Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.
•ВНИМАНИЕ: ОПЫТ!» Для развития ж ивотноводства и птиц еводства нрайне необ ходимы сбалансированны е по белку и др уги м компонентам Норма, в состав ко то р ы х вхо дят кормовая ры бная муна и вете ринарный рыбий ^кир, вы рабаты ваемы е на с у д а х промы словы х ф лотов и на ры бокомбинате. Кроме того, рыбий ж ир широко прим еняется в медицине и для те хн и ч е ск и х целей: в хим и ческой , м еховой, кожевенной промыш ленности и т . д. Оборудование ры бом учны х устан о во к не о тн о си тся к и н тен сивно загруж енном у, тем не менее к о эф ф и ц и е н т и х использо вания в 1982 г. составил 52,7 процента. В настоящ ее время в составе технологического оборудования для изготовления рыбной м уки и ж и ра на ф л о та х бассейна эк сп л уати р уе тся 302 устан о вки 19 типов тольн о на крупнотон н аж н ы х добы вающ их с у д а х , из них 286 работаю т по прессово суш ильной схем е, 236 устан о во к оборудованы сепараторными систем ам и выработки ры бьего ж ира из подпрессовы х бульонов и 66 (в основном на посольно-свеж ьевы х тр а у л е р а х ти п а «Б а ренцево море») не им ею т устано во к для выработни рыбьего ж и р а, что является и х больш им к о н стр укти в н ы м недостатком . Однако творческий поиск и и ниц иатива суд о в ы х рациона лизаторов, те хн о ло ги ч ески х служ б ф лотов, разработки и иссле дования ЦП КТБ позволили в 1982 —1983 годах вы полнять задания по производству рыбной м уки и ж и р а, а на о тд ельны х су д а х и перевы полнять и х в несколько раз. Проводя анализ работы оборудования, сп ец и али сты ЦПКТБ вместе с судовладельцами разработали и внедрили мероприя ти я по повыш ению его надеж ности на су д а х ти п а «Горизонт», «Иван Бочков», «Баренцево море». В ч астн о сти , повыш ена н а деж ность прессов устан о во к А 1-ИЖ Р, усоверш енствованы у з лы , си стем ы и устр о й ств а устан о во к И7-ИВБ, улучш ен а ко н ст рукц и я ш н ековы х конвейеров и разработаны м ероприятия по дальнейш ем у повыш ению надеж ности устано во к УМ Е-50. По повышению эф ф е кти в н о сти устано во к РМ У засл уж и в ает вним ания и распространения о п ы т о тдельны х рационализаторов й флотов в целом. флота произвели замену стандартных четырехмилли метровых решеток на 8— 9- миллиметровые, а также внедрили приспособления для их периодической прочистки. При работе на смешанном сырье плавбазы флота до стигли высокого уровня ка чества рыбной муки. На мойвенной путине затрудня ется отгрузка муки. Сырье мойвы направляется на вы пуск рыбной муки с содер жанием жира 2 0— 24 про цента, и готовый продукт, несмотря на отделение жира, выходит с жирностью 18 про центов, т. е. предельно до пускаемой. Температура готовой му ки, поступающей в бункер- накопитель, ' составляет 4 0— 45 градусов, так как охлаж дение циклонами, преду смотренное по проекту, не работает. Транспортировка По процессу, предложен ному В. Д. Фоминым, мука охлаждается холодным воз духом и тепло, отдаваемое частицей муки, обеспечивает ее быструю сушку. По мнению автора разра ботки, это позволяет уско рить процесс производства и качество рыбной муки. Большие трудности при производстве рыбной муки на судах возникают при ра боте на мойве, так как ус тановки Р М У специально не предназначены для этого ви да сырья, имеющего повы шенную жирность, мелкие кости. Это влияет на каче ство и количество продукции. Специалисты флота по шли по пути устранения кон структивных недостатков существующего оборудова ния. На время мойвенной пу тины создаются и направля- УПРАВЛЕНИЕ «СЕВРЫБПРОМРАЗВЕДКА» Опыт работы машини ста рыбомучкой установ ки ПСТ-1340 «Кореновск» А. Г. Бондаря. На этом траулере внедре ны рационализаторские пред ложения машиниста «Ис пользование конструктивной емкости отсека рыбного бун кера под жир, увеличившей промысловое время судна», «Модернизация емкости по сборке жира» и ряд других новшеств. Это позволило уве личить суточный выпуск рыбной муки, исходя из паспортных данных, в 2,7 раза, а рыбьего жира — в 10— 18 раз. Дооборудование рыбомуч ных установок заключается в следующем. Для улучшения стока во ды в бункере-накопителе бы ли насверлены отверстия диаметром до 10 миллимет ров, чтобы подсушить сырье и обеспечить его равномер ную подачу. На переходном патрубке шнека-дозатора установлено смотровое стекло, дающее возможность наблюдать за поступлением сырья в ва- рильнин, а на крышке шне ка дозатора установлена паро отводная труба, через кото рую удаляется избыток па ра, так как сырье, напри мер из мойвы, жирное, и есть необходимость подачи острого пара для ускорения процесса варки. При удале нии избытка пара будет меньше конденсата, масса при поступлении в пресс бу дет значительно суше. На входной сетке пресса удален зеер, что увеличива ет рабочую площадь сетки, рассверлены' и раззенкованы между существующими до полнительные отверстия. Это увеличивает скорость стока бульона из массы, поступа ющей из варильника. При существующей кон струкции сетка была при поднята и прижата к валу пресса, бульон не стекал, а задерживался. Для устране ния этого недостатка с внеш ней стороны пресса были срезаны ребра жесткости на двух секциях, и бульон стал свободно стекать, отжатые вещества не прессуются под крышкой. Загрузка пресса стала равномерной, и он с самого начала процесса стал рабо тать в полную мощность. Так получается мини мальное процентное содер жание влажности и жирнос ти жома, что ускоряет суш ку, увеличивая производи тельность сушилки и мощ ность установки в 2,7 раза. 1 J Чтобы уменьшить затраты времени на очистку линии пневмотрассы от мельницы до циклона, два колена из металлических труб замене ны быстросъемным гофриро ванным шлангом диаметром 200 миллиметров. С этой целью циклон развернули на 90 градусов, добившись спрямления линии пневмо трассы. На входном патруб ке циклона вырезано окно, которое дает возможность быстро очистить патрубок от налипания рыбной муки. Дооборудование установки РМ У силами судового эки пажа не представляет за труднений. При внедрении второго рацпредложения «Модерни зация емкости при сборке жира» использован принцип сообщающихся сосудов. В сборнике приварены две трубки, одна из которых от основания поднимается на три четверти, вторая — от вод для слива жира — на 5 0— 100 миллиметров выше. Когда из пресса собирает ся бульон, жир всплывает наверх, а тяжелая фракция (т. е. вода) будет выходить через первую трубку. При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью (в первой труб ке) будет меньше высоты столба с меньшей плотнос тью, что обеспечивает непре рывный и экономичный про цесс сборки жира. Таким способом на ПСТ «Кореновск» было выработа но жира в 18 раз больше рейсового задания на мой венной путнне 1983 года. УПРАВЛЕНИЕ «СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ» На судах флота по срав нению с 1982 годом выпуск жира увеличился в 2 раза. Если в 1982 году в сут ки жира производилось 2— 3 тонны, то на летне-осенней мойвенной -путине выпуск жира составил 5— 6 тонн. Прогресс стал возможным из-за улучшения технологии и организации труда. При производстве кормо вой рыбной муки по стоянно забиваются' решет ки мельниц. Специалисты ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА РЫБНОЙ МУКИ И РЫБЬЕГО ЖИРА НА СУДАХ СЕВЕРНОГО БАССЕЙНА муки к бункеру производит ся с помощью шнека без охлаждения, с затаркой в мешки с сепарацией каждого ряда по требованиям проти вопожарной безопасности, но это не дает быстрого охлаж дения муки, из которой вы тапливается жир, пропиты вая крафтмешки с обеих сто рон. Кроме того, вес само го штабеля выдавливает жир. В результате выгружать муку в такой таре невозмож но, необходима перетарка 90 процентов, что приводит к большим дополнительным затратам. На учебно-пронзводствеи- иом судне «Профессор Кле нова» решили эту проблему, охлаждая муку до 20 граду сов. При этом мешки, скла дированные даже высокими штабелями, не пропитывают ся жиром. Это достигается внедрением нового метода транспортировки готовой рыбной муки по пневмотрас се с помощью движения воз духа, охлаждающего каждую частицу продукта. Выпуск рыбьего жира уве личился на судах флота за счет того, что раньше сепа рировали только верхнюю часть бульона, в настоящее время подвергается сепара ции весь его объем. ОБЪЕДИНЕНИЕ «МУРМАНРЫБПРОМ» Машинист РМ У БМРТ «Мыс Буденного» Валерий Дмитриевич Фомин разрабо тал новый процесс сушки рыбной муки. Сущность предложенного процесса за ключается в том, что при окончательной сушке горя чим воздухом градиенты тепла взаимодействуют меж ду собой, нейтрализуя друг друга, что не дает желаемых результатов и приводит к большим затратам тепловой энергии. ются на промысел группы передового опыта. В каж дую входят опытные специа листы: механик-наладчик, слесарь-наладчик, машинист РМУ. Эти группы, переса живаясь на суда, обучают практическим навыкам вновь пришедших специалистов, участвуют в ремонтах, на стройках установок. На многих судах проекта 394 A M группы передового опыта внедрили дополни тельные коллекторы подво да острого пара в вариль- пик. Усовершенствование по зволило улучшить процесс отделения жира, мука вы пускается лучшего качества. Имеющиеся на установках А1-ИЖР заводские шлюз- затворы имеют очень малую пропускную способность. Это приводит к постоянному скоплению рыбной муки в циклоне и запрессовке шлю зов. Были изготовлены и ус тановлены новые затворы увеличенных размеров с подводом сжатого воздуха. При производстве рыбье го жира отжатый бульон в начальной стадии проходит двойной, тройной отстой в емкостях, изготовленных в судовых условиях, затем, уже отстоявшийся, проходит сепарацию через чистовой сепаратор и нагнетается в жировой танк. МУРМАНСКИЙ ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ Перед выходом судов в море проверяется техниче ское состояние рыбомучных установок, проводится инст руктаж с механиками-иалад- чиками и машинистами, ко торым выдаются инструк ции-рекомендации по техно логии в зависимости от ви да сырья. При подготовке судна в рейс технологиче ская служба флота проверя ет наличие измерительных приборов, их работоспособ ность, регулируются предо хранительные и редукцион ные клапаны. На трубопро воде отдачи конденсата ус танавливается манометр для контроля давления конденса та в системе. Установка это го прибора помогает быстро и своевременно определить параметры проходящего по системе пара. Важной при наладке ме ханизмов установки являет ся регулировка работы прес са. Особое внимание уделя ется целости и правильнос ти установки сеток, соблюде нию зазоров между витками. На судах с установками РМ У Т-13 и А1-ИЖР на су шильных барабанах устанав ливаются дополнительные калориферы и система отсо са паров, что позволяет уве личивать производительность _ работы на тех породах рыб, где сушилка тормозит про цессы выработки муки. На трех Б М Р Т ти па «Алтай» проведена .заме на физически изношенных жиромучных установок на новые А1-ИЖР. Установлены микродоза торы ионола на 36 судах. Для укомплектования ими ос тальных судов размещен заказ на изготовление на СРЗ-1 судоверфи. На судах типа ПСТ «Ба ренцево море» установки И7-ИВБ не оборудованы си стемами выработки техниче ского жира. Рационализаторы флота разработали и изго товили систему. Подготовле на рабочая документация, по которой дооборудуются суда этого типа. В целях увеличения вы пуска жира при плановых ремонтах на судах этого ти па устанавливаются сепара торы. О творческом поисне новаторов ш ла речь на н ауч н о -те хн и ческой конф еренции в середине ноября 1983 года. После обсуж дения докладов и вы ступлений бы ли п ри н яты реком ендации, предусматривающ ие широкое р асп р о стр анени е и внедрение передового опыта. Одновременно были обозначены нереш енны е проблем ы , ко торы е ж д у т своего часа. Так, речь ш ла о н есоверш ен стве си стемы оп латы тр уда машинистов устано во н, ко то р ая не с ти м у ли р уе т и х тр у д . Скаж ем , в те х сл уч а я х , когда они перевы пол няю т рейсовое задание по вы п усн у рыбной м уни и ж и р а в не сколько раз, а судно в целом не вы полняет п лан а по в ы п у ск у пищевой продукции. С t июля 1984 года выработка рыбной м уки по ГО С Т 2116-82 с содержанием ж ира свыш е 10 процентов долж на про изводи ть ся с дозировкой антиокислителей, а вопрос центр али зованного в ы п уска микродозаторов не решен. В районах промысла отгрузка ры бьего ж и р а на тр ан сп о р т ные суда организована неудовлетворительно. В св язи с этим промысловые суда по нескольку месяцев во зят зап олн енны е ж и ром та н к и , а иной раз сами привозят ж и р в порт. Завод «Севремавтом атика» производит то льн о п ро вер ку кон трольно-изм ерительны х приборов, не делая и х р ем онта. Н еис правные приборы спи сы ваю тся без зам ены , и со здае тся и х н е хв атка. Это приводит к работе без нонтроля парам етров в процессах. До настоящ его времени производство зеер ны х се то к Для прессов не освоено, они приобретаю тся за грани ц ей, что созда е т и х остры й деф и ц ит. О тсу тств ую т машинни для зашивни меш ков с м уко й . Мешки вручную завязы ваю тся ш пагатом . М аш инисты РМ У, приходящие на ф л о ты после уск о р е н н ы х п ятим есячн ы х курсов, из-за н ехватки п р а кти ч е ски х навы ков много времени тр а тя т на освоение п ро ф ессии , ста в я под угр о зу выполнение суто ч н ы х и рейсовы х задан и й . Необходимо реш и ть вопрос и х стаж ировки на промысле. Н . З А В ГО Р О Д Н И Й , зав. сектором базового центра научно-технической инфор мации и пропаганды ЦПКТБ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz