефодин — на полгода. Все они исполь зую тся на рядовы х долж нос тя х» . Как видим, застолье для вышеперечисленных было веселым, похмелье — тяже лым. И обижаться в данном случае нужно только на се бя. И в других флотах по клонникам Бахуса приходит ся держать ответ. Так. заме ститель председателя прав ления Мурманского рыбак- колхозсоюза А. Ф . Ларин сообщил, что за пьянку рас платился званием штурмана дальнего плавания капитан СРТ-м «Салми» В. П. Се- верцев. Диплом ему будет возвращен через 9 месяцев. Принятые меры говорят о том, что ни звания, ни дол жности не могут служить щитом от наказания. Хо рошая тенденция. Принципиальный разговор о причинах роста нарушений трудовой дисциплины про шел в Центральном проект но-конструкторском и техно логическом бюро. Особенно много нареканий было выс казано в адрес коллектива вычислительного центра, где было большее число нару шений. Обращено внимание руководителя этого отдела А. Н. Андреева на недопус тимость таких явлений. 20 января 1984 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz