Рыбный Мурман. 1984 г. Сентябрь.

i.1^. . r±---‘i й^&Х;- . '.£-J.'i->i- 2■- ЭФФЕКТИВНО Экономическое обозрение ОБИТЬСЯ ПЕРЕЛОМА Август, н сожалению, не способствовал укреплению экономи­ ческих позиции предприятий СеЕерного рыбопромышленного бассейна. Напротив, именно в августе сократился задел, кото­ рый удалось создать в первом полугодии по некоторым пока­ зателям. Тем не менее за восемь месяцев коллективами «Сев- рыбы» сверх плана произведено продукции на 15 миллионов рублей, валовой — на 32, товарной пищевой рыбопродукции, включая консервы, — на 16 миллионов рублей. Сложнее обстоят дела с выловом рыбы и производством пи­ щевой рыбной продукции. Задолженность по этим показателям в последний месяц лета несколько возросла и^достигла соот­ ветственно тринадцати и пятнадцати тысяч тонн. Обратите вни­ мание, цифры далеко не астрономические, а эт-о значит, что наверстать упущенное — дело вполне реальное. Проведенный анализ работы флота показывает: невыполнение плана августа по добыче сырья связано во многом с тем, что ещ е недостаточно эффективно используется флот в море. В от­ дельных районах экипажи занимаются непосредственно ловом, то есть тем «святым делом», ради которого они и выходят на долгие месяцы на промысел, лишь чуть больше половины от­ веденного на это время. Конечно, нельзя здесь полностью винить моряков, которые испытывают объективные трудности из-за отсутствия запчастей, необходимых материалов, которыми их не может в полной ме­ ре снабдить берег. Но тем не менее, если бы все экипажи го­ товились к рейсу не как к прогулке по свежему морскому воз­ духу, а как к долгому и трудному пути, перед которым нуж­ но предусмотреть все до мелочей, поскольку «обратного ходу» нет, если бы многие драгоценные часы и сутки не уходили по­ рой на раскачку, то показатель нахождения судов на лову, ко­ нечно же, был бы значительно лучше. Сейчас, когда время, оставшееся до конца года, предельно спрессовано, каждый промысловик должен хорошо понимать: неудачное траление наносит ущерб не только экипажу его судна, но и флоту в це­ лом. И потому необходим© сделать все для того, чтобы таких тралений по вине рыбаков было как можно меньше. Однако у этого вопроса есть и другая сторона. М ожно быть удачливым промысловиком и вместе с тем плохим хозяином, который не может как следует распорядиться щедрым уло­ вом. И говорить об этом приходится потому, что одной из серьезных причин, которые держат нас на подступах к плано­ вому рубежу (подчеркиваем еще раз — на ближних подсту­ пах) и не позволяют сделать решающего шага, чтобы уверен­ но переступить этот рубеж, является как раз то, что на многих судах, освоившись в новых условиях с делами рыбацкими, не сумели пока что настроиться на максимальную переработку сырья. В результате коэффициент его использования на пище­ вые цели ниже, чем он мог бы быть. Конечно, мелкоразмер­ ное сырье, с которым в последние годы приходится уметь в основном дело, как говорится, не всегда радует глаз, вдохнов­ ляет. Но, видимо, пора привыкать к тому, что на улучшение видового состава сырья рассчитывать не приходится, и, значит, исходить надо из действительного, а не из желаемого. И, как меняется тактика лова, так должна меняться, если хо­ тите, тактика обработки добываемого сырья. Прежде всего, видимо, нужно избавляться от пренебрежительного отношения к «мелочи» и приучать себя к кропотливой работе по отсор­ тировке рыбы. Для этой цели специалисты «Севтехрыбпрома» разработали довольно эффективные сортировочные машины, которые, однако, используются не очень эффективно. Достаточ­ но, наверное, сказать, что не все суда оснащаются ими, а если и берут их моряки, то вроде как в нагрузку. Происходит это, видимо, потому, что экипажи заранее настраиваются на то, что, как ни крутись, а с мелкой рыбы много пищевой не возьмешь. А когда к середине или к концу рейса начинают понимать, что надежды на «полноценное» сырье не сбылись, то изменить что- либо уже трудно. Хочется в связи с этим снова и снова пов­ торить — возврата к крупной рыбе, которая сама на обработ­ ку просится, не будет. К этому нужно привыкать и делать все д л я того, чтобы максимально использовать мелксразмерное сырье на выработку пищевой продукции. Чего бы это ни стои­ ло,.. И здесь большую роль призваны сыграть парткомы флотов. Они должны многократно усилить работу по разъяснению то­ го, что с вводом 200-мильных' экономических зон и резким со­ кращением запасов ценных пород рыб в Баренцевом море \ бассейн вступил в полосу трудностей, преодоление которых зависит от инициативного, сознательного труда буквально каж ­ дого экипажа, каждого моряка. Тем более что за ними стоят I довельно мощные береговые предприятия, которым сырье нужно как воздух, которым сырье это коллективы флотов дол­ жны поставлять, .ни на минуту не забывая о том, что являются участниками Договора четырнадцати. Одним словом, если раньше речь шла о борьбе за каждую тонну сырья, то теперь, в самом прямом смысле,— за каждую рыбинку» пригодную для переработки. Особое значение это имеет для экипажей, работающих сей­ час на мойвенной путине. Как известно, мойва сейчас обильно питается и, обладая наилучшими вкусовыми качествами, одно­ временно является сырьем очень нежным. Тем важнее сделать все для того, чтобы сохранить товарный вид сырья и максимум его направить на пищевые цели. Что касается других районов, то и там нужно больше уде­ лять внимания качественным показателям, следить за тем, что­ бы флот находился на пищевой рыбе. Решение этих вопросов во многом зависит от уровня опера­ тивного руководства работой судов, который не на всех фло­ тах еще достаточно высок, от умения мобилизовать людей на решение главной задачи: добиться перелома и обеспечить вы­ полнение плана года. Отдел промышленного рыболовства «Рыбиого Мурмана». Внимание: проблема Г 1 В ЫБНЫЙ М УРМАН » не раз писал е тем, что- в траловом флоте в связи с прове­ дением социально-эко­ номического эксперимента из­ менилась система премирова­ ния экипажей. Теперь ©ни получают премию в том слу­ чае, если выполнили план по вы­ пуску пищевой продукции, раз­ деланной рыбы, стоимости пище­ вой и стоимости товарной про­ дукции. И вот какой при этом получа­ ется парадокс. Экипаж БМРТ «Демянск» пере­ выполнил план июля (месяц взят произвольно) по вылову, стои­ мости пищевой и стоимости то­ варной продукции. План по вы­ пуску разделанной рыбы пере­ выполнен более чем в три раза, но моряки не справились с за­ данием по выпуску пищевой про­ дукции — 79 процентов к плану. Моряки БМРТ «Владимир Гав­ рилов» изготовили разделанной рыбы вдвое больше запланиро­ ванного количества. Выпуск пи­ щевой составил всего 76 процен­ тов. Аналогичная картина и на БАТ «Генерал Чистяков», и на многих других судах. - ОЧЕВИДНОЕ- НЕВЕРОЯТНОЕ В результате все эти экипажи лишены премии по итогам рабо­ ты в июле, поскольку они не вы­ полнили один из главнейших по­ казателей — выпуск пищевой продукции в натуральном выра­ жении. Хотя для государства важнее и выгоднее, чтобы моряки изго­ тавливали именно разделанную рыбу, так сказать, в чистом виде, не перевозя отходы, из которых на судне вырабатывают ценную продукцию — рыбную муку. Вы­ годней разделка еще и потому, что при транспортировке «безот­ ходной» рыбы экономятся емкос­ ти трюмов, а затем — и вагонов. Значительную выгоду сулит раз­ делка и самим морякам, посколь­ ку тонна разделанной рыбы до­ роже тонны «кругляка», следова­ тельно, экипажу легче выполнить план по стоимостным показателям. А для флота первостепенное значение имеет показатель — выпуск пищевой продукции в тоннах. И здесь — явное противоре­ чив между интересами флота и судна. Кроме тего, что, на наш взгляд, очень важно, принижает­ ся роль соревнования. А это уж е — политический аспект пробле­ мы. Моряки, соревнуясь за вы­ пуск продукции повышенного спроса, улучшенного ассортимен­ та, а не за количество «кругля­ ка», и добившись заметных ус­ пехов в этом, оказываются от­ нюдь не в передовиках, а вроде даже наказанными. То есть соот­ ношение выполнения тех или иных показателей не лучшим об­ разом влияет на живое дело со­ циалистического соревнования, тормозят его. Видимо, чтобы избавиться от этого противоречия, следует про­ изводить пересчет количества продукции, изготовленной по всем видам разделки в общий выпуск пищевой продукции в на­ туральном выражении. Кстати, моряки «Запрыбы» работают по принципу «стопроцентная раздел­ ка сырья в море». Д . МЕЛЬНИКОВ, инженер ООТиЗ Мурманского траловвго флота. Уже из самого названия типа судна — транспортный рефриже­ ратор — явствует, что главное предназначение его — перевозка мороженой продукции. При со­ временных высоких, требованиях к качеству рыбных товаров по­ вышается и ответственность спе­ циалистов, обслуживающих реф­ рижераторные механизмы. Поэто­ му роль на судне рефмеханика ТР «Иркутск» Дмитрия Алексее­ вича Парфенова трудно переоце­ нить. Тем более что судно ста­ рое, все механизмы требуют осо­ бого внимания и ухода. Но Дмит­ рий Алексеевич за 27 лет работы на «Иркутске» изучил его, что на­ зывается, до последней заклепки. Коммунист с партийным ста­ жем почти в четверть века, Д. А. Парфенов и к работе, и к пар­ тийным поручениям всегда отно­ сится на совесть. Фотография его постоянно на судовой Доске по­ чета. Он награжден Ленинской юбилейной медалью, знаком *По­ бедитель соцсоревнования». НА СНИМКЕ: Д . Л. Парфенов. Фото В. КОРЕЦКОГО. М Ы НЕ УСТАЕМ повто­ рять: безаварийная ра­ бота —• резерв повышения производительности труда, она позволяет без каких-ли­ бо материальных ' затрат значительно увеличить про­ мысловое время. Ведь если судно, как говорится, живо и здорово, где ж ему быть, как не на промысле? И то, что с сентября про­ шлого года в бассейне не случилось ни одной ава­ рии навигационного харак­ тера, а количество аварий­ ных случаев уменьшилось в 1,4 раза, благоприятно ска­ залось на выполнении госу­ дарственного плана труже­ никами ВРПО «Севрыба». К тому же ка 85 0 судо-су- ток (за первое полугодие) сократилось время простоев судов в аварийных ремон­ тах. А это означает, что на промысле находилось на че­ тыре судна больше, чем в прошлом году. Отрадно отметить и то, что в управлении «Сев,рыб- промразведка» и промысло­ вой базе Архангельского рыбакколхозсоюза аварий­ ность полностью исключена. Как известно, аварии от­ личаются от аварийных про­ исшествий более печальны ­ ми последствиями. К сожа­ лению. с аварийными про­ исшествиями дело об- . ......... Исполнитель екая дисциплина вспомним стоит значительно хуже. В объединении «Мурман- рыбпром» произошло их во­ семь, на одно больше, чем в прошлом году. Следует от­ метить, что и здесь, и в Архангельском траловом флоте возросли суммы убыт­ ков от них. А всего в бассейне в минувшее полугодие произо­ шло 15 навалов судов,‘ из них — четыре классифици­ рованы как аварийные про­ исшествия, 10 елучаев на- мотон па гребное устройство (7 — аварийные происше­ ствия), 10 повреждений кор­ пуса, шлюпочного и пово­ ротно-выдвижного устрой­ ства. Добавьте н этому пе­ чальному перечню 3 случая, посадок на грунт и столк­ новения, 2 затопления судо­ вых помещений. Почти по­ ловину материального ущ ер­ ба от всей аварийности по вине судоводителей состав­ ляют убытки от намоток. И если в прошлом году две трети намоток произошли на среднетеннажпых судах, у которых сравнительно не­ большая суточная эксплуа­ тационная стоимость, то в этом полугодии чаще такие 14 ешября 114гада происшествия случались на крупнотоннажных трауле­ рах. Например, почти в 50 тысяч рублей обошлась на­ мотка проводника на греб­ ное устройство БМ РТ «Сер­ гей Макаревич !>. Случилось это во время бесконтактней передачи снабжения е БМРч? «Виктор Стрельцов». А вот другие примеры. БМ РТ «Анатолий Бредов» отходил от борта ТР «Роза Люксембург». Капитан транспорта без должней подготовки дал команда: «Отдать последние шварто­ вы» и предпринял рискован­ ный способ отдачи длинно­ го кормового конца при ра­ ботающем главном двигате­ ле. В результате — намот­ ка. В А тлантике БМ РТ «Котельнич» стоял у борта Т Р «60 лет Октября». З а швартовными концам» никто не следил. В итоге — на­ мотка перетершегося швар­ това на винт траулер». В обоих случаях явственно видно грубое нарушение Ус­ тава службы и наставления зге швартовным и груэокьш операциям в море. Не лучше положение щел

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz