Рыбный Мурман. 1984 г. Октябрь.

ПРИРОДА И МЫ • У Политбюро ЦК КПСС на очередном заседании (в конце сен­ тября с. г.) рассмотрело вопрос об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью ССС Р. Предусматривается создать на С е­ вере систему заповедников, установить ограничения для полетов воздушных и плавания морских судов в местах скопления жи­ вотных, учитывать требования охраны природы при геологораз­ ведочных, строительных и других работах. Предложения по всем этим вопросам переданы на рассмотрение комиссии палат Вер­ ховного Совета СССР. Сегодня мы предлагаем читателям статью, в которой раскры­ вается содержание проблем охраны природы в нашем крае. 1 J I Ш ]Гв Мы смотрим на Север как на район будущ его: хотя у нас ос­ воение его началось сравнитель- ;¥> недавно, уже сегодня он стал одним из важнейших экономиче­ ских районов страны. К сожале­ нию, научные исследозания пока отстают от нужд практики, что обостряет и без того сложные отношения человека и сезерной природы. Практики все еще идут зача­ стую впереди науки, идут через ошибки и немалые потери. Надо помнить: ошибки на Севере осо­ бенно ощутимы — в пространст- ве и во времени, они «аукнут­ ся» и через десятилетия невос­ полнимым ущербом для народ­ ного хозяйства, природы. Север — край, где в очень тяжелых условиях живут природа и лю­ ди. Он очень уязвим. И потому его нельзя осваизать с наскока, без серьезных научных изыска­ ний, без самой современной техники и организации научных работ. Большие ресурсы имеются на Севере и у охотничьего хозяйст- ве4 » и у рыболовства (хотелось бКг сказать — рыбоводства, ес­ ли бы оно было организовано правильно, с учетом биологии северных видов). Очень сложна здесь и пробле­ ма очистки и обеззараживания сточных вод: реки Севера обла­ дают крайне слабой способно­ стью к самоочищению; сезерной реке нужно пройти в десять раз большее расстояние, чем в средней полосе, чтобы очис­ титься. У нас немало достижений в области охраны окружающей среды. В частности, опыт цент­ рального теплоэнергоснабжения, упорядочения движения в горо­ дах автотранспорта, обезврежи­ вание выбросов в воздушный бассейн позволили стабилизиро­ вать уровень загрязнения атмос­ ферного воздуха в городах и поселках области. В последние годы уровень загрязнения возду­ ха во всех городах и поселках установился ниже среднего уро- »ня ‘ по стране. Разработан вариант комплекс­ ной программы до 2000 года с разделом «Охрана атмосфер­ ного воздуха», на предприятиях осуществляется ряд мер, на­ правленных на повышение эф ­ фективности существующих и строительство новых пылегазо­ улавливающих установок, совер­ шенствуются технологические процессы, проводится работа по ликвидации источников загрязне­ ния. Разработаны рациональные схемы движения автотранспорта, запрещено движение грузового транзитного автотранспорта в Центральной части городов М ур­ манск, Апатиты, Кировск. Сделано много. Но предстоит сделать еще больше. Несмотря на принятые меры, выбросы вРедных веществ в атмосферу каждый год возрастают вместе с ростом объемоз производства. Для дальнейшего улучшения со- стояния воздушного бассейна часе^нны х пунктов области не­ обходимо дальнейшее развитие сернокислотного производства за счет более полной утилизации газовых выбросов, строительство современных пылегазоулавлива­ ющих установок, благоустройство санитарно-защитных зон и т. д. Мурманск расположен на Коль­ ском заливе. Город начался с залива, с одной из лучших гава­ ней мира, доступной для любых судов в любое время года. Именно Кольскому зализу Мур­ манск обязан своим рождением. Но вот что здесь произошло... Обследование Кольского зали­ ва сотрудниками ПИНРО в 1983 году показало, что за 70-летний период общий видовой состав донной фауны залива уменьшил­ ся почти в 15 раз, а планктон­ ных ракообразных — в 2 раза. Произошла замена одних видов другими. Наиболее массовая форма планктонных ракообраз­ ных, один из важнейших пище­ вых объектов — калянус практи­ чески исчез. Почти полностью исчезла рыба в заливе, и в зна­ чительной степени снижается ценность всей проходящей по заливу рыбы. Причина всему этому — за­ грязнение вод, представляющее собой серьезную экологическую проблему, так как из-за низкой температуры процесс самоочище­ ния вод очень затруднен. Нельзя сказать, что ничего не делается у нас по защите зали­ ва от загрязнения. С судов ры­ боловного, транспортного и вспо­ могательного флотов собираются и утилизируются замазученные льяльные воды, мусор, пищевые отходы. Нефтемусоросборщика- ми рыбного и торгового портов ежегодно с поверхности залива собирается около 2 тысяч тонн нефтесодержащих вод и около 2 тысяч тонн древесины. Все это положительно сказывается на состоянии вод залива, но меры эти недостаточны. С 1970 года сброс неочищен­ ных стоков в залив является на­ рушением 38-й статьи «Основ водного законодательства Союза ССР». О нашем уникальном водоеме, озере Имандра, уж е вы ступ ала газета «Правда» на своей стр ан и ­ це народного нонтроля от 11 м ар. та 1984 г. Экологическая обета, новка на озере тревож ная, и для ее улучш ен ия необходим целый номплекс сро чны х мер. Н ачаты работы по разведне на неф ть и газ на ш ельф е Баренце­ ва моря. Тр ест «А р кти км о рн еф те. газразведка» оснащ ается спец и . альными плавучим и буровыми платф орм ами, судам и . Задача Мингазпрома С С СР, тр еста, инже­ нерны х и те хн и ч е ски х служ б — сделать все, чтобы работы , про­ водимые на ш ельф е, были эколо. гически чисты м и. Нельзя допус­ ти ть , чтобы воды Баренцева мо­ ря запахли неф тью . Х р уп ко сть, уязвим ость природ, ны х комплексов А рктического Севера стала давно очевидной. Недаром Политбюро ЦК КПСС на своем заседании рассмотрело во­ прос об усилении охраны приро­ ды в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающ их к северному побережью СССР (газета «Правда» от 28.09.84 г.). Вопросы, рассмотренные По­ литбюро ЦК КПСС, весьма ак­ туальны для Мурманской облас­ ти. Действительно, например, значение заповедных территорий сейчас трудно переоценить. Вы­ деление особо охраняемых тер­ риторий способствует воспроиз­ водству природных ресурсов. С позиций эколого - экономических, как известно, они «балансируют» хозяйственную нагрузку на эко­ логические системы, тем самым приобретая большое экономиче­ ское значение на перспективу. К сожалению, до сих пор ох­ рана заказников, памятников при­ роды, защитных лесных полос вдоль озер, рек, дорог и даже защитных притундровых лесоз сводилась в основном к тому, что эти территории объявлялись охраняемыми. Если мы найдем правильное решение этой зада­ чи, природа Мурманской обла­ сти будет сохранена для нас и наших потомков. В этом году ПИНРО начаты исследовательские работы с це- лью выработки рекомендаций по восстановлению численности ум- бозерской палии. Рыбные запасы внутренних во­ доемов — это живая система, которая при нормальных усло­ виях не требует никаких затрат на свое существование и вос­ производство. На протяжении веков люди пользовались этими благами. С е­ годня затрат требует не только воспроизводство рыбы, но, глав­ ным образом, сохранение самих условий ее существования. Решение Политбюро ЦК КПСС об ограничении полетов самоле­ тов и плавания судов над опре­ деленными северными террито­ риями предусматривает допол­ нительные эффективные меры по охране животного мира, для ко­ торых эти воздействия в опре­ деленные периоды могут иметь крайне отрицательное значение. Так, полеты над скоплениями беломорского лысуна в Белом море ниже 600 метров в пери­ од размножения приводят к сильному беспокойству живот­ ных, в результате чего эти скоп­ ления могут рассыпаться, ново­ рожденные могут при этом по­ гибнуть или оказываться в непод­ ходящих для их нормального развития условиях. Полеты над стадами диких оленей в период отела также могут приводить к гибели молодняка. Плавание судов в определен­ ных районах, а именно в тех, где на льдах размножаются в массе гренландские тюлени (в том числе — беломорский лы­ сун), может вызывать прямую гибель животных под корпусами судов или в нагромождении льдов, возникающих на пути сле­ дования ледоколов. Масштабы наносимого вреда, когда курсы идущих во льдах судов проле­ гают через детные скопления тюленей, трудно себе предста­ вить, ведь беспомощные дете­ ныши н* могут сами уклонить­ ся от идущего на них судна, а суда н* имеют во льдах доста­ точной маневренности, чтобы ук­ лониться от попадающихся на пу­ ти животных. Теперь этого не будет, так как судоводители будут прокла­ дывать курсы по данным авиа­ разведки в стороне от возмож­ ных встреч с животными. Само­ леты не будут совершать свои полеты ниже критических высот. Север богат, слов нет, но при­ рода его хрупка, неустойчива, трудно восстановима. Может быть, северные земли и еще пустыни — самые уязвимые при­ родные биогеофизические систе­ мы на земле. Словом, пришло то время, когда, по словам акаде­ мика Н. Вавилова, «надо поста­ вить проблему сезэрных земель в соответствующем ее значению масштабе». Север богат, многообразен и требует разностороннего комп­ лексного подхода. В. КИЛЕЖЕНКО , зав. лабораторией охраны вод ПИНРО, кандидат технических наук. ..ДОГОРАЕТ ОСЕНЬ НА СНЕГУ. Фото С. БАРКОВА. УКРАДЕНО? ИЗ СВОЕГО КАРМАНА! Я часто ловлю себя на м ы с. ли: почему сейчас та к много «развелось» браконьеров? Ведь не от голода же приезж аю т «рыболовы» на запретны е ме­ ста , ста в я т сети, губ ят сто ль­ ко ценной рыбы! Помню, были трудны е вре­ мена, голодали. Но разве кто . нибудь осм еливался ловить сем гу во время нереста? И рыбы тогда водилось гораздо больше: только на Варзуге добывали более 120 тонн. Нынешний продуктовый при. лавок стал гораздо богаче, чем был в те годы . Конечно, семга в продаже бы вает очень редко. Так ведь если бы не браконьеры, эта рыба не бы . ла бы столь деф ицитной. П равду говорят: нет предела человеческим потребностям, его неуемным ж еланиям . С е. годня дум аю т не о том , что. бы досы та поесть (это, ионеч. но, как говорится, слава богу), а гл я д я т, что бы такое на стол поставить, чего ни у ко. го нет. Только это «такое» иногда добывается уголовно наказуемым п утем . И знаю т все браноньеры, что ж дет их за воровство, но ж елание «от. куш а ть» икорочки или сем у, жьей ухи берет верх над ра. зумом. ...Два приятеля: докер М ур. манского рыбного порта С. В. Зайцев и электрин аатоколон. ны № 1505 Я . И. Колодешников взяли на станции проката лодку, погрузили в нее сети , руж ье положили — вдруг еще и дичь какая встр ети тся — и поплыли по реке У р а. Они прекрасно знали, что места здесь запретны е, что сем гу сетями ловить нигде нельзя, да и охоти ться в этом районе не разреш ено. На что же рас­ считы вали? Не н ай дут, мол, нас, не поймаю т. Н аш ли. Оба заплатили « кр уг­ лую » сумм у ш тр аф а (напомню: за наж дую рыбину — ш траф 75 рублей). Да и руж ья Зайцев больше не увиди т. А против любителей сем уж ки возбуж де. но уголовное дело. Тан что тай н ая рыбална очень до­ рого обойдется обоим браконь. ерам. На другой день на том же месте — п ож алуйста, еще трое ж ителей М урманской об. ласти : В. М. Ипатов, в . П. Ми. шин, Б. С. Р устам о в. Методы у эти х рыболовов те ж е, гр а. би тельские: сетям и . Ну и ре­ зул ь тат тот ж е: ш тр аф плюс уголовное дело. Я мог бы поименно назвать всех 180 браконьеров, схв а ­ ченны х за р уку только со тр уд. никами Мурманской инспен. ции. Да не в именах дело, а в том ущ ербе, каной наносят они не одним северянам — всей стр ане. В нашей области созданы четыре рыбоводны х завода. Там работаю т лю ди, которые переживаю т за каж дую нро- шечную ры бку, чтобы она выж ила, выросла. Насколько трудна их работа, можно с у . ди ть хотя бы по таком у при. меру: инринка семги столь нежна, что, если взять ее пальцам и, она получает смер­ тельны й ожог, из этой и кр ин­ ки уж е никогда не вы растет рыба. Не дни — годы ухо дят на то, чтобы малек весом 1—2 грамма превратился в 6 — 7 - килограммовую серебристую красавицу. Вы ращ иваю т сем гу до тр е х, летнего возраста, потом вы п у. снаю т в рени, а о ттуда она скаты в ается в залив и в море. И вот через год.два возвра­ щ ается в родные края кр уп ­ ная, красивая ры ба. Идет на нерест. Т у т.то ее и кар аулят браконьеры. Как же — охота икорочкой побаловать гостей! И гибнет не тольно сама сем . га, но и ее будущ ее потомство. Ведь каж дая икринна стала бы ценной рыбиной. Может, кому-то подум ается: а куда же государственная инспекция смотрит? Попробую объяснить. Я уже назы вал циф ру — 180. Стольних браконьеров задержали на месте п р е ступ . ления сотрудники инспенции. Но озер и рек на Кольском полуострове очень много, и разом проверить все п р акти ­ чески невозможно. Х отя есть у нас и вертолет, и катер , и автом аш ины , у инспекторов — рации. Но, повторяю . нельзя объять необъятное. Этим и пользую тся браконьеры, наде. ясь на «авось». Конечно, «авось» — сегодня, а завтра будет а к т и уголовное дело. Хотя каж дому браконьеру д у. м ается, что это «завтра» н а. ступ и т для кого угодно, но не для него. Я считаю , об охране ры бны х запасов должны беспокоиться не только го су. дарственны е инспекторы , но и все ж ители нашего края. Задум айтесь: у кого ворую т?— у сам их себя! У пете"< своих... Е. КОЖИН государственный инспектор. шшшЕ. 26 октября1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz