Рыбный Мурман. 1984 г. Октябрь.

КУРС-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСО Т РУЖЕНИКИ Октябрь­ ского района по праву могут гордиться заме­ чательными свершениями, которые стали возможны благодаря творческому при­ менению достижений научно- технического прогресса. Буквально на наших гла­ зах возросла мощность рыбо­ промыслового флота. Еще совсем недавно мурманчане восторгались работой первен­ цев на Северном бассейне — БМРТ типа «Пушкин». Се­ годня на смену им пришли большие автономные трау­ леры, у которых в 2,3 раза больше водоизмещение, в 3,7 раза мощнее судовая си­ ловая установка. Практичес­ ки неограниченным стал рай­ он плавания промысловиков. На наших судах установле­ но более 260 новейших си­ стем спутниковой навигации, комплексов обнаружения и добычи рыбы. За три года одиннадцатой пятилетки на предприятиях района внедрено 92 механи­ зированные, комплексно-ме­ ханизированные и полуавто­ матические линии, 505 ком­ плексно - механизированных установок и агрегатов, вы­ полнена комплексная . меха­ низация 66 производствен; ных участков. На меропри­ ятия по ускорению техниче­ ского' прогресса в районе израсходовано 155 млн. руб­ лей. Инженерно - технические работники внедрили ценные организационно - техничес­ кие мероприятия. Например, в траловом флоте действует комплекс мероприятий, на­ правленных на сокращение . стояночного времени судов в порту и в ремонте. В объ­ единении «Мурманрыбпром» внедрена комплексная схема сохранения пищевой ценно­ сти улова и увеличения удельного веса рыбы-сырца, направляемой на выпуск пи­ щевой продукции. Использование научно- технических достижений по­ ложительно сказывается на выполнении государственно­ го плана и взятых соцобяза­ тельств. За 3 года и 7 месяцев промышленность района на 104 процента выполнила за­ дание по реализации товар­ ной продукции. Конкретно и результатив­ но участвуют в научно-тех­ ническом прогрессе партий­ ные организации ПТО «Сев- техрыбпром». Мурманского отделения института «Гип- рорыбфлот». В производственно - тех­ ническом объединении «Сев- техрыбпром» созданы и вне­ дрены новые образцы машин и оборудования для комп­ лексной переработки океа­ нических видов рыб в пище­ вую продукцию ширркого ассортимента. За эту рабо­ ту А. Н. Алешин, Ю. А. Благовещенский, С. В. Кру­ тов и Ю. М. . Цвылев удо­ стоены Государственной пре­ мии СССР. Как и должно быть, в1 авангарде всех хороших дел идут коммунисты. Среди них главный инженер тра­ лового флота Ю. И. Коно- шенко, директор производст­ венно-технического объеди­ нения «Севтехрыбпром» С. В. Крутов, главный кон­ структор проекта Мурман­ ского отделения института «Гипрорыбфлот» В. Н. Аб­ рамов. И таких людей у нас становится все больше. И ВСЕ ЖЕ в нашей ра- ‘ боте по руководству научно - техническим прогрессом есть немало упу­ щений и недостатков. Анализ показал, что тем­ пы внедрения научно-техни­ ческих достижений и отдача от них не обеспечивают вы­ полнение "установленных за­ даний по выпуску пищевой рыбной продукции. За последние годы, как известно, наши флоты пре­ терпели большие качествен­ ные изменения, а вопросы планирования и управления работой флотов практически остались на прежнем уров­ не. Это привело к возникно­ вению ряда диспропорций: между развитием флота и судоремонтной базой, между потребностью и обеспечен­ ностью сменным оборудова­ нием, запчастями,, комплек­ тующими изделиями, между техническим состоянием и кадровой политикой. Этим можно объяснить большие потери эксплуатационного и В. НИКИТИН, ■торой сенретарь Октябрьского райкома КПСС г. Мурманска расли более 13 тысяч чело­ век работают вручную. В отрасли не механизированы многие операции при раз­ делке, укладке и упаковке рыбной продукции.. Обилие такого труда приводит к зна­ чительной текучести кадров. Огромное количество ма­ шин и оборудования имеется на рыбофабриках. Но боль­ шая часть его не использу­ ется или используется не­ эффективно. В основном это связано с узкой специа­ лизацией, конструкторскими недоработками и халатным отношением к нему эксплуа­ тационников. О накой эффективности, например, может идти речь, если установленная на БМРТ «Спутник» рыбораз­ делочная техника весь рейс не работала? Первоначально Планировалась работа на промысле путассу, а промыш­ лять пришлось окуня. И такие примеры нееднничны. Не случайно и то, что, уве­ личивая ежегодно парк ма­ шин, и траловый флот, и объединение «Мурманрыб- пром» не выполняют план конструкторских организа­ ций. Партия считает, что наука должна быть с возму­ тителем спокойствия». Творческое содружество ученых н конструкторов с производственниками дает- огромный эффект. И приме­ ров тут много. Вместе с тем у нас еще немало участков, где союз науки с производ­ ством или вообще отсутству­ ет, или не дает эффекта, на который мы вправе рассчи­ тывать. В планы работ на­ ши проектные и конструк­ торские организации неред­ ко включают пустяшные «новшества», которые не обладают новизной, попро­ сту говоря, планируют вче­ рашний день, а ценные изо­ бретения откладывают «на потом» или вовсе отклоняют. Нас не могут не волновать вопросы быстроты передачи и внедрения разработок в производство. Хотя в по­ следние годы в этом на­ правлении сделан шаг впе­ ред, но это отнюдь не озна­ чает, что нынешний меха­ низм внедрения новой техни­ ки и технологии достаточно ШИРЕ ШАГ, НОВАТОР ! промыслового времени во всех флотах. Не изжиты крупные не­ достатки во внедрении сис­ темы непрерывного техниче­ ского обслуживания, разви­ тии своих собственных баз. Во многом недостатки в тех­ ническом прогрессе происхо­ дят из-за необязательности выполнения своих же реше­ ний. К примеру, еще в семи­ десятых годах был поставлен вопрос об увеличении емкос­ тей под рыбий жир на судах различных типов. Сначала дело пошло, а потом об этом забыли. Не решены сегодня проблемы с выпуском жира и доставкой его в порт в отдельных районах промыс­ ла, в период мойвенных пу­ тин. Только с начала это£р года, по самым скромным подсчетам, из-за этого Поте­ ряно не менее 425 тонн жи­ ра на сумму около 1 млн. рублей. Другой пример.. В свое время в объединении «Мур- манрыбпром-» родилась цен­ ная инициатива экипажа БМРТ «Шереметьево», при­ зывающая все судовые эки­ пажи включнтьей в работу за грамотную ■ техническую эксплуатацию механизмов и оборудования. Она была под- держана парткомом. На су­ дах прошли партийные соб­ рания. А вот повседневной, кропотливой работы на ме­ ста* проделано не было. И на сегодня сложилось поло­ жение, когда в «Мурман- рыбпроме» на отстое нахо­ дится 11 судов, растут объ­ емы ремонта. Вместо укреп­ ления дел есть ■реальная угроза того, что суда будут стоять чаще и больше. Ведущая роль в ускоре­ нии прогресса отводится ме­ роприятиям, ’ направленным на сокращенно и ликвида­ цию ручного, малоквалифи­ цированного и тяжелого фи­ зического труда. Его у нас по-прежиему много. Только на предприятиях рыбной, от­ по разделанной рыбопро­ дукции. Почти на всех судах уста­ новлена поисковая аппара­ тура «Скол», однако никто с ее помощью не ловит ры­ бу. А стоят эти комплекты, ни много ни мало, до 20 тыс. рублей. Кройе того, у нас на складах хранится неуста­ новленного оборудования, в том числе импортного, на многие сотни тысяч рублей. Необходимо сказать, что в рыбной отрасли нет едино­ го координирующего органа по научно-техническому про­ грессу. По этой причине в дополнение к разработкам «Севтехрыбпрома» на фло­ тах изготовлено большое ко­ личество различных приспо­ соблений, станков. Часто руководители в до­ казательство своей активной работы по ускорению науч­ но-технического прогресса приводят количество внед­ ренных мероприятий, объе­ мы затраченных государст­ венных средств на техниче­ ское совершенствование про­ изводства. Действительно, за последние три года затраты на механизацию и автома­ тизацию возросли почти в' 2 раза. Ежегодное же сокра­ щение ручного труда состав­ ляет лишь 2—3 процента. Явное несоответствие затрат и отдачи. Причина такого явления в распылении средств, затягивании сроков и. некомплексности техничес­ кого перевооружения, в инертности мышления,, без­ ынициативности у некоторых специалистов и организато­ ров производства, в недо­ статочной требовательности к ним со стороны партийных организаций. ЗА ДЕКАБРЬСКОМ (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что ускорение научно - техничес­ кого прогресса во многом будет зависеть от того,, как - мы мобилизуем на решение этой задачи коллективы на­ учно-исследовательских и совершенен. Надо признать, что мы не добились того, чтобы передовые достижения науки и техники в короткие сроки использовались на практике. Конкретный путь разви­ тия дайной работы — созда­ е т е в объединениях и на предприятиях временных на­ учно-производственных под­ разделений по важнейшим народнохозяйственным про­ блемам. Если конкретизиро­ вать эту задачу, т о . нам не­ обходимо добиться тесного плодотворного сотрудниче­ ства ученых, конструкторов, ИТР и рабочих на каждом участке производства. А воз­ главить важнейшие направ­ ления этой работы призваны партийные организации. * С НАЧАЛА XI пятилет­ ки нсобретатели и ра­ ционализаторы района дали более 10 тысяч пред­ ложений с экономическим эффектом более 13 млн. рублей. Наибольший вклад в технический прогресс вно­ сят изобретатели и рациона­ лизаторы тралового флота, объединения «Мурманрыб- пром», управления «Севрыб- холодфлот», производствен­ но-технического объединения «Севтехрыбпром», Мурман­ ского отделения института «Гипрорыбфлот». Только в траловом флоте за послед­ ние три с половиной года внедрено почти 2 тысячи предложений с экономичес­ ким эффектом около 3 млн. рублен. Признанием больших ус­ пехов наших изобретателей и рационализаторов служит и тот факт, что в прошлом- году они были удостоены почетного права демонстри­ ровать сбои работы на ВДНХ СССР. Но итогам выставки большое количество работ отмечено медалями. Однако и в техническом творчестве у нас имеется много резервов. Есть нема­ ло примеров, когда наруша­ ются права изобретателей и рационализаторов, Слабо ра­ ботают организации BOIIP. Особое беспокойство вызы­ вает низкий уровень изобре­ тений в сравнении с лучши­ ми мировыми достижениями. 'Мы знаем примеры, когда службы по изобретательству н рационализации не только не укрепляют, а , ‘наоборот, раскомплектовывают, не ду­ мая о том, что эти действия и д у т 'в р азр е з с технической политикой. Некоторые руководители предприятий н . специалисты не .изучают глубоко инфор­ мационные "материалы, а при­ нятие' решений пр. ним зача­ стую перекладывают на ря­ довых работников.' Тенден­ ция к ‘замедлению темпов роста творческой активности и снижению основных пока­ зателей изобретательской и рационализаторской работы требует незамедлительных и действенных мер. Основной формой активи­ зации творческих усилий новаторов является, как из­ вестно, социалистическое соревнование. В нем. сегодня участвуют большинство чле­ нов ВОИР. По праву называют луч­ шей творческую. комплекс­ ную бригаду под руковод­ ством главного конструктора проекта ПТО «Севтехрыб­ пром» Ю. А. Благовещен­ ского. - Больших успехов добились общественные творческие бригады управления ' «Сев- рыбхолодфлот» под руковод­ ством Е. И. 'Маслова и объ­ единения «Мурмапрыб- пром» под руководством В. И. Вишневского. В чис­ ле лучших — общественные конструкторские бюро под руководством В. Г. Анкуди­ нова, О. II. Кислинского и многие другие. И все же в организации соревнования много недостат­ ков. Главный из них тот, ч т о ^ усилия соревнующихся на­ правлены в основном на достижение количественных показателей. Немало и дру- • гих проявлений формализма. Существенные недостатки остаются в пропаганде науч­ но-технических достижений и передового опыта. И хотя к районе пропаганду научно- технических знаний ведут 325 лекторов, их результаты весьма скромны. Особой заботой партий­ ных, профсоюзных организа­ ций, советов ВОИР должен стать контроль за использо­ ванием в народном хозяйст­ ве эффективных разработок, изобретений. Первоочеред­ ная задача партийных орга­ низаций состоит в том, чтобы поставить опыт лучших на службу всем, добиваться, чтобы задачи ускорения на­ учно-технического прогресса, решали в числе первоочеред^ ных на каждом предприятии, в цехе, на участке, в брига­ де, на рабочем месте. Важными факторами уско­ рения научно - технического прогресса должны стать тех­ ническое перевооружение и реконструкция производства, обновление основных произ­ водственных фондов, лучшее использование производст­ венного и научно-техничес­ кого потенциала, комплекс­ ная механизация и автома­ тизация, широкое примене­ ние новой техники и прог­ рессивных технологических процессов. Именно эти направления должны стать ориентирами при разработке перспектив- ' ного плана экономического и социального развития каж­ дого коллектива, организа­ ции, учреждения на 1986— 1990 годы и на период до 2000 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz