Рыбный Мурман. 1984 г. Октябрь.

ПИСЬМА С ПРОМЫСЛА • 1ГнПг | ЕДОБОР за сутки двухсот тонн пищевой Iпродукции — такова цена организационных не­ увязок, вызванных волевым вмешательством в дела про­ мысла берега. Флагманам отрядов промысловых судов предписано обеспечивать ры­ бой в первую очередь за­ крепленные за ними плав­ базы. Это повлекло восьми­ часовой простой морозиль­ ных линий базы «Арктика», слабую работу базы «Григо­ рий Лысенко». Ныпе поря­ док на промысле наведен, но потери пищевой продук­ ции невосполнимы». Эта радиограмма 24 сен­ тября была направлена в редакцию из нашего кор­ респондентского пункта, ус­ тановленного в группе су­ дов, ведущих кошельковый ПИСЬМО ТРЕТЬЕ рижераторного флота, кото­ рые до 20-х чисел сентября в силу целого ряда льгот, -предоставленных занятым на путине судам, не были особо заметны. Мойва осенью жирная, нежная, поэтому приемку ее надо вести аккуратно, не допуская механических по­ вреждений рыбы. И лучше всего не насосами, а по ста­ ринке, каплерами. Да и тол­ щину слоя рыбы в накопи­ тельных ящиках плавбаз при­ ходится уменьшать. Все это снижает темпы приемки, что вызывает недовольство у экипажей промысловых судов. Их дело — побольше заметать мойвы и побыст­ рее сдать на базу. При этом капитаны кошельковистов рассуждают примерно так: «Мы неплохо поработа- них рыболовных траулерЬв. Да и руководители промыс­ ловых флотов, например «Мурманрыбпрома», в це­ лом заинтересованы нара­ щивать на кошельковом ло­ ве именно добычу мойвы, так как недостающие проценты для плана по производству пищевой продукции добе­ рут экипажи больших мо­ розильных траулеров, ве­ дущие автономный промы­ сел. Для них, естественно, спущен план по пищевой... Вот в таких условиях (а мы пока что ни слова не сказали о переменчивой осе­ нью промысловой обстанов­ ке), условиях, созданных где-то искусственно, прихо­ дится работать экипажам плавбаз. Не забывайте еще об ужесточенных требова­ ниях к качеству рыбопро- ДГУГОГО НЕ ДАНО! лов мойвы. До читателя она не дошла — в кратком теле­ графном сообщении не было возможности расставить все точки над «I». Попробуем расставить их месяц спустя Сегодняшним письмом. Проблемы, о которых идет речь, характерны для пу­ тин последних лет. Трудно предугадать промысловую обстановку. Еще труднее четко регламентировать пра­ ва и обязанности экипажей десятков судов различных флотов, делающих одно об­ щее дело. У каждого свои планы, свои интересы, ко­ торые уже потом, после штормов и миль, недель и месяцев промысла, сложатся 9 единые показатели работы ВРПО «Севрыба». Станут десятками, сотнями тысяч тонн рыбопродукции, по­ ставленной на народный стол рыбаками Мурмана. На­ шим с вами ужином, обедом или завтраком. В начале года с трибуны XXII Мурманской областной партийной конференции про­ звучала озабоченность тем, что, выполняя производст­ венные задания, отдельные передовые коллективы, уча­ стники Договора 14-ти, при этом не поступятся собствен» ными интересами ради дости­ жения конечной цели. Девиз социалистического соревно­ вания рыбаков и их смежни­ ков «Берег — промыслу, промысел — берегу». Оста­ новимся лишь на одной его части — промысле. Ведь на путине только в группе су­ дов, ведущих кошельковый лов, тесно переплетены уси­ лия тружеников объединений «Мурманрыбпром» и «Карел- рыбпром», Мурманского и Архангельского рыбаккол- хозсоюзов, управления «Сев- рыбхолодфлот». |А НОЧЬ ветер стих, но не изменил севе- ' ро-восточного направ­ ления «Солнце красно поут­ ру—моряку не по нутру»,— вспомнил народную примету руководитель промрайона Виктор Александрович Ил гунас, выйдя перед утренним радиосоветом на палубу плавбазы «Полярная звез­ да». Но не столько погодные условия, как организацион­ ные неувязки повлияли на работу в предстоящие сутки. Именно в эти дни обостри­ лись существующие про­ тиворечия в интересах эки­ пажей промысловых флотов и плавбаз управления реф­ Я ш У ли на весенней мойвенной путине. Как известно, в на­ чале года рыба меньше пи­ тается и более пригодна для производства пищевой про­ дукции. Так что годовое за­ дание по этому показателю в основном уже выполнено. Теперь возьмемся за вылов». Что ж, по-своему они пра­ вы. И заметывают кошель- ковисты по 5 0 0—700 тонн мойвы при благоприятной промысловой обстановке. А реальная возможность, учи­ тывая мощности морозиль­ ных линий плавбаз, исполь­ зовать на пищевые цели только тонн 100— 120. От­ сюда взаимные обиды, кото­ рые были ц будут, пока ры­ баки работают не на конеч­ ный результат, а стремят­ ся справиться с наиболее выгодными для себя эконо­ мическими показателями. От этого зависит оплата тру­ да команд сейнеров и сред­ дукции. Так что даже от­ дельные начальники берего­ вых служб и капитаны судов работают с оглядкой, когда дело касается мойвенной пу­ тины. П РИВЕДЕННЫЕ выше рассуждения — не плод беглых репортерских заметок. В беседах с опытны­ ми капитанами, с руководи­ телем отряда судов управ­ ления «Севрыбхолодфлот» Альбертом Филипповичем Левановым я находил под­ тверждение своим, пока еще не оформившимся выводам о причинах организацион­ ных неувязок на промысле. А о том, что причины эти не случайны, говорит хотя бы данная информация: «Руководители промрайона постоянно нацеливают экипа­ жи на выполнение главной за­ дачи — максимальный выпуск пищевой продукции. То есть, разумно регулируя суточные уловы, полностью загружать мощности морозильных баз, а рыбомучные использовать только для «зачистки» нево­ дов. Однако в январе таи и не удалось добиться ритмич­ ной работы. И основная причи­ на того не в сложных погод­ ных условиях, а в слабой орга­ низации труда. В настоящее время на пути­ не отказались от общей оче­ реди кошельковистов при сда­ че рыбы. Траулеры закрепле­ ны за плавбазами, на которых находятся и флагманские спе­ циалисты каждого отряда су­ дов. Эта мера призвана ис­ ключить случаи выбора ко- шельковистами «выгодных» для себя плавбаз при сдаче уловов. А такое бызает. 26 января при хорошей рыбалка вхолостую сработал экипаж плавбазы «Рыбный Мурман», взаимодействуя с ловцами Мурманского рыбакколхоз- сою за. С другой стороны, порой перестраховываются капита­ ны баз, «застолбив» на радио­ совете траулеры и заставляя их часами простаивать с рас­ пущенными неаодами в ожи­ дании выгрузки. 1200 тонн мойвы могли бы взять толь­ ко мурманрыбпромовские су­ да за 20— 21 января, потеряв в общей сложности 128 судо- часов. Меркантильные, сиюминут­ ные интересы не должны оп­ ределять подход к использо­ ванию сырца». («Раскачка на старте» — «РМ» № 5 от 3 февраля 1984 года). Извините за столь обшир­ ную цитату из нашей газе­ ты. Но что толку каждый раз писать об одном и том же, изменяя только цифры тонн потерянной рыбопро­ дукции. В конечном счете, какое нам, журналистам, де­ ло до распоряжений берега о жестком закреплении про­ мысловых судов за плавба­ зами или об установлении общей очереди при сдаче уловов? Любое хозяйствен­ ное решение четко отражает замысел руководителя. Но всегда ли оно ведет к до­ стижению главной цели ( в данном случае — максималь­ ному направлению сырца на пищевые цели)? К сожале­ нию, еще многие указания «сверху» касаются второсте­ пенных, малозначащих во­ просов, давно решенных эки­ пажами судов. Можно, конечно, учтя уро­ ки прошлых путин, сократить число кошельковистов, за­ крепленных за каждой плав­ базой. Это уменьшит про­ стои промысловиков в пи­ ковые периоды лова. С дру­ гой стороны, при слабой промобстановке это увели­ чит риск оставить плавбазы на «голодном пайке». Как ни крути, а палка-то получается о двух концах. Как и в спорах об организа­ ции общей очереди кошель­ ковистов при сдаче уловов или закреплении их за плав­ базами. Поэтому руководи­ тели штаба промысла, нахо­ дящиеся на путине, старают­ ся в зависимости от обста­ новки гибко регулировать тактику лова. Ведут целена­ правленное распределение уловов и строгий контроль за выполнением своих распо­ ряжений. Только в этом слу­ чае трудовая и исполни­ тельская дисциплина склады­ ваются в дисциплину про­ мысловую, без которой не­ мыслим успех. Другого не дано. М Ы ГОВОРИМ о глав­ ной задаче путины — увеличении выпуска пи­ щевой продукции. При этом называем некоторые разли­ чия в интересах экипажей добывающих флотов и управления «Севрыбхолод­ флот». Свои интересы есть и в каждом отряде судов. Газета уже рассказывала о хорошей работе в сентябре траулеров Архангельского ры^кколхозсоюза, где флаг­ ман флота В. М. Колосов порой даже в ущерб отдель­ ным экипажам СРТ обязы­ вал капитанов сдавать уловы на рефрижераторные базы. Отряд от этого в пролове не остался, а вся группа только выиграла. Таким же обра­ зом флагманы могут помо­ гать отстающим судам, обе­ спечивая по согласованию со штабом промысла их перво­ очередную разгрузку. Но вот о чем телеграфируют в редакцию руководители кол­ хоза «Ударник», чьи суда входят в отряд кошелькови­ стов межколхозной базы рыболовного флота Мурман­ ского рыбакколхозсоюза: «Из всех хо зяй ств М РКС наиболее тяж елое положение с выполнением годового плана слож илось именно в «У дар н и . не». Однако вторые су тк и с полным трюмом мойвы леж и т в дрейфе в ожидании вы грузки наш тр аулер «Корш ун» — с а . мое отстающ ее судно отряда. Считаем , что причиной этом у послуж или внеочередные п о ста, новки к плавбазам судов к о л. хоза имени X X I съезда КПСС по распоряж ению начальника рыболовной базы Мосиенко...» Думаю, что колхозники, со своей стороны, правы. Как прав, может быть, и флагман отряда, действуя согласно обстановке, кото­ рая диктует промысловую дисциплину. Хотя надо бы учитывать здесь и многоме­ сячную попытку «Ударника» вывести свои суда из соста­ ва базы. То есть ради ста­ билизации добрых деловых отношений быть крайне вни­ мательным именно к трауле­ рам этого колхоза. Ж АЛЬ, что рядом с социалистически м и обязательствами уп­ равления мы не можем вы­ весить также красочно, по­ лиграфическим способом отпечатанные обязательства наших друзей-соперников по Договору 14-ти, — посетовал первый помощник капитана плавбазы «Сергей Васили­ син» Игорь Михайлович Корнев, когда мы останови­ лись с ним у экранов рабо­ ты экипажа. — Пришлось самим нарисовать плакат с цифрами плановых рубежей наших смежников. Только вот чем же, кроме выполне­ ния своих производственных задач, помогают они нам в рамках Договора? Все, о чем мы рассказали в этом письме, так или ина­ че упирается в вопросы вза­ имодействия рыбаков при достижении конечного ре­ зультата. Сейчас идут по­ иски единого экономическо­ го показателя работы труже­ ников объединения. Нужные, важные поиски. Но если на­ ши государственные планы основаны на материально- технических балансах, то принятые обязательства мо­ билизуют социальные рыча­ ги: политическую сознатель­ ность, образованность и творческую мысль, чувство долга. Эти-то рычаги и при­ званы двигать Договор 14-ти к намеченной цели. У каждого коллектива, ка­ ждого руководителя свой масштаб. У моряков на про­ мысле он, образно говоря, ограничен бортом судна: еле. ва море, справа море — и хорошо еще, если в трю­ мах есть рыба. Поэтому в мо­ ре резче видны организа­ ционные огрехи управления всем рыбным конвейером. Об этом не надо забывать руководителям любого ранга. В. ГЕОРГИ. Мурманск — Баренцево мо­ ре — Мурманск. 26 октября1984 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz