Рыбный Мурман. 1984 г. Сентябрь.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • зперзые проведен з М урман­ ском рыбакколхозсоюзе. От­ крыла его заместитель дирек­ тора Мурманского Дворца культуры и техники им. С. М. Кирова по научно-технической пропаганде Т. И. Ефремова. Она сделала краткую инфор­ мацию о работе рационализа­ торов и изобретателей на су­ дах колхозного флота, в кол­ хозах и нэ предприятиях МРКС. 3 прошлом году в С е­ верном бассейне этот коллек­ тив з соревновании новаторов занимал седьмое место (сре­ ди колхозников — второе). С 1982 года наметился оп­ ределенный рост поданных и использованных предложений. По годам они распределились так: в 1982 году подано 19 и использовано 11 предложений, з 1983 году, соответственно, 23 и 17, а за 8 месяцев ны­ нешнего — 24 и 19. В эти го ­ ды зэрегистрировано и ис­ пользовано четыре изобрете­ ния, которые дали значитель­ ный экономический эффект. Достигнута и экономия за счет внедрения новшестз 29 тонн топлива, 140 тысяч кило- вагт-часоз электроэнергии, 10,8 кубометра лесоматериалов. Новаторы-колхозники сорев­ нуются, разработано специаль­ ное положение об этом, но, к сожалению, в рыбакколхоз­ союзе работа с рационализа­ торами еще не на должном уровне. Есть немало предло­ жений, уже осуществленных практически, но не оформлен­ ных надлежащим образом. Это положение надо исправить. Т. И. Ефремова назвала лучших рационализаторов ры- бакколхозсоюза. Это электро­ механик СРТ-1441 А. И. Мухо- пад (его статья «Окупится сторицей» — о проблемах творческой работы на судах — опубликована в прошлом номере нашего еженедельни­ ка), старший инженер-техно­ лог А. М. Колесник, работни­ ки плавмастерской В. Н. Гу- ляеа, В. В. Ратинский, А. Ф. Циремчук, А. Р. Шестаков, А. А. Веселов, групповой м е­ ханик Л. Н. Дьячков. На Д не новатора состоял­ ся разговор о том, что актив­ ность новаторов Мурманского рыбакколхозсоюза может быть выше — для этого есть условия. И показатели этой работы в настоящее время явно занижены: многие пред­ ложения, например, рациона­ лизаторов колхоза «Энергия», где они вывели на мощность коптильный завод, совсем не зафиксированы. Новаторы вносят вклад в ос­ воение и совершенствование новой техники. Создан совет молодых специалистов — до и его вовлечь в творче­ скую работу. Есть чем поделиться с кол­ легами у колхозников А р ­ хангельской области. Об этом говорил уполномоченный по рационализации Мурманской базы АРКС В. Д . Толчинский. нализаторской работы в 1983 году их рыбакколхозсоюз в Северном бассейне занял пер­ вое место, опередиз мурман­ чан, а в нынешнем году со­ перники идут на равных (по 24 предложения за 8 меся- цев). Председатель объединен­ ного совета ВОИР рыбной промышленности Мурманской области И. Г. Гоникман вру­ чил новаторам МРКС диплом — за успехи в творческом труде, пожелал им новых до­ стижений. Говорил он и о не­ достатках, например, о зани­ женных показателях, указан­ ных з тексте обязательства коллектива на 1984 год. Первый шаг сделан. Есть по­ желание: очередной День но­ ватора в рыбакколхозсоюзе прозести на плавмастерской, где разговор рационализато­ ров судов и судоремонтников может быть более предмет­ ным. Б. ПАВЛОВ. Мастерство токаря Шами­ ля Шайдуловича Юсупова х о ­ рошо известно в коллективе слесарно - механического це­ ха № I объединения «Мур­ манская судоверфь». Много наград и поощрений у пере­ довика. В этом году за успе­ хи, достигнутые в выполнении плановых заданий он награж­ ден значком «•Отличник социа­ листического соревнования рыбной промышленности СССР». Ф ото В. КОРЕЦКОГО. слово■-з л ЖНВОТНОВОДМ Заканчивается косовица траз на полях и сенокосных угодь­ ях рыболовецких колхозов области. В нынешнем году из-за частых обильных дождей ее не назовешь легкой. Успе­ ху способствуют хорошая про­ фессиональная подготовка м е­ ханизаторов, помощь партне­ ров по межхозяйственной ко ­ операции. Так, в «Ударнике» труженики Мурманской судо­ верфи накосили более 280 тонн дикорастущих трав. Они стали доброй добавкой к бо­ гатому урожаю , выращенному этим летом в колхозе. Доста­ точно сказать, что в Миньки­ но состоялся семинар руково­ дителей сельскохозяйственных предприятий Кольского райо­ на, на котором соседи озна­ комились с передовым опы­ том колхозных полеводов. Кстати, в «Ударнике» при­ шлось даже соорудить допол­ нительное наземное хранили­ ще, чтобы заложить на силос всю заготовленную зеленую массу. Сейчас главное сохранить собранный урожай. Вся трава закладывалась в силосные емкости с применением кон­ сервантов, призванных улуч­ шить ее питательные свойства и сохранность. По 6,5 тонны сочного корма на каждую ко­ рову заготовили в минувшем году колхозники области. По предварительным данным, нынче будет ещ е больше. Сытная зимовка скота, вне сомнения, не вамедлит ска­ заться не будущих высоких надоях. Здесь уж е слово за животноводами. От их умения, старания, дисциплинирован­ ности зависит, чтобы помощь, оказанная летом шефами, обернулась дополнительными центнерами молока. ОБ АЗАХ.. и с накалами судов: их чи­ сло даже превысило количе­ ство намоток на гребное устройство (раньше было наоборот). Больш е всего навалов со­ в е рш и л и судоводители бук- сироз. Понятно, что по спе­ цифике своей работы веро­ ятность навала у буксира выше, чем, скажем , у про­ мыслового судна. которое швартовок совершает гораз­ до меньше. По нельзя и сравнивать условия шварто­ вок в порту и в море. На­ вал на акватории порта — всегда ]х?зультат небрежно­ сти или опрометчивости су­ доводителя, незнание им маневренных элементов своего судна. отсутствие учета воздействия внешних сил. Надо ли в связи с этим напоминать капитанам, что молодых помощников необ­ ходимо постоянно учить ос­ новам управления судном?.. Не снижается в нынеш­ нем году и число посадок на грунт. Правда, их было намного меньше, чем нава­ лов и намоток, но ведь этот «и^ид аварийности наиболее опасен по своим возможным последствиям. Причина и этого вида аварийности все в той и:е недисциплинированности су­ доводителей. То прокладку ведут чисто формально, не вдумываясь, а бывает, что и вовсе не ведут ее. То недостаточное количество раз определяют место судна при прохождении узкостей, то превышают скорость в опасных районах плавания, то не вносят поправки ра­ диолокационной станции по дистанции и пеленгу. На большинстве судов не счи­ тают нужным вести опреде­ ление места судна астроно- мическ им и способа ми. Да. с горечью приходится признать, что с тех пор, как на судах появилась новая навигационная техника, осо­ бенно присмоиндикаторы спутниковых систем, судо­ водители ' стали забывать астрономию. А это чревато серьезными последствиями. Случись отказ прнемоинди- катора — штурман уже не­ способен определить место судна. Краме того, несмотря на их высокую точность, спутниковым системам, как и любым техническим сред­ ствам, свойственны ошибки и даже грубые про.лсахи. К тому же, спутниковые си­ стемы радионавигации хоро­ ши для океанского плава­ ния. но не для работы в прибрежных районах. Низкой исполнительской дисциплиной объясняется и тот факт, что в минувшем полугодии произошли три столкновения судов (два классифицированы как ава­ рийные происшествия). Так. в марте СТР «Свет- ловодск» столкнулся с СТР «Светлоград*. Последний леж ал в дрейфе, а «Светло водск» шел на замет нево­ да. и капитан, торопясь за­ метать невод, принял риско­ ванное решение пройти ме­ жду двумя судами, отда­ ленными друг от друга ме­ нее чем на 100 метров. Ч ерез полчаса после это­ го происшествия в том же районе столкнулись идущий на замет СТР «Сыктывкар» и свободный в управлении БАТ «Константин Душенов». Причина — превышение скорости в условиях плот­ ного скопления судов, нера­ зумный риск во имя улова. Но это все мы говорим о низкой дисциплине судово­ дителей. Однако следует отметить невысокий ее уро­ вень и у других членов эки­ пажей, что приводит к за ­ держкам судов в норту. А Я — 88ИЯ— — ИМ III I таких случаев в первом по­ лугодии было 18, то есть в 2,6 раза больше, чем в со­ ответствующий период про шлого года. Зад ерж ан и я су­ дов происходили главным образом из-за нетрезвого состояния моряков, хотя че­ тыре;!,ды причиной служили неисправности судовых уст­ ройств и оборудования, три­ жды — неисправности спа­ сательных средств. А во г в «Секрыбхолодфлоте» уже третий год не было ни од­ ного задерж ания выхода судна в море! На весьма низком уровне остается обеспечение по­ жарной безопасности судов басеепна. Пожарная инспек­ ция постоянно выявляет серьезные нарушения на су­ дах Видимо, нет необходи­ мости объяснять, к чему эти нарушения могут привести. И вновь я возвращаюсь к тому, с чего начал статью: если будет на высоте ис­ полнительская дисциплина моряков — не будет ав а­ рий. а значит, большее ко­ личество судов сможет ра­ ботать на промысле, внося более весомый вклад в вы­ полнение Продовольствен­ ной программы страны. Г. ТИШКОВ, начальник от­ дела мореплавания, связи и >лектрорадионавигации ВРПО «Сеарыба». ВОДА ПРОТИВ РЖАВЧИНЫ В доке у бульба БАТа «Константин Душенов» сто­ ял бригадир комплексной бригады О. Швыркиы и... из необычного «оружия» це­ лился в свисавшую массив­ ную якорную цепь. Агрегат напоминал водяяую пушку, которые имеются у пожар­ ных. Тоненькая струя, бив­ шая с огромной силой из «ствола», заставляла тяж е­ ленную корабельную цень заметно дрожать. Время от времени бригадир прекра­ щ ал работу, давал команду наверх, на палубу БАТ а, и цепь медленно поднималась, подставляя под струю все •новые звенья. — О чистка судовых к о р ­ пусов, той ж е якорной цепи, — это только часть работ, ко. торые способны выполнить гидродинамические установки, — пояснияк мне а ко н с тр у к­ торском бюро новой техники объединения «М урм анская су­ доверфь». Такие «пуш ки» вс« ш ире использую тся о судf i e . монте. Сегодня они имею тся на обоих заводах-филиалах и в нескольких цехах гояоо. ного предприятия. Установки создают давленмв струи до 750 килограмм ов на один квадратны й сантим етр. Это и позволяет освобождать детали, корпуса, механивмы , трубы, отливки и прочее от р ж ав чины , наки п и , наслоений. Раньш е подобные операции выполнялись вручную кя и с помощью примитивны х при­ способлений. Конечно, гидродинамичес­ кие установки не в ам енто т всего им ею щ егося в арсенале судоремонтников оборудования и приспособлений для очист­ ки, а лиш ь дополняю т их. Ведь использование струи вы­ сокого давления ограничено, в частности, тем пературой о к ­ руж аю щ его воздуха. Она дол­ ж на быть обязательно плюсе, вой. Совсем недавно новый участок очистки при помощи воды вступил п действие в слесарно - механическом це­ хе головного предприятия. Здесь таким способом стали удалять наслоения с тепло­ обменников. На очереди — кислородные и ацетилен»*ме баллоны и другое судввве оборудование Ю. ВАСИЛЬЕВ, наш ане шт. корр. 1 М Ш Ш Д 14сентября 1984года Курс — технический прогресс --------- ДЕНЬ НОВАТОРА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz