Рыбный Мурман. 1984 г. Сентябрь.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО На мойвенной путине ХОРОШЕЕ НАЧАЛО АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ - Завершается первый месяц осенне-зимней мойвенной пути­ ны. В целом он отмечен стабильной работой. Достаточно ска­ зать, что уже к 20 сентября управлению «Севрыбхолодфлот» за счет успешных действий экипажей плавбаз, занятых на пути­ не, удалось значительно сократить отставание в выпуске пищ е­ вой продукции. И сейчас есть возможность полностью ее лик­ видировать. Естественно, большая заслуга в этом смежников моряков — тружеников промысловых флотов бассейна. 8 море, в группе судов, ведущих кошельковый лов мойзы, организован корреспондентский пункт еженедельника «Рыбный Мурман». С начальником промыслового района В. А. ИЛГУНА- СО М беседует журналист Виктор ГЕОРГИ. — Ежедневно вам, Виктор Александрович, приходится р е ­ шать сотни организационных вопросов, определяя страте­ гию и тактику промысла. Что ж е показывает анализ работы за первые две декады сен­ тября! — Достигнутые с начала I года показатели нас радуют. Если задание первой десяти­ дневки кошелькозисты выпол­ нили на 106 процентов, то вто­ рой декады — на 112 процен­ тов. Среднесуточная добыча мойвы на один траулер замет­ но больше, чем в прошлом году в это время. Лучше дру­ гих сработали экипажи сей­ неров-траулеров объедине­ ния «Мурманрыблром», на втором месте — рыбаки А р ­ хангельского рыбакколхозсою- за. Кстати, они уж е «закрыли» и месячный план. С програм­ мой второй декады не спра­ вились только мурманские колхозники. Неоднократно в число лиде­ ров за последние дни выходи­ ли мурманрыбпромовские коллективы СТР «Старо- бельск», «Светлозодск», «Сла- вяносербск» и СРТ «Красно- уфимск» колхоза «Энергия». Есть свои передовики у ар- :([и*ангелогородцев и рыбаков объединения «Карелрыбпром». Своеобразный рекорд уста­ новили 19 сентября моряки наших семи морозильных плавбаз управления «Севрыб- холодфлот». За сутки они вы­ работали 999 тонн пищезой продукции! В целом ж е сред­ несуточная приемка на базу во второй декаде сентября составила 112 тонн. И это не­ смотря на стомильный пере­ ход в новый район промысла и непрерывные грузовые ра­ боты с транспортами. Впере­ ди по производству пищезой продукции идут моряки плав­ базы «Полярная звезда», по выпуску пресервоз — «Рыб­ ного Мурмана». Впрочем, доб­ рые слова можно сказать в адрес моряков всех наших плавучих рыбозаводов. — Что, на ваш взгляд, опре­ делило стабильную работу экипажей группы в сентябре! — Без сомнения, флоты подготовились к нынешней пу­ тине лучше,' чем в прошлые годы. Флагманы отрядов, ка­ питаны судов четко понимают поставленную перед ними за­ дачу, стараются не только для себя «вырвать» план, но и ра­ ботают с учетом общих инте­ ресов группы. Многое зави­ сит от ритмичного подхода в район транспортов, которые доставляют нам необходимое снабжение, забирают произве­ денную рыбопродукцию. — Практика показывает, что транспорты — один из самых больных вопросов на мойвен- ных путинах. Однако в сен­ тябре сбоев в работе из-за их нехватки на промысле не бы­ ло... — Да, радует хорошая ра­ бота ТР «Александр Иванов», «Леонид Леонидов», «Карл Либкнехт», танкеров «Дарни- ца», «Кекур», транспортного судна «Белолуцк». Подошли в район промысла ТР «Иван Шишкин», учебное судно «Про­ фессор Кленова». Ожидаем до конца месяца транспорт «Ва­ силий Суриков», танкер «Неф - тегорск». — Виктор Александрович, объясните, пожалуйста, сегод­ няшнее отставание экипажей судов межколхозной базы М урманского рыбакколхозсою . за. — Думаю , что многое здесь зависит от чисто организаци­ онных вопросов. Ведь колле­ ги мурманчан, колхозники Архангельского РКС, находя­ щиеся в одинаковых условиях, работают успешно. Сказались и поломки лебедок на двух траулерах отряда, из-за чего суда были вынуждены идти на ремонт в порт. — В сентябре синоптики, обещали 12 штормовых дней. Как видим, пока что прогноз не оправдывается... — С погодой нам до сих пор зезло. Правда, в начале третьей декады в район про­ мысла прорвались циклоны, задул резкий северо-восточ- ный, восточный ветер. Про- мыслозая обстановка ослож­ нилась. В ночь с 20 на 21 сен­ тября 21 промысловое судно находилось в поиске, но ры­ бы так и не обнаружили. Ко­ сяки опускаются на дно, раз­ биваются на мелкие стайки. Именно сейчас нам крайне нужна помощь «Севрыбпром- разведки»! А ее явно недо­ статочно. У ж е не первый год поиско­ вые суда в основном обеспе­ чивают только группу БМРТ, работая с тралом. А ведь мы, кошельковисты, сейчас даем рыбы в два раза больше, чем морозильные траулеры. — Однако нынче довольно успешно работает авиаразвед­ ка: н арендуемый берегом са­ молет И л -18, и базирующий­ ся на плавбазе «Полярная звезда» вертолет КА-26. — Да, азиараззедка нам по­ могает эффективнее, чем раньше. Оперативная наводка на рыбные косяки с воздуха позволяет решать не только тактические задачи, но и пы­ таться определить характер промысла на ближайшие дни. Производственный план на сентябрь очень напряженный. Стараемся даже при неблаго­ приятной обстановке в первую очередь обеспечивать ритмич­ ную работу морозильных ли­ ний плавбаз. Небольшой запас рыбы есть. Будем надеяться, что штормы не выбьют нас из колеи. Начало хорошее — на­ до бы так ж е успешно закон­ чить месяц. Борт плавбазы «Полярная звезда», Баренцево море. РЫБАЦКАЯ СТРАДА РЕПОРТАЖ « я — _ Сентябрь. Первый, труд­ ный, многое определяющий месяц осенней .мойвенной нутины. В одном из районов Баренцева моря группа из десятков судов всех рыбопромысловых флотов Мурманска. Все заняты од­ ним общим, очень нужным для страны делом — про­ мыслом... Девять часов утра. Лег­ кий туман. Волна до четы­ рех баллов. Ветер до десяти метров в секунду. Металли­ ческая акула-флюгер на гюйсштоке плавбазы «Сев- рыба» держит тяжелый хвост по ветру: на капитанский мостик. Прямо по курсу в пяти кабельтовых дрейфует рыболовецкий траулер. Са­ мым малым вперед плавба­ за идет к нему на швартов­ ку. С высоты мостика плав­ базы промысловик выглядит игрушкой, и швартовка гро­ мадины «Севрыбы» к взле­ тающему на волнах малышу- траулеру, в «кошельке» которого за бортом 200 тонн рыбы, — самый высший пи­ лотаж. Уверенно проводит швартовку капитан-директор плавбазы П. С. Фесеико. Нос плавбазы с филигран­ ной точностью подходит к траулеру под прямым углом. На баке боцман. Мону­ ментальная фигура его вы­ глядит тяжеловато, но, ши­ роко размахнувшись, боцман с неожиданной быстротой и легкостью ловко забрасыва­ ет конец на траулер. Еще несколько мгновений — и закреплена корма траулера. Борт промысловика мягко прижимается к спущенным кранцам плавбазы. А вот и первая рыба под­ нята на борт. Остро, будто свежими огурцами, запахло над палубой. Матросы-рыбо­ обработчики спокойны и не­ многословны. Крупная мой­ ва, как живое, трепещущее серебро, медленно потекла в трюмы. Да, работа на про­ мысле, как уборка хлеба, как любой настоящий труд, требующий силы, терпение и хорошего мужского упор­ ства, не терпит ни лишних слов, ни суеты. И как кра­ сивы люди в таком труде! Идет осенняя путина. Не знают отдыха сегодня рыба­ ки Мурмана. ГО. ПЕТРОВ. (По радио). ВСЕХ НАВЕРХ? часа. А отдача обратно про­ порциональна «отсиженному» времени. Нет контроля в те­ чение недели за принимаемы­ ми решениями. Не принима­ ется и действенных мер к тем, кто эти решения система­ тически не выполняет. Неисполнительность. Накоп­ ление ее ведет и к накопле­ н и е строительных долгов. И не vifcflo нагромождать объек­ тивные причины неудовлетво­ рительной работы на еще бо­ лее объективные и на самые- пресамые объективные. В фун­ даменте неритмичности, сры­ вов что у заказчика, что у генподрядчика, что у смежни­ ков, что у проектантов, нако­ нец, будет лежать все она ж е — неисполнительность. И не надо постоянно подавать не­ удачи под острым соусом объективных причин. Но оставим то, что было, поскольку и впереди тревол­ нений не счесть. Что будет? Не будучи пророком, рискну предугадать. Кстати, это не слишком трудно, поскольку аналогичные стройки были, есть и пока еще (к сожале­ нию) будут. Я имею в виду те . ст.ройки, которые берутся на ура, наскоком, штурмом. Которые к концу года стано­ вятся похожи на вавилонское столпотворение. i r SjzL-----------— ■ — ■ .............. — Сдадите ли объект в этом году? — вопрос к старшему прорабу СМУ-1 Б. А. Романю- ку. — Сдадим, — уверенный от­ вет. — Но ведь 300 тысяч руб­ лей... И сроки... — Времени впереди еще мно-о-ого. — Сдадим, — эхом отзыва­ ется бригадир генподрядчиков А. В. Пешко. — За счет чего ускорите >строительство? — За счет того, что «надо». «Надо» — могучий рычаг. «Надо» — хорошие шпоры. Но ведь и год назад надо бы­ ло работать ритмично, без надрыва, без предпускового напряжения. И два года назад. А сегодня, за три месяца до финиша, «надо» можно уподо­ бить и сильнодействующему допингу... «Надо» — сдадут. Слава скорости. Да здравствуют тем­ пы. Но чтобы освоить беше­ ные деньги, люди будут не только бешено работать. Они, положа руку на сердце, и халтурить будут — только держись! Они станут кое на что закрывать глаза. Будет яв­ ный брак, будет скрытый. Про­ фессионалы знают: есть такие работы, на которые только со­ весть указывает. Шуруп ли молотком вместо отзергки во­ гнать, растзор ли внутри клад­ ки «похоронить». Да мало ли... А собственная совесть промол­ чит, поскольку — штурм, ав­ рал, свистать всех наверх. По­ скольку одна команда будет варьироваться на все лады: быстрей. И эстафета брака будет передаваться от см еж ­ ника к смежнику. Непригляд­ ная картина? Но иной она и не может быть, если сопоста­ вить упомянутые 800 тысяч и оставшееся на их освоение время. Если учесть ту «мело- човку», которая остается под конец, которая практически ничего уже не стоит, но отни­ мает месяцы напряженнейш е­ го труда. Безотрадная картина. Но она не плод несбыточных фан­ тазий. У ж е требуется ремонт многих помещений первой очереди Д М О . Там тоже был штурм. Уж е теперь, ощущая цейтнот, строители начинают зондировать почву: как бы за­ менить то, что подобротнее, на то, что можно сделать по­ быстрее. Отделочники обго­ варивают.. идею замены пар­ кета на ковролин: паркетчи- ков-де катастрофически не хватает. Их действительно сей­ час не хватает. Но не сегодня же, не вдруг должны были отделы СУ-5 готовиться к ра­ боте на этом объекте. И график был перед их глаза­ ми. Д а и трест мог заблаго­ в р е м е н н о помочь материала­ ми. Рабочие на Д М О шутят, что резервы у треста таковы, что если их подключить, Д М О поднялось бы до уровня вы­ сотной гостиницы. (Д о уровня гостиницы по высоте — хоро­ шо, но если по срокам строи­ тельства... Хочется верить, что микробы «долгостроя» не пре­ одолеют площадь, по обеим сторонам которой эти здания поднялись). Отстаивается вариант заме­ ны, а ковролин— не паркет. Два года — и плакали полы. Ш турм требует жертв? Но за­ чем ж е воздвигать очередной памятник халтуре? Вот уже и в СМУ-1 подумывают о заме­ не асбоцементных труб на м е­ таллические. Да, возможно, что будет сдан Дом междурейсового от­ дыха моряков в срок. Не к 31 декабря, так в начале января — есть у строителей полуле­ гальный «вход» в следующий год. Но сдан будет все ж е не дом, а полуфабрикат. Потому что обязательно к официаль­ ному акту государственной ко­ миссии будет приложен не­ официальный и не имеющий юридической силы документ, именуемый перечнем недоде­ лок. Подпишет заказчик акт с таким приложением и автома­ тически скатится на роль про­ сителя с соответствующими правами. И не дозваться ему тогда, не докричаться строи­ телей для устранения недоде­ лок. О тех же, кто в том до­ ме будет жить, и говорить нечего... На многолетних недо­ делках пробьется бю рократи­ ческая поросль входящих и исходящих... Не подпишет заказчик акт, заставит полуфабрикат довес­ ти до полной готовности — честь ему и хвала. И в под­ крепление правильности его позиции есть правила «О при­ емке в эксплуатацию закон­ ченных строительных объек­ тов», запрещающие принимать дома с недоделками. В под­ крепление его позиции — дискуссии, развернувшиеся на страницах центральной печати. Кстати, один из выступающих выразил категоричное мнение: запретить сдачу объектов в четвертом квартале. Это, ко ­ нечно же, не выход: мом ен­ тально «четвертым кварталом» станет третий, но ритмичная сдача объектов (или этапов) по кварталам давно уж е прак­ тикуется. В заключение хочется об- ратиться к совести. Ведь то, что возводится, пишется с большой буквы —* Д М О . Вот и не надо забывать, что будет на земле стоять символ го р ­ дости строителей, один из ар­ хитектурных памятников века — Дом. Дом, который шаг­ нет в третье тысячелетие, ко­ торый будет у потомков на­ шим полпредом. Так пусть у него будет красивое лицо. В. МИЛЮТИН. рыбный мурман 28 сентября 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz