Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.

А. Гаврилкевич, и н ж е н е р В ЯНВАРЕ 1904 года ве­ роломным нападением японцев на русскую воен­ ную эскадру в Порт-Артуре началась русско - японская война. Потеря основного яд­ ра первой Тихоокеанской эскадры, тяжелое положение осажденного Порт-Артура заставило царсное прави­ тельство снарядить и отпра­ вить на Тихий океан эскадру из состава Балтийского фло­ та. Кораблям предстоял дол­ гий путь через тропики, на всем протяжении которого Россия не имела ни одной базы для снабжения, бувке- ровки и ремонта кораблей эскадры. Невольно мысль обраща­ лась к другому, значитель­ но более короткому и име­ ющему свои берега вплоть до самой Японии — Север­ ному морскому пути. В мор­ ских кругах русского воен­ но-морского флота в 1904 году поговаривали об отправ­ ке эскадры этим путем. В марте 1904 года изве­ стный полярный исследова­ тель, участник многих арк­ тических экспедиций А. И. Вилькицкий, в беседе с кор­ респондентом русской газеты «Новости и биржевая газе­ та» на вопрос о возможнос­ ти направить боевую эскад­ ру в Тихий океан через Се­ верный Ледовитый океан от­ ветил, что поход эскадры возможен в определенное время года, что путь через Север намного короче пути южного и выгоден, посколь­ ку эскадра в пути может пользоваться каменным уг­ лем из района Дудинки. М ежду тем , эскадра Рож де­ ствен ско го , проделав неверо­ ятно тяж елы й п у ть . дош ла, наконец, до Ц усимского про­ лива, где потерпела трагиче­ ское поражение. Тяж елы й урок Цусимы опять заостри л важ ность вопроса о Северном морском п ути . Пони­ мая это, общ ество судоходства создало спец иальную комис­ сию во главе с А . И. Вилькиц- ним. В одном из докладов это й комиссии отм ечалось, что «...до те х пор, пока главней­ шие этапы по северо-восточно­ м у проходу не б уд ут оборудо­ ваны телегр аф ам и, портами- убеж ищ ам и и угольны м и скла­ дам и, а главное, пока не б удут сделаны промеры, ф ар ватер и берега обставлены знакам и , а та к ж е издана лоция это го 3000- мильного берега, до те х пор это т п уть не может иметь ре­ ш и тельно никакого практиче­ ского значения не только для военного ф л о та, но даж е и коммерческого». Комиссия разработала про­ ект, по которому предпола­ галось вести одновременные исследования с шести судов и 16 береговых гидрометео­ рологических станций на по­ бережье от Диксона до Бе­ рингова пролива Но дея­ тельность этой комиссии не имела практических резуль­ татов. В 1906 года7 при Морском министерстве под руковод­ ством адмирала В. П. Вер­ ховского была создана но­ вая «Комиссия по вопросу о продолжении гидрографи­ ческих работ в Северном Ледовитом океане», которая представила правительст­ венный план проведения экспедииии. Главной зада­ чей ее было составление «правильных мореходных карт и лоций». Этот план был одобрен правительст­ вом. А вскоре началось- строительство ледокольных судов. Однако за время строительства судов перво­ начальный план проведенпя исследований был изме­ нен. Причиной этом у п ослуж ил то т ф ан т, что, п ользуясь безза­ щ и тностью далекой русской о краины , Ч уко тка и др уги е дальневосточны е районы Рос­ сии, особенно после ' прода­ жи царским правительством СШ А А л я ски , были на гр а­ ни полного захв ата и оттор­ ж ения от России ам ер икан ­ ским и , канадским и и япон­ ским и хищ н и кам и. Положе­ ние, создавш ееся на северо- востоке стр ан ы , стало достоя­ нием печати, вызвало тревогу общ ественного мнения, с чем не могло не сч и таться прави ­ тельство. Только установление прочной и регулярной морской связи с Ч уко ткой и побережь­ ем Северного Ледовитого океа­ на могло укрепи ть п рестиж го­ сударственной власти и в ка­ кой-то мере обуздать апп ети ты иностр анны х хищ ников. Поэто­ му. предполагая решение ос­ новной задачи — освоение восточной части Северного п у­ ти и о ткр ы ти я морского пути к усть ям Колымы и Л ены -*■ был и составлен новый план экспедиц и и: подготовить в н а­ вигационном отнош ении в те­ чение 2 —3 лет, избегая зим о­ вок, весь морской п уть от Б е ­ рингова пролива до М урмана: возвращ аясь в конце нави га­ ции во Владивосток. Суда дол- поэтапио до сти гн уть у с ­ ть я Колымы , Л ены , мы са Че- “ ^ем западной части северного Ледовитого океана где и х базой стан е т порт А р . 2 ! нмельск или Аленсзндровск- на-Мурмане (ны не г Поляо- 2МИНо морской экспе- дицни. главное гидрогоа&иче- и з в « т УиПР«а,,ЯеНИе р в ш и л о п р о - - ? аеети береговую с м и к у по- оережья Северного Ледовитого РвНИ Лень' ” -а° Для реализации плана про­ ведения морской экспедиции на Невском судостроитель­ ном заводе в Петербурге осенью 1909 года были спе­ циально построены два оди­ наковых ледокольных паро­ хода, «Вайгач» и «Таймыр», приспособленные для плава­ ния во льдах. Суда были сравнительно невелики: длина — 54 мет­ ра, ширина — 11, осадка на ровный киль — 4,4 метра Водоизмещение — 1 200 тонн. Паровая машина име­ ла мощность 1220 сил и обеспечивала судам ско­ рость хода по чистой воде 10,5 узла. При разработке проекта была учтена необходимость иметь достаточно большой запас топлива и продоволь­ ствия. Особое внимание при постройке судов бы­ ло обращено на теплоизоля­ цию, отопление и вентиля­ цию помещений на случай зимовки в Арктике, что весь­ ма пригодилось при их зи­ мовке в 1914— 1915 гг. Су­ да были снабжены новей­ шими приемно - передающи­ ми радиостанциями с радиу­ сом действия 150 миль, име­ ли вспомогательное парус­ ное вооружение. Численность экипажа на «Таймыре» и «Вайгаче», со­ ответственно, составляла 50 и 48 человек. (Продолжение следует). «ДОМАШНЯЯ» ТРЕСКА Впервые в мире норвеж ским ученым удалось вы р асти ть в и ску сств е н н ы х усло ви ях тр е с­ к у . Работы над этим велись с 1975 года на опы тной станции Научно-исследователь с к о г о и н сти ту та проблем моря в ме­ стеч ке А устеволл под Берге­ ном. — Объектом наш ей работы была не ар кти ческая тр еска, а прибреж ная, — рассказал корреспонденту норвеж ской газеты «Аф тенпостен» дирек­ тор опытной станц ии Бьерн Бротен. — Я счи таю , что мож . но р ассч и ты в ать на отлов 2 0—30 процентов вы п ускаем о­ го в естествен н ы е условия поголовья выращ енной тр есни, что делает разведение рыбы рентабельным в промыш лен­ ном отнош ении. В процессе работы норвеж­ ским учены м приш лось сто л к ­ н уться с рядом тр удн остей . Одна из н и х заклю чалась в том , что тр еско вую и кр у а большом количестве поедали медузы . Необходимо было та к ­ ж е реш и ть проблему рацио­ н а л ьн ы х корм овы х см есей для м альков. И, наконец, о каза­ ло сь, что эти м альки — отча- ян ны е «кан нибалы », с удо ­ вольствием поедаю т д р уг д р у ­ га . Полностью реш ить э т у последнюю проблему, по мне­ нию уч е н ы х, н ельзя. Однако с помощью р азли чны х си стем п и тан и я «каннибализм » можно значительно со кр ати ть. В апреле 1983 года в За­ к р ы ты й бассейн опы тной стан ц ии в А устеволле было вы пущ ено два миллиона опло­ дотво ренны х и кр инок. Вода в бассейне бы ла предварительно обработана, чтобы ун и ч то ж и ть е сте ств е н н ы х врагов тр е ски . Р е з у л ь та т превзош ел все ож и дани я. Вывелось 800 ты ся ч м альков, которые пережили наиболее критический первый период. К сентябрю в бассей­ не осталось 60 000 те х , кото­ рым удалось не ста ть ж е р тв а­ ми свои х ж е собратьев. Это — исклю чительно вы сокий пока­ зате л ь по сравнению с п ри ­ родным: здесь из д в у х м ил­ лионов оплодотворенны х икр и ­ нок за такой ж е период вы ­ ж и вает лиш ь около двадц ати ты с я ч . При правильном кормлении разводим ая в и ск у сств е н н ы х усл о в и ях тр еска р а сте т в пол­ тор а раза бы стрее, чем в ес­ те ств е н н ы х. Н орвеж ские уч е ­ ны е сч и таю т, что менее чем за два года вес рыбы д о сти г­ нет д в ух килограмм ов. Разведение в и ск у с ств е н н ы х у сл о в и я х тр ески — тр ади ц ион ­ ного о бъ екта ры боловства мно­ ги х б а л ти й ск и х и сев ер н ы х стр ан — позволит п р акти ч ески кр у гл ы й год у д о в л е тв о р я т^ спрос на э ту свеж ую р ы б у, н то ж е время о казал о сь, что в си лу особого стр о ен и я м у ск у ­ латур ы тр еска, вы р ащ ен н ая з и скусстве н н ы х у с л о в и я х , не пригодна для зам о р аж и ван и я. В настоящ ее врем я уч е н ы е норвеж ского Н аучно-исследо­ вательского и н с ти т у та проб­ лем моря п р и ступ и л и н вы яс­ нению возм ож ностей и с к у с с т­ венного разведения более до­ рогих пород ры бы — п ал туса и тюрбо. Владим ир ПО Л ЯН С КИ Й . (АП Н ). Как предупредить пожар Телевизор ли виноват? Как всякий слож ный прибор, при наруш ении режима э к с ­ плуатаци и телевизор может превр ати ться в источнин по­ ж арной опасно сти. За текущ и й год от неправильного обраще­ ния с телевизорами в области произошло 30 пожаров, убы ток от ноторы х и счи сляется д е ся т­ ками ты сяч рублей.^ А н али з п о казы вает, что на­ ибольшее количество пожаров случ ается от незнания элемен­ тар н ы х правил эксп луатац и и телевизоров м арок: «Рубин», «Горизонт», «Рекорд», « Р ад у­ га», «Весна», «Крым », «Берез­ ка» и др. В ко н стр укц и и эти х телевизоров и сп ользуется боль­ шое количество горю чих ма­ териалов: полистирола, поли- пропилена, п олиэтилена, кото­ рые при горении вы деляю т токси чны е вещ ества, крайне опасны е для ж и зн и. Во время нормальной работы телевизора происходит нагрев изоляционны х м атериалов до тем пературы 60 —70°, а от­ дельн ы х радиодеталей до 300°С. После отклю чения теле­ визора изоляция охлаж дается до тем п ературы окруж ающ ей среды . В р е зул ьтате больш их перепадов тем п ер атур изоля­ ц ия тер яе т свои ди электр ичес­ кие свойства и стар е е т. Повре­ ждение изоляции приводит к искрению , обр азуется элентри- чесиая д у га , при которой го­ рючие м атериалы легко вос­ плам еняю тся. Ч тобы и зб еж ать самовоспла­ менения телевизоров, следует соблю дать следующ ие правила: необходимо обеспечить по воз­ можности вклю чение телеви­ зора через автотрансф орм атор или стабилизатор напряж ения; ни в коем случае нельзя остав­ л я ть работающий телевизор без присмотра; после отклю че­ ния телевизора от сети следу­ е т не забы вать вы н уть вилку из розетки . Если телевизор поврежден (н ет изображ ения, гу д и т), следует его отклю чить и вы звать м астера для про­ верки; нельзя устан авли вать телевизор вблизи приборов отопления, вклю чать телевизор раньш е чем через с у тк и , если в него попала ж и дко сть. Опа­ сно доверять ремонт телевизо­ ра случайным лицам . П рименяйте только стандар. тны е предохранители с номи­ нальным тоном, предусмотрен­ ным руководством по эксп луа­ тац и и телевизора. Если в телевизоре произо­ шло загорание, то его следует ту ш и ть как обычный электро­ бытовой прибор, предваритель­ но выдернув вилку ш нура пи­ тан и я из сетевой розетки. О загорании немедленно сооб­ щ и ть в пож арную охрану. При применении воды нужно сле­ д и ть, чтобы она не попала на н агреты й кинескоп. В случае интенсивного горения необхо­ димо немедленно удалить из помещ ения детей и всех не з а н я ты х в ликвидации пожа­ ра. Б уд ь те предельно осторож ­ ны! Только п р а ви ль н ая э к с п л у а ­ тац и я те л е в и зи о н н ы й прием ни­ ков п о зво ли т п редотвратить пожар. Отдел пожарной охрани УВД Мурманского облис­ полкома. КНИЖНАЯПОЛКА I СПЕЦИАЛИСТА Справочник по автом атизиро­ ванному электроприводу. В нем содерж атся основные сведения по теории автом атизированного электропривода. Справочник «Судовы е э л е к т­ роприводы» необходим специа­ л и стам , заним ающ им ся разра­ боткой и эксп луатац и ей судо­ вы х электроприводов. В нем приведены сведения по элемен­ там электроприводов, рекомен­ дации по и х применению , ун и ­ ф и кац и и схем н ы х реш ений, по надеж ностным и эксп луатац и ­ онным показателям элементов судо вы х электроприводов. Инженеров - констр укто ров, те х , кто решил повы сить свою квалиф икац ию , а так ж е с т у ­ дентов судо стр о и тельн ы х вузов и техн и кум о в заи н тер есует кн и га Г . С. Хордаса «Р асчеты общ есудовых си сте м ». В сп р а­ вочнике содерж атся сведения о трубопроводах, ар м атур е , ме­ хан и зм ах, ап п а р а та х, свой ст­ вах ж и дкостей и газов, необ­ ходимые для расчетов судо вы х си стем . Даны методы теп ло вы х и гидр авли ческих расчетов си ­ стем с капельным и ж и дко стя­ ми, паровы х, венти ляц ионны х и д р уги х си сте м . Приведены данны е для оценки эф ф е к ти в ­ ности систем и выбора пара­ метров и х работы с использо­ ванием экономико-математиче- сн и х методов. Эти кн и ги вы можете приоб­ рести в м агазине № 15 по ад­ ресу: у л . Миронова, 8, телефон 3-29-07. Л. ТЕЛЕБИНА, товаровед по реклам* обл- кн игото рга. z llllllllllllllllllM lllllllM I I II II H H II II II I II II I If llllllllH I II II I IH II II I II II I II II II I II II I If n lif С ПРОМЫСЛА- В ПОРТ Е По сообщениям диегтетчер- Е ских служб ф лотов, Е С Е Г О Д Н Я ож и даю тся: БМРТ- Е 324 «П етр о зав о д ск», ТР «Ва- Е лентин С ер о в», ПСТ-1330 г «Клинцы ». Е З А В Т Р А : РТ-331 «Мурманча- — НИН». 16 Я Н В А Р Я : ПСТ-1308 « К р е ­ ном етр». 17 Я Н В А Р Я : БМРТ-274 «Ту- ман-2», ТР «Там б о в », П СТ-1315 < К р асн о зн ам ен ск» («по з е л е ­ ной»). 18 Я Н В А Р Я : БМ РТ-420 «П р о­ гр есс», ТР « Э р н с т Тельм ан». 19 Я Н В А Р Я : тан к е р «К р о п о т­ кин», РС-116 «Вен ер а», РС-128 «М арс». КУДА ПОИТИ = КИ Н О ТЕА ТРЫ Е «М УРМ АНСК» (А втоо тветч ик: 4-52-88) :г 13 ян вар я: «Знахарь» — в = 10. 13. 16, 19, 21.30; 14 января: Е «Знахарь» — в 10, 13, 16, 21.50; — «Скорость» — в 18.50: 15 ян- — варя: «Голубой щенок» — в — 10; «Знахарь» — в 11 30, 14, Е 16.30. 19, 21.30; 16— 19 января: — «Скорость» — в 10, 12, 14, 16, = 17.45, 19.30, 21.50. «РОДИНА» (А втоответчин: 5-25-47) Е 13— 15 января: «Невезучие» =: — в 9.40. 11.15, 13. 14.45, 16.30. = 18.15, 20, 21.45; «Без особого = риска» — в 10, 13.20, 17. 20.30, — 22.15: «Последняя реликвия»— = в 11.30. 15.10, 18.40. «С ЕВ ЕР Н О Е СИ ЯНИ Е» Е (А втоо тветч ик: 6-22-37) Е 13— 15 ян вар я: «Дамское тан- = го* — в 10.15, 14.15, 18.15. ?<шин1п1ш11шитм1ш111111ш11п111 21.45; «Трое н а ш оссе» — 12.15. — 16.15, 20; «Р ази н я » — в 10, з : 12, 14, 16, 18, 19.45, 21.30; «На- = дежда и опор а» — в 17, 19, 21; = 13—15 я н в а р я : «О х и А х и д у т — в поход» — в 10.30, 12.30, 14.30: s 16—19 я н в а р я : «Ч ествование» — — в 10, 12.30, 14, 16.45, 19.15, = 20.45; «П ровал операции «Боль- Е ш ая М едведица» — в 10.15. г 12.15, 17.30, 18.15, 20, 21.45: = 16—18 я н в а р я : «Гр еш ны й ан- ~ гел» — в 19, 22; «Тр и н адц ать» Е — в 17, 19, 21; 16— 17 ян вар я: — «Операция «Коб ра» — в 10, = 11.30: 1 8—19 я н в а р я : «4:0 в = п о льзу Т а н е ч к и . — в 13, 14.30. Е Редакции еженедельника = «Рыбный Мурман» на посто- Е янную работу требуется во- Е дитель I— II класса на автб- Е машину ГАЗ-24 «Волга». = i l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l H l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l ! Редактор С. Н. ДАЩИНСКИЙ. Щ . А А Р Е С Щ Ш 183027. М урм ан ск, ул . Павлова, 21 (второй этаж). Т Е Л Е Ф О Н Ы : п ри ем н ая редактора — 6-53 61; заместитель ре­ д акто р а — 4-67 03; ответственный секретарь 6 2J-37. О Т Д Е Л Ы : партийной жизни и пропаганды — 6 67 03; береговых п редприятий — 6-62 15; промышленного рыболовства — 6 1 3 -5 9 ; п и сем— 6-44-78; к ультур ы и быта, информации и спорта—6-02-93. М ур м ан ская об ластн ая ти п о гр аф и я, г. М ур м ан ск, ул. К . М ар кса, 18. «Ры бный М урм ан ». И н д екс 52832, Тираж 16.400. З а к , 173. ПН-02008.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz