Рыбный Мурман. 1984 г. Сентябрь.
На этой неделе исполняется 10 лет со дня учредительного съезда Всесоюзного добровольного общества любителей кни ги. Сегодня газета пригласила в гости нашего земляка, ревност ного пропагандиста литературы... На фоне людей, увлекающихся собиранием книг, мой собе седник — Николай Петрович Трунин — выглядит, м ягко гово ря, странно. Уж во всяком случае не современно. В то время как всякий книголюб почитает за счастье приобрести хорошую книгу, Трунин за неменьшее счастье почитает такую книгу... кому-то подарить. — Я уже привык к тому, что меня обязательно после каждого выступления спраши вают, что меня побуждает раздаривать книги, и потому, не дожидаясь вопроса, сам его задаю и сам ж е на него отвечаю. — Как же, если не секрет! — Ну что вы, какой сек рет! Помните, у Шота Руста вели: «Что ты спрятал, то про пало, что ты отдал, то твое». Это и есть мой ответ. — Вы говорите о выступле ниях... Если я не ослышался... — Нет, не ослышались. Мне выступать приходится много. Я, например, а последний раз выступал в одной школе шесть часов. Три часа в один день и три часа на следующий день. А так я разъезжаю по облас ти, на Диксоне был, на Шпиц бергене. — И о чем же вы расска зываете, если вас по несколь ку часов кряду слушают1 — Я выступаю с книгами... — То есть как с книгами! — А вот так. Видите, у м е ня только два книжных шка фа. В одном шкафу вот эти книги с автографами 101 пи сателя. И вот, значит, когда выступаю, я беру из них 10 книг... Или семь... Смотря сколько дают времени на вы ступление. А каждый авто граф — это целая история. Да.., Среди этих книг есть три, которые мне прислали сами писатели. Это вот, по смотрите, Симонов, Евтушен ко и... директор музея Пуш ки на. Вот эту вот. Когда я ее получил, то сначала удивился, почему ж * это он мне при слал. Но потом понял: этот музей был создан 25 лет назад. И он поначалу был бедный, а сейчас он самый богатый. Потому что нашлось 700 человек, которые ему по могли. И вот дирекция реши ла отметить десяток самых ак тивных. Одним из таких актив ных был... то есть являюсь я. Я этому музею подарил 127 м у зейных книг. Некоторые из них исключительной ценности. Библиографическая редкость. Ну вот это первый музей. А потом к ним прибавилось еще... Ну-ка, погодите, я за гляну в свою «бухгалтерию», чтоб не соврать... Да, всего я посылал книги в 147 м узе ев и имею... 249 благодар ностей... — Это что же, у вас так налажен учет, что вы можете сказать, сколько книг и кому подарили!! — Конечно... Вот, пожалуй ста, 1334 книги я отправил в музеи, из них 46 собраний со чинений, из них 25 — дорево люционного издания. Много таких, про которые музеи ни когда и не знали, что они есть. Скажем, это вот библио графическая редкость — соб рание сочинений Белинского, 14 KHsfc Знаете, до недавнего вре мени у меня было 100 книг с автографами авторов. Ну, я думал, можно и остановиться. Но как-то пришлось съездить на Диксон с поэтом из А р хангельска Сашей Аушевым... Он у меня был дома. И так ему понравилось мое собра ние автографов, что он оста вил мне свою книжку и напи сал, смотрите что: «В двух шкафах, как видно, неспроста, Сто автографов у вас редчайших есть. Стать сто первым скромным к вашим ста Я бы счел за подлинную честь». Так вот и получилось, что сейчас у меня книги с авто графами 101 писателя. — Николай Петрович, вы начали рассказывать о биб лиографических редкостях, подаренных вами музеям. Быть может, вернемся к ним! — Ну, хорошо... С чего бы это начать. Ладно, вот. В му зей Л. Н. Толстого в Москве я отправил книжку. «Яшна» она называется. Книжку напи сал Толстой Л. Л. Понимаете. Не сам, а его сын... Для му зея она, конечно, ценна. Это ведь сын Толстого. Этому му зею я подарил 55 книг. Или вот, скажем, музей М а яковского на площади Д зе р жинского в Москве. Там иска ли книгу «Птичница Агафья» Клавдии Лукашевич, дорево люционной детской писатель ницы. Когда узнал об этом, я ее туда принес (она у нас была). И какой-то научный со трудник написал об этом а журнале, вот, видите: «К нам явился известный книж ник...» Ну какой я известный... Ну-ка, что там дальше? Казалось бы, почему в биб лиотеке музея Владимира М а яковского должна быть эта сентиментальная детская кни жка, рассказывающая о не обыкновенно доброй графине, у которой служит старая птичница Агафья, и маленькой графинишне Фофочке. Дело в том, что «Птич ница Агафья» была первой книгой, которую прочитал Маяковский. Это о ней он на писал в автобиографии: «Пер вая книга какая-то «Птичница Агафья». Если бы мне в то время попалось несколько та ких книг, бросил бы читать совсем. К счастью, вторая, «Дон Кихот»,— вот это книга. Сделал деревянные меч и ла ты и разил окружающих». Или, смотрите, в «Книжном обозрении» прочитал, что би блиотека Чечено-Ингушского университета ищет собрание сочинений Белинского. Так вот, такое собрание сочинений в нашей сел'.е осталось. И ка кое! Первая книга вышла в 1900 году, первый том. А че тырнадцатый — в 1948 году. Книги шли регулярно, но а течение 48(!) лет. Не правда ли интересный факт... Было и так: читаю в газете, что наша «Ленинка», библио тека знаменитая, ищет ряд книг, которых нет. И вижу — Бичер Стоу «Хижина дяди То ма». Но какая книга: издания 1895 года, которую печатала... шоколад. |ая фабрика. У нас был такой экземпляр книги — ог деда осталась... От библио теки имени 8. И. Ленина у м е ня четыре благодарности. — А шоколадная фабрика, это что... — Да, да, шоколад она вы пускала, вы не ослышались. А для укрепления коммерции издавали и книги. А вот «Комсомолка», види те, написала: создается книж ный фонд «Алого паруса». Ну я послал им 17 книг. И они прислали этот диплом. — «Диплом за активное участие в создании книжного фонда «Алого паруса». 4 ию ля 1974 года...» рыбный мурман — Исторический музей на Красной площади з Москве знаете? Я туда подарил сочи нения Екатерины II. Это редкость большая- — Николай Петрович, мне хотелось бы снова вернуться к книгам с автографами, Н а сколько легко достаются эти автографы!.. — Сами азтографыгто — легко. Но у меня ведь каж дый из них — это целая ис тория. — Вот и расскажите дзе-три из них... • — Та-а-к... Что бы выбрать такое поинтереснее? Ну вот, например, книга Василия М и хайловича Пескова с его авто графом — «Шаги по росе»». Помните, в «Комсомольской правде» в 1979 году была опубликована его статья «М е щера». Про М ещ ерскую зем лю. Это моя родина, и я про читал материал очень внима тельно. Гляжу: здесь Песков дал маху. Он пишет, в такой- то деревне старик с невест кой плетут диковинные ста ринные лапти. Так ведь не старик с невесткой, а старуха со своим стариком. Потому что в этой семье главной по производству лаптей была ста руха. Как начнет работать пальцами: пять минут — ла поть, еще пять минут — дру гой. 8от я и написал Пес кову об этом. И он мне при слал письмо с благодарностью и свою последнюю книжку. А в ней... — «Хорошему, доброму че ловеку Николаю Петровичу Трунину с радостью. 18 июня 1983 год»»... Стало быть, для вас автограф это не просто росчерк пера... — Конечно... Вот этот чело век на снимке вошел в исто рию тем, что принимал отре чение у последнего русского царя. Василий Витальевич Шульгин. Я думал, что его уже давным-давно нет на све те. Но вот однажды читаю «Известия» и что ж е вижу: оказывается, он ещ е жиз и живет во Владимире. Он мне подарил свою книгу «Письма к русским эмигрантам». Но это начало истории. А конец у нее вот какой. В 1972 году журнал «Звезда» опубликовал ' статью М. К. Касвинова «Двадцать три ступени вниз». Она вызвала ажиотаж тогда, журнал весь расхвата ли. Я смотрю, в этой статье ничего про Шульгина нет. Я разыскал автора статьи, гово рю, так и так. А он: «Как?! Разве Шульгин еще жив?» И я устроил этому Касзинову встречу с Шульгиным. И в по следнюю книгу Касвинозз (он внезапно умер) уже вошла история Шульгина. — Стало быть, вы можете считать себя причастным к этому изданию... — И не только к этому. По койный уже теперь Любимов, который всю жизнь прожил за границей, написал книгу «На чужбине». Когда ее про читал еще в журнале, я на писал в редакцию о том, что такую зещь надо обязательно издать книгой. Они перепра вили мое письмо з издатель ство, и оттуда мне написали: «Иностранных авторов мы не печатаем». Солоухин «подкрепил» мою просьбу еще и со своей сто роны в «Литературной газе те». И Любимов считает, что мои хлопоты и Солоухина по могли ему издать его труды... — Николай Петрович, чтобы что-то дарить, надо это «что- то» иметь. Так ведь!.. Откуда у вас столько книг было} — О г деда еще. И глазным образом от отца. Всю жизнь он книги собирал. — А дед? — Тоже книги любил. Он-то и положил начало библиотеке. — Ну, хорошо, а как бы отец посмотрел на то, что вы раздариваете так вот книги! — Думаю , что нормально посмотрел бы. У меня порой такое ощущение, что именно он мне эту мысль и подска зал. Не впрямую, конечно, по стоянно, особенно в послед ние годы жизни, он внушал мне мысль о том, что книги не должны скапливаться и ле жать мертзым грузом. Иначе грош им цена. — Но библиотеку ведь м о ж но продать... — Нет, отец считал, что кни ги продавать нельзя. — Таким образом, вам ни чего не оставалось, как разда рить библиотеку. — Если вам нравится так, то и считайте так. Только ведь создавать книжные хранили ща, склады — согласитесь, это тоже ни к чему. ^ — Стало быть, вы не очень жалуете тех, кто увлекается собиранием книг! — Ну почему же. Смотря для чего человек собирает. Если человек действительно ценит печатное слово, если книги ему нужны для работы, для расширения кругозора, то почему бы не собирать. — То есть вы считаете, что книга должна работать. — Да, конечно... — Ну, хорошо, а какую часть книг, которые прошли через ваши руки, вы прочита ли! — Видите ли, я не филолог, не литератор. Всю свою жизнь преподавал в школе ребятиш кам физику и м атем атику/ Книги очень люблю и читаю, ну, как всякий читающий че ловек. А то ведь знаете, как сейчас часто бывает — один говорит: у меня библиотека пять тысяч. А другой ему: что там пять тысяч. У меня все 12. Понимаете, еще и хва лится. А ведь это не библио теки, это склады книжные. Я таких людей книгохватами на зываю. Блок сказал: куль турному человеку достаточно 100 книг. Не случайных, ко нечно, а настоящих, глубоких произведений. У меня у само го где-то 250— 300 книг. Тех авторов, которых я особенно ценю и люблю: Чехов, Пуш кин, Толстой... Из наших, м ур манских писателей, Борис Бли нов — мой ученик — мне очень нравится. Ну вот, когда выступаю пе ред людьми, я стараюсь про вести две мысли. Первая: не надо накапливать много книг. И вторая: многие в своих до машних библиотеках имеют литературные исторические ценности. И люди их жалеют, оберегают неизвестно от че го. И ценности эти, как пра- • вило, пропадают. Лучшая биб лиотека пушкинской поры — друга великого поэта Соболев ского — вся пропала, потому что не успел он ею распоря диться. То ж е самое и здесь. Ну какой прок от этих цен ностей, если они лежат мерт вым грузом. Ко мне после выступлений, бесед часто подходят, спра шивают: и вам не жалко? Нет, не жалко! Наоборот, это очень приятно. И если кому- нибудь из вас жалко, попро буйте подарить. Сначала бу дет очень жалко, потом не очень, а потом дальше боль ше — увлечетесь так, что не остановитесь. Будете дарить и дарить. Что ни говорите, а . книга должна быть там, где она нужней... Беседу вел 8. ГОРНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz