Рыбный Мурман. 1984 г. Сентябрь.

ОПЫТ ЭКИПАЖА БАТ «КАПИТАН ТЕЛОВ» ПО ВНЕДРЕНИЮ БРИГАДНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ТРУДА Экипаж большого автоном­ ного траулера «Капитан Телов» первым в М урманском трало­ вом флоте начал внедрение бригадной формы организации труда. О ходе эксперимента на БАТ «Капитан Телов» «Рыбный Мурман» рассказывал неод­ нократно |«РМ», 1982, № 49, 1983, № 3, 1984, N5 35). Коллектив судна добился большого успеха: значительно перевыполнены годовое за­ дание и пятилетний план по всем показателям. С И Л А КОЛЕКТИВНОГО РАЗУМА В ПОСЛЕДНЕМ РЕЙСЕ ЭКИПАЖ БАТ «КАПИТАН; ТЕЛОВ» ВЫПОЛНИЛ ЗАДАНИЕ ПО ВЫПУСКУ РАЗ­ ДЕЛАННОЙ ПРОДУКЦИИ НА 213 ПРОЦЕНТОВ. НА 2,2 ПРОЦЕНТА СНИЖЕНА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРО­ ДУКЦИИ. СВЕРХПЛАНОВАЯ ПРИБЫЛЬ ЗА РЕЙС СОСТАВИЛА 779,7 ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ. ЭКИПАЖУ НАЧИСЛЕНА ПРЕМИЯ — 72 ТЫСЯЧИ 89 РУБЛЕЙ. НА ПАЙ — 551 РУБЛЬ 52 КОПЕЙКИ. ¥ * ¥ • СВЕРХ ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА ЭКИПАЖ ВЫЛО­ ВИЛ 66 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ, ИЗГОТОВИЛ 10 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ, ВЫПУСТИЛ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 3 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ. СВЕРХПЛАНОВАЯ ПРИБЫЛЬ ЭКИПАЖА ЗА ПЯТИЛЕТКУ СОСТАВИЛА 1 МИЛЛИОН РУБЛЕЙ. СТРАНИЦА-ПЛАКАТ «ВЫРАБОТАН ЭФФЕКТИВ­ НЫЙ, СВОЙСТВЕННЫЙ н а ш е ­ м у СТРОЮ ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУ­ ДА . НАЙДЕН ПРАВИЛЬНЫЙ МЕТОД СОЕДИНЕНИЯ ЛИЧ­ НЫХ ИНТЕРЕСОВ ТРУЖЕНИКА, КОЛЛЕКТИВА И ОБЩЕСТВА. А ЭТО — ОДИН ИЗ КОРЕН­ НЫХ ВОПРОСОВ СОЦИАЛИС­ ТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И В ЭКОНОМИЧЕСКОМ, и в СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕ­ СКОМ, И В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ». К. У. ЧЕРНЕНКО" — о бригадной ф орм е о р ган и за­ ции труда в речи п а встр е­ че с рабочим и м осковского зав ода «Серп и молот». столь нужную народному хозяйству рыбную муку. И еще: в разделанной рыбе практически не остается «опасных» мест для брака. Конечно, с разделкой хло­ пот больше, куда легче вы­ пускать «кругляк». Но зато все затраты окупаются. Итак, стопроцентная раз­ делка. Как же организовать труд людей, чтобы ее обес­ печить? Сначала — расстановка моряков на рыбофабрике по принципу «кто что лучше умеет». То есть у кого спо­ рее получается та или иная операция, на ее выполнении он и будет стоять весь рейс. Затем «всеобуч»: каждый моряк обязан научиться шкерить не менее тридцати рыбин в минуту. Очень важный момент в организации производства — грамотная эксплуатация мо­ розильного оборудования. На БАТ е сделали так. Не­ прерывно работает оборудо­ вание одного борта, а на другом производят подмора­ живание. Ведь, как извест­ но, морозильные аппараты цаждые два часа надо оста­ навливать на 1 5— 20 минут, чтобы подморозить рыбу. Вот эти-то минуты и сбере­ гались за счет интенсивной работы механизмов на одном борту и доведения продук­ ции до нужной температуры на другом. А потом меня­ ли борта. В результате из­ готавливали в сутки 5Q тонн разделанной рыбы при тем­ пературе готовой продукции минус 18 градусов. Безусловно, не будет до­ статочного количества сырья, не будет и плана по вы ­ пуску пищевой продукции. Но экипаж ВАТ «Капитан Телов» всегда был «на ры ­ бе». И дело здесь не толь­ ко в опытности капитана-дн- ректора Л. Н. Герасимовича и его четверых помощников, но и в той обстановке дове­ рия, которая царила на мос­ тике. На траулере «Капи­ тан Телов» штурман прини­ мает решение самостоятель­ но, капитан заранее преду­ преждает его об этом. ПАССИВНЫМ-НЕ МЕСТО На заседаниях советов ре­ шались не только вопросы улучш ения производственно­ го процесса. Очень много внимания уделялось пробле­ мам качества продукции, у к ­ репления дисциплины, р аз­ бору нежелательны х слу­ чаев, вопросам организации досуга. И все это — заин­ тересованно, не формально, н е . дл я отчета. Потому и создался здесь такой микро­ климат, что никто, ни один член экипажа, не хотел бы расставаться с этим судном. В минувшем рейсе моря­ ки посмотрели более трех­ сот кинофильмов. Половина экипажа постоянно заним а­ лась спортом: бег, штанга, гантели и т. д. шшяшшшяшшяяшяшшшшя А как душевно, стара­ тельно готовились к празд­ ничным вечерам! А как теп­ ло поздравляли именинни­ ков, какой вкусный торт вручали им! Кстати, торт вручали и наиболее отличившимся в труде морякам , причем де- л аад это в торжественной об­ становке в салоне команды. Множество больших и ма­ лых дел, сотни разны х воп­ росов. Естественно, реш ать все это должны люди нерав­ нодушные. Потому н было выдвинуто основное требова­ ние на выборах в советы бригад: пассивным в совете не место! II выбирались такие, как старший мастер добычи Вла­ димир Степанович Л ебедев, помощник капитана по про­ изводству Юрий Николае­ вич Пак, мотористы Анато­ лий Федорович Коротков и Александр Андреевич Еме­ льянов, рефмашинист А лек­ сандр Михайлович Жданов, матросы Александр Влади­ мирович Р ассказов и А лек­ сандр Петрович Сверчков, токарь Борис Петрович Бо­ рисов, рефмехапик, предсуд- кома Павел Иванович Б е ­ лый, второй механик Анд­ рей Павлович Гнусов и дру­ гие моряки. А «дирижер» этого пре­ красного «оркестра» — к а­ валер ордена «Знак Почета», ветеран Мурманского трало­ вого флота капитан-директор Леон Николаевич Герасимо­ вич. Все, кто знают его, главной чертой характера Леона Николаевича н азы ва­ ют его спокойствие. Правда, не все знают, почем оно, внешнее спокойствие капита­ на. Но, видимо, не менее важная черта Герасимовича — смелость. Ведь внедрить на своем судне бригадную форму организации труда в то время, когда ещ е лома­ лись копья из-за главного вопроса: быть или не быть этой форме на морских су­ дах, было со стороны капи- тана-днректора шагом весь­ ма решительным. Но сделан он был не опрометчиво, не «с потолка», а по точным расчетам и рекомендациям ученого-экономиста Ирины Александровны Рогачевой, продуман самим Л . Н. Ге­ расимовичем и его помощ ­ никами, членами советов. Так что же всс-таки дала бригадная форма организа­ ции труда экипажу БАТ «Капитан Телов»? Прежде всего через советы макси­ мальное количество людей участвовало в руководстве проиаводственной деятель­ ностью экипажа, следова­ тельно, более заинтересован­ но следило за ходом выпол­ нения плана, повышением качества продукции. Значи­ тельно повысилась произво­ дительность труда, улучши­ лась дисциплина, поскольку бригадная форма организа­ ции труда воспитывала мо­ ряков, приучала болеть не только за свою ра­ боту, но и за успех всего коллектива. Велики производственные достижения экипажа, велик вклад его в выполнение Продовольственной програм­ мы страны. И. ВОЛКОВА. НА СНИМКЕ: совещаются командиры (слева направо) — третий помощник капитана Я. Г. Пенчук, механик-налад­ чик Г. Д. Молчанов, рефри­ жераторный механик, предсе­ датель судового комитета П. И. Белый, капитан-директор Л. Н. Герасимович, боцман. В. Д. Паладюк. 14сентября 1984года ОТ ЭКСПЕРИМЕНТА- К РАБОЧЕМУ РИТМУ 13 июня 1982 года боль­ шой автономный траулер «Капитан Телов» вышел в очередной рейс. С этого дня его экипаж начал рабо­ ту по-новому. Были созданы четыре бригады: общесудовой служ ­ бы, машинной команды и две производственные. В каждой бригаде был избран совет из шести членов эки­ пажа, причем четверо — рядовые .моряки. В общесу­ довой совет входило девять человек. В результате в уп­ равлении производством при­ нимал участие каждый чет­ вертый моряк. В отличие от некоторых других морских коллективов на этом судне на капитана- директора не возлагались не­ свойственные ему функции бригадира. Советы помогали капитану-директору в реше­ нии основных задач выпол­ нения государственного пла­ на, в работе с людьми, поз­ воляли не терять времени и сил на выяснение второсте­ пенных вопросов, разреш е­ ние конфликтных ситуаций и т. д. В то же время сове­ ты не подменяли функций ни капитапа-директора, ни старших судовых специалис­ тов. Вот как, например, была организована работа совета производственной бригады. В его состав избирали наибо­ лее авторитетных, опытных матросов, а технолог и стар­ шие мастера добычи входи­ ли в него как представители общесудового совета. Засед а­ ния совета проходили обыч­ но два р аза в месяц. Но в случае необходимости (на­ рушение дисциплины, напри­ мер) совет собирался и во «внеурочное» время. Прото­ кол заседания передавали общесудовому совету, после чего протокол становился документом, имеющим силу приказа. Первый эксперименталь­ ный рейс закончился трудо­ вой победой: задание выпол­ нено по всем показателям , а ,план выпуска разделанной рыбы — на 171,8 процента. Только сверхплановая при­ быль составила 2 0 2 ,G тыся­ чи рублей. Второй рейс — новая по­ беда: сверхплановая при­ быль экипажа превысила 469 тысяч рублей И уж е с третьего рейса моряки траулера, да и не только . они, считали внедре­ ние бригадной формы орга­ низации труДа не экспери­ ментом, а обычным, нор­ мальным рабочим ритмом производственной жизни на судне. Последний рейс подтвер­ дил: экипаж на единственно правильном пути. 30 РЫБИН 8 С самого первого дня ра­ боты по-новому советы по­ ставили перед собой задачу огромного народнохозяйст­ венного значения: макси­ мально используя сырье на пищевые цели, увеличить выпуск разделанной продук­ ции. Расчет был прост: тран­ спортировка одной тонны от­ ходов от переработки рыбы обходится флоту в 95 руб­ лей. Зачем же затрачивать огромные средства на пере­ возку голов и внутренностен рыбы, тем более, что любой хозяйке нужна лиш ь тушка рыбы, отходы же она все равно выбросит. А на судне из них можно изготовить

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz