Рыбный Мурман. 1984 г. Октябрь.
ПИСЬМА С ПРОМЫСЛА • 1ГнПг | ЕДОБОР за сутки двухсот тонн пищевой Iпродукции — такова цена организационных не увязок, вызванных волевым вмешательством в дела про мысла берега. Флагманам отрядов промысловых судов предписано обеспечивать ры бой в первую очередь за крепленные за ними плав базы. Это повлекло восьми часовой простой морозиль ных линий базы «Арктика», слабую работу базы «Григо рий Лысенко». Ныпе поря док на промысле наведен, но потери пищевой продук ции невосполнимы». Эта радиограмма 24 сен тября была направлена в редакцию из нашего кор респондентского пункта, ус тановленного в группе су дов, ведущих кошельковый ПИСЬМО ТРЕТЬЕ рижераторного флота, кото рые до 20-х чисел сентября в силу целого ряда льгот, -предоставленных занятым на путине судам, не были особо заметны. Мойва осенью жирная, нежная, поэтому приемку ее надо вести аккуратно, не допуская механических по вреждений рыбы. И лучше всего не насосами, а по ста ринке, каплерами. Да и тол щину слоя рыбы в накопи тельных ящиках плавбаз при ходится уменьшать. Все это снижает темпы приемки, что вызывает недовольство у экипажей промысловых судов. Их дело — побольше заметать мойвы и побыст рее сдать на базу. При этом капитаны кошельковистов рассуждают примерно так: «Мы неплохо поработа- них рыболовных траулерЬв. Да и руководители промыс ловых флотов, например «Мурманрыбпрома», в це лом заинтересованы нара щивать на кошельковом ло ве именно добычу мойвы, так как недостающие проценты для плана по производству пищевой продукции добе рут экипажи больших мо розильных траулеров, ве дущие автономный промы сел. Для них, естественно, спущен план по пищевой... Вот в таких условиях (а мы пока что ни слова не сказали о переменчивой осе нью промысловой обстанов ке), условиях, созданных где-то искусственно, прихо дится работать экипажам плавбаз. Не забывайте еще об ужесточенных требова ниях к качеству рыбопро- ДГУГОГО НЕ ДАНО! лов мойвы. До читателя она не дошла — в кратком теле графном сообщении не было возможности расставить все точки над «I». Попробуем расставить их месяц спустя Сегодняшним письмом. Проблемы, о которых идет речь, характерны для пу тин последних лет. Трудно предугадать промысловую обстановку. Еще труднее четко регламентировать пра ва и обязанности экипажей десятков судов различных флотов, делающих одно об щее дело. У каждого свои планы, свои интересы, ко торые уже потом, после штормов и миль, недель и месяцев промысла, сложатся 9 единые показатели работы ВРПО «Севрыба». Станут десятками, сотнями тысяч тонн рыбопродукции, по ставленной на народный стол рыбаками Мурмана. На шим с вами ужином, обедом или завтраком. В начале года с трибуны XXII Мурманской областной партийной конференции про звучала озабоченность тем, что, выполняя производст венные задания, отдельные передовые коллективы, уча стники Договора 14-ти, при этом не поступятся собствен» ными интересами ради дости жения конечной цели. Девиз социалистического соревно вания рыбаков и их смежни ков «Берег — промыслу, промысел — берегу». Оста новимся лишь на одной его части — промысле. Ведь на путине только в группе су дов, ведущих кошельковый лов, тесно переплетены уси лия тружеников объединений «Мурманрыбпром» и «Карел- рыбпром», Мурманского и Архангельского рыбаккол- хозсоюзов, управления «Сев- рыбхолодфлот». |А НОЧЬ ветер стих, но не изменил севе- ' ро-восточного направ ления «Солнце красно поут ру—моряку не по нутру»,— вспомнил народную примету руководитель промрайона Виктор Александрович Ил гунас, выйдя перед утренним радиосоветом на палубу плавбазы «Полярная звез да». Но не столько погодные условия, как организацион ные неувязки повлияли на работу в предстоящие сутки. Именно в эти дни обостри лись существующие про тиворечия в интересах эки пажей промысловых флотов и плавбаз управления реф Я ш У ли на весенней мойвенной путине. Как известно, в на чале года рыба меньше пи тается и более пригодна для производства пищевой про дукции. Так что годовое за дание по этому показателю в основном уже выполнено. Теперь возьмемся за вылов». Что ж, по-своему они пра вы. И заметывают кошель- ковисты по 5 0 0—700 тонн мойвы при благоприятной промысловой обстановке. А реальная возможность, учи тывая мощности морозиль ных линий плавбаз, исполь зовать на пищевые цели только тонн 100— 120. От сюда взаимные обиды, кото рые были ц будут, пока ры баки работают не на конеч ный результат, а стремят ся справиться с наиболее выгодными для себя эконо мическими показателями. От этого зависит оплата тру да команд сейнеров и сред дукции. Так что даже от дельные начальники берего вых служб и капитаны судов работают с оглядкой, когда дело касается мойвенной пу тины. П РИВЕДЕННЫЕ выше рассуждения — не плод беглых репортерских заметок. В беседах с опытны ми капитанами, с руководи телем отряда судов управ ления «Севрыбхолодфлот» Альбертом Филипповичем Левановым я находил под тверждение своим, пока еще не оформившимся выводам о причинах организацион ных неувязок на промысле. А о том, что причины эти не случайны, говорит хотя бы данная информация: «Руководители промрайона постоянно нацеливают экипа жи на выполнение главной за дачи — максимальный выпуск пищевой продукции. То есть, разумно регулируя суточные уловы, полностью загружать мощности морозильных баз, а рыбомучные использовать только для «зачистки» нево дов. Однако в январе таи и не удалось добиться ритмич ной работы. И основная причи на того не в сложных погод ных условиях, а в слабой орга низации труда. В настоящее время на пути не отказались от общей оче реди кошельковистов при сда че рыбы. Траулеры закрепле ны за плавбазами, на которых находятся и флагманские спе циалисты каждого отряда су дов. Эта мера призвана ис ключить случаи выбора ко- шельковистами «выгодных» для себя плавбаз при сдаче уловов. А такое бызает. 26 января при хорошей рыбалка вхолостую сработал экипаж плавбазы «Рыбный Мурман», взаимодействуя с ловцами Мурманского рыбакколхоз- сою за. С другой стороны, порой перестраховываются капита ны баз, «застолбив» на радио совете траулеры и заставляя их часами простаивать с рас пущенными неаодами в ожи дании выгрузки. 1200 тонн мойвы могли бы взять толь ко мурманрыбпромовские су да за 20— 21 января, потеряв в общей сложности 128 судо- часов. Меркантильные, сиюминут ные интересы не должны оп ределять подход к использо ванию сырца». («Раскачка на старте» — «РМ» № 5 от 3 февраля 1984 года). Извините за столь обшир ную цитату из нашей газе ты. Но что толку каждый раз писать об одном и том же, изменяя только цифры тонн потерянной рыбопро дукции. В конечном счете, какое нам, журналистам, де ло до распоряжений берега о жестком закреплении про мысловых судов за плавба зами или об установлении общей очереди при сдаче уловов? Любое хозяйствен ное решение четко отражает замысел руководителя. Но всегда ли оно ведет к до стижению главной цели ( в данном случае — максималь ному направлению сырца на пищевые цели)? К сожале нию, еще многие указания «сверху» касаются второсте пенных, малозначащих во просов, давно решенных эки пажами судов. Можно, конечно, учтя уро ки прошлых путин, сократить число кошельковистов, за крепленных за каждой плав базой. Это уменьшит про стои промысловиков в пи ковые периоды лова. С дру гой стороны, при слабой промобстановке это увели чит риск оставить плавбазы на «голодном пайке». Как ни крути, а палка-то получается о двух концах. Как и в спорах об организа ции общей очереди кошель ковистов при сдаче уловов или закреплении их за плав базами. Поэтому руководи тели штаба промысла, нахо дящиеся на путине, старают ся в зависимости от обста новки гибко регулировать тактику лова. Ведут целена правленное распределение уловов и строгий контроль за выполнением своих распо ряжений. Только в этом слу чае трудовая и исполни тельская дисциплина склады ваются в дисциплину про мысловую, без которой не мыслим успех. Другого не дано. М Ы ГОВОРИМ о глав ной задаче путины — увеличении выпуска пи щевой продукции. При этом называем некоторые разли чия в интересах экипажей добывающих флотов и управления «Севрыбхолод флот». Свои интересы есть и в каждом отряде судов. Газета уже рассказывала о хорошей работе в сентябре траулеров Архангельского ры^кколхозсоюза, где флаг ман флота В. М. Колосов порой даже в ущерб отдель ным экипажам СРТ обязы вал капитанов сдавать уловы на рефрижераторные базы. Отряд от этого в пролове не остался, а вся группа только выиграла. Таким же обра зом флагманы могут помо гать отстающим судам, обе спечивая по согласованию со штабом промысла их перво очередную разгрузку. Но вот о чем телеграфируют в редакцию руководители кол хоза «Ударник», чьи суда входят в отряд кошелькови стов межколхозной базы рыболовного флота Мурман ского рыбакколхозсоюза: «Из всех хо зяй ств М РКС наиболее тяж елое положение с выполнением годового плана слож илось именно в «У дар н и . не». Однако вторые су тк и с полным трюмом мойвы леж и т в дрейфе в ожидании вы грузки наш тр аулер «Корш ун» — с а . мое отстающ ее судно отряда. Считаем , что причиной этом у послуж или внеочередные п о ста, новки к плавбазам судов к о л. хоза имени X X I съезда КПСС по распоряж ению начальника рыболовной базы Мосиенко...» Думаю, что колхозники, со своей стороны, правы. Как прав, может быть, и флагман отряда, действуя согласно обстановке, кото рая диктует промысловую дисциплину. Хотя надо бы учитывать здесь и многоме сячную попытку «Ударника» вывести свои суда из соста ва базы. То есть ради ста билизации добрых деловых отношений быть крайне вни мательным именно к трауле рам этого колхоза. Ж АЛЬ, что рядом с социалистически м и обязательствами уп равления мы не можем вы весить также красочно, по лиграфическим способом отпечатанные обязательства наших друзей-соперников по Договору 14-ти, — посетовал первый помощник капитана плавбазы «Сергей Васили син» Игорь Михайлович Корнев, когда мы останови лись с ним у экранов рабо ты экипажа. — Пришлось самим нарисовать плакат с цифрами плановых рубежей наших смежников. Только вот чем же, кроме выполне ния своих производственных задач, помогают они нам в рамках Договора? Все, о чем мы рассказали в этом письме, так или ина че упирается в вопросы вза имодействия рыбаков при достижении конечного ре зультата. Сейчас идут по иски единого экономическо го показателя работы труже ников объединения. Нужные, важные поиски. Но если на ши государственные планы основаны на материально- технических балансах, то принятые обязательства мо билизуют социальные рыча ги: политическую сознатель ность, образованность и творческую мысль, чувство долга. Эти-то рычаги и при званы двигать Договор 14-ти к намеченной цели. У каждого коллектива, ка ждого руководителя свой масштаб. У моряков на про мысле он, образно говоря, ограничен бортом судна: еле. ва море, справа море — и хорошо еще, если в трю мах есть рыба. Поэтому в мо ре резче видны организа ционные огрехи управления всем рыбным конвейером. Об этом не надо забывать руководителям любого ранга. В. ГЕОРГИ. Мурманск — Баренцево мо ре — Мурманск. 26 октября1984 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz