Рыбный Мурман. 1984 г. Январь.

•ВНИМАНИЕ: ОПЫТ!» Для развития ж ивотноводства и птиц еводства нрайне необ­ ходимы сбалансированны е по белку и др уги м компонентам Норма, в состав ко то р ы х вхо дят кормовая ры бная муна и вете­ ринарный рыбий ^кир, вы рабаты ваемы е на с у д а х промы словы х ф лотов и на ры бокомбинате. Кроме того, рыбий ж ир широко прим еняется в медицине и для те хн и ч е ск и х целей: в хим и ческой , м еховой, кожевенной промыш ленности и т . д. Оборудование ры бом учны х устан о во к не о тн о си тся к и н тен ­ сивно загруж енном у, тем не менее к о эф ф и ц и е н т и х использо­ вания в 1982 г. составил 52,7 процента. В настоящ ее время в составе технологического оборудования для изготовления рыбной м уки и ж и ра на ф л о та х бассейна эк сп л уати р уе тся 302 устан о вки 19 типов тольн о на крупнотон­ н аж н ы х добы вающ их с у д а х , из них 286 работаю т по прессово­ суш ильной схем е, 236 устан о во к оборудованы сепараторными систем ам и выработки ры бьего ж ира из подпрессовы х бульонов и 66 (в основном на посольно-свеж ьевы х тр а у л е р а х ти п а «Б а­ ренцево море») не им ею т устано во к для выработни рыбьего ж и р а, что является и х больш им к о н стр укти в н ы м недостатком . Однако творческий поиск и и ниц иатива суд о в ы х рациона­ лизаторов, те хн о ло ги ч ески х служ б ф лотов, разработки и иссле­ дования ЦП КТБ позволили в 1982 —1983 годах вы полнять задания по производству рыбной м уки и ж и р а, а на о тд ельны х су д а х и перевы полнять и х в несколько раз. Проводя анализ работы оборудования, сп ец и али сты ЦПКТБ вместе с судовладельцами разработали и внедрили мероприя­ ти я по повыш ению его надеж ности на су д а х ти п а «Горизонт», «Иван Бочков», «Баренцево море». В ч астн о сти , повыш ена н а­ деж ность прессов устан о во к А 1-ИЖ Р, усоверш енствованы у з ­ лы , си стем ы и устр о й ств а устан о во к И7-ИВБ, улучш ен а ко н ст­ рукц и я ш н ековы х конвейеров и разработаны м ероприятия по дальнейш ем у повыш ению надеж ности устано во к УМ Е-50. По повышению эф ф е кти в н о сти устано во к РМ У засл уж и в ает вним ания и распространения о п ы т о тдельны х рационализаторов й флотов в целом. флота произвели замену стандартных четырехмилли­ метровых решеток на 8— 9- миллиметровые, а также внедрили приспособления для их периодической прочистки. При работе на смешанном сырье плавбазы флота до­ стигли высокого уровня ка­ чества рыбной муки. На мойвенной путине затрудня­ ется отгрузка муки. Сырье мойвы направляется на вы­ пуск рыбной муки с содер­ жанием жира 2 0— 24 про­ цента, и готовый продукт, несмотря на отделение жира, выходит с жирностью 18 про­ центов, т. е. предельно до­ пускаемой. Температура готовой му­ ки, поступающей в бункер- накопитель, ' составляет 4 0— 45 градусов, так как охлаж­ дение циклонами, преду­ смотренное по проекту, не работает. Транспортировка По процессу, предложен­ ному В. Д. Фоминым, мука охлаждается холодным воз­ духом и тепло, отдаваемое частицей муки, обеспечивает ее быструю сушку. По мнению автора разра­ ботки, это позволяет уско­ рить процесс производства и качество рыбной муки. Большие трудности при производстве рыбной муки на судах возникают при ра­ боте на мойве, так как ус­ тановки Р М У специально не предназначены для этого ви­ да сырья, имеющего повы­ шенную жирность, мелкие кости. Это влияет на каче­ ство и количество продукции. Специалисты флота по­ шли по пути устранения кон­ структивных недостатков существующего оборудова­ ния. На время мойвенной пу­ тины создаются и направля- УПРАВЛЕНИЕ «СЕВРЫБПРОМРАЗВЕДКА» Опыт работы машини­ ста рыбомучкой установ­ ки ПСТ-1340 «Кореновск» А. Г. Бондаря. На этом траулере внедре­ ны рационализаторские пред­ ложения машиниста «Ис­ пользование конструктивной емкости отсека рыбного бун­ кера под жир, увеличившей промысловое время судна», «Модернизация емкости по сборке жира» и ряд других новшеств. Это позволило уве­ личить суточный выпуск рыбной муки, исходя из паспортных данных, в 2,7 раза, а рыбьего жира — в 10— 18 раз. Дооборудование рыбомуч­ ных установок заключается в следующем. Для улучшения стока во­ ды в бункере-накопителе бы­ ли насверлены отверстия диаметром до 10 миллимет­ ров, чтобы подсушить сырье и обеспечить его равномер­ ную подачу. На переходном патрубке шнека-дозатора установлено смотровое стекло, дающее возможность наблюдать за поступлением сырья в ва- рильнин, а на крышке шне­ ка дозатора установлена паро­ отводная труба, через кото­ рую удаляется избыток па­ ра, так как сырье, напри­ мер из мойвы, жирное, и есть необходимость подачи острого пара для ускорения процесса варки. При удале­ нии избытка пара будет меньше конденсата, масса при поступлении в пресс бу­ дет значительно суше. На входной сетке пресса удален зеер, что увеличива­ ет рабочую площадь сетки, рассверлены' и раззенкованы между существующими до­ полнительные отверстия. Это увеличивает скорость стока бульона из массы, поступа­ ющей из варильника. При существующей кон­ струкции сетка была при­ поднята и прижата к валу пресса, бульон не стекал, а задерживался. Для устране­ ния этого недостатка с внеш­ ней стороны пресса были срезаны ребра жесткости на двух секциях, и бульон стал свободно стекать, отжатые вещества не прессуются под крышкой. Загрузка пресса стала равномерной, и он с самого начала процесса стал рабо­ тать в полную мощность. Так получается мини­ мальное процентное содер­ жание влажности и жирнос­ ти жома, что ускоряет суш­ ку, увеличивая производи­ тельность сушилки и мощ­ ность установки в 2,7 раза. 1 J Чтобы уменьшить затраты времени на очистку линии пневмотрассы от мельницы до циклона, два колена из металлических труб замене­ ны быстросъемным гофриро­ ванным шлангом диаметром 200 миллиметров. С этой целью циклон развернули на 90 градусов, добившись спрямления линии пневмо­ трассы. На входном патруб­ ке циклона вырезано окно, которое дает возможность быстро очистить патрубок от налипания рыбной муки. Дооборудование установки РМ У силами судового эки­ пажа не представляет за­ труднений. При внедрении второго рацпредложения «Модерни­ зация емкости при сборке жира» использован принцип сообщающихся сосудов. В сборнике приварены две трубки, одна из которых от основания поднимается на три четверти, вторая — от­ вод для слива жира — на 5 0— 100 миллиметров выше. Когда из пресса собирает­ ся бульон, жир всплывает наверх, а тяжелая фракция (т. е. вода) будет выходить через первую трубку. При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью (в первой труб­ ке) будет меньше высоты столба с меньшей плотнос­ тью, что обеспечивает непре­ рывный и экономичный про­ цесс сборки жира. Таким способом на ПСТ «Кореновск» было выработа­ но жира в 18 раз больше рейсового задания на мой­ венной путнне 1983 года. УПРАВЛЕНИЕ «СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ» На судах флота по срав­ нению с 1982 годом выпуск жира увеличился в 2 раза. Если в 1982 году в сут­ ки жира производилось 2— 3 тонны, то на летне-осенней мойвенной -путине выпуск жира составил 5— 6 тонн. Прогресс стал возможным из-за улучшения технологии и организации труда. При производстве кормо­ вой рыбной муки по­ стоянно забиваются' решет­ ки мельниц. Специалисты ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА РЫБНОЙ МУКИ И РЫБЬЕГО ЖИРА НА СУДАХ СЕВЕРНОГО БАССЕЙНА муки к бункеру производит­ ся с помощью шнека без охлаждения, с затаркой в мешки с сепарацией каждого ряда по требованиям проти­ вопожарной безопасности, но это не дает быстрого охлаж­ дения муки, из которой вы­ тапливается жир, пропиты­ вая крафтмешки с обеих сто­ рон. Кроме того, вес само­ го штабеля выдавливает жир. В результате выгружать муку в такой таре невозмож­ но, необходима перетарка 90 процентов, что приводит к большим дополнительным затратам. На учебно-пронзводствеи- иом судне «Профессор Кле­ нова» решили эту проблему, охлаждая муку до 20 граду­ сов. При этом мешки, скла­ дированные даже высокими штабелями, не пропитывают­ ся жиром. Это достигается внедрением нового метода транспортировки готовой рыбной муки по пневмотрас­ се с помощью движения воз­ духа, охлаждающего каждую частицу продукта. Выпуск рыбьего жира уве­ личился на судах флота за счет того, что раньше сепа­ рировали только верхнюю часть бульона, в настоящее время подвергается сепара­ ции весь его объем. ОБЪЕДИНЕНИЕ «МУРМАНРЫБПРОМ» Машинист РМ У БМРТ «Мыс Буденного» Валерий Дмитриевич Фомин разрабо­ тал новый процесс сушки рыбной муки. Сущность предложенного процесса за­ ключается в том, что при окончательной сушке горя­ чим воздухом градиенты тепла взаимодействуют меж­ ду собой, нейтрализуя друг друга, что не дает желаемых результатов и приводит к большим затратам тепловой энергии. ются на промысел группы передового опыта. В каж­ дую входят опытные специа­ листы: механик-наладчик, слесарь-наладчик, машинист РМУ. Эти группы, переса­ живаясь на суда, обучают практическим навыкам вновь пришедших специалистов, участвуют в ремонтах, на­ стройках установок. На многих судах проекта 394 A M группы передового опыта внедрили дополни­ тельные коллекторы подво­ да острого пара в вариль- пик. Усовершенствование по­ зволило улучшить процесс отделения жира, мука вы­ пускается лучшего качества. Имеющиеся на установках А1-ИЖР заводские шлюз- затворы имеют очень малую пропускную способность. Это приводит к постоянному скоплению рыбной муки в циклоне и запрессовке шлю­ зов. Были изготовлены и ус­ тановлены новые затворы увеличенных размеров с подводом сжатого воздуха. При производстве рыбье­ го жира отжатый бульон в начальной стадии проходит двойной, тройной отстой в емкостях, изготовленных в судовых условиях, затем, уже отстоявшийся, проходит сепарацию через чистовой сепаратор и нагнетается в жировой танк. МУРМАНСКИЙ ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ Перед выходом судов в море проверяется техниче­ ское состояние рыбомучных установок, проводится инст­ руктаж с механиками-иалад- чиками и машинистами, ко­ торым выдаются инструк­ ции-рекомендации по техно­ логии в зависимости от ви­ да сырья. При подготовке судна в рейс технологиче­ ская служба флота проверя­ ет наличие измерительных приборов, их работоспособ­ ность, регулируются предо­ хранительные и редукцион­ ные клапаны. На трубопро­ воде отдачи конденсата ус­ танавливается манометр для контроля давления конденса­ та в системе. Установка это­ го прибора помогает быстро и своевременно определить параметры проходящего по системе пара. Важной при наладке ме­ ханизмов установки являет­ ся регулировка работы прес­ са. Особое внимание уделя­ ется целости и правильнос­ ти установки сеток, соблюде­ нию зазоров между витками. На судах с установками РМ У Т-13 и А1-ИЖР на су­ шильных барабанах устанав­ ливаются дополнительные калориферы и система отсо­ са паров, что позволяет уве­ личивать производительность _ работы на тех породах рыб, где сушилка тормозит про­ цессы выработки муки. На трех Б М Р Т ти­ па «Алтай» проведена .заме­ на физически изношенных жиромучных установок на новые А1-ИЖР. Установлены микродоза­ торы ионола на 36 судах. Для укомплектования ими ос­ тальных судов размещен заказ на изготовление на СРЗ-1 судоверфи. На судах типа ПСТ «Ба­ ренцево море» установки И7-ИВБ не оборудованы си­ стемами выработки техниче­ ского жира. Рационализаторы флота разработали и изго­ товили систему. Подготовле­ на рабочая документация, по которой дооборудуются суда этого типа. В целях увеличения вы­ пуска жира при плановых ремонтах на судах этого ти­ па устанавливаются сепара­ торы. О творческом поисне новаторов ш ла речь на н ауч н о -те хн и ­ ческой конф еренции в середине ноября 1983 года. После обсуж дения докладов и вы ступлений бы ли п ри н яты реком ендации, предусматривающ ие широкое р асп р о стр анени е и внедрение передового опыта. Одновременно были обозначены нереш енны е проблем ы , ко­ торы е ж д у т своего часа. Так, речь ш ла о н есоверш ен стве си ­ стемы оп латы тр уда машинистов устано во н, ко то р ая не с ти м у ­ ли р уе т и х тр у д . Скаж ем , в те х сл уч а я х , когда они перевы пол­ няю т рейсовое задание по вы п усн у рыбной м уни и ж и р а в не­ сколько раз, а судно в целом не вы полняет п лан а по в ы п у ск у пищевой продукции. С t июля 1984 года выработка рыбной м уки по ГО С Т 2116-82 с содержанием ж ира свыш е 10 процентов долж на про изводи ть­ ся с дозировкой антиокислителей, а вопрос центр али зованного в ы п уска микродозаторов не решен. В районах промысла отгрузка ры бьего ж и р а на тр ан сп о р т­ ные суда организована неудовлетворительно. В св язи с этим промысловые суда по нескольку месяцев во зят зап олн енны е ж и ­ ром та н к и , а иной раз сами привозят ж и р в порт. Завод «Севремавтом атика» производит то льн о п ро вер ку кон­ трольно-изм ерительны х приборов, не делая и х р ем онта. Н еис­ правные приборы спи сы ваю тся без зам ены , и со здае тся и х н е хв атка. Это приводит к работе без нонтроля парам етров в процессах. До настоящ его времени производство зеер ны х се то к Для прессов не освоено, они приобретаю тся за грани ц ей, что созда­ е т и х остры й деф и ц ит. О тсу тств ую т машинни для зашивни меш ков с м уко й . Мешки вручную завязы ваю тся ш пагатом . М аш инисты РМ У, приходящие на ф л о ты после уск о р е н н ы х п ятим есячн ы х курсов, из-за н ехватки п р а кти ч е ски х навы ков много времени тр а тя т на освоение п ро ф ессии , ста в я под угр о зу выполнение суто ч н ы х и рейсовы х задан и й . Необходимо реш и ть вопрос и х стаж ировки на промысле. Н . З А В ГО Р О Д Н И Й , зав. сектором базового центра научно-технической инфор­ мации и пропаганды ЦПКТБ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz