Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.
А. Гаврилкевич, и н ж е н е р В ЯНВАРЕ 1904 года ве роломным нападением японцев на русскую воен ную эскадру в Порт-Артуре началась русско - японская война. Потеря основного яд ра первой Тихоокеанской эскадры, тяжелое положение осажденного Порт-Артура заставило царсное прави тельство снарядить и отпра вить на Тихий океан эскадру из состава Балтийского фло та. Кораблям предстоял дол гий путь через тропики, на всем протяжении которого Россия не имела ни одной базы для снабжения, бувке- ровки и ремонта кораблей эскадры. Невольно мысль обраща лась к другому, значитель но более короткому и име ющему свои берега вплоть до самой Японии — Север ному морскому пути. В мор ских кругах русского воен но-морского флота в 1904 году поговаривали об отправ ке эскадры этим путем. В марте 1904 года изве стный полярный исследова тель, участник многих арк тических экспедиций А. И. Вилькицкий, в беседе с кор респондентом русской газеты «Новости и биржевая газе та» на вопрос о возможнос ти направить боевую эскад ру в Тихий океан через Се верный Ледовитый океан от ветил, что поход эскадры возможен в определенное время года, что путь через Север намного короче пути южного и выгоден, посколь ку эскадра в пути может пользоваться каменным уг лем из района Дудинки. М ежду тем , эскадра Рож де ствен ско го , проделав неверо ятно тяж елы й п у ть . дош ла, наконец, до Ц усимского про лива, где потерпела трагиче ское поражение. Тяж елы й урок Цусимы опять заостри л важ ность вопроса о Северном морском п ути . Пони мая это, общ ество судоходства создало спец иальную комис сию во главе с А . И. Вилькиц- ним. В одном из докладов это й комиссии отм ечалось, что «...до те х пор, пока главней шие этапы по северо-восточно м у проходу не б уд ут оборудо ваны телегр аф ам и, портами- убеж ищ ам и и угольны м и скла дам и, а главное, пока не б удут сделаны промеры, ф ар ватер и берега обставлены знакам и , а та к ж е издана лоция это го 3000- мильного берега, до те х пор это т п уть не может иметь ре ш и тельно никакого практиче ского значения не только для военного ф л о та, но даж е и коммерческого». Комиссия разработала про ект, по которому предпола галось вести одновременные исследования с шести судов и 16 береговых гидрометео рологических станций на по бережье от Диксона до Бе рингова пролива Но дея тельность этой комиссии не имела практических резуль татов. В 1906 года7 при Морском министерстве под руковод ством адмирала В. П. Вер ховского была создана но вая «Комиссия по вопросу о продолжении гидрографи ческих работ в Северном Ледовитом океане», которая представила правительст венный план проведения экспедииии. Главной зада чей ее было составление «правильных мореходных карт и лоций». Этот план был одобрен правительст вом. А вскоре началось- строительство ледокольных судов. Однако за время строительства судов перво начальный план проведенпя исследований был изме нен. Причиной этом у п ослуж ил то т ф ан т, что, п ользуясь безза щ и тностью далекой русской о краины , Ч уко тка и др уги е дальневосточны е районы Рос сии, особенно после ' прода жи царским правительством СШ А А л я ски , были на гр а ни полного захв ата и оттор ж ения от России ам ер икан ским и , канадским и и япон ским и хищ н и кам и. Положе ние, создавш ееся на северо- востоке стр ан ы , стало достоя нием печати, вызвало тревогу общ ественного мнения, с чем не могло не сч и таться прави тельство. Только установление прочной и регулярной морской связи с Ч уко ткой и побережь ем Северного Ледовитого океа на могло укрепи ть п рестиж го сударственной власти и в ка кой-то мере обуздать апп ети ты иностр анны х хищ ников. Поэто му. предполагая решение ос новной задачи — освоение восточной части Северного п у ти и о ткр ы ти я морского пути к усть ям Колымы и Л ены -*■ был и составлен новый план экспедиц и и: подготовить в н а вигационном отнош ении в те чение 2 —3 лет, избегая зим о вок, весь морской п уть от Б е рингова пролива до М урмана: возвращ аясь в конце нави га ции во Владивосток. Суда дол- поэтапио до сти гн уть у с ть я Колымы , Л ены , мы са Че- “ ^ем западной части северного Ледовитого океана где и х базой стан е т порт А р . 2 ! нмельск или Аленсзндровск- на-Мурмане (ны не г Поляо- 2МИНо морской экспе- дицни. главное гидрогоа&иче- и з в « т УиПР«а,,ЯеНИе р в ш и л о п р о - - ? аеети береговую с м и к у по- оережья Северного Ледовитого РвНИ Лень' ” -а° Для реализации плана про ведения морской экспедиции на Невском судостроитель ном заводе в Петербурге осенью 1909 года были спе циально построены два оди наковых ледокольных паро хода, «Вайгач» и «Таймыр», приспособленные для плава ния во льдах. Суда были сравнительно невелики: длина — 54 мет ра, ширина — 11, осадка на ровный киль — 4,4 метра Водоизмещение — 1 200 тонн. Паровая машина име ла мощность 1220 сил и обеспечивала судам ско рость хода по чистой воде 10,5 узла. При разработке проекта была учтена необходимость иметь достаточно большой запас топлива и продоволь ствия. Особое внимание при постройке судов бы ло обращено на теплоизоля цию, отопление и вентиля цию помещений на случай зимовки в Арктике, что весь ма пригодилось при их зи мовке в 1914— 1915 гг. Су да были снабжены новей шими приемно - передающи ми радиостанциями с радиу сом действия 150 миль, име ли вспомогательное парус ное вооружение. Численность экипажа на «Таймыре» и «Вайгаче», со ответственно, составляла 50 и 48 человек. (Продолжение следует). «ДОМАШНЯЯ» ТРЕСКА Впервые в мире норвеж ским ученым удалось вы р асти ть в и ску сств е н н ы х усло ви ях тр е с к у . Работы над этим велись с 1975 года на опы тной станции Научно-исследователь с к о г о и н сти ту та проблем моря в ме стеч ке А устеволл под Берге ном. — Объектом наш ей работы была не ар кти ческая тр еска, а прибреж ная, — рассказал корреспонденту норвеж ской газеты «Аф тенпостен» дирек тор опытной станц ии Бьерн Бротен. — Я счи таю , что мож . но р ассч и ты в ать на отлов 2 0—30 процентов вы п ускаем о го в естествен н ы е условия поголовья выращ енной тр есни, что делает разведение рыбы рентабельным в промыш лен ном отнош ении. В процессе работы норвеж ским учены м приш лось сто л к н уться с рядом тр удн остей . Одна из н и х заклю чалась в том , что тр еско вую и кр у а большом количестве поедали медузы . Необходимо было та к ж е реш и ть проблему рацио н а л ьн ы х корм овы х см есей для м альков. И, наконец, о каза ло сь, что эти м альки — отча- ян ны е «кан нибалы », с удо вольствием поедаю т д р уг д р у га . Полностью реш ить э т у последнюю проблему, по мне нию уч е н ы х, н ельзя. Однако с помощью р азли чны х си стем п и тан и я «каннибализм » можно значительно со кр ати ть. В апреле 1983 года в За к р ы ты й бассейн опы тной стан ц ии в А устеволле было вы пущ ено два миллиона опло дотво ренны х и кр инок. Вода в бассейне бы ла предварительно обработана, чтобы ун и ч то ж и ть е сте ств е н н ы х врагов тр е ски . Р е з у л ь та т превзош ел все ож и дани я. Вывелось 800 ты ся ч м альков, которые пережили наиболее критический первый период. К сентябрю в бассей не осталось 60 000 те х , кото рым удалось не ста ть ж е р тв а ми свои х ж е собратьев. Это — исклю чительно вы сокий пока зате л ь по сравнению с п ри родным: здесь из д в у х м ил лионов оплодотворенны х икр и нок за такой ж е период вы ж и вает лиш ь около двадц ати ты с я ч . При правильном кормлении разводим ая в и ск у сств е н н ы х усл о в и ях тр еска р а сте т в пол тор а раза бы стрее, чем в ес те ств е н н ы х. Н орвеж ские уч е ны е сч и таю т, что менее чем за два года вес рыбы д о сти г нет д в ух килограмм ов. Разведение в и ск у с ств е н н ы х у сл о в и я х тр ески — тр ади ц ион ного о бъ екта ры боловства мно ги х б а л ти й ск и х и сев ер н ы х стр ан — позволит п р акти ч ески кр у гл ы й год у д о в л е тв о р я т^ спрос на э ту свеж ую р ы б у, н то ж е время о казал о сь, что в си лу особого стр о ен и я м у ск у латур ы тр еска, вы р ащ ен н ая з и скусстве н н ы х у с л о в и я х , не пригодна для зам о р аж и ван и я. В настоящ ее врем я уч е н ы е норвеж ского Н аучно-исследо вательского и н с ти т у та проб лем моря п р и ступ и л и н вы яс нению возм ож ностей и с к у с с т венного разведения более до рогих пород ры бы — п ал туса и тюрбо. Владим ир ПО Л ЯН С КИ Й . (АП Н ). Как предупредить пожар Телевизор ли виноват? Как всякий слож ный прибор, при наруш ении режима э к с плуатаци и телевизор может превр ати ться в источнин по ж арной опасно сти. За текущ и й год от неправильного обраще ния с телевизорами в области произошло 30 пожаров, убы ток от ноторы х и счи сляется д е ся т ками ты сяч рублей.^ А н али з п о казы вает, что на ибольшее количество пожаров случ ается от незнания элемен тар н ы х правил эксп луатац и и телевизоров м арок: «Рубин», «Горизонт», «Рекорд», « Р ад у га», «Весна», «Крым », «Берез ка» и др. В ко н стр укц и и эти х телевизоров и сп ользуется боль шое количество горю чих ма териалов: полистирола, поли- пропилена, п олиэтилена, кото рые при горении вы деляю т токси чны е вещ ества, крайне опасны е для ж и зн и. Во время нормальной работы телевизора происходит нагрев изоляционны х м атериалов до тем пературы 60 —70°, а от дельн ы х радиодеталей до 300°С. После отклю чения теле визора изоляция охлаж дается до тем п ературы окруж ающ ей среды . В р е зул ьтате больш их перепадов тем п ер атур изоля ц ия тер яе т свои ди электр ичес кие свойства и стар е е т. Повре ждение изоляции приводит к искрению , обр азуется элентри- чесиая д у га , при которой го рючие м атериалы легко вос плам еняю тся. Ч тобы и зб еж ать самовоспла менения телевизоров, следует соблю дать следующ ие правила: необходимо обеспечить по воз можности вклю чение телеви зора через автотрансф орм атор или стабилизатор напряж ения; ни в коем случае нельзя остав л я ть работающий телевизор без присмотра; после отклю че ния телевизора от сети следу е т не забы вать вы н уть вилку из розетки . Если телевизор поврежден (н ет изображ ения, гу д и т), следует его отклю чить и вы звать м астера для про верки; нельзя устан авли вать телевизор вблизи приборов отопления, вклю чать телевизор раньш е чем через с у тк и , если в него попала ж и дко сть. Опа сно доверять ремонт телевизо ра случайным лицам . П рименяйте только стандар. тны е предохранители с номи нальным тоном, предусмотрен ным руководством по эксп луа тац и и телевизора. Если в телевизоре произо шло загорание, то его следует ту ш и ть как обычный электро бытовой прибор, предваритель но выдернув вилку ш нура пи тан и я из сетевой розетки. О загорании немедленно сооб щ и ть в пож арную охрану. При применении воды нужно сле д и ть, чтобы она не попала на н агреты й кинескоп. В случае интенсивного горения необхо димо немедленно удалить из помещ ения детей и всех не з а н я ты х в ликвидации пожа ра. Б уд ь те предельно осторож ны! Только п р а ви ль н ая э к с п л у а тац и я те л е в и зи о н н ы й прием ни ков п о зво ли т п редотвратить пожар. Отдел пожарной охрани УВД Мурманского облис полкома. КНИЖНАЯПОЛКА I СПЕЦИАЛИСТА Справочник по автом атизиро ванному электроприводу. В нем содерж атся основные сведения по теории автом атизированного электропривода. Справочник «Судовы е э л е к т роприводы» необходим специа л и стам , заним ающ им ся разра боткой и эксп луатац и ей судо вы х электроприводов. В нем приведены сведения по элемен там электроприводов, рекомен дации по и х применению , ун и ф и кац и и схем н ы х реш ений, по надеж ностным и эксп луатац и онным показателям элементов судо вы х электроприводов. Инженеров - констр укто ров, те х , кто решил повы сить свою квалиф икац ию , а так ж е с т у дентов судо стр о и тельн ы х вузов и техн и кум о в заи н тер есует кн и га Г . С. Хордаса «Р асчеты общ есудовых си сте м ». В сп р а вочнике содерж атся сведения о трубопроводах, ар м атур е , ме хан и зм ах, ап п а р а та х, свой ст вах ж и дкостей и газов, необ ходимые для расчетов судо вы х си стем . Даны методы теп ло вы х и гидр авли ческих расчетов си стем с капельным и ж и дко стя ми, паровы х, венти ляц ионны х и д р уги х си сте м . Приведены данны е для оценки эф ф е к ти в ности систем и выбора пара метров и х работы с использо ванием экономико-математиче- сн и х методов. Эти кн и ги вы можете приоб рести в м агазине № 15 по ад ресу: у л . Миронова, 8, телефон 3-29-07. Л. ТЕЛЕБИНА, товаровед по реклам* обл- кн игото рга. z llllllllllllllllllM lllllllM I I II II H H II II II I II II I If llllllllH I II II I IH II II I II II I II II II I II II I If n lif С ПРОМЫСЛА- В ПОРТ Е По сообщениям диегтетчер- Е ских служб ф лотов, Е С Е Г О Д Н Я ож и даю тся: БМРТ- Е 324 «П етр о зав о д ск», ТР «Ва- Е лентин С ер о в», ПСТ-1330 г «Клинцы ». Е З А В Т Р А : РТ-331 «Мурманча- — НИН». 16 Я Н В А Р Я : ПСТ-1308 « К р е ном етр». 17 Я Н В А Р Я : БМРТ-274 «Ту- ман-2», ТР «Там б о в », П СТ-1315 < К р асн о зн ам ен ск» («по з е л е ной»). 18 Я Н В А Р Я : БМ РТ-420 «П р о гр есс», ТР « Э р н с т Тельм ан». 19 Я Н В А Р Я : тан к е р «К р о п о т кин», РС-116 «Вен ер а», РС-128 «М арс». КУДА ПОИТИ = КИ Н О ТЕА ТРЫ Е «М УРМ АНСК» (А втоо тветч ик: 4-52-88) :г 13 ян вар я: «Знахарь» — в = 10. 13. 16, 19, 21.30; 14 января: Е «Знахарь» — в 10, 13, 16, 21.50; — «Скорость» — в 18.50: 15 ян- — варя: «Голубой щенок» — в — 10; «Знахарь» — в 11 30, 14, Е 16.30. 19, 21.30; 16— 19 января: — «Скорость» — в 10, 12, 14, 16, = 17.45, 19.30, 21.50. «РОДИНА» (А втоответчин: 5-25-47) Е 13— 15 января: «Невезучие» =: — в 9.40. 11.15, 13. 14.45, 16.30. = 18.15, 20, 21.45; «Без особого = риска» — в 10, 13.20, 17. 20.30, — 22.15: «Последняя реликвия»— = в 11.30. 15.10, 18.40. «С ЕВ ЕР Н О Е СИ ЯНИ Е» Е (А втоо тветч ик: 6-22-37) Е 13— 15 ян вар я: «Дамское тан- = го* — в 10.15, 14.15, 18.15. ?<шин1п1ш11шитм1ш111111ш11п111 21.45; «Трое н а ш оссе» — 12.15. — 16.15, 20; «Р ази н я » — в 10, з : 12, 14, 16, 18, 19.45, 21.30; «На- = дежда и опор а» — в 17, 19, 21; = 13—15 я н в а р я : «О х и А х и д у т — в поход» — в 10.30, 12.30, 14.30: s 16—19 я н в а р я : «Ч ествование» — — в 10, 12.30, 14, 16.45, 19.15, = 20.45; «П ровал операции «Боль- Е ш ая М едведица» — в 10.15. г 12.15, 17.30, 18.15, 20, 21.45: = 16—18 я н в а р я : «Гр еш ны й ан- ~ гел» — в 19, 22; «Тр и н адц ать» Е — в 17, 19, 21; 16— 17 ян вар я: — «Операция «Коб ра» — в 10, = 11.30: 1 8—19 я н в а р я : «4:0 в = п о льзу Т а н е ч к и . — в 13, 14.30. Е Редакции еженедельника = «Рыбный Мурман» на посто- Е янную работу требуется во- Е дитель I— II класса на автб- Е машину ГАЗ-24 «Волга». = i l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l H l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l ! Редактор С. Н. ДАЩИНСКИЙ. Щ . А А Р Е С Щ Ш 183027. М урм ан ск, ул . Павлова, 21 (второй этаж). Т Е Л Е Ф О Н Ы : п ри ем н ая редактора — 6-53 61; заместитель ре д акто р а — 4-67 03; ответственный секретарь 6 2J-37. О Т Д Е Л Ы : партийной жизни и пропаганды — 6 67 03; береговых п редприятий — 6-62 15; промышленного рыболовства — 6 1 3 -5 9 ; п и сем— 6-44-78; к ультур ы и быта, информации и спорта—6-02-93. М ур м ан ская об ластн ая ти п о гр аф и я, г. М ур м ан ск, ул. К . М ар кса, 18. «Ры бный М урм ан ». И н д екс 52832, Тираж 16.400. З а к , 173. ПН-02008.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz