Рыбный Мурман. 1984 г. Сентябрь.
i.1^. . r±---‘i й^&Х;- . '.£-J.'i->i- 2■- ЭФФЕКТИВНО Экономическое обозрение ОБИТЬСЯ ПЕРЕЛОМА Август, н сожалению, не способствовал укреплению экономи ческих позиции предприятий СеЕерного рыбопромышленного бассейна. Напротив, именно в августе сократился задел, кото рый удалось создать в первом полугодии по некоторым пока зателям. Тем не менее за восемь месяцев коллективами «Сев- рыбы» сверх плана произведено продукции на 15 миллионов рублей, валовой — на 32, товарной пищевой рыбопродукции, включая консервы, — на 16 миллионов рублей. Сложнее обстоят дела с выловом рыбы и производством пи щевой рыбной продукции. Задолженность по этим показателям в последний месяц лета несколько возросла и^достигла соот ветственно тринадцати и пятнадцати тысяч тонн. Обратите вни мание, цифры далеко не астрономические, а эт-о значит, что наверстать упущенное — дело вполне реальное. Проведенный анализ работы флота показывает: невыполнение плана августа по добыче сырья связано во многом с тем, что ещ е недостаточно эффективно используется флот в море. В от дельных районах экипажи занимаются непосредственно ловом, то есть тем «святым делом», ради которого они и выходят на долгие месяцы на промысел, лишь чуть больше половины от веденного на это время. Конечно, нельзя здесь полностью винить моряков, которые испытывают объективные трудности из-за отсутствия запчастей, необходимых материалов, которыми их не может в полной ме ре снабдить берег. Но тем не менее, если бы все экипажи го товились к рейсу не как к прогулке по свежему морскому воз духу, а как к долгому и трудному пути, перед которым нуж но предусмотреть все до мелочей, поскольку «обратного ходу» нет, если бы многие драгоценные часы и сутки не уходили по рой на раскачку, то показатель нахождения судов на лову, ко нечно же, был бы значительно лучше. Сейчас, когда время, оставшееся до конца года, предельно спрессовано, каждый промысловик должен хорошо понимать: неудачное траление наносит ущерб не только экипажу его судна, но и флоту в це лом. И потому необходим© сделать все для того, чтобы таких тралений по вине рыбаков было как можно меньше. Однако у этого вопроса есть и другая сторона. М ожно быть удачливым промысловиком и вместе с тем плохим хозяином, который не может как следует распорядиться щедрым уло вом. И говорить об этом приходится потому, что одной из серьезных причин, которые держат нас на подступах к плано вому рубежу (подчеркиваем еще раз — на ближних подсту пах) и не позволяют сделать решающего шага, чтобы уверен но переступить этот рубеж, является как раз то, что на многих судах, освоившись в новых условиях с делами рыбацкими, не сумели пока что настроиться на максимальную переработку сырья. В результате коэффициент его использования на пище вые цели ниже, чем он мог бы быть. Конечно, мелкоразмер ное сырье, с которым в последние годы приходится уметь в основном дело, как говорится, не всегда радует глаз, вдохнов ляет. Но, видимо, пора привыкать к тому, что на улучшение видового состава сырья рассчитывать не приходится, и, значит, исходить надо из действительного, а не из желаемого. И, как меняется тактика лова, так должна меняться, если хо тите, тактика обработки добываемого сырья. Прежде всего, видимо, нужно избавляться от пренебрежительного отношения к «мелочи» и приучать себя к кропотливой работе по отсор тировке рыбы. Для этой цели специалисты «Севтехрыбпрома» разработали довольно эффективные сортировочные машины, которые, однако, используются не очень эффективно. Достаточ но, наверное, сказать, что не все суда оснащаются ими, а если и берут их моряки, то вроде как в нагрузку. Происходит это, видимо, потому, что экипажи заранее настраиваются на то, что, как ни крутись, а с мелкой рыбы много пищевой не возьмешь. А когда к середине или к концу рейса начинают понимать, что надежды на «полноценное» сырье не сбылись, то изменить что- либо уже трудно. Хочется в связи с этим снова и снова пов торить — возврата к крупной рыбе, которая сама на обработ ку просится, не будет. К этому нужно привыкать и делать все д л я того, чтобы максимально использовать мелксразмерное сырье на выработку пищевой продукции. Чего бы это ни стои ло,.. И здесь большую роль призваны сыграть парткомы флотов. Они должны многократно усилить работу по разъяснению то го, что с вводом 200-мильных' экономических зон и резким со кращением запасов ценных пород рыб в Баренцевом море \ бассейн вступил в полосу трудностей, преодоление которых зависит от инициативного, сознательного труда буквально каж дого экипажа, каждого моряка. Тем более что за ними стоят I довельно мощные береговые предприятия, которым сырье нужно как воздух, которым сырье это коллективы флотов дол жны поставлять, .ни на минуту не забывая о том, что являются участниками Договора четырнадцати. Одним словом, если раньше речь шла о борьбе за каждую тонну сырья, то теперь, в самом прямом смысле,— за каждую рыбинку» пригодную для переработки. Особое значение это имеет для экипажей, работающих сей час на мойвенной путине. Как известно, мойва сейчас обильно питается и, обладая наилучшими вкусовыми качествами, одно временно является сырьем очень нежным. Тем важнее сделать все для того, чтобы сохранить товарный вид сырья и максимум его направить на пищевые цели. Что касается других районов, то и там нужно больше уде лять внимания качественным показателям, следить за тем, что бы флот находился на пищевой рыбе. Решение этих вопросов во многом зависит от уровня опера тивного руководства работой судов, который не на всех фло тах еще достаточно высок, от умения мобилизовать людей на решение главной задачи: добиться перелома и обеспечить вы полнение плана года. Отдел промышленного рыболовства «Рыбиого Мурмана». Внимание: проблема Г 1 В ЫБНЫЙ М УРМАН » не раз писал е тем, что- в траловом флоте в связи с прове дением социально-эко номического эксперимента из менилась система премирова ния экипажей. Теперь ©ни получают премию в том слу чае, если выполнили план по вы пуску пищевой продукции, раз деланной рыбы, стоимости пище вой и стоимости товарной про дукции. И вот какой при этом получа ется парадокс. Экипаж БМРТ «Демянск» пере выполнил план июля (месяц взят произвольно) по вылову, стои мости пищевой и стоимости то варной продукции. План по вы пуску разделанной рыбы пере выполнен более чем в три раза, но моряки не справились с за данием по выпуску пищевой про дукции — 79 процентов к плану. Моряки БМРТ «Владимир Гав рилов» изготовили разделанной рыбы вдвое больше запланиро ванного количества. Выпуск пи щевой составил всего 76 процен тов. Аналогичная картина и на БАТ «Генерал Чистяков», и на многих других судах. - ОЧЕВИДНОЕ- НЕВЕРОЯТНОЕ В результате все эти экипажи лишены премии по итогам рабо ты в июле, поскольку они не вы полнили один из главнейших по казателей — выпуск пищевой продукции в натуральном выра жении. Хотя для государства важнее и выгоднее, чтобы моряки изго тавливали именно разделанную рыбу, так сказать, в чистом виде, не перевозя отходы, из которых на судне вырабатывают ценную продукцию — рыбную муку. Вы годней разделка еще и потому, что при транспортировке «безот ходной» рыбы экономятся емкос ти трюмов, а затем — и вагонов. Значительную выгоду сулит раз делка и самим морякам, посколь ку тонна разделанной рыбы до роже тонны «кругляка», следова тельно, экипажу легче выполнить план по стоимостным показателям. А для флота первостепенное значение имеет показатель — выпуск пищевой продукции в тоннах. И здесь — явное противоре чив между интересами флота и судна. Кроме тего, что, на наш взгляд, очень важно, принижает ся роль соревнования. А это уж е — политический аспект пробле мы. Моряки, соревнуясь за вы пуск продукции повышенного спроса, улучшенного ассортимен та, а не за количество «кругля ка», и добившись заметных ус пехов в этом, оказываются от нюдь не в передовиках, а вроде даже наказанными. То есть соот ношение выполнения тех или иных показателей не лучшим об разом влияет на живое дело со циалистического соревнования, тормозят его. Видимо, чтобы избавиться от этого противоречия, следует про изводить пересчет количества продукции, изготовленной по всем видам разделки в общий выпуск пищевой продукции в на туральном выражении. Кстати, моряки «Запрыбы» работают по принципу «стопроцентная раздел ка сырья в море». Д . МЕЛЬНИКОВ, инженер ООТиЗ Мурманского траловвго флота. Уже из самого названия типа судна — транспортный рефриже ратор — явствует, что главное предназначение его — перевозка мороженой продукции. При со временных высоких, требованиях к качеству рыбных товаров по вышается и ответственность спе циалистов, обслуживающих реф рижераторные механизмы. Поэто му роль на судне рефмеханика ТР «Иркутск» Дмитрия Алексее вича Парфенова трудно переоце нить. Тем более что судно ста рое, все механизмы требуют осо бого внимания и ухода. Но Дмит рий Алексеевич за 27 лет работы на «Иркутске» изучил его, что на зывается, до последней заклепки. Коммунист с партийным ста жем почти в четверть века, Д. А. Парфенов и к работе, и к пар тийным поручениям всегда отно сится на совесть. Фотография его постоянно на судовой Доске по чета. Он награжден Ленинской юбилейной медалью, знаком *По бедитель соцсоревнования». НА СНИМКЕ: Д . Л. Парфенов. Фото В. КОРЕЦКОГО. М Ы НЕ УСТАЕМ повто рять: безаварийная ра бота —• резерв повышения производительности труда, она позволяет без каких-ли бо материальных ' затрат значительно увеличить про мысловое время. Ведь если судно, как говорится, живо и здорово, где ж ему быть, как не на промысле? И то, что с сентября про шлого года в бассейне не случилось ни одной ава рии навигационного харак тера, а количество аварий ных случаев уменьшилось в 1,4 раза, благоприятно ска залось на выполнении госу дарственного плана труже никами ВРПО «Севрыба». К тому же ка 85 0 судо-су- ток (за первое полугодие) сократилось время простоев судов в аварийных ремон тах. А это означает, что на промысле находилось на че тыре судна больше, чем в прошлом году. Отрадно отметить и то, что в управлении «Сев,рыб- промразведка» и промысло вой базе Архангельского рыбакколхозсоюза аварий ность полностью исключена. Как известно, аварии от личаются от аварийных про исшествий более печальны ми последствиями. К сожа лению. с аварийными про исшествиями дело об- . ......... Исполнитель екая дисциплина вспомним стоит значительно хуже. В объединении «Мурман- рыбпром» произошло их во семь, на одно больше, чем в прошлом году. Следует от метить, что и здесь, и в Архангельском траловом флоте возросли суммы убыт ков от них. А всего в бассейне в минувшее полугодие произо шло 15 навалов судов,‘ из них — четыре классифици рованы как аварийные про исшествия, 10 елучаев на- мотон па гребное устройство (7 — аварийные происше ствия), 10 повреждений кор пуса, шлюпочного и пово ротно-выдвижного устрой ства. Добавьте н этому пе чальному перечню 3 случая, посадок на грунт и столк новения, 2 затопления судо вых помещений. Почти по ловину материального ущ ер ба от всей аварийности по вине судоводителей состав ляют убытки от намоток. И если в прошлом году две трети намоток произошли на среднетеннажпых судах, у которых сравнительно не большая суточная эксплуа тационная стоимость, то в этом полугодии чаще такие 14 ешября 114гада происшествия случались на крупнотоннажных трауле рах. Например, почти в 50 тысяч рублей обошлась на мотка проводника на греб ное устройство БМ РТ «Сер гей Макаревич !>. Случилось это во время бесконтактней передачи снабжения е БМРч? «Виктор Стрельцов». А вот другие примеры. БМ РТ «Анатолий Бредов» отходил от борта ТР «Роза Люксембург». Капитан транспорта без должней подготовки дал команда: «Отдать последние шварто вы» и предпринял рискован ный способ отдачи длинно го кормового конца при ра ботающем главном двигате ле. В результате — намот ка. В А тлантике БМ РТ «Котельнич» стоял у борта Т Р «60 лет Октября». З а швартовными концам» никто не следил. В итоге — на мотка перетершегося швар това на винт траулер». В обоих случаях явственно видно грубое нарушение Ус тава службы и наставления зге швартовным и груэокьш операциям в море. Не лучше положение щел
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz