Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Если на детали сто и т «тройка», то можно бы ть уверенным а ее высоком начестве. Это — личное клеймо то ­ каря слесарно-м еханического ц е ха судоверфи Р удо льф а Ивановича Мар­ кова. ком м ун и ст глубоко убеж ден, что тако вы его обязанности; сдавать продукцию с первого предъявления, экономить время и м атери алы . С чьей-то легной р уки приж ился в це­ хе неофициальный девиз: «На процент побольше, на полпроцента подешев­ ле». И девизу этом у следую т боль­ ш инство работников слесарно-м еха­ нического. Рудольф Иванович — ударнин комм унистического тр уда, наставн ик молодежи, не однаж ды выходил по­ бедителем ■ социалистическом со­ ревновании. Сейчас на его трудовом календаре — второй квартал 1984 года. Курсом декабрьского Пленума ЦК КПСС СЛОВО ПАРТИИ-ЗАКОН Слово — передовику ПОЧЕМУСТОЯТ СТАНКИ? Я в 1968 году пришел в этот цех. Уже что-то соображал в токарном деле, имел разряд. Но только здесь понял, что еще ничего не умею. Так бы и изобретал заново велосипед, но спасибо товарищам, кото­ рые и подсказывали, и учили, и ободряли, когда что-то не клеилось. У нас своеобразная специ­ фика работы: что ни деталь, то перестройка станка, смена инструмента. И теперь порой идешь советоваться, как лучше заточить резец, какой режим работы выбрать. Чаще всего обращаются к Ю. Н. Лифун- цаю. Он действительно спе­ циалист экстра-класса. У него и возраст уже близок к пен­ сионному, а как молодо рабо­ тает. Как умеет экономить ка­ ждую минуту, каждое движе­ ние. Я преклоняюсь перед энергией, задором тех, кого принято называть ветеранами. Надо учиться и учиться чувст­ ву ответственности, которое у кадровых рабочих стало чер­ той характера. Многие мои товарищи дав­ ным-давно начали отсчет но­ вому году. Потому и цех в целом успешно справился с программой третьего года пя­ тилетки по всем показателям. А, надо сказать, путь к успе­ ху не был усеян розами. Глав­ ная беда — старый станочный парк. У нас немало таких стан­ ков, к которым уже и запчас­ ти промышленность не выпус­ кает. Естественно, чаще, чем сле­ довало бы, выходят наши «ста­ рички» из строя. А уж если требуется заменять, к приме­ ру, передние подшипника шпинделя токарного станка или коробки подач, коробки скоростей на фрезерных стан­ ках, то, считай, по счастливой случайности удастся найти эти узлы. Вот и стоят станки без дела, снижая коэффициент сменно­ сти станочного парка. А ведь на декабрьском (1983 года) Пленуме ЦК КПСС сказано было, что в повышении смен­ ности работы оборудования кроются огромные резервы роста и эффективности произ­ водства. У нас, признаться, и сейчас самый высокий коэффициент сменности ■ системе Минрыб- хоза. Пожалуй, что и цехов-то, работающих а три смены, как наш, раз-даа и обчелся. Быва­ ет. остановится станок во вре­ мя пересмены для уборки на 10— 15 минут, е напарник уже торопит: «Давай быстрее, у меня срочный заказ!» Но, пов­ торяю, парк работает на из­ нос, не обновляется, и в один печальный момент это может сказаться на всей программе судоремонта. Гордимся высоким коэффи­ циентом, но резервы далеко не исчерпаны. Есть плюсы а трехсменке. Есть и минусы. Вот задачка: рядом два пред­ приятия, одно работает в три смены, другое — в две,- Куда пойдет выпускник училища? И коль речь зашла о «пэтэушни­ ках», то хочу высказать все чаще обсуждаемую в печати мысль. Почему семнадцатилет­ ний молодой человек (а они сейчас ростом под потолок) работает по шесть часов? Мы говорим о раннем развитии, об акселерации, а практиче­ ских мер, вытекающих из это­ го явления, нет. Кончает па­ рень училище, получает рабо­ чий разряд, то есть формаль­ но приравнивается во всех правах и обязанностях с каж­ дым из нас. Но — формально, поскольку, пока он не станет трудиться полный рабочий день, он и сам будет ощу­ щать некоторую свою непол­ ноценность. У нас круглый год в цехе проходят практику не менее 20 учащихся ГПТУ-12. За нч- ми закреплено 8 станков. Это значит, что во вторую смечу станки эти с 22 часов стоят без дела: подростковая шес­ тичасовая смена закончилась. А после 22 часов те же под­ ростки будут с бутылкой и ги­ тарой торчать в подъезде да­ леко за полночь. И не уста­ нут. В третью смену подрост­ ка тоже не пошлешь. Вот и еще неиспользованные часы работы станков. Был0 время, когда по не­ скольку станков кряду сирот­ ливо и молча ожидали своих подзагулявших хозяев. Сейчас положение резко изменилось к лучшему. Прогульщик знает, что один прогул обойдется ему минимум рублей в двес­ ти. Кроме того, растают три дня дополнительного отпуска, о хороших путевках, об оче­ реди на квартиру тоже долго придется только мечтать. И моральный ущерб немалый. Вот ходит сейчас по цеху с совочком, подметает полы квалифицированный токарь. Стыдно ему в 53 года зани­ маться таким делом. А кто виноват? Редко, а случаются еще по­ добные казусы. Но больше склонны к этому молодые ре­ бята. Вот Карпов, говорят нам, каждый день регулярно отпра­ вляется на работу. Но дохо­ дит до места не всегда. Что ж, на днях пойдем к нему в гости, посмотрим, что к чему. У Кондратьева трудовая био­ графия только началась, « пя­ тен на нее он уже насажал предостаточно. Тоже будем принимать меры. Так что, как видите, и при высоком коэффициенте смен­ ности работы оборудования есть еще немало возможнос­ тей для более производитель­ ного труда. Все, что зависит от нас, мы постараемся выпол­ нить. Н0 нужна и помощь. Особенно же нам необходи­ мы новые станки. Р. МАРКОВ, токарь слесарно механиче­ ского цеха объединения «Мурманская судоверфь». На Пленуме ЦК говори­ лось о том, что аолнует и нас: о неукоснительном выполнении государственного плана, о повы­ шении производительности тру* да. Следует добиться сверхпла­ нового повышения производи­ тельности труда и снижения се­ бестоимости продукции. И это надо рассматривать как допол­ нительное задание партии к пла­ ну. В выполнении такого задания должны сказать свое весомое слово коммунисты. Они должны вперед идти и всех вести, что­ бы самоотверженным трудом укреплять могущество Родины. Наша партийная организация в минувшем рейсе приложила не­ мало сил, чтобы экипаж успеш­ но справился с рейсовым зада­ нием. И коллектив свою задачу выполнил. Внимание: опыт! Хочу отметить, что моряки БАТ «Генерал Родимцев» всегД| высоко несли честь своего суд» на. И теперь, после декабрьско» го Пленума ЦК КПСС, нацелив» шего тружеников страны на эф* фективное хозяйствование, мы будем е еще большей настоим»’;,, востью добиваться выполнений планов и социалистических обя* зательств. В. ГРИГОРЬЕВ, рефмашинист БАТ «Геиерап Родимцев» Мурманского тра­ лового флота. ПО КОДЕКСУ РЫБАЦКОЙ ЧЕСТИ В газете «Правда» были опубликованы две ста тьи : «Кодекс чести трудовой» об опыте работы воронеж ских самолетострои­ телей по нравственном у воспитанию членов коллектива и «В сег­ да в поиске» о работе объединения «Днепрошина» по повыш е­ нию эф ф екти вн о сти производства и качества продукции. М атериалы эти не м огут о стави ть равнодуш ным человека, за­ нимающ егося идеологической, политико-воспитательной работой и тем более — с моряками загр ан п лаван и я, которые работаю т В усло ви ях особенно разнузданной антисоветской пропаганды. Воронежцы на основе общ еизвестного морального кодекса строителя коммунизма выработали предельно конкретизирован­ ны й, с учетом тр адиций, специф ики и задач предприятия, ко­ декс чести своего ко ллектива. Бы л составлен не просто некий «писаный» устав заводской ж изни, а докум ент воспитательного воздействия. В объединении «Днепрошина» утверж ден свод нравственны х норм и трудовой чести коллектива. Мы обратились в партий­ ные комитеты этих предпри­ ятий с просьбой выслать по экземпляру кодекса. Полу­ ченные через некоторое вре­ мя материалы окончательно убедили, насколько полезно и необходимо использовать опыт воронежцев и днепро­ петровцев у нас, в рыбной отрасли Северного бассейна. Представляется целесооб­ разным разработать единый «Трудовой кодекс рыбаков Северного бассейна». Его со­ держание видится следую­ щим: — История становления и развития рыбопромышлен­ ного объединения, боевые и трудовые заслуги, лучшие традиции — на конкретных примерах, перспективы и за­ дачи рыбаков Севера. — Непосредственно текст трудового кодекса, в котором должны быть конкретизиро­ ваны положения морального кодекса строителя комму­ низма применительно к спе­ цифике, условиям работы рыбаков. Это условия, кото­ рые ныне предъявляют осо­ бенно высокие требования к профессиональной подготов­ ке, . политической бдительно­ сти, стойкому иммунитету к подрывной пропаганде, вла­ дению искусством аргумен­ тированно отстаивать комму­ нистические идеи и разобла­ чать клевету на советский образ жизни. — Описание обрядов и ритуалов, использующихся на флотах для чествования передовиков производства, активистов -общественников, молодых рыбаков и т. д. — Существующие формы и меры поощрения за добро­ совестный труд и обществен­ ную деятельность, воспита­ ние молодого поколения и ДР- — Дополнительные меры общественного воздействия к нарушителям дисциплины и общественного порядка, ис­ ходящие не от правоохрани­ тельных и административных органов, а от трудового ры бацкого коллектива, статус которого утвержден теперь Законом. 4 Конечно, проект трудово­ го кодекса необходимо ши­ роко обсудить во флотских коллективах, учесть посту­ пившие предложения и до­ полнения, окончательно до­ работать, а затем, по-види­ мому, утвердить совместным решением совета директоров ВРПО «Севрыба» и презнди ума обкома профсоюза рабо­ чих пищевой промышленнос­ ти. Устраивающиеся на рабо­ ту во флотские коллек­ тивы ВРПО «Севрыба» бу­ дут четко знать: вступил в ряды рыбаков — выполняй их (а теперь уже и твой) трудовой кодекс коллектив­ ной моральной ответствен­ ности и знай, что спрос с тебя будет по строгим мер­ кам трудового рыбацкого коллектива. П. НОВИЧКОВ, старший инспектор по кад рам загранплавания базы флота Мурманского рыбак колхозсоюза. Актуальная тема: ДИСЦИПЛИНА РАБОЧЕЕ В канун нового года в публикации под заголовком «Гражданский долг каждо­ го» был подведен итог той большой, планомерной рабо­ те, которую проводили кол­ лективы береговых предпри­ ятий и флотов объединения «Севрыба» по укреплению дисциплины и порядка на производстве. Цифры свиде­ тельствовали о том, что в этом направлении сделано несколько шагов вперед. Однако движение это мо­ жно считать только началом пути. Большая почта редак­ ции, посвященная этой те­ ме, ориентирует на продол­ жение серьезного разговора, на обсуждение острых про­ блем, на поиски путей их решения. И это закономер­ но, Входит в силу еще од­ на закономерность: боль­ шинство руководителей под­ разделений «Севрыбы» мно го внимания стали уделять воспитательной работе, соци­ альным, нравственным ас­ пектам жизни коллектива. И еще один многозначительный штрих: все меньше остается лазеек для любителей воль­ готной. недисциплинирован­ ной жизни. Все меньше ос­ тается нарушителей, кото­ рым удается уйти от ответ­ ственности за проступок. «В корреспонденции «Граж ­ д ан ский долг каж дого», — пи­ ш ет н ачальник тралового фло­ т а Л . В . Евгр аф ов, — дана правильная оценна недостой­ ного поведения командиров БМ Р Т «Мамин-Сибиряк» и РТ «Зеленодольск». За допущен­ ные наруш ения капитан дирек­ тор большого морозильного тр аулер а В . А . Мартынов ли ­ шен на един год диплома на звание кап и тан а дальнего пла­ ван и я, доп уска работы на с у ­ д а х загранплавани я, ему объ­ явлен строгий выговор, и в настоящ ее время он работает м атросом. С крупнотоннаж ны х судов сн ят первый помощник кап и тан а Н. И. Чериашии. Ем у так ж е объявлен строгий вы го­ вор. Понижен в должности до второго м еханика старш ий ме­ ха н и к А . А . П атракеев, на полгода лишен диплома тр ети й механин В . И. Подобаее, чет­ вертый м еханик А . Л . Панов ста л мотористом . Все они ли ­ ш ены доп уска работы на с у ­ д ах загран плаван и я. С тарш и й помощник капитан а Р Т «Зеленодольск» Г . М. Ни­ лин лиш и лся диплома на три года, старш ий механин А . Я . Бур ковски й — на 9 месяцев, второй м еханик В . Е . Нефодин — на полгода. Все они исполь­ зую тся на рядовы х долж нос­ тя х» . Как видим, застолье для вышеперечисленных было веселым, похмелье — тяже­ лым. И обижаться в данном случае нужно только на се­ бя. И в других флотах по­ клонникам Бахуса приходит­ ся держать ответ. Так. заме­ ститель председателя прав­ ления Мурманского рыбак- колхозсоюза А. Ф . Ларин сообщил, что за пьянку рас­ платился званием штурмана дальнего плавания капитан СРТ-м «Салми» В. П. Се- верцев. Диплом ему будет возвращен через 9 месяцев. Принятые меры говорят о том, что ни звания, ни дол­ жности не могут служить щитом от наказания. Хо­ рошая тенденция. Принципиальный разговор о причинах роста нарушений трудовой дисциплины про­ шел в Центральном проект­ но-конструкторском и техно­ логическом бюро. Особенно много нареканий было выс­ казано в адрес коллектива вычислительного центра, где было большее число нару­ шений. Обращено внимание руководителя этого отдела А. Н. Андреева на недопус­ тимость таких явлений. 20 января 1984 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz