Рыбный Мурман. 1984 г. Октябрь.
КУРС-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСО Т РУЖЕНИКИ Октябрь ского района по праву могут гордиться заме чательными свершениями, которые стали возможны благодаря творческому при менению достижений научно- технического прогресса. Буквально на наших гла зах возросла мощность рыбо промыслового флота. Еще совсем недавно мурманчане восторгались работой первен цев на Северном бассейне — БМРТ типа «Пушкин». Се годня на смену им пришли большие автономные трау леры, у которых в 2,3 раза больше водоизмещение, в 3,7 раза мощнее судовая си ловая установка. Практичес ки неограниченным стал рай он плавания промысловиков. На наших судах установле но более 260 новейших си стем спутниковой навигации, комплексов обнаружения и добычи рыбы. За три года одиннадцатой пятилетки на предприятиях района внедрено 92 механи зированные, комплексно-ме ханизированные и полуавто матические линии, 505 ком плексно - механизированных установок и агрегатов, вы полнена комплексная . меха низация 66 производствен; ных участков. На меропри ятия по ускорению техниче ского' прогресса в районе израсходовано 155 млн. руб лей. Инженерно - технические работники внедрили ценные организационно - техничес кие мероприятия. Например, в траловом флоте действует комплекс мероприятий, на правленных на сокращение . стояночного времени судов в порту и в ремонте. В объ единении «Мурманрыбпром» внедрена комплексная схема сохранения пищевой ценно сти улова и увеличения удельного веса рыбы-сырца, направляемой на выпуск пи щевой продукции. Использование научно- технических достижений по ложительно сказывается на выполнении государственно го плана и взятых соцобяза тельств. За 3 года и 7 месяцев промышленность района на 104 процента выполнила за дание по реализации товар ной продукции. Конкретно и результатив но участвуют в научно-тех ническом прогрессе партий ные организации ПТО «Сев- техрыбпром». Мурманского отделения института «Гип- рорыбфлот». В производственно - тех ническом объединении «Сев- техрыбпром» созданы и вне дрены новые образцы машин и оборудования для комп лексной переработки океа нических видов рыб в пище вую продукцию ширркого ассортимента. За эту рабо ту А. Н. Алешин, Ю. А. Благовещенский, С. В. Кру тов и Ю. М. . Цвылев удо стоены Государственной пре мии СССР. Как и должно быть, в1 авангарде всех хороших дел идут коммунисты. Среди них главный инженер тра лового флота Ю. И. Коно- шенко, директор производст венно-технического объеди нения «Севтехрыбпром» С. В. Крутов, главный кон структор проекта Мурман ского отделения института «Гипрорыбфлот» В. Н. Аб рамов. И таких людей у нас становится все больше. И ВСЕ ЖЕ в нашей ра- ‘ боте по руководству научно - техническим прогрессом есть немало упу щений и недостатков. Анализ показал, что тем пы внедрения научно-техни ческих достижений и отдача от них не обеспечивают вы полнение "установленных за даний по выпуску пищевой рыбной продукции. За последние годы, как известно, наши флоты пре терпели большие качествен ные изменения, а вопросы планирования и управления работой флотов практически остались на прежнем уров не. Это привело к возникно вению ряда диспропорций: между развитием флота и судоремонтной базой, между потребностью и обеспечен ностью сменным оборудова нием, запчастями,, комплек тующими изделиями, между техническим состоянием и кадровой политикой. Этим можно объяснить большие потери эксплуатационного и В. НИКИТИН, ■торой сенретарь Октябрьского райкома КПСС г. Мурманска расли более 13 тысяч чело век работают вручную. В отрасли не механизированы многие операции при раз делке, укладке и упаковке рыбной продукции.. Обилие такого труда приводит к зна чительной текучести кадров. Огромное количество ма шин и оборудования имеется на рыбофабриках. Но боль шая часть его не использу ется или используется не эффективно. В основном это связано с узкой специа лизацией, конструкторскими недоработками и халатным отношением к нему эксплуа тационников. О накой эффективности, например, может идти речь, если установленная на БМРТ «Спутник» рыбораз делочная техника весь рейс не работала? Первоначально Планировалась работа на промысле путассу, а промыш лять пришлось окуня. И такие примеры нееднничны. Не случайно и то, что, уве личивая ежегодно парк ма шин, и траловый флот, и объединение «Мурманрыб- пром» не выполняют план конструкторских организа ций. Партия считает, что наука должна быть с возму тителем спокойствия». Творческое содружество ученых н конструкторов с производственниками дает- огромный эффект. И приме ров тут много. Вместе с тем у нас еще немало участков, где союз науки с производ ством или вообще отсутству ет, или не дает эффекта, на который мы вправе рассчи тывать. В планы работ на ши проектные и конструк торские организации неред ко включают пустяшные «новшества», которые не обладают новизной, попро сту говоря, планируют вче рашний день, а ценные изо бретения откладывают «на потом» или вовсе отклоняют. Нас не могут не волновать вопросы быстроты передачи и внедрения разработок в производство. Хотя в по следние годы в этом на правлении сделан шаг впе ред, но это отнюдь не озна чает, что нынешний меха низм внедрения новой техни ки и технологии достаточно ШИРЕ ШАГ, НОВАТОР ! промыслового времени во всех флотах. Не изжиты крупные не достатки во внедрении сис темы непрерывного техниче ского обслуживания, разви тии своих собственных баз. Во многом недостатки в тех ническом прогрессе происхо дят из-за необязательности выполнения своих же реше ний. К примеру, еще в семи десятых годах был поставлен вопрос об увеличении емкос тей под рыбий жир на судах различных типов. Сначала дело пошло, а потом об этом забыли. Не решены сегодня проблемы с выпуском жира и доставкой его в порт в отдельных районах промыс ла, в период мойвенных пу тин. Только с начала это£р года, по самым скромным подсчетам, из-за этого Поте ряно не менее 425 тонн жи ра на сумму около 1 млн. рублей. Другой пример.. В свое время в объединении «Мур- манрыбпром-» родилась цен ная инициатива экипажа БМРТ «Шереметьево», при зывающая все судовые эки пажи включнтьей в работу за грамотную ■ техническую эксплуатацию механизмов и оборудования. Она была под- держана парткомом. На су дах прошли партийные соб рания. А вот повседневной, кропотливой работы на ме ста* проделано не было. И на сегодня сложилось поло жение, когда в «Мурман- рыбпроме» на отстое нахо дится 11 судов, растут объ емы ремонта. Вместо укреп ления дел есть ■реальная угроза того, что суда будут стоять чаще и больше. Ведущая роль в ускоре нии прогресса отводится ме роприятиям, ’ направленным на сокращенно и ликвида цию ручного, малоквалифи цированного и тяжелого фи зического труда. Его у нас по-прежиему много. Только на предприятиях рыбной, от по разделанной рыбопро дукции. Почти на всех судах уста новлена поисковая аппара тура «Скол», однако никто с ее помощью не ловит ры бу. А стоят эти комплекты, ни много ни мало, до 20 тыс. рублей. Кройе того, у нас на складах хранится неуста новленного оборудования, в том числе импортного, на многие сотни тысяч рублей. Необходимо сказать, что в рыбной отрасли нет едино го координирующего органа по научно-техническому про грессу. По этой причине в дополнение к разработкам «Севтехрыбпрома» на фло тах изготовлено большое ко личество различных приспо соблений, станков. Часто руководители в до казательство своей активной работы по ускорению науч но-технического прогресса приводят количество внед ренных мероприятий, объе мы затраченных государст венных средств на техниче ское совершенствование про изводства. Действительно, за последние три года затраты на механизацию и автома тизацию возросли почти в' 2 раза. Ежегодное же сокра щение ручного труда состав ляет лишь 2—3 процента. Явное несоответствие затрат и отдачи. Причина такого явления в распылении средств, затягивании сроков и. некомплексности техничес кого перевооружения, в инертности мышления,, без ынициативности у некоторых специалистов и организато ров производства, в недо статочной требовательности к ним со стороны партийных организаций. ЗА ДЕКАБРЬСКОМ (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что ускорение научно - техничес кого прогресса во многом будет зависеть от того,, как - мы мобилизуем на решение этой задачи коллективы на учно-исследовательских и совершенен. Надо признать, что мы не добились того, чтобы передовые достижения науки и техники в короткие сроки использовались на практике. Конкретный путь разви тия дайной работы — созда е т е в объединениях и на предприятиях временных на учно-производственных под разделений по важнейшим народнохозяйственным про блемам. Если конкретизиро вать эту задачу, т о . нам не обходимо добиться тесного плодотворного сотрудниче ства ученых, конструкторов, ИТР и рабочих на каждом участке производства. А воз главить важнейшие направ ления этой работы призваны партийные организации. * С НАЧАЛА XI пятилет ки нсобретатели и ра ционализаторы района дали более 10 тысяч пред ложений с экономическим эффектом более 13 млн. рублей. Наибольший вклад в технический прогресс вно сят изобретатели и рациона лизаторы тралового флота, объединения «Мурманрыб- пром», управления «Севрыб- холодфлот», производствен но-технического объединения «Севтехрыбпром», Мурман ского отделения института «Гипрорыбфлот». Только в траловом флоте за послед ние три с половиной года внедрено почти 2 тысячи предложений с экономичес ким эффектом около 3 млн. рублен. Признанием больших ус пехов наших изобретателей и рационализаторов служит и тот факт, что в прошлом- году они были удостоены почетного права демонстри ровать сбои работы на ВДНХ СССР. Но итогам выставки большое количество работ отмечено медалями. Однако и в техническом творчестве у нас имеется много резервов. Есть нема ло примеров, когда наруша ются права изобретателей и рационализаторов, Слабо ра ботают организации BOIIP. Особое беспокойство вызы вает низкий уровень изобре тений в сравнении с лучши ми мировыми достижениями. 'Мы знаем примеры, когда службы по изобретательству н рационализации не только не укрепляют, а , ‘наоборот, раскомплектовывают, не ду мая о том, что эти действия и д у т 'в р азр е з с технической политикой. Некоторые руководители предприятий н . специалисты не .изучают глубоко инфор мационные "материалы, а при нятие' решений пр. ним зача стую перекладывают на ря довых работников.' Тенден ция к ‘замедлению темпов роста творческой активности и снижению основных пока зателей изобретательской и рационализаторской работы требует незамедлительных и действенных мер. Основной формой активи зации творческих усилий новаторов является, как из вестно, социалистическое соревнование. В нем. сегодня участвуют большинство чле нов ВОИР. По праву называют луч шей творческую. комплекс ную бригаду под руковод ством главного конструктора проекта ПТО «Севтехрыб пром» Ю. А. Благовещен ского. - Больших успехов добились общественные творческие бригады управления ' «Сев- рыбхолодфлот» под руковод ством Е. И. 'Маслова и объ единения «Мурмапрыб- пром» под руководством В. И. Вишневского. В чис ле лучших — общественные конструкторские бюро под руководством В. Г. Анкуди нова, О. II. Кислинского и многие другие. И все же в организации соревнования много недостат ков. Главный из них тот, ч т о ^ усилия соревнующихся на правлены в основном на достижение количественных показателей. Немало и дру- • гих проявлений формализма. Существенные недостатки остаются в пропаганде науч но-технических достижений и передового опыта. И хотя к районе пропаганду научно- технических знаний ведут 325 лекторов, их результаты весьма скромны. Особой заботой партий ных, профсоюзных организа ций, советов ВОИР должен стать контроль за использо ванием в народном хозяйст ве эффективных разработок, изобретений. Первоочеред ная задача партийных орга низаций состоит в том, чтобы поставить опыт лучших на службу всем, добиваться, чтобы задачи ускорения на учно-технического прогресса, решали в числе первоочеред^ ных на каждом предприятии, в цехе, на участке, в брига де, на рабочем месте. Важными факторами уско рения научно - технического прогресса должны стать тех ническое перевооружение и реконструкция производства, обновление основных произ водственных фондов, лучшее использование производст венного и научно-техничес кого потенциала, комплекс ная механизация и автома тизация, широкое примене ние новой техники и прог рессивных технологических процессов. Именно эти направления должны стать ориентирами при разработке перспектив- ' ного плана экономического и социального развития каж дого коллектива, организа ции, учреждения на 1986— 1990 годы и на период до 2000 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz