Рыбный Мурман. 1984 г. Октябрь.

1 октября-День учителя Т ЕЛ ЕФ О Н Н А Я Т Р У Б К А внэ- ж ал а, грем ела, кри чал», м яукал а, хри пела. Телеф он, нал тр уб ка разры валась о т ш ум а. Она транслировала его к а к радиоприем ник. На том нонце провода властвовала П еремена. Но А лександр е П рокофьевне Ванниковой, ди ректор у средней ш колы № 2 , похож е, это т гром -грохот вовсе не м еш ал. Говорила она очень спокойно, без всякого напряж ения связок. И — стр ан ­ но — все было слыш но, даж е д ы хан и е . Ш ум нисколько не . сти х а л . Но он как-то уш ел в ф о н , на котором, вы деляясь, звучал голос Учи теля: — Репортаж из учи тельской ? П ож алуй ста. Только учитель- • ск а я теперь не та . Редко там учи теля собираю тся. Теперь си стем а каби н етн ая, и уч и те ­ ля больш ую часть времени проводят с детьми в своих к л а сса х . Или в коридоре де­ ж у р я т. Поэтому вся ш кола — у ч и тел ьская. лрыж нов, и гр . Бегом — там , бегем — здесь. Весело! А п! И чей-то портф ель ш леп ается прямо под ноги р ум ян ы х ф и з­ к ультур н и ко в. А л! И передний самы й ш устр ы й мальчиш на те р яе т равновесие и ... Ап! А лександр а П рокоф ьевна, рас­ кинув р уки , ло ви т пацана и тем самым восстанавли вает равновесие в см еш авш и хся, было, рядах. ПЕРЕМЕНА На втором этаже спокойнее и тише. Народ солиднее — второклассники. У одного из кабинетов пыхтит и похрюки­ вает живой паровозик. У серь­ езных людей и игры — серь­ езные. В классе у стола — ху­ денькая девушка со светлы­ ми волосами крендельком. Ей бы форменное платье — ни на. П ортф ель огромный, бело-синий. Второй урон. ГЛальчишна с ож есточени­ ем тя н е т пор тф ель. Ем у обидно и страш но. На кр ас­ н ы х, к а к помидоры, щ енах мокрые дорож ки. Не то пот, не то сл е зы . Дош ел. И се кун д­ ная зам и нка у двери — стр аш ­ но! П отрясающ е тяж елая двер ь... порог... «В чем дело?» — стр о ги й и одновременно обеспокоенно - участли вы й го­ лос учи тельн и ц ы . Сейчас, ко­ нечно, м альчиш ка не услы ш и т ни это го беспокойства, ки уча­ с ти я . Д ля него в вопросе — только стр о го сть. А может, *т е и хорошо? УРОК Склоненные затылки вось­ миклассников, портреты клас­ сиков на стенах, книги, слова­ ри, таблицы суффиксов и префиксов... Конечно, это I 1 J 1 ш и . П опры гать с еысоной сцены . Посидеть на и зум итель­ ном нруглом стульч и ке у на­ сто ящ его барабана. — Нто т у т есть? А н у, вы ­ ходи! — Строгий окрин, и в дверях п оявляется суровы й черный х а л а т со связкой клю ­ ч е й .—Мак попали? Сейчас за ­ крою . В ш коле должен бы ть порядок. И вам, взрослым, не­ чего плохой пример подавать. Мало ли что где откры то! БУДЕМ ЗНАКОМЫ Во оторой школе, где око­ ло семидесяти преподавате­ лей, казалось, д руг про друга все всё знали. Коллек­ тив преимущественно жен­ ский. Беда случилась — все горой встанут. Радость какая — всей школой радую тся. Д ум али: прошла та увлека­ тельная пора, когда д руг в д р уге что-то новое открывали. А тут научно-практическая конференция. И тема необыч­ ная: «Мир твоих увлечений». А х, посмотрели бы на сво­ их учителей ученики! Как они с повлажневшими глазами, добрыми и удивленными улы б , ками смотрели друг на д р у ­ га. Заново знакомились. Как читала стихи Людмила Иоси­ фовна Горелова! Сначала — любимых поэтов, а потом свои собственные. Какой интерес­ ный материал о бывших учи- «НЕ ЛЮБЛЮ СЛОВО « Л У Ч Ш И Й » ,..» — Вот наша школа. Кстати, старейшая в Октябрьском рай­ оне. В будущ ем году будем пятидесятилетие отмечать. Ш е­ фы у нас замечательные траловый флот. Ученики — почти половина — учатся на «четыре» и «пять». Трудиться умею т, и школу взяли на полное самообслу­ живание, и... — ' Александра Прокофьев­ не, не об учениках, об учите­ лях -бы... Все-таки — День учителя. — А х, да, извините. Ну что, педколлектив у нас хороший. Замечательный коллектив. Трое — литератор Зинаида Ивановна Дмитриева, химик Гелина Константиновна Андре­ ева и математик Мария Ва­ сильевна Моисеева — заслу­ ж енны е учителя Р СФ С Р . Кстати, Мария Васильевна — вы^гскница этой же школы. Много в ' этой школе и от­ личников неродного просве- щенияГ Кстати, директор из их числа. Учителя, педагоги, воспита­ тели. Литератор Дина 'А н д р е­ евна Ефремова, одна из луч­ ших классных руководителей, ум еет Еозбуждать и воспиты­ вать в ребятах подлинно гражданские чувства. Матема­ тик Людмила Иосифовна Го­ релова отлично развивает у ребят социальные качества, умело формирует обществен­ ное мнение. Физик Лиана Ива- , новна Евсеенко бунвально «влюбляет» учеников в свой предмет. ~ — С таким коллективом 'стоять на месте не будешь, — улыбается Александра Про­ кофьевна.—Недаром у нас луч­ шие в районе кабинеты фи­ зики, математики, русского языка. Впрочем, нет, не на­ до писать «лучиГий». M e люб­ лю этого слова. Громкое, но не постоянное., Вот у нас мо­ лодой учитель музыки Ольга Борисовна Яковлева хор соз­ дала. В прошлом году он был лучшим в городе. Есе ахали. А что будет сейчас? У д е р ­ жимся ли? Так что не надо — «лучший». Просто — хоро­ ший. Школа, коридор Звоно-ок! P -раз! И разорва­ лась тиш и н а. С ули ц ы , с ур ека ф и зк у л ь ­ ту р ы , ворвалась в дверь вата­ га м алыш ни. Разгоряченны е, Еспотевшие, с затум аненным и глазам и от целого часа бега, дать ни взять ученица-старше- классница. — Наталья Сергеевна, по­ чему кабинет не проветривае­ те? Дышать нечем! — как так получается у Александры Прокофьевны — слова стро­ гие, .а голос мягкий, привет­ ливый? ‘ — Забыли... — девушка вска­ кивает, как ученица, густо вспыхивает и быстро переба­ рывает смущение, — Девочки, откройте окна!.. Наталье Сергеевне Хаусто- вой, конечно, нелегко. Сразу после педучилища в такую сильную школу. А ученики... боже мой! А ей самой всего 20 лет. Сейчас полегче. Есе- таки второй год работы по­ шел. Повезло, наставницу чудесную прикрепили — Зи­ наиду Сергеевну Сверчко- ву. Да и все остальные помогали. Часто к ней на уроки ходили. («Ты, Наташа, сядь посиди, посмотри, что твои дети могут»). На этих уроках она с детьми своими («до сих пор привыкнуть не могу: странно звучит — «мои дети») по-настоящему и познакомилась. Узнала, кто на что способен, к кому как по­ дойти. Звонок. Коротка перемена. Школа, коридор М гновенная си ена грохота и ш ум а абсолю тной торж ествен­ ной тиш иной — это тоже ш ко ­ ла.^ Тс-с, идс-т ур о к... Все в к л ассах. Все? От лестничной площ адки по длинном у п усто ­ му норидору беж ит мальчиш - кощунство, вторгаться в таин­ ство урока... — Дина Андреевне, мы на минуточку... Посмотреть каби­ нет. Лучший в районе кабинет русского языка. Кабинет, от начала и до конца оформлен­ ный учениками Дины Андре­ евны Ефремовой, их родите­ лями. Сейчас у нее не обыч­ ный урок — факультатив. Для тех, кто по-настоящему увлек­ ся родным языком и литера­ турой. Их почти целый класс. Не много ли? И все ли «по- настоящему», так, чтобы тра­ тить и без того куцые свобод­ ные часы на дополнительные занятия? Нетерпеливые, с яв­ ной досадой (чего мешают?) глаза ребят — лучший ответ. — Сегодня сложный воп­ рос — идея и тема сочине­ ния, — Дина Андреевна, сму­ щаясь, поглядывает на часы, — а у нас с ребятами такое правило: ни они у меня ми­ нуты не воруют, ни я у них. Все рассчитано, извините. Тихо прикрываем дверь, и вдогонку радостный, чисто ре­ бячий облегченный вздс?х: «Наконец-то!» Школа, актовый зал П усто и ти хо . О статни вы ставки д е тск и х рисукнов на стене, забы ты й с последнего ш кольного вечера п л акат. А кто вы й зал . Сердце ш нслы . З десь ш кола собира­ е тся вм есте. У ч и тел я, уче­ ники. Сю да, если вдруг необы к­ новенно повезет и дверь окаж ется откр ы то й , после уроков пробираю тся малы- телях школы, о ее истории скопился у Татьяны Викторов­ ны Парфеновой и какие то были учителя! Как трепетно любят живопись и как тонко чувствуют ее Любовь Михай­ ловна Гуменова и Нина Мар­ ковна Кровицкая... . Да, та конференция- будто новый порыв симпатии и ин­ тереса внесла в отношения коллектива. После нее еще интересней- стало жить во вто­ рой школе. Учителя и рань­ ше все праздники— юбилеи вместе отмечали, но теперь все стало вдвойне заниматель­ ней. Уж если капустник, то смех весь вечер. Только гля­ нешь на стенгазету, разрисо­ ванную «штатным» художни- ком-оформителем, биологом Галиной Алексеевной Дение- вой, и никакого «Крокодила» не надо- А когда выйдет на сцену трио математиков, Л. И. Горелова, А. Г. Суворова и Т. В. Руденко, со своими коми­ ческими куплетами, тут уже не смех — хохот стоит. Да, посмотрели бы ученики... Отсмеявшись и отбивши ла­ дони, сядут учителя в тесный кружок, возьмет Евдокия ЯновлеЕна Пронина гитару, тронёт тихонько струны, и по­ плывет над коридорами, над тихой школой добрая, душев­ ная песня... Шнола, лестница Снова звонок, и снова нано- нада хлопающ и х дверей и взры вы ш ум а и см еха. И еот лестн и ц а, ти х а я , дремотная, у стал ая, — уж е не лестн и ц а, а грохочущ ий, вопящ ий, б ур ля­ щий водопад, Н иагара!.. Зинаида Ивановна Дм итрие­ ва вступ ает на лестничную площ адку, и те , нто поймал на себе ее взгляд , мгновенно останавли ваю тся, с ти х а ю т, на­ чинаю т спешно поправлять съ ехавш и й набок га л с ту к или накрепко заж им аю т руной то место, где только что, на уро­ ке, еще была целая пуговица. Зинаида Ивановна идет по лестнице, и ки п ящ ая Н иагара медленно, но безукоризненно превращ ается в невинный р у­ чеек. ТЕ Ж Е САМЫЕ МОРДАШКИ — У меня в этом году, в апреле, была очень интерес­ ная встреча с выпускниками. О казалось, что среди них масса интересных людей. Врачи, педагоги, инженеры. Помнишь их, Нина Мар­ ковна? Со всей страны не юбилей слетелись. А у старос­ ты — Оли Кузнецовой — уже трое детей... — Нет, что-то не помню. — Да как же! Такой вы­ пуск! Кулешова Мишу не по­ мнишь? Колосова? Такие кра­ савцы были! — Теперь вспомнила. — А двое, знеешь, все эти годы не виделись, встрети­ лись, теперь скоро сведьбе. Здорово? С «англичанкой» Ниной Мар­ ковной Кровицкой и литера- тором Любовью Михейловной Тумановой мы встретились после уроков. Вроде бы, тр уд­ ный день позади, можно и отвлечься. Разговор, однако, шел по одной орбите: шко­ ла — ученики — учителя. Че­ му удивляться? Женщины эти, по 20 лет отдавшие второй школе, по 30 — педагогиче­ ской работе, в стенах школы да и вне ее физически не могли говорить о чем-то дру­ гом... — Коллектив у нас чудес­ ный. Талантливый. Добрый. А спортсмены какие! На про­ шлогодней спартакиаде учи­ телей первое место заняли. Так что ученикам отставать негоже. А вообще здесь, — Нина Марковна обводит глаза, ми стены, — вся наше жизнь. Уж е внуки первых неших уче­ ников у нас занимаются. Вхо­ дишь в класс — по списку фамилии, вроде, незнакомые, а смотришь — те же самые мордашки. Ребяте сложнее стали, . информированнее. Большие надежды связываем мы со школьной реформой. А то ведь нам с каждым го­ дом работать труднее. А еще общественные нагрузки. Лю­ ба — секретарь парторгени- зации, я — . председетель профкома. Дело, дела... Встре­ ти лся на перемене в коридо­ ре: «Ну как ты? — Ничего». Ладно, после уроков погово­ рим! А «после» и некогда. Так и живем от звонка к эвон- ку. Ш кола, рз5депалка Ти хо , спокойно. День к кон­ цу. — Нина, ты не видела мою сум ку7 Совсем закр уж и лась. — Любовь Михайловна как-то ви­ новато взды хает. — То пальто полчаса иснала. Р астя п а. Те­ перь вот — су м к а . У с та л а . — Она тяж ело проводит ладонью по лбу. — Л егла в полтретье­ го, встала в сем ь. М уж, сын- студ е н т, дочь - втор оклассн и ­ ца, дом, сти р к а, обед... К уро­ кам подготовиться надо, и та к — каж дый день. — Любовь М ихайловна см о три т нуда-то вдаль, сквозь меня, сквозь с та ­ рые стены ш колы . — А верни мне молодость, спроси: пой­ деш ь сюда снова? — Она дол­ го-долго молчит и очень буд­ нично, очень просто отвечает: — Конечно, пойду! Н. НЕЧАЕВА. ИА СНИМКЕ: (слева напра­ во) Н. М. Кровицкая, Л. М. Гуманова, К. И. Шагинова, Н. JI. Роэасва, А. П. Ванни­ кова, Г. В. Уланенкова, Л. С. Ананченкова. 5 октября 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz