Рыбный Мурман. 1984 г. Сентябрь.
ОПЫТ ЭКИПАЖА БАТ «КАПИТАН ТЕЛОВ» ПО ВНЕДРЕНИЮ БРИГАДНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ТРУДА Экипаж большого автоном ного траулера «Капитан Телов» первым в М урманском трало вом флоте начал внедрение бригадной формы организации труда. О ходе эксперимента на БАТ «Капитан Телов» «Рыбный Мурман» рассказывал неод нократно |«РМ», 1982, № 49, 1983, № 3, 1984, N5 35). Коллектив судна добился большого успеха: значительно перевыполнены годовое за дание и пятилетний план по всем показателям. С И Л А КОЛЕКТИВНОГО РАЗУМА В ПОСЛЕДНЕМ РЕЙСЕ ЭКИПАЖ БАТ «КАПИТАН; ТЕЛОВ» ВЫПОЛНИЛ ЗАДАНИЕ ПО ВЫПУСКУ РАЗ ДЕЛАННОЙ ПРОДУКЦИИ НА 213 ПРОЦЕНТОВ. НА 2,2 ПРОЦЕНТА СНИЖЕНА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРО ДУКЦИИ. СВЕРХПЛАНОВАЯ ПРИБЫЛЬ ЗА РЕЙС СОСТАВИЛА 779,7 ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ. ЭКИПАЖУ НАЧИСЛЕНА ПРЕМИЯ — 72 ТЫСЯЧИ 89 РУБЛЕЙ. НА ПАЙ — 551 РУБЛЬ 52 КОПЕЙКИ. ¥ * ¥ • СВЕРХ ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА ЭКИПАЖ ВЫЛО ВИЛ 66 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ, ИЗГОТОВИЛ 10 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ, ВЫПУСТИЛ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 3 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ. СВЕРХПЛАНОВАЯ ПРИБЫЛЬ ЭКИПАЖА ЗА ПЯТИЛЕТКУ СОСТАВИЛА 1 МИЛЛИОН РУБЛЕЙ. СТРАНИЦА-ПЛАКАТ «ВЫРАБОТАН ЭФФЕКТИВ НЫЙ, СВОЙСТВЕННЫЙ н а ш е м у СТРОЮ ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУ ДА . НАЙДЕН ПРАВИЛЬНЫЙ МЕТОД СОЕДИНЕНИЯ ЛИЧ НЫХ ИНТЕРЕСОВ ТРУЖЕНИКА, КОЛЛЕКТИВА И ОБЩЕСТВА. А ЭТО — ОДИН ИЗ КОРЕН НЫХ ВОПРОСОВ СОЦИАЛИС ТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И В ЭКОНОМИЧЕСКОМ, и в СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕ СКОМ, И В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ». К. У. ЧЕРНЕНКО" — о бригадной ф орм е о р ган и за ции труда в речи п а встр е че с рабочим и м осковского зав ода «Серп и молот». столь нужную народному хозяйству рыбную муку. И еще: в разделанной рыбе практически не остается «опасных» мест для брака. Конечно, с разделкой хло пот больше, куда легче вы пускать «кругляк». Но зато все затраты окупаются. Итак, стопроцентная раз делка. Как же организовать труд людей, чтобы ее обес печить? Сначала — расстановка моряков на рыбофабрике по принципу «кто что лучше умеет». То есть у кого спо рее получается та или иная операция, на ее выполнении он и будет стоять весь рейс. Затем «всеобуч»: каждый моряк обязан научиться шкерить не менее тридцати рыбин в минуту. Очень важный момент в организации производства — грамотная эксплуатация мо розильного оборудования. На БАТ е сделали так. Не прерывно работает оборудо вание одного борта, а на другом производят подмора живание. Ведь, как извест но, морозильные аппараты цаждые два часа надо оста навливать на 1 5— 20 минут, чтобы подморозить рыбу. Вот эти-то минуты и сбере гались за счет интенсивной работы механизмов на одном борту и доведения продук ции до нужной температуры на другом. А потом меня ли борта. В результате из готавливали в сутки 5Q тонн разделанной рыбы при тем пературе готовой продукции минус 18 градусов. Безусловно, не будет до статочного количества сырья, не будет и плана по вы пуску пищевой продукции. Но экипаж ВАТ «Капитан Телов» всегда был «на ры бе». И дело здесь не толь ко в опытности капитана-дн- ректора Л. Н. Герасимовича и его четверых помощников, но и в той обстановке дове рия, которая царила на мос тике. На траулере «Капи тан Телов» штурман прини мает решение самостоятель но, капитан заранее преду преждает его об этом. ПАССИВНЫМ-НЕ МЕСТО На заседаниях советов ре шались не только вопросы улучш ения производственно го процесса. Очень много внимания уделялось пробле мам качества продукции, у к репления дисциплины, р аз бору нежелательны х слу чаев, вопросам организации досуга. И все это — заин тересованно, не формально, н е . дл я отчета. Потому и создался здесь такой микро климат, что никто, ни один член экипажа, не хотел бы расставаться с этим судном. В минувшем рейсе моря ки посмотрели более трех сот кинофильмов. Половина экипажа постоянно заним а лась спортом: бег, штанга, гантели и т. д. шшяшшшяшшяяшяшшшшя А как душевно, стара тельно готовились к празд ничным вечерам! А как теп ло поздравляли именинни ков, какой вкусный торт вручали им! Кстати, торт вручали и наиболее отличившимся в труде морякам , причем де- л аад это в торжественной об становке в салоне команды. Множество больших и ма лых дел, сотни разны х воп росов. Естественно, реш ать все это должны люди нерав нодушные. Потому н было выдвинуто основное требова ние на выборах в советы бригад: пассивным в совете не место! II выбирались такие, как старший мастер добычи Вла димир Степанович Л ебедев, помощник капитана по про изводству Юрий Николае вич Пак, мотористы Анато лий Федорович Коротков и Александр Андреевич Еме льянов, рефмашинист А лек сандр Михайлович Жданов, матросы Александр Влади мирович Р ассказов и А лек сандр Петрович Сверчков, токарь Борис Петрович Бо рисов, рефмехапик, предсуд- кома Павел Иванович Б е лый, второй механик Анд рей Павлович Гнусов и дру гие моряки. А «дирижер» этого пре красного «оркестра» — к а валер ордена «Знак Почета», ветеран Мурманского трало вого флота капитан-директор Леон Николаевич Герасимо вич. Все, кто знают его, главной чертой характера Леона Николаевича н азы ва ют его спокойствие. Правда, не все знают, почем оно, внешнее спокойствие капита на. Но, видимо, не менее важная черта Герасимовича — смелость. Ведь внедрить на своем судне бригадную форму организации труда в то время, когда ещ е лома лись копья из-за главного вопроса: быть или не быть этой форме на морских су дах, было со стороны капи- тана-днректора шагом весь ма решительным. Но сделан он был не опрометчиво, не «с потолка», а по точным расчетам и рекомендациям ученого-экономиста Ирины Александровны Рогачевой, продуман самим Л . Н. Ге расимовичем и его помощ никами, членами советов. Так что же всс-таки дала бригадная форма организа ции труда экипажу БАТ «Капитан Телов»? Прежде всего через советы макси мальное количество людей участвовало в руководстве проиаводственной деятель ностью экипажа, следова тельно, более заинтересован но следило за ходом выпол нения плана, повышением качества продукции. Значи тельно повысилась произво дительность труда, улучши лась дисциплина, поскольку бригадная форма организа ции труда воспитывала мо ряков, приучала болеть не только за свою ра боту, но и за успех всего коллектива. Велики производственные достижения экипажа, велик вклад его в выполнение Продовольственной програм мы страны. И. ВОЛКОВА. НА СНИМКЕ: совещаются командиры (слева направо) — третий помощник капитана Я. Г. Пенчук, механик-налад чик Г. Д. Молчанов, рефри жераторный механик, предсе датель судового комитета П. И. Белый, капитан-директор Л. Н. Герасимович, боцман. В. Д. Паладюк. 14сентября 1984года ОТ ЭКСПЕРИМЕНТА- К РАБОЧЕМУ РИТМУ 13 июня 1982 года боль шой автономный траулер «Капитан Телов» вышел в очередной рейс. С этого дня его экипаж начал рабо ту по-новому. Были созданы четыре бригады: общесудовой служ бы, машинной команды и две производственные. В каждой бригаде был избран совет из шести членов эки пажа, причем четверо — рядовые .моряки. В общесу довой совет входило девять человек. В результате в уп равлении производством при нимал участие каждый чет вертый моряк. В отличие от некоторых других морских коллективов на этом судне на капитана- директора не возлагались не свойственные ему функции бригадира. Советы помогали капитану-директору в реше нии основных задач выпол нения государственного пла на, в работе с людьми, поз воляли не терять времени и сил на выяснение второсте пенных вопросов, разреш е ние конфликтных ситуаций и т. д. В то же время сове ты не подменяли функций ни капитапа-директора, ни старших судовых специалис тов. Вот как, например, была организована работа совета производственной бригады. В его состав избирали наибо лее авторитетных, опытных матросов, а технолог и стар шие мастера добычи входи ли в него как представители общесудового совета. Засед а ния совета проходили обыч но два р аза в месяц. Но в случае необходимости (на рушение дисциплины, напри мер) совет собирался и во «внеурочное» время. Прото кол заседания передавали общесудовому совету, после чего протокол становился документом, имеющим силу приказа. Первый эксперименталь ный рейс закончился трудо вой победой: задание выпол нено по всем показателям , а ,план выпуска разделанной рыбы — на 171,8 процента. Только сверхплановая при быль составила 2 0 2 ,G тыся чи рублей. Второй рейс — новая по беда: сверхплановая при быль экипажа превысила 469 тысяч рублей И уж е с третьего рейса моряки траулера, да и не только . они, считали внедре ние бригадной формы орга низации труДа не экспери ментом, а обычным, нор мальным рабочим ритмом производственной жизни на судне. Последний рейс подтвер дил: экипаж на единственно правильном пути. 30 РЫБИН 8 С самого первого дня ра боты по-новому советы по ставили перед собой задачу огромного народнохозяйст венного значения: макси мально используя сырье на пищевые цели, увеличить выпуск разделанной продук ции. Расчет был прост: тран спортировка одной тонны от ходов от переработки рыбы обходится флоту в 95 руб лей. Зачем же затрачивать огромные средства на пере возку голов и внутренностен рыбы, тем более, что любой хозяйке нужна лиш ь тушка рыбы, отходы же она все равно выбросит. А на судне из них можно изготовить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz